Обеспечение финансовой устойчивости ОАО "Свет шахтёра" для решения его стратегических задач
Министерство образования и науки Украины
Национальный технический университет «Харьковский политехничексий институт»
Кафедра менеджмента и налогообложения
Курсовая работа
на тему: «Обеспечение финансовой устойчивости ОАО «Свет шахтёра» для решения его стратегических задач»
Содержание
Содержание 2
Введение 3
1. Анализ хозяйственно-экономической деятельности фирмы 5
1.1 Анализ факторов внутренней среды организации 5
1.2 Организационный срез 5
1.3 Производственный срез 6
1.4 Маркетинговый срез 8
1.5 Финансовый срез 10
2. Анализ влияния факторов внешней среды 13
2.1 Анализ влияния факторов макросреды 13
2.2 Анализ влияния факторов микросреды 16
3. Миссия и цели организации 19
3.1 Миссия организации 19
3.2 Цели организации 20
4. Анализ сильных и слабых сторон организации 21
4.1 Анализ внешних возможностей и опасностей 22
4.2 Матрица SWOT 22
5. Функциональные стратегии развития 23
Заключение 25
Список использованных источников 26
Приложение А 27
Приложение Б 28
Введение
Основной значимой опорой эффективности работы любого предприятия является финансовая устойчивость при всевозможных как благоприятных, так и неблагоприятных условиях. Проблема финансовой стабильности на данном этапе развития украинской экономики стоит на первом месте и для всего государства, и для украинских промышленных предприятий в частности. Не является исключением и предприятие ОАО «Свет шахтёра». В результате неплатёжеспособности потребителей на заводе постоянно складывается дебиторская задолженность. Это подтверждает важность актуальность выбранной темы относительно данного предприятия.
Для уменьшения складывающейся задолженности завод был вынужден частично приостановить отгрузку оборудования, хотя и не останавливал производство полностью, принимая во внимание трудности угольных предприятий. Такое состояние работы организации не может быть постоянным, а следовательно выработка стратегии стабилизации и улучшения финансового положения – самая основная задача менеджмента предприятия.
Открытое акционерное общество «Харьковский машиностроительный завод «Свет Шахтёра» занимается горно-шахтным и горнорудным машиностроением, включает в себя конструкторские организации, отнесенные к числу научных учреждений, а так же проводит оптовую торговлю своей продукцией. История предприятия насчитывает более 114 лет, она началась с организации слесарно-механического цеха Н.Ф. Фон Дитмаром в 1891 году на волне бурного развития промышленности в Российской Империи. После Октябрьской революции предприятие было национализировано и неоднократно переименовывалось, пока не получило название, которое носит и поныне – «Свет Шахтёра». В 1994 году предприятие было приватизировано и зарегистрировано под своим нынешним названием.
Итак, основной целью курсового проекта является отыскание и проработка наиболее эффективной стратегии, позволяющей обеспечить предприятию финансовую устойчивость для решения его стратегических задач, проанализировав его работу и основные показатели. Это необходимо, чтобы завод смог повысить контролируемую долю рынка, совершенствовать свою продукцию, устанавливать наиболее эффективный уровень цен и поддерживать свою репутацию как на украинском, так и на мировом рынке.
1. Анализ хозяйственно-экономической деятельности фирмы
1.1 Анализ факторов внутренней среды организации
Для анализа хозяйственно-экономической деятельности предприятия следует дать определение внутренней среды организации. Внутренняя среда организации – это часть общей среды, которая находится в рамках данной организации и непосредственно влияет на неё изнутри. Внутренняя среда имеет такие составные элементы как: организационный, производственный, маркетинговый и финансовый срезы. Основываясь на выбранной тематике курсового проекта более тщательно будут рассмотрены производственный и финансовый срезы.
1.2 Организационный срез
ОАО «Свет Шахтёра» как организация с большим стажем работы на рынке, с давно выработанной и устоявшейся организационной структурой, функционирует как целостный промышленный комплекс, полностью обеспечивающий себя необходимыми побочными товарами и услугами. В производственной деятельности имеется полностью законченный, слаженный и устойчивый цикл производства для всех видов выпускаемой продукции.
Организационная структура завода «Свет Шахтёра» представляет собой разветвлённую структуру, состоящую из большого количества цехов, складов и отделов, каждый из которых имеет чёткие установленные функции, а соответственно – цели и задачи. Детально организационная структура предприятия представлена на специальной органиграмме (Приложение А). Следует отметить, что все структурные подразделения предприятия находятся в городе Харькове, что исключает возможность возникновения неувязок в их работе, а так же существенно облегчает коммуникационные процессы всех уровней. Дочерних предприятий и филиалов в своей структуре ОАО «Свет Шахтёра» не имеет.
Для обеспечения хороших условий труда, организации досуга, отдыха, а так же лечения работников предприятия в инфраструктуре при ОАО «Свет Шахтёра» созданы и функционируют детский сад, базы отдыха, детские оздоровительные лагеря, дом культуры, спортивная площадка и медицинская санитарная часть.
В данной ситуации при ограниченных материальных ресурсах организационную структуру предприятия можно назвать оптимальной, соответственно реорганизация общества не предполагается.
1.3 Производственный срез
Отрасль, в которой работает предприятие – тяжёлое машиностроение – давно сложившаяся и сравнительно хорошо развитая отрасль на Украине, а сам завод известен как одно из ведущих предприятий в отрасли в течение долгого времени. Ассортимент изготавливаемой продукции соответственно достаточно велик. В ОАО «Свет Шахтёра» производятся следующие изделия:
Забойные скребковые конвейеры для угольных, сланцевых шахт и калийных рудников всех категорий;
Перегрузочные и штрековые конвейеры для транспортировки угля для шахт любого уровня опасности;
Разборные переносные конвейеры для проходческих работ;
Шахтные головные светильники;
Фары для шахтных электровозов;
Дистилляторы;
Запчасти для конвейеров;
Товары потребительские;
Угольная промышленность, предприятия которой являются основными потребителями продукции, сейчас переживает глубокий кризис как в финансовом аспекте, так и в аспекте материально-технической базы. Объёмы производства профилирующей продукции, шахтных конвейеров, в год составляет 97 шт., что в денежном эквиваленте не превышает 152 млн грн., других товаров и услуг производится более чем на 5 млн грн., при чём объём профильной продукции во много раз превышает объём побочной. Площадь, занимаемая предприятием превышает 30 гектаров, на ней расположено 12 цехов, отдел механизации и автоматизации, отдел капитального строительства и три специализированных склада.
ОАО «Свет Шахтёра» занимает достойное место на рынке горнодобывающей продукции в Украине, имея мощную сырьевую и научно-техническую базу, завод имеет огромный потенциал. При сложившихся обстоятельствах завод «Свет Шахтёра» не может полностью реализовать свои потенциальные промышленные мощности, от чего терпит убытки.
Что касается производственного цикла продукции, то можно отметить следующие характеристики:
Наличие отработанного и непрерывного цикла производства дл всех основных видов продукции;
Отсутствие узкой специализации производства, возможность производить побочную продукцию и товары народного потребления;
Стабильный, но не высокий уровень внедрения новых технологий при производстве;
Отработанная стратегия организация рабочего времени персонала предприятия;
Наиболее высокое качество продукции предприятия среди производителей Украины;
Приостановление отгрузки готовой продукции покупателю в связи с многочисленными задолженностями;
Сравнительно низкая себестоимость производства продукции;
Наличие вспомогательных и обслуживающих производств и учреждений.
Всё это указывает на большой потенциал завода при ограниченных возможностях его использования в данный момент.
1.4 Маркетинговый срез
К сожалению, реализация основной цели предприятия – стабилизации финансового положения – не полностью зависит только от предприятия, так как основной проблемой, приведшей завод к нестабильному финансовому положению, является неплатёжеспособность потребителя профильной продукции. Поэтому любя предложенная стратегия сможет эффективно сработать за счёт стабилизации общего экономического положения в стране с одной стороны, и за счёт внедрения эффективной маркетинговой стратегии с другой стороны.
Ценообразование. Проводя политику ценообразования предприятие ОАО «Свет Шахтёра» исходит из низкой платёжеспособности потребительского рынка Украины и учитывает более низкую стоимость аналогичной продукции у конкурентов. В таблице 1 приведен подсчёт стоимости, исходя из себестоимости продукции, так же сравниваются предыдущий и текущий периоды.
Таблица 1. – Подсчёт стоимости продукции
Статья |
Предыдущий период |
Текущий период |
Материальные затраты, тыс. грн. |
47926.100 |
99102.000 |
Затраты на оплату труда, тыс. грн. |
16435.200 |
26996.800 |
Отчисления на социальные нужды, тыс. грн. |
6105.500 |
10516.000 |
Амортизация, тыс. грн. |
7137.100 |
9137.800 |
Другие операционные расходы, тыс. грн. |
7382.800 |
7609.800 |
Себестоимость товаров и услуг, тыс. грн. |
67865,70 |
118489,20 |
Прибыль, из расчёта 25% от себестоимости |
16966,43 |
29622,3 |
Цена продукции, тыс. грн. |
84832,13 |
148111,5 |
Предполагаемые изменения цены могут быть связаны с возможной нестабильностью денежной единицы Украина и валютных курсов, а так же с ростом инфляции в следующем периоде.
Рынки сбыта продукции и реклама. Основными потребителями продукции завода являются угледобывающие предприятия Украины, так же производимые товары вывозятся в Россию и Белоруссию. Потребность угледобывающих предприятий Украины и других государств в оснащении, производимом на заводе удовлетворяется полностью.
Основными клиентами ОАО «Свет Шахтёра» являются шахты Донецкой, Луганской, Днепропетровской и Львовской областей Украины. Схема распространения товара в основном построена на использовании давних устоявшихся связей с основными клиентами. Так же используется целевая рассылка предложений акционерного общества потенциальным потребителям. Организация активно участвует в выставках как общего направления, так и специализированных выставках горнодобывающей отрасли промышленности. Это выставки как регионального, так и международного уровня.
У предприятия более 50-ти клиентов в Украине и за рубежом, а чистый доход от реализации продукции за текущий период составил около 205 млн грн. При этом показатель, выражающий плотность клиентуры будет равен 0,25, что сравнительно не плохо для крупного предприятия.
Организация обслуживания клиентов. Послепродажное обслуживание потребителя является важной составной частью маркетинговой стратегии предприятия. От него в большой степени зависит стойкость клиентурной базы предприятия, и, соответственно, стабильность прибыли, что открывает путь к реализации основной задачи – стабилизации финансового положения завода.
Приобретению продукции ОАО «Свет Шахтёра» предшествует процесс ознакомления покупателя с продукцией, который может проходить в разных формах. При покупке товара покупатель получает гарантию со сроком, зависящим от вида товара. Гарантийное и послегарантийное обслуживание осуществляется с использованием мощностей предприятия по месту нахождения покупателя или на предприятии, в зависимости от вида продукции. Сроки осуществления поставок, а так же послепродажного обслуживания так же зависят от вида товара.
1.5 Финансовый срез
Финансовая ситуация на заводе – объект основного внимания как руководства предприятия, так и данного курсового проекта. Финансовая стабильность – ключ к успеху любого нововведения в производстве, гарантия стабильного положительного имиджа предприятия, основной фактор, обеспечивающий нормальную работу всего завода начиная от простых работников, включая все его подразделения, и заканчивая всей структурой предприятия в целом.
Основные экономические показатели предприятия ОАО «Свет Шахтёра» представляют собой объект особого рассмотрения при поставленной цели работы. Эти показатели представлены в таблице ниже и отражают положение на начало и конец текущего периода.
Таблица 2. – Экономические показатели предприятия.
Показатели |
На начало периода |
На конец периода |
Необоротные активы, тыс. грн. |
44423.50 |
41774.80 |
Оборотные средства, тыс. грн. |
135202.30 |
160707.10 |
Расходы будущих периодов, тыс. грн. |
23.20 |
36.10 |
Собственный капитал, тыс. грн. |
148202.50 |
184662.60 |
Долгосрочные обязательства, тыс. грн. |
9040.40 |
1197.60 |
Краткосрочные обязательства, тыс. грн. |
22406.10 |
16657.80 |
Собственный капитал ОАО «Свет Шахтёра», согласно таблице, составляет около 185 млн. грн., а оборотные средства на конец текущего периода составляют более 160 млн. грн.
Для того, чтобы охарактеризовать нынешний показатель финансовой устойчивости, зная объём краткосрочных обязательств предприятия в размере почти 17 млн. грн., можно сосчитать отношение оборотных средств к краткосрочных обязательствам, которое составит 9,5. Эти данные показывают, что работа в данной области необходима.
Затраты на сбыт отображаются в затратах предприятия, связанных с реализацией продукции и включают в себя расходы на содержание отделов сбыта, рекламу, доставку продукции покупателю, и составляют на конец текущего года 15,3 млн. грн.
Следует так же указать уровень дебиторской задолженности, для окончательной конкретизации причин, вызвавших необходимость реализации указанной цели. По состоянию на 31.12.2004 дебиторская задолженность составила около 54 млн. грн. в том числе:
за профильную продукцию – 26200,8 тыс. грн.;
за товары – 3049,8 тыс. грн.;
с бюджетом – 119,3 тыс. грн.;
резерв сомнительных обязательств – 958,2 тыс. грн.;
другие – 24412,5 тыс. грн.
Уменьшение дебиторской задолженности предприятию становиться одной из основных задач менеджмента ОАО «Свет Шахтёра». Решение этой задачи может стать основной составляющей осуществления цели организации.
Необходимо помимо прочего сравнить размеры привлечённых средств с размерами собственных. Значение показателя коэффициента соотношения привлечённых и собственных средств свидетельствует о степени зависимости предприятия от кредиторов. В случае ОАО «Свет Шахтёра» этот коэффициент будет равен 0,21, что свидетельствует о достаточно невысокой степени зависимости завода от кредиторов в данное время.
Можно сделать вывод о том, что исходя из финансового среза видно, что наиболее важным моментом в реализации цели организации является уменьшение дебиторской задолженности. Разработка стратегии предприятия и будет проводиться далее в курсовом проекте.
2. Анализ влияния факторов внешней среды
Внешняя среда любой организации подразделяется на макросреду, которая включает экономический, политико-правовой, научно-технический, демографический и культурный сегменты, и микросреду, состоящую из поставщиков, посредников, конкурентов и клиентов организации. Эти среды и сегменты будут рассмотрены далее.
2.1 Анализ влияния факторов макросреды
Экономическая среда. Тяжёлая экономическая ситуация в Украине, длящаяся со времени получения государством независимости с небольшими колебаниями, привела к закрытию множества украинских заводов, как небольших так и крупных. ОАО «Свет Шахтёра» удалось избежать таких последствий, хотя и его экономическое положение за эти годы значительно пошатнулось.
В первую очередь это обусловлено всеобщностью кризиса, охватившего промышленность Украины. Глубокий и тяжёлый кризис в угольной отрасли, которая и является крупнейшим потребителем продукции завода, вызвал резкое и сильное падение платёжеспособности предприятий, задействованных в этой отрасли, что не могло не отразиться на положении ОАО «Свет Шахтёра». Именно снижение платёжеспособности потребителей товаров предприятия послужило причиной роста дебиторской задолженности.
Неплатежи, инфляция, шоки обменного курса национальной валюты только усугубляли ситуацию. В данный момент действие многих указанных факторов приостановлено, зафиксирован уровень дебиторской задолженности предприятию. Хотя основную проблему этим решить невозможно. Необходимы активные действия по снижению долгов заводу.
Сказанное выше не даёт возможности надеяться на быстрое полное решение задачи. В результате последних политических изменений экономическое положение страны снова нестабильно, снова наблюдается рост инфляции, экономический спад. Прогнозировать что-либо однозначно в данный момент достаточно сложно, тем более учитывая близость парламентских выборов. Стратегия менеджеров предприятия должна это учитывать и должна предусматривать определённую гибкость в зависимости от обстоятельств.
Политико-правовая среда. Анализ данного компонента среды имеет чрезвычайно большое значение, особенно в свете вышесказанного. В Украине многое зависит от политической ситуации, а деятельность любой организации регулируется только законодательно.
Налоговое законодательство Украины имеет свою специфику и является нестабильным на данный момент, и может оказывать негативное влияние на организацию только своей нестабильностью. Так как данное предприятие не является монополистом в своей отрасли, антимонопольное законодательство на его деятельность не распространяется и не ограничивает её. Существует ряд законов, поддерживающих деятельность предприятия, но их реальное влияние на ситуацию минимально.
Вся продукция ОАО «Свет Шахтёра» зарегистрирована и сертифицирована. Предприятие при осуществлении сбыта своей продукции использует собственную зарегистрированную торговую марку (ЗСШ).
В основном большинство законодательных актов, касающихся деятельности предприятия не оказывают сдерживающего или ограничивающего влияния на него.
Что касается политической обстановки в государстве, можно сказать, что она может косвенно, но существенно влиять на работу организации. Это влияние может оказываться как путём непосредственных действий по изменению положения основных потребителей (государственные программы развития угольной и горнорудной отраслей промышленности), так и действия, направленные на улучшение экономической ситуации в целом. Осуществление государством таких действий приведёт к улучшению материального положения потребителя и к повышению его платёжеспособности, что существенно облегчит реализацию целей организации и будет способствовать улучшению положения предприятия в дальнейшем.
Научно-техническая среда. Относительно открытого акционерного общества «Харьковский машиностроительный завод «Свет Шахтёра» можно сказать, что научно-технический прогресс не может не влиять на его развитие. При благоприятных обстоятельствах завод, обладая всеми необходимыми для этого мощностями, может осуществлять инновационную деятельность, совершенствовать свою продукцию, внедрять новую технику повышенного качества, производить новые виды продукции. Хотя наиболее активно технические нововведения будут осуществляться в направлениях совершенствования производственного процесса, товаров и процедур обслуживания, меньше – в направлении создания инноваций, даже не смотря на то, что это могло бы повысить спрос среди потенциальных покупателей.
Для обеспечения таких действий будут использоваться исключительно мощности предприятия, в этой сфере работают конструкторские организации, внесенные в число научных учреждений, которые входят в организационную структуру завода.
Работа в указанном направлении поможет организации сохранить и расширить свои позиции на рынке, увеличить возможности экспорта товаров за рубеж, повысить конкурентоспособность своей продукции.
Демографическая среда. Учитывая, что предлагаемый ассортимент товаров ОАО «Свет Шахтёра» не рассчитан на массовое потребление, объём его продаж на прямую не зависит от демографической ситуации в стране.
Являясь признанным центром научно-технического развития как Слобожанщины, так и Украины, Харьков в состоянии полностью обеспечивать производство, осуществляемое на предприятии «Свет Шахтёра», квалифицированными кадрами всех необходимых специальностей.
Все производственные подразделения завода находятся в Харькове и обеспечиваются трудовыми ресурсами города или пригорода.
Культурная среда. Завод ОАО «Свет Шахтёра» поддерживает высококультурные ценности украинского общества и содействует их развитию в силу своих возможностей. В этой сфере работает подведомственный предприятию дом культуры.
Моральным долгом руководства является так же поддержание здоровья и здорового образа жизни своих работников. Это обеспечивается за счёт работы подведомственных предприятию баз отдыха, детских оздоровительных лагерей, спортивных площадок и стадиона а так же собственной медико-санитарной части.
Для облегчения положения работников, имеющих детей, а так же для организации дошкольного воспитания и обучения детей работает заводской датский сад.
2.2 Анализ влияния факторов микросреды
Поставщики организации. Используемые в производстве полуфабрикаты частично производятся на заводе из сырья, закупаемого у добывающих предприятий. Качество закупаемого сырья удовлетворяет потребностям завода и не ниже мировых показателей. Затраты на закупку сырья составляют лишь малую часть затрат на производство.
Частично завод закупает комплектующие в таких украинских заводах, как Свердловский машиностроительных завод
В целом организация от поставщиков зависит в небольшой степени.
Посредники организации. Оптовыми продажами произведенной профильной продукции занимаются специально предназначенные для этого отделы предприятия. Возможность розничной торговли для профильной продукции не предусмотрена.
В посредниках ОАО «Свет Шахтёра» нуждается только относительно производимых на заводе товаров народного потребления. Предприятие осуществляет оптовые поставки таких товаров магазинам, оптовые и мелкооптовые поставки частным предпринимателям.
Поскольку посредники участвуют в сбыте только побочной продукции, они не могут никак повлиять на работу организации и достижение ею своих целей. ОАО «Свет Шахтёра» от посредников не зависит.
Клиенты организации. Территориально основные клиенты организации – угледобывающие шахты – в Украине расположены на востоке страны (Донецкая, Луганская и Днепропетровская области), во Львовской области а так же в России и Белоруссии. Такие шахты имеют разные формы собственности, разный уровень рентабельности и не все из них могут оставаться постоянными покупателями продукции завода «Свет Шахтёра».
Несмотря на это среди предприятий добывающей отрасли еще со времён СССР сложился определённый контингент предприятий, которые являются постоянными покупателями продукции «Свет Шахтёра». В данное время предприятие строит свои отношения с ними на принципах рыночной экономики.
Информация об основных характеристиках потребителей продукции и услуг предприятия по регионам Украины и внешним рынкам приведена в таблице.
Таблица 3. – Потребители продукции и услуг ОАО «Свет Шахтёра»
Наименование продукции |
Доля в общем объёме реализации (по регионам),% |
||
Украина |
Страны СНГ и Балтии |
Страны дальнего зарубежья |
|
Всего: |
97.972 |
2.028 |
0.000 |
Другие товары |
98.954 |
1.046 |
0.000 |
Шахтные конвейеры |
97.685 |
2.315 |
0.000 |
Конкуренты организации. Конкуренты организации могут существенно влиять на реализацию ею своих основных целей, поэтому чрезвычайно важно изучение этого сектора микросреды.
Продукцию, аналогичную выпускаемой на заводе «Свет Шахтёра», освоили заводы России «Анжеромаш», Юргинский машиностроительный завод, Скопинский машиностроительный завод. В последнее время быстро растёт конкуренция продукции завода со стороны украинских заводов. Имеет место конкуренция и со стороны предприятий Германии и Польши.
Стоит особенно отметить конкуренцию, которую всё больше испытывает завод по составным частям скребковых конвейеров. Навесное оснащение конвейеров фактически выпускает Свердловский машиностроительный завод и поставляет ОАО «Свет Шахтёра» и другим предприятиям и шахтам как комплектующие изделия. Скребки, соединительные звенья цепочек поставляет на рынок ЗАО «Артёмовский машиностроительный завод «ВИСТЕК» и фирма «Тиле»(Германия), а так же соединительные звенья цепей производит ОАО «Мотор Сечь». Головные аккумуляторные светильники поставляют на рынок так же консорциум «Укрбат», производственное объединение «Электроточприбор», ОАО «Прокоповский завод шахтной автоматики», ОАО «Импульс», Россия (см. Приложение Б. Табл. Пофакторное сравнение конкурентов).
Как правило продукция конкурентов, уступая в качестве продукции ОАО «Свет Шахтёра», поставляется на рынок по более низким ценам, что в условиях недостатка финансовых средств у потребителей, значительно обостряет ценовую конкуренцию на рынке.
3. Миссия и цели организации
3.1 Миссия организации
Официальной формулировки миссии предприятия ОАО «Свет Шахтёра» не существует. Но, как и на любом предприятии, на этом заводе миссия существует. Признаки этого можно проследить в действиях и планировании действий организации.
Отсутствие формулировки миссии предприятия – это одна из существенных ошибок руководства завода, так как она отражает предназначение предприятия, потребности, удовлетворяемые результатами работы предприятия. Эту шубку можно исправить тезисной формулировкой состояния организации, не являющегося конечным желаемым, а выражающим лишь причины деятельности предприятия.
ОАО «Свет Шахтёра» видит себя значительный участником процесса восстановления украинской добывающей промышленности, и концентрирует свои усилия на совершенствовании своей продукции и улучшении качества поставляемых потребителю товаров.
ОАО «Свет Шахтёра» считает, что возрождение угольной отрасли в Украине станет толчком во всеобщем развитии промышленности страны, и потому прикладывает все возможные усилия для обеспечения потребительского отрасли всеми необходимыми материально-техническими средствами.
ОАО «Свет Шахтёра» стремиться всегда улучшать качество своей продукции, совершенствовать её для обеспечения угольной промышленности Украины наиболее современными, технологичными и конкурентоспособными средствами производства.
ОАО «Свет Шахтёра»единственной ценностью для себя процветающую украинскую экономику, а поскольку сегмент угольной отрасли в ней достаточно велик, именно его возрождение – одна из основных целей организации.
3.2 Цели организации
Основная цель предприятия ОАО «Харьковский машиностроительный завод «Свет Шахтёра» – стабилизация и улучшение финансового положения завода. Для её осуществления будет осуществляться реализация следующих промежуточных целей:
Уменьшение дебиторской задолженности предприятию;
Не допущение снижения объёмов производства;
Повышение качества существующей продукции;
Усовершенствование выпускаемой продукции;
Установление уровня цен в соответствии с конкуренцией;
Выпуск на рынок новых видов продукции;
Повышение контролируемой доли рынка;
Поддержание надлежащих социально-бытовых условий работы сотрудников акционерного общества.
4. Анализ сильных и слабых сторон организации
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Наличие давно завоёванной доли рынка и постоянных покупателей; Накоплен уникальный опыт в области проектирования продукции и разработки технологий её изготовления; Завод владеет большим объёмом информации об опыте эксплуатации шахтных скребковых конвейеров разных типов; Силами сотрудников выполнены масштабные научные исследования, проведены испытания конвейеров и их составляющих частей; Завод владеет монопольными авторскими правами на большое количество оригинальных инженерных решений и «ноу-хау»; Предприятие зарекомендовало себя как одно из ведущих в данной отрасли как среди предпринимателей, так и в кругах научной и инженерной общественности; Предприятие обладает незапятнанной репутацией; Все договоры по состоянию на 01.01.2005 выполнены. |
Большой объём накопившейся дебиторской задолженности и отсутствие постоянной тенденции к его уменьшению; Ценовая конкуренция со стороны украинских предприятий в их пользу; Неплатёжеспособность потребителей профильной продукции; Большое количество сильных конкурентов в данной отрасли, продающих продукцию по более низким ценам; Устаревание существующего ассортимента выпускаемой на заводе продукции; Физический и моральный износ более чем половины всех основных фондов предприятия; Наличие штрафов за нарушение налогового законодательства на сумму 291 тыс. грн.; Ограничение возможностей технического развития при использовании принципа самостоятельного финансирования; |
4.1 Анализ внешних возможностей и опасностей
Возможности |
Угрозы |
Мощности предприятия позволяют проводить совершенствование выпускаемой продукции, повышать её качество; Мощности предприятия дают возможность внедрять новые технологии и выпускать новые виды продукции; Предприятие стабильно удерживает лидерство в качестве продукции, которое превосходит качество продукции конкурентов; Высокоорганизованный производственный цикл и качественные комплектующие обеспечивают минимизацию отказов изделий; Развитая и стабильно работающая инфраструктура делает приемлемой как деятельность организации, так и облегчает условия жизни персонала. |
Тяжёлое экономическое состояние угольной промышленности, как основного потребителя; Предыдущее так же усугубляется нежеланием властей принимать меры в направлении улучшения положения; Более широкие возможности конкурентов в сфере нововведений, что грозит потерей части доли рынка; Вероятность роста цен на используемые в производстве сырьё и покупные комплектующие в ближайшей перспективе; Увеличение вероятности нестабильности в законодательстве страны в свете политических изменений; Постоянные непредсказуемые колебания обменного курса иностранных валют и гривны; |
4.2 Матрица SWOT
Возможности |
Угрозы |
|
Сильные стороны |
Редкий опыт разработки продукции, разработки технологий её изготовления, используя мощности предприятия, а так же объём информации об опыте эксплуатации шахтных скребковых конвейеров, масштабные научные исследования, проведенные испытания позволяют совершенствовать выпускаемую продукцию, повышать её качество и внедрять в производство новые виды продукции, от чего может возрасти спрос. Указанные факторы позволяют создать мощную информационную базу, позволяющую торговать информацией, осуществлять заказы на выполнение кардинально новых услуг – консультаций по использованию и обучения работе с оборудованием. |
Нелегкое экономическое положение угольной промышленности, как основного потребителя товаров, выпускаемых «Свет Шахтёра», а так же возможность роста цен на сырьё, материалы и покупные комплектующие из-за нестабильности множества важных факторов ставит по угрозу возможность достижения целей организации. Высокий уровень ценовой конкуренции может заставить предприятие снизить цену, что повлечёт за собой потери прибыли организацией. |
Слабые стороны |
Недостаток финансовых средств не даёт возможности обновлять материально-техническую базу предприятия, что может в скором времени негативно сказаться на качестве выпускаемой им продукции; Отсутствие невыполненных контрактов может стать временным явлением, так как из-за повышения цен на материалы и сырьё, предприятие может не справляться с осуществлением необходимых закупок для производства необходимых товаров. |
Государство выделяет мало средств на развитие как угольной, так и машиностроительной отрасли, поддержание принципа самофинансирования высокая вероятность роста цен на закупаемые материалы и комплектующие может привести к серьёзным убыткам на предприятии. Так же это отдаляет перспективу, в которой предприятие могло бы постоять за себя при реализации конкурентами своей возможности выпуска новой продукции на рынок горнодобывающей промышленности. |
5. Функциональные стратегии развития
Стратегия, выбранная для предприятия ОАО «Харьковский машиностроительный завод «Свет Шахтёра», направлена на достижение данным предприятием финансовой стабильности и улучшение финансовых показателей. Для её осуществления этой стратегии руководству предприятия необходимо придерживаться следующих основных положений и как можно точнее выполнять поставленные задачи:
Добиваться постепенного постоянного уменьшения дебиторской задолженности до полного её исчезновения. Для выполнения этого можно разработать ряд специальных программ и предложений клиентам, имеющим задолженность, по возврату средств на льготных условиях либо в рассрочку с выплатой небольших процентов, а так же, в случае не действенности этих мер – взыскание долга в судебном порядке с возвратом причинённого ущерба;
Ни в коем случае не допускать снижения объёмов производства, используя все пригодные для этого ресурсы, но в разумных пределах.
Всячески стараться расширять рынки сбыта своей продукции за счёт проведения более гибкой ценовой стратегии, но не снижая цену, так же за счёт формирования собственного бренда, для чего уже имеется достаточно предпосылок, расширение ассортимента продукции за счёт имеющихся мощностей.
Расширение рекламной стратегии, что так же могло бы увеличить рынок сбыта. Это возможно при принятии участия в профильных и общих промышленных выставках, осуществлении нового подхода к работе с клиентами, эффективном размещении рекламы.
Осуществление инвестиционных операций поможет преумножить прибыли. Это можно осуществить за счёт эффективного размещения имеющихся нераспределённых прибылей.
Благодаря реализации такой модели планируемых действий предприятия станет возможным достижение его основной цели.
Заключение
В данном курсовом проекте, темой которого выбрана «Обеспечение финансовой устойчивости предприятия для решения его стратегических задач», рассматривалась деятельность одного из харьковских ведущих в своей отрасли машиностроительных предприятий ОАО «Харьковский машиностроительный завод «Свет Шахтёра». Как и все предприятия многих отраслей тяжёлой промышленности, данное претерпевает большие трудности как в работе так и в реализации своих стратегических целей.
Основной целью курсового проекта было заявлено отыскание и проработка наиболее эффективной стратегии, позволяющей обеспечить финансовую устойчивость для решения стратегических задач завода. Такая стратегия была найдена и в полном объёме изложена.
Подводя итоги данной работы можно сделать вывод о том, что любое, даже самое неблагоприятное состояние предприятие преодолимо при использовании эффективного менеджмента, направленного на достижение чётко выраженных целей.
Список использованных источников
Ансофф И. Стратегическое управление: Учеб. Пособие: Перевод с англ. – М.: 1989, 456 с.
Герасимов В. В. Ценовая политика фирмы. – С.-П.: Финстатинформ, 1995, 192 с.
Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. – М.: Бук, 1996, 324 с.
Ковалев. В. Финансовый анализ. – М.: ФиС, 1997, 512 с.
Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Центр, 1992, 600 с.
Обер-Кире Дж. Управление предприятием: Пер. с франц. – М.: Сирии, 1997 257 с.
Производственная структура промышленного предприятия. – К.: Техника, 1991, 365 с.
Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Банки и Биржи, ЮПИТИ. – 1997, 447 с.
Приложение А
Приложение Б
Сравнение конкурентов по факторам
Предприятие Фактор |
«Свет Шахтёра» (Харьков) |
«Вистек» (Артёмовск) |
Юргинский машзавод (Россия) |
Анжероммаш (Россия) |
«Тиле» (Германия) |
Цена за единицу изделия |
5 |
4 |
3 |
3 |
2 |
Технология |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Внедрение инноваций |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
Качество товара |
5 |
3 |
4 |
4 |
5 |
Производствен-ный цикл |
5 |
3 |
5 |
4 |
5 |
Уровень специализации продукции |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
Опыт работы на рынке |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Уровень послепродажного обслуживание |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Объёмы производства |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Размещение производства |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Потенциальная мощность предприятия |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |