Информационная культура менеджера
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
РЕФЕРАТ
По курсу «Информационная культура»
Тема: «Информационная культура менеджера»
Челябинск, 2009 г.
Введение
Информатизация является основным фактором изменений в современном мире. Как отмечает К.К. Колин, с экономической точки зрения выделяются индустриальное общество, постиндустриальное (общество оказания и потребления услуг) и информационное общество: большая часть стран мира пока находится в стадии индустриального общества, но наиболее развитые из них – в стадии перехода от постиндустриального общества к информационному. В России сейчас происходят существенные экономические и социально-политические преобразования, но по своим макроэкономическим характеристикам она относится к развивающимся странам, и в ней только начался переход от индустриального общества к постиндустриальному.
«Информационное общество характеризуется тем, что в нем главным продуктом производства являются знания», что «информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная), растут более быстрыми темпами… становятся доминирующими в экономическом развитии», это общество отличается наличием развитых информационных потребностей, преобладанием информационных процессов в сфере занятости населения, пронизанностью ими всех областей жизнедеятельности.
Ученые подчеркивают значимость социальной информации как важнейшего ресурса цивилизации, который не истощается, как прежние ресурсы, и быстро распространяется. В российской «Концепции управления деятельностью по формированию, использованию, ведению и защите информационных ресурсов» (разработана по заданию Государственного комитета РФ по связи и информатизации, одобрена решением Государственной комиссии по информатизации при Госкомсвязи России от 25 декабря 2006 г.) отмечается, что «количество и качество информационных ресурсов, степень их использования на рубеже XXI века становятся определяющими факторами уровня развития страны и ее статуса в мировом сообществе».
Значение информации, информационных ресурсов обусловливает необходимость изучения информационной деятельности, которая «представляет собой часть общественного производства, связанную с подготовкой информационных продуктов и услуг, направленных на удовлетворение определенной группы общественных потребностей». Информационная деятельность включает следующие основные процессы: сбор информации, её переработку, хранение и информационное обслуживание, которое является предметом данного исследования.
Изучение процесса – процессный, по выражению В.П. Леонова или деятельностный подход наряду с широко известным элементным (по существу объектным) подходом Ю.Н. Столярова имеет большие эвристические возможности. Если объектный подход отражает информационную систему в статике, то деятельностный подход показывает её в динамике. В процессе деятельности объекты – элементы информационной системы вступают в определенные связи. Двухсторонняя связь информационных работников с информационными ресурсами представлена в таких видах деятельности, как сбор информации и аналитико-синтетическая переработка информации. Связи между информационными работниками и руководителями учреждений через материально-техническую базу непосредственно осуществляются в управлении. Многосторонние связи: пользователь – материально-техническая база – информационный работник – информационные ресурсы реализуются в информационном обслуживании.
В ходе информационного обслуживания пользователь вступает либо в непосредственную связь с информационными ресурсами, либо эта связь опосредуется информационным работником или материально-технической базой (например, через Интернет), либо тем и другим одновременно. При этом через информационное обслуживание осуществляется связь собственно информационной деятельности с внешней средой, поэтому анализ информационного обслуживания позволяет выявить место информационной деятельности в обществе и культуре.
Информационная культура менеджера
Информатизация как интеллектуально-гуманистическая перестройка всей жизнедеятельности человека и общества на основе все более полного использования информации в качестве ресурса развития резко повысила значимость формирования информационной культуры человека. Сегодня уже никто не сомневается в том, что от оперативного нахождения и использования информации все в большей степени зависит качество жизни Люди думают и действуют так или иначе в зависимости от того, какой информацией они располагают.
Информационная культура общества и личности должна обеспечивать возможность непрерывного образования человека и повышения его ответственности за принимаемые решения. В первом случае информационная культура выступает средством социальной защиты личности, способной к самостоятельному наращиванию знаний, изменению сферы деятельности, регулированию собственного поведения на основе всестороннего анализа ситуации. Во втором – информационная культура является средством защиты общества от непродуманных действий человека, гарантом того, что принципиальные решения в любой сфере – социальной, экономической, технологической принимаются лишь после глубокого анализа всей имеющейся информации.
Формирование информационной культуры начинается в семье, к нему подключаются СМИ, школа, вуз, затем оно продолжается на протяжении всей активной жизни Особая, уникальная роль в формировании информационной культуры принадлежит библиотеке. Исторически этот процесс начинался с освоения библиотечно-библиографической грамотности, необходимой для подготовки квалифицированного пользователя, легко ориентирующегося в фонде и справочно-библиографическом аппарате библиотеки. Соответственно, содержанием обучения являлись передача знаний и фактических сведений о структуре и составе фонда, каталогах, библиографических пособиях, о правилах библиографического описания и оформления требований на литературу.
С течением времени углублялись и становились более разнообразными информационные потребности пользователей. В поле читательской деятельности включался все более широкий круг источников. Чтобы помочь находить необходимую литературу, отсутствующую в библиотеке, пользователей стали учить обращаться в другие библиотеки и центры информации, рассказывать о существующей информационной продукции и услугах, рекомендовать МБА и ММБА. Началось активное исследование чтения как сложнейшего социально-психологического процесса, поиск путей его рационализации и повышения эффективности.
Информационная культура менеджера – это новый, интеллектуально-информационный способ организации и развития профессиональной деятельности и его социальных и профессиональных качеств.
Информационная культура менеджера складывается из нескольких составляющих:
Информационного мировоззрения менеджера и его роли в работе. Информационное мировоззрение – это система взглядов на природу и общество через призму своих знаний и навыков полученных из потока информации. Приоритет отводится знанию, так как оно позволяет получать и перерабатывать информацию, вычленяя самое необходимое. Знание законов распространения информации в материальном мире. Знание роли информации в процессе формирования мышления, поведения, деятельности личностей.
Информационного стиля мышления. Информационный стиль мышления, информационный менталитет менеджера, в основе которого заложен приоритет Информации, Знаний и Интеллекта, а значит – приоритет не техники (технократический стиль мышления), а человеческой личности.
Информационный стиль мышления – это: умение видеть явление во всей важности, включая породившие его причины и их последствия; умение связывать факты; умение ориентироваться в быстроменяющейся информационной ситуации и правильно оценивать сложившуюся обстановку с точки зрения рациональных, эстетических и морально-этических критериев; умение адекватно реагировать на поступающую информацию.
Владения информационными технологиями и их применение на практике. Информационные технологии – это последовательность процедур информационной деятельности, протекающих в информационной сфере: в области создания и распространения информации:
• процедуры аналитико-синтетической обработки информации,
• самостоятельной работы с различными источниками информации,
• разной техники чтения текста, в т.ч. – определения содержания документа при беглом его просмотре,
• извлечения информации из текста,
• систематизации и документального оформления полученных сведений и др.
В области формирования информационных ресурсов и подготовки информационных продуктов и услуг (ИПУ):
В области потребления информации:
В области создания и применения информационных систем и средств их обеспечения.
В области создания и применения средств и механизмов \ информационной безопасности.
Менеджер в современном обществе должен владеть технологиями информационной деятельности.
Появилась необходимость говорить уже не о профессиональной грамотности менеджера, а о культуре менеджера, под которой стали понимать знания, умения и навыки, необходимые для полноценной работы, восприятия и понимания, воспроизведения полученных в процессе образования и на собственном опыте знаний. Это предполагало:
• знание правил пользования информацией, знаниями, умениями на практике,
• осознанный выбор тематики и направления действий,
• ориентацию в источниках, в т.ч. и в устных, и литературных, и т.д.,
• систематичность и последовательность обработки информации, умение выбрать конкретную среди большого объема данных,
• владение приемами рационального восприятия информации, обеспечивающими ориентацию в информационном потоке, усвоение и глубокое понимание полученного знания,
• умение использовать и применять на практике полученную информацию, почерпнутую из различных источников,
• владение приемами конспектирования, реферирования и т.д.
Был разработан перечень требований к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать менеджер. Вот некоторые из них:
1 Познавательные умения
а) выделять главное в потоке информации, использовать «свернутые» записи (заметки, тезисы, конспекты и др.),
б) выявлять связи между явлениями;
в) привлекать в процессе работы дополнительные источники информации и знаний;
г) формулировать гипотезы, намечать пути их проверки;
д) производить анализ, синтез, обобщение полученных знаний.
2. Проектировочные умения:
а) формулировать цель получения информации и отдавать себе отчет в требованиях к деятельности менеджера в современных условиях;
б) формулировать цели работы над различными источниками информации;
в) прогнозировать, к каким результатам и с помощью каких приемов можно прийти;
г) определять задачи, темп и ритм работы.
3. Конструктивные умения:
а) вычленять самое главное из потока информации кратко, сжато, своими словами и с элементами цитирования;
б) цитировать, аннотировать, реферировать, рецензировать;
в) делать выводы и обобщения;
г) составлять план или тезисы своих действий.
4. Коммуникативные умения:
а) формулировать вопросы по изучаемому явлению, информации;
б) внимательно воспринимать устные сообщения и анализировать их;
в) самому активно участвовать в обсуждении проблемы;
г) рассказывать другим об усвоенном, узнанном в процессе работы с информацией;
д) строить логически законченное мнение по изучаемому вопросу, заключением и выводами;
е) высказывать собственное отношение к прочитанному, формулировать и аргументировать свою оценку книги или статьи.
5. Организаторские умения:
а) организовывать свое время, контролировать непроизводительные затраты времени и избегать их;
б) организовывать деятельность: рабочее место, гигиенические условия, контролировать мотивировать;
в) организовывать контакты с другими людьми для достижения искомых целей в русле деятельности;
г) развивать в процессе работы свои знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшей успешной деятельности;
д) организовывать накопленную в процессе работы информацию таким образом, чтобы по окончании чтения ею можно было бы воспользоваться.
Информационная культура включает и информационную грамотность, и культуру, но предполагает овладение человеком целым комплексом дополнительных знаний, умений и навыков, в том числе:
1. Знание того, что собой представляет процесс информатизации, каковы специфические особенности информационного общества и как они влияют на жизнь каждого человека.
2. Ориентацию в правовых нормах, связанных с распространением и использованием информации и касающихся обеспечения доступности информации, охраны интеллектуальной собственности, включая авторское право, информационной безопасности и т.д.
3. Ориентацию в совокупных информационных ресурсах, как электронных, так и традиционных (фондах и СБА библиотек и архивов, библиографических, фактографических и полнотекстовых БД и т.д.).
4. Умение формировать собственные поисковые системы.
5. Способность использовать формальные и неформальные каналы коммуникации для получения необходимой информации. Готовность самому выступать в роли консультанта, активного распространителя нового знания.
Исследования показывают, что у значительного числа менеджеров уровень информационной культуры невысок. Это проявляется в неумении выражать информационные потребности в форме запросов на обслуживание, самостоятельно осуществлять поиск информации и фактических данных, фиксировать найденное.
Менеджеры владеют методами определения уровня информационной культуры – от различных видов научного наблюдения до эксперимента. Достаточно надежным средством определения информационной культуры является тест Г.Г. Воробьева.
Информационная культура как интегративное, «навигаторское» качество личности может быть высокой, средней и низкой Уровень информационной культуры личности определяется по ряду согласованных показателей (индикаторов). Их «набор» в каждом исследовании в зависимости от цели и контингента пользователей может быть различным.
Значимыми являются следующие показатели:
• знание возможностей информационных центров различных уровней;
• умение использовать поисковый аппарат, помогающий ориентироваться в совокупных информационных ресурсах (СБА библиотек, поисковые системы Интернет);
• компьютерная грамотность;
• особенности отбора источников для получения информации;
• рациональность в работе с информацией;
• характер профессионального и общеобразовательного знания (соотношение, регулярность, направленность и т.д.).
Информация об информации решает несколько задач.
Во-первых, она помогает менеджерам ориентироваться как в целом потоке информации, так и в ее отдельных направлениях.
Во-вторых, она помогает получить сведения о том, что имеется в информационной базе, в какой отдел можно обратиться за необходимой информацией, какие базы данных доступны и др.
В-третьих, она помогает пользователю ориентироваться в документах. Современные компьютерные технологии тоже используют много ориентирующих средств, построенных на приемах мнемотехники: разные окна, в том числе и цветовые, меню; подсказки; кнопки с изображением предметов-символов действий, например, ножницы, которые означают «вырезать», раскрытая папка – «открыть» и т.д.
Таким образом, одни путеводители помогают ориентироваться в помещении библиотеки, другие – содействуют ориентации пользователя в расположении документов и их содержании. Ориентирующая информация позволяет описать мир информации и помочь ориентации в ней.
Затем, учитывая, что информационная культура каждого пользователя развивается на основе знаний и совершенствования навыков использования возможностей всей информационной системы страны и мира, менеджер в меру своих возможностей налаживает связи с другими учреждениями.
И это важно, ибо у каждого учреждения свои информационные особенности и обусловленные ими возможности.
В целях формирования информационной культуры менеджера устанавливают контакты с другими организациями и, прежде всего, с учебными заведениями, расположенными в районе их деятельности. При этом следует отметить, что в формировании информационной культуры менеджеров главная роль принадлежит им самим и их способности к самообразованию.
Среди мероприятий, специально осуществляемых в целях повышения уровня информационной культуры менеджеров, следует назвать:
• индивидуальные консультации по работе с информацией;
• групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе страны и мира, о том, как пользоваться ею, как развивать и совершенствовать свою информационную культуру;
• проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов.
Заключение
Актуальность изучения информационного культуры обоснована также отсутствием, крупных публикаций по этому вопросу, кроме двух работ Д.И. Блюменау. Работы Д.И. Блюменау (последняя – 1989 г.) делают акцент на раскрытии понятия «информация», и сложившихся к тому времени формах информационного обслуживания (ИРИ, ДОР, Дни информации и некоторые другие), анализе документов.
В предлагаемом же издании разрабатывается теория информационного обслуживания, которое рассматривается как целостная система и как деятельность по удовлетворению информационных потребностей пользователей посредством предоставления информационных услуг, как феномен культуры и коммуникации, как механизм доступа пользователей к информации и распространения знаний. Поэтому для анализа информационного обслуживания используются системно» деятельностный и социокультурный подходы, последний позволяет увидеть и акцентировать в информационном обслуживании единство культуры и социальности.
Такой взгляд на информационную деятельность постепенно формировался в российском информационном сообществе, начиная с работ «Основы научной информации» А.И. Михайлова, А.И. Черного, Р.С. Гиляровского (1965), «Информатика и библиотековедение» Р.С. Гиляревского – (1974). Он получил развитие в новых публикациях авторов ВИНИТИ. Так, в работе «Инфосфера» подчеркивается, что происходит процесс сращивания и интеграции профессионального с информационным.