Организация управления и оценка деятельности предприятия ОАО "Машиностроительный завод"
Примечания
Объектом стажировки является сувенирный цех, который производит игрушки из отходов трикотажного и швейного производства: льняной материи, с использованием материалов для набивки и отделки. В месяц цех выпускает продукции на сумму от 70 тыс. руб. Численность персонала составляет 6 человек — женщин, возраст которых от 21 до 43 лет. Бригадиром является закройщик. В подразделении имеются: машина швейная 1022 класса, оверлок 51 класса, утюг.
Подразделение взаимодействует с трикотажным и швейным цехом — поставщики сырья, складом — передача продукции на хранение. Цех подчиняется начальнику производства.
Данный цех является основным переработчиком вторсырья в организации, тем самым выполняя концепцию современного рынка о безотходном производстве, также производит экологически чистые игрушки, которые не так легко купить в настоящее время. Благодаря этому предприятие получает прибыль и удовлетворяет потребительский спрос, затрачивая минимум ресурсов.
Производственные и экономические показатели подразделения находятся на достаточном уровне для того чтобы цех полностью выполнял свою основную задачу. Объем производства в сувенирном цехе меньше, чем в других цехах, это объясняется преимущественно ручной работой.
Работа с поставщиками материальных ресурсов на предприятии основывается на составлении контрактов на поставку. Организация работает в основном с проверенными и хорошо зарекомендовавшими себя предприятиями. При работе с новыми поставщиками фирма заказывает пробную партию товара, оплата за которую происходит после ее получения, имея репутацию платежеспособного и честного предприятия, она может себе это позволить. Поставщиками трудовых ресурсов являются, как и учебные заведения, работа с которыми осуществляется на основе контрактов, так и биржа труда. Предприятие предпочитает не брать на себя долгосрочные кредитные обязательства, поэтому взаимодействие с поставщиками финансовых ресурсов осуществляется на краткосрочной основе (до 12 месяцев). Работа с потребителями осуществляется по предварительным заказам и предоплате. Для стимулирования спроса и привлечения новых потребителей организация дважды в год устраивает показы мод, постоянно разрабатывает новые модели одежды и аксессуаров, фотографии которых размещаются на специализированном интернет-сайте и печатаются в брошюрах. Разработана система скидок при покупке товара на сумму от 50 тыс. руб. У организации существует как множество фирм-поставщиков, так и множество фирм-потребителей, поэтому «сила» их влияния на экономическое состояние организации не велика. К тому же благодаря тому, что предприятие также занимается выращиванием льна — основного сырья для производства, оно может самостоятельно контролировать качество этого ресурса. Основными конкурентными преимуществами организации являются: производство экологически чистой, качественной продукции, постоянно обновляющийся широкий ассортимент, следование тенденциями моды, нацеленность на все категории покупателей, разработка моделей одежды для каждого типа фигуры, самостоятельное обеспечение льносырьем, что гарантирует его высокое качество, эксклюзивная отделка моделей, доступные цены, гибкая система скидок для оптовиков. Уровень конкуренции в отрасли производства одежды и аксессуаров изо льна не высокий, потому что в настоящее время эта отрасль промышленности только начинает развиваться. Так организация в вологодской области имеет таких конкурентов, как: ООО «Кантри Стиль», ООО «Ришелье», ООО «Нерум», по России же производителей льняного трикотажа насчитывается не более двухсот, но производителей продукции такого качества и в таком ассортименте среди них не много.
Анализируя экономические факторы внешней среды организации, я выявила, что в 2010 году:
темпы экономического роста в России составили 3% - значение, при котором происходит стабильное развитие экономики;
поступление доходов в бюджет области планируется в размере 18 млрд. руб., при этом дефицит составит 7 млрд. руб., покрываться он будет за счет кредитов из федерального бюджета и кредитов коммерческих банков;
высоким уровнем покупательной способности в вологодской области обладают 6% населения, средним – 50% населения;
покупательная способность организации находится на среднем уровне;
организация может полностью обеспечить себя ресурсами по доступным ценам потому, что в настоящее время между поставщиками существует достаточная конкуренция, а предприятий-покуптелей не так много;
уровень инфляции составляет 9-10%, что является нормальным уровнем для России;
уровень безработицы в вологодской области составляет 1,2% от экономически активного населения (8255 человек), поэтому организация сможет обеспечить себя и трудовыми ресурсами;
процентная ставка по УСН в вологодской области составляет 5%, что на 1% ниже максимальной;
средняя величина заработной платы в области составляет 16381 руб.
Состояние политической среды характеризуется стабильностью политической обстановки, высокой степенью защиты государством интересов предпринимателей, лояльному отношению к такой форме собственности, как общество с ограниченной ответственностью. В целях активизации работы по развитию малого и среднего предпринимательства и формированию инфраструктуры их поддержки приняты законы области:
от 5 декабря 2008 года № 1916-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Вологодской области";
от 25 сентября 2008 года № 1832-ОЗ (с изменениями от 27 февраля 2009 года № 1959-ОЗ), "Об установлении предельных значений площади арендуемых помещений и срока рассрочки оплаты арендуемого имущества при реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности Вологодской области и в собственности муниципальных образований Вологодской области". Законом устанавливаются предельные площади помещений, арендуемых субъектами малого и среднего бизнеса, до 1500 кв.м и сроки рассрочки оплаты арендуемого имущества, приобретаемого его арендаторами, до 7 лет;
от 27 февраля 2009 года № 1960-ОЗ "Об установлении налоговой ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 2009 год" устанавливающий ставку по налогу в размере 5% для налогоплательщиков занятых в социально значимых отраслях: пищевая промышленность, легкая промышленность, производство изделий народных художественных промыслов, жилищно-коммунальное хозяйство и др.
Приняты постановления Правительства области:
от 27 января 2009 г. № 118 "О долгосрочной целевой Программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009-2012 годы". Программой предусмотрены следующие виды поддержки субъектов малого предпринимательства: предоставление субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам; предоставление субсидий на создание собственного дела (грантовая поддержка); предоставление субсидий некоммерческим организациям, предоставляющим на возвратной основе займы (микрофинансирование); предоставление поручительств по обеспечению обязательств, основанных на кредитных договорах и т.д. На реализацию программы предусмотрены средства в сумме 286,8 млн. руб., в том числе в 2009 году - 65,9 млн. рублей;
от 30 октября 2007 № 1454 (с изменениями от 16 декабря 2008 г. №2408) "Об Основных направлениях реализации приоритетного регионального проекта "Создание благоприятного предпринимательского климата";
от 29 апреля 2008 года № 868 "Об осуществлении порядка оказания консультационной и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства на территории Вологодской области";
от 28 января 2009 г. № 119 "Об арендной плате за пользование имуществом, находящимся в собственности Вологодской области, на 2009 год", в котором предусмотрено сохранить в 2009 году величину арендной платы за пользование находящимися в собственности области зданиями, строениями и отдельными помещениями на уровне, установленном в 2008 году, уменьшение на 30% величины арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства, для которых установлена расчетная ставка арендной платы, превышающая установленную величину арендной платы за 1 квадратный метр площади;
от 3 февраля 2009 года № 152 "Об утверждении Положения о порядке формирования, ведения, обязательного опубликования перечня областного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства";
от 23 марта 2009 года № 506 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в аренду объектов, включенных в перечень областного имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства". В данном Положении предусмотрено предоставление в аренду имущества, включенного в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на срок не менее пяти лет.
Для учета интересов предпринимателей в решении системных вопросов развития и поддержки предпринимательства постановлением Правительства области от 1 апреля 2008 года № 592 создан общественный координационный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства области.
Для решения финансовых проблем малого бизнеса в регионе продолжается развитие институтов микрофинансирования - кредитных союзов и кооперативов. Сегодня реализация данного эффективного механизма осуществляется через 20 сельских кредитных кооперативов.
В области функционируют основные элементы региональной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающие комплексный подход к удовлетворению потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в консультационной, имущественной, информационной и иных видах поддержки. В 2007 году в г. Вологде создано государственное учреждение Вологодской области "Бизнес-инкубатор", работают другие организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: некоммерческое партнерство "Агентство городского развития" в г. Череповце; общество с ограниченной ответственностью "Центр венчурных инвестиций "Вологодчина"; Информационно-консультационный центр для поддержки малого и среднего предпринимательства при Федеральном государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов "Вологодский институт повышения квалификации кадров АПК"; автономная некоммерческая организация "Ресурсный центр "Женщина и бизнес" при областном Совете женщин для поддержки женщин-предпринимателей. Функционируют две торгово-промышленные палаты, клубы деловых людей, советы предпринимателей во всех районах области. В целях развития инфраструктуры поддержки предпринимательства и приближения объектов инфраструктуры к предпринимателям, доступа к консультационным услугам открыты офисы областного Бизнес-инкубатора в Грязовецком, Сокольском, Белозерском, Вожегодском, Тотемском и Вытегорском районах области. Предприниматели указанных районов сегодня могут получить консультацию на месте. Ведется работа по открытию офиса в Велико Устюжском и Кирилловском районах.
Одним из направлений совершенствования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства стало усиление взаимодействия образующих ее организаций между собой, а также с органами государственной власти области.
В настоящее время в социальной сфере все еще наблюдается нестабильность из-за снижения заработной платы во многих организациях, увольнения сотрудников в связи с сокращением штата, падения уровня жизни и др. Так по результатам мониторинга общественного мнения, проведенного Вологодским научно-координационным центром ЦЭМИ РАН, доля позитивных суждений составляет 9%, средних – 43%, а негативных – 41%; удельный вес населения с низким уровнем покупательной способности составляет 43%, группа тех, кто считает, что может позволить себе приобретать необходимые для повседневной жизни товары составляет 50%, высоким уровнем покупательной способности обладает 6% населения.
Можно отметить, что уровень трудовой этики снизился: на предприятиях не редко происходит задержка заработной платы, чрезмерное повышение требований к качеству продукции, увеличение норм выработки. Уровень образования существенно не изменился.
В культурной сфере начинает наблюдается тенденция ведения здорового образа жизни, сохранения экологии, инновационного ведения бизнеса. Их в основном поддерживают новые малые и крупные, уже давно существующие на рынке, предприятия и люди в возрасте от 25 до 35 лет. Эти тенденции также поддерживаются и органами государственной власти. Наибольшую поддержку государства и привлекательность у инвесторов имеют промышленные предприятия малого и среднего бизнеса, хорошо технически и технологически оснащенные. Данное предприятие вполне может считаться таковым.
Большую опасность для организации представляют такие угрозы, как: неплатежеспособность и снижение деловой репутации, снижение продаж, снижение производительности и качества выполнения работы.
В случае неиспользования возможности получения грантовой поддержки, льготных кредитов, участия в национальных проектах, федеральных и областных программах, возможности развития и расширения производства, обновления оборудования, расширения рынков сбыта предприятие может оказаться не конкурентоспособным на фоне предприятий, эти возможности использовавших.
В результате анализа факторов внешней среды организации, было определено, что при высокой ее сложности и подвижности она является достаточно прогнозируемой. Поэтому руководству предприятия необходимо систематически проводить анализ возможностей и угроз, использовать все имеющиеся возможности, что в настоящий момент достаточно хорошо организовано, и создавать необходимые резервные фонды и разрабатывать мероприятия по снижению или ликвидации факторов риска.
Цель деятельности организации по Уставу заключается в производстве и реализации широкого ассортимента верхнего трикотажа из натуральной льняной пряжи с использованием современных технологий для удовлетворения потребительского спроса и получения максимальной прибыли.
Кроме вида, деятельности, являющегося основной целью существования организации, предприятие также выпускает и реализует продукцию из льняного полотна, игрушки, выращивает лен для собственного потребления.
В настоящее время в организации не наработано Положение о миссии, миссия отражается в цели деятельности согласно Уставу. Данная миссия является ясной для понимания партнеров и членов организации, отражает конкурентные преимущества, отвечает требованиям закона, но она не сформулирована отдельно от цели деятельности, поэтому может звучать следующим образом: «Производственно-торговая компания «Волтри-Евродизайн» производит широкий ассортимент высококачественной продукции из экологически чистой льняной пряжи, используя современные технологии, для удовлетворения потребностей потребителей и сохранения их здоровья».
Для реализации предложенной миссии, руководству организации в первую очередь необходимо наработать Положение о миссии. Далее в первую очередь довести ее до персонала организации, и мотивировать персонал на ее реализацию. Подкрепив стремление персонала внедрением нового инновационного оборудования и применением новых технологий, обеспечить доведение миссии до партнеров организации, путем публикаций в СМИ, на брошюрах, озвучивания на различных мероприятиях.
Изучив организационно-правовую и нормативную базу, я выявила, что она полностью обеспечивает законное функционирование организации, взаимодействие с сотрудниками и внешней средой. В состав учредительных документов входят: Устав, учредительный договор. Так же на предприятии наработан коллективный договор, положение об оплате труда, положения о подразделениях, о внутрихозяйственном расчете, должностные инструкции. Все эти документы составлены с помощью юрисконсульта и имеют законную силу.
Так как в организации в большей степени используются организационно-административные методы управления, то система методов влияния административного воздействия основана именно на этих методах. Т.е. воздействие осуществляется с помощью приказов, распоряжений, постановлений, рекомендаций, команд.
Система оплаты труда в организации основана на присвоении каждому работнику ставки и системе премирования. Премия начисляется сотруднику в зависимости от качества выполнения им работы, степени выполнения плана. Также дополнительная премия может быть начислена в результате экономии ресурсов, увеличения прибыли организации. Поэтому каждый сотрудник заинтересован в выполнении мер хозрасчета, выполнении плана, качественном выполнении своей работы. В свою очередь руководство заинтересовано в эффективном сбыте и обеспечении конкурентоспособности продукции.
Социальная защита персонала осуществляется только в виде мер, предусмотренных законом: социальный пакет. Такое мероприятие, как экономическое соревнование может быть применено только в отношении степени выполнения плана цехами, т.к. каждый из них производит продукцию разного вида и имеет разный объем производства. Коллективный же договор сведений о социальной защите не содержит.
Для активизации деятельности персонала руководству организации стоит разработать более эффективную систему методов социально-психологического и экономического управления; обеспечить доведение миссии и целей организации до персонала, мотивировать персонал на поддержание данных целей в своей повседневной деятельности; организовать дополнительное обучение и повышение квалификации персонала, его аттестацию; создать корпоративные традиции и ценности; поощрять инициативу сотрудников.
По результатам анализа «Шкалы отношений», составленной с использованием групповых результатов тестирования на определение психологического климата в коллективе и метода наблюдения, было выявлено, что в целом климат в коллективе является нормальным с отклонениями в неблагоприятную сторону. В коллективе имеют место такие явления, как несогласие, недоброжелательность, холодность, это может быть следствием того, что коллектив является относительно молодым и находится на среднем уровне зрелости. Для создания благоприятного морально-психологического климата в первую очередь руководителю подразделения следует уделять больше внимания социальной адаптации новых сотрудников, формировать атмосферу взаимной требовательности и взаимной ответственности, проводить мероприятия для сплочения коллектива, проводить корпоративные мероприятия, направленные на формирование дружеских взаимосвязей.
В ходе прохождения практики и стажировки я присутствовала на собрании трудового коллектива сувенирного цеха для подведения итогов деятельности за месяц. В ходе собрания был озвучен процент выполнения плана (97%), сведения о востребованности продукции, о качестве продукции, план на следующий месяц. Собрание имело сугубо формальный характер, приемы аттракции практически не использовались, ораторское искусство докладчика (бригадира) находилось на низком уровне. Поэтому данное собрание имело низкий мотивационный эффект для сотрудников. Если бы в повестку были включены такие моменты, как похвала отличившихся работников, значимость деятельности подразделения для организации, оценка результатов деятельности самими работниками, то сотрудники стремились бы более качественно выполнять свою работу и соблюдать трудовую дисциплину.
Изучив систему принятия управленческих решений на уровне организации, я выявила, что, в основном, они принимаются коллегиально руководителями высшего звена и специалистами (например, совместно с юрисконсультом).
На уровне подразделений же наблюдается единоличное принятие управленческих решений или при консультации с вышестоящими руководителями.
Изучив данные актива баланса, я выявила, что за 2008 г. основные средства предприятия увеличились на 19 тыс. руб., запасы и затраты - на 333 тыс. руб., дебиторские задолженности снизились на 568 тыс. руб., денежные средства - на 27 тыс. руб., краткосрочные финансовые вложения - на 18 тыс. руб. Изучив пассив баланса за 2008 г. - собственные средства уменьшились на 475 тыс. руб., краткосрочные кредиты и займы – на 76 тыс. руб., кредиторская задолженность - на 657 тыс. руб. К благоприятным изменениям можно отнести увеличение собственных средств, запасов, снижение краткосрочных обязательств. Но при снижении денежных средств, краткосрочных вложений, неравномерной структуре баланса (пассив превышает актив по данным на конец года более чем в 1,5 раза), нельзя сказать об общей благоприятной ситуации. Скорее всего, предприятие вело не слишком грамотную финансовую политику.
По данным актива баланса за 2009 г. я выявила увеличение оборотных активов на 742 тыс. руб., снижение суммы собственных средств на 1 тыс. руб. Изучив пассив баланса за 2009 г., данные получились следующими: снижение суммы собственных средств на 188 тыс. руб., увеличение суммы кредиторской задолженности на 536 тыс. руб. В целом же актив баланса увеличился на 741 тыс. руб., пассив – на 375 тыс. руб. Это довольно хороший результат, несмотря на увеличение доли заемного капитала.
Анализируя данные за 2 года, можно сделать вывод о том, что в 2009 г. предприятие рационализировало свою финансовую политику (пассив по прежнему превышает актив, но уже в 1,46 раза), добилось частичной выплаты дебиторской задолженности, снизило кредиторскую задолженность. В целом это неплохая динамика, но все же руководству предприятия стоит добиться равенства актива и пассива, т.к. наличие неиспользуемых денежных средств, тем более заемных несет убытки предприятию. Так же необходимо не допускать снижения собственных средств, которое могло произойти из-за снижения продаж.
Анализируя коэффициенты финансовой устойчивости на конец 2008 г. и 2009 г., я выявила, что коэффициент автономии находится ниже нормы (0,32 и 0,22) и за 2009 г. его значение уменьшилось на 0,1. Это отрицательный результат, т.к. значение данного коэффициента показывает самостоятельность предприятия и его независимость от сторонних средств, а в 2009 г. количество заемных средств возросло на 10,35%. Обеспеченность же собственными средствами находится на достаточно хорошем уровне по сравнению с нормой (на конец 2008 г. – 0,26, на конец 2009 г. – 0,16), но наблюдается отрицательная динамика значения данного коэффициента (-0,11 в 2008 г., -0,10 в 2009 г.), что представляет собой отрицательный результат. Маневренность находится на высоком уровне по сравнению с нормой (0,73 – 2008 г., 0,68 – 2009 г.), несмотря на ее снижение в 2008 г. на 0,09, в 2009 г. на 0,05.
Для обеспечения финансовой устойчивости руководству предприятия необходимо увеличить долю собственных средств.
Организация ведет налоговый учет и отчетность по упрощенной системе налогообложения. Единый налог уплачивается с доходов и его ставка в вологодской области составляет 5%.
Вывод
В ходе прохождения стажировки я изучила внешнюю и внутреннюю среду организации, научилась использовать возможности, избегать угроз, грамотно использовать сильные и слабые стороны организации. Научилась профессионально организовывать деловые встречи, принимать управленческие решения, анализировать конъюнктуру рынка, финансовое состояние организации.
Своими сильными сторонами могу отметить умение найти нужную информацию, дать ее грамотный анализ, умение принимать решения в конкретных условиях. К слабым сторонам относится отсутствие опыта фактического руководства организацией или подразделением.
Результатом прохождения стажировки стал выход студента-практиканта на новый уровень знаний и квалификации – уровень молодого специалиста. Но для того, чтобы реализовать себя в данной роли мне необходимо более тщательно изучить организацию контроля в конкретных условиях с помощью специализированной литературы и в ходе трудовой деятельности.
Заключение
В заключение могу сказать следующее: Производственная практика на предприятии ОАО «Машиностроительный завод» мною полностью отработана. Я закрепил все знания и применил их на производстве, изучил организацию, наблюдал за производством и за работой персонала, исследовал готовую продукцию, ее качество и т. п. Мною в полной мере были изучены следующие темы: психологические аспекты управления, основы психологии личности, этапы формирования коллектива, конфликтные ситуации и пути их разрешения, кадровое планирование в организации, отбор кадров и наем персонала, совершенствование организации труда.
Менее изученными оказались темы: развитие персонала, психология малых групп и подразделений. Причиной тому стали как сами работники, так и отсутствие необходимой информации на предприятии.
Руководители по прохождению практики полностью выполняли свои функции:
- Проводили контроль за происхождением практики
- Обеспечивали всей необходимой документацией
- Давали рекомендации для написания дневника отчета
- Проводили знакомство с предприятием и его работой
Недостатков по их работе не обнаружил.
От практики получил положительные впечатления.
1