Анализ системы управления предприятия "Энергетическое производство ОАО НЛМК"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ФГОУ ВПО «Липецкий Государственный Технический Университет»
Факультет экономический
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
“ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО ОАО НЛМК”
Выполнил:
Проверил:
ЛИПЕЦК 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………..…………….3
Общие сведения об организации…………………………………………..…4
Анализ степени влияния факторов макросреды на деятельность предприятия…………………………………………………………...…………….16
SWOT-анализ деятельности организации………………………………...…21
Метод формирования проблемных сценариев……...………………………24
Матричный функциональный классификатор…...……………………....…27
Заключение……...…………………………………………………………………...32
Библиографический список……...………………………………………...................33
ВВЕДЕНИЕ
Высокоразвитое состояние мира сегодня объясняется успешным управлением. Управление осуществляется на каждой стадии деятельности современных организаций. Менеджмент как современная система управления предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для его эффективного функционирования и развития. Речь идёт о такой организации управления, которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рациональной организации управления предприятием. Анализ организации управления предприятием позволяет оценить гибкость, эффективность, надёжность управления, способность к постоянным воздействиям со стороны окружающей среды. Для принятия эффективных и грамотных управленческих решений в условиях столь динамичного развития рынка предприятию необходимо рассматривать целый комплекс экономических показателей, чётко отражающих сложившуюся ситуацию, как на самом предприятии, так и вне него. Сбор и последующий анализ информации (по всем направлениям, не только экономическим) считаю наиболее важным вопросом в управлении, так как принятие своевременных и грамотных управленческих решений не представляется возможным и сколько-нибудь успешным в отсутствие данных о финансовом состоянии предприятия.
Цель курсовой работы заключается в анализе существующей системы управления предприятием и выработкой предложений, рекомендаций по ее совершенствованию.
Объектом курсовой работы выступает Энергетическое производство ОАО НЛМК, а ее предметом являются различные особенности, закономерности и проблемы возникающие в системе управления предприятием, его производственно-хозяйственной деятельности.
1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Энергетическое
производство (ЭП) является структурным
подразделением
ОАО
«НЛМК» и находится в непосредственном
подчинении у первого вице-президента
- генерального директора. Энергетическое
производство возглавляет начальник
Энергетического производства.
В состав Энергетического производства входят следующие структурные подразделения ОАО «НЛМК»: Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ), Кислородный цех, Центр электроснабжения (ЦЭлС), Газовый цех, Теплосиловой цех (ТСЦ), Цех водоснабжения (ЦВС), Цех технологической диспетчеризации (ЦТД), Энергоремонтный цех (ЭнРЦ), Электроремонтный цех (ЭлРЦ).
1.2 Структуру управления Энергетического производства разрабатывает начальник Энергетического производства, подписывает начальник Управления организации труда и персонала (УОТиП), согласовывает директор по персоналу и утверждает первый вице-президент - генеральный директор.
Штатное расписание Энергетического производства разрабатывает начальник Энергетического производства, подписывает начальник УОТиП, утверждает директор по персоналу и общим вопросам.
1.3 В своей деятельности Энергетическое производство руководствуется следующими документами:
законодательными и нормативными актами Российской Федерации;
Трудовым кодексом Российской Федерации
Правилами внутреннего трудового распорядка работников ОАО «НЛМК»;
Коллективным договором ОАО «НЛМК»;
Уставом ОАО «НЛМК»;
решениями Общего собрания акционеров, Совета директоров, Правления ОАО «НЛМК»;
приказами, распоряжениями и указаниями руководства ОАО «НЛМК»;
распоряжениями и указаниями руководства Энергетического производства;
нормативными документами Системы менеджмента качества ОАО«НЛМК»;
нормативными документами Системы управления окружающей средой ОАО «НЛМК»;
нормативными документами, определяющими требования устройства и эксплуатации электроустановок;
Положением о Системе управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «НЛМК»;
Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве в ОАО «НЛМК»;
- другими документами, регламентирующими деятельность персонала Энергетического производства.
2 ЦЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целью производственной деятельности Энергетического производства является бесперебойное обеспечение структурных подразделений комбината всеми видами энергоресурсов соответствующих параметров, необходимых для производства продукции, удовлетворяющей требованиям заказчиков. Для обеспечения достижения цели производственной деятельности Энергетическое производство осуществляет планирование, организацию, координацию, контроль и анализ деятельности структурных подразделений, входящих в состав Энергетического производства (далее по тексту - подразделений Энергетического производства).
3 ФУНКЦИИ
С целью организации деятельности структурных подразделений Энергетического производства ЭП выполняет следующие функции:
Планирует:
потребность в энергетических ресурсах для структурных подразделений комбината на основании утвержденных планов производства, разрабатываемых в установленном порядке, и в соответствии с установленными нормами расхода энергоресурсов, предоставляемых Центром ресурсосбережения и Техническим управлением;
себестоимость потребляемых энергоресурсов;
объемы производства энергоресурсов для структурных подразделений Энергетического производства;
объемы закупки энергоресурсов для обеспечения потребностей структурных подразделений комбината;,
объемы работ по содержанию энергооборудования;
перспективное и текущее развитие энергохозяйства;
Выполняет (организует и координирует):
предоставление данных для формирования бюджета ОАО «НЛМК»;
рассмотрение проектов реконструкции и модернизации энерго- и электрооборудования;
подготовку и выдачу заключений по проектно-сметной документации и титульным спискам на строительство и реконструкцию объектов в части, касающейся Энергетического производства;
ремонт оборудования, находящегося в ведении подразделений Энергетического производства совместно с Дирекцией по капитальному строительству;
согласование договоров на выполнение капитальных и текущих ремонтов;
согласование договоров на выполнение работ по содержанию энергетического оборудования;
обследование электро- и энергооборудования комбината совместно со сторонними организациями;
технический надзор за безопасной эксплуатацией и техническим состоянием энергетического и электрического оборудования, подведомственного Управлению технологическому и экологическому надзору по Липецкой области (далее по тексту - Ростехнадзор), за соблюдением правил технической эксплуатации оборудования;
работы по обеспечению эксплуатации, ремонта и развитию средств связи, диспетчеризации и телемеханики;
координацию действий персонала структурных подразделений комбината по ликвидации аварийных ситуаций на энергообъектах комбината;
расследование, учет аварий, инцидентов и других нарушений в работе объектов энергохозяйства в части, касающейся Энергетического производства, в соответствии с установленными требованиями;
разработку мероприятий по предупреждению аварий, контролирует выполнение этих мероприятий, в части касающейся Энергетического производства;
представление (по запросам соответствующих структурных подразделений) значений по изобретениям, рационализаторским и другим предложениям, относящихся к компетенции Энергетического производства;
выдачу технических условий для присоединения к энергетическим сетям тата энергопринимающих устройств;
работы, относящиеся к компетенции Энергетического производства, по реформированию энергохозяйства;
работы по подготовке документов для получения лицензий для осуществления лицензированных видов деятельности, выполняемых подразделениями Энергетического производства;
формирование актов на списание энергооборудования внутри ОАО «НЛМК»в соответствии с установленными требованиями;
представление в установленном порядке отчетов о работе энергохозяйства, производстве и потреблении энергоресурсов;
организацию исполнения требований нормативных документов в области охраны труда и промышленной безопасности в подразделениях Энергетического производства;
работы в комиссии по приемке в эксплуатацию оборудования после ремонта построенных объектов в установленном на комбинате порядке;
проверку знаний руководителей и специалистов ОАО "НЛМК», обслуживающих электро- и энергообъекты, подведомственные Ростехнадзору; работы по утверждению подлежащих государственному регулированию тана услуги подразделений Энергетического производства, оказываемые сто- организациям;
работы по выполнению установленных требований Системы менеджмента а и Системы управления окружающей средой;
проведение замеров потребления активных и реактивных мощностей, потребляемых структурными подразделениями комбината;
сбор и передачу оперативной информации о работе энергохозяйства и потребления энергоресурсов;
прием и передачу информации о неблагоприятных метеорологических условиях подразделениям Энергетического производства и старшему сменному диспетчеру Дирекции по производству; передачу информации в подразделения Энергетического производства о введении и отмене режимов работы при неблагоприятных метеорологических условиях;
Контролирует:
круглосуточно производство и потребление энергоресурсов структурными подразделениями комбината;
режим работы энерго- и электрооборудования во всех структурных подразделениях ОАО «НЛМК»;
выполнение планов ремонта энерго- и электрооборудования в подразделениях Энергетического производства;
распределение затрат на ремонт электро- и энергооборудования, объемы ремонтно-монтажных работ, выполняемых как подрядными организациями, так и структурными подразделениями комбината;
выполнение месячных, квартальных и годовых бюджетов подразделениями Энергетического производства;
выполнение учета потребления энергоресурсов структурными подразделениями комбината с применением систем автоматизированного учета (природный газ, электроэнергия) и локальных средств учета;
исполнение утверждённых руководящих документов по энергосбережению в подразделениях Энергетического производства;
параметры топливно-энергетических ресурсов, производимых в структурных подразделениях комбината, а также получаемых от сторонних организаций;
строительство, реконструкцию и ремонт объектов комбината в части, касающейся электро- и энергооборудования;
Анализирует:
производственную деятельность подразделений Энергетического производства;
выполнение бюджета подразделений Энергетического производства; потребление энергоресурсов структурными подразделениями комбината и потери энергоресурсов в сетях комбината;
аварии и другие инциденты в работе объектов энергохозяйства комбината, разрабатывает мероприятия по их устранению;
состояние охраны труда и промышленной безопасности в подразделениях Энергетического производства, выявляем недостатки и разрабатывает мероприятия по их устранению;
состояние электро- и энергооборудования в структурных подразделениях комбината с последующей разработкой мероприятий по устранению нарушений в его работе.
4 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
4.1 В состав Энергетического производства входят структурные подразделения, начальники которых непосредственно подчинены начальнику Энергетического производства. Начальнику Энергетического производства также непосредственно подчинены:
главный инженер;
заместитель начальника производства по экономике;
помощник начальника производства по промышленной безопасности;
начальник отдела автоматизированного учета энергоресурсов;
ведущий инженер (по системам менеджмента);
инженер по организации и нормированию труда;
секретарь-машинистка.
4.2 Главный инженер организует деятельность главных специалистов по направлениям и диспетчеров для выполнения следующих основных функций:
- планирование, организация и контроль выполнения работ по ремонту электро- и энергооборудования, работ по содержанию энергетического оборудования структурных подразделений Энергетического производства;
планирование, организация и контроль проведения работ по реконструкции основных фондов и новому строительству в структурных подразделениях Энергетического производства;
организация деятельности электро-и энергослужб структурных подразделений по обеспечению надежного электро- и энергоснабжения цехов (производств) ОАО «НЛМК»;
- обеспечение требуемых режимов работы электро- и энергооборудования;
- организация эксплуатации электро-и энергооборудования в соответствии с установленными требованиями;
оперативное управление производством, распределением и потребление структурными подразделениями энергоресурсов;
надзор и производственный контроль за техническим состоянием и организацией безопасной эксплуатации объектов элекро- и энергохозяйства структурных подразделений комбината, подведомственных Ростехнадзору, в соответствии с установленными требованиями;
4.3 Заместитель начальника производства по экономике организует деятельность бюро себестоимости электроснабжения, бюро себестоимости энергоснабжения и главного специалиста по тарифам для выполнения следующих основных функций:
разработка перспективных и годовых планов производства энергоресурсов, материально-технического снабжения Энергетического производства;
организация работ по определению потребности в энергетических ресурсах для структурных подразделений комбината на основании утвержденных планов производства, разрабатываемых в установленном порядке и в соответствии с установленными нормами и лимитами расхода энергоресурсов;
-определение объемов производства энергоресурсов для подразделений Энергетического производства;
планирование объемов закупки энергоресурсов;
организация работы балансовой комиссии;
утверждение тарифов на услуги подразделений Энергетического производства, оказываемые сторонним организациям;
планирование себестоимости на энергоресурсы и услуги подразделений Энергетического производства;
формирование месячных, квартальных и годовых бюджетов подразделений Энергетического производства;
формирование технических отчетов по услугам цехам и сторонним организациям;
анализ исполнения бюджетов подразделений Энергетического производства;
-анализ потребления энергоресурсов структурными подразделениями комбината и потерь энергоресурсов в сетях комбината;
- предоставление в установленные сроки отчетной экономической информации о работе Энергетического производства.
4.4 Основные функции отдела автоматизированного учета энергоресурсов.
подготовка и представление информации по производству и потреблению энергоресурсов структурными подразделениями комбината;
подготовка ежесуточного анализа энергобалансов;
- выявление
причин сверхнормативных потерь
энергоресурсов;
-составление
актов по распределению небаланса
энергоресурсов с последующим
их подписанием;
- организация выполнения проверки работы приборов по учету энергоресурсов в структурных подразделениях комбината по принадлежности;
-формирование за отчетный период для рассмотрения балансовой энергетической комиссии ОАО «НЛМК»:
баланса коксового газа; баланса доменного газа;" баланса природного газа; баланса пара ТЭЦ; общего баланса пара НЛМК;
баланса химически очищенной воды;
баланса химически очищенной воды на технологию;
баланса теплофикационной воды;
баланса тепла по теплофикации;
баланса доменного дутья ДЦ-1;
баланса доменного дутья ДЦ-2;
баланса воздуха на грануляцию шлаков;
баланса воздуха с КХП;
баланса азота;
баланса кислорода баллонного и жидкого;
баланса аргона;
баланса производства смеси редких газов;
баланса сжатого воздуха;
баланса осушенного воздуха;
баланса технической воды 1 подъема;
баланса осветленной воды;
баланса технической воды 2 подъема;
баланса питьевой воды заводской (Борино);
баланса питьевой воды (ТЭЦ-2, Парус);
баланса сточных вод;
баланса водорода;
баланса топлива ТЭЦ;
баланса химически очищенной воды ТЭЦ.
4.5 Помощник начальника производства по промышленной безопасности
организует и контролирует выполнение в подразделениях Энергетического производства установленных требований промышленной безопасности, культуры производства, лицензирования и страхования.
Ведущий инженер (по системам менеджмента) организует и контролирует выполнение в подразделениях Энергетического производства требований Системы менеджмента качества и Системы управления окружающей средой, действующих в ОАО «НЛМК».
Инженер по организации и нормированию труда осуществляет:
формирование документов при
приеме, переводе и увольнении
работников,
для предоставления
работников к поощрениям и награждениям;
проведение аттестации работников Энергетического производства;
формирование штатного расписания в соответствии с утвержденной структурой управления;
-премирование работников Энергетического производства на основе действующих положений о премировании;
-контроль соответствия применяемых тарифных ставок, окладов, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате требованиям, установленным в нормативной документации;
- в соответствии с принятыми начальником Энергетического производств; решениями по организации деятельности персонала Энергетического производства осуществляет подготовку к утверждению проекта структуры управления Энергетического производства.
4.8 Обязанности руководителей и специалистов Энергетического производства определены в соответствующих должностных инструкциях, разрабатываемых в установленном порядке.
5 Численность рабочих
Среднесписочная численность рабочих по Топливно-энергетическому комплексу за 2006 год составила
2606 человек, в том числе по категориям:
Рабочие - 1981 чел.;
Руководители – 358 чел.;
Специалисты - 249 чел,;
Служащие - 18 чел.
Заработная плата одного работника в составила 14 606,0 руб.
По категориям заработная плата составила:
Рабочие - 10 751,9 руб.
Руководители - 32 008,5 руб.
Специалисты - 20 397,2 руб.
Служащие - 12 550,0 руб.
Показатели по труду
Подразделение |
Численность чел. |
Средняя зарплата, руб. |
ФЗП, руб. |
|
План |
Факт |
|||
Дирекция ТЭК |
72 |
91 |
36000, |
3276467 |
ЭнРЦ |
132 |
147 |
17030, |
2503416 |
ЭлРЦ |
278 |
286 |
12739, |
3643441 |
ТЭЦ |
453 |
422 |
14427, |
6088031 |
ТСЦ |
195 |
203 |
11633, |
2361503 |
ЦВС |
397 |
397 |
12741, |
5058455 |
Кислородное производство |
388 |
375 |
16390,6 |
6146855 |
Газовый цех |
165 |
167 |
12222,1 |
2041097 |
ЦЭлС |
363 |
339 |
13647,7 |
4626582 |
ЦТД |
141 |
179 |
12949,2 |
2317908 |
Итого |
2 584 |
2 606 |
14 606,0 |
38 063 754 |
6 Основные финансовые показатели
За 2006 год :
Себестоимость продукции 361815,2тыс.руб.
Прибыль 305848,1тыс.руб.
Рентабельность 86%
2. Анализ степени влияния факторов макросреды на деятельность предприятия
А1.Либерализация рынка энергоресурсов (газа, электрической энергии и мощности).
Развитие Российского законодательства в части регулирования рынков энергоресурсов:
Принятие Правительством РФ законодательных актов в части создания нового оптового рынка электрической энергии и мощности (НОРЭМ), что позволило закупать электрическую энергию у разных энергосбытовых компаний по оптимальным ценам, сложившимся на рынке на момент покупки;
С 1 сентября 2006 г. в соответствии с Постановлениями Правительства РФ "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии/мощности" и "О Правилах функционирования розничных рынков электрической энергии" была запущена новая либерализованная модель оптового и розничных рынков электроэнергии/мощности. Действовавшие ранее отношения по купле-продаже электрической энергии и мощности в регулируемом секторе рынка были заменены системой регулируемых двусторонних договоров. В 2006 г. регулируемые договоры между поставщиками и потребителями заключались до окончания года. Одним из ключевых механизмов торговли по свободным ценам является рынок "на сутки вперед", в основе которого – проводимый НП "АТС" конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии. Стоимость электроэнергии на рынке "на сутки вперед" имеет не только региональную и сезонную, но и суточную дифференциацию. Таким образом, динамика цен на рынке "на сутки вперед" отражает динамику спроса и предложения электроэнергии. Формируемые здесь ценовые сигналы стимулируют потребителей к энергосбережению и изменению профиля своей нагрузки, а производителей – к оптимизации загрузки генерирующих мощностей.
Возможное принятие закона о либерализации рынка газа.
Согласно программе либерализации дважды в год будет расширяться доля свободного рынка электроэнергии. С января 2007 года она составит 5%, к 2011 году достигнет 100%. Также предлагается переход на долгосрочные газовые контракты и рост газовых тарифов. По оценкам аналитиков ОАО НЛМК в случае либерализации рынка газа закупочные цены на газ в 2007 году поднимутся в 2 раза(с 1427,61 руб./тыс.м3 до 2828,00 руб./тыс.м3 ), а цена на электроэнергию установится на уровне 1443,00, что на 265 рублей выше, чем при условии отсутствия изменений в развитии рынка.
Влияние тенденций формирования мировых цен на энергоресурсы: Изменение мировых цен на различные виды энергоресурсов влечёт изменение структуры энергоресурсов при производстве различных видов продукции.
Влияние мировой политики на рынок энергоресурсов: изменение в мировой политике влияет на мировые цены на энергоресурсы.
А2. Географический фактор.
Влияние географического положения на формирование оптовых цен на энергоресурсы. Оптовые цены на газ потребителям РФ находятся в зависимости от географического положения региона. Территория РФ поделена на 9 поясов. Ямало-Ненецкий округ, где производится добыча газа, находится в I поясе, и, следовательно цена на газ там составляет 677 руб./тыс.м3, Липецкая область входит в VIII пояс, цена 1000 м3 газа составляет 1202 руб./тыс.м3.
Наличие развитой системы энергоснабжения в регионе.
Географическое расположение обеспечивает компании огромные стратегические преимущества. Комбинат был построен на липецких залежах железной руды, вблизи крупнейшего ее месторождения в Европе – Курской магнитной аномалии. Это обеспечивает предприятию свободный доступ к сырьевой базе. Кроме того, хорошо развитая транспортная инфраструктура этого региона упрощает поставки продукции российским потребителям и открывает удобный выход на экспортные рынки через балтийские и черноморские порты.
А3. Экологический фактор.
Ужесточение требований экологического законодательства в части природопользования. Глобализация экономики, экологических проблем и политики и связанное с этим ужесточение законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, повышение внимания общественных организаций и обеспокоенность людей заставляют многие крупные компании(в т.ч. НЛМК), и даже малые предприятия все больше и больше обращать внимание на экологические последствия их производительной деятельности. Хотя любые природоохранные меры требуют дополнительных расходов, НЛМК (и в т.ч. Энергетическое производство как его структурное подразделение) идет на них добровольно, так как внимательное отношение к экономии сырья и энергии, минимизация отходов всегда ведет как к снижению затрат и повышению эффективности производства, так и к улучшению имиджа компании и, как следствие, к приобретению преимуществ перед конкурентами.
А4. Фактор научно-технической среды.
Развитие технологий повторного использования энергоресурсов. Развитие технического прогресса позволило разработать новые технологии построения очистных и водоохладительных сооружений. Энергетическое производство совместно с учёными России, США, ряда европейских стран активно внедряет технологии замкнутых циклов водоснабжения технологических агрегатов с использованием современных реагентов, полимерных материалов, конструктивных решений, что позволяет снизить забор воды из природных источников, а как следствие платежей за водопользование.
Развитие технологий использования вторичных энергоресурсов. Одним из критериев оценки эффективности современного металлургического производства является коэффициент использования вторичных энергоресурсов, получаемых в процессе производства основной продукции. В Энергетическом производстве полностью перерабатываются доменный и коксовый газ, вторичный пар. Ведутся работы по внедрению технологий полного использования конверторного газа. Всё это позволяет значительно снизить себестоимость продукции комбината.
А5. Демографический фактор.
Наличие квалифицированной рабочей силы,
На НЛМК (в т.ч. в ЭП) спрос на квалифицированных рабочих с каждым годом увеличивается. Между тем, заинтересованность молодежи в получении рабочих профессий падает, а спрос на этих специалистов стабильно составляет 80 %. Одна из сторон этой проблемы – так называемая «структурная безработица», когда предприятия не могут найти слесарей, токарей, монтажников, каменщиков, а большинство зарегистрированных безработных - люди с высшим и средним образованием. Нехватка квалифицированной рабочей силы приводит к необходимости внесений изменений в процесс производства.
A1>A2 |
|||||||
A2>A3 |
|||||||
A3=A4 |
|||||||
A4>A5 |
|||||||
|
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
Σ |
∂ |
А1 |
1 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
7 |
0,28 |
А2 |
0,5 |
1 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
6 |
0,24 |
А3 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
1,5 |
4,5 |
0,18 |
А4 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
1,5 |
4,5 |
0,18 |
А5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
3 |
0,12 |
|
|
|
|
|
|
25 |
1 |
|
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
Σ |
∂ |
А1 |
7 |
9 |
6,75 |
6,75 |
4,5 |
34 |
0,29437 |
А2 |
3,5 |
6 |
6,75 |
6,75 |
4,5 |
27,5 |
0,2381 |
А3 |
3,5 |
3 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
20 |
0,17316 |
А4 |
3,5 |
3 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
20 |
0,17316 |
А5 |
3,5 |
3 |
2,25 |
2,25 |
3 |
14 |
0,12121 |
|
|
|
|
|
|
115,5 |
1 |
Δ= |
0,05132962 |
||||||
Δ= |
(0.2944-0.28)/0.28=0.05133 |
или |
5% |
||||
|
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
Σ |
∂ |
А1 |
34 |
41,25 |
30 |
30 |
21 |
156,25 |
0,2948 |
А2 |
17 |
27,5 |
30 |
30 |
21 |
125,5 |
0,2368 |
А3 |
17 |
13,75 |
20 |
20 |
21 |
91,75 |
0,1731 |
А4 |
17 |
13,75 |
20 |
20 |
21 |
91,75 |
0,1731 |
А5 |
17 |
13,75 |
10 |
10 |
14 |
64,75 |
0,1222 |
|
|
|
|
|
|
530 |
1 |
Δ= |
0,001491398 |
||||||
Δ=(0.2948-0.2944)/0.2944=0.00149 или 0.1% |
Вывод: на деятельность Энергетического производства ОАО НЛМК оказывает наибольшее влияние возможная либерализация рынка энергоресурсов, наименьшее влияние оказывает демографический фактор.
3.SWOT-анализ деятельности организации
SWOT-анализ – это один из самых распространенных видов анализа в стратегическом управлении на сегодняшний день. SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны компании, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
Возможности:
1.Догнать э/э собственного производства до 70%. При помощи построения новой электростанции.
2.Либерализация рынка энергоресурсов. Согласно программе либерализации дважды в год будет расширяться доля свободного рынка электроэнергии.
3.Постоянный неэластичный спрос на электроэнергию.
Угрозы
Недостаточная надежность функционирования систем электроснабжения.
2 Рост цен на э/э
3.Нехватка квалифицированного персонала.
4.Угрозы со стороны контролирующих органов и администрации.
Сильные стороны
Хорошая обеспеченность собственными ресурсами. На стороне покупается только часть коксующегося угля, используемого в производстве стали. Обеспеченность собственными ресурсами одна из лучших в отрасли.
Хорошая сырьевая обеспеченность.
Квалифицированный персонал.
Хорошая инфраструктура. Географическое положение НЛМК весьма выгодно. Комбинат расположен в городе Липецке, вблизи крупнейшего железорудного бассейна Европы – Курской магнитной аномалии. Комбинат находится в регионе с наиболее развитой в России транспортной сетью и имеет стратегически выгодное положение для потребителей.
Высокая рентабельность. Рентабельность энергетического производства за 2006 год составляет 86%
Хорошая научно-технологическая база. По уровню технической оснащенности НЛМК является безусловным лидером отрасли.
Вертикальная интеграция. Вертикальная интеграция является одним из ключевых элементов стратегии НЛМК, обеспечивающим снижение производственных затрат за счет доступа к сырьевым материалам и электроэнергии.
Имидж.
Слабые стороны
Потери электрической энергии в электрических сетях составляют 14 %.
Хищения энергетического оборудования.
Высокая зависимость от поставщиков. Только 40% электроэнергии собственного производства.
Стратегия. При помощи построения новой электростанции ЭП может нарастить свои производственные мощности, за счет чего снизится зависимость от поставщиков и динамики рыночных цен. Снижение потерь электроэнергии в электрических сетях позволяет дополнительно получить денежные средства на реконструкцию и замену изношенного оборудования. Проблему нехватки квалифицированного персонала можно решить путем привлечения молодежи. В настоящее время действует программа
« Молодой специалист».
SWOT- анализ
Возможности Либерализация рынка энергоресурсов. Постоянный неэластичный спрос на электроэнергию. Внедрение новых технологий. |
Угрозы Недостаточная надежность функционирования систем электроснабжения. 2.Рост цен на э/э 3.Нехватка квалифицированного персонала. 4.Угрозы со стороны контролирующих органов и администрации. |
|
Сильные стороны Хорошая обеспеченность собственными ресурсами. Хорошая сырьевая обеспеченность. Квалифицированный персонал. Хорошая инфраструктура. Высокая рентабельность. Хорошая научно-технологическая база Вертикальная интеграция. Имидж. |
Снижение потерь электроэнергии в электрических сетях позволяет дополнительно получить денежные средства на реконструкцию и замену изношенного оборудования. Хорошая научно-техническая база позволяет легко внедрять новые технологии. |
Внедрение нового оборудования. 2.Обеспечение подготовки квалифицированных кадров. |
Слабые стороны Потери электрической энергии в электрических сетях составляют 14 %. Хищения энергетического оборудования Высокая зависимость от поставщиков. |
Догнать э/э собственного производства до 70% |
Привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в хищениях энергооборудования. |
4.Метод формирования проблемных сценариев.
Либерализация рынка газа, как основная проблема ЭП ОАО НЛМК.
1.
В настоящее время основной объем (78%) добываемого в мире природного газа используется странами-продуцентами, остаток (22%) поступает на экспорт. Главным фактором, препятствующим расширению международной торговли, является сложность транспортировки природного газа. В отличие от нефти, газ нельзя транспортировать танкерами без дорогостоящего сжижения, поэтому потенциальные покупатели, не имеющие доступа к трубопроводным системам, находятся в заведомо невыгодном положении и вынуждены либо отказываться от развития газовой энергетики, либо приобретать сжиженный газ по существенно более высоким ценам.
Отмена регулирования внутренних цен на газ в соответствии с предложением Газпрома приведет к резкому падению рентабельности множества крупных российских компаний. От этого пострадают работающие на газе энергосистемы и РАО "ЕЭС России", поскольку тарифы на электроэнергию наверняка будут отставать от роста цен на газ. Пострадают также российские металлургические предприятия, которые давно работают в условиях высокой рентабельности благодаря низким ценам на газ. Увеличение цен на газ поставит их в безвыходное положение, поскольку уголь уже подорожал.
Доля свободного рынка газа должна увеличиться с 5% в начале 2007 г. до 100% к 2011 г. Уже со следующего года потребители и производители газа и энергии должны будут переходить на долгосрочные контракты по поставкам газа (от 5-ти лет) и электроэнергии (от 3-х лет). Цены на газ должны рассчитываться по формуле, учитывающей стоимость альтернативных видов топлива, транспортные издержки и пошлины . В 2007 г. Повышение составит 15%, в 2008 г. — 25%, в 2009 г. цены вырастут дважды — с 1 января и с 1 июля на 13%, в 2010 г. — на 13% и на 12%.
Интересно, что повышение промышленных тарифов на газ ударит, в первую очередь, по экспортным отраслям (металлургия, химическая промышленность) или секторам, в которых сохраняется государственное регулирование (электроэнергетика), в то время как оно почти никак не повлияет на инфляцию.
В общем, ситуация, при которой Газпром и Правительство с помощью низких внутренних цен на газ субсидировали экономический рост страны, обеспечивая исключительно высокую рентабельность множества российских компаний, не могла сохраняться вечно и должна была измениться.
В случае утверждения предложения прогнозы прибыли (и котировок) энергосистем, металлургических предприятий и других, зависящих от газа предприятий, наверняка снизятся.
2.
По прогнозам к 2015г. цены при условии либерализации и без нее постепенно сближаются. А к 2017г. они выровняются.
3.
Для решения проблемы повышения закупочных цен на газ необходимо внедрение новых технологий, изменение структуры баланса энергоносителей. Для этого необходимы инвестиции в НИОКР, закупка нового оборудования.
4.
Проблему, связанную с переходом рынка энергоресурсов и, как следствие, ростом цен на энергоресурсы, можно разделить на несколько аспектов:
Необходимость изменения баланса энергоносителей. Чтобы снизить себестоимость продукции необходимо при производстве часть более дорогих энергоресурсов ( газ, электроэнергия) заменять более дешевыми ( уголь), но для этого нужно изменять технологию производства. Это проблема, которую необходимо решать в первую очередь.
Резкий рост цен на газ. Это повлечет увеличение издержек и поднимет себестоимость продукции.
Изменение механизмов закупки газа. Увеличится количество участников рынка и изменится технология покупки газа.
5.
Реалистический сценарий. Либерализация рынка газа начнется уже в 2007г. Повышение цен приведет к росту издержек производства, но это не окажет катастрофического влияния на Энергетическое производство ОАО НЛМК. Оно сможет вовремя внедрить необходимые меры техперевооружения. В последствии цены стабилизируются, наличие на рынке новых участников в итоге приведет к установлению цен на уровне ниже, чем «без либерализации».
Оптимистический сценарий. При лучшем стечении обстоятельств скачок цен будет менее ощутимым. ЭП ОАО НЛМК проведет техперевооружение с меньшими издержками. Стабилизация цен произойдет в кратчайшие сроки, механизмы закупки газа станут более эффективными.
Пессимистический сценарий. Скачок цен на газ нанесет ощутимый урон Энергетическому производству. Возникнут проблемы с техперевооружением. Себестоимость продукции возрастет настолько, что возникнут проблемы с ее реализацией.
5. МАТРИЧНЫЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КЛАССИФИКАТОР
-
№ п/п
Специальные функции менеджмента
Основные функции менеджмента
Планирование
Организация
Координация
Контроль
Мотивация(стимулирование)
1
2
3
4
5
6
7
1
Управление профессиональной деятельностью
Х
Х
2
Реализация управленческих решений
Х
Материальное и моральное стимулирование трудовой деятельности персонала (1-7)
премирование работников Энергетического производства на основе действующих положений о премировании;
контроль соответствия применяемых тарифных ставок, окладов, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате требованиям, установленным в нормативной документации;
Разработка и реализация программ переподготовки персонала
Разработка и внедрение в организации таких элементов корпоративной культуры как корпоративные традиции, ритуалы; проведение неформальных мероприятий
Организация профессиональной деятельности (1-4)
формирование документов при приеме, переводе и увольнении работников,для предоставления работников к поощрениям и награждениям;
проведение аттестации работников Энергетического производства;
формирование штатного расписания в соответствии с утвержденной структурой управления;
подготовка к утверждению проекта структуры управления Энергетического производства.
Координация реализации управленческих решений (2-5)
оперативное управление производством, распределением и потребление структурными подразделениями энергоресурсов;
надзор и производственный контроль за техническим состоянием и организацией безопасной эксплуатации объектов элекро- и энергохозяйства структурных подразделений комбината,
анализ исполнения бюджетов подразделений Энергетического производства;
анализ потребления энергоресурсов структурными подразделениями комбината и потерь энергоресурсов в сетях комбината;
предоставление в установленные сроки отчетной экономической информации о работе Энергетического производства.
Годовая трудоемкость функции “Материальное и моральное стимулирование трудовой деятельности персонала” по экспертным оценкам составляет 5700 нормочасов в год. Годовой эффективный фонд времени 1 специалиста 1800 часов в год. Тогда списочная численность подразделения, выполняющая эту функцию:
Чсп=ТР/Fэф=5700/1800=3,2 человека
Для функции “ Организация профессиональной деятельности” Тр методом наблюдения 7300 нормочасов в год, тогда
Чсп=7300/1800=4человека
Выполняемые функции или работы |
Перечень менеджеров |
|||
Начальник ЭП |
Инженер по НОТ |
Зам. Начальника пр-ва по эк-ке |
Начальник службы электротех. лабораторий |
|
Материальное и моральное стимулирование трудовой деятельности персонала |
К А С И |
П О К С И |
С К |
|
1.Премирование работников Энергетического производства на основе действующих положений о премировании |
С К |
С К |
С |
|
2.Контроль соответствия применяемых тарифных ставок, окладов, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате требованиям, установленным в нормативной документации |
И С К |
К С И |
С |
|
3. Разработка и реализация программ переподготовки персонала |
А С |
С К |
||
4. Разработка и внедрение в организации элементов корпоративной культуры |
А К |
С К |
||
Контроль за реализацией управленческих решений |
П О К И У С В |
И С П У К |
П Т К У И О |
П Т И У Х К С О |
1.Формирование документов при приеме, переводе и увольнении работников,для предоставления работников к поощрениям и награждениям |
П И К С |
С П |
П Т К |
П И К |
2.Проведение аттестации работников Энергетического производства |
К С |
К |
К |
Т И Х У |
3. Формирование штатного расписания в соответствии с утвержденной структурой управления |
В О С К |
У |
Т И О У |
И О У |
4.Подготовка к утверждению проекта структуры управления Энергетического производства |
И К В |
И С П У |
У |
Условные обозначения:
В – решающий голос в коллегиальном решении с правом подписи
П – подготовка вопроса, планирование
О – организация
К – контроль
С – согласование, визирование
Т – исполнение
И – получение и обработка информации
А – активизация, мотивация, стимулирование
Х – координация
У – участие в работе ( процессе )
В качестве примера организационной структуры ЭП ОАО НЛМК можно привести организационную структуру Службы электротехнических лабораторий.(см.ниже).
Такой тип структуры управления является традиционным, для него характерна линейная специализация аппарата управления. При данном типе структуры руководитель подразделения (в данном случае, начальник службы электротехнических лабораторий) наделен всеми полномочиями и сосредотачивает в своих руках все функции управления. Для этой структуры характерно соблюдение принципа единоначалия -принципа управления, когда руководитель несет всю полноту ответственности за их нормальное функционирование и развитие, и вместе с тем наделен властными полномочиями, правами принятия решений и проведения их в жизнь, правами юридического лица данного подразделения. Единоначалие создает возможность оперативного принятия решений, повышает персональную ответственность за общее состояние дел участников управленческого процесса, обеспечивает согласованность действий структуры управления подразделения и всего коллектива в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данной курсовой работе проводился анализ работы Энергетического ОАО НЛМК. Были исследованы такие вопросы, как: система предприятия, факторы прямого и косвенного воздействия на предприятие, контроль за деятельностью и ее планирование, мотивация деятельности. кадровый состав, внутренние и внешние связи и другие важные вопросы.
По результатам анализа системы управления выявлены следующие недостатки:
1.Потери электрической энергии в электрических сетях составляют 14 %.
Хищения энергетического оборудования
Высокая зависимость от поставщиков.
Недостаточная надежность функционирования систем электроснабжения.
Рост цен на э/э
Нехватка квалифицированного персонала.
Угрозы со стороны контролирующих органов и администрации.
Для достижения наибольших успехов в работе необходимо провести следующие мероприятия:
1. перестройка системы планирования деятельности предприятия (долгосрочного и текущего);
2. создание на предприятии современной информационно-управленческой системы;
3. пересмотр действующих принципов стимулирования сотрудников.
Решение указанных задач является сложной комплексной задачей, требующей системного подхода и методического сопровождения, основанного на анализе нормативных материалов, политической и социально-экономической обстановки.
Библиографический список
Герасимов Б.Н., Морозов В.В. Технологии менеджмента. Самара: СГТУ, 2001. -182с.
Герасимов Б.Н., Чумак В.Г., Яковлева Н.Г. Менеджмент персонала: учебное пособие / Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 448с.
Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Персонал. Словарь понятий и определений. М.: Экзамен, 1999. - 512с.
Зубарев С. «Это многоликое электроснабжение...»// Сегодня и завтра. - № 44 (507), 11 ноября 2005г.
«Компания НЛМК»// Корпоративный журнал группы предприятий НЛМК, главный редактор Казанцев А. - № 3 (4), март 2006г.
Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник: 20е изд. - М.: ИНФРА-М, 1999.-480с.
Паринова М. «ЦЭлС значит «целое»// Сегодня и завтра. - № 44 (402), 24 октября 2003г.
Смолкин A.M. Менеджмент: основы организации: Учебник. - М: ИНФРА-М, 1999.-248с.
«Флагман в мировом океане бизнеса»// Газета МГ. - №13 (8455), 29 марта 2006г.
10.http ://www.nlmk.ru