SWOT-анализ предприятия (работа 3)
Курсовая работа
на тему: «SWOT-анализ предприятия»
Введение
Цель курсовой работы – углубленное освоение одной из внутренних проблем менеджмента – анализа внутренней и внешней среды организации.
Любая организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым возможность выживания. Задача стратегического планирования состоит в обеспечении такого взаимодействия организации с внешней средой, что позволило бы поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения е целей и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь определить существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. А также, он должен предложить действенные методы реагирования на внешнее влияние, такие как SWOT-анализ.
Целью SWOT-анализа является критическая оценка текущего положения предприятия, выраженное во внутренних преимуществах и слабостях, оценить его способность предотвращать угрозы и использовать возможности, которые возникают в его окружении.
В мировой практике SWOT-анализ применяется в процессе стратегического планирования, начиная с 60-х годов. С появлением SWOT – модели аналитики получили набор экономических механизмов для анализа состояния предприятия и выбора его стратегии. В российских условиях SWOT-анализ позволит сформулировать известные, но разрозненные и бессистемные представления о предприятии и его конкурентном окружении в виде логически согласованной схемы взаимодействия факторов внутренней и внешней среды.
1. Характеристика предприятия, формирование миссии и целей
Частное малое предприятие «Дизайн», основанное на основании законодательства Украины, зарегистрировано 16 мая 1996 года. Общество создано на базе объединения денежных средств его основателей и действует в соответствии с Конституцией Украины и другими нормативно-правовыми актами.
Миссия предприятия – содействие развитию рынка производства строительных изделий из пластмассы, путем ритмичного выпуска продукции и предоставления услуг. С целью роста прибыли, обеспечив высокую доходность предприятия и достойные условия труда для сотрудников.
Цель предприятия: общество создано для осуществления, производственной, коммерческой деятельности, предоставления услуг с целью получения прибыли в интересах руководителей и трудового коллектива общества, наиболее полного удовлетворения потребностей граждан, предприятий и организаций в товарах и услугах.
Цели предприятия:
– Финансовые: обеспечить рост прибыли на 10000 гривен в 2010 году; повысить заработную плату до уровня предыдущего, докризисного, года, т.е. как минимум на 323 грн.
– Сбыт: увеличить объем продаж до 600000 грн. в 2010 году, на 21%; обеспечить рост доли рынка на 5% в течении планового периода;
– Продукция: ввести в ассортимент 5 новых видов товаров пользующихся устойчивым спросом;
– Персонал: довести количество сотрудников до планового;
– Культура и имидж предприятия: развивать сферу связей с общественностью, увеличить количество публикаций в 2010 году до 70 в различных изданиях; увеличить количество СМИ, с которыми сотрудничает предприятие до 10;
Анализируя полученные данные, можно сказать, что практически по всем показателям наблюдается значительное падение в отчётном году по сравнению с предыдущим периодом, что связанно с падением спроса на продукцию в связи с последствиями финансового кризиса в Украине. Однако по итоговым данным предприятие показало чистую прибыли в размере 1,8 тыс. грн. Наличие данного показателя обусловлено проведёнными в предыдущем году капитальными вложениями по усилению конкурентоспособности на рынке и внедрению элементов НТР. Однако более целостную картину можно увидеть, произведя детальный анализ сильных и слабых сторон предприятия, внешней и внутренней его среды.
2. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон предприятия
2.1 Маркетинг
Оценка маркетинговой активности предприятия проводится по показателям, приведенным в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Оценка маркетинговой активности предприятия
Элементы маркетинговой деятельности |
балы |
||
1 |
2 |
3 |
|
Сегментация рынка |
+ |
||
Изучение потребностей и преимуществ потребителей |
+ |
||
Изучение конкурентов |
+ |
||
Степень изменения ассортимента изделий с учетом закупочных преимуществ за последние 5 лет |
+ |
||
Уровень контроля за качеством изделий |
+ |
||
Использование торговой марки |
+ |
||
Учет эластичности спроса при установлении цены |
+ |
||
Применение системы скидок с цены |
+ |
||
Использование прогрессивных методов продаж |
+ |
||
Уровень сервиса |
+ |
||
Оценка эффективности оборота товаров |
+ |
||
Использование мероприятий СТИЗ |
+ |
||
Оценка эффективности рекламных мероприятий |
+ |
||
Итого: |
27 |
В соответствии со шкалой оценки степени использования елементов маркетинговой деятельности, можно сделать вывод что маркетинговой активности предприятия находится на среднем уровне (27 баллов), т.е. элементы маркетинга используются не регулярно и не с максимальной возможностью
2.2 Финансы
Одной из важнейших характеристик финансового состояния предприятия является финансовая устойчивость.
Финансовая устойчивость характеризирует степень финансовой независимости предприятия по владению своим имуществом и его использованию. Эту ступень независимости можно оценивать по разным критериям:
– уровнем покрытия материальных оборотных средств (запасов) стабильными источниками финансирования;
– платежеспособностью предприятия (его потенциальной способностью покрыть срочные обязательства мобильными активами);
Приведенным критериям соответствует совокупность абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости, в которых учтены нормативные требования к характеристике финансового состояния предприятий в Украине.
Финансовая устойчивость по критерию стабильности источников покрытия запасов.
Для определения типа финансовой устойчивости предприятия по данным баланса составляют агрегированный баланс, позиции актива и пассива которого по степени агрегации соответствуют цели анализа.
Таблица 2.2 – Агрегированный баланс
Актив |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
Пассив |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
Необоротные активы (НА) |
45,1 |
43,5 |
Собственный капитал (СК) |
-4 |
-2,2 |
Запасы (З) |
50,2 |
19,9 |
Долгосрочные обязательства () |
- |
- |
Ценности, расчеты и другие активы |
18,8 |
7,8 |
Краткосрочные обязательства () |
118,1 |
73,4 |
Баланс |
114,1 |
71,2 |
Баланс |
114,1 |
71,2 |
Анализ финансовой устойчивости предприятия по данным агрегированного баланса проводим по форме таблицы 2.3.
Таблица 2.3 – Анализ финансовой устойчивости
Наименование показателей |
Предыдущий год |
Отчетный год |
1. Собственный капитал |
-4 |
-2,2 |
2. Необоротные активы |
45,1 |
43,2 |
3. Собственные оборотные средства |
-41,1 |
-41,0 |
4. Долгосрочные обязательства |
- |
- |
5. Наличие собственных и долгосрочных источников покрытия запасов |
-41,1 |
-41,0 |
6. Краткосрочные кредиты и займы |
118,1 |
73,4 |
7. Общий размер основных источников покрытия запасов |
77 |
32,4 |
8. Запасы |
50,2 |
19,9 |
9. Избыток (+) или недостаток (–) собственных оборотных средств |
-91,3 |
-60,9 |
10. Избыток (+) тили недостаток (–) собственных оборотных средств и долгосрочных источников покрытия запасов |
-91,3 |
-60,9 |
11. Избыток (+) тили недостаток (–) основных источников покрытия запасов |
26,8 |
12,5 |
Строка 3 таблицы рассчитывается как разность между 1-й и 2-й строкой.
Строка 5 – сумма 3-й и 4–1 строк.
Строка 7 – сумма 5-й и 6-й строк.
Строка 9 – разность между 3-й и 8-й строками.
Строка 10 – разность между 5-й и 8-й строками.
Строка 11 – разность между 7-й и 8-й строками.
Для определения типа финансовой устойчивости размер собственных оборотных средств рассчитывают как разницу между собственным капиталом и необоротными активами. На основании результатов таблицы можно сделать вывод, о том, что предприятию присущ абсолютный тип финансовой устойчивости. Для обеспечения запасов достаточно собственных оборотных средств; платежеспособность предприятия гарантирована:
где З – запасы;
СОС – собственные оборотные средства.
Показатели платежеспособности (ликвидности)
Наряду с показателями финансовой устойчивости целесообразно учитывать совокупность относительных аналитических показателей – коэффициентов ликвидности. Основными из них являются коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности.
Знаменатель у всех приведенных показателей один и тот же – текущие пассивы, то есть срочные безотлагательные обязательства. Аналитик постепенно уменьшает размер числителя до абсолютно ликвидного (денежные средства).
1. Коэффициент ликвидности текущей (покрытие, общая платежеспособность)
,
Значение коэффициента показывает, сколько денежных единиц оборотных средств приходится на каждую денежную единицу краткосрочных, то есть безотлагательных обязательств. Критическое значение =1. Значение =1–1,5 свидетельствует о том, что предприятие своевременно ликвидирует долги.
,
Коэффициент достаточно низкий, предприятию довольно сложно своевременно ликвидировать долги.
2. Коэффициент быстрой ликвидности
Коэффициент показывает, сколько единиц наиболее ликвидных активов приходится на каждую денежную единицу краткосрочных, то есть безотлагательных обязательств.
,
Коэффициент меньше единицы, это значит, что предприятие не в состоянии своевременно ликвидировать долги из наиболее ликвидных обязательств.
3. Коэффициент ликвидности абсолютной.
Коэффициент характеризует готовность предприятия немедленно ликвидировать краткосрочную задолженность.
,
Нормальное значение показателя 0,2–0,35, в данном случае предприятие не может немедленно ликвидировать краткосрочную задолженность.
Оценка рыночной устойчивости предприятия
В соответствии со стандартами финансовой отчетности именно эти показатели отображают направление финансовой деятельности предприятия. По определению, это деятельность, которая обуславливает изменения размера и состава собственного и заемного капитала предприятия.
В мировой и отечественной практике используют совокупность показателей для анализа финансовой устойчивости предприятия с точки зрения структуры источников финансирования.
1. Коэффициент автономии (независимости), или коэффициент концентрации собственного капитала
Коэффициент характеризирует долю собственников предприятия в общей сумме авансовых платежей. Чем больше значение этого показателя, тем большей является финансовая устойчивость предприятия и независимость его от кредиторов. В общей сумме финансовых ресурсов доля собственного капитала не должна быть меньше 50%, то есть .
,
Коэффициент автономии очень низкий, предприятие не в состоянии выполнить внешние обязательства за счет собственных активов.
2. Коэффициент финансовой зависимости
Этот показатель обратный к коэффициенту автономии, показывает, сколько единиц совокупных источников приходится на единицу собственного капитала. Его нормативное значение составляет .
,
Коэффициент значительно превышает нормативное. Это свидетельствует о том, что часть заемных средств в финансировании предприятия является большой.
3. Коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств
этот коэффициент дополняет коэффициент автономии. Если нормальное минимальное значение , то нормальное соотношение привлеченных и собственных средств .
,
Значение показывает, сколько заемных средств приходится на 1 грн. собственного капитала. Увеличение значения этого коэффициента во времени говорит о некотором снижении финансовой устойчивости во времени.
4. Коэффициент мобильности.
При условии сохранения минимальной финансовой стабильности предприятия должен быть ограничен сверху значением соотношения стоимости оборотных и необоротных активов:
,
5. Коэффициент маневренности собственного капитала.
Значение показывает долю собственного капитала, который используется для финансирования текущей деятельности предприятия.
,
Увеличение значения коэффициента положительно характеризует изменения в финансовом состоянии предприятия, поскольку свидетельствует об увеличении возможности свободно маневрировать собственными средствами.
6. Коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами запасов.
Нормальное значение этого показателя, которое было получено на основании статистического обобщения хозяйственной практики, составляет 0,6–0,8.
,
Значение коэффициента значительно ниже нормы что говорит о том что запасы не обеспечиваются собственными оборотными средствами.
7. Коэффициент производственных фондов. Определяется соотношением балансовой стоимости производственных фондов (основных средств, производственных запасов и незавершенного производства) к сумме баланса:
По данным хозяйственной практики, нормальное значение .
,
Показатель меньше нормального значения, значит, следует принять меры, касающиеся пополнения имущества производственного предназначения, привлекая для этого дополнительно собственные средства или дополнительные кредиты.
8. Для характеристики структуры источников средств следует использовать также специальные показатели, которые отображают различные тенденции в изменении отдельных групп. Прежде всего, это коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств:
Значение показывает долю долгосрочных займов в совокупных стабильных источниках финансирования. Этот показатель дает возможность приблизительно определить долю заемных средств при финансировании капитальных вложений.
Ввиду отсутствия долгосрочных обязательств у предприятия то данный показатель рассчитываться не будет.
9. Коэффициент структуры долгосрочных вложений.
Этот коэффициент показывает, какая доля необоротных активов профинансирована чужими средствами, то есть не принадлежит предприятию.
10. Коэффициент краткосрочной задолженности
,
11. Коэффициент автономии источников формирования запасов
,
12. Коэффициент кредиторской задолженности
,
13. Соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностью
Коэффициент показывает способность рассчитываться с кредиторами за счет дебиторов на протяжении одного года.
,
Коэффициент значительно возрос, в начале года предприятие было способно не полностью рассчитываться с кредиторами за счет дебиторов на протяжении одного года, в конце года коэффициент возрос.
Определим также показатели денежного потока для оценки финансовой устойчивости предприятия. Можно определить:
1. Рентабельность на основании денежного потока:
Коэффициент показывает долю денежных средств в выручке. Он дополняет традиционные показатели рентабельности, определяя не только доходную, а и «денежную» продукцию.
,
2. Коэффициент самофинансирования (показатель денежной отдачи инвестиций):
Коэффициент показывает, какую часть инвестиций можно покрыть за счет денежного потока.
,
3. Коэффициент обслуживания долга:
Коэффициент показывает способность предприятия погашать свои обязательства за счет средств от основной деятельности.
,
Анализ финансовой устойчивости предприятия по критерию степени покрытия запасов стабильными источниками финансирования, а также по критериям показателей платежеспособности и рыночной устойчивости показателей денежного потока дает возможность получить полное представление о текущем и ожидаемом уровне финансовой устойчивости как по самым важным показателям финансового состояния предприятия.
Рассчитанные финансовые коэффициенты сведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Показатели финансового состояния предприятия и финансовые результаты деятельности предприятия
Показатель |
Нормальное значение |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Баллы |
Показатели платежеспособности (ликвидности) |
||||
1. Коэффициент ликвидности текущей |
1–1,5 |
0,58 |
0,38 |
3 |
2. Коэффициент ликвидности быстрой |
≥1 |
0,39 |
0,16 |
|
3. Коэффициент ликвидности абсолютной |
0,2–0,35 |
0,02 |
0,03 |
|
Показатели рыночной устойчивости |
||||
1. Коэффициент автономии |
≥0,5 |
0,04 |
0,03 |
|
2. Коэффициент финансовой зависимости |
2 |
-28 |
-33 |
|
3. Коэффициент соотношения привеченных и собственных средств |
1 |
-29,5 |
-33 |
|
4. Коэффициент мобильности |
1,53 |
0,64 |
||
5. Коэффициент маневренности собственного капитала |
≥0,1 |
12,3 |
20,8 |
|
6. Коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами запасов |
0,6–0,8 |
0,28 |
0,43 |
|
7. Коэффициент производственных фондов |
>0,5 |
- |
- |
|
8. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств |
- |
- |
||
9. Коэффициент структуры долгосрочных вложений |
1 |
1 |
||
10. Коэффициент краткосрочной задолженности |
-0,7 |
-1,6 |
||
11. Коэффициент автономии источников формирования запасов |
0,12 |
0,06 |
||
12. Коэффициент кредиторской задолженности |
1 |
0,34 |
1,5 |
|
13. Соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностями |
1 |
0,04 |
-1,7 |
|
Показатели денежного потока |
||||
1. Рентабельность денежного потока |
4% |
-170% |
||
2. Коэффициент самофинансирования |
0,02 |
-1,1 |
||
3. Коэффициент обслуживания долга |
65,6 |
-0,95 |
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что степень финансовой стабильности предприятия очень низка, однако необходимо учитывать что показатели предыдущих годов являются более высокими, и данное предприятие при правильном менеджменте может улучшить свои финансовые показатели в ближайшей перспективе.
2.3 Кадры
Прежде всего, необходимо определить степень обеспеченности предприятия рабочей силой по категориям работающих при помощи таблицы 2.5.
Таблица 2.5 – Обеспеченность предприятия рабочими кадрами
Категории работающих |
По плану, чел. |
По факту, чел. |
Отклонение от плана |
|
чел. |
% |
|||
Рабочие |
9 |
7 |
2 |
22 |
а) основные |
7 |
5 |
2 |
28 |
б) вспомогательные |
2 |
2 |
0 |
- |
Служащие |
7 |
5 |
2 |
28 |
а) руководители |
2 |
1 |
1 |
50 |
б) специалисты |
3 |
2 |
1 |
33 |
в) другие служащие |
2 |
2 |
0 |
- |
Итого: |
16 |
12 |
4 |
33 |
Анализируя таблицу 2.5, делаем вывод, что не смотря на достаточно высокий процент отклонения от плана, но это связанно с малым количеством сотрудников занятых в производстве, и в целом предприятие обеспечено кадрами на приемлемом уровне.
Далее, проанализируем состав работников по возрасту, образованию и стажу работы.
Таблица 2.6 – Состав работников по стажу работы
Категории работников |
Кол-во человек, всего |
В том числе со стажем работы |
|||||||
до 5 лет |
от 5 до 10 лет |
от 10 до 20 лет |
более 20 лет |
||||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||
Рабочие |
7 |
2 |
28 |
2 |
28 |
2 |
28 |
1 |
14 |
Служащие |
5 |
1 |
20 |
1 |
20 |
2 |
40 |
1 |
20 |
а) руководители |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
100 |
- |
- |
б) специалисты |
2 |
1 |
50 |
- |
- |
- |
- |
1 |
50 |
в) другие служащие |
2 |
- |
- |
1 |
50 |
1 |
50 |
- |
- |
Итого: |
12 |
3 |
25 |
3 |
25 |
4 |
33 |
2 |
17 |
Из таблицы 2.6 видно, что наибольший удельный вес имеют работники со стажем работы от 10 до 20 лет (33% от всего коллектива).
Таблица 2.7 – Возрастной состав работников
Категории работников |
Количество человек, всего |
В том числе в возрасте |
|||||||
до 20 лет |
от 21 до 40 лет |
от 41 до 60 лет |
более 60 лет |
||||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||
Рабочие |
7 |
1 |
14 |
4 |
58 |
2 |
28 |
0 |
- |
Служащие |
5 |
2 |
40 |
2 |
40 |
1 |
20 |
0 |
- |
а) руководители |
1 |
0 |
- |
1 |
100 |
0 |
- |
0 |
- |
б) специалисты |
2 |
0 |
- |
1 |
50 |
1 |
50 |
0 |
- |
в) др. служащие |
2 |
2 |
100 |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
Итого: |
12 |
3 |
25 |
6 |
50 |
3 |
25 |
0 |
- |
При рассмотрении состава персонала, видно, что наибольший удельный вес имеют работники возрастом от 21 до 40 лет.
Таблица 2.8 – Состав работников по уровню образования
Категории работников |
Кол-во человек, всего |
В том числе в возрасте |
|||||||
среднее |
среднетехническое |
неоконченное высшее |
высшее |
||||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||
Рабочие |
7 |
1 |
14 |
3 |
44 |
2 |
28 |
1 |
14 |
Служащие |
5 |
- |
- |
1 |
20 |
4 |
80 |
||
а) руководители |
1 |
- |
- |
- |
1 |
100 |
|||
б) специалисты |
2 |
- |
- |
- |
2 |
100 |
|||
в) др. служащие |
2 |
- |
- |
1 |
50 |
1 |
50 |
||
Итого: |
12 |
1 |
8 |
3 |
25 |
3 |
25 |
5 |
42 |
Из таблицы 2.8 видно, что большинство работников предприятия имеют высшее образование, для служащих этот показатель составляет 80%.
Особенное внимание следует уделить текучести кадров. Анализируя текучесть кадров можно отметить, что текучесть кадров практически отсутствует, так в предыдущем году уволился один сотрудник по причине отдалённости предприятия от места проживания. В остальном коллектив является слаженным и дружным, о чём говорит тот факт, что при сокращении заработной платы на 26% количество уволившихся равно нулю.
Таблица 2.9 – Показатели оценки персонала предприятия
Показатель |
Баллы |
||
1 |
2 |
3 |
|
1. Обеспеченность предприятия кадрами |
+ |
||
2. Структура кадров по стажу работы |
+ |
||
3. Возрастная структура |
+ |
||
4. Структура по уровню образования |
+ |
||
5. Текучесть кадров |
+ |
||
Итого: |
14 |
Анализ кадрового состава предприятия показал, что в целом предприятие обеспечено кадрами среднего возрастного состава с хорошим уровнем образования, многие работники проработали на предприятии более 10 лет, что говорит о его стабильности, текучесть кадров находится на низком уровне. Степень использования кадрового потенциала определятся из специальной шкалы, по которой предприятие набрало 14 баллов из 15 максимальных, то есть степень высокая.
2.4 Производство
Анализ фактора производства следует провести на основе расчета показателей уровня использования производственной мощности, фондоотдачи, сноса, обновления основных фондов и применении технологии, которые характеризуют, с точки зрения соответствия их современному уровню.
Уровень использования производственной мощности определяется по формуле:
,
где – количество изделий i-того наименования, фактически выпущенных в анализируемом году в натуральном выражении;
– производственная мощность, созданная для выпуска изделий i-го наименования в тех же единицах измерения.
Коэффициент использования производственной мощности стоит рассчитывать по различным видам продукции, на выпуске которых специализируется предприятие. При широкой номенклатуре продукции, этот коэффициент можно рассчитывать как отношение объема товарной продукции к общей величине производственной мощности в стоимостном выражении:
Коэффициент использования производственной мощности по сравнению с предыдущим годом остался неизменным.
Уровень сноса основных фондов может быть определен как отношение величины износа к полной первичной стоимости основных фондов:
;
Коэффициент показывает уровень физического и морального сноса основных фондов.
Интенсивность обновления основных фондов оценивается по соотношению показателей обновления и выбытия основных фондов.
Коэффициент выбытия – отношение стоимости выбывших в данном году основных фондов к их стоимости на начало года.
Коэффициент обновления основных фондов не сильно отличается от коэффициента выбытия, это говорит о том, что интенсивность обновления основных фондов высокая и введенные основные фонды используются в основном на замену оборудования, не на расширение его парка.
Технологии, применяемые на предприятии, в основном соответствуют требованиям времени, постоянно ведется разработка новых технологий, замена оборудования на более новое, усовершенствованное. В целом используемая технология передовая и гибкая, позволяет быстро перейти на производство новых изделий и снизить себестоимость продукции. Удельный вес прогрессивной технологии постоянно растет и составляет более 60%.
Таблица 2.10 – Оценка уровня техники, технологии и производства
Показатели |
Баллы |
|
Предыдущий год |
Отчетный год |
|
1. Уровень использования мощности |
2 |
2 |
2. Коэффициент сноса основных фондов |
2 |
2 |
3. Коэффициент интенсивности обновления |
2 |
2 |
4. Удельный вес прогрессивной технологии |
2 |
2 |
Итого: |
8 |
8 |
Учитывая все факторы, рассмотренные выше, делаем вывод, что степень использования производственных возможностей предприятия находится на среднем уровне.
2.5 Менеджмент
При оценке состояния управления необходимо определить степень соответствия действующей организационной структуры управления специфике предприятия и требованиям времени. На предприятии отсутствует маркетинговый отдел, или специалист по маркетингу, эти обязанности берёт на себя директор предприятия, обладая соответствующим образованием и навыками.
2.6 Оценка существующих стратегий
Оценка действующих стратегий проводится на основании результатов их реализации, которые выражаются в показателях деятельности предприятия. При оценке стратегии будем придерживаться таких правил:
– рассмотрение предприятия как открытой системы и определение эффективности;
– использование обобщающих и отдельных показателей достижения результатов и состояния системы;
– дополнение экономических показателей эффективности поведенческими показателями предприятия.
Для оценки действующих стратегий предприятия проведем анализ показателей внешней и внутренней эффективности стратегии.
Внешняя эффективность стратегии или результативность предприятия характеризируется степенью достижения поставленных перспективных целей. При этом качественная оценка степени достижения цели может быть выражена количественно при помощи балльной шкалы оценок.
Максимальная оценка составляет 15 баллов.
Причинами невыполнения или отклонения от целей может быть постановка нереальных целей, несвоевременная их корректировка с учетом возможных изменений условий функционирования предприятия, несоответствие поставленных целей и реальных финансовых возможностей предприятия.
2.7 Определение сильных и слабых сторон предприятия
Сильные и слабые стороны предприятия определяют условия успешного функционирования предприятия. Поэтому, на заключительном этапе анализа внутренней среды предприятия необходимо сделать оценку его факторов. Результаты оценки отображаются в профиле деятельности предприятия (Таблица 2.12). Оценка фактора внутренней среды в 3 балла свидетельствует о сильной стороне деятельности предприятия, а оценка в 1 балл – о слабой.
Таблица 2.12 – Профиль деятельности предприятия
Показатели |
Баллы |
||
1 |
2 |
3 |
|
1. Степень достижения целей |
+ |
||
3. Степень целесообразности организационной структуры |
+ |
||
4. Уровень коммуникационных связей на предприятии |
+ |
||
5. Стиль управления |
+ |
||
6. Уровень прибыли |
+ |
||
7. доля рынка |
+ |
||
8. Система контроля за качеством товара |
+ |
||
9. Широта ассортимента |
+ |
||
10. Целесообразность договорной политики |
+ |
||
11. Система организации сбыта |
+ |
||
12. Уровень сервиса |
+ |
||
13. Система стимулирования покупателей |
+ |
||
14. Степень маркетинговой активности |
+ |
||
15. Исследования и разработки |
+ |
||
16. Состояние материально-технической базы |
+ |
||
17. Квалификационный состав кадров |
+ |
||
18. Оценка текучести кадров |
+ |
||
19. Степень мотивированности кадров |
+ |
||
20. Финансовые возможности предприятия |
+ |
||
21. Организационная культура |
+ |
||
22. Рейтинговая оценка предприятия |
+ |
||
Итого: |
45 |
На основании таблицы 2.12 и полученных ранее данных составляем перечень фактических сильных и слабых сторон предприятия:
Таблица 2.13 – Перечень сильных и слабых сторон предприятия
Аспект внутренней среды |
Сильные стороны |
Оценка, балл |
Слабые стороны |
Оценка, балл |
1. Маркетинг |
1. активная рекламная политика |
3 |
1. не высокий уровень организации маркетинговой деятельности. |
2 |
2. высокая конкурентоспособность |
2 |
|||
2. Финансы |
1. низкий уровень заемного капитала |
3 |
1.отсутсвие оборотных средств |
2 |
2. высокий уровень рентабельности |
3 |
2. предприятие находилось на грани банкротства |
3 |
|
3. Персонал |
1. высокая квалификация персонала |
3 |
1. невысокий уровень заработной платы |
2 |
2. низкий уровень текучести кадров |
3 |
|||
4. Производство |
1. внедрение новых прогрессивных технологий |
3 |
1. недостаточно высокая заработная плата |
2 |
2. хорошая система контроля качества |
2 |
2. не полное обеспечение кадрами предприятия. |
2 |
|
3. широкий ассортимент продукции |
3 |
|||
5. Менеджмент |
1. орг. структура соответствует специфике предприятия и требованиям времени |
3 |
1. отсутствие четких целей и стратегий развития |
3 |
6. Организационная культура и имидж |
1. высокий имидж предприятия |
3 |
1. Отсутствие благотворительной деятельности |
2 |
2. 14 лет на рынке |
2 |
2. Слабо развиты связи с общественностью |
2 |
|
3. Высокий уровень сервиса и обслуживания |
3 |
|||
7. Оценка действующих стратегий |
1. Постоянное стратегическое планирование |
2 |
1. Отсутствие четких целей |
2 |
Итого: |
38 |
22 |
Из данной таблицы видно, что сильных сторон больше и их степень влияния на предприятие значительнее, но нельзя упускать из виду слабые стороны.
Самые значительные сильные стороны должны стать элементами основой стратегии. С другой стороны, хорошая стратегия должна сводить к минимуму негативное влияние слабых сторон предприятия на его конкурентный статус.
3. Анализ внешней среды
Целью изучения внешней среды предприятия является определение угроз (факторов неблагоприятного влияния) и возможностей (факторов благоприятного влияния) для предприятия.
Анализ внешней среды осуществляется по двум относительно самостоятельным подсистемам: макроокружение и непосредственное окружение. Макроокружение – факторы внешней среды непрямого влияния, в большинстве случаев не носят специфического характера касательно отдельно взятого предприятия, но степень ее влияния на разные предприятия различна. Это связано как с расхождениями в сферах деятельности, так и с расхождением состояния внутренней среды организации.
3.1 Анализ макросреды предприятия
Анализ макросреды предприятия предусматривает изучение и оценку экономических, политически, правовых, демографических, научно-технических, природных, и социально-культурных. Для анализа экономических факторов макросреды, нужно учесть такие факторы, как: тенденции развития экономики Украины в целом, развитие производства товаров, состояние государственного бюджета, темпов инфляции, уровня безработицы, уровня налоговых ставок, уровня доходов населения.
Исследование политических факторов макросреды предусматривает анализ и оценку: политической стабильности в обществе, силы лоббистских групп, направления развития политический системы, характера политической борьбы, степени общественной поддержки правительственной программы развития.
Анализируя демографические факторы, необходимо дать оценку тенденции динамики численности населения Украины, в том числе региона деятельности предприятия; полового и возрастного состава населения Украины, в том числе региона деятельности предприятия; тенденции уровня рождаемости в Украине.
Анализ научно-технических факторов предусматривает рассмотрение и оценку нововведений в области товара, технологии и управления, которые появились на предприятиях Украины и оценку возможности использования определенных нововведений в исследуемом предприятии.
Исследование природных факторов допускает анализ и оценку: экологического фактора, состояния природных ресурсов, природных условий. Природные условия определяются в том случае, если предприятие намечает изменить в будущем рынок деятельности.
Для анализа социально-культурных факторов, необходимо изучить и дать оценку: уровню образования в Украине; социальным условиям жизни.
Для обобщения и анализа собранной информации о факторах макросреды составим вспомогательную таблицу «Исходные данные для анализа и оценка факторов макросреды».
Таблица 3.1 – Исходные данные для анализа и оценки факторов макросреды
Группа факторов |
Фактор |
Состояние (изменение) фактора |
Тенденция изменения фактора |
1. Экономические |
1. развитие экономики Украины |
Улучшается (2б) |
+ |
2. Развитие производства товаров номенклатуры предприятия |
Улучшается (3б) |
+ |
|
3. Состояние государственного бюджета |
Улучшается (2б) |
+ |
|
4. Уровень доходов населения |
Увеличивается(2б) |
+ |
|
5. Уровень безработицы |
Уменьшается (2б) |
- |
|
2. Политические |
1. Уровень политической стабильности в обществе |
Увеличивается (1б) |
+ |
2. Сила лоббистских групп |
Уменьшается (2б) |
+ |
|
3. Характер политической борьбы |
Ужесточается (3б) |
- |
|
4. Степень общественной поддержки правительственной программы развития |
Увеличивается (2б) |
+ |
|
3. Правовые |
1. Законодательные акты Украины, которые регулируют деятельность предприятия. |
Ужесточаются (3б) |
- |
4. Демографические |
1. Численность населения Украины |
Растет (2б) |
+ |
2. Уровень рождаемости |
Растет (2б) |
+ |
|
5. Научно-технические |
1. Нововведения в области товаров |
Увеличивается (3б) |
+ |
2. Нововведения в области технологии |
Улучшаются (3б) |
+ |
|
6. Социально-культурные |
1. Уровень образования в Украине |
Растет (2б) |
+ |
2. Социальные условия жизни |
Растут (2б) |
+ |
Результаты анализа факторов и их оценка отображена в таблице 3.2
Таблица 3.2 – Оценка факторов макросреды
Группа факторов |
Фактор |
Проявление фактора |
Характер влияния |
1. Экономические |
1. развитие экономики Украины |
возможность выхода на новые рынки или сегменты рынка |
+ |
2. Развитие производства товаров номенклатуры предприятия |
возможность производства новых товаров, создание новых рабочих мест |
+ |
|
3. Темп инфляции |
увеличение темпов инфляции |
- |
|
4. Уровень безработицы |
сокращение доходов потребителей следовательно потребления |
- |
|
6. Уровень доходов населения |
увеличение числа новых клиентов |
+ |
|
2. Политические |
1. уровень политической стабильности в обществе |
стабильность в обществе, стабильность привлеченных клиентов |
+ |
2. Направление развития политической системы |
ориентация правительства на внешние (экспорт / импорт) или внутренние рынки. |
- |
|
3. Правовые |
1. Законодательные акты Украины, которые регулируют деятельность предприятия |
осуществление деятельности с учетом нормативной и правовой базы Украины (высокие налоговые ставки) |
- |
4. Демографические |
1. Численность населения Украины, рост рождаемости |
увеличение числа новых, потенциальных клиентов |
+ |
5. Научно-технические |
1. Нововведения в области технологии |
возможность использования новых технологий, оборудования |
+ |
2. Нововведения в области товаров |
способствует применению новых технологий и нового сырья. |
+ |
|
6. Социально-культурные |
1. Уровень образования в Украине |
увеличение доли трудовых ресурсов с высшем образованием |
+ |
2. Социальные условия жизни |
рост доходов населения |
+ |
На основе данных таблицы «Оценка факторов макросреды» составим перечень возможностей и угроз, с которыми предприятие может столкнуться в будущем. Для этого необходимо разделить все исследуемые факторы макросреды на группу факторов благоприятного (т.е. возможности) влияния на предприятия и неблагоприятного влияния (т.е. угрозы). Основанием для разделения факторов является оценка характера (целенаправленности) влияния фактора на предприятие.
Таблица 3.3 – Перечень возможностей и угроз макросреды для предприятия
Факторы макросреды |
Оценка степени влияния фактора, в баллах |
Возможные варианты соответствующих действий предприятия |
1. Возможности (факторы благоприятного влияния) |
|
|
1.1. Нововведения в области технологий. |
3 |
Возможность расширения производства и выхода на новые рынки. |
1.2. Развитие производства. |
2 |
Модернизация производства. |
1.3. Направленные развития политической системы. |
2 |
Поиск новых зарубежных партнеров |
1.4. Нововведения в области товаров. |
2 |
Разработка и выпуск новых видов. |
1.5. Тенденции уровня образования. |
2 |
Повышение уровня профессиональной подготовки. |
1.6. Выход на новые рынки или сегменты рынка. |
2 |
Расширение производства |
1.7. Действующие законодательные акты. |
2 |
Осуществление деятельности с учетом государственной базы. |
1.8 Рост доходов населения |
2 |
Привлечение числа новых клиентов |
2. Угрозы (факторы неблагоприятного влияния) |
|
|
2.1. Устаревание кадров и оборудования. |
3 |
Снижение уровня производства. |
2.2. Характер политической борьбы. |
2 |
Нестабильность партнерских отношений. |
2.3 Уменьшение числа клиентов |
2 |
Разработка мероприятий по поощрению и удержанию существующих клиентов |
2.4. Рост уровня налоговых ставок. |
1 |
Увеличение себестоимости продукции. |
2.5. Сокращение доходов потребителей. |
2 |
Внедрение менее дорогостоящих товаров «эконом-класса» |
2.6. Снижение курса национальной валюты. |
2 |
Привязка части производства к иностранной, более стабильной валюте |
3.2 Анализ непосредственного окружения предприятия
Анализ непосредственного окружения предприятия предусматривает анализ тех факторов внешней среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии. В стратегическом анализе приоритетными факторами микросреды являются: потребители, конкуренты и поставщики. Если необходимо, изучаются посредники, зарубежные партнеры, рынок рабочей силы.
Цель анализа факторов непосредственного окружения предприятия состоит в определении возможностей и угроз для предприятия в микросреде.
Анализ потребителей
В процессе анализа потребителей необходимо решить такие задачи:
– изучить состояние спроса на продукцию предприятия;
– склонность покупателей к потреблению продукции предприятия;
– чувствительность покупателей к цене продукции предприятия.
По степени изменения нужд, вкусов потребителей имеем 5 баллов, значит, степень изменения значительна. По критерию склонности потребителей к товарам предприятия имеем 8 баллов, соответственно, склонность сильная. В итоге получаем 12 баллов, что говорит о значительной торговой силе потребителей.
Анализ поставщиков
Для предприятия очень важно при выборе поставщиков ресурсов глубоко и всеобъемлюще исследовать их деятельность, изучить их потенциал с целью установления деловых отношений, которые обеспечат предприятию стабильную работу.
Таблица 3.5 – Показатели оценки поставщиков предприятия
Показатели |
Влияние показателя |
Баллы |
1. Репутация и имидж |
+ |
3 |
2. Уровень канала распределения |
+ |
2 |
3. Доступность территориальная и коммуникативная |
+ |
2 |
4. Концентрированность поставщика на работе с клиентами |
+ |
2 |
5. Предоставление гарантии качества товара, который поставляется |
+ |
3 |
6. Условия поставки и формы расчета |
+ |
2 |
7. Обязательность выполнения условий поставок |
+ |
3 |
Итого: |
17 |
При анализе поставщиков мы получили 17 баллов из 21 возможных, значит, поставщики предприятия стабильные, обязательные, с хорошей репутацией. У них удобная форма расчета с поставщиками, предоставляются гарантии.
Анализ конкурентов
Анализируя конкурентов, как составляющую микросреды предприятия необходимо:
оценить состояние конкурентной борьбы на рынке деятельности предприятия;
оценить силу конкурентного давления;
выявить настоящих и потенциальных конкурентов, изучить их состояние на рынке;
выявить число активных конкурентов предприятия.
Оценка состояния конкурентной борьбы предусматривает выявление доминантных методов ведения конкурентной борьбы на рынке деятельности предприятия, а также выявление тенденции изменения характера конкурентной борьбы.
Оценка силы конкурентного давления осуществляется на основании оценки динамики числа потенциальных и действующих конкурентов предприятия, а также оценка степени агрессивности их политики в конкурентной борьбе.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, в частности, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, рекламу.
Таблица 3.6 – Показатели оценки конкурентов предприятия
Показатели |
Влияние показателя |
Баллы |
1. Состояние конкурентной борьбы в сфере деятельности предприятия |
- |
2 |
2. Сила конкурентного давления |
- |
2 |
3. Число активных конкурентов |
- |
3 |
Итого: |
7 |
На текущий момент предприятие имеет множество активных конкурента. Наблюдается динамика увеличения числа конкурентов, но степень их агрессивности не слишком велика.
Предприятие набрало 7 баллов, что говорит о том, что уровень воздействия конкурентов на предприятие средний.
По результатам обследования микросреды составим перечень возможностей и угроз в микросреде предприятия, с которыми предприятие может столкнуться в будущем.
Исследуемые факторы микросреды необходимо поделить на факторы благоприятного (возможности) и неблагоприятного (угроза) влияния на предприятие. Основой для разделения факторов является оценка характера (целенаправленности) влияния фактора на предприятие. В результате разделения факторов микросреды складывается перечень возможностей угрозы в микросреде, с которыми предприятие может столкнуться в будущем.
4. Составление матрицы SWOT
После выявления возможностей и угроз для обоснованного принятия стратегических решений необходимо оценить степень их влияния на предприятие. С этой целью используется метод позиционирования каждой конкурентной возможности и угрозы на матрице возможностей и на матрице угроз.
Матрица возможностей строится в такой способ: сверху откладывается влияние возможности на деятельность организации (сильное влияние, умеренное влияние, малое влияние), сбоку откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая вероятность, средняя возможность, низкая возможность). Полученные в середине матрицы девять полей возможностей имеют разные значения для организации
Таким же способом складывается матрица для оценки влияния угроз. Сверху откладываются возможные последствия угроз (разрушение, критическое состояние, тяжелое положение, «легкие забитые места»). Сбоку откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность)
Таблица 4.1 – Матрица возможностей
Влияние возможностей на организацию |
||||
Сильное |
Умеренное |
Малое |
||
Вероятность использования возможностей |
Высокая (0,9–0,75) |
1. Использование новых технологий, оборудования |
1. Увеличение доли трудовых ресурсов с высшем образованием на рынке рабочей силы |
1. Производство новых товаров, возможность роста объёмов производства |
2. Расширение производства, сбыта |
2. Рост числа новых клиентов |
2. Предоставление гарантии качества товара поставщиками |
||
3. Наличие неудовлетворенного спроса |
3. Соответствие качества реализованных изделий требованиям потребителей |
|||
4. Наличие привлекательных сегментов |
4. Высокая репутация и имидж поставщиков |
|||
5. устойчивый спрос на изделия предприятия |
||||
Средняя (0,74–0,5) |
1. Соответствие ассортимента товаров требованиям рынка |
1. Выход на новые рынки или новые сегменты рынка |
1. Рост доходов населения |
|
2. Территориальная и коммуникативная доступность |
||||
3. Увеличивается торговая сила покупателей |
||||
Низкая (0,4–0,2) |
1. Стабильная степень приверженности покупателей к товарам предприятия |
1. Действующие законодательные акты для малого бизнесса |
||
1. Стабильность в социальной сфере общества |
Таблица 4.2 – Матрица угроз
Влияние угроз на организацию |
|||||
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
Легкий урон |
||
Вероятность использования возможностей |
Высокая |
1. Значительная степень изменения предпочтений и вкуса потребителей |
1. Сокращение доходов потребителей |
1. Уровень налоговых ставок. |
|
2. Рост конкурентного давления |
2. Высокий уровень инфляции |
||||
3. Число активных конкурентов растет |
|||||
Средняя |
1. Уменьшение числа клиентов |
1. Снижение покупательского спроса. |
1. Высокие налоговые ставки |
||
2. Снижение курса национальной валюты |
|||||
Низкая |
1. Характер политической борьбы. |
Угрозы, которые попали на поля с высокой вероятностью и разрушительным и критическим влиянием на организацию, а также со средней вероятностью и разрушительным влиянием на организацию, представляют очень высокую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения.
Построение матриц угроз и возможностей позволяет ограничить состав возможностей и угроз их разумным количеством, которое учитывается при построении матрицы SWOT.
После анализа внешней и внутренней среды предприятия и составления перечня сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, установим линии связей в матрице SWOT.
На основе составленной матрицы SWOT для формулирования стратегических проблем предприятия и стратегических альтернатив его развития необходимо в каждом поле матрицы установить и проанализировать все парные комбинации сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами во внешней среде, ориентируясь на оценку значимости в баллах данных факторов. При этом следует выявить главные проблемы и сформулировать стратегии развития предприятия.
Поле СИВ (сила и возможности) припускает стратегии, которые используют сильные стороны предприятия для реализации возможностей, которые появились во внешней среде.
Поле СИУ (сила и угрозы) припускает стратегии, которые используют сильные стороны для устранения угроз во внешней среде.
Поле СЛВ (слабость и возможности) припускает стратегии, что минимизируют слабые стороны предприятия, используя возможности ситуации на рынке.
Поле СЛУ (слабость и угрозы) припускает стратегии, которые минимизируют как слабые стороны предприятия, так и угрозы, которые появились во внешней среде.
Выводы
В данной курсовой работе был проведен полный SWOT-анализ частого малого предприятия «Дизайн. В ходе анализа были выявлены сильные и слабые стороны данного предприятия, его возможности и угрозы, которые ему грозят. Были изучены цели предприятия и уровень их достижения, устав, характеристика и основные технико-экономические показатели деятельности предприятия за два последних года (предыдущий и отчетный). Затем составлена миссия предприятия.
Было проведено управленческое обследование сильных и слабых сторон предприятия. Детально было рассмотрено финансовое состояние данного предприятия, которое, по данным анализа является финансово не устойчивым.
Был произведен анализ кадров предприятия по возрастному составу, уровню образования, стажу работы, обеспеченности предприятия кадрами в целом. Определено, что предприятие обеспечено высококвалифицированными кадрами. Анализ производства показал, что оно находится на достаточно высоком уровне, удельный вес прогрессивных технологий велик.
Следующим этапом выполнения курсовой работы стал анализ макроокружения и непосредственного окружения предприятия и выявление возможностей и угроз, которые выплывают из внешнего окружения. Далее была проанализирована степень влияния на предприятие выявленных угроз и возможностей.
Итогом выполнения данной курсовой работы стало построение матрицы SWOT и разработка мероприятий по использованию возможностей и предотвращению угроз.