Малое предпринимательство в сфере инноваций
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра организации производства и управления персоналом
РЕФЕРАТ
по дисциплине «инновационный менеджмент»
на тему: «Малое предпринимательство в сфере инноваций»
Выполнил:
студент группы
Проверила:
Харьков 2008
СОДЕРЖАНИЕ
введение 3
Малое предпринимательство в сфере инноваций 4
Положение малого инновационного бизнеса в украине 8
выводы 10
Список использованных источников 11
введение
Инновационный менеджмент представляет собой достаточно широкую область деятельности субъекта экономической деятельности, будь то частный предприниматель, либо крупное промышленное предприятие.
Хозяйствующий субъект в начале ведения своего бизнеса должен прежде всего определиться с тем, какой вид деятельности он будет осуществлять для получения необходимой прибыли и удовлетворения потребностей потребителей. В таком случае встаёт вопрос об осуществлении инновационной деятельности. Инновации для предприятия на сегодняшний день являются наиболее весомым источником прибыли. Поэтому осуществление эффективного управления инновационными процессами на предприятии даёт возможность получать необходимую для него прибыль.
Инновационный менеджмент как процесс является важным и неотъемлемым элементом процесса управления даже на малом предприятии, которое выбрало для себя ориентацию на инновационную деятельность. На данном этапе развития тенденций мировой экономики именно малые предприятия перехватывают инициативу активной деятельности у крупных корпораций. Причиной этому служит как раз их небольшие размеры, которые способствуют их манёвренности на рынке.
Таким образом целью данного реферата является рассмотрение малых предприятий, как субъектов инновационной деятельности. Актуальность данной темы обусловлена бурным развитием малых предприятий, ориентированных на производство и внедрение инноваций в сравнении с аналогичными крупными предприятиями на мировом рынке новых товаров.
Малое предпринимательство в сфере инноваций
Для мелких инновационных фирм введение новшеств в прямом смысле связано с их существованием. Большинство выдающихся изобретений нашего века увидели свет благодаря небольшим компаниям и лишь по прошествии определённого времени стали производиться крупными корпорациями. Поданным американских ученых, около 70 - 80% всех новых продуктов, поступающих на рынок, не имеют успеха и снимаются с производства, и в такой ситуации именно небольшому предприятию легче всего переориентироваться и внести изменения в производство.
И крупные, и мелкие фирмы, связанные с научными исследованиями и разработками, заинтересованы в сотрудничестве друг с другом. Для крупных корпораций это возможность, во-первых, быстрого и относительно дешевого получения результатов, требующих лишь минимальной доработки, а во-вторых, снижения степени риска для проведения аналогичных НИОКР собственными силами. Для небольших предприятий - крупные фирмы в данном случае выступают как организаторы и источники финансирования.
Существует несколько форм кооперации малого и крупного бизнеса (рис.1):
работа по заказам крупных фирм;
рисковое финансирование;
включение мелких исследовательских фирм в комплекс крупных корпораций;
создание мелких новаторских фирм самим крупным бизнесом.
Мелкие внедренческие фирмы являются как бы связующим звеном между фундаментальными и прикладными исследованиями. Поэтому они часто основываются учеными, ранее работавшими в университетах или крупных лабораториях, либо инженерами, работавшими в крупных фирмах.
Несмотря на высокую концентрацию промышленных НИОКР, в этой сфере крайне велика роль малого предпринимательства.
Ортанизационно-управленческие преимущества и недостатки малых и крупных фирм в осуществлении нововведений показаны в таблице 1.
Эффективность малых фирм, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, чаще бывает немного выше, чем у крупных организаций, при освоении того или иного нововведения, которое не требует значительных средств и больших коллективов, когда небольшая группа специалистов может работать без использования сложного и дорогостоящего исследовательского оборудования.
Успех малого предпринимательства можно объяснить следующими причинами, таких как:
углубление специализации в научных разработках;
малые инновационные предприятия занимаются разработкой и освоением инновации в тех областях, которые кажутся для крупных фирм или неперспективными, или слишком рискованными;
малые фирмы охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально новой продукции снижается значение крупных научных подразделений с устоявшимися направлениями исследований (такие коллективы труднее переключим, на оригинальное открытие). Например, компания «Тандем компьютерс» первой освоила и вышла на рынок с компьютерами с двойным процессором, хотя этой проблемой в течение нескольких лет занималась корпорация ІВМ.
Удельные затраты на НИОКР у небольших высокотехнологичных фирм нередко в несколько раз могут превышать аналогичный показатель крупных фирм, что содействует более быстрому и эффективному появлению на рынке их инноваций. Изобретательским группам в таких фирмах приходится работать в областях, где они не являются профессионалами, так как небольшая фирма не может держан, специалистов по многим отраслям знании, а это порой способствует появлению новых, оригинальных идей и совершенно неожиданною подхода к решению проблем.
Малые фирмы, как правило, стремятся любыми средствами выйти на рынок и завоевать определенное положение. Крупные же фирмы иногда не осваивают даже изобретение, разработанное в собственных научных подразделениях, ввиду риска получения недостаточно высокой нормы прибыли, которая может не покрыть потерн. Бывший президент «Бэлл лаборатории г-н Боле писал по этому поводу, что «существование монополий существенно затормаживает темп освоения нововведений. Это может быть обусловлено желанием монополиста защитить свои вложения в то, что он уже имеет, или же просто отсутствием стимула конкуренции».
В последние несколько лет в Украине наблюдается затухание инновационной активности и сворачивание работы многих инновационных предприятий. Рост затрат в промышленности привел к сворачиванию производства наукоемких отраслей экономики.
формы малого инновационного предпринимательства
Можно выделить следующие группы малых предприятий по состоянию их развития (рис.2)
Предприятия на начальной стадии инновационного процесса. Как правило, их продукт находится на уровне идей, макетного или опытного образца. Их оборот определяется получаемыми ими из государственных или негосударственных источников средствами на НИОКР. Иногда в этих предприятиях один-два штатных сотрудника, остальные сотрудники привлекаются под конкретный заказ. Таких предприятий особенно много в системе образования и НИИ. Их затраты - в основном зарплата. Для них характерно то, что значительная часть оборота образуется за счет объема продаж проекта или предоставляемых услуг. Так как такой уровень оборота недостаточен для самообеспечения, то предприятие «подзарабатывает» на коммерции, на т. н. «отверточных технологиях», пользуется площадями и оборудованием «материнской структуры». Однако оно уже заключает договоры о совместной деятельности, оплачивает коммунальные расходы.
Предприятия па стадии развития инновационного процесса. Среди небольших организационных форм, направленных на интенсификацию инновационного процесса, важное значение имеют инжиниринговые и внедренческие фирмы, а также профитцентры.
Инжиниринговые фирмы - это своего рода соединительное звено между научными исследованиями и разработками, с одной стороны, и между нововведениями и производством - с другой. Инжиниринговая деятельность связана с созданием объектов промышленной собственности, деятельностью по проектированию, производству и эксплуатации машин, оборудованию, организации производственных процессов с учетом их функциональною назначения, безопасности и экономичности. Основные направления деятельности инжиниринговых фирм:
оценка вероятной значимости коммерческой конъюнктуры, полезной модели, изобретения;
техническое прогнозирование инновационной идеи будущей технологии научно-технической продукции;
доработка нововведения до промышленной реализации;
оказание услуг в процессе внедрения объекта разработки;
пусконаладочные работы.
Инжиниринговые фирмы, объединяясь в ассоциации, осуществляют координирующие действия в отношении их клиентов, объединяют нужных специалистов и ресурсы для отработки рискованных технологий и образуют для этих целей венчурные предприятия.
Внедренческие фирмы специализируются на внедрении неиспользованных патентовладельцами технологий, продвижении на рынок лицензий перспективных изобретений, разработанных отдельными изобретателями, доводке изобретений до промышленной стадии, а также на производстве небольших опытных партий объектов промышленной собственности с последующей продажей лицензии.
Профитцентры являются одной из форм ускорения нововведений. Они представляют собой временное целевое объединение научных работников нескольких смежных отраслей науки и техники, а также менеджеров дли решения конкретных научно-технических или производственных задач, например по освоению и производству новых видов продукции.
В заключение, можно отметить, что об эффективности небольших фирм в инновационном процессе свидетельствуют следующие данные: по оценкам Национального научного фонда США, на каждый вложенный в НИОКР доллар фирмы с численностью до 100 человек осуществляли в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с занятостью в 100 - 1000 человек, и в 24 раза больше, чем компании, где занятость выше 1000 человек. Темпы нововведений у них на 1/3 выше, чем у крупных. Кроме того, небольшим фирмам требуется в среднем 2 г. и 3 мес., чтобы выйти со своим нововведением на рынок, тогда как крупным - 3,5 года.
П
оложение
малого инновационного бизнеса в украине
Рисунок 1. Инновационная активность предприятий харьковской области, 2006 г.
Для рассмотрения положения малого инновационного бизнеса в Украине, обратимся к статистике. В стране среди зарегистрированных объектов этого вида хозяйственной деятельности около 8,5 тысячи больших и средних предприятий, а малых – 35 тысяч. В основном инновационная деятельность ведется в таких отраслях промышленности, как нефтеперерабатывающая, медицинская, черная металлургия, машиностроение.
Статистическое наблюдение, которое проводилось в 2006 году в пяти произвольно выбранных регионах Украины (г. Киев, Харьковская, Донецкая области и АР Крым) показало, что уровень инновационной активности среди больших предприятий (свыше 250 лиц) составляет от 23% до 49%, среди средних (50-249 лиц) – 11-29%, среди малых предприятий (10-49 лиц) – 7-23%. Наивысший показатель – среди больших предприятий г. Киева, самый низкий – среди малых Черновицких области.
Как видно из приведенного рисунка, инновационная активность малых инновационных фирм Харькова достаточно низкая. Для сравнения этот показатель в Киеве составляет 23%, в донецкой области – 19%. При этом, уровень инновационной активности малых не инновационных предприятий – самый высокий среди исследованных регионов страны.
Такое положение можно объяснить тем, что механизм поддержки и развития малого инновационного предпринимательства в Украине ещё не достаточно развит. При этом, такие предприятия быстрее развиваются там, где возможно наладить более тесные связи с контрагентами, в частности с зарубежными импортёрами. Киев выигрывает в этом плане как столичный регион, а Донецк – за счёт функционирования там свободной экономической зоны.
выводы
Приведенная информация позволяет сделать вывод о том, что существует ряд форм малого инновационного предпринимательства, которые разделяют по стадиям инновационного процесса на предприятия на начальной стадии инновационного процесса и предприятия па стадии развития инновационного процесса, при чём среди последних выделяют инжиниринговые фирмы, внедренческие фирмы и профитцентры. Таким образом, предприниматель, решивший ориентироваться на инновационный тип развития его бизнеса, имеет достаточны широкий выбор форм ведения предпринимательской деятельности.
Основными отличиями малых инновационных предприятий от крупных являются:
скорость реагирования на изменения конъюнктуры рынка и потребностей потребителей;
возможность быстрой переориентации производства на новые технологические линии и производственные процессы;
возможность привлечения инновационных проектов научно-исследовательских организаций для испытания и внедрения в производство;
кадровый потенциал достаточно гибкий;
низкие затраты на управленческий аппарат.
Таким образом, видно, что предприятия малого бизнеса, занимающиеся инновационной деятельностью являются достаточно гибкими для того, чтобы эффективнее удерживаться на рынке, чем крупные предприятия-новаторы. Но при этом, они имеют широкие возможности кооперации с такими предприятиями.
Список использованных источников
Організація та здійснення інноваційної діяльності: Метод. вказівки/КМДА. – К.: Укр. ІНТЕІ, 2007. – 208с.
Украинская инновационная политика. Что? Где? Когда? /Б. Непомящий // Зеркало недели. – 2002. – № 45 (420)
Медынский В.Г. Скалюй Л.В. Иновационное предпринимательство: Уч. пос. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 589с.
Економіка й організація інноваційної діяльності: Підручник / І.О. Волков, М.П. Денисенко, А.П. Гречан та ін.; Під ред. . проф.І.О. Волков, проф. М.П. Денисенко. – К.: ВД «Професіонал», 2004. – 960с.
Інноваційний менеджмент. Консп. Лекцій для слухачів магістратури держ. служби. – Харків: Вид. ХНЕУ, 2007. – 148с.
Козловський В.О. Інноваційний менеджмент: Навч. пос. – Вінниця: ВНТУ, 2007. – 210с.
Таблица 1 – Ортанизационно-управленческие преимущества и недостатки малых и крупных фирм в осуществлении нововведений
Параметры |
Малые фирмы |
Крупные фирмы |
||
Преимущества |
Недостатки |
Преимущества |
Недостатки |
|
Персонал |
Энтузиазм. сплоченность, инициативность |
Часто дефицит необходимых специалистов |
Большой и разнообразный кадровый потенциал |
Чрезмерная спе-циализация, карье-ризм, безынициативность |
Финансы |
Низкая капиталоемкость |
Повышенный риск вложений из-за неопределённости нововведений |
Возможности привлечения заемных средств, распределение риска, способность крупного самофинансир. |
Ориентация преимущественно на максимизацию прибыли |
Руковод-ство |
Личный пример, минимум бюро-кратизма, способ-ность принятия риска, предприн-имательский дух |
– |
Опыт профессионального руководства |
Подверженность бюрократизму, боязнь риска, недоучет челове-ческого фактора |
Внутрен-ние комм-уникации |
Коммуникация «лицом к лицу», быстрая реакция па внутренние проблемы |
– |
– |
Противоречия формальной и не-формальной стру-ктур, многосту-пенчатые комму-никации |
Внешние коммуникации |
– |
Ограниченные каналы связи, трудность привлечения внеш-них источников услуг, контрактов |
Возможности подключения к внешним источникам НТИ и экс-пертизы,развитые каналы связи |
– |
Маркетинг |
Быстрая реакция на изменение спроса |
Как правило, отсутствие собс-твенной сбыто-вой сети, необходимость заво-евания рынка, узкая специали-зация |
Развитая система сбыта и после-продажного обслуживания, прочные позиции на рынке |
Возможен монополизм |
Р
исунок
1 – Формы сотрудничества малых
инновационных фирм и крупных предприятий
Р
I
II
III
IV
исунок 2 – Группы малых инновационных предприятий