Организация как управляемая система
РЕФЕРАТ
по курсу «Менеджмент»
по теме: «Организация как управляемая система»
1. Понятие и классификация систем
Система представляет собой множество элементов, для которого определены некоторые отношения. Системы делятся на группы, классы, виды, разновидности по различным признакам. Все классификационные признаки дают возможность отнести системы к трем группам, отличающимся по характеру свойств, видам отношений, связей и разнообразию элементов, составляющих множество.
Группа систем, выделенных по форме познания. Системы данной группы делятся на два класса:
1) абстрактные системы, основанные на умственном выделении общих существенных свойств и связей и отвлечении от других, частных свойств их элементов и связей. В рамках абстрактных систем также выделяют системы:
изолированные, в которых вычленяется исследуемое свойство или связь (отношение) из некоторой целостности;
обобщенные, дающие обобщенную характеристику свойств и отношений элементов в системе;
идеализированные, в которых происходит полное замещение реального эмпирического свойства и (или) отношения идеализированной схемой;
2) материальные, или конкретные, системы, которым присущи единство, целостность их элементов во всем многообразии связей, отношений и свойств. Материальные системы делятся по составу элементов на системы неорганической (физические, геологические, химические, технические) и живой природы (биологические, организмы, популяции, экологические системы).
Группа систем, выделенных по критерию видов отношений. В данной группе системы подразделяются на закрытые и открытые. По наличию обратной связи все системы делятся на два класса: разомкнутые и замкнутые. В разомкнутых системах не существует обратной связи. Это означает отсутствие процедуры учета выходных характеристик объекта управления в процессе принятия решений. В замкнутых системах наряду с плановым заданием учитывается информация, поступающая от объекта управления о ходе его фактического выполнения, которая и является обратной связью. В рамках данной группы также рассматриваются системы, классифицируемые по степени определенности отношений и связей. В соответствии с данным критерием все системы можно отнести к двум классам: детерминированным и стохастическим. Детерминированные системы характеризуются ограниченным и строго определенным количеством связей и отношений, как между элементами системы, так и между элементами внутренней и внешней среды. Стохастические системы характеризуются наличием случайно возникающих связей и отношений, обладающих различными степенями вероятности.
Группа систем, выделенных по критерию количества и разнообразия элементов, составляющих множество. В данной группе выделяют простые, сложные и очень сложные системы. Простыми системами считают такие, в которых количество элементов и связей между ними составляет не более 104. Сложные системы — это технические (электронно-вычислительные машины, персональные компьютеры, локальные вычислительные сети и др.) и организационно-экономические системы (предприятие, промышленное объединение), количество элементов и связей в которых варьируется от 105 до 106. К очень сложным системам относят биологические (например, мозг человека) и социально-экономические (экономика России). Подобные системы называются большими, и количество элементов и связей в них колеблется от 107 до 1010.
Классификация систем позволяет наиболее полно рассмотреть встречающиеся в практике системные формы. Многообразие критериев классификации систем показывает многоаспектность существования систем в реальной жизни.
2. Организация как система
При рассмотрении любой организации могут быть использованы различные подходы.
Производственно-технический (организационный) аспект. В таком аспекте организация — это система машин, механизмов, агрегатов, различного оборудования, автоматизированных и поточных линий, а также обслуживающего их персонала. В данной системе представляют интерес материальные и энергетические связи, объединяющие указанные элементы в единую систему. Цель управления в данной системе заключается в получении заданного объема продукции и услуг требуемого ассортимента с необходимыми свойствами и качественными характеристиками.
Экономический аспект. В данном аспекте организация рассматривается как система, включающая ресурсы, которыми она обладает в настоящий момент. Основными связями и отношениями между элементами выступают финансово-экономические, объединяющие элементы системы в процессе создания стоимости (себестоимости) продукции и услуг в планируемом периоде.
Основными параметрами системы, кроме ресурсов, в данном случае служат:
тип производства продукции и (или) услуг (единичный, серийный, массовый);
уровень специализации и кооперирования производственных процессов;
уровень и формы организации производства (поточное, непрерывно-поточное, прямоточное).
Все параметры экономической системы делятся:
на эндогенные, или внутреннего происхождения (объем выпуска продукции и (или) услуг в натуральной и стоимостной формах, прибыль, рентабельность, доходы, окупаемость инвестиций, степень ликвидности основных фондов);
экзогенные, или внешние, переменные (ресурсы, инвестиции, ставки налогов, минимальный размер оплаты труда).
Цель системы управления состоит в обеспечении постоянно растущих потребностей целевых рынков потребителей (клиентуры) товарами определенного ассортимента с высоким уровнем качества.
Правовой аспект. В данном аспекте организация представляет собой юридическое лицо, являющееся элементом политико-правовой среды и обладающее той или иной организационно-правовой формой и статусом (правами и обязанностями). Другими словами, организация — это система субъектов права, связанных между собой (на правовой основе) и с внешней средой.
Деятельность таких организаций регламентируется следующими документами:
Гражданским, Трудовым, Таможенным и Земельным кодексами РФ;
постановлениями Правительства РФ;
указами Президента РФ;
специальными записями в таких документах, как «Устав организации» и «Договор учредителей организации».
С этой позиции цель системы управления организации заключается в обеспечении соблюдения ее прав в ходе ведения производственно-хозяйственной, финансово-экономической, торгово-закупочной, сбытовой и иной деятельности.
Социально-психологический аспект. Согласно данному аспекту, под организацией понимают коллектив людей со своими личностными и психологическими характеристиками, связанных системой неформальных коммуникативных отношений. Любая организация представляет собой систему, элементами которой выступают отдельные индивидуумы, объединенные между собой социально-психологическими связями, проявляющимися в ходе производства продукции и услуг, а также в процессе управления. В таком понимании цель системы управления организации состоит в обеспечении комфортного социально-психологического микроклимата, позволяющего:
предотвращать и ликвидировать конфликтные ситуации в коллективе;
способствовать реализации личностных и профессиональных качеств работающих;
направлять деятельность каждого члена и коллектива в целом на достижение главной стратегической цели хозяйствующего субъекта. В теории организации используются различные подходы к пониманию сущности организации: социальный, деловой, хозяйственный, рассмотрение организации как процесса. Кроме того, в отношении всех типов организаций могут рассматриваться такие аспекты, как открытость, развитие, функциональность, стабильность и т.д. Актуальные результаты исследования для теории и практики позволяют рассматривать организацию как управляемую систему, что предполагает понимание организации именно как социальной. Социальная организация — сложная, открытая, управляемая, динамическая система с целенаправленным действием.
В отношении социальной организации можно сказать, что она представляет собой искусственно созданный набор взаимодействующих между собой элементов и подсистем, который предназначается для достижения определенной цели.
Рассмотрение социальной организации как управляемой системы требует использования системного подхода, который представляет собой методологию познания составных частей через целое и целого через составные части. Целое и отдельные части в организации любого типа выступают в диалектическом единстве и взаимосвязи.
Организации присущи все признаки системы:
множество элементов;
единство главной цели для всех элементов;
относительная самостоятельность элементов;
наличие связей между элементами;
целостность и единство элементов структуры;
четко выраженное управление.
Цель служит основой деятельности любой организации.
Под целью понимают желаемое состояние системы в результате управляемого процесса ее развития.
В идеале цель должна иметь конкретные сроки исполнения и допускать возможность корректировки при изменении внешних и внутренних условий. Система целей организации зависит от субъективных (желания членов ее коллектива) и объективных (реальных возможностей ее осуществления) факторов. Организация будет успешно функционировать только тогда, когда ее цель достаточно хорошо согласуется с целями, которые стоят перед обществом в целом. Именно поэтому организация является целенаправленной системой.
Механизм существования организации как управляемой системы заключается в следующем. Для достижения целей необходимо, чтобы в организации осуществлялось согласованное действие всех ее членов, обоснованное распределение материальных и финансовых ресурсов, создание системы информационного обеспечения, использование современных технологий управления. Для того чтобы достичь цели с минимальными временными и материальными затратами, следует скоординировать деятельность всех звеньев управления и производства организации. Поэтому в любой организации необходимо выделять управляющую (дирекция, административно-управленческий аппарат, менеджеры) и управляемую (исполнительные звенья) части. Вследствие этого организация считается управляемой системой.
Принципы, характеризующие организацию как управляемую систему:
обоснованность (организация подчиняется определенным закономерностям, которые обусловливают ее внутренние причинно-следственные связи, ее функционирование и существование);
целенаправленность (любой организации свойственно стремление к достижению поставленной цели, которая обеспечивает со временем новое состояние организационной системы);
моделируемость (организация как сложная система может быть представлена некоторым конечным множеством моделей, каждая из которых отражает определенную грань ее содержания).
3. Система управления организацией
Функционирование организации, будь то социальная или деловая организация, подвержено влиянию множества факторов. Факторы, оказывающие воздействие на организацию, могут по-разному сказываться на результатах ее деятельности. Учитывая, что любая организация стремится к достижению поставленной цели, можно сказать, что функционирование организации и ее развитие должны быть целенаправленными, а главное — управляемыми, процессами. Управление в любой организации реализуется в качестве системы.
Управление — это процесс целенаправленного воздействия на систему, который обеспечивает повышение ее организованности, достижение того или иного полезного эффекта.
Система управления — это система, в которой протекает процесс управления.
В менеджменте управление представляется как вид человеческой деятельности. В процессе разделения труда управленческий труд постепенно отделился от рутинного физического труда. По содержанию управленческий труд более ответственен, чем труд производственных рабочих. Кроме того, он характеризуется более высокими психологическими нагрузками, которые объясняются тем, что руководитель, как правило, в своей деятельности постоянно принимает решения, касающиеся судьбы всех членов трудового коллектива.
Управление как система состоит из нескольких подсистем. Разделение системы управления на управляемую и управляющую вызвано объективной необходимостью, связанной с усложнением процессов деятельности во всех ее областях, постоянным ростом общественного характера деятельности, усилением взаимосвязей между различными процессами. В результате появляется необходимость согласования целей и усилий различных индивидуумов, коллективов предприятий, отраслей и т.д., управления их совместной деятельностью.
Управляющая подсистема — подсистема, формирующая управляющее воздействие.
Управляющая подсистема называется субъектом управления.
Управляемая подсистема — подсистема, «испытывающая» на себе внешние воздействия. Управляемая подсистема называется объектом управления. В совокупности данные подсистемы образуют систему управления. Связь от управляющей подсистемы к управляемой называется прямой. Такая связь присутствует в любой системе управления. Связь от управляемой подсистемы к управляющей называется обратной.
Система управления имеет следующие особенности. Решающая роль в сохранении целостности системы принадлежит информационным связям. Без обмена информацией между элементами системы управления она не может функционировать и сохранять свою целостность. Системы управления могут переходить в различные состояния в соответствии с управляющими воздействиями. Однако переход не может и не должен осуществляться мгновенно, он требует времени. Для систем управления существует определенное множество допустимых линий их поведения, из состава которых выбирается наиболее предпочтительная. Если возможность выбора линий поведения отсутствует, то управление тоже практически отсутствует.
Необходимым условием успешного функционирования системы управления является наличие цели организации. В рамках системы управления должны протекать процессы целеполагания. Если цели вообще не определены, то управление теряет всякий смысл, исчезает эталон поведения системы. Система управления организации должна постоянно развиваться путем совершенствования методов управления, информационного и организационного обеспечения системы управления, повышения квалификации управленцев.
Список литературы
1. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении М., 2007.
2. Кнорринг В.И. Искусство управления М., 2006.
3. Коротков Э.М. Менеджмент М.: Инфра-М, 2006.
4. Кравченко А.И. История менеджмента М., 2008.
5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Менеджмент. М., 2007.
6. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. М., 2005.
7. Рябцев И.М. Менеджмент: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2006.
8. Филонович С.Р. Основы менеджмента. М., 2005.
9. Чуйкин А.М. Основы менеджмента. М., 2005.
10. Ямпoльcкaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: Учебное пособие С-Пб.: Нева, 2004.