Аспекты и задача планового управления хозяйством

Аспекты и задача планового управления хозяйством

Закладывание основ социальное ориентированной рыночной экономической системы в Украине требует коренных изменений в управлении хозяйством и комплексном планировании.

С отказом от командно-административной системы управления появились предложения отказаться от планирования хозяйства. Такая точка зрения была бы правильной, если бы были основания для отождествления планирования с командами, приказами, утвержденными задачами, фондами, нарядами и другими обязательными атрибутами директивного управления. Однако таких оснований нет.

Планирование - это прежде всего научное предусмотренное развития и результатов общественного производства, природопользование и удовлетворение потребностей человека. Оно учитывает закономерности, тенденции социального и научно-технического прогресса, изменения структуры и пропорций, объективные зависимости и причинно-следственные связи в общественном хозяйстве. В таком случае отказ от командно-административной системы совсем не означает отказа от планирования. Идется прежде всего о предоставлении нему в самом деле научного содержания, об изменении его форм и методов, приведение в соответствие к условиям развития общества. Противопоставление планов прогнозам есть ошибочной. План всегда имел элементы прогноза, а долгосрочные планы были преимущественно прогнозными.

Хозяйственная практика многих стран мира, в особенности Польши, Франции, США, Канады, Японии, свидетельствует об эффективности планирования экономики и территориального управления в условиях высоко - развитого рыночного отношения. Территориальное управление в разных странах имеет свою специфику. Для федеративных государств характерная значительная самостоятельность больших административно-территориальных единиц, которые часто способные проводить собственную социальную политику. Местные органы здесь принимают участие в проведении политики, которой придерживаются центральные органы управления.

В большинстве зарубежных стран сложилась многозвенная система управления территориальным социально-экономическим развитием. Рядом с центральными органами управления управленческой деятельностью занимаются большие региональные и локальные территориальные структуры. Центральные органы территориального управления осуществляют макро регулирование процессов социально-экономического развития. Здесь же формируется законодательная среда, которая регламентирует всю деятельность в сфере территориального управления.

Региональную политику в некоторых странах осуществляют специализированные государственные директивные или совещательные органы. Например, в Польше действует Государственный совет территориального развития. К ее составу входят представители как законодательной, так и исполнительной власти. К компетенции Совета входит подготовка предложений относительно формирования государственной региональной политики, оценок в области территориального планирования.

Во Франции много лет функционирует министерский комитет по проблемам региональных действий и приведения в порядок территории, которая принимает правительственные решения в области региональной политики. У жизни их воплощает Представительство из упорядочения территории, председатель которого подчиняется непосредственно премьер-министру.

В Канаде действует комитет Кабинета Министров по вопросам экономического и регионального развития.

В США функционирует Президентская комиссия по проблемам федерализма. Она занимается подготовкой аналитических отчетов и рекомендаций для президента и Конгресса, изготовлением путей усовершенствования федеративных отношений, координацией текущей деятельности федеральной администрации по вопросам усовершенствования межрегиональных отношений.

В Японии при Кабинете Министров действуют Экономический консультативный совет и Консультативный совет планирования комплексного развития территории. Руководит ними премьер-министр. Основным рабочим органом в государственном аппарате Японии, которая разрабатывает государственную региональную политику, программы и планы регионального социально-экономического развития, есть Управление экономического планирования.

Приведенные примеры свидетельствуют о большом разнообразии институционных структур, о том, что во многих странах вопросом территориального управления, формирование и реализации государственной региональной политики предоставляется большое внимание

Различают такие виды планирования экономического и социального развития страны:

1) общественно-хозяйственное, что охватывает весь хозяйственный комплекс страны и предусматривает разработку и складывание комплексных планов развития хозяйства страны, его областей, территориальных структур всех уровней. Концептуально идеи общественно-хозяйственного планирования есть инструментом влияния государства на общественное хозяйство;

2) отраслевое, объектом которого есть области и межотраслевые комплексы;

охватывает развитие хозяйства по вертикалу - от сырья к конечному продукту. Ныне нужны комплексные планы, которые разработанные не только по вертикалу, а и по горизонтали, то есть учитывают взаимосвязь и взаимодействие областей на территории, его естественные условия и ресурсы;

3) территориальное, то есть планирование размещения продуктивных сил и предприятий, хозяйства регионов. Через территориальное планирование хозяйства реализуется государственная политика регионального развития. Территориальное планирование - это механизм управления территориальной организацией продуктивных сил с учетом региональных приоритетов их развития и усовершенствование производственных отношений. При этом территории (районы) планирование могут быть выделены с учетом географического расположения (условий развития), экономико-географического фактора (причин развития), административного деления (условий управление).

4) программно-целевыми, какими органически связанное с перечисленными видами планирование в решении узловых проблем развития общественного хозяйства.

Основным функциональной задачей территориального управления в социальной сфере есть создание условий для удовлетворения материальных и духовных потребностей населения региона. Это требует решение таких задач в социальной сфере:

удовлетворение потребностей населения в работы и обеспечение эффективного использования трудового потенциала региона;

создание условий для воспроизведения трудового потенциала региона;

обеспечение эффективного развития социальной инфраструктуры;

удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, разнообразных товарах и платных услугах;

регулирование формирования систем расселение;

воспроизведение благоприятного для жизнедеятельности человека и рекреации экологической среды и т.п.

Основными функциональными задачами территориального управления в производственной сфере есть обеспечение эффективного развития хозяйства региона. Это требует решение таких задач:

эффективное развитие региона и объединение его специфических интересов с общегосударственными интересами;

эффективное внутренне региональное разделение труда, специализация и кооперирование, обеспечение комплексного развития хозяйства региона;

эффективная общая деятельность предприятий в регионе;

обеспечение благоприятных инфраструктурных условий для размещения и эффективного функционирования производственных объединений;

эффективное использование природно-хозяйственного потенциала;

эффективное развитие территориально-хозяйственных комплексов;

эффективное управление развитием хозяйства местного значения, координация выпуска продукции и предоставление услуг внутренне регионального потребления.

Выполнение перечисленных задач тесно связан с интенсификацией экономики через привлечение региональных ресурсов и средств и созданием материальной основы для улучшения условий жизнедеятельности население.

Принципы управления региональным развитием

Разработка принципов управления региональным развитием грунтуется на научном познании объективных закономерностей управления в целом. Методология управления региональным развитием - это совокупность общих принципов и методов планового регулирования развития хозяйства страны, на основе которых разрабатываются государственные задачи и обеспечивается их выполнение.

Развитие науки и. практики управления региональным социально-экономическим развитием требует все более глубокого познания его важных категорий - объективных закономерностей, принципов и факторов. Первичными должны быть такие, которые существуют независимо от сознания человека, объективно необходимые взаимосвязи в региональном социально-экономическом развитии. Наука познает эти закономерности в результате изучения глубинных процессов в региональном развитии.

На основании познания объективных закономерностей регионального развития хозяйства наука разрабатывает принципы политики регионального развития страны. Если закономерности отображают объективную реальность регионального развития хозяйства, то принципы являются отображением этих закономерностей в региональной политике страны.

Суть управления региональным социально-экономическим развитием страны обнаруживается в реализации его организационных и методических принципов.

1. Принцип историзма. Он имеет универсальное методологическое значение, дает возможность объективно оценить относительную целостность, завершенность того ли другого этапа экономического и социального развития регионов страны.

2. Принцип единства региональной политики общества и хозяйственного строительства. Ориентирует на комплексный подход к учету природно-хозяйственных особенностей каждого региона, задач его экономического и социального развития; предусматривает объединение экономических методов управления и местной инициативы, ответственность местных органов управления за комплексное развитие соответствующих регионов.

В обосновании решений социально-экономического развития региона должны учитываться экономические, социальные, экологические, организационные и технические факторы.

3. Принцип комплексности. Отображает объективные процессы общественного разделения труда и региональной интеграции производства, ориентирует на обеспечение комплексно-пропорционального развития хозяйства регионов. Комплексность направлена на подъем общественного производства на качественно новую степень, усиление социальной направленности ее развития, обеспечение полной сбалансированности производственных ресурсов с потребностями хозяйственного комплекса, важное повышение производительности работы, удовлетворение на этой основе потребностей производства и население.

4. Принцип природно-хозяйственной сбалансированности и оптимальности. Означает соблюдение обоснованного экономического соответствия между наращиванием производственного потенциала областей хозяйства страны и разработкой и реализацией мероприятий по охране естественной среды, ориентирует на обеспечение наиболее рационального регионального развития с использованием прогрессивных норм и нормативов, дифференцированных за районами.

5. Принцип приоритетности. Оказывает содействие ран жеванию целей и задач социально-экономического развития региона соответственно пространственной стратегии его комплексного развития и реальных производственно-экономических и ресурсных возможностей, ориентирует на соблюдение социальной направленности использования рекреационных, материальных и финансовых ресурсов, а также средств дальнейшего развития социальной инфраструктуры.

6. Принцип вариантности. Предусматривает необходимость выбора путей достижение целей и решение задач управление региональным развитием, определенные сдвиги в отраслевой и территориальной структурах хозяйства региона, использование его естественных и экономических ресурсов. Варианты регионального развития складываются на основе альтернативности проектированных темпов и пропорций развития областей, гипотез инвестиционной политики, технических и технологических решений в организации производственных процессов, изменений в обеспечении сырьем, материалами, комплектующими изделиями, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами.

7. Принцип согласования интересов местных органов управления с комплексным развитием региона с хозрасчетными интересами предприятий на основе единой ведомственно-территориальной системы стимулирования и ответственности. Предусматривает взаимную экономическую ответственность и взаимные обязательства относительно комплексного развития и функционирования административно-территориальной единицы.

8. Принцип пропорциональности обеспечение финансовыми ресурсами за уровнями административно-территориальной иерархии и расширения финансово-экономической самостоятельности территориальных единиц нижнего уровня. Основывается на объединении территориального бюджета с внебюджетными фондами комплексного развития, которые формируются за счет деятельности предприятий и средства население.

Приоритеты в управлении региональным развитием

Практика управления региональным развитием дает многочисленные примеры установления и реализации приоритетов социально-экономического характера. Относительно региона они дают возможность ранжевать цели и задача производственного и социального характера соответственно его территориальной стратегии комплексного развития и производственно-экономических и ресурсных возможностей.

Определение приоритетов - необходимое условие повышения эффективности общественного производства, приближение его территориально-отраслевой структуры к структуре общественных потребностей, ускорение научно-технического прогресса, усовершенствование общественно-хозяйственных, межрегиональных, межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых пропорций. Объективная необходимость приоритетности обусловленная разногласиями между возрастанием потребностей и материальными возможностями и условиями их удовлетворения.

Методология выявления и обоснование приоритетов имеет четко выраженный комплексный характер, поскольку ориентирует на охват системно образующих потоков материальных, энергетических, финансовых и человеческих ресурсов, а также прогнозной, программной, управленческой и социально-структурной информации.

Есть несколько признаков классификации приоритетов. Наиболее общая из них - принадлежность к определенной части системы "производство - потребление". В сфере материального производства и в непроизводственной сфере можно выделить такие приоритеты в зависимости от иерархического уровня управления:

общеэкономические,

отраслевые,

внутриотраслевые,

внутрипроизводственные,

территориальные.

Общеэкономические приоритеты. Это приоритетное развитие в определенный период одной из сфер хозяйства страны (материального производства или непроизводственной сферы), одного из его подразделов (производство средств производства или предметов потребления), что опережает возрастание фонда потребление или фонда накопление. К общеэкономическим принадлежат также приоритеты в отдельных фазах воспроизведенного цикла (производство, распределение, обмен и потребление) или межотраслевые.

Хозяйственные приоритеты на высшем иерархическом региональном уровне оказывают содействие:

высокой агрегованости целей, средств их достижения и показателей эффективности;

целевой ориентации непосредственно на конечные хозяйственные результаты и повышение материального и культурного уровня жизни население;

согласованию приоритетов развития структур низших рангов регионального развития;

формированию целей и задач приоритетов на низших уровнях региональной экономической иерархии, которые вместе с тем есть факторами их эффективного функционирования.

Отраслевые приоритеты обнаруживаются в опережающих темпах возрастания одной или нескольких областей. Например, в современных условиях приоритетным есть развитие всех видов транспорта, поскольку он сыграет важную роль в развития современной экономики, обеспечении материального обмена между областями, удовлетворении потребностей населения в перевозках.

Внутриотраслевые приоритеты - преимущественно возрастания отдельных подотраслей в границах определенной области, (например, добывающей или обрабатывающей промышленности, растениеводства или животноводства, жилого или культурно-бытового строительства и т.п.). В промышленности опережающими темпами развиваются, прежде всего базовые области (топливно-энергетический комплекс, металлургия, машиностроение, химическая промышленность). Одновременно совершенствуются их структура, техническая база, система организации управление производством.

Внутрипроизводственные приоритеты связаны с ускоренным развитием внутрипроизводственных объединений и предприятий, в частности научно-технических подразделов производственных объединений и предприятий. Как завершающие звенья в системе "наука - производство" они значительно влияют на темпы и масштабы реализации научно-технических достижений. Примером внутрипроизводственных приоритетов есть также опережающее развитие вспомогательного и обслуживающего производств. К внутрипроизводственным приоритетам следует отнести также преодоления диспропорций внутри основного производства в некоторых областях.

Территориальные приоритеты связаны с опережающим социально-экономическим развитием одних регионов относительно других. Установление территориальных приоритетов обусловленное разными уровнями социально-экономического развития регионов страны, которые сложились исторически, и необходимостью их сближения. Ускоренное комплексное развитие хозяйства всех регионов с целью сближения уровней их социального и экономического развития - одно из важных задач современного экономического развития Украины.

Важными предпосылками выделения территориальных экономических приоритетов есть естественные условия и уровень обеспеченности трудовыми ресурсами. Так, концентрация на территории любого региона значительных энергетических ресурсов, разных запасов минерального сырья, земельных угодий, пригодных для сельскохозяйственного производства, в объединении с более благоприятной сравнительно с другими регионами демографической ситуацией дают основания к установлению приоритетного развития региона.

Определенные предпосылки нужны также для социальных приоритетов, Последние устанавливаются при достижении в регионе определенного уровня развития продуктивных сил, если созданный экономический потенциал дает возможность ставить задачи относительно решения тех или других узловых проблем повышения уровня жизни население, обеспечение надлежащих условий жизнедеятельности человека.

Важным методологическим аспектом теории приоритетов есть правильное определение целей и функций приоритетного развития. Цели приоритетного развития определяют, исходя из разногласия между возрастанием потребностей и возможностями их удовлетворения. Целые приоритетов - это то, ради чего в конечном итоге устанавливаются приоритеты.

Функции приоритетов - это конкретные задачи, которые надо выполнить для достижения поставленных целей. Есть несколько основных функций приоритетов: устранение диспропорций, которые сложились, и внесение прогрессивных изменений в экономические пропорции и структуру хозяйства; участие в международном разделении труда; обеспечение научно-технического прогресса и сближения уровней социального и экономического развития. Все функции приоритетов в современных - условиях есть исключительно актуальными.

Важной в методологии определения хозяйственных приоритетов есть проблема выбора показателей. Насколько разнообразные приоритеты, их свойства, настолько многочисленные и их конкретные показатели, которые можно поделить на целевые, ресурсные, показатели эффективности и собственной приоритетности.

Целевыми считают показатели, с помощью которых можно определить приоритеты и их альтернативы. Это объемы производства, качественные параметры продукции и услуг, уровни социальных стандартов. Каждая альтернатива может иметь свои количественные величины этих показателей. Сумма вычисленных показателей по всем целям с учетом их приоритетности составляет средний целевой показатель, который дает возможность сравнивать альтернативные варианты.

Ресурсные показатели - это показатели расходования разных видов производственных ресурсов: основных производственных и непроизводственных фондов, капитальных вложений, естественных и трудовых ресурсов. Особое значение имеют показатели использования дефицитных видов ресурсов.

Известно, что в каждый определенный момент объем производственных ресурсов - всегда величина предельная (ограниченная), поэтому подлежит оптимальному распределению. Это объективное обстоятельство имеет своим естественным следствием высокий уровень требований к обоснованию качества израсходованных ресурсов по каждому варианту формирования и реализации целевой программы регионального развития. Как завышение размера ресурсов, так и их занижение против в самом деле необходимых уровней неминуемое поднимают сбалансированность экономики, усложняют ход воспроизведенного процесса, замедляют темпы экономического возрастания. К таким отрицательным следствиям приводит также неправильное определение качества нужных ресурсов, вследствие чего ухудшаются условия функционирования установленных приоритетов, создаются искусственная трудность в обеспечении необходимыми ресурсами. Итак, роль ресурсных показателей и в практике, и в теории есть очень важной.

Показатели эффективности характеризуют хозяйственный эффект в расчета на единицу производственных ресурсов. Как синтез целей, затрат и результатов производства, они являются важной характеристикой экономического возрастания в целом, приоритетного развития областей и районов. Эти показатели нужны для определения и обоснования наиболее рациональных путей решения социально-экономических проблем. Правильное их определение и анализ дают возможность предотвратить непомерное высоким затратам на производство потребительских стоимостей.

Показатели приоритетности характеризуют масштабы и динамику процесса приоритетного развития, а также степень приоритетности. Необходимость в них есть в особенности острой при прогнозировании и планировании пропорций развития хозяйства страны, распределении производственных ресурсов. Показатели приоритетности можно использовать для оценки качества комплексных территориальных программ и их проектов. Применение этих показателей оказывает содействие улучшению перед плановой работы и плановых решений, ориентирует на рациональное использование производственных ресурсов и выполнения назревших задач.

Факторы управления региональным развитием

Всесторонняя интенсификация производства требует приведение в действие всей совокупности не только отраслевых, а и территориальных факторов повышения отдачи материальных, финансовых и трудовых ресурсов общества.

Приоритетные факторы регионального развития определяются такими факторами:

возрастающей ограниченностью естественных и производственных ресурсов;

возникновением новых общественных потребностей и способов их удовлетворения;

социальными ограничениями отрицательных следствий влияния научно-технического прогресса на природу и общество.

Приоритетность регионального развития и использования ресурсов на его решающих направлениях - основной путь интенсификации экономики региона.

В условиях рыночного отношения необходимо более глубоко учитывать территориальные факторы социально-экономического развития региона, их можно поделить на трех группы - источника, условия, ограничение - и рассматривать в связи с любым процессом или результатом хозяйственной деятельности.

Факторы источников экономического возрастания есть основными. К ним принадлежат прежде всего разные виды трудовой деятельности людей.

Факторы условий трудовой деятельности есть много аспектными. Это основные и оборотные фонды, организация производства, ускорение научно-технического прогресса, структурные сдвиги, состояние естественной среды и т.п. .

Факторы ограничений предопределяют постепенное повышение или снижение экономического роста производства.

Факторы социально-экономического развития региона всегда действуют на определенный конечный результат или конкретный процесс. Нет факторов "вообще". Они всегда направлены на выполнения частичных или общих задач социально-экономического развития общества.

Все факторы решения социально-экономических задач образовывают сложную систему прямых и обратных причинно-следственных связей под действием производственных отношений и экономических законов, которые их регулируют.

Территориальные факторы можно поделить на межрайонные, межотраслевые и внутренние:

К межрайонным факторам належат: специализация городов и регионов на производстве продукции и предоставлении услуг для общественного хозяйства; усовершенствование межрайонных транспортных потоков через устранение встречных и экономически неоправданных перевозок; развитие межрегионального кооперирования и т.п. .

Межотраслевыми являются факторы интенсификации, которые формируются вследствие углубления на определенной территории межведомственной специализации, концентрации, централизации и кооперирования производства.

Внутренне факторы образовывают комплекс источников, условий и ограничений в зависимости от возможностей более рационального использования местных ресурсов: трудовых ресурсов, полезных ископаемых, естественной среды и т.п. .

В управлении региональным развитием усиливается значение качественных факторов, среди которых можно выделить такие:

1) экономного использования материальных ресурсов, прежде всего сырья, топлива и энергии, за счет более глубокой переработки исходного сырья, широкого внедрения имело - отходных и безотходных технологий;

2) научно-технического прогресса, благодаря которому усиливаются инновационные процессы, которые охватывают также ассортимент продукции, технологии ее изготовления, технические средства производства;

3) организации и управление хозяйством, которые обеспечивают эффективное взаимодействие факторов производства.

Действие факторов первой группы есть долгосрочной, поскольку научно-технический прогресс оказывает содействие постоянному созданию новых источников экономии ресурсов. Факторы второй группы действуют только при их рациональном объединении и комплексном использовании. Суть управления ними состоит в техническом переоснащении производства, полном использовании ресурсного потенциала региона, создании эффективной и гибкой системы управления хозяйством, повышении качества продукции и услуг населению. Третья группа факторов создает предпосылки для тесного взаимодействия всех факторов.

Эффект от учета факторов регионального развития может оказаться лишь в процессе территориального управления. Приведение их в действие дает возможность лучшее использовать региональный природно-хозяйственный потенциал, в частности повысить производительность работы, фондоотдачу, снизить капитало- и материалоемкость производства, обеспечить рациональное природопользование и охрану естественной среды.

Все более большего значения приобретают организационные факторы региональных производственных отношений. Создание и расширение межотраслевых форм хозяйствования и их согласование с отраслевыми, формирование региональных структур создания совокупного общественного продукта в согласовании с отраслевыми структурами, как и другие условия межотраслевых взаимодействий, становятся обязательными факторами интенсификации регионального развития экономики.

Кардинальные изменения в хозяйственном механизме оказывают содействие полному использованию резервов интенсификации региональной экономики, прежде всего за счет структурных факторов. Реальное использование последних в экономике возможное лишь через предприятие, его производственный коллектив, где в полной мере раскрываются инициатива, самостоятельность и предпринимательство.

С углублением отраслевого и территориального разделения труда возрастает роль территориальных факторов интенсификации. Этому оказывает содействие возрастающая концентрация в городах и регионах объектов производственного и непроизводственного назначения, увеличение потребностей предприятий и организаций в общем использовании инфраструктуры, а также в объединении сил и средств для обеспечения надлежащей охраны естественной среды.

Все более весомыми становятся экономические факторы интенсификации регионального развития. Научно-технический прогресс оказывает содействие привлечению в общественное производство новых ресурсов. Поэтому возрастает потребность в усилении экономизации продуктивных сил, которые следует приспосабливать к требованиям ресурсосбережения и охраны естественной среды. Для этого в сфере материального производства создается специфическая сфера деятельности, направленная на воспроизведение и охрану естественных ресурсов и окружающей среды. Природоохранная деятельность требует значительных затрат работы и производственных ресурсов. Основными направлениями повышения эффективности использование естественных ресурсов и их охраны есть:

научно-технический прогресс, усовершенствование структуры производства, переход к ресурсо- и природосберегающего типа экономики, усовершенствование хозяйственного механизма в сфере природопользования.

Управленческая стратегия и сценарии регионального развития

Управленческая стратегия - это система концептуальных положений о наиболее эффективных направлениях развития региональных систем, решение больших территориальных проблем и размещения продуктивных сил страны.

Система концептуальных положений управленческой стратегии может быть направлена на:

достижение экономических и социальных целей расширенного воспроизведения в перспективе;

комплексное использование естественных условий и охрану окружающей естественной среды;

эффективное территориальное разделение труда и целесообразную межрайонную интеграцию;

расширенное воспроизведение региональных систем и формирования для этого соответствующих территориальных и межотраслевых пропорций;

осуществление дифференцированной региональной социально-экономической и научно-технической политики; сближение материального и культурного уровней жизни население в разных регионах и зонах страны.

Управленческая стратегия ориентирует на наиболее эффективные направления развития региональных систем и решение объективных разногласий воспроизведение. Территориальный аспект расширенного воспроизведения выражается в двух взаимосвязанных формах, любая из которых имеет определенное значение для планового развития общественного хозяйства. Первая форма выражает отношения между общественным хозяйством и его региональными системами, вторая - связанная с обеспечением комплексного развития территориально-административных образований.

К важнейшим характеристикам управленческой стратегии належат такие:

исторический подход к ее обработке их реализации;

системность в определении перспектив развития и взаимодействия элементов продуктивных сил и компонентов естественной среды;

единство и противоречивость воспроизведенного и проблемного аспектов управленческой стратегии;

объединение централизованных и децентрализованных форм стратегии;

объединение качественных характеристик генеральных направлений с их возможными количественными параметрами;

наличие объективных разногласий в пространственном аспекте расширенного воспроизведения.

Социально-экономические и научно-технические направления управленческой стратегии развития продуктивных сил есть исходными для решения долгосрочных задач комплексного территориального управления. Важно, чтобы стратегия четко определяла место регионов страны в территориальном и международном разделении труда и потенциальные материально-вещевые, финансовые и трудовые ресурсы, на которые может рассчитывать каждый регион в перспективе.

Для повышения научной обоснованности управленческой стратегии регионального развития важно проанализировать идеи, гипотезы и проблемы усовершенствования территориальной организации общественного хозяйства на разных этапах перед прогнозных исследований. Управленческая стратегия регионального развития может быть рассчитана лишь на определенный этап, поскольку с течением времени под влиянием многочисленных факторов общенационального и регионального развития она может значительно измениться. Однако, выдвигая новую стратегию, нельзя механически отвергнуть все положения и принципы предшествующей стратегии.

Управленческая стратегия регионального развития должна строиться с учетом закономерностей социально-экономического развития региональных систем и страны в целом. При ее разработке следует учитывать факторы, которые являются важными в определении зависимости и взаимосвязей региональных систем и решении больших территориальных проблем. При этом важно правильно определить экономические и социальные параметры развития общественного хозяйства на территории и более надежный путь межрайонного взаимодействия учитывая использование всех преимуществ территориального разделения труда.

Среди возможных путей реализации управленческой стратегии важным есть сценарный подход, то есть системный подход в определении перспектив социально-экономического развития регионов. Однако следует учитывать, что он может быть эффективной при наличии субъекта управление региональной экономической системой с реальными полномочиями и заинтересованностью в реализации региональных интересов. Если такого субъекта нет, сценарный подход остается лишь методом анализа ситуаций развития систем.

Порядок и методы реализации сценарного подхода по сути есть синтезом существующих методов комплексного исследования, прогнозирование и разработки новых оригинальных подходов. Стрежень сценарного подхода - анализ разных интересов, которые существуют в процессе функционирования региональной хозяйственной системы, и ее потенциальных резервов.

Главными задачами анализа при сценарном подходе есть выявление проблем, которые возникают в процессе развития хозяйственной системы, и оценка резервов интенсификации хозяйства, на основании которой разрабатываются концепции развития региона и сценарии его реализации. Эта концепция есть системой взглядов на проблемы, их взаимосвязь, потенциальные возможности и пути решения, о связи с другими системами общественного хозяйства. Все это можно назвать систематизированными направлениями развития региональной хозяйственной системы. Сценарий развития региональной хозяйственной системы должен содержать количественные и качественные характеристики и определять возможные пути их получения.

Разработка сценариев может осуществляться в направлениях от проблем, которые решаются, и от потенциальных резервов развития (интенсификации) хозяйства региона. Последовательность разработки сценария в случае, если отправным пунктом являются проблемы, может быть такой:

Определение приоритетов в очередности и степенях решения проблем. Выдвижение гипотез о приоритетах дает возможность составить несколько сценариев, которые имеют общее ядро;

По результатам первого этапа сделать вывод о принципиальных возможностях и степени привлечения в оборот резервов интенсификации. Связь степени решение проблем и привлечение резервов определяется единством и целесообразностью самой региональной хозяйственной системы, для которой разрабатываются сценарии;

По результатам второго этапа строятся количественные гипотезы об уровне использования резервов интенсификации;

С помощью гипотез о привлечении резервов и их количественных оценок строятся количественные параметры (макропоказатели), которые характеризуют хозяйственную систему;

По результатам расчетов четвертого этапа дается оценка потребностей в ресурсах для реализации этого сценария, осуществляется анализ экономических балансов, рассчитываются балансы внешнеэкономической деятельности и т.п.

Исходя из потенциальных резервов развития, при разработке сценария развития хозяйства региона будем иметь другую последовательность действий:

построение сценариев опирается на анализ резервов интенсификации хозяйства региона, разные гипотезы относительно использования этих резервов;

классификация гипотез относительно использования резервов интенсификации и их эшелонирование в времени ставит требование разработки и проведение определенного комплекса мер по привлечению резервов;

качественные параметры будущего состояния системы и количественная. оценка привлеченных резервов дают возможность построить количественные параметры (макро показатели) экономической системы.

При разработке сценариев, исходя из проблем, главной задачей есть обнаружить, какого состояния приобретет система при сосредоточении внимания преимущественно на решении той или другой проблемы, а исходя из потенциальных резервов развития, определить влияние на развитие системы в целому и при его ориентации на использование тех или других потенциальных резервов.

В целом эти два подхода не являются альтернативными, их можно использовать при разработке сценариев для одной региональной системы.

На окончание этапа разработки вариантов реализации концепции развития региональной хозяйственной системы осуществляют их сравнительный анализ и выбор "стержневого" сценария. Это одна из ответственных процедур в сценарном подходе. С ее помощью можно найти решения, за которого были бы лучше всего сбалансированные разные интересы участников регионального воспроизведенного процесса.

При этом следует учитывать качественное и количественное выражения интересов, их возможные разногласия. В связи с этот наиболее удачным может быть векторный критерий, компоненты которого и есть отображением разных интересов.

Основные элементы векторного критерия такие:

1) изменение роли региона в территориальном разделении труда за счет использования и переработки уникальных естественных ресурсов. Этот элемент вектора (как и другие) может иметь несколько количественных параметров, которые характеризуют изменение роли региона в территориальном разделении труда: частица продукции региона в объеме производства аналогичной продукции страны, место ее в экспортных возможностях страны и др.;

2) изменение роли региона в территориальном разделении труда за счет перерабатывающих производств;

3) изменение внешнеэкономического потенциала региона, повышение экспортных возможностей;

4) изменение экологической ситуации в регионе и его зонах;

5) изменение уровня жизнь население региона и его соотношение с уровнем жизни в других регионах страны;

6) изменение эффективности использование трудовых ресурсов, минерального сырья и потенциала хозяйства территории;

7) уровень использования резервов интенсификации хозяйства территории;

8) ускорение и темпы технического прогресса в хозяйстве территории;

9) изменение потенциала будущего развития хозяйства региона.

Завершающим этапом разработки сценария комплексной схемы развития хозяйства территории есть формирование политики регионального развития, которое бы направляло всех участников воспроизведенного процесса на достижение параметров выбранного сценария. Процесс формирования такой политики можно разбить на взаимозависимые и взаимоопределяющие элементы:

социальная политика - совокупность действий, направленных на смену условий работы и жизнь людей (население региона);

структурная политика - совокупность дои, целью которых есть изменение структурных характеристик хозяйства региона и его элементов;

политика размещения - действия из рационализации территориальной организации хозяйства региона;

инвестиционная политика - действия, направленные на обеспечение приоритетных направлений инвестиций.

Для их реализации могут быть примененные административные, экономические и смешанные методы. Преимущество тех или других методов зависит от многих условий, в том числе от условий хозяйства, которые сложились, хозяйственного законодательства, сферы реализации политики.

Смешанные и экономические методы охватывают, в свою очередь: политику цен; налоговую политику и политику платежей; кредитную политику; политику дотаций и субсидий; лизинговую политику; внешнеэкономическую политику; развитие законодательства и принятие подзаконных актов. Сбалансированное использование таких рычагов дает возможность получить желательные результаты при реализации стержневого сценария развития хозяйства региона.