Бизнес-план как основа предпринимательской деятельности (работа 2)
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
Кафедра «Управление персоналом и новые
информационные технологии в управлении»
Пояснительная записка
к курсовому проекту на тему
«Бизнес-план как основа предпринимательской деятельности »
Студент ____________
подпись, дата
Специальность _____062100______
Отделение _____дневное___
Работа защищена «___»_________200_4_
Оценка ___________
Руководитель работы_________ _______________
подпись, дата инициалы, фамилия
Члены комиссии _________ _______________
подпись, дата инициалы, фамилия
_________ _____________
подпись, дата инициалы, фамилия
Москва
2006
Задание на курсовой проект
Отделение ____дневное___ Специальность __062100_
Тема курсового проекта: «Бизнес-план как основа предпринимательской деятельности»
Срок предоставления проекта к защите «__»____200_
Исходные данные для проектирования___________________________
_______________________________________________________________
Содержание пояснительной записки:
Введение
Глава 1.
1.1.
1.2.
1.3.
Глава 2.
2.1.
2.2.
Заключение
Список литературы
Перечень графического материала:_______________________________
________________________________________________________________
Руководитель работы ___________ _________________
подпись, дата инициалы, фамилия
Задание принял к исполнению_______ «___» _____________200_
подпись
План
Введение
Глава 1
Бизнес планирование на предприятие
1.1. Функции и принципы планирования на предприятии
1.2. Этапы разработки бизнес-плана
1..3. Процесс и организация планирования на предприятии
Глава 2
Методика составления разделов бизнес-плана
2.1. Меморандум предприятия, резюме, описание отрасли
2.2 Характеристика и выбор деятельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1
Бизнес планирование на предприятие ………………………...…………….5
1.1.
Функции и принципы планирования на предприятии ……………………..7
1.2.
Этапы разработки бизнес-плана ………………………………………………8
1..3.
Процесс и организация планирования на предприятии …………………….13
Глава 2
Методика составления разделов бизнес-плана……………………………….15
2.1.
Меморандум предприятия, резюме, описание отрасли ……………………..15
2.2
Характеристика и выбор деятельности предприятия ……………………….18
Заключение …………………………………………………………………….19
Список использованной литературы …………………………………………21
Введение
Планирование вообще как величайшее достижение человеческого разума является практически естественным и необходимым элементом поведения людей и в быту и на производстве. Труд человека всегда предполагает осознанную целенаправленную деятельность по достижению желаемого результата, образ (план, проект) которого он идеально имеет в самом начале работы, в том числе и в бизнесе. Поэтому планирование можно рассматривать как проектирование процесса создания из беспорядка порядка и повышение его степени, который уменьшает неопределённость или энтропию в данном случае системы предпринимательства.
Планирование производственной и коммерческой деятельности не только возможно, но и жизненно необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий: крупные социальные и научно-технические программы, распределение бюджета страны, оборону и др. На уровне же предприятий осуществляется не только стратегическое1 самопланирование, но и детальная разработка оперативных2 планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.
Всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо обдуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнёров и кредитные ресурсы. Он также даёт возможность:
определить пути и способы достижение поставленных целей;
максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;
предотвратить ошибочные действия;
отследить новые тенденции в экономике, технике и технологи и использовать в своей деятельности;
доказать и демонстрировать обоснованность, надёжность и реализуемость проекта;
смягчить влияние слабых сторон предприятия;
определить потребность в капитале и денежных средствах;
своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
полнее использовать инновации в своей деятельности;
объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;
обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).
Одновременно план является руководством к действию и исполнению. По мере реализации и изменения обстоятельств план может уточняться путём корректировок соответствующих показателей.
Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями даёт возможность использовать его в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия.
Разработка конкретного бизнес-плана в большинстве случаев процесс творческий, основанный на учёте не только общих закономерностей бизнеса, но и специфических условий, личного опыта и знаний предпринимателя. В зависимости от реальных обстоятельств подготовка бизнес-плана может быть организованна различным образом:
самим предпринимателем, имеющим соответствующий опыт;
командой предпринимателя, которая будет в дальнейшем реализовывать проект;
сторонней специализированной компанией за определённую плату.
В каждом конкретном случае любой план имеет свою специфику как в предмете деятельности и порядке его осуществления, так и в качественном и особенно количественном отношении – ценах, нормах затрат ресурсов, рынках сбыта и других показателях.
Глава 1
Бизнес-план как основа предпринимательской деятельности.
В самом общем случае план – это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:
рабочий инструмент предпринимателя для организаций своей работы;
развёрнутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающая оценку расходов и доходов;
документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;
результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определённом рынке.
Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объёму и по содержанию.
Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров, по крайней мере, на пять основных вопросов.
Схема 1.1 Назначение бизнес-плана и его основные элементы
[источник №1 в списке литературы]
Что делать?
Оценка затрат ресурсов и финансовых результатов
Оценка современного состояния предприятия (ситуация)
Бизнес-план
Способы достижения цели
-Внешняя макро - и микросреда
- Внутреннее состояние и возможности
-инвестиции
-инновации
-менеджмент
-маркетинг
Направ. развития
(желаемое состояние)
Что производить?
(товары, услуги)
-миссия
-цели и задачи
-основные параметры
-преимущества
Сколько производить?
(размер производства)
Как производить?
(техника, технологии, организации, ресурсы)
Для кого производить?
(потребители)
Какая доходность проекта? (прибыльность, окупаемость затрат)
1.1. Функции и принципы
планирования
на предприятии.
Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функции, среди которых наибольшее значение имеют следующие:
Инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок.
Прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учёта совокупности факторов.
Оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде.
Координация и интеграция - учёт взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компаний с ориентацией их на единый общий результат.
Безопасность управления – обеспечения информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий.
Упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственность.
Контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявление ошибок и возможной его корректировки.
Воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках.
Документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде: необходимость, непрерывность, эластичность и гибкость, единство и полнота (системность), точность и детализация, экономичность, оптимальность, связь уровней управления, участие, холизм (сочетание координации и интеграции).
Этапы разработки бизнес-плана.
Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-плана задуманного проекта обычно начинается с новой идеи. Без хорошей идеи бизнес невозможен. Предпринимательские способности как важнейший фактор производства, выражаются, прежде всего, в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи. В самом общем виде идея – форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса.
Предпринимательские, как и другие идеи являются продуктом мыслительной деятельности человека и определяются совокупностью внешних стимулов и внутренних побудительных сил – желаний, потребностей, интересов, установок, ценностных ориентации, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшения удовлетворения существующих (явных) и ещё не осознанных потребностей различных слоёв населения и сфер деятельности. Они появляются в результате субъективного анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производства, сбыта, поведения потребителей и других элементов общества (схемы 1.2. и 1.3[источник №3 в списке литературы]).
Схема 1.2 Внешние источники новых идей и их отражение в бизнес-плане.
идея
Бизнес-план
Социальное развитие.
Сбыт товаров (услуг)
Рынок (товар)
Предприниматель: анализ и разработка
техника
Система партнёрских связей
технологии
Ресурсы
Организации и управление производством
Схема 1.3. Основные субъективные факторы возникновения предпринимательских идей
Мотивация идей предпринимателя.
Радость творчества
Удовлетворение (неудовлетворение) своим положением
Ценность своей личности
Радость риска
эгоизм
Свобода и независимость
Постоянному обновлению производства
Специальные:
Престиж, уважение и самоуважение, признание.
Политические:
Власть и господство, влияние
Интеллектуальные:
Самовыражение- реализация личного потенциала, рост, саморазвитие
Психологические:
Комфорт в общении, внимание окружающих
Физиологические:
Высокий уровень потребления жизни.
Успеху
Достижением в процессе соревнования с соперниками
Славе, богатству
Новым знаниям
Мотивация, продуцирование, накопление и реализация идей проявляется в виде стремления предпринимателя
Удовлетворить свои потребности в процессе бизнеса и его результатами. Потребность как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности, лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности переходят во влечение (поиск недостающих благ), затем – в стимул (образ необходимого блага) и мотивы (внутреннюю побудительную силу, обоснование личного поведения), которые принимают форму установки (готовности к определённым действиям) и осознанных интересов (предвосхищения получения прибыли и других благ). Последние формируется у предпринимателя с учётом ценностей (представление о значимости различных явлений, о целях и средствах их достижения) и ценностных ориентаций (устойчивого отношения к системе материальных и духовны благ и идеалов, которых человек стремится достичь и служащих ему ориентиром в поведении и действиях).
Деятельность предпринимателя по отбору и реализации бизнес идей технологически проходит в общем четыре укрупнённых фазы (таблица 1.1.).
таблица 1.1. Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей в бизнес-плане.
№ п\п |
Наименование фазы |
Основание содержание |
1. |
Поиск новой идеи и факторы ее возникновения. |
Мотивы, состояние рынка, достижение науки и техники, не осознанный или не удовлетворённый спрос и т.п. |
2. |
Анализ потенциальной и реальной ценности идеи |
Выявление необходимых условий и наличия технических, экономических и социальных возможностей реализации идеи (потребность) в начальном капитале, норма прибыли, срок окупаемости, основные показатели производства, цель) |
3. |
Оценка риска |
Виды рисков, источники их возникновения и меры по минимизации риска банкротства и финансовых потерь. |
4. |
Разработка бизнес-плана проекта |
План действий по реализации цели: выбор техники, технологии, обеспечение ресурсами, управление процессом и т.д. |
Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в разной степени:
Схема 1.4. Этапы формирования бизнес-плана
[источник №1 в списке литературы]
1 этап
Определение миссии
2 этап
Формулирование целей и задач проекта
3 этап
Установление общей структуры бизнес-плана
4 этап
Сбор необходимой информации, разработки нормативов
5 этап
Составление бизнес-плана (процесс планирования)
На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия ведения предприятия), которая состоит из:
Этика фирмы
Основопологающие принципы
Внешний образ фирмы
Ценности организации
Высшие цели и ограничения: тактические и оперативные цели
Авторитет предприятия
Культура предприятия
Нормы поведения фирмы
Второй этап – определение целей разработки бизнес-плана. Цель – это будущее желаемое состояние предприятия.
В системе бизнеса выполняет следующие пять функции:
Инициативы – сопоставление существующего желаемого состояния фирмы, мотива действий.
Критерия принятия решения - оценка информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе.
Инструмента управления – руководящие требования к действиям, определение направлений бизнеса.
Координация – обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений.
Контроля – сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.
В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия (таблица 1.2.).
Показатели |
Миссия |
цели |
1. Временной критерий |
Устремлена в будущее, но не имеет временных определении и не зависит от текущего состояния |
Всегда предполагает сроки их достижения |
2. Направленность информации |
На внешнюю среду предприятия – на потребителей, общество, регион, их интересы, ценности, ожидания. |
Чаще имеют внутрифирменную ориентацию и направлены на улучшение использования ресурсов, резервов. |
3. Особенности формулировки |
Выражаются в общих терминах, и освещает образ предприятия, его марку, стиль и т.п. |
Чаще имеют конкретное выражение результатов деятельности |
4. Измеримость |
Преобладает качественные характеристики и относительный масштаб выражения |
В основном количественно измеримы и могут быть однозначным и множественным. |
На третьем этапе, после определения миссия, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объём и структуру бизнес плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи.
Примерная структура бизнес-плана должна состоять из:
Меморандум и конфидициальности
Резюме
Описание отрасли
Характеристика предприятия
Выбор деятельности
План маркетинга
Производственный план
Организационная структура предприятия
Финансовый план и бюджет предприятия
Анализ рисков
Организационный план
Приложения
Конечно, применительно к конкретному проекту структуру бизнес-плана можно уточнять – укрупнять разделы или, напротив, детализировать.
Четвёртый этап бизнес планирования состоит в сборе информации необходимой для разработки каждого раздела плана.
Последний пятый этап планирования – непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.
Процесс и организация планирования на предприятии.
В практике планирование – это важнейшая функция управления. В технологическом отношении планирование, как процесс научной и практической деятельности, в виде последовательности взаимосвязанных действий проходит в несколько этапов:
Определение целей планирования – желаемого состояния предприятия и его положения на рынке
Анализ проблем – фактического исходного положения дел и по окончании планового периода
Поиск альтернатив – выявление возможных вариантов развития по различным сценариям
Определение потребности в ресурсах и способов достижения поставленных целей, объёмов производства и др.
Оценка – проведение оптимизационных расчётов и обоснование экономических показателей
Оформление плана в виде единого документа
При организации разработки бизнес-плана предварительно определяются:
Объекты планирования – предприятие в целом, структурные подразделения или отдельные направления деятельности, определение общих целей, потенциала, программ и действий.
Разработчиков плана – ответственные работники фирмы, специализированные функциональные службы, внешние консультанты или определённая их комбинация.
Порядок составления планов: одновременная разработка всех частных планов в единой модели или последовательное согласование (координация) частных планов и их объединение в общий проект.
Методы планирования – обычные традиционные приёмы (таблицы, графики и т.п.) и современные компьютерные специальные программы.
Глава 2
Методика составления разделов бизнес-плана
При обосновании положении положений бизнес-плана целесообразно:
Акцентировать особое внимание на вопросы, которые могут представлять интерес для тех, кому представляет интерес для тех, кому они адресованы – работникам предприятия, партнером или другим внешним потребителям.
Представить сущность проекта в наиболее доступной форме в самом начале бизнес-плана.
Аргументировать все расчёты и показатели таким образом, что бы они были реальными и достоверными, без преувеличения и приукрашивания экономических результатов реализации проекта.
Бизнес план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают:
Наименование проекта, например, «бизнес-план создания предприятия по производству обоев»
Метод подготовки плана
Авторы проекта, название и адрес предприятия, телефоны
Имена и адреса учредителей
Назначение бизнес-плана и его пользователя
После титульного листа следует оглавление – формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.
2.1. Меморандум конфиденциальности, резюме, описание отрасли.
Меморандум конфиденциальности составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использование ее исключительно в интересах фирм, представивший проект.
Резюме - краткое изложение основных положений предполагаемого плана, включающий следующие принципиальные данные:
Идеи, цели и суть проекта
Особенности предполагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов
Стратегии и тактика достижения поставленных целей
Квалификация персонала и особенно ведущих менеджеров
Прогноз спроса, объёмы продаж товара (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т.д.)
Планируемая себестоимость продукции и потребность финансирования
Ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат
Основные факторы успеха – описание способов действий и мероприятий.
Описание отрасли – анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характеристику:
Её сырьевой базы
Сегмента (ниши) рынка и доли предприятия на нём
Потенциальных клиентов их возможности
Региональной структуры производства
Основных фондов и их структуры
Инвестиционных условий
Анализ инвестиционный привлекательности сферы бизнеса состоит из трёх этапов:
многофакторного анализа уровня интенсивности отраслей конкурентности
Определение стадии развития избранной отрасли
Непосредственный анализ инвестиционной привлекательности отрасли
При выборе сферы бизнеса и отрасли полезными являются сведения об их положении в мировом разделении труда и на международном рынке, экспортных возможностях, а так же производственно-технические связи с другими отраслями народного хозяйства, для которых может представлять интерес продукция этой отрасли (схема 2.1.)
Схема 2.1. Основные факторы выбора сферы предпринимательской деятельности.
[источник №1 в списке литературы]
Экономическая конъюнктура
Правовые и экономические ограничения.
Факторы производства
Сферы деятельности
Целесообразность сотрудничества и кооперации
Знание, опыт, умение и способности предпринимателя
Цели бизнеса
Анализ рыночной ситуации
Внешняя и внутренняя среда бизнеса
В любой стране существуют запрещённые сферы бизнеса (контрабанда, порнография и др.), а также виды деятельности, которые являются предметом государственной монополии (оружие, ядохимикаты, наркотики и др.).
Для многих предпринимателей возникают и экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль:
Высокий уровень начального капитала
Длительный срок окупаемости вложенных средств
Неопределённость в достижении прибыли (сфера образования и др.)
Необходимо учитывать также сложившуюся конъюнктуру, т.к. предпринимательская деятельность подвержена цикличности: процветание, застой, спад.
Кроме того, экономические ситуации различаются не только во времени, но и в пространстве – по районам и регионам. В монополизированную отрасль внедриться труднее, чем в конкурентную. Выбор сферы деятельности предприниматель осуществляет из пяти основных видов деятельности (таблица 2.1.)
Вид бизнеса |
Основные функции |
Организационные формы |
Производственный |
Производство товаров, работ, оказание услуг |
Коммерческие организации (предприятия, фирмы, компании) |
Коммерческий |
Купля-продажа товаров и услуг |
Торговые организации, товарные биржи |
Финансовый |
Купля-продажа валют, ценных бумаг, инвестирование |
Банки, фондовые биржи, финансовые компании, трастовые и др. организации |
Посреднический |
Оказание услуг |
Коммерческие организации |
Страховой |
Страхование и перестрахование |
Страховые компании |
В экономике любой страны можно выгодно обнаруживать и заполнять тысячи и тысячи «ниш» даже на традиционных и давно поделенных рынках. Многие преуспевающие компании быстрым ростом обязаны не тому, что их руководство стремилось создать новый продукт, а потому, что оно внедрило на рынке ту же продукцию или услуги, что и другие фирмы той же отрасли, но совершенно иным способом
2.2. Характеристика и выбор деятельности предприятия.
Полный перечень сведений о компании кроме краткой экономико-географической и исторической справки (местонахождение, занимаемая площадь, дата образования и сведения о развитии за прошедший период), размера уставного капитала и распределения капитала между учредителями включает в себя следующие данные:
Идентификационный номер, код ИНН
Полное и сокращенное наименование предприятия, код ОКПО
Дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие
Почтовый и юридический адрес предприятия: индекс, республика, область, автономный округ и т.д., код ОКАТО
Подчиненность предприятия – вышестоящий орган, код ОКОГУ
Вид деятельности (основной), код ОКОНХ
Организационно-правовая форма предприятия, код ОКОПФ
Форма собственности, код ОКФС:
доля государства (субъекта Федерации) в капитале, %
Включено или нет в государственный реестр РФ предприятий-монополистов:
республиканский
региональный
Банковские реквизиты
Адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие
Организационная структура предприятия, дочерние компании
Фамилия, имя, отчество, телефоны, факсы администрации предприятия
Характеристика менеджеров, отвечающих за результаты работы предприятия:
возраст
образование
квалификация
предыдущие три должности
срок работы на предприятие
Любой предпринимательский проект начинается с формирования идеи продукта, товара или услуги. Задача состоит в том, чтобы достаточно полно представить в бизнес-плане важнейшие характеристики предлагаемого на рынок товара (услуги).
Прежде всего, необходимо дать четкое описание полезного эффекта, ради которого потребители будут приобретать этот товар: новые или уникальные свойства, сфера удовлетворяемых потребностей отлична от предлагающихся на рынке аналогов, в том числе:
Какую именно потребность он удовлетворяет
Как реализуется этот товар или оказывается услуга
Уровень цены и группа покупателей, которой он доступен
Характеристика спроса на предлагаемый товар
Каким образом товар продаётся
Слабые стороны товара
Каковы постоянные издержки, связанные с производством товара
Кто должен освоить производство данного товара
Перспектива смены данного товара другим
Другим важным обстоятельством, влияющим на разработку стратегии производства и реализации продукции, а, следовательно, и расчётов в этом разделе бизнес-плана, является определение жизненного цикла предполагаемого товара.
Заранее определенное и просчитанное движение товара по стадиям или фазам жизненного цикла позволит предпринимателю своевременно принять те меры, которые соответствуют переживаемой продуктом стадии. Инструменты, которыми предприниматель должен владеть для своевременного упреждения и преодоления падения спроса на товар, многообразны: цены, методы распространения товара, его реклама, маневрирование объектами производства и продвижение товаров на рынке, что влияет на уровень и объём продаж, а следовательно, и финансовые итоги реализации предпринимательского проекта.
Заключение
Реформы в экономике неразрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. Сущность этих преобразований заключается в быстром и фундаментальном изменении действующих процедур.
В истории человеческого общества не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заинтересованных субъектов или определённых структур управления. В значительной степени успех или неуспех предпринятых усилий зависит от совершенствования организации управления и его важнейшей функции – бизнес планирования.
В современной быстроменяющийся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Бизнес планирование – это определённые цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств её достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и более отдалённую перспективу.
Бизнес планирование – одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством.
Бизнес планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать какие-то действия в будущем.
Процесс планирование позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия. Составление и реализация плана – непрерывный процесс.
Работа без плана является реакцией на совершающиеся события, деятельность на основе плана – реакция на предвиденные и запланированные явления.
Современная экономическая ситуация, связанная с активным развитием рыночных отношений, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.
Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана – бизнес-план.
Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трёх элементов:
Понимание общего состояния дел на данный момент
Представление того уровня, который вы собираетесь достичь
Планирование процесса перехода из одного состояния в другое.
Бизнес-план позволяет решить эти проблемы.
Литература
М.М. Алексеев, Планирование деятельности фирмы (учебно-методическое пособие), М, Финансы и статистика, 1999
Н.Ю. Горохов, В.В. Малев, Бизнес-планирование и инвестиционный анализ, М, Филинъ, 1999
В.А. Горемыкин, Э.В. Бутулов, Планирование на предприятии, М, Филинъ, 1999
В.А. Горемыкин, Н.В. Нестерова, Энциклопедия бизнес планов, М, Ось-89, 2003
А.С. Пелих, Бизнес-план или как организовать собственный бизнес, М, Ось-89,2002
1 стратегическое - долгосрочное
2 оперативные - текущие