Анализ процесса управления организацией на примере деятельности предприятия ООО "Морозко"

1. Характеристика фирмы

1.1 Название фирмы и его обоснование

Общество с ограниченной ответственностью действует на рынке под названием ООО «Морозно». ООО «Морозко» располагается по адресу: Башкортостан, г. Мелеуз, ул. Шлычкова, 42. Зарегистрировано Администрацией г. Мелеуза и Мелеузовского района от 19 октября 1993 г.

Название предприятия является легко произносимым и запоминающимся, способствует формированию имиджа организации, привлекательно для потребителей. Кроме этого, название предприятия несет определенный смысл, так как если вспомнить русскую народную сказку «Морозко», где главная героиня была обута в валенки, и поэтому, несмотря на сильный мороз, не замерзла, именно в связи с этим руководство предприятия посчитало, что в валяной обуви всегда тепло и удобно, этим и обусловлен выбор названия предприятия.

1.2 Характер собственности фирмы

ООО «Морозко» является коммерческой организацией, существующей в виде общества с ограниченной ответственностью.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Число его участников не должно превышать предела, установленного Законом об обществе с ограниченной ответственностью.

Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из вкладов его участников и определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов, в соответствии с Законом об обществе с ограниченной ответственностью.

Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. Общество может быть добровольно ликвидировано или реорганизовано в акционерное общество или в производственный кооператив по единогласному решению его участников.

Общество с ограниченной ответственностью имеет следующие особенности по сравнению с другими формами хозяйствования:

– является разновидностью объединения капиталов, не требующего, следовательно, обязательного личного участия своих членов в делах общества;

– уставный капитал общества разделен на доли участников и соответствует ответственности по долгам общества.

1.3 Вид хозяйственной деятельности предприятия

Предприятие ООО «Морозко» относится к бытовому обслуживанию. В деятельность предприятия входит оказание услуг по заказам населения на изготовление валяной обуви.

Бытовое обслуживание оказывает ряд важных функций:

– Сбыт. Предприятие осуществляет реализацию продукции стационарным и разъездным способами. Стационарный способ – это продажа и оказание услуг непосредственно на самом предприятии, а разъездной способ – это выезд представителей предприятия в различные населенные пункты для продажи валяной обуви и приемов заказа на ее изготовление.

– Изготовление валяной обуви по индивидуальному заказу.

– Предприятие принимает риск, отвечая за повреждение продукции.

– Предоставление информации о сбыте, ассортименте и ценах продукции своим клиентам.

1.4 Продолжительность работы предприятия на рынке

ООО «Морозно» работает на рынке в течение 13 лет. За это время предприятие приобрело широкий круг покупателей, и, кроме того, продукция ООО «Морозко» пользуется спросом не только в городе Мелеузе, но и в других городах и районах Башкортостана, а так же и за пределами Республики.

1.5 Номенклатура производимой продукции и оказываемых услуг

Предприятие ООО «Морозко» осуществляет реализацию валяной обуви и кошмы, а так же оказывает услуги по расчесу шерсти населению и перебивке валяной обуви.

1.6 Важнейшие потребители продукции и предприятия-конкуренты

Важнейшие потребители продукции и предприятия-конкуренты.

Потребители продукции:

Сельское и городское население, организации: «Теплосеть», МУП «Дорожник», «Горгаз», ГУП «Башавтот-гзанс» и др., частные предприниматели

Предприятия-конкуренты

Пимокатные предприятия городов: Стерлитамак, Казань, Зилаир; индивидуальные предприниматели.

1.7 Численность работников

Общая численность работников предприятия ООО «Морозко» составляет 31 человек, в том числе 4 человека – управленческий персонал.

1.8 Структура предприятия

Структура предприятия является линейно-функциональной.

2. Функции управления

Управление как процесс выполнения управленческих функций для достижения поставленных целей рассматривает процессный подход. Кроме этого подхода существуют и другие подходы, которые отчасти связаны с историей развития менеджмента, а отчасти – является результатом современных исследований. Наиболее универсальными и часто применяемыми являются процессный, системный и ситуационный подходы.

Системный подход. Использование теории систем позволяет решать задачи управления в единстве всех составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Важнейшие принципы системного подхода: процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей, которые вытекают из анализа внешней среды; необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; необходимы выявления и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы.

Ситуационный подход. Системный подход позволяет выявить общие закономерности, рассмотреть общие проблемы организации. Однако, он не позволяет проводить углубленного, качественного анализа элементов организации. Поэтому, логическим продолжением системных исследований явились разработки ситуационного подхода. Ситуационный подход – это не просто набор типов, стереотипов или способов руководства и организации, а выбор специфических приемов для конкретных ситуаций, причем выбор не произвольный, а основанный на определенной стратегической для данной организации или подразделения концепции управления и организации. Сложность этого подхода в том, что необходимо в каждой ситуации определять значимые социальные перемены и какую роль они играют в организации.

Кроме этих трех подходов существуют и другие. Они не такие универсальные, но для полноты картины их также необходимо рассмотреть.

Комплексный подход. При применении этого подхода учитываются конкретные технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и другие аспекты менеджмента и их взаимосвязи. На практике это требование редко выполняется.

Интеграционный подход. В этом подходе основным являются взаимосвязи, их исследование и усиление. Связи рассматриваются между: стадиями жизненного цикла объекта управления; отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; уровнями управления по вертикали; субъектами управления по горизонтали. Этот подход дает возможность углублять сотрудничество субъектов управления, усилить взаимозависимость отдельных компонентов системы управления.

Маркетинговый подход. Этот подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Реализация данного подхода состоит в проведении подробных рыночных исследований, выборе на их основе целевых рынков и обеспечении на этих рынках сбыта продукции или услуг более продуктивными, чем у конкурентов способами.

Нормативный подход. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Этот подход в современном менеджменте служит основой для оптимизации процессов управления в больших организациях и в сочетании с другими подходами позволяет решать самые сложные управленческие задачи.

Поведенческий подход. Это прагматический подход к изучению организационно-экономического поведения людей, акцентирующий внимание на внешних формах поведения и его составных элементах – поступках, реакциях и т.д. Общеметодологическими предпосылками его явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое.

Количественный подход. Этот подход основан на применении математических методов к исследованию операций в организации и деятельности менеджеров, а также при формировании моделей поведения. При всех достоинствах количественного подхода очевидна его абстрактность, которая не охватывает всего богатства процессов человеческой деятельности и поведения. Используется количественный подход значительно реже по двум главным причинам:

– руководители редко сталкиваются с исследованием операций;

– лишь немного руководителей владеют количественным методом.

Деятельностный подход. Этот подход, включающий в себя выявление цели, средств, процесса и результата действий менеджера. При этом, если основанием деятельностного подхода является сознательно формулируемая цель, то основание цели лежит вне деятельности менеджера, в сфере мотивов, идеалов, интересов и ценностей работников. Как исходная методологическая база, деятельностный подход ставит во главу угла труд.

Детальные исследования и неудачный опыт показали, что все подходы лишь частично (одни больше, другие меньше) правильны, эффективны в отдельных, ограниченных ситуациях. Все подходы пересекаются в вопросах теории и практики, и в работе любого менеджера, любой организации можно найти элементы всех этих подходов.

3.1 Миссия организации и стратегическое видение

Миссия организации – сформулированное утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от подобных.

Структуру миссии составляют:

– правовой статус предприятия;

– статус предприятия на четко очерченном сегменте рынка среди ему подобных;

– принципы его работы;

– важнейшие характеристики организации.

Миссия напрямую не зависит от текущего состояния организации, форм и методов ее работы. Миссия выделяет цели именно этой организации, ее отличия от прочих, поэтому в миссии не принято указывать, в качестве главной цели, получение прибыли, хотя прибыль – определяющий фактор в функционировании коммерческой организации, без стремления к ней малопродуктивной окажется любая предпринимательская деятельность предприятия.

На основе общей миссии организации формируются и устанавливаются общефирменные цели. Цели должны быть достижимыми, гибкими, конкретными, краткими и измеримыми, совместимыми, приемлемыми и должны содержать сроки их выполнения.

В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные. Краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного-двух лет, долгосрочными – цели, достигаемые через три-пять лет. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливают еще и промежуточные цели, которые называют среднесрочными.

Постановка целей в процессе управления настолько важна, что были созданы несколько методов, чтобы стимулировать менеджеров заниматься этой деятельностью. Одним из методов является построение дерева целей.

Миссия предприятия ООО «Морозко» заключается в удовлетворении потребностей населения в высококачественной и доступной по ценам валяной обуви, необходимой для комфорта в холодное время года.

Соответственно миссии формулируется стратегическое видение предприятия ООО «Морозко»:

К 2010 году предприятие «Морозко» освоит Северные районы России для реализации качественной валяной обуви, тем самым станет лидером на рынке по продаже данного вида продукции.

3.2 Цели организации

Существуют четыре сферы, в которых организации устанавливают свои цели:

1. Доходы организации:

– Прибыльность;

– Положение на рынке;

– Производительность;

– Финансовые ресурсы.

2. Работа с клиентами:

– Работа с покупателями.

3. Работа с сотрудниками:

– Человеческие ресурсы.

4. Социальная ответственность:

– Оказание помощи обществу (благотворительные акции).

Дерево целей предприятия ООО «Морозно» представлено на рис. 2.

Рассмотрим цели предприятия ООО «Морозко» в аспекте долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей. Поскольку цели, установленные предприятием в сферах работы с клиентами, потребностей и благосостояния сотрудников, социальной ответственности, не могут быть количественно измерены, рассмотрим цели предприятия только в сфере ее доходов.

1. Прибыльность

Долгосрочная цель: Рост прибыльности предприятия на 10% к 2010 г. Среднесрочные цели: Увеличение прибыли до 200 тыс. руб. в год к 2008 г.

Увеличение рентабельности продукции на 20% к 2007 г. Увеличение рентабельности ОПФ на 20% к 2007 г. Увеличение рентабельности вложений в организацию на 10% к 2008 г.

Краткосрочные цели: Увеличение прибыли от реализации продукции до 1 млн. руб. к 2006 г.

Увеличение прибыли от внереализационных операций на 1% к 2002 г. Снижение издержек на 10% к 2006 г.

2. Рынки

Долгосрочная цель: Увеличение доли рынка до 30% к 201 Ог. Среднесрочные цели: Стимулирование продаж.

Увеличение объема продаж на 12% к 2007 г. Краткосрочные цели: Усиление рекламы.

Расширение рынков сбыта.

3. Производительность (эффективность)

Долгосрочная цель: Увеличение производительности труда на 10% к 2010 г. Среднесрочные цели: Увеличение количества произведенной продукции на 1 работника за 8-часовой рабочий день до 1 ед. к 2008 г. Краткосрочные цели: Повышение квалификации рабочих и служащих.

4. Финансовые ресурсы

Долгосрочные цели: Сохранение финансовой устойчивости предприятия. Среднесрочные цели: Накопление резервного фонда для обновления транспортных средств.

Краткосрочные цели: Увеличение оборотного капитала предприятия на 15% к 2006 г. Таким образом, предприятие ООО «Морозно» установило цели в различных сферах, способствующие достижению своей миссии.

3.3 SWОТ-анализ

3.3.1 Оценка и анализ внешней среды

Проанализируем внешнею среду, в которой действует ООО «Морозко».

б) Темпы инфляции (–)

Инфляция оказывает отрицательное влияние на экономику. В результате инфляции, цены на товары повышаются, а это очень неблагоприятно для предприятия, так как реализация продукции в этом случае будет затруднительна из-за снижения покупательной способности граждан.

в) Уровень безработицы (–)

Безработица так же отрицательно влияет на предприятие. Она ведет к снижению уровня жизни населения, в следствие чего люди могут позволить себе купить только товары первой необходимости.

2. Рыночные факторы:

а) Уровень конкуренции (–)

Уровень конкуренции препятствует достижению целей предприятия, так как из-за большого количества конкурентов предприятие может потерять своих клиентов. ООО «Морозко» борется с этим фактором, потому что продукция данного предприятия более высокого качества, чем у конкурентов.

б) Уровень доходов населения (+ -)

Уровень доходов населения оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на предприятие. Если уровень доходов будет стабильным или высоким, то население будет покупать продукцию данного предприятия, что способствует достижению целей предприятия. Если же, уровень доходов населения будет низким, то доля реализованной продукции будет очень маленькой.

3. Технологические факторы:

а) Совершенствование средств связи (+)

В настоящее время происходит постоянное развитие техники и технологии, а также совершенствование средств связи: сотовые телефоны, факс, глобальная сеть – Интернет, Применение этих видов средств связи намного больше экономит времени для принятия управленческих решений, для продажи продукции. Например, в Интернет-магазине можно поместить рекламу о производимой продукции, и заказы на продукцию уже будут поступать от людей, которые пользуются услугами Интернета, а не только стационарным и разъездным способами. Через электронную почту можно отсылать и получать какую-нибудь срочную информацию, которая нужна для предприятия. С помощью факса можно отсылать и получать копии различных документов, которые необходимы для принятия управленческих решений, при заключении сделки, для продажи продукции и т.д. Следовательно, совершенствование средств связи способствует достижению целей предприятия.

б) Совершенствование средств доставки сырья (+)

Этот фактор способствует достижению целей предприятия, так как он во много раз снижает издержки. Если сырье будет поступать стационарным способом, то у предприятия снизятся транспортные расходы.

в) Совершенствование сбыта продукции (+)

В планах предприятия ООО «Морозко» стоит освоение Северных районов России для реализации продукции – это, будет способствовать совершенствованию сбыта.

4. Социальные факторы:

а) Отношение людей к работе (+ -)

Этот фактор влияет на работу предприятия как положительно, так и отрицательно. Все зависит от личностных качеств человека. Если работник добросовестно относится к выполнению своих обязанностей, то это положительно влияет на работу предприятия. Если же работник уклоняется от выполнения своих обязанностей, выполняет свою работу не качественно, допускает огромное количество ошибок, которые несут за собой серьезные последствия для предприятия, конечно же, все это, препятствует достижению целей предприятия.

б) Уровень образования рабочей силы (+)

Этот фактор способствует достижению целей предприятия, так как если работник имеет профессиональные навыки, то он может сразу же приступить к работе, и при этом не нужно тратить время на его обучение, но а если же работник требуется в обучении, то предприятие производит обучение, а затем работник может приступить к выполнению своих трудовых обязанностей.

3.3.2 Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации

Проанализируем внутреннюю среду предприятия ООО «Морозно». Рассмотрим каждый из факторов внутренней среды предприятия.

Высшее руководство использует демократический стиль управления, характеризующийся делегированием полномочий, активным участием сотрудников в решении задач и принятии управленческих решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательно, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.

Высшие руководители находятся на своих местах со дня основания предприятия ООО «Морозко», поэтому полностью в курсе всех дел в организации, владеют ситуацией.

б) Мораль и квалификация сотрудников (+)

Квалификация сотрудников предприятия полностью соответствует текущим задачам предприятия. Поведение работников отвечает высоким моральным принципам, принятым в обществе.

в) Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов(+)

В соответствии с политикой оплаты труда на предприятии, по сравнению с другими организациями аналогичного профиля, совокупность выплат работникам несколько выше, чем у конкурентов. Заработная плата работникам выплачивается своевременно, применяется целый ряд надбавок и доплат работникам (за выслугу лет, высокий уровень квалификации и т.д.), премий, социальных выплат, что позволяет сохранить кадры.

г) Кадровая политика (+)

На предприятии стараются подобрать рабочие места, позволяющие работающим оптимальным образом развивать свои способности, повышать эффективность труда, отвечать требованиям создания достойных человека условий труда и обеспечения занятости.

д) Использование стимулов для мотивирования выполнения работы (+) ООО «Морозко» в качестве мотивирования выполнения работы применяет премии за перевыполнение плана.

е) Текучесть кадров и прогулы (+)

На предприятии текучесть кадров практически не наблюдается. Прогулы редкое явление, так как работники серьезно относятся к выполнению своих трудовых обязанностей и дорожат своими рабочими местами.

ж) Опыт (+)

Многие рабочие работают на данном предприятии очень давно. У них большой опыт, и они делятся этим опытом с молодыми кадрами, являясь для них наставниками.

2. Организация общего управления:

а) Организационная структура (+)

На предприятии действует упорядоченная система распределения прав и обязанностей. Каждый работник выполняет определенные функции, входящие в его компетенцию.

б) Престиж и имидж предприятия (+)

Предприятие выпускает очень качественную валяную обувь, и за счет этого у клиентов сложилось высокое мнение о данном предприятии. Кроме этого, о хорошей работе ООО «Морозко» известно далеко за пределами Башкортостана.

в) Эффективность обшей для всей организации системы контроля (+) В ходе работы предприятия могут возникать различные ошибки, проблемы, неопределенности, кризисные ситуации. Благодаря эффективной системы контроля, предприятие справляется со всеми возникающими сложностями.

г) Организационная культура (+)

В организации имеются свои нормы поведения, правила, которых придерживаются все работники. Организационная культура позволяет ориентировать сотрудников на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать их преданность и облегчить коммуникацию.

д) Использование систематизированных процедур в процессе принятия решений(+)

В процессе принятия решения руководитель использует конкретные методы, с помощью которых может быть решена проблема.

3. Маркетинг:

а) Продукция, продаваемая предприятием (конкурентоспособность) (+) Продукция предприятия ООО «Морозко» конкурентоспособна, так как производимая валяная обувь высоко качества, цены ниже, чем у конкурентов, большой объем продаж.

б) Возможность обслуживания рынков, не доступных конкурентам (+) Так как предприятие, кроме стационарного способа продажи продукции использует еще и разъездной способ, то это дает возможность обслуживать рынки, не доступные конкурентам.

в) Сбор необходимой информации о рынке (–)

К сожалению, это является слабой стороной предприятия, потому что предприятие не занимается сбором информации о рынке, хотя, это бы помогло большей реализацией продукции.

г) Организация сбыта: знание потребностей потребителей (+) В основном, большим спросом валяная обувь пользуется у сельского населения. Именно они являются главными потребителями данного вида продукции.

д) Имидж, репутация и качество продукции (+)

ООО «Морозко» выпускает валяную обувь очень высокого качества, в ней всегда тепло и удобно, она соответствует всем нормам ГОСТа. Кроме того, валяная обувь ООО «Морозко» зарекомендовала себя с хорошей стороны на рынке. Большинство потребителей стараются покупать валяную обувь, изготовленную именно этим предприятием.

е) Продвижение товаров на рынок и их реклама (–)

Это является слабой стороной предприятия, так как продукция ООО «Морозко» практически не рекламируется.

ж) Ценовая политика (+)

Предприятие старается установить цену ниже, чем у конкурентов, и в зависимости от ситуации на рынке может ее изменять.

4. Финансы:

а) Отношение к налогам (+)

ООО «Морозко» исправно платит все налоги, которые ему причитаются. За все время работы предприятия, у него не разу не было задолженности перед налоговыми органами.

б) Платежеспособность (+)

Предприятие имеет устойчивое финансовое положение, своевременно погашает свои платежные обязательства, и не имеет никаких задолженностей.

в) Рентабельность(+)

ООО «Морозко» имеет высокий уровень рентабельности, то есть это значит, что работа предприятия эффективна, и прибыль превышает над затратами.

г) Эффективность системы учета (+)

Предприятием освоена автоматизированная система учета, это значительно облегчает трудоемкость процесса учета, и не одна деталь не упускается из виду, что в значительной степени повысило эффективность учета всей информации.

д) Планирование прибыли (+)

Предприятие занимается планированием прибыли. А затем уже на основе этого плана стремится добиться желаемой прибыли.

3.3.3 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии

В самом общем плане различают четыре основные стратегических альтернативы, стоящие перед организацией.

Стратегия ограниченного роста. Эту стратегию применяют большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. При стратегии

Предприятие ООО «Морозко» придерживается «Стратегии ограниченного роста», так как у предприятия стабильное положение на рынке, продукция пользуется спросом. Так же эта альтернатива является наиболее удобной, так как цели развития, корректируются на изменяющиеся условия, менее рискованной. С выбранной стратегической альтернативой наиболее точно увязывается эталонная стратегия «Стратегия развития рынка», относящаяся к группе «Стратегии концентрированного роста», потому что организация стремится расширить свой рынок за счет проникновения на новые географические рынки.

Проанализируем силу отрасли бытового обслуживания, в которой действует предприятие ООО «Морозко» по основным экономическим показателям:

1. Темпы роста рынка.

Темпы роста рынков, на которых работает предприятие ООО «Морозко» высокие. Продукция пользуется большим спросом на рынке.

2. Прибыльность (доходность) отрасли.

Для данной отрасли уровень прибыльности несколько ниже среднего уровня, что ведет за собой незначительный приток капитала в отрасль.

3. Размеры рынка.

Предприятие из-за небольших размеров рынка постоянно стремится расширить свои позиции на рынке.

4. Технологические изменения. Технологические изменения в отрасли практически не осуществляются.

5. Характеристика продукции.

Предприятие ориентировано на производство только одного вида продукции – валяной обуви.

6. Масштабы конкуренции. Уровень конкуренции в отрасли относительно невысокий.

3.3.4 Реализация стратегического плана и его оценка

После стратегического планирования наступает реализация выбранной стратегии. Для того, чтобы контролировать и управлять процессом реализации стратегии и быть уверенными в достижении поставленных целей руководители должны разрабатывать подробные планы, программы, проекты и бюджеты.

Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. Успешная реализация плана требует разработки краткосрочных и долгосрочных программ, политики, тактики, процедур и правил, а также разработки бюджета.

Подобно тому, как руководство вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся с долгосрочными, оно разрабатывает и краткосрочные планы, согласующиеся с долгосрочными. Такие короткие стратегии называются тактикой. Тактику разрабатывают в развитие стратегии. В то время как стратегия почти всегда разрабатывается, тактика часто вырабатывается на уровне среднего звена. При этом тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, поэтому тактические результаты быстрее проявляются. Стратегический план разбивается по годам. Поскольку экономическая ситуация постоянно меняется, то применяется эластичное (адаптивное) планирование, которое подразумевает ежегодную коррекцию планов.

В республике в течение последних 3-х лет наблюдается снижение объемы продаж валенной обуви через сеть розничной торговли.

Эта тенденция вызвана, в основном, развитием «подпольного» производства данного вида обуви в и снижением жизненного уровня людей в течении последних лет. Высокие темпы инфляции и практическое отсутствие индексации доходов населению сыграли свою негативную роль в данном процессе.

На основе результатов анализа рынка, приобретаемое количество валенной обуви на 1-го человека с 2003 года по 2004 год изменялось в промежутке от 0,5 до 0,8 пар соответственно. Это противоречие можно объяснить более масштабным проникновением на местные рынки нелегальной, низкокачественной и более дешевой продукции, которая удовлетворила своей доступностью тот спрос, который присутствовал на рынке. Массовый покупатель, чей уровень жизни претерпел значительное снижение, сопоставляя свои возможности и потребности, сделал свой выбор на более дешевом варианте приобретаемого продукта. На данном этапе производители сертифицированной продукции постепенно теряют свои сегменты рынка, состоящие из малоимущего и низкооплачиваемого контингента покупателей.

Рыночные отношения негативно отразились на хозяйственной деятельности предприятия. В первую очередь пострадала система сбыта – плановый механизм реализации сменился рыночным (объемы реализации стали во многом зависеть от рыночной конъюнктуры.

При реализации выбранной предприятием стратегии степень риска минимальная. Организация обладает достаточными ресурсами, и реализация стратегии является для предприятия выгодной, так как она обеспечивает лучший способ вложения денежных средств в расширение рынков сбыта.

4. Организация взаимодействия и полномочия

4.1 Построение структуры организации

Структура предприятия ООО «Морозко» является линейно-функциональной. Применяя линейно-функциональную структуру, предприятие обеспечивает разделение управленческого труда, поскольку линейные звенья управления непосредственно принимают решения, а функциональные – консультируют, разрабатывают конкретные вопросы и готовят решения, программы, планы, это способствует освобождению линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.

Структура предприятия ООО «Морозко» представлена в приложении 1.

4.2 Делегирование полномочий

Существуют следующие принципы делегирования полномочий:

– Принцип диапазона контроля;

– Принцип фиксированности ответственности;

– Принцип соответствия прав и обязанностей;

– Принцип передачи ответственности за работу на возможно более низкий уровень;

– Принцип единоначалия;

– Принцип отчетности по отклонениям.

Рассмотрим распределение линейных полномочий на предприятии ООО «Морозко» на примере производственного отдела.

Директор предприятия утверждает плановые задания по выработке продукции, которые затем он передает мастеру по производству, производит контроль за их выполнением, в его полномочия так же входит давать разовые задания непосредственно рабочим.

Мастер по производству ежедневно доводит плановые задания по выработке продукции, утвержденные руководителем, до рабочих, а так же контролирует их выполнение, так же в его полномочия входит давать технические указания персоналу по обслуживанию технологического оборудования и проверять их исполнение. Мастер периодически докладывает директору предприятия о состоянии технологического оборудования, о фактическом выполнении плана. В подчинении у мастера находятся: основные рабочие по производству и младший обслуживающий персонал. Основные рабочие по производству выполняют плановые задания и ежедневно отчитываются перед мастером о проделанной работе. Младший обслуживающий персонал исполняет указания мастера по обслуживанию помещений.

Таким образом, предприятие успешно функционирует благодаря четкой организации взаимодействий и распределению полномочий.

5. Мотивация

Мотивация труда – это система мероприятий, направленных на достижение необходимых показателей производительности и качества труда посредством воздействия на трудовые ресурсы предприятия.

Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации.

Никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его «внутреннюю» цель и далее в его «внутренний» план действия. Поэтому для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей работника и предприятия.

Для решения этой задачи необходимо создание механизма мотивации повышения эффективности труда. Под этим подразумевается совокупность методов и приёмов воздействия на работников со стороны системы управления предприятия, побуждающие их к определенному поведению в процессе труда для достижения целей организации, основанной на необходимости удовлетворения личных потребностей.

Рассмотрим способы улучшения мотивации труда. Они объединяются в пять относительно самостоятельных направлений: материальное стимулирование, улучшение качества рабочей силы, совершенствование организации труда, вовлечение персонала в процесс управления и неденежное стимулирование.

Первое направление отражает роль мотивационного механизма оплаты труда в системе повышения производительности труда. Оно включает в качестве элементов совершенствование системы заработной платы, предоставление возможности персоналу участвовать в собственности и прибыли предприятия.

Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда. В конечном итоге происходит определенное наложение или привыкание к этому виду воздействия. Одностороннее воздействие на работников лишь денежными методами не может привести к долговечному подъему производительности труда.

Хотя труд в нашей стране, в отличие от высокоразвитых стран, на сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка, можно предположить, что потребность в деньгах будет расти до определенного предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В этом случае в качестве доминирующих могут выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие. Для руководителя очень важно умение распознавать потребности работников. Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека.

Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем. С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.

Следующее направление улучшения мотивации – совершенствование организации труда – содержит постановку целей, расширения трудовых функций, обогащения труда, производственную ротацию, применение гибких графиков, улучшению условий труда.

Постановка целей предполагает, что правильно поставленная цель путем формирования ориентации на ее достижение служит мотивирующим средством для работника.

Расширение трудовых функций подразумевает внесение разнообразия в работу персонала, то есть увеличение числа операций, выполняемых одним работником. В результате удлиняется рабочий цикл у каждого работника, растет интенсивность труда.

Обогащение труда подразумевает предоставление человеку такой работы, которая давала бы возможность роста, творчества, ответственности, самоактуализации, включения в его обязанности некоторых функций планирования и контроля за качеством основной, а иногда и смежной продукции. Данный метод целесообразно применять в сфере труда инженерно-технических работников.

Улучшение условий труда – острейшая проблема сегодняшнего дня. На этапе перехода к рынку возрастает значимость условий труда как одной из важнейших потребностей человека. Новый уровень социальной зрелости индивида отрицает неблагоприятные условия трудовой среды. Условия труда, выступая не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определенной отдачей, могут быть одновременно фактором и следствием определенной производительности труда и его эффективности.

В качестве мотивирующего момента на предприятии действует сдельно-премиальная система оплаты труда, которая позволяет работнику контролировать собственный доход за счет показателя собственной трудоотдачи. При этом существует некий план. Например, в отделе маркетинга, это план по продажам, устанавливаемый ежемесячно на определенном уровне, который заранее спланирован и экономически обоснован.

При условии выполнения плана продаж сотрудники отдела получают прибавку к окладу в 100% – размере. Это является самым мощным материальным стимулом, который некоторым образом исключает необходимость контроля со стороны вышестоящего руководства выполнения плана продаж. При перевыполнении данного плана применяется премирование в соответствии с темпами перевыполнения плана. Нематериальным стимулом является кадровая политика, при которой ежеквартально идет переоформление трудовых договоров. При невыполнении дважды квартального плана продаж в третий раз с сотрудником, по вине которого возникает отставание фактических показателей от плановых, трудовой контракт не заключается. Эта мера является также контролирующим фактором.

6. Контроль

Рассмотрим процедуру контроля в организации ООО «Морозко» на примере контроля за производством продукции. Общий контроль осуществляется руководителем предприятия, а при необходимости оперативно создаются комиссии из управленческого персонала и из числа основных рабочих.

    Установление стандартов. Необходимо осуществить контроль за выполнением годовых планов по выработке 13500 пар валяной обуви. Показателями результативности при этом являются конкретный критерий (13.500 пар) и определенный период времени (1 год).

2. Сопоставление реальных результатов со стандартами. На данном этапе выявляются масштабы отклонений достигнутых результатов от планов. Масштаб допустимых отклонений был установлен в размере 5% (675 пар). Затем было проведено измерение результатов деятельности. Анализ текущих статистических данных, бухгалтерской отчетности, итоговых отчетов показали, что на 30 декабря 2004 года выпуск продукции составил 13600 пар. Это говорит о том, что план по выпуску продукции был даже перевыполнен.

3. Корректирующие действия. В связи с тем, что сопоставление фактических результатов со стандартами показало, что установленная цель по выпуску продукции была достигнута, никаких действий по корректировке на данном этапе предприниматься не будет.

Таким образом, контроль является важнейшим процессом, обеспечивающий достижение организацией своих целей.

Выводы

В данной работе был рассмотрен процесс управления организацией на основе анализа деятельности предприятия ООО  «Морозко», осуществляющего реализацию валяной обуви и кошмы, а так же оказание услуг по расчесу шерсти и перебивке валяной обуви населению.

Управление предприятием имеет четыре важнейшие функции, выполнение которых определяет эффективность деятельности всей организации в деле достижения ее целей: планирование, организация, мотивация и контроль.

В процессе планирования были выработаны цели предприятия ООО «Морозко» и стратегия ее поведения, обеспечивающая достижение поставленных целей, были проанализированы сильные и слабые стороны предприятия, позволяющие вовремя скорректировать цели и задачи организации, определить внутренние возможности, потенциал, на которые предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе. Так же были проанализированы внешние факторы влияющие на деятельность предприятия.

Для решения стратегических задач была создана структура предприятия и распределены все полномочия, обеспечивающие эффективные взаимоотношения между подразделениями предприятия.

Были изучены потребности работников при мотивации их деятельности, разработаны основные методы стимулирования работников. Приведена система экономических и неэкономических методов стимулирования для разных групп работников.

В процессе изучения функции контроля были разработаны процедуры, направленные на конкретную реализацию организацией своих целей.

К 2010 году предприятие «Морозко» хочет реализовать цель по расширению рынков сбыта, а именно освоить Северные районы России для реализации валяной обуви. По моему мнению, предприятию необходимо принять на работу человека, который будет заниматься продвижением производимой продукции, то есть устанавливать связи, необходимые для реализации продукции, заниматься исследованием рынка, рекламой продукции. При этом рекламировать продукцию необходимо не только на территории Республики Башкортостан, но и за ее пределами. Все это в совокупности является недостающим звеном на предприятии, способствующим более выгодной реализации продукции. В большем совершенствовании, организация не требуется, так как предприятие работает уже достаточно давно, и все организационные процессы не нуждаются в доработке.

Список литературы

1. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.

2. Гавриленко В.М. Менеджмент (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2004.

3. Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. Менеджмент организации: Учеб. пособие - М.: ИНФРА-М, 1997.

4. Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме.-М.: АО «Бизнес-школ Интел-Синтез», 1994.

5. Семенов А.К., Набоков В.И. Терминология менеджмента: Словарь-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.

6. Кобулов Б.А. Основы организации менеджмента (конспект лекций), 2001.