Особенности антикризисного управления предприятием
ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права г. Казань.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Антикризисное управление
Особенности антикризисного управления предприятием
Выполнила студентка
Ганеева О.А.
Содержание
1. Основные мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятий
2. Внешнее управление имуществом предприятия должника
3. Тест 1
4. Тест 2
Список используемой литературы
Основные мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия
Проведение ряда процедур в отношении предприятий, признаваемых неплатежеспособными в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 № 498, обусловлено наличием плана финансового оздоровления (бизнес – плана), который должен включать мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержанию эффективной хозяйственной деятельности.
Следует отметить, что наличие разработанного в установленном порядке утвержденного бизнес – плана является одним из основных условий предоставления платежеспособной организации государственной финансовой поддержки.
Типовая форма плана финансового оздоровления и методические рекомендации по его составлению утверждены распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 05 декабря 1994 года № 98 – р.
К началу 1997 г. в соответствии с данными рекомендациями было разработано несколько сотен планов финансового оздоровления неплатежеспособных организаций.
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем 2 года.
Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Назначение административного управляющего не является основанием для отстранения от должности руководителя предприятия. Кроме этого в определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом план финансового оздоровления и график погашения задолженности.
План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов, в ходе финансового оздоровления.
График погашения задолженности предусматривается погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди (граждане, перед которыми предприятие несет ответственность за возмещение ущерба, нанесенного жизни, здоровью и трудоспособности, и работники предприятия, перед которыми должник несет ответственность по погашению заработной платы и иных выплат) не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления.
График погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, устанавливается НК РФ (т.е. предприятию может быть предоставлены рассрочка, отсрочка или налоговый кредит при уплате обязательных платежей).
В случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности, до истечения установленного арбитражным судом срока финансового оздоровления должник представляет отчет о досрочном окончании финансового оздоровления.
Таким образом, основное назначение финансового оздоровления – восстановление платежеспособности и погашение имеющейся просроченной кредиторской задолженности.
Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан:
вести реестр требований кредиторов;
созывать собрания кредиторов;
рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, предоставляемые должником, и предоставлять заключения о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов;
предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;
осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов;
осуществлять другие обязанности.
В случае если административный управляющий не выполняет возложенные на него обязанности, арбитражный суд может отстранить его от занимаемой должности.
Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления, который подтверждает восстановление платежеспособности и погашение требований кредиторов.
Административный управляющий рассматривает отчет должника о результатах финансового оздоровления и составляет заключение о проведении финансового оздоровления и направляет его в арбитражный суд.
Если требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены в ходе финансового оздоровления, то административный управляющий созывает собрание кредиторов, на котором принимается одно из решений:
об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления;
об обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Переход к внешнему управлению возможен только при наличии реальной возможности восстановления платежеспособности, в противном случае – предприятие будет объявлено банкротом. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления должен составлять не более двух лет.
Если платежеспособность должника восстановлена, требования кредиторов погашены, то арбитражный суд принимает решение о завершении производства по делу о банкротстве.
Вывод: Мероприятия по преодолению кризисных ситуаций и восстановлению платежеспособности должны учитывать индивидуальные особенности организаций. Насколько типичны финансово – экономические проблемы российских организаций, настолько же характерны «методы и лечение». Комплекс антикризисных мероприятий должен охватывать следующие направления; мероприятия в сфере маркетинга и увеличение объема продаж, мероприятия в сфере производства, в сфере управления издержками, управления оборотными активами, управление запасами, дебиторской и кредиторской задолженностью и совершенствование управления.
2 Внешнее управление имуществом предприятия-должника
Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.
Введение внешнего управления является основанием для прекращения полномочий руководителя должника, которые возлагается на внешнего управляющего, назначенного арбитражным судом.
На внешнего управляющего возлагаются следующие обязанности:
управление имущество должника и проведение его инвентаризации;
разработка плана внешнего управления;
ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности;
взыскание дебиторской задолженности;
ведение реестра требований кредиторов;
реализация мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
представление собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;
осуществлять иных полномочий.
С момента введения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей. Это означает приостановку погашения задолженности, возникшей до введения данной процедуры.
Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.
План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.
Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:
перепрофилирование производства;
закрытие нерентабельных производств;
взыскание дебиторской задолженности;
продажа части имущества должника;
уступка прав требования должника;
исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
увеличение уставного каптала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
продажа предприятия должника;
замещение активов должника;
иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
Основное назначение плана внешнего управления – восстановление платежеспособности должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, установленных Законом «О несостоятельности (банкротстве)».
В завершении внешнего управления арбитражный управляющий обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов отчет, в котором должны быть отражены результаты проведения внешнего управления. К отчету внешнего управляющего должны прилагаться баланс должника на последнюю отчетную дату, отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и об убытках должника, сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника, сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Кроме этого к отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требований кредиторов.
В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений, которое он выносит на утверждение конкурсным кредиторам:
прекращение внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переход к расчетам с кредиторами;
продление установленного срока внешнего управления;
прекращение производства по делу о банкротстве в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром;
4. прекращение внешнего управления и обращение в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Принятое решение утверждается в арбитражном суде. Необходимо отметить, что должник может приступить к расчетам с кредиторами только после завершения внешнего управления. Погашение требований конкурсных кредиторов осуществляется в соответствии с реестром и очередностью, установленной Законом «О несостоятельности (банкротстве)». Только после погашения всех требований должником, арбитражный суд на основании представленного отчета прекращает производство по делу.
Вывод: Внешнее управление имуществом организации – должника вводится в случае, если основания полагать, что причиной тяжелого финансового положения явилось неудовлетворительное управления организацией и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность организации с целью продолжения ее деятельности путем осуществления производственных, организационных и экономических мероприятий.
3 Тест 1
Процедура наблюдения вводится арбитражным судом на срок:
а) до 5 мес.;
б) до 9 мес.;
в) до 7 мес.;
г) до 6 мес.
(4. Антикризисное управление: учеб. Для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Антикризис. Упр.» и другим эконом. Специальностям / Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский, И.Б. Бродский. – 5 – е изд., перераб. – М.: Издательство «Омега – Л», 2008. – 432 с.: ил., табл. – (Высшая школа менеджмента).)
4 Тест 2
При проявлении первых кризисных явлений необходимо:
а) создание рабочей антикризисной группы;
б) продажа части имущества предприятия;
в) выявление причины кризиса;
г) возврат кредиторской задолженности.
(4. Антикризисное управление: учеб. Для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Антикризис. Упр.» и другим эконом. Специальностям / Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский, И.Б. Бродский. – 5 – е изд., перераб. – М. : Издательство «Омега – Л», 2008. – 432 с.: ил., табл. – (Высшая школа менеджмента).)
Список использованной литературы
1. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г., №-127 - ФЗ.
2. Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. / утвержденные Распоряжением Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 8 октября 1999 года № 33.
3. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 432с.
4. Антикризисное управление: учеб. Для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Антикризис. Упр.» и другим эконом. Специальностям / Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский, И.Б. Бродский. – 5 – е изд., перераб. – М. : Издательство «Омега – Л», 2008. – 432 с.: ил., табл. – (Высшая школа менеджмента).)
5. Жарковская Е.П. Антикризисное управление: учебник/Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Омега – Л, 2005. – 357 с.
6. Зуб А.Т. Антикризисное управление: Учебное пособие для студентов вузов / А.Т. Зуб. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 319 с.
7. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов/ Под ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. – 469с.