Законы, закономерности управления
3
Содержание:
Вопрос 1. Законы, закономерности управления. 3
Вопрос 2. Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция. 7
2.1. Принципы роботы с информацией (кибернетические принципы). 12
2.2. Организационные принципы. 16
2.3.Принципы роботы с персоналом. 22
2.4. Система принципов социального управления В.Граждан. 28
Используемая литература 31
Вопрос 1. Законы, закономерности управления.
Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями.
В науке управления также имеются свои законы и закономерности.
Объективные законы управления, в отличие от государственных (правовых) законов, регулирующих общественные отношения, это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и управляемым объектом, между системой управления и социальной средой.
Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, которые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления.
Закономерные (законом обусловленные) структурные и функциональные взаимосвязи не действуют с неизбежностью, а реализуются в виде тенденций, пробивающихся через множество конкретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий, подчиняющихся вероятностным «правилам игры». Реализация законов зависит от многих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, его знаний, способностей, но также и от управляемого объекта1.
Роль законов управления выражается в том, что они:
образуют теоретический фундамент науки;
способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному;
позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;
позволяют анализировать зарубежный опыт;
выражают качественные свойства и связи процессов и явлений, характеризующих отношения управления и направления их развития.
Законы управления обнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональном разделении труда, структуре системы управления, в механизме и методах управления; в процессе управления.
В научных исследованиях управления сложилась парадоксальная ситуация: начиная с 90-х годов прошлого века, проблемы законов и закономерностей управления не рассматриваются.
Вероятно, наши ученые накапливают и обобщают эмпирический материал, систематизируют и анализируют факты, прослеживают тенденции, имеющие место в управленческих процессах и явлениях. И пока еще не спешат высказывать свое мнение о законах управления.
Однако попытки сформулировать закон управления отечественными учеными все же предпринимаются. Так, М. Картавый и А. Нехамкин сделали попытку обосновать закон соответствия менеджмента менталитету.
Следует отметить, что в западной литературе по менеджменту проблемы законов и закономерностей управления вообще никак не исследуются.
Поэтому, вероятно, на данном этапе научного осмысления законов управления правомерно опираться на выводы кибернетики.
Кибернетика - это отрасль знания, объясняющая единство информационных и управленческих процессов в любых системах: технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях1.
Кибернетика, созданная на основе естественнонаучных достижений в области теории автоматического регулирования, электроники, теории информации, математической логики, теории алгоритмов, является основой современных концепций теории управления.
При анализе управления влияние входного воздействия (переменной) на результат (выход) и результата на входы принято считать как зависимость.
Зависимость это связь между переменными входа и выхода. Зависимости являются основой для формулирования закона управления.
В технических системах управляющие механизмы базируются на фундаментальных законах физики, электротехники или химии, инженерам хорошо известны причинно-следственные связи и поведенческие характеристики объекта управления, тем более что открытые учеными закономерности подтверждены многочисленными экспериментами.
Закон - это постоянная существенная связь (зависимость) между процессами и явлениями.
В этом аспекте закон управления - зависимость «выхода» системы или значения ее целевой функции от «входа» системы или значения аргументов - независимых переменных, характеризующих состояние объекта управления и внешней среды. То есть это связь целей управления со средствами и методами их достижения.
Категория «закон» относится к той же группе категорий, что и «закономерность».
Как законы, так и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.
В теории управления понятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования или как часть закона.
На основе данной методологии сформулированы законы организации Э.А. Смирновым и другими учеными. Это закон синергии, закон самосохранения, закон развития, закон информированности - упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности и др. законы.
Законы организации и законы управления - в сущности, идентичны1. С той лишь разницей, что теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. А теория управления изучает принципы, законы и закономерности управления этими объективно обусловленными процессами.
М.Г. Лапуста в данном контексте формулирует законы управления при использовании ИСУ (информационных систем управления).
Во-первых, это закон экономии интеллектуальной энергии. Он реализуется за счет создания базы знаний посредством набора типовых целей, ситуаций, вариантов решения проблем с перечнем возможных последствий, обучающих тренингов.
Во-вторых, это закон перехода информированности в компетентность. Он реализуется за счет прозрачности информации и возрастания количества работников, имеющих к ней доступ. Накопление информации дает синергетический эффект, скачкообразно повышающий компетентность и потребность в получении новой информации.
В-третьих, это закон перехода от административных методов управления к организационным. Он реализуется за счет применения эффективных технологий управления. Известно, что основу административных методов составляет координация, предусматривающая развитую систему административных мер. Администрирование - это признак слабой профессиональной компетенции руководителя.
Основу организационных методов управления, согласно данной концепции, составляют планирование и организация (например, это бизнес-план или организационное проектирование).
Изложенный анализ законов управления в известной мере дискуссионен. Это и понятно, ибо он затрагивает мало разработанную проблему. Достаточно сказать, что в известных мне учебниках и учебных пособиях по теории управления, изданных в последние годы, данная проблема по существу не рассматривается. Возможная дискуссия будет стимулировать развитие науки управления по одной из ее кардинальных проблем1.
Вопрос 2. Принципы управления: сущность,
систематизация, эволюция
Объективность законов проявляется в том, что их действие не зависит от воли и желания человека, но знание законов и умение его применить является ключевым фактором повышения эффективности управления.
В связи с этим возникает вопрос, каким образом используются законы управления в практике управления?
В теории управления этим ключевым фактором считаются принципы управления.
Принцип (от лат. «начало, основа») – это:
основное исходное положение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.;
внутреннее убеждение, нормы поведения и деятельности;
основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.
Принципы управления – основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления1.
Приступая к исследованию принципов управления, необходимо сделать оговорку, что в науке управления многие вопросы, касающиеся данного понятия, являются дискуссионными.
Авторы, основываясь, безусловно, на объективном отражении действительности, по-разному подходят к определению их сущности, классификации, эволюции2.
И.Н. Герчикова считает, что принципы менеджмента - это общие закономерности, отражающиеся при постановке практических задач управления.
В.И. Кнорринг полагает, что принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы, ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.
Принципы отражают содержание объективных процессов общества и соответствуют им. Рассматривая этот вопрос, Ф. Энгельс писал: « ... принципы не исходный пункт исследования, а его заключительный результат; эти принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории». В этом выражении очень ясно показана сущность принципов, которые являются проявлением объективно действующих в обществе законов и закономерностей. Люди в процессе своей деятельности делают обобщения закономерностей, то есть познают и формулируют принципы, которые используют для совершенствования этой деятельности. Это, разумеется, не означает, что выработка принципов носит субъективный характер. Люди выводят их в качестве «основных правил» для того, чтобы их деятельность в большей мере соответствовала законам общества, что в конечном итоге положительно сказывается на эффективности деятельности1.
В данном контексте представляется наиболее обоснованной трактовка принципов управления, предложенная авторами учебника по теории управления под редакцией О. В. Козловой, в котором под принципами управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе.
Принципы и законы (закономерности) по сути дела отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятивной нормы).
Отличие принципа от закона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также является выражением той или иной всеобщей формы бытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований.
Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желания отдельных личностей. Они являются не абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хоть немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать в ответ на управляющее воздействие.
Было бы ошибочно интерпретировать положение об объективном содержании принципов управления так, что будто бы объективность гарантирует адекватное их осуществление любым субъектом и при любых условиях.
Принципы управления определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления, то есть управление организацией осуществляется посредством исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют линию поведения менеджеров.
Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Принципы в менеджменте это не есть нечто раз и навсегда данное. Они изменяются1. Время меняет и язык науки, и терминологию, и формулировку принципа в зависимости от национальных особенностей различных школ менеджмента.
Классик научного менеджмента представитель административной школы А.. Файоль говорил: «Число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство ... занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением».
Его 14 принципов не бесспорны. Их скорее можно считать рекомендациями к организации управления, в то время как принципы являются основанием системы, обобщают явления в той области знания, из которой они абстрагированы.
К сказанному нужно добавить, что научные знания о законах и принципах управления не абсолютная, а относительная истина. Мы многого еще не знаем и о современных процессах, и об объективных закономерностях управления, особенно в России. Тем более что многие теоретики за принципы принимают любые целесообразные в данной конкретной ситуации формы и нормы управления. Не любое теоретическое положение, именуемое в литературе «принципом управления», фактически им является.
Что же касается единой системы принципов управления, то этот вопрос до настоящего времени однозначно не решен, Различные авторы, основываясь, безусловно, на объективном отражении действительности, по-разному подходят к классификации основных принципов управления. Многие ученые формулируют основные, по их мнению, принципы, базируясь на различных подходах к их систематизации. В одних работах выделяется лишь система основных принципов, в других выделяются две и более подсистем.
Все же большинство авторов склоняется к тому, что основные принципы являются общими для всех сфер управления1. В каждом принципе проявляются политические, организационные и технические начала, но не в равной степени. В одних превалируют политические свойства, в других организационные или технические. В зависимости от того, какие начала преобладают в принципах, они условно разделяются на социально-политические и общеорганизационные.
Принципы управления должны являться отражением выявленных закономерностей, однако существующие классификации принципов построены на упрощенном понимании управления, поэтому сформулированные принципы не всегда оказывались жизнеспособными. Часть принципов только декларировалась, ввиду абстрактного подхода к определению управления, и на практику не работала. Уже давно назрел вопрос о разработке новой жизнеспособной системы принципов управления, объективно отражающих выявленные закономерности и удовлетворяющих потребности практики.
В.И. Рыкунов считает, что при этом целесообразно исходить, прежде всего, из характера видов управленческой деятельности. В качестве основания для классификации принципов управления целесообразно использовать виды деятельности, которые в совокупности составляют управление как социальное явление. Компонентами управления, с его точки зрения, являются работа с информацией, формирование и обеспечение функционирования системы и координация трудовых усилий персонала.
Таким образом, система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам принципов: это, во-первых, принципы работы с информацией (кибернетические), во-вторых, принципы формирования и обеспечения функционирования системы (организационные) и, в-третьих, принципы работы с персоналом. Каждая группа принципов призвана отражать выявленные закономерности соответствующего вида деятельности и формулировать предъявляемые к этой деятельности требования1.
2.1. Принципы роботы с информацией (кибернетические принципы).
Принципы работы с информацией можно условно назвать кибернетическими, так как в кибернетике управление рассматривается как процесс движения информации.
Работа с информацией по своему объему составляет значительную долю в действиях субъекта управления любого уровня. Это объясняется тем, что управление - деятельность интеллектуальная, поэтому ее предметом является информация. Следовательно, информация играет непреходящую роль в исследуемом явлении, а это означает, что работа по переработке информации справедливо выделяется в относительно самостоятельную составляющую деятельности. Работа с информацией вообще, безотносительно к управлению, уже давно сложившийся вид деятельности с довольно широким кругом операций, ее составляющих. Для того чтобы выяснить принципы работы с информацией, необходимо дать глубокий анализ действий, из которых складывается рассматриваемый вид деятельности.
Исследование данного вида деятельности, являющейся органической составляющей управления, дает основания для вывода, что при ее осуществлении целесообразно руководствоваться следующими принципами: объективности, адекватности, обогащения, перехода информации в знания субъекта, верификации.
Система управления - информационная система. Ее деятельность прямо зависит от того, какова информация, используемая управляющим субъектом. Управлять - значит действовать, обладая достоверной, объективной информацией. Принцип объективности - один из основополагающих в системе управления. Он критерий научности всех других принципов1. Требование объективности как принцип означает необходимость адекватного отражения (достоверной информации) субъектом управления реального состояния актуальных общественных потребностей и интересов, возможностей их удовлетворения и действия в соответствии с полученной информацией.
Принцип адекватности означает, что информация, используемая в системе управления, в результате работы над ней обязательно должна отражать изначальную сущность без каких-либо изменений, а тем более искажений. Соблюдение данного принципа должно обеспечивать стабильность управления. В соответствии с теорией отражения информация является формой отражения явлений, процессов, фактов реальной действительности в сознании человека. Уровень управленческой деятельности, а, следовательно, и состояние того явления (сферы деятельности), которое является объектом управления, находится в прямой зависимости от точности отражения реальной действительности, воспринимаемой субъектом в виде информации. А точное отражение реальной действительности, используемое субъектом в системе управления, обеспечивается соблюдением принципа адекватности. Информация в управлении является совокупностью сведений, всесторонне характеризующих исследуемое явление, сферу, деятельность. При поступлении информации в систему управления к ней предъявляется ряд требований, выполнение которых обеспечивает максимально возможную точность отражения реальной действительности. В ходе работы с информацией могут осуществляться всевозможные операции, в результате которых она может принимать различные формы. Однако точность отражения реальной действительности должна сохраняться на первоначальном уровне. В этом и состоит существо принципа адекватности.
Принцип обогащения состоит в том, что в ходе работы с информацией последняя преобразуется в направлении «очищения» от несущественных элементов, которые не несут полезной нагрузки. В систему управления поступают необходимые сведения, содержащие разносторонние характеристики различных ее звеньев1. При этом в силу объективных и субъективных причин поступающая информация не может иметь идеальной структуры. Сведения поступают из различных источников в различной форме, поэтому основной задачей работы с информацией является приведение ее путем определенных операций к такому виду, который наиболее приемлем для соответствующего звена системы управления. Процедуры, осуществляемые в отношении информации, должны иметь не только направленность на приведение информации к соответствующему виду, но и «выкристаллизовывать» сущность отраженного в информации явления, факта. В результате этих процедурных действий информация постепенно избавляется от того несущественного, наносного, которое присуще поступающей в систему управления. В начале функционирования системы управления у субъекта создается иллюзия, что чем более полная информация будет использоваться в процессе управления, тем более обоснованным будет принятое решение. Однако это далеко не всегда так. Избыток информации может играть такую же негативную роль, как и .ее дефицит. Информационная масса, циркулирующая в системе управления, должна быть оптимальной по объему. В то же время каждая проведенная операция над информацией должна содействовать ее переходу на качественно новый уровень обобщения по содержанию.
Принцип перехода информации в знания субъекта является также одним из основных принципов работы с информацией. В соответствии с общепринятым толкованием понятие «знание» - это осмысление реальности в сознании. Описать применение данного принципа представляется возможным следующим образом. Сведения, составляющие информацию, имеют отвлеченный, абстрактный характер чисто осведомительного назначения до тех пор, пока они не будут осознаны субъектом и не перейдут на новый уровень процесса познания. Полное осмысление реальной действительности субъектом управления дает ему возможность осуществить этот переход и плодотворно использовать отражающую ее информацию в управленческой деятельности1. Для успешной реализации данного принципа необходимо, чтобы информация, являющаяся предметом управленческой деятельности, отвечала ряду требований. Прежде всего, информация должна относиться прямо или косвенно к явлению (сфере деятельности), которое нуждается в управлении, Помимо этого информация должна быть достаточной по содержанию и объему для осмысления субъектом в целях использования в процессе управления. Следующее требование, которое предъявляется к информации, ее достоверность, Оно означает, насколько сведения соответствуют истине.
Из соответствия этому же требованию вытекает принцип верификации, Наиболее распространено значение понятия «верификация», В соответствии с которым оно имеет толкование как проверка истинности теоретических положений, установление достоверности опытным путем. Работа с информацией в целом и отдельные ее операции имеют основную направленность на обеспечение объективности использования отраженной реальности в управленческой деятельности. А объективность использования сведений, отражающих действительность, имеет прямую зависимость от достоверности информации, то есть, можно сказать, от истины. Как известно, лучшим критерием истины является практика. Именно на этом положении зиждется принцип верификации. Однако не следует понимать его дословно как проведение экспериментов при работе с информацией. Установление достоверности опытным путем, как понимается верификация, означает практике работы с информацией использование прошлого опыта проведения аналогичных операций. Таким образом, получается некоторый разрыв по времени между установлением достоверности и постановкой опыта, как раньше называли эксперимент. При этом следует отметить опережающий характер опыта, что позитивно отражается на качестве работы с информацией и вообще управленческой деятельности.
Изложенные выше принципы сформулированы на основе выявленных закономерностей работы с информацией1. Это стало возможным в результате анализа операций, проводимых над информацией, который был осуществлен в различных сферах управления.
2.2. Организационные принципы
Анализ организационной деятельности субъекта, а именно действий по формированию и обеспечению функционирования системы, дает возможность выявить закономерности и сформулировать принципы, обеспечивающие ее практическую реализацию.
В эту группу принципов входят следующие: 1) целеполагания; 2) сочетания централизма и автономности; 3) законности; 4) плановости; 5) объективности; 6) основного звена; 7) оптимальности и эффективности; 8) регламентации задач и функций; 9) непрерывности; 10) обоснованности.
Принцип целеполагания - один из важнейших принципов управления, можно сформулировать коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель.
В управлении проблема цели является центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом, сложным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороны управляющего воздействия.
Функционирование любой системы будет эффективным, если в причинно-следственную связь между элементами ее структуры будет включена в качестве важнейшего звена обоснованная, соответствующая условиям и возможностям, четко сформулированная цель.
Принцип сочетания централизма и автономности призван обеспечивать оптимальное соотношение вертикальных и горизонтальных связей в системе управления. Система управления по своей сущности тяготеет к иерархической организационной структуре, поэтому централизм является ведущей стороной данного принципа. Однако излишняя централизация приводит к дополнительному укрупнению аппарата управления, следствием чего является усложнение процедур информационного обеспечения и принятия решения, а главное, увеличение сроков их реализации1. В этой связи необходимо какое-то средство нейтрализации перечисленных возможных негативных последствий. Этим средством выступает вторая сторона данного принципа - автономность. Она отражает относительную самостоятельность организационных звеньев системы. В данном случае уместно употребить термин «делегирование полномочий», нашедший широкое распространение в административном праве при рассмотрении компетенции органов. Централизм влечет укрепление субординации, то есть отношений вертикали. Автономность, наоборот, переводит взаимодействие между отдельными организационными звеньями на отношения по горизонтали. Оптимальное сочетание централизма и автономности позволяет ранжировать принимаемые решения в соответствии с уровнями иерархии системы. Таким образом, данный принцип устанавливает, что при обязательном сохранении иерархичности, когда все стратегические решения принимаются на верхнем уровне, субъекты всех остальных уровней (организационные звенья) наделяются правом принимать решения в пределах своей компетенции, обеспечивающей реализацию стоящих перед этим звеном системы задач.
Законность является одним из важнейших принципов деятельности субъекта управления. Она означает, что все действия в целом субъекта его звеньев и отдельных лиц, входящих в их состав, должны основываться на законах и подзаконных актах. Законы устанавливают нормы жизни общества, отражающие уровень его развития во всех аспектах: экономическом, политическом, нравственном, научно-техническом и др. Законы, чтобы облегчить их проведение в жизнь, уточняются, детализируются в подзаконных актах общего действия, а также вeдoмственных, обеспечивающих реализацию конкретных функций государства и общества. Это могут быть указы, постановления, положения, инструкции, уставы и т. п. В управленческой деятельности законность имеет особое значение, так как нарушение норм в процессе организации деятельности может повлечь правонарушение или даже преступление1. Порядок, принятый в обществе, фиксируется в законах и подзаконных актах, и даже малейшее нарушение его приведет к определенному рассогласованию, поэтому принцип законности часто даже выводится на первое место в классификации организационных принципов.
Плановость - основа управления. Закономерность, составляющая сущность данного принципа, пронизывает управленческую деятельность. Это объясняется тем, что соблюдение требований данного принципа является основным условием достижения цели любой деятельности. Перспективы осуществления деятельности находятся в прямой зависимости от соблюдения принципа плановости, так как одним из атрибутов плановости является прогнозирование, которое позволяет предвосхищать не только основные характеристики будущих действий субъекта и объекта управления, но и условия, в которых они должны реализоваться. Гипертрофированное планирование в нашей стране, когда план возводился в ранг закона, имел юридическую силу, практически скомпрометировало настоящий принцип. И это естественно. Когда организационный принцип находит отражение в конституции и, более того, устанавливается юридическая ответственность в связи с его реализацией - это первый шаг к формальному, бюрократическому использованию даже самого объективного принципа. Деформации в практике планирования привели к отрицанию принципа плановости. Однако исследования показывают, что плановость это объективная закономерность жизнедеятельности общества, обеспечивающaя его целенаправленное развитие. Даже деятельность одного человека, а тем более организаций, учреждений, предприятий для обеспечения эффективного достижения цели должна строиться в соответствии с принципом плановости. Особое значение принцип плановости приобретает в управлении сферами, для которых характерно наличие условий неопределенности и риска.
Принцип объективности вытекает из того, что управление в любой сфере практически невозможно без познания и использования объективных закономерностей основной деятельности данной сферы1. Познание законов и закономерностей, как правило, связывают с наукой, поэтому в некоторых источниках встречается принцип научности. Соблюдение этого принципа очень важно, ибо предписывает использование последних достижений науки и техники, данный принцип является отражением в жизни общества и отдельно взятого человека научно-технического прогресса. В соответствии с ним требуется строгое соблюдение объективных закономерностей, учет реальных возможностей, действительного состояния деятельности, в отношении которой осуществляется управление. Каждая сфера жизнедеятельности имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в процессе управления. Поэтому только глубокое познание этих особенностей и использование знаний при разработке методик, применяемых в управляемой деятельности, мажет быть гарантией ее эффективности.
Принцип основного звена носит, прежде всего, тактическую направленность. Исследование показало, что данный принцип заключается в определении (при наличии нескольких) первоочередной на данный момент задачи, поставленной перед системой, и концентрации усилий на ее решении. Эта с функциональной стороны. С организационной несколько по-иному. С учетом сложившихся условий определяется наиболее важное на данный момент звено системы. Таким звеном может быть избрана наиболее «сильное», дополнительное усиление которого мажет вывести систему на качественна новый уровень. А мажет быть, наоборот - наиболее «слабое», усиление которого, выводит его на общий высокий уровень. В результате система опять выходит на качественно новый уровень. Таким образом, принцип основного звена путем тактического перераспределения сил и ресурсов обеспечивает достижение цели системы путем выхода на качественна новый уровень и правильности ранжирования задач.
Принцип оптимальности и эффективности по своей сущности имеет комплексный характер1. С одной стороны, в соответствии с ним деятельность, которую требуется организовать, должна быть оптимальной, что отражает, прежде всего, ее экономичность. Это значит - следует исходить из минимума объективно обусловленных затрат ресурсов и действий для обеспечения достижения цели, то есть намечаемых результатов. При этом необходимо правильна определить тот предел затрат, снижение ниже которого может повлиять на степень достижения цели. Другая сторона этого принципа - эффективность, то есть в наименьший срок должна быть обеспечена максимальная степень достижения намеченных результатов, что свидетельствует о наиболее полном решении поставленных перед системой задач. Достижение цели должно быть полным не только в количественном отношении, но и относительно совершенным с точки зрения качества. В совокупности обе стороны принципа обеспечивают при допустимо минимальных затратах по возможности максимально достижимый результат. Принцип оптимизации лежит в основе любой организационной системы управления независимо от критериев оптимальности и действующей системы ограничений.
Принцип регламентации задач и функции играет значительную роль в формировании системы и обеспечении ее функционирования. При организации деятельности в любой сфере в первую очередь возникает вопрос о круге задач, которые поставлены перед системой и ее звеньями, а также о функциональных обязанностях отдельных лиц, участвующих в этой деятельности. В целях разграничения и согласования действий организационных звеньев системы и отдельных должностных лиц в первую очередь следует уточнить их компетенцию, то есть детально определить задачи и функциональные обязанности, а также нормативно закрепить их. При этом необходимо учитывать два момента. Во-первых, чтобы не было параллелизма в работе, когда два или несколько звеньев дублируют друг друга. Во-вторых, чтобы не произошло обратного и не образовывалось так называемых ничейных зон, когда некоторые вопросы не решаются ни одним из звеньев1. А это достигается, как правило, в результате четкой регламентации задач каждого из организационных звеньев, особенно в точках соприкосновения их деятельности.
Еще одним важным организационным принципом является непрерывность. Управление заключается в основном в упорядочении деятельности системы. И это не единовременный акт, а длящийся процесс, потому что для бесперебойного функционирования она должна на любом этапе подвергаться управляющему воздействию. Единичный факт управляющего воздействия обеспечивает стабильную деятельность на определенный период, по истечении которого неизбежно наступит рассогласование. Эпизодическое управляющее воздействие также не может обеспечить бесперебойной деятельности, так как при этом невозможно избежать отдельных элементов несогласованности.
Управляющее воздействие должно учитывать все изменения обстановки, а это означает, что нельзя достигнуть полного упорядочения деятельности, если оно будет осуществляться от случая к случаю. Следовательно, для обеспечения соответствующего уровня любой деятельности процесс управления должен осуществляться непрерывно.
Принцип обоснованности - любое управленческое решение должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовые документы) или материально. Нельзя подписывать приказ о выплате премии, если руководитель не убежден в наличии премиального фонда; нельзя принимать на работу нового сотрудника пока не будет создана вакансия. Нельзя поставлять товар без предоплаты; открывать совместное дело без товарного кредита1.
2.3. Принципы роботы с персоналом.
Работа с персоналом - это та составляющая управления, в которой находит отражение управление людьми, где реализуются управленческие отношения.
Как можно сформулировать принцип, вытекающий из закона соответствия менеджмента менталитету?
Наверное, это принцип учета специфики менталитета в управлении персоналом.
Таким образом, на управление персоналом как органическую составляющую деятельности субъекта оказывают существенное влияние две группы факторов, с одной стороны обусловленных управленческими процессами, а с другой стороны - взаимоотношениями между людьми.
В результате анализа управленческой деятельности выявлены некоторые закономерности работы с персоналом, на основании которых с учетом современного уровня развития науки и условий осуществления управления можно сформулировать следующие принципы: сочетание единоначалия и коллегиальности, создание благоприятных условий для работы, делегирование, постоянное повышение квалификации – развитие человеческих ресурсов, обеспечение творческой инициативы, конкурсное назначение, принцип первого руководителя, принцип автоматического замещения отсутствующего, принцип соответствия.
Важно учитывать также принципы единства команды; демократизации управления; обратной связи; социальной ответственности; лояльности к персоналу; инновационности и, конечно, принцип стимулирования.
Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности является стержнем руководства, так как он выражает разумный подход к пользованию двух противоположных начал этой деятельности. Каждое из них характеризуется по результатам реализации как с позитивной, так и с негативной стороны1. Даже не вдаваясь в глубокий анализ преимуществ и недостатков единоначалия и коллегиальности, можно сделать вывод, что использование обоих начал в четко определенных границах приводит к парадоксальному на первый взгляд результату: оптимальное соединение двух противоположностей может дать положительный эффект. Единоначалие, когда вся полнота власти сосредоточена в одних руках, повышает оперативность руководства, персонифицирует ответственность. В то же время коллегиальность позволяет руководителю привлекать интеллектуальный потенциал коллектива или отдельных его членов в процессе выработки решений. Таким образом, данный принцип устанавливает следующие требования: личное принятие решений руководителем и персональная ответственность за них, привлечение исполнителей к подготовке решений и для консультаций по специальным вопросам.
Принцип создания благоприятных условий для работы является реальной предпосылкой эффективности системы. Это объясняется тем, что главная фигура любой социальной системы человек. И от того, в каких условиях исполнитель работает, во многом зависят результаты не только его личного труда, но и функционирования всей системы. Все многообразие условий, которые могут оказывать влияние на эффективность труда человека, принято делить на следующие основные группы: физиологические, морально-психологические, экономические, социально-культурные. Создание благоприятных физиологических условий для работы - это значит обеспечить исполнителя, прежде всего, рабочим местом с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Далее, если это требует характер работы, необходимым оборудованием и оргтехникой. К этим же условиям относится режим работы. Создать благоприятные морально-психологические условия означает, прежде всего, создание руководителем здорового морально-психологического климата в коллективе. Это, пожалуй, самое сложное в деятельности руководителя1. Искусство руководителя состоит не только в том, чтобы создать здоровый психологический климат на стадии формирования коллектива путем оценки профессиональных и личных качеств, психологической совместимости, но и поддерживать его постоянно.
Принцип первого руководителя гласит: при организации выполнения важного производственного задания контроль над ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем организации, так как только первое лицо имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса, возникающего при внедрении этого мероприятия.
Так как основной целью внедрения большинства важнейших мероприятий является повышение эффективности управления, то руководить такими работами должен не специалист в какой-то определенной области, а только тот специалист, который может охватить всю проблему, стоящую перед организацией в целом, глубоко знающий цели и задачи, узкие места в ее работе, то есть первый руководитель.
Создание новых управленческих технологий требует проведения комплекса подготовительных работ, участия первого руководителя, в которых необходимо решить вопросы финансирования, перераспределения прав и обязанностей исполнителей, привлечения к работам специалистов других смежных организаций, проведения обучения и повышения квалификации, организации обмена опытом и командировок, проведения бесед с ведущими специалистами.
Принцип автоматического замещения отсутствующего. Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально.
Для недопущения того, чтобы была парализована работа всего предприятия из-за отсутствия одного работника, необходимо осуществить упреждающие действия1. В каждой должностной инструкции должно быть ясно и однозначно сказано о необходимости владеть кругом вопросов, относящихся к компетенции двух-трех ближайших коллег для выполнения их функций в особых случаях.
Следует иметь в виду, что замещение отсутствующего, особенно если приходится замешать начальника структурного подразделения, требует от исполнителя большого такта, подготовленности и опыта. Принимая на себя дополнительные обязанности, исполнитель, обладая правом на ошибку, несет ответственность не только за свои решения, но и за бездеятельность, особенно в сложных ситуациях. Замещающий должен знать свои новые функции, но еще лучше разбираться в том, чего он не должен делать.
К экономическим условиям относится система оплаты труда и материального стимулирования. К этой же группе условий относится комплекс бытовых вопросов. Создание благоприятных социально-культурных условий предусматривает медицинское обслуживание, санаторно-оздоровительное обеспечение, повышение образовательного уровня, организацию досуга и т.п.
Принцип делегирования или сочетания прав, обязанностей и ответственности имеет направленность на обеспечение четкости в работе коллектива. В соответствии с данным принципом каждому сотруднику целесообразно определять круг обязанностей, возлагаемых на него в зависимости от порученного участка работы. И от того, насколько обоснованно определены обязанности каждому члену коллектива, во многом зависит качество не только его работы, но и коллектива в целом. Распределение обязанностей зависит от целого ряда условий. Это и характер труда на порученном участке, и количество сотрудников, участвующих в процессе деятельности, а главное, их квалификация и личные качества. В связи с тем, что от распределения обязанностей зависят результаты деятельности, каждый руководитель должен периодически проводить глубокий анализ функций системы и в соответствии с возможными изменениями перераспределять обязанности исполнителей. Вместе с тем обязанности, не подкрепленные правами, которые необходимы для их реализации, могут оказаться декларативными1. Поэтому руководитель всегда должен помнить, что, распределяя обязанности среди исполнителей, необходимо их наделять одновременно достаточными для их выполнения правами. Поэтому обязательно должен сохраняться баланс между обязанностями и правами. Отклонения в любую сторону могут быть чреваты разного рода последствиями. В случае дефицита прав выполнение обязанностей становится проблематичным, так как не все действия, необходимые для реализации обязанностей исполнители будут вправе выполнять. И наоборот, избыток прав может привести к субъективизму в деятельности и даже к нарушениям законности.
Принцип постоянного повышения квалификации направлен на поддержание необходимого профессионального уровня коллектива и совершенствование профессионализма - на развитие человеческих ресурсов. Время показало, что только от профессионалов можно ожидать в какой бы то ни было деятельности высоких результатов. А если это касается не одного исполнителя, а коллектива, то начинают действовать системообразующие факторы. Это значит, что при правильном руководстве коллективом общие интеллектуально-энергетические возможности будут не простой суммой интеллекта и энергии каждого члена, а составят качественно новый уровень. Настоящий принцип означает, что система подготовки и переподготовки специалистов это единый и непрерывный процесс. Руководитель в любом коллективе должен обеспечивать и стимулировать повышение квалификации каждого из его членов, потому что предела этому процессу быть не может из-за научно-технического прогресса, обусловленного объективным развитием общества. Повышение квалификации может осуществляться в самых разнообразных формах, которые вписываются в два основных направления: индивидуальная подготовка и коллективная (деловые или управленческие игры).
Многочисленные исследования показывают, что после окончания вуза ежегодно теряется в среднем около 20% знаний, НТП обрекает большинство специалистов на отставание по основным направлениям профессиональных знаний1.
Принцип обеспечения творческой инициативы требует творческого нешаблонного подхода к любому делу. Жизнь столь разнообразна, что никогда не может быть полностью регламентирована нормативными актами. Положения, уставы, инструкции и другие акты направлены прежде всего на формализацию жизнедеятельности, чего и целом и достигают. Однако полностью деятельность человека неформализуема из-за ее сложности. В бюрократическом обществе человек находится во власти «инструкций». Благодаря рассматриваемому принципу член коллектива может быть освобожден от формального подхода к делу. В соответствии сданным принципом руководитель должен создавать в коллективе атмосферу творчества, что способствовало бы наиболее полному раскрытию индивидуальных особенностей каждого сотрудника. Использование этого принципа раскрывает широкие возможности поиска оригинальных, нетрадиционных решений и аналогичных путей их реализации. Поиск нестандартных решений направлен в первую очередь на повышение эффективности системы. Следовательно, принцип обеспечения творческой инициативы косвенно, опосредованно обусловливает эффективность.
Принцип конкурсного назначения используется руководителем в основном при формировании коллектива, но не только. Текущие перемещения сотрудников целесообразно осуществлять также в соответствии с требованиями данного принципа. А требования эти сводятся к следующему. Во-первых, должен быть выбор альтернативных кандидатур. Во-вторых, для каждого трудового коллектива необходима система квалификационных характеристик. При этом обязательным требованием в решении вопросов назначения является гласность. В соответствии с квалификационными характеристиками должно проводиться систематическое аттестование сотрудников за определенный период. Таким образом, руководителем осуществляется всесторонняя оценка исполнителей1. Для объективной оценки личных качеств исполнителей и результатов их деятельности руководителю целесообразно использовать современные методики анализа и оценки, специально разработанные для изучаемой деятельности. Научность выводов может повышаться путем применения в каждой конкретной методике оценки системы психологических тестов соответствующей направленности. На основании результатов тестирования сотрудников руководитель делает выводы, которые кладутся в основу периодической аттестации. По результатам проверки по психологическим тестам формируются резервы кандидатов для работы на различных участках, в том числе резерв на выдвижение.
2.4. Система принципов социального управления В.Граждан.
В. Д. Граждан представляет несколько другую систематизацию принципов социального управления.
1) Принципы принятия управленческих решений:
принцип непротиворечивости управленческих решений;
принцип преемственности управленческих решений;
принцип своевременности управленческих решений;
принцип цикличности управленческих решений;
принцип законности и правовой защищенности управленческих решений;
принцип ресурсной и документационной обеспеченности управленческих решений и т.д.
2) Принципы государственного управления:
принцип дихотомии
(раздвоения) государственной власти
на
власть
политическую и административную
(аппаратную);
принцип разделения государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную1;
принцип разделения государственной власти на территориальные уровни (этажи) управления;
принцип двойного подчинения аппарата политической и административной власти;
принцип наибольшего
благоприятствования и др.
3)
Карьерные
принципы:
принцип повышения служебной квалификации;
принцип «ударной возгонки»;
принцип «пас в сторону»;
• принцип «отцовского лифта»;
принцип «руки»;
принцип «локтей» и пр.
4) Организационные принципы:
• принцип оптимизации управления (совершенствование управляемой и управляющей подсистем);
принцип разумной управляемости (обычная норма управляемости колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руководителю исполнителей; например, армия Древнего Рима строилась на принципе шестерки: 6 манипул - центурия, 6 центурий - когорта, 6 когорт - легион; армия Наполеона опиралась на принцип тройки: 3 взвода - рота, 3 роты - батальон, 3 батальона - полк; Советская армия строилась по наполеоновской формуле);
принцип делегирования полномочий
(передача руководителем
или вышестоящим
органом части своих функций подчиненным
без
активного вмешательства в их
действия);
принцип соответствия
(имеет две стороны: с одной - работник
должен
соответствовать должности, а с другой
- получаемая работа
должна
соответствовать интеллектуальным и
физическим возможностям исполнителя)1;
принцип автоматического
замещения отсутствующего (отсутствующий
работник должен замещаться автоматически
на основе
действующих
служебных должностных инструкций);
принцип первого
руководителя (контроль над ходом работ
должен
быть оставлен за первым
руководителем, ибо только он имеет
право и
возможность
решать или поручать решение любого
вопроса);
принцип единоначалия (подчиненные должны получать приказания только от одного начальника);
принцип эффективности организационной структуры (она эффективна только тогда, когда способствует достижению поставленных целей при минимальных затратах труда и ресурсов);
принцип единства доверия и проверки («Доверяй, но проверяй»);
принцип допустимости
ошибки («Исполнитель имеет право
на
ошибку», что обязывает предусматривать
подстраховку и перестраховку);
принцип основного
звена (не следует размениваться на
мелочи,
всегда
надо ориентироваться на главное и
основное в своей работе)2.
Таким образом, можно резюмировать, что принципы управления - это теоретический фундамент науки управления, обращенный на практику.
Для любой отрасли знания необходимо в первую очередь установить внутренние устойчивые связи между изучаемыми явлениями, на основе имеющихся эмпирических фактов и проведенных экспериментов определить законы, принципы, которым подчиняются эти сложные процессы и, зная которые можно предвидеть результаты предпринимаемых действий.
Естественно, что принципы управления организациями формиpyютcя под воздействием действующего в данное время экономического и хозяйственного устройства и развиваются вместе с развитием социально-экономических систем3.
Используемая литература.
Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М,
2005. - 139 с. - (Высшее образование).
Граждан В.Д., Теория управления: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 416 с.
Игнатов В.Г., А.лбастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 464 с. (Серия «Учебный курс»)
1 Игнатов В.Г., А.лбастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 464 с. (Серия «Учебный курс»), стр.73
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.74
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.75-76
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.76-77.
1 Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 139 с. - (Высшее образование). Стр.120.
2 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.77
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.77-78.
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.78-79.
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.79-80.
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.80.
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.81.
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.81-82.
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.82-83.
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.83-84.
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.84.
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.85.
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.86.
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.86-87.
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.87-88.
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.88-89.
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.89.
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.90.
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.90-91.
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.91-92.
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.92-93.
1 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.93.
1 Граждан В.Д., Теория управления: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 416 с., стр.180.
1 Граждан В.Д., ука. Соч., стр.180-181.
2 Граждан В.Д., ука. Соч., стр.181.
3 Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.94.