Организация производства и управления на предприятии "Сувенир"

Диплом

Организация производства и управления

на предприятии СУВЕНИР

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Анализ состояния и характеристика организации и управления производством 5

1.1. Характеристика объекта производства, описание изделий 5

1.2. Маркетинговые исследования 7

1.3. Недостатки деятельности существующих производств 14

1.4. Технологическое оснащение: оборудование, инструменты, рабочее место резчика 18

ГЛАВА 2. Организация производства и управления на предприятии “СУВЕНИР” 25

2.1. Организационно-управленческая структура 25

2.2. Экономико-технологическая модель производственного процесса 27

ГЛАВА 3. Экономическая часть 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

ПриложениЯ 38



ВВЕДЕНИЕ

Реформы в российской экономике неизменно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. В значительной степени успех или неуспех любого дела зависит от организации управления. Владение управленческими технологиями обес­печивает необходимый профессиональный уровень руководителя при управлении предприятием. К числу управленческих техно­логий относится, прежде всего, умение правильно определить стратегические и тактические цели. Кроме того, успешный ру­ководитель должен уметь прогнозировать развитие важных для предприятия ситуаций с тем, чтобы вовремя принять необходи­мое управленческое решение. Сегодня профессиональное управ­ление невозможно без знакомства с основными технологиями, с помощью которых осуществляется разработка, принятие и реализация управленческих решений.

К числу первоочередных задач руководителя на начальном этапе организации малого предприятия можно отнести следующие:

    Выпуск конкурентоспособной продукции в условиях же­сткой конкуренции.

    Проведение активной маркетинговой политики для заво­евания и удержания рынка сбыта.

    Подготовка персонала предприятия к работе по выпуску определенной продукции.

    Организация производственного процесса.

    Решение социальных проблем и создание условий для персонала предприятия, которые не уступали бы условиям на предприятиях-конкурентах.

Формируя стратегию и тактику предприятия, прежде всего, необходимо помнить, что предприятие должно существовать для производства продукции или оказания услуг, пользующихся у потребителя платежеспособным спросом. Поэтому руководитель должен четче, чем кто-либо другой на предприятии, представ­лять весь цикл, начиная от обеспечения производства необходимыми сырьем, материалами, комплектующими и т.д., эффектив­ной организации производственного процесса и кончая сбытом произведенной продукции или оказываемых услуг. Вместе с тем, руководитель должен обеспечить такое качество продукции или оказываемых услуг, чтобы в наибольшей степени удовлетворить потребителя, и при этом стремиться обеспечить устойчивое эко­номическое положение предприятия, минимизировать издержки при производстве продукции. С одной стороны, руководитель должен стремиться к унификации производства, поскольку с ростом серийности снижается себестоимость продукции. С другой стороны, интересы эффективной маркетинговой политики могут требовать большего разнообразия поставляемой продукции или оказываемых потребителям услуг.

Как найти разумное сочетание этих и других, подчас, противоречивых задач, возникающих в повседневной практике управ­ления предприятием в условиях рынка? В этом и состоит искус­ство руководителя, который должен найти оптимальное сочетание казалось бы противоречивых целей. Но, несомненно, ключом к правильному решению этих и многих других вопросов практического управления предприятием должно стать правильное понимание руководителем экономических проблем, стоящих перед предприя­тием - его экономической политики.

Цель данной дипломной работы - показать основные мето­дологические и практические (технологические) аспекты организации производственного процесса и управления малым пред­приятием по производству сувениров - Общества с ограниченной ответственностью “СУВЕНИР”.

В рамках работы необходимо выполнить ряд задач:

    Проанализировать состояние и характеристику организации и управление производством по существующим технологи­ческим процессам.

    Охарактеризовать технологию производства сувенирных изделий.

    Охарактеризовать организацию производства и управления.

    Определить основные принципы и требования к технике безопасности производства.

    Произвести экономическую часть дипломной разработки.

    Сделать краткие выводы об особенностях организации малого предприятия по производству сувенирной продукции.

Теоретической основой данной дипломной работы стали труды Ф.Тейлора, А.Файоля, Р.М.Мертона, М.Мескона, М.Альберта, Ф.Хе­доури, И.Н.Герчиковой, А.С.Пелих, Н.Л. Зайцева, В.Е.Адамова, С.Д.Ильенковой, Г.В.Гудушаури, Б.Г.Литвак, А.А.Абросимовой, Н.И.Кап­лан, Т.Б. Митлянской и др.

ГЛАВА 1. Анализ состояния и характеристика организации и управления производством

1.1. Характеристика объекта производства, описание изде­лий

Резьба по дереву широко распространена в нашей стране как очень популярное народное декоративно-прикладное искусство. Рус­ские мастера издавна умели работать с этими материалами, соз­давая из них высокохудожественные изделия. Обилие лесов в России, доступность материала сделали искусство его обработки очень раз­витым. В настоящее время производство резных художественных изделий существует в Подмосковье, Тверской, Нижегородской, Кировской, Вологодской, Архангельской областях, а также в Башкирии и Карелии.

Искусство резчиков по дереву всегда было и остается пред­метом внимания и восхищения как специалистов-художников, так и рядовых потребителей в нашей стране и за ее пределами.

Еще в давние времена из дерева возводили крепостные, дворцовые и культовые сооружения, строили жилище, выполняли множест­во бытовых предметов: мебель, орудия труда, транспортные средст­ва, детские игрушки, ковши, чашки, ложки и т.д.

Рассматривая сегодня образцы изделий, сохранившихся в музей­ных коллекциях или воспроизведенных в книгах и альбомах, мы поражаемся их художественному совершенству. С одной стороны, все они очень просты, не перегружены разными деталями и резным орна­ментом, с другой - все они стройно, гармонично, органически соче­тают форму и назначение самой вещи.

Например, прялки уже редко можно встретить даже в са­мом отдаленном уголке нашей страны. Между тем прялки до сих пор старательно собирают музеи, так как они являются подлин­ным произведением народного искусства резьбы по дереву. Они обычно украшались геометрической резьбой. Так как прялка иг­рала большую роль в жизни русской женщины-крестьянки, изготовляли их мастера с особой тщательностью. Если это была резная прялка, то резьбой покрывались верхняя вертикальная ее часть, лопасть и поддерживающая лопасть ножка, реже - нижняя часть прялки. На северных, вологодских и ярославских прялках очень часто встречается геометрическая резьба, в основе которой ле­жат всевозможные комбинации простейших, внешне несложных ге­ометрических форм: кружков, треугольников, уголков, полосок. Искусство здесь состоит в том, что умелым комбинированием этих простейших элементов создается сложный узор, и в том, что каждый отдельный элемент, каждый штрих выполнены с боль­шой точностью, аккуратностью. На северных резных прялках важ­ную часть рисунка составляет круг-розетка. Иногда внутри розетки вырезаны равномерно расположенные по кругу овальные за­остренные лепестки. Но чаще солнечная розетка бывает вся пок­рыта мелкими параллельными полосками - желобками, которые из­гибаются и чуть расширяются к краю круга, как будто бегут один за другим. Таких солнечных розеток, покрытых желобками, на лопасти прялки иногда бывает несколько.

На предприятии ООО “СУВЕНИР” предполагается производить прялки в небольшом количестве.

На предприятии также предполагается изготовлять скульп­турные изделия. Это ложки с фигурными резными ручками, чашки, ковши, игрушки, скульптурные композиции, шкатулки, доски раз­делочные, кружки, украшения.

При изготовлении скульптурных изделий применяют объем­ную скульптурную резьбу. Народные мастера издавна вырезали ложки, чашки и ковши с фигурными резными ручками. По краю чашек проходили резные пояски. Округлые, плавных очертаний ковши украшались резными объемными головками коней или птиц. Ковш для воды завершался головкой и хвостиком водоплавающей птицы и назывался ковш-утица.

В старину мастера-резчики вырезали обыкновенно из целой деревянной колоды ульи в виде человеческих или звериных фигур. Еще с ХVII века известны деревянные скульптуры-игрушки. В частности Богородская скульптура-игрушка известна по все­му миру. Это небольшие фигурки людей, животных, птиц, выреза­емые из липовой чурки, так называемого “трехгранника”, т.е. из четвертинки расколотого вдоль на четыре части липового полена. Фигурки укреплены по две, по три на подставочках и нередко составляют вместе какую-нибудь забавную сценку. С по­мощью нехитрого устройства - пружинки, скрытой в подставке, подвесного груза-баланса или раздвижных планок - фигуркам со­общается движение. Особенно популярен Мишка-медвежонок. Он и на велосипеде ездит, и на музыкальных инструментах играет, учит детей, занимается спортом и даже летает в космос.

Большой популярностью у потребителей пользуются скульп­турные композиции на темы русских сказок и басен, например, группа “Вершки-корешки”, “Генерал Топтыгин” и др. Узорчатая разделка поверхности изделий имитирует оперенье птиц, шкуру зверей, гриву коней и траву под их копытами. На предприятии ООО “СУВЕНИР” не стремятся подражать или имитировать эти изделия, однако мастера будут использовать приемы испол­нения изделий.

На предприятии также планируется изготовлять мебель: столы, бюро, секретеры, кресла, комоды и буфеты (в небольшом количестве). Будет изготавливаться мебель как смешанных стилей, так и под стили определенных эпох. К примеру, во второй половине ХVIII века для мебели была характерна стро­гость профилей и симметрия орнаментов, формы тяжелые. Ножки столов и кресел завершаются головами и крыльями фантастиче­ских существ - грифонов с львиными лапами, подлокотники кре­сел - львиными головами. При изготовлении мебели будет при­меняться ажурная, прорезная, рельефная, скульптурная резьба, накладные резные украшения, с орнаментом геометрического и растительного характера.

Изделия планируется производить преимущественно на за­каз, под конкретные договора. Для каждого изделия будет раз­ра­ба­тываться соответствующая упаковка. Практически все изде­лия будут авторскими работами, у скульптурных композиций, комплектов мебели будут названия, придуманные мастерами.

1.2. Маркетинговые исследования

Одним из основных условий успешного ведения бизнеса в условиях рыночной экономики является проведение эффективной политики в области сбыта производимой предприятием продукции.

Современное предприятие может эффективно функционировать и развиваться, если оно располагает достаточными денежными средствами для закупки необходимого сырья и комплектующих, для оплаты счетов обслуживающих предприятие структур, для своевременной выплаты зарплаты и т.д.

Основным источником денежных поступлений на предпри­ятии является реализация выпускаемой им продукции. Однако в условиях жесткой конкуренции для успешной реализации продукции необходимо проведение эффективной маркетинговой политики.

Маркетинг в буквальном смысле слова означает процесс продвижения товаров на рынок. В основе процесса маркетинга лежат следующие ключевые понятия: потребность, желание, спрос, продукт, обмен, сделка, рынок (Приложение № 1).

В более узком, предпринимательском смысле, маркетинг - система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.

В другой формулировке - маркетинг определяется как цельная система, предназначенная для планирования ассортимента и объема выпускаемых изделий, определения цен, распределения изделий между выбранными рынками и стимулирования их сбыта с тем, чтобы достигнутое при этом разнообразие приводило к удовлетворению интересов как производителей, так и потреби­телей.

Прежде всего, предпримем исследование внешней предприни­мательской среды. При проведении маркетинговых исследований необходимо изучить следующие группы факторов: политические, экономические, правовые, социально-демографические, культур­ные, научно-технические и экологические. Воспользуемся для этого вопросником для изучения внешней предпринимательской среды.

1. Политическая среда

а) Характеризуется ли политическая ситуация в стране рынка достаточной стабильностью?

В виду того, что свою продукцию ООО “СУВЕНИР” намере­но реализовывать в странах Западной Европы и в России, от­ветить на данный вопрос можно так. В Западной Европе ситуация достаточно стабильна в политическом смысле. В России политическая ситуация недостаточно стабильна, однако она позволяет заниматься такого рода бизнесом, как изготовление сувениров, главным образом потому, что реализация продукции предприятия за рубежом позволит получать за нее валют­ную выручку, а это, в свою очередь, предполагает поступле­ние валютных средств в бюджет страны и города Санкт-Петербурга.

б) Останется ли она стабильной ко времени нашей ком­мер­ческой деятельности?

Для России - это вопрос риторический, но думается, что относительная политическая стабильность в стране сохранит­ся. Тем более, она сохранится в странах Западной Европы.

в) Готовы ли мы пойти на риск несения убытков из-за нестабильности политической ситуации?

Ответ отрицательный - не готовы.

2. Экономическая среда

а) Какова ожидаемая динамика цен?

В России наметилась тенденция к повышению цен и, ско­рее всего, эта тенденция усилится. В Западной Европе дина­мика цен стабильная.

б) Какое изменение в экономике способно отрицательно повлиять на развитие рынка или спроса?

Что касается России, то очевидно, что инфляция и даль­нейший спад производства окажут негативное воздействие на развитие рынка и спроса на изделия. В Западной Европе на некоторое время может дестабилизировать ситуацию с реализа­цией российских товаров введение Евро - новой валютной единицы.

в) Какие меры следует принять, если такое изменение про­изойдет?

Предприятие намерено осуществлять свою деятельность на основании конкретных заказов, договоров с обязательной 100% предоплатой. Предприятие не намерено принимать в качестве оп­латы за изделия денежные суррогаты. В случае возникновения форс-мажорных условий, предприятие будет перепрофилировано на выпуск товаров массового спроса.

г) Не может ли препятствовать покупке нашего товара недостаточный уровень благосостояния потенциального поку­пате­ля?

В России уже сформировался достаточно состоятельный социальный слой потребителей, на которого, по сути, и рассчи­тана продукция предприятия. В Западной Европе уровень жизни высок, поэтому такая ситуация вряд ли возможна.

д) Отразится ли на величине нашей прибыли высокий уро­вень инфляции в стране рынка? Если да, то в существенной ли мере?

Отразится, но не в существенной мере.

е) Существует ли со стороны государственных и/или муниципальных органов контроль цен на наши товары?

Не существует.

ж) Повлияют ли существенным образом налоги в стране на эффективность нашей деятельности?

Безусловно, любые изменения в налоговой политике госу­дарства определенным образом влияют на эффективность деятель­ности предприятий, однако в настоящее время Правительство Российской Федерации намерено пересмотреть налоги в сторону их понижения.

з) Целесообразно ли нам использовать трудовые, финансовые и другие ресурсы страны рынка?

В производстве будут использоваться российские трудовые ресурсы, сырье, материалы, оборудование, частично финан­совые. Предполагается привлечение иностранных инвестиций.

и) Не отразятся ли на величине нашей прибыли высокие та­моженные тарифы?

Отразятся незначительно.

3. Правовая среда

а) Какой закон или какие правила, способные повлиять на наш бизнес, могут быть приняты в ближайшем будущем?

Прежде всего, это новая социально-экономическая Программа Правительства, Налоговый Кодекс, Закон о средствах массовой информации.

б) Что следует сделать в таком случае?

Пересмотреть стратегический и оперативный планы развития предприятия.

в) Какой Закон или какие правила могут повлиять на наши процессы продаж, сбыта, коммуникации?

Новая Программа Правительства, Налоговый кодекс и Закон о средствах массовой информации.

г) Не противоречат ли законодательству наши продукты с точки зрения их безопасности и ненанесения ущерба внеш­ней среде и потребителю?

Наши изделия не противоречат законодательству с точки зрения безопасности и ненанесения ущерба внешней среде и потребителю.

д) Не запрещен ли таможенными законами ввоз нашего продукта?

Не запрещен.

е) Обладает ли наш продукт достаточной патентной чис­тотой?

Да, обладает.

4. Социально-демографическая среда

а) Какие социально-демографические изменения затрагива­ют наш бизнес?

Предприятие заинтересовано в увеличении состоятельного социального слоя в России.

б) Какие изменения в позиции покупателей могут повлиять на спрос?

В случае пресыщения покупателя “русским стилем”.

5. Культурная среда

а) Какие особенности культурной среды следует учесть при адаптации продуктов под запросы конкретных рынков?

В частности, в Западной Европе проживает большое число наших соотечественников, которые испытывают ностальгию по своей родине. Русское искусство, в том числе и резьба по дереву, всегда привлекали к себе повышенное внимание всех истинных ценителей искусства. Среди состоятельных граждан в России в последнее время отмечается повышенный интерес к высокохудожественные изделиям, к мебели “под старину” и т.п.

б) Какие особенности культурной среды следует учесть при ведении деловых переговоров?

Интерес к народно-прикладному искусству.

6. Научно-техническая среда

а) Какие технологические достижения, влияющие на се­бесто­имость продукции, могут появиться?

В данном случае никакие.

7. Экологическая среда

а) Какие процессы, применяемые нашими поставщиками, создают угрозу для окружающей среды?

Таких процессов нет.

б) Какие используемые нами процессы и сырьевые мате­риалы создают угрозу для здоровья или окружающей среды?

На здоровье работников предприятия может повлиять про­из­водственная обстановка: вибрация, шум, плохое освещение, воздействие вредных веществ.

в) Какие меры должны быть приняты в случае необходи­мости?

Эти меры будут перечислены в разделе о технике безо­пас­ности.

Изучая рынок сбыта, можно использовать главным образом три подхода: 1) посредством анализа вторичной информа­ции; 2) путем исследования мотивации и поведения потребителей; 3) путем анализа выпускаемой и реализуемой продукции.

В рамках первого подхода изучались все документы, пред­ставляющие для предприятия интерес, изданные статистическими орга­нами, различными министерствами, торговыми палатами, региональными органами управления. Однако для получения надеж­ных результатов такой информации недостаточно. Согласно официальным данным, в настоящее время в городе и области работа­ют около 30 предприятий по производству и реализации высоко­художест­вен­ных изделий. В основном это узко специализированные предприятия, выпускающие либо керамико-фарфоровую продукцию, либо изделия из дерева, кости, рога и др. Это пред­приятия разной величины и формы собственности, многие из них испытывают сегодня трудности со сбытом продукции, однако вы­сокохудожественные изделия спросом все же пользуются.

В 1991-1992 годах (“пиковые” годы продаж) норма прибыли от реализации этих изделий составляла 80-100%. Этот вид де­ятель­ности был высокорентабельным, и им занимались многие пpeдпри­ятия. Последующее насыщение рынка, вызванное падением по­купа­тельского спроса как в России, так и за рубежом, привело к снижению объема продаж и рентабельности до 15-20%, сбыт этой продукции перестал быть сверхприбыльным. Число фирм, занимающихся производством таких изделий, резко сократилось.

Изучение документов все же не дало оперативной информации требуемого качества, оно дало лишь некоторое представление об объемах производства и сбыте изучаемой продукции. Номенкла­тура продукции обычно слишком укрупнена, поэтому данную информацию трудно проверить.

Второй подход к изучению рынка предполагал исследование мотивации и поведения потребителей путем проведения специ­аль­ных обследований: интервьюирования, собеседований, запол­нения анкет. В качестве опрашиваемых выступали профессионалы-экспер­ты, глубоко разбирающиеся в проблеме: пользователи, влияющие на выбор продавца, покупатели, для которых продукт не имеет никаких тайн. Помимо изучения мнений потребителей, изучалось также мнение руководителей и специалистов посреднических служб, дистрибьюторских организаций, а также предприятий-про­из­водителей.

Потенциальными потребителями продукции ООО “Сувенир” являются фирмы: “Местид”, “Руссо-Байт”, “Образ”, “Коблитц Делла Валентина – Санкт-Петербург” и другие. Сотрудничество с ними будет осуществляться на взаимовыгодной основе.

Ценообразование на предприятии планируется строить на следующих принципах:

    Цена должна покрывать все издержки.

    Цена должна быть достаточно высокой в связи с еди­нич­ностью и неповторимостью продукции.

    Цена будет устанавливаться на договорной основе и может содержать определенную льготу.

Предприятие будет строить свое ценообразование, проводя политику престижных цен, учитывая стремление покупателей к высокому качеству товара. При этом предприятие будет стре­миться к достижению наиболее высокого уровня прибыли, а так­же максимально использовать благоприятную ситуацию на рынке. Цену на изделие предполагается устанавливать методом наценки на издер­ж­ки, где минимальная цена будет определяться инди­видуально для каждого изделия, а максимальная - потенциальной возможностью заказчика.

Предприятие будет работать на заказ, то есть заранее известный рынок, и потому производство и реализация будут осуществляться в соответствии с имеющимся портфелем заказов, заключенными контрактами и предварительными соглашениями о поставках продукции. При этом заранее предпо­лагается оговаривать сроки, технические и эстетические характеристики товаров, объемы поставок, цены. Соблюдение договорной дисциплины и взаимных соглашений будет сводиться к тому, что предприятие обязуемся своевременно произвести и предоставить потребителю соответствующий вид товара, а заказ­чик должен оплачивать в указанные сроки товар. Вывоз продук­ции заказчик будет производить самостоятельно.

Вновь образуемое предприятие “СУВЕНИР” проектирует, что в начале своей деятельности, благодаря заключенным договорам, оно не будет иметь проблемы со сбытом продукции. Предприятие ставит своей задачей не только рекламу конкретного товара, но и рекламу самого предприятия.

Отсюда его рекламная кампания будет носить целенаправленный характер, основной ее целью будет внушение доверия к самому продавцу, и, следовательно, к продаваемому им товару, в рекламе предприятию следует подчеркивать, что оно всегда исходит из потребностей клиента.

Такая реклама будет носить перспективный характер, ее планируется проводить на региональном уровне (Северо-Западный регион) и за рубежом в странах Западной Европы. Предприятие пред­полагает провести так называемый “рекламный” маркетинг, то есть анализ состояния рынка рекламных услуг с целью выбора рекламного агентства или иной рекламной службы, обеспечива­ющих наибольшую эффективность рекламы товаров предприятия.

Возможно предприятие создаст даже собственный рекламный отдел, на который будет возложена ответственность за подготовку рекламных мероприятий. Предприятие при этом будет само­сто­я­тельно определять потребность в рекламе и финансировать ее за счет собственных средств.

В случае обращения предприятия в рекламное агентство, планируется воспользоваться следующими услугами:

    подготовка рекламных материалов и размещение их в средствах массовой информации;

    подготовка и реализация комплексных рекламных кампаний, рекламных программ (которые в дальнейшем будут осуществлять­ся в рамках стратегии маркетинга);

    проведение рекламных мероприятий на выставках и ярмар­ках;

    редакционная подготовка и полиграфическое исполнение печатной рекламы;

    разработка рекламных сувениров и упаковки к ним;

    разработка товарных знаков и фирменного стиля;

    предоставление рекомендаций с учетом изменяющейся конъ­юнктуры рынка.

На основе задания, полученного от предприятия, и другой предоставленной им предварительной информации, агентство бу­дет разрабатывать рекламную программу, основные блоки которой показаны в Приложении № 2.

Первоначально размер ассигнований, выделяемых на прове­де­ние рекламной программы, будет определяться исходя из целей и задач предприятия. Размер ассигнований предполагается пери­оди­чески пересматривать с учетом результатов проведения рекламной программы. В дальнейшем размер ассигнований будет определяться в процентах к сумме продаж. Необходимо найти опти­мальное соотношение реклама/сбыт.

1.3. Недостатки деятельности существующих производств

Здесь речь пойдет главным образом об изучении конкурен­тов и завоевании преимуществ в конкурентной борьбе. Во-первых, необходимо установить привлекательность данной отрасли в дол­госрочной перспективе. Во-вторых, необходимо определить кон­ку­рентные позиции предприятия и его продуктов по сравнению с другими предприятиями данной отрасли.

Зачастую вопросы определения позиции в конкурентной борь­бе рассматриваются только с точки зрения решения второго кру­га проблем. Хотя, безусловно, прежде всего, требуется определиться вообще с перспективами данного бизнеса, то есть рассмот­реть первый круг проблем.

Кратко рассмотрим эти конкурентные силы, определяющие привлекательность отрасли.

Существует понятие “барьер входа в отрасль”, высоту которого следует учитывать как организациям, находящимся внутри отрасли (для них чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществить вход в новую отрасль (для них он чем ниже, тем лучше). Высота барьера оп­ределяется следующими факторами.

    Экономикой масштабов. Обычно организации, впервые по­явившиеся на рынке, начинают деятельность по сбыту нового продукта в масштабах существенно меньших, нежели его традиционные производители. Поэтому производственно-сбытовые издерж­ки ООО “Сувенир” будут выше, что обусловливает при примерном равенстве рыночных цен получение ими меньшей прибыли, а может быть и убытки.

    Привычностью марки товара. Как правило, потребители конкретных товаров ориентированы на приобретение товаров оп­ределенных марок.

ООО “СУВЕНИР” необходимо свою марку сделать популярной среди новых потребителей. А это задача сложная.

    Фиксированными затратами, связанными с входом в но­вую отрасль.

    Затратами на основные фонды.

    Доступов к системе товародвижения.

Традиционные производители данной отрасли, особенно в России, могут создать барьеры для новых производителей на пу­ти их проникновения в уже давно функционирующие сбытовые сети. В этом случае предприятию придется создавать свои каналы сбы­та, что требует высоких затрат.

    Доступом к отраслевой системе снабжения.

    Отсутствием опыта производства данного вида продукта, вследствие чего себестоимость продукта может быть выше, чем у традиционных производителей данной отрасли.

    Возможными ответными действиями предприятий-конкурен­тов, направленными на защиту своих интересов.

Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе совершенно новых принципов, или технологий.

Сила позиции поставщиков во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли. В данном случае мы имеем рынок поставщиков, где цены на про­дукцию диктует потребитель.

Сила позиции покупателей определяется следующими факто­рам:

1. Возможностью переключаться на использование других продуктов.

В нашем случае это маловероятно.

2. Объемом закупаемых продуктов.

Объемы закупаемых продуктов в данном случае не будут фиксированными и могут изменяться в зависимости от конъюнк­туры рынка.

Теперь необходимо идентифицировать наиболее опасных кон­курентов.

Выпуском сувенирной продукции занимаются в городе и об­ласти в основном небольшие малые предприятия. Одна из них фирма “Ренессанс”. Это предприятие стремится расширить рынок путем привлечения новых покупателей и инвестиций, привлекает высококвалифицированных специалистов, имеет относительно ста­биль­ные доходы. Свою продукцию реализует через посреднические предприятия как в регионе, так и за рубежом, в основном про­дукция предприятия экспортируется в Финляндию, Норвегию, Шве­цию и Голландию. На предприятии используется частично ручная технология изготовления сувениров, однако, главным обра­зом процесс производства механизирован. У предприятия отлаже­ны связи с поставщиками и сырья, и материалов, стабильный рынок сбыта.

Еще одно стабильно развивающееся предприятие – “Петро-лайн”, производящее сувенирную продукцию из дерева, кости, ро­га и других материалов. Это предприятие также в основном экс­портирует свою продукцию - 70% в Финляндию, Норвегию, Герма­нию, Францию. Это предприятие предпочитает сохранять свою ры­ночную долю, не предпринимает рискованных решений.

Оба предприятия обслуживают небольшие рыночные сегменты, тесно сотрудничают с музеями, частными магазинами по продаже сувениров.

Также следует назвать здесь художественную фирму “Ис­токи”, которая занимается иконописью, реставрацией, произ­водством оригинальных сувениров и поделок.

Эти предприятия являются наиболее приоритетными конку­рен­тами. Они находятся в разных “весовых категориях”, и их интересы сильным образом на рынке не пересекаются.

Данные предприятия используют в основном механизированную технологию производства, в то время как ООО “СУВЕНИР” планирует использовать в производстве на 90% ручную техно­логию, будет сделан главный упор на художественные и качест­венные характеристики изделия.

Изучение позиций и возможностей предприятий-конкурентов в целом предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится система слежения за конку­ренцией:

    Каковы основные цели конкурента?

    Каковы текущие стратегии достижения этих целей?

    Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реа­ли­зовать свои стратегии?

    Каковы их вероятные будущие стратегии?

На первый вопрос можно ответить так, основные цели конкурентов - это получение возможно большей доли при­были, снижение издержек производства, при сохранении от­носительно высокого уровня качества.

Текущие стратегии к достижению намеченной цели - сох­ра­нение стабильного рынка поставщиков сырья и материалов и рынка сбыта, сокращение ассигнований на рекламу и мар­кетинговые исследования.

Что касается средств, которыми располагают конкуренты, то можно сказать, что лишь “Ренессанс” располагает хорошей производственно-технической базой, у остальных в этом смыс­ле есть проблемы.

Вероятная стратегия на будущее будет выражаться скорее всего в стремлении сохранить существующие рынки поставщиков и рынки сбыта.

Можно сказать, что основным недостатком существующих производств является именно механизированность технологии изготовления сувениров. Рынок сувенирной продукции доста­точно насыщен, привлечь покупателя можно, лишь предложив ему оригинальную высоко художественную качественную продукцию, способную вызвать интерес как произведение искусства.

1.4. Технологическое оснащение: оборудование, инструменты, рабочее место резчика

Для художественной обработки дерева не требуется боль­шого количества оборудования и инструментов. Специфика художественной обработки дерева заключается в использовании естественного строения материала, своеобразии его форм и широком применении ручного труда. Механическое оборудование служит лишь для облегчения первоначальной обработки сырья и ускорения некоторых длительных процессов.

В частности, круглопильный станок применяется для распи­ловки сырья. Его работа основана на электрическом приводе. Усилие от вала электромотора передается режущему диску с помощью ремня и шкивов. Передача осуществляется плоским или клиновид­ным ремнем. В первом случае на передающее устройство (шкивы) натягивается сыромятный или прорезиненный ремень, плоский в поперечнике, во втором текстропный (клиновидный), имеющий в поперечном разрезе трапециевидную форму. Такое строение текстропа увеличивает площадь сцепления со шкивами, отчего усили­вается мощность передающего устройства в целом. Мощность мо­тора станка 0,7 кВт. Частота вращения режущего диска 1500-1800 об/мин.

Для распиловки сырья применяются различные режущие дис­ки. Так, дерево удобнее распиливать дисками с простыми разведенными зубьями.

Операция распиловки опасна ввиду возможности производственного травматизма. Работа на круглопильном станке требу­ет специальной подготовки. Рабочая плоскость распиловочного стола должна приходиться мастеру на уровне груди, чтобы бы­ло хорошо видно всю рабочую поверхность станка. Распиливать можно в положении стоя или сидя на высоком стуле. Круглопильный станок оборудуется защитным кожухом и местной вытяжной вентиляцией.

Обдирочный станок применяется для черновой обработки заготовок твердых пород дерева. Он механизирует операцию опиловки, которая вручную выполняется напильниками. Этот станок состоит из электромотора мощностью 1,7 кВт, на валу которого располагают съемные фрезы различной конфигурации диаметром от 200 до 600 мм и режущей поверхностью от 200 до 500 мм. Фрезы устанавливаются на резьбе, нарезанной в направлении вращения вала мотора. Фрезы обдирочного станка - нестандартное оборудование. Изготавливаются они, как прави­ло, в механических мастерских по заказу предприятия.

Рабочая часть обдирочного станка должна быть на уровне груди рабочего. Заготовки изделия подносят к режущей части чуть ниже оси крепления фрезы. Это наиболее безопасное по­ложение заготовки при опиливании. Для предохранения рук ра­бо­чего от попадания в опасную зону и глаз от засорения опил­ками на станок устанавливают защитный кожух, скрывающий торцовую сторону фрезы и две трети ее тыльной стороны.

Шлифовальный станок можно использовать для шлифования готовых изделий. Он состоит из электромотора мощностью 1,7 кВт с частотой вращения 15 000 об/мин, на его вал ставят приспо­собление, крепящее шлифовальную шкурку.

Процесс шлифования сопровождается выделением большого количества пыли. Для предохранения рабочего от пыли и предотвращения попадания рук в опасные участки станка шлифовальный круг снабжается кожухом, и к нему подводится вы­тяжная вентиляция.

Сверлильный станок применяется для просверливания круглых отверстий в заготовках из дерева. Его можно исполь­зовать довольно широко. На нем сверлят отверстия, чтобы вставить пилочку лобзика при выполнении ажура, отверстия под фурнитуру и т.п.

Станок состоит из рабочего стола, на котором неподвиж­но устанавливается заготовка изделия, шпинделя, в патроне которого крепится сверло, и электродвигателя мощностью 0,6 КВт, передающего сверлу вращательное движение. Частота вра­щения сверла 1545-4450 об/мин. Шпиндель подается к заготов­ке специальным рычагом вручную сверху вниз, при этом сверлу сообщается поступательное движение (вдоль оси отверстия).

Работа на этом станке требует строгого выполнения пра­вил безопасности труда. Сверло должно быть надежно закреплено в патроне, без перекосов. Нельзя пользоваться сверлами искривленной формы. Заготовка изделия должна быть прочно ус­тановлена на рабочем столе. Для защиты глаз рабочего служат очки с простыми стеклами. К месту образования стружек под­водится вытяжная вентиляция.

На предприятии может быть использован и токарный ста­нок. Процесс точения заключается в снятии режущим инструментом стружки с вращающейся заготовки изделия.

Для выполнения художественных изделий из дерева приме­няют токарный станок с подручником TП-40. Основные узлы ста­нка: станина, электродвигатель мощностью 1,5 кВт, шпиндель с частотой вращения 2500 об/мин, подручник и задняя бабка.

Заготовка изделия крепится в патроне шпинделя специальным ключом строго перпендикулярно патрону. Электродвигатель че­рез шкивы и ремень передает шпинделю вращательное движение. Дополнительной опорой режущему инструменту служит подручник, который устанавливается параллельно оси заготовки. При точе­нии заготовки большой длины во избежание биения к свободному ее концу подводится упор. Резцы для токарных работ бывают раз­личных размеров и конфигураций, применяются в зависимости от хода выполняемых работ.

Существует еще ряд станков, которые применяют при меха­низированной технологии изготовления сувенирной продукции.

Рассмотрим другие приспособления и инструменты.

Клеянка - приспособление для приготовления клея и поддер­жания его в постоянной готовности во время длительных оклейных работ. Клеянка состоит из двух жестяных резервуаров, вставлен­ных один в другой. Соотношение объемов резервуаров должно быть 1:2. Во внутренний резервуар кладут клей и заливают его водой. Большой резервуар заполняют водой на 1/3, и ставят клеянку на огонь. Приготовление клея ведется по принципу водяной бани.

Устройство клеянки исключает возможность пригорания клея и присыхания к стенкам резервуара.

При работе с клеянкой следует поддерживать необходимое количество воды в обоих резервуарах, не допуская излишнего выкипания. Нежелательно попадание воды из большого резервуара в меньший, так как при этом нарушается концентрация клея. Элект­роплитку для клеянки устанавливают в специально отведенном мес­те, оборудованном жаростойким материалом (кафелем, металлом).

В процессе художественной обработки дерева мастера поль­зуются как специальными, так и общими инструментами.

Инструменты резчика по дереву: резаки, стамески, царазики, уголки, клюкарзы, ножи. Каждый такой инструмент вправлен в ру­коятку, которая представляет собой черенок мягко закругленной или ограненной формы. Очень важно, чтобы инструменты, особенно хорошо заточенные режущие, было удобно держать в руках. Это по­могает резчику избежать производственных травм.

Резаки состоят из полотна, шейки, упора и хвоста. Ось хвоста, шейки и полотна должна составлять одну прямую линию. Лезвие у резака скошенное, отчего с одной стороны образуется острый угол, называемый носком, а с другой - тупой, называемый пяткой. Лезвие скошено не только по краю, но и по плоскостям, в направлении к режущей кромке. Резаки бывают широкие и узкие. Полотно широкого резака имеет ширину примерно 2 см. К шейке оно сужается сначала до 4 мм, а к самому концу - до 2 мм. Ши­рина полотна узкого резака 7 мм. Толщина его у шейки 2-3 мм, а на конце - 1,5-3 мм.

Стамески применяются в основном для рельефной резьбы, различаются по профилю и ширине полотна, могут быть прямыми и полукруглыми. Передняя часть прямой стамески должна быть пра­вильной плоской формы, без царапин и вмятин. Полукруглые ста­мески бывают отлогие, средние и крутые. Форму полукруглой ста­мески определяют радиусом изгиба полотна, а размер - шириной полотна.

Царазик - инструмент для выборки узких полукруглых выемок, выполнения прожилок и обработки перехода фона к краю орнамента, а также для различных мелких работ. По своей форме они похожи на мелкие полукруглые стамески с большой глубиной изгиба. Размеры этого инструмента различны в зависимости от назна­чения.

Уголки служат для прорезания линий и жилок. Это стамески с лезвием в виде угла. Размеры уголков по ширине захвата раз­нообразны. Угол, образуемый резко перегнутым по всей длине по­лотном, равен примерно 50-70 градусам. Ширина каждой стороны 5-15 мм.

Клюкарзы используют для выполнения глубокой барельефной резьбы, выборки фона. Это стамески с очень коротким полотном и длинной изогнутой около полотна шейкой.

Ножи широкие и узкие применяют для выполнения прорезной резьбы.

Полный комплект резчицкого инструмента включает, шт.:

    резаки шириной 2,0-2,5 см и 0,7 см - 3;

    стамески прямые шириной от 3,0 до 0,2 см - 6;

    стамески отлогие шириной от 2,5 до 0,3 см - 6;

    стамески средние шириной от 2,5 до 0,5 см - 6;

    стамески крутые шириной от 2,0 до 0,4 см - 5;

    царазики шириной от 0,3 до 0,2 см - 2;

    уголки - 1;

    клюкарзы прямые шириной 1,0-0,5 см - 2;

    ножи длиной 8 и 15 см – 2.

Специальными инструментами пользуются мастера для вы­полне­ния мозаики и скульптурной резьбы.

Для мозаичных работ требуется нож или скальпель, которым вырезается рисунок. Ручка ножа заканчивается плоским срезом для притирания бумажной ленты при склеивании деталей. В распо­ряжении резчика должны быть циркуль-резак для вырезания круглых деталей, пила для разрезания фанеры, приспособление для вы­пиливания лобзиком, дрель для сверления небольших отверстий и рейсмус, которым наносят продольные линии и режут фанеру, для чего в ножки рейсмуса вставляют иглы или плоские ножи.

Набор инструментов для выполнения объемной скульптуры состоит из полукруглых стамесок (7-8 шт.) шириной от 1,5 до 4 см и специального ножа для отделки, так называемого бого­родского ножа.

В качестве вспомогательного инструмента резчик исполь­зует рубанок для выравнивания плоской поверхности деревянной заготовки-доски, шерхебель (рубанок с закругленным лезвием) для грубого строгания и фуганок для чистовой отделки.

Среди необходимых инструментов можно назвать также метр и линейку, которые служат для измерения длины, высоты, шири­ны и глубины, а также для проведения прямых линий.

Угольник, который нужен для обозначения прямых углов, нанесения перпендикулярных и параллельных линий; треугольник для нанесения линий под углом 30, 45 и 60 градусов.

Малка и ерунок предназначены для проведения линий под разными углами одна к другой. Ерунок применяют для расчер­чи­ва­ния углов 45 градусов.

Циркулем-разметчиком наносят на обрабатываемую поверх­ность круги или дуги, контурные линии и детали орнамента. Для измерения размеров и диаметров изделий служит кронциркуль. Бо­лее точный и удобный инструмент, служащий для тех же целей - штангенциркуль.

Рейсмус служит для прочерчивания линий, параллельных граням заготовки.

Лучковая пила применяется для распиловки дерева. Один ее конец закреплен наглухо, другой надевается на крючок. Начиная работу, снимают этот конец с крючка, продевают в подготовленное для начала распила отверстие и, надев сно­ва на крючок, туго натягивают винтом.

Рашпили и напильники применяют для шлифовально-обдирочных работ. Цикли применяются в процессе отделочных работ больших плоскостей для выравнивания.

Метчик и плашка - инструменты для нарезания резьбы.

Киянка - деревянный молоток, применяется при работе с твердыми сортами древесины, вырубке фонда, обрубке рельефа, выполнении крупных работ. Также используются в работе молоток столярный и молоточек маленький.

Абразивный инструмент применяют для заточки и доводки режущего инструмента, опиловки и шлифования изделий. Виды, формы и размеры этого инструмента определены ГОСТом.

Необходимо сказать и о рабочем месте резчика. Оснащение рабочего места зависит от характера выполняемых резных работ. Резчику по дереву для изготовления шкатулок, коробок, ложек, небольших резных панно, мелкой декоративной скульптуры и иг­рушек не требуется специального рабочего места, так как их можно выполнять на обыкновенном столе. Однако резчик по де­реву не может работать в тесноте. Для каждого мастера требуется примерно 2-2,5 м2 площади. В производственных ус­ловиях на каждых 6 резчиков полагается 20 квадратных метров площади, на которой кроме столов для резчиков размещают осо­бый стол для заточки инструмента, водяное точило, шкаф для хранения инструментов, столярный верстак.

Для выполнения изделий большого размера - крупной скульп­туры, деталей мебели с резьбой, крупных панно и т.п. - необходим специальный стол-верстак длиной 5 м, высотой 1-1,1 м. Для работы на верстаке сидя служит высокий табурет, ноги при этом ставят на подставку-подножку высотой 20-30 см. С правой стороны верстака расположен винтовой зажим, в котором зак­репляют обрабатываемую заготовку.

Рабочий стол мастера, выполняющего единичные сувенирно-по­дарочные изделия, может быть оснащен малогабаритным универсальным приспособлением (с электродвигателем 0,25 кВт) для обработки заготовок и полуфабрикатов. В шпиндель приспособ­ления можно заправлять различный сменный инструмент. Приспо­собление устанавливают в левой части стола. Сиденье у рабо­чего стола должно быть удобным, не затрудняющим движений мас­тера. При резьбе на коленях рекомендуется иметь подставку под правую ногу.

Правильная организация рабочего места включает удобное расположение инструмента на рабочем столе резчика. Ручной инструмент раскладывается справа от мастера в глубине стола. В центре стола около мастера ставится эталон выполняемого из­делия. Ближняя к мастеру рабочая поверхность стола остается свободной для выполнения операций резьбы и размещения полуфабриката.

Стол для заточки инструмента должен иметь в центре отвод для стока применяемой при заточке воды.

Шкаф для инструментов должен быть оснащен отдельными ящиками по числу работающих в мастерской резчиков.

Большое значение для резчика имеет освещение. Целесооб­разно располагать рабочий стол так, чтобы свет на его поверхность падал спереди и слева. Лучшим является естественное дневное освещение.

ГЛАВА 2. Организация производства и управления на предприятии “СУВЕНИР”

2.1. Организационно-управленческая структура

Организационная структура любого предприятия сильно за­висит от отраслевых особенностей предприятия, его размера и других объективных факторов (наличие достаточно развитой про­изводственной и транспортной инфраструктуры в месте расположения предприятия и т.д.). При допустимых с точки зрения со­держания поставленной задачи упрощениях организационную структуру предприятия любого профиля можно представить моделями достаточно общего вида, которые затем необходимо положить в основу оценок эффективности (действенности) механизма управ­ления, а также принципов организации управления с точки зре­ния выделения структур, находящихся в линейном и функциональ­ном подчинении руководства предприятия и его подразделений.

Разумеется, обособление в рамках предприятия отдельных структурных подразделений имеет смысл при наличии по крайней мере двух условий: во-первых, достаточно большой численности работающих, при которой эффективное управление их деятельностью из одного центра становится затруднительным; во-вто­рых, если персоналом предприятия выполняются работы различ­ного технологического характера, что вынуждает организовать управление технологическими процессами при помощи специалис­тов различного профиля.

И хотя на предприятии “СУВЕНИР” планируется использовать труд небольшого числа работников, оно все же производ­ственное предприятие, и его деятельность будет направлена на изготовление продукции. Поэтому по мере его развития все более необходимой станет задача диверсификации производства, которая обеспечит предприятию большую финансово-экономическую устойчивость. На любой стадии развития предприятия будут вы­деляться подразделения, которые будут выполнять определенный круг функций. Возможно каждое подразделение в той или иной мере будет наделяться административно-хозяйственной самосто­ятельностью, т.е. правом принимать и выполнять соответствующие управленческие решения в пределах своей компетенции, оп­ределяемой для каждого подразделения органом общего управле­ния предприятием в целом.

Как производственные функции, так и функции обслуживания и управления будут выполняться тем эффективнее, чем бо­лее специализированным будет то или иное подразделение. Специализация способствует повышению квалификации и скорейшему приобретению персоналом необходимых практических навыков, упрощает управление подразделением со стороны вышестоящего ор­гана, поскольку уменьшает разнообразие целей, которые орган управления ставит перед управляемым подразделением, и конт­роль за степенью их достижения.

Однако рассмотрим, прежде всего, что из себя будет пред­ставлять общество с ограниченной ответственностью (ООО) “СУ­ВЕНИР”. Предприятие будет проводить свою деятельность на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого Госдумой 21.10.1994 года. Общество будет являться юридическим лицом и предполагает действовать на основании Устава и Учреди­тель­ного договора, будет иметь собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет.

ООО “СУВЕНИР” будет являться совместным предприятием, создаваемым следующими юридическими лицами:

1. Санкт-Петербургским филиалом банка “ИНКОМБАНК”.

2. Индивидуальным частным предприятием “ЭЛЛИПС”.

Учредители несут ответственность по обязательствам ООО “СУВЕНИР” в размере Уставного капитала, который будет создан за счет средств Учредителей. Он составит на момент об­разования предприятия 100 тысяч рублей и будет вноситься долями по 50 тыс. рублей каждым Учредителем.

Высшим органом управления предприятия будет являться Со­вет Учредителей, каждый Учредитель имеет один голос независимо от размера вклада в Уставной фонд.

К исключительной компетенции Совета Учредителей относят­ся вопросы определения основных направлений производственного (экономического) и социального развития, утверждение планов и отчетов об их выполнении.

После внесения обязательных платежей прибыль предприятия будет распределяться между Учредителями.

Руководство деятельностью предприятия будет осуществлять Генеральной директор, который будет принят по контракту Сове­том Учредителей. Генеральный директор самостоятельно реша­ет вопросы деятельности предприятия, осуществляет прием и увольнение работников.

Генеральный директор должен нести материальную и адми­нистративную ответственность за достоверность данных бухгал­терского и статистического отчетов.

В соответствии с рыночной ориентацией предприятия Генеральный директор должен назначать коммерческого директора, ведущего вопросы сбыта, маркетинга и рекламы продукции. Глав­ному бухгалтеру надлежит вести деятельность по составлению до­кумен­тальных отчетов предприятия.

Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива будет являться общее собрание, решающее вопросы заключения коллективного договора и порядка предоставления соци­альных льгот работникам ООО “СУВЕНИР” из фондов трудового кол­лектива.

Организационный план определит основные направления кадро­вой политики:

    Организационная структура предприятия представлена в Приложении № 3.

    Планирование кадровой политики направлено на привлече­ние высококлассных специалистов и раскрытие их творческого потенциала на предприятии, что будет достигнуто через отбор и поощрение.

    Отбор работников планируется производить на основе ис­пытательного срока и выполнения вступительной работы.

    Поощрения будут как материального, так и морального ха­рактера.

Следует иметь в виду, что персонал не только выполняет производственные функции, но и является активной составляющей производственного процесса. Работники могут активно способст­вовать росту эффективности производства, могут относиться без­различно к результатам деятельности предприятия, на котором ра­ботают, а могут и противодействовать нововведениям, если ново­введения нарушают привычный для них ритм работы.

2.2. Экономико-технологическая модель производственного процесса

Коммерческая деятельность любой организации может быть пред­ставлена как процесс преобразования некоторого набора исходных ресурсов в конечный результат, в процессе производствен­ной деятельности в качестве исходного момента можно рассматри­вать обеспеченность ресурсами в необходимом для нормального хо­да производственной деятельности сочетании (пропорциях), в основу деления ресурсов положен принцип их невзаимозаменяемости.

Выделяют три основных вида ресурсов, факторов производст­ва: живой труд, средства труда и предметы труда.

К ресурсам живого труда, которыми располагает любое пред­приятие, относится персонал, рабочая сила, то есть работники. Рабочая сила в процессе производства потребляется в форме зат­рат живого труда, измеряемых рабочим временем, как естественной мерой целенаправленной деятельности работников.

Производственный персонал предприятия предположительно бу­дет выглядеть следующим образом:

№ п/п

Специальность

Число работников

1.

Дизайнер-стилист

2

2.

Старший художник-оформитель

1

3.

Художник-оформитель

2

4.

Мастера-резчики

30

5.

Слесарь-наладчик

2

6.

Технолог

2

7.

Токарь

2

8.

Разнорабочий

4

Предположительная численность руководителей и других категорий работников представлена в следующей таблице.

№ п/п

Специальность

Число работников

1.

Генеральный директор

1

2.

Коммерческий директор

1

3.

Главный бухгалтер

1

4.

Бухгалтер-кассир

1

5.

Водитель

1

6.

Уборщица

2

7.

Сторож

3

Ресурсы средств труда, которыми будет располагать пред­приятие, являются с точки зрения их денежной оценки ее основ­ным капиталом (основные средства). Ресурсы предметов труда ООО “СУВЕНИР” - это необходимые для нормального хода производствен­ных процессов запасы сырья, материалов, топлива и иных материальных ресурсов, включая полуфабрикаты.

В рамках совокупности технологических процессов производ­ства издержки, связанные с использованием факторов производства, трансформируются не только в общую сумму издержек, но и в стоимость произведенного продукта, которая должна превышать общую сумму издержек, в размерах, по крайней мере, удовлетворя­ющих интересы Учредителей.

Производственный процесс на предприятии ООО “СУВЕНИР” будет носить тип единичного производства, что будет характеризоваться широкой номенклатурой изготовляемых изделий, не­большим объемом выпуска, а также малой повторяемостью. При этом производственный процесс будет осуществляться с при­менением большой доли ручного творческого труда.

Производственный процесс изготовления продукции будет состоять из трех основных стадий: подготовительной, обраба­ты­вающей и заключительной. Подготовительная стадия механизи­ро­ванная: сушка материалов, изготовление заготовок.

На обрабатывающей стадии производственного процесса из­делие приобретет законченную форму. Заключительная стадия под­разумевает нанесение декоративных покрытий, а также сушку из­делия и упаковку.

Производственный процесс сувенирной продукции будет ха­рактеризоваться большими затратами времени на обрабатывающей стадии.

Производственный процесс экологически чистый, что вызва­но применением в качестве технологического топлива электроэнергии, экологически безопасного сырья и материалов. В резуль­тате технологического процесса никаких вредных выбросов в ат­мосферу производиться не будет.

Исходя из данного производственного процесса и требова­ний, предъявляемых к размещению промышленных предприятий, про­из­вод­ственный участок по выпуску сувенирной продукции будет размещаться в одном из зданий на территории промзоны.

Офис фирмы будет расположен в центре города. Под офис предполагается арендовать отдельную комнату общей площадью 20 кв. м, включая мебель. Арендная плата за офис (с коммуналь­ными платежами) составит около 2 тысяч рублей в месяц.

ГЛАВА 3. Экономическая часть

Предприятие “СУВЕНИР” создается в целях выпуска высокохудожественной сувенирной продукции для реализации как на российском рынке, так и за рубежом, главным образом в странах Западной Европы.

Художественные изделия из дерева как традиционный вид русского народного искусства пользуется большой популярностью за пределами нашей страны, поэтому выгода потребителя будет состоять в получении эстетического удовольствия от обладания художественным изделием. Что касается производителя, то он предполагает получить не только материальную выгоду от произ­вод­ства и реализации продукции, но и пропагандировать образцы отечественного искусства за рубежом, а также предполагает соз­дать дополнительные рабочие места для своих соотечественников, что для России, переживающей тяжелейший экономический кризис, является немаловажным.

Аналоги объекта разработки существуют. Однако продукция предприятия будет производиться на основании конкретных зака­зов потребителей, изделия в большинстве своем будут неповтори­мы, и стоимость каждого из них предполагается определять инди­видуально. Экономические расчеты стоимости будут определяться в соответствии с договором, с учетом всех пожеланий заказчика.

Художественные изделия будут выполняться с коммерческой целью. Они предназначены для прямой реализации и имеют рыноч­ные аналоги.

Экономические расчеты предполагается осуществлять по сле­дующим схемам.

РАСЧЕТ

сметы затрат на разработку из расчета на 1 месяц (проект)

№ п/п

Наименование статей

Ед. изм.

Количество

Цена (руб.)

Стоимость (руб.)

1.

Основные материалы

(древесина нужных пород)

м3

30

300

9000

2.

Вспомогательные материалы

(клей, лак, краска, фольга и пр.)

(процент от стоимости основных материалов)

%

10

900

3.

Специальное оборудо­вание (станки, столы, стулья, стеллажи, вентиляционные устройства, шкафы, инструменты и пр.)

руб.

(калькуляция прилагается)

44550

4.

Основная зарплата мастеров I и II категории

(расчет прилагается)

т.р.

(плюс 15% от суммы реализации продукции)

21120

5.

Дополнительная зар­плата остального персонала

(расчет прилагается)

т.р.

(плюс 15% от суммы реализованной продукции)

3168

6.

Отчисления на социальные нужды от суммы реализации

%

(180000 х 5%)

9000

7.

Прочие затраты (аренда помещения)

т.р./м2

300

200

6000

8.

Накладные расходы (освещение, отопление, вода)

(50% от С>осн.>)

т.р.

(21120 х 50%)

10560

9.

Расходы на маркетинговые исследования и рекламу

т.р.

100000

ИТОГО:

204298

КАЛЬКУЛЯЦИЯ

стоимости спецоборудования в рублях

№ п/п

Номенклатура

Ед. изм.

Кол-во

Цена

Время использования

Норма отчис. амортиз.

Итого (руб.)

1.

Станок круглопильный

шт.

1

7000

66 ч

1%

6930

2.

Станок обдирочный

шт.

1

5000

66 ч

1%

4950

3.

Станок шлифовальный

шт.

1

6000

44 ч

1%

5940

4.

Станок сверлильный

шт.

1

4000

44 ч

1%

3960

5.

Станок токарный

шт.

1

8000

44 ч

1%

7920

6.

Прочее оборудование и инвентарь

шт.

29700 х 50%

14850

ИТОГО:

44550

РАСЧЕТ ОСНОВНОЙ ЗАРПЛАТЫ МАСТЕРОВ:

С>осн.> = К х П х 3 х Р х Ф ,

где:

К - количество категорий мастеров - 2

П - кол-во мастеров - 30 чел.

3 - среднечасовая з/плата - 20 руб.

Р - продолжительность работы - 8 чел./час

Ф - кол-во дней работы - 22 дн.

Определяем:

С>осн.> = 2 х 30 х 20 х 8 = 960 х 22 = 21 120 руб.

Плюс 15% от суммы реализации (премиальный фонд).

РАСЧЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЗАРПЛАТЫ ОСТАЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА:

,

где

Д – норматив затрат на дополнительную з/пл. (15% от основной з/пл.).

Определяем:

руб.

Плюс 15% от суммы реализации (премиальный фонд).

РАСЧЕТ НОРМАТИВНОЙ ЦЕНЫ ИЗДЕЛИЯ: (проект)

где:

С> - полная себестоимость изделия - 204298:500 = 408,6

УС>цб> - учетная ставка ЦБ РФ на момент расчетов - 25%

ч - поправка на предпринимательский риск 5%.

Определяем:

РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ: (на 1 ед. изделия)

    Прибыль от реализации сувениров (П>)

П>> >= Ц>нор.> - С>

П> = 531,2 – 408,6 = 122,6

    Рентабельность продукции (Р>)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить:

    ООО “СУВЕНИР” будет создаваться в целях выпуска худо­жественных изделий для реализации в России и в странах Западной Европы.

    В работе проанализировано состояние и дана характерис­тика организации и управления производством.

    Охарактеризованы объекты производства, основные тех­нологические процессы, в том числе необходимые материалы, сырье, специальное оборудование.

    Произведены экономические расчеты сметы затрат на разработку, калькуляция стоимости спецоборудования, расчет основной зарплаты мастеров, расчет нормативной цены изделия и расчет экономических результатов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и прак­тика. - М.: ЦЭиМ, 1996.

    Адамов В. Е. и др. Экономика и статистика фирм: Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Финансы и статистика, 1997.

    Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Высшая школа, 1988.

    Бизнес и менеджер / Сост. И. С. Дараховский и др. - М.: Азимут-Центр, 1993.

    Вебер М. Избранные произведения. - М., 1993.

    Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Изд-во МГУ, 1995.

    Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1996.

    Вудкок М., Фрэнсис Л. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика: Пер. с англ. - М.: Дело, 1991.

    Гастев А. К. Как надо работать. - М., 1972.

    Гастев А. К. Трудовые установки. - М., 1973.

    Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

    Гончаров В. В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МНИИПУ, 1996.

    Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. - М.: Финпресс, 1998.

    Гудушаури Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием. - М.: Тандем, 1998.

    Горохов М. Ю., Малев В. В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ. - М.: Филин, 1998.

    Друкер П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.

    Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия: Учеб­ник. - М.: ИНФРА-М, 1998.

    Зайцев Г. Г., Файбушевич С. И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. - СПб.: Изд-во Санкт-Петер­бургского ун-та экономики и финансов, 1992.

    Кравченко А. И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тэйлор и А. Гастев. - СПб.: РХГИ, 1998.

    Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Л. И. Евенко. -М.: Дело, 1994.

    Серегина Т. К., Титкова Л. М. Реклама в бизнесе: Учебное пособие. - М., 1996.

    Пелих А. С. Бизнес-план или как организовать собст­венный бизнес. - М.: Ось-89, 1998.

    Прием и увольнение работников: Пособие для рук. отд. кадров. - М.: Ассиана, 1995.

    Пригожин А. И. Социология организаиий. - М., 1980.

    Стратегическое планирование / Под ред. Э. А. Уткина. - М.: Тандем, 1998.

    Современный менеджмент: Курс лекций кафедры теории и организации управления ГАУ // Российский экономический жур­нал. – 1995. - № 9, 10, 12; 1996. - № 1, 4, 7, 8, 10; 1997. - № 1, 2, 4, 6.

    Современная экономика: Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

    Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева и др. - М.: ИНФРА-М, 1998.

    Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М.: Финансы и статистика, 1992.

ПриложениЯ

Приложение № 1

Концепция маркетинга


Потребность



Конкретная

потребность

Рынок



КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА



Сделка

Спрос


Обмен

Продукт


Приложение № 2

Основные блоки РЕКЛАМНОЙ программы


Исследование

Изучение потребителей

Изучение товаров

Анализ рынка



Стратегическое планирование

Определение целей

Определение размеров

ассигнований

Выбор средств распространения рекламы



Тактические

решения

Решение первоочередных задач

Определение каналов

обратной связи



Творческая разработка рекламной программы

Подготовка рекламно-информационных материалов (буклетов, сценариев, объявлений и др.)


Приложение № 3

Организационная структура ООО “СУВЕНИР”


Совет учредителей



генеральный директор




Главный

дизайнер

Коммерческий директор

Главный

бухгалтер



Производство, стилистика

Сбыт, спрос, маркетинг, реклама

Бухучет,

статотчет, налоги