Методы контроллинга на предприятии
Предпосылки создания контроллинга на предприятии
Искусство экономического управления заключается в умении предвидеть хозяйственную и коммерческую ситуацию, принять меры по оптимизации соотношения «затраты – результат» и тем самым обеспечить достижение поставленных целей и, прежде всего, получение желаемой прибыли. Контроллинг – механизм этого искусства, на развитие и совершенствование которого направлены усилия зарубежных, а в настоящее время и российских специалистов.
Такое внимание к контроллингу объясняется тем, что он надежно ориентирует предприятие в рыночных отношениях по сравнению с прежними системами планирования и учета.
Возникновение контроллинга, по мнению специалистов, обусловлено развитием рыночной экономики. По мере развития техники, технологии организация производства фирмы становится все более наукоемкой. Капиталовложения в здания, сооружения и оборудование растут постепенно, а в исследования и разработки – гигантскими темпами, достигая иногда 2/3 вложений в основные фонды, что по величине равно сумме всей прибыли в обрабатывающей промышленности.
По мере увеличения средств, которыми оно рискует, руководство фирмы все меньше понимает цели и последствия капитальных вложений. В результате ему все больше приходится полагаться на знания и советы различных технических специалистов, которые, как правило, не имеют прямых контактов с руководством и никогда не считались частью управленческого аппарата. Следовательно, в высшем звене управления принятие решения по важнейшим вопросам все больше становится групповым процессом.
Другая сложность заключалась в изменении технологии принятия решения. В начале XX в., когда происходили рост фирм и усложнение их производства, управленческий аппарат (персонал), именуемый «штаб», также приобретал все большую численность и знания. Первоначально штаб занимался подготовкой решений: собирал, классифицировал, анализировал и представлял необходимую для решений информацию. Задача штабных специалистов – поставлять информацию, а не участвовать в принятии решений.
Во второй половине XX в. ситуация быстро поменялась. Возник новый тип штабного руководителя, обладающий знаниями, которых нет у руководства фирмы, – это специалисты по отработке данных и по научному решению проблем, известные как экономисты-математики. Специалисты по обработке данных отвечают за входящую информацию для принятия решения, а экономисты-математики проводят анализ альтернативных решений.
Довольно быстро происходит процесс интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования и контроля в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений, систему, которая управляет предприятием, будучи сориентирована на достижение не только оперативных (текущих) целей в виде получения прибыли того или иного размера, но и на глобальные стратегические цели: выживание предприятия, его экологический нейтралитет, сохранение рабочих мест, т.е. на социальные факторы, систему, в которой преобладающим становится не узкое, конкретное ортодоксальное мышление управляющих делами, а системное, комплексное решение проблем.
Эта система получила название «контроллинг» (упреждающий контроль на основе наблюдения за изменениями объекта). Наиболее полно система контроллинга как система управления была впервые описана и применена в США. Отсюда семантическое значение термина «контроллинг (от англ. to control – контролировать) и производных либо связанных с ним понятий, таких, например, как контроллер – руководитель службы контроллинга.
По аналогии с одинаковым звучанием слова в русском языке «контроль» напрашивается вывод о том, что контроллинг, возможно, представляет собой систему контроля, а контроллер следит за состоянием экономики и финансов предприятия.
Частично это так, но далеко не полностью, хотя первоначальное понятие контроллинга объединило совокупность задач в сфере учета и финансов, а контроллер был главным бухгалтером. Содержание контроллинга и работа контроллера не исчерпываются на сегодня только этими функциями в том объеме, в котором мы привыкли их видеть: они значительно шире и разнообразнее.
Контроллинг – это концепция, направленная на ликвидацию узких мест и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов.
Контроллинг, являясь концепцией системного управления организуется, как правило, там, где управление находится в кризисе либо хозяйственная деятельность не удовлетворяет современным требованиям и требованиям рынка.
Факторы, являющиеся основанием для создания системы контроллинга в организации:
ухудшение (или худшие) в сравнении с подобными предприятиями экономических показателей;
появление новых или изменение целей в сложившихся условиях функционирования;
отсутствие согласования целей;
устаревшие методы планирования, калькуляции и анализа, не удовлетворяющие менеджменту предприятия;
отсутствие методик учета и анализа, несоответствие требованиям как основы для отслеживания деятельности и принятия управленческих решений;
дублирование или отсутствие некоторых функций, наличие конфликтных ситуаций при их выполнении.
При наличии одного или нескольких вышеперечисленных факторов чаще всего имеет место ряд предпосылок внедрения системы контроллинга по направлениям: организация, продукция, закупки, персонал, оборудование, система информационного обеспечения и отчетность.
Организация:
плохое представление об организационной структуре предприятия абсолютного большинства работников, в том числе и руководителей предприятия;
сложная, многоступенчатая система подчинения, имеющая противоречия;
отсутствие четко определенных областей и уровней компетенции и ответственности руководителей;
перегруженность отдельных подразделений;
организация некоторых служб «под человека».
Продукция:
устаревшие модели и номенклатура продукции;
несоответствие требованиям современных отечественных и зарубежных рынков по качеству исполнения, дизайну и другим потребительским свойствам;
плохие перспективы выпускаемой продукции.
Закупки:
низкое качество закупаемых материалов, отсутствие входного контроля;
необоснованно большие запасы материалов на складе.
Персонал:
восприятие работы как повинности, отстраненность личных интересов сотрудников от результатов деятельности компании;
неуверенность сотрудников в завтрашнем дне.
Оборудование:
устаревший парк основного оборудования и производственных средств;
отсутствие системы планово-предупредительных ремонтов, ремонт при возникновении поломок или выходе из строя.
Система информационного обеспечения и отчетность:
отсутствие в отчете пояснительной и аналитической части;
заполнение документов вручную;
ограниченность исходной информации, предназначенной для принятия важных решений;
недостоверность информации;
отсутствие или недостаточность компьютерной поддержки информационного обеспечения;
отсутствие системы учета и расчета затрат по носителям и объектам.
Практическая часть
Задача 1
Имеются следующие характеристики продуктового ассортимента предприятия:
Продукты |
Цена, руб./ шт. |
Переменные издержки, руб./ шт. |
Расход дефицитного сырья в тоннах на тонну готового изделия |
А Б В Г Д |
200 350 120 400 160 |
120 200 60 280 100 |
5,0 8,0 6,0 2,5 4,6 |
Определить последовательность включения изделий в продуктовую программу
Решение
1. Определим сумму покрытия для каждого продукта:
СП>А>=200–120=80 руб./шт.
СП>Б>=350–200=150 руб./шт.
СП>В>=120–60=60 руб./шт.
СП>Г>=400–280=120 руб./шт.
СП>Д>=160–100=60 руб./шт.
2. Определим сумму покрытия на тонну дефицитного сырья:
СП>Ат>=80/5=16 руб./шт.
СП>Бт>=150/8= 18,75 руб./шт.
СП>Вт>=60/6= 10 руб./шт.
СП>Гт>=120/2,5= 48 руб./шт.
СП>Дт>=60/4,6= 13,04 руб./шт.
3. Итак, последовательность включения изделий в продуктовую программу будет выглядеть следующим образом: продукт Г→продукт Б→продукт А→продукт Д→продукт В, т. к. 48>18,75>16>13,04>10.
Задача 2
Имеются следующие данные о продуктовой программе предприятия:
Продукты |
Объем производства, тыс. шт. |
Цена, руб./шт. |
Общие переменные издержки, тыс. руб. |
|||
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
|
А Б В |
100 200 100 |
110 230 80 |
5 8 10 |
6 7,5 10 |
200 500 300 |
280 530 260 |
Рассчитать изменение общей суммы покрытия, обусловленное изменением объема производства, цен и издержек.
Решение
Для анализа отклонений используем метод цепных подстановок.
1. Рассчитаем изменение суммы покрытия:
ΔСП = СП>ф >- СП>п>=(V>ф>*Ц>ф>-ПИ>ф>) – (V>п>*Ц>п>-ПИ>п>)
Для продукта А: ΔСП>А>=(110*6–280) – (100*5–200)=380–300=80 тыс. руб.
Для продукта Б: ΔСП>Б>=(230*7,5–530) – (200*8–500)=1195–1100=95 тыс. руб.
Для продукта В: ΔСП>В>=(80*10–260) – (100*10–300)=540–700=-160 тыс. руб.
Итак, общее изменение суммы покрытия:Σ ΔСП= ΔСП>А>+ ΔСП>Б> +ΔСП>В>
Σ ΔСП=80+95–160=15 тыс. руб.
2. Рассчитаем отклонение общей суммы покрытия в результате изменения объема производства: ΔСП>V>=(V>ф>*Ц>п>-ПИ>п>) – (V>п>*Ц>п>-ПИ>п>).
Для продукта А: ΔСП>V>>А>=(110*5–200) – (100*5–200)=350–300=50 тыс. руб.
Для продукта Б: ΔСП>V>>Б>=(230*8–500) – (200*8–500)=1340–1100=240 тыс. руб.
Для продукта В: ΔСП>V>>В>=(80*10–300) – (100*10–300)=500–700=-200 тыс. руб.
Итак, общее изменение суммы покрытия в результате изменения объема производства:Σ ΔСП>V>= ΔСП>V>>А> + ΔСП>V>>Б> + ΔСП>V>>В>=50+240–200=90 тыс. руб.
3. Рассчитаем отклонение общей суммы покрытия в результате изменения цены: ΔСП>Ц>=(V>ф>*Ц>ф>-ПИ>п>) – (V>ф>*Ц>п>-ПИ>п>).
Для продукта А: ΔСП>ЦА>=(110*6–200) – (110*5–200)=460–250=110 тыс. руб.
Для продукта Б: ΔСП>ЦБ>=(230*7,5–500) – (230*8–500)=1225–1340=-115 тыс. руб.
Для продукта В: ΔСП>ЦВ>=(80*10–300) – (80*10–300)=0 тыс. руб.
Итак, общее изменение суммы покрытия в результате изменения объема производства:Σ ΔСП>Ц>= ΔСП>ЦА> + ΔСП>ЦБ> + ΔСП>ЦВ>=110–115+0=-5 тыс. руб.
4. Рассчитаем отклонение общей суммы покрытия в результате изменения общим переменных издержек: ΔСП>ПИ>=(V>ф>*Ц>ф>-ПИ>ф>) – (V>ф>*Ц>ф>-ПИ>п>).
Для продукта А: ΔСП>ПИА>=(110*6–280) – (110*6–200)=380–460=-80 тыс. руб.
Для продукта Б: ΔСП>ПИБ>=(230*7,5–530) – (230*7,5–500)=1195–1225=-30 тыс. руб.
Для продукта В: ΔСП>ПИВ>=(80*10–260) – (80*10–300)=540–500=40 тыс. руб.
Итак, общее изменение суммы покрытия в результате изменения общим переменных издержек: Σ ΔСП>ПИ>= ΔСП>ПИА> + ΔСП>ПИБ> + ΔСП>ПИВ>=-80–30+40=-70 тыс. руб.
Имеем, общее изменение суммы покрытия:Σ ΔСП= Σ ΔСП>V> + Σ ΔСП>Ц> + Σ ΔСП>ПИ> = 90–5–70=15 тыс. руб.
В итоге мы видим, что общее изменение суммы покрытия увеличилось на 15 тыс. руб., что стало результатом влияния следующих факторов:
В результате изменения объема производства сумма покрытия увеличилась на 90 тыс. руб.
В результате изменения цены сумма покрытия уменьшилась на 5 тыс. руб.
В результате изменения общих переменных издержек сумма покрытия уменьшилась на 70 тыс. руб.
Задача 3
Имеются следующие данные по трем продуктам:
А |
В |
С |
|
Цена единицы продукта Прямые затраты на единицу Нагрузка на «уз. место», мин/шт. Возможный заказ, шт. |
153 88 6 40 |
186 111 10 55 |
79 45 3 200 |
Определите возможный объем производства продукта В, соответствующий оптимальной производственной программе, если максимальный уровень загрузки «узкого места» 980 мин.
Решение
1. Составим оптимальную производственную программу. Для этого определим последовательность включения изделий в продуктовую программу.
Определим сумму покрытия для каждого продукта:
СП>А>=153–88=65 руб./шт.
СП>В>=186–111=75 руб./шт.
СП>С>=79–45=34 руб./шт.
Определим сумму покрытия на «узкое место»:
СП>Ау>=65/6=10,83
СП>Ву>=75/10= 7,5
СП>Су>=34/3= 11,3
Итак, последовательность включения изделий в продуктовую программу будет выглядеть следующим образом: продукт С→продукт А→продукт В, т. к. 11,3>10,83>7,5.
2. Определим возможный объем производства продукта В, исходя из условия, что максимальный уровень загрузки «узкого места» 980 мин, т.е.
6*V>A>+10*V>B>+3*V>C>≤980.
Итак, продукт В включается в производственную программу третьим, поэтому сначала рассчитаем нагрузку на «узкое место» при производстве 200 шт. продукта С и 40 шт. продукта А: 200*3+40*6=840 мин.
Получается, что остаток на продукт В составляет: 980–840=140 мин., т.е. 140/10=14 шт. продукта В.
Итак, возможный объем производства продукта В составляет 14 шт.