Организационное моделирование на основе онтологий: от бизнеса к государству

Организационное моделирование на основе онтологий: от бизнеса к государству¹

Дмитрий Кудрявцев, Лев Григорьев

Введение

Организационное моделирование является средством описания организационного устройства и порядка функционирования социально-экономических систем, предназначенным для совершенствования организационного управления, развития информационной архитектуры, накопления и обмена знаниями, стандартизации и сертификации деятельности, поддержки коммуникаций.

В настоящее время в области организационного моделирования происходят перемены:

Расширяется спектр областей применения организационных моделей.

Расширяется число пользователей организационных моделей.

Изменяется объект моделирования: на смену бизнес-процессам приходит архитектура организации.

Вследствие таких перемен, происходит стихийное увеличение числа языков и методов организационного моделирования, которое напоминает строительство Вавилонской башни [Vernadat, 2002]. Для интеграции информации, создаваемой с использованием разных языков организационного моделирования стали использоваться специальные универсальные языки, например UEML [Vernadat, 2002], и онтологии [Uschold, Jasper, 1999; Gruninger, 2000; Тельнов, 2002]. Потребность в интеграции элементов модели повышает сложность управления организационной моделью. В результате возникают очень высокие требования к квалификации специалистов, поддерживающих модель и обеспечивающих интеграцию информации, что в свою очередь сдерживает применение организационного моделирования. Для преодоления указанных проблем предлагается метод организационного моделирования на основе онтологий, который используется как для моделирования коммерческих организаций, так и органов власти.

Метод организационного моделирования на основе онтологии

Организационное моделирование может быть представлено в виде процесса преобразования знаний, который для метода организационного моделирования на основе онтологии выглядит следующим образом (см. рис. 1):

Получение знаний, подразумевающее извлечение существующих или генерацию новых знаний и их концептуализацию. В результате данного этапа создаются входные частные организационные модели. Примерами частных моделей являются модель административного процесса, описывающая процедуру его реализации, описание бюджетной целевой программы или описание распределения полномочий какого-либо подразделения или органа власти.

Формализация знаний, состоящая в представлении частных организационных моделей на едином языке организационного моделирования и их интеграции в общую организационную модель.

Распределение знаний, обеспечивающее предоставление нужных знаний (семантика), в нужном виде (синтаксис и оформление), в нужное место, в нужное время. В результате выполнения данного этапа из общей организационной модели генерируются выходные частные организационные модели с заданным содержанием и в заданной форме, которые потом доставляются потребителям.

Использование знаний при решении бизнес/государственных задач.

Рис. 1. Цикл преобразования знаний об организации

Важной особенностью предлагаемого метода организационного моделирования является наличие этапа формализации знаний, в отличие от традиционных подходов к моделированию, в которых накопление знаний происходит в формате их получения.

В основе единого языка организационного моделирования лежат:

Единый формат представления данных организационной модели — формат представления данных, который обеспечивает формальную запись знаний, представленных в организационной модели.

Организационная онтология — онтология², объектом описания которой является моделируемая организация (класс организаций). Использование онтологии в качестве семантической основы языка моделирования позволяет подстраивать его под специфику моделируемой организации и методы решения задач.

Наличие единого формального языка организационного моделирования:

обеспечивает интеграцию разнородной информации, распределенной в организации;

повышает эффективность коммуникаций;

позволяет автоматически формировать частные организационные модели. При этом спецификацию содержания и формы представления частных моделей с помощью единого языка могут задавать пользователи, не являющиеся специалистами в информационных технологиях.

Внедрение административного моделирования на основе онтологий

В рамках НИОКР [Моделирование ОВГМО, 2006] представленный метод административного моделирования на основе онтологий был адаптирован для поддержки задач административной реформы органов государственной власти. Ключевыми направлениями использования административного моделирования в рамках реализации Концепции административной реформы в Российской федерации в 2006-2008 годах являются оптимизации структуры и функций органов власти, регламентация деятельности органов власти, внедрение механизмов управления по результатам. В результате НИОКР под каждое из указанных направлений использования административного моделирования были разработаны соответствующие проблемно-ориентированные решения, компоненты которых представлены в таблице 1.

Для методической поддержки административного моделирования разработаны:

Проект стандарта общей административной модели, который включает административную онтологию, являющуюся семантической основой административного моделирования, и формат представления данных общей организационной модели.

Проект стандарта представления частных административных моделей, который содержит спецификации содержания и формы представления частных административных моделей.

Методика по административному моделированию, описывающая основные типы административных моделей (организационно-функциональная модель, модель административных процессов, модель результативности), а также предлагаемый подход к моделированию.

Руководство по жизненному циклу моделирования, которое описывает роль программных средств в реализации предлагаемого подхода, а также уточняет практические аспекты реализации жизненного цикла моделирования.

Методики по созданию и использованию основных типов административных моделей (организационно-функциональная модель, модель административных процессов, модель результативности).

Справочники, представляющие собой существующие способы классификации и образцы заполнения отдельных частей административной модели. Использование справочников повышает качество создаваемых моделей, повышает скорость создания моделей, облегчает интеграцию моделей, позволяет передавать опыт и лучшие практики государственного и муниципального управления.

Опорные административные модели, определяющие структуру административных моделей для решения различных задач и уровней государственного управления.

Референтные административные модели, являющиеся примерами наполнения административных моделей для решения различных задач и уровней управления. Референтные модели были получены в результате выполнения пилотных проектов с Минэкономразвития (уровень ФОИВ) и с Ямало-Ненецким АО (уровень Субъектов РФ).

Для программной поддержки административного моделирования разработано программное средство ГОС-Мастер версия 2.0, поддерживающее предложенную административную онтологию и стандарты моделирования, которое предназначено для специалистов органов государственной власти Российской Федерации, занимающихся вопросами проведения административной реформы. ГОС-Мастер используется для моделирования органов государственной власти с 2005 года и первоначально (версия 1.0) был ориентирован на поддержку формирования стандартов представления АУП — административно-управленческих процессов.

Для обучения административному моделированию разработан учебный курс для государственных служащих «Моделирование деятельности органов исполнительной власти как инструмент административной реформы».

Для нормативно-правового обеспечения внедрения административного моделирования разработан комплект проектов нормативно-правовых актов и распорядительной документации.

Таблица 1. Компоненты проблемно-ориентированных решений для органов государственной власти

Решение 1: Оптимизация структуры и функций органов власти

Решение 2: Разработка административных регламентов

Решение 3: Управление результативностью

Общие компоненты

Инструменты / Программные продукты

ГОС-Мастер

Методические материалы

Проект стандарта представления полной организационной модели, который включает административную онтологию, являющуюся семантической основой административного моделирования, и формат представления данных общей организационной модели

Проект стандарта частных организационных моделей (человекочитаемых и машиночитаемых) для различных ролей с методиками их использования, который содержит спецификации содержания и формы представления частных административных моделей.

Методические рекомендации по административному моделированию, описывающая основные типы административных моделей (модель результативности, организационно-функциональная модель, модель административных процессов), а также предлагаемый подход к моделированию.

Руководство по жизненному циклу моделирования, которое описывает роль программных средств в реализации предлагаемого подхода, а также уточняет практические аспекты реализации жизненного цикла моделирования.

Справочники

Справочные классификаторы

Обучение

Тема 1. Система современных взглядов и идей организационного менеджмента

Тема 2. Моделирование деятельности органов власти в контексте административной реформы

Частные компоненты

Методические материалы

Методика построения организационно-функциональной модели

Референтные и опорные модели

Сводная организационно-функциональная модель (ОФМ) для органов исполнительной власти (ОИВ) государства в целом

Опорная ОФМ для Федерального ОИВ

Опорная ОФМ для Субъекта РФ

Референтная ОФМ для Федерального ОИВ (Минэкономразвития)

Референтная ОФМ для Субъекта РФ (Ямало-Ненецкий АО)

Обучение

Тема 3. Построение организационно-функциональной модели органа исполнительной власти

Инструменты / Программные продукты

ГОС-Мастер Графикс

Мастер административных регламентов

Методические материалы

Методика создания моделей административных процессов в ГОС-Мастер Графикс

Методика построения модели административного процесса с помощью Мастера административных регламентов

Референтные и опорные модели

Опорная процессная модель для Федерального ОИВ

Опорная процессная модель для Субъекта РФ

Референтная процессная модель для Федерального ОИВ (Минэкономразвития, Минсвязь)

Референтная процессная модель для Субъекта РФ (Ямало-Ненецкий АО)

Обучение

Тема 4. Построение модели процессов органа исполнительной власти

Методические материалы

Методика построения модели результативности

Референтные и опорные модели

Сводная модель результативности (для государства в целом)

Опорная модель результативности для Федерального ОИВ

Опорная модель результативности для Субъекта РФ

Референтная модель результативности для Федерального ОИВ (Минэкономразвития)

Референтная модель результативности для Субъекта РФ (Ямало-Ненецкий АО)

Обучение

Тема 5. Построение модели результативности деятельности

Реализация представленного выше метода административного моделирования в бизнесе осуществлена с помощью программного средства ОРГ-МАСТЕР®, которое имеет 7-ми летнюю историю применения в проектах по организационному развитию и совершенствованию бизнес-процессов. ОРГ-МАСТЕР® используется в коммерческих организациях России и стран СНГ, при этом размер клиентов-пользователей ОРГ-МАСТЕР® варьируется от небольших компаний до холдинговых структур с количеством работников до 10000 человек [Методология компании "Бизнес Инжиниринг Групп"; Кудрявцев, Григорьев, 2005; Kudryavtsev, Grigoriev, 2006].

Заключение

В статье был предложен метод организационного моделирования на основе онтологий. Данный метод повышает эффективность и адаптивность организационного моделирования, а также позволяет справиться с ограничениями существующих подходов к организационному моделированию, основанных на графических языках организационного моделирования. В статье дано краткое описание результатов НИОКР «Моделирование деятельности органов власти, государственных и муниципальных организаций», которые представляют собой необходимое методическое, программное, образовательное и нормативно-правовое обеспечение административного моделирования на основе онтологий для органов государственной власти.

Примечание

В работе использованы результаты НИОКР «Моделирование деятельности органов власти, государственных и муниципальных организаций», выполненной компанией «Бизнес Инжиниринг Групп» по заказу Министерства экономического развития и торговли в 2006 году. Работа поддержана грантом РФФИ №07-01-00053-а.

Онтология — формальная спецификация разделяемой концептуальной модели.

Список литературы

1. Gruninger, M., Atefi, K., Fox, M., Ontologies to support process integration in enterprise engineering, Computational and Mathematical Organization Theory, 6, pp. 381-394, 2000.

2. Kudryavtsev D., Grigoriev L., Kislova V., Zablotsky A. Using ORG-MASTER for knowledge based organizational change, International Journal “Information Theories & Applications”, 2006, Volume13, Number 2.

3. Uschold M, Jasper R Framework for Understanding and Classifying Ontology Applications // Proceedings of the IJCAI-99 workshop on Ontologies and Problem-Solving Methods (KRR5) Stockholm, Sweden, August 2, 1999.

4. Vernadat F. UEML: towards a unified enterprise modeling language International Journal of Production Research, — vol. 40, no. 17, 2002.

5. Гаврилова Т. Онтологический инжиниринг. // Труды конференции “КИИ’ 2002”, Москва, Физматлит, 2002. — с.845-853.

6. Кудрявцев Д., Григорьев Л., Кислова В. Заблоцкий А. ОРГ-МАСТЕР® как инструмент совершенствования бизнес-процессов. // VIII Международная научно-практическая конференция «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями», 9-10 июня, 2005, Москва, Россия.

7. [Методология компании "Бизнес Инжиниринг Групп"] Методология бизнес-инжиниринга. Интернет-ресурс: http://bigc.ru/publications/bigspb/metodology/.

8. [Моделирование ОВГМО, 2006] "Моделирование деятельности органов власти, государственных и муниципальных организаций" // Отчет по научно-исследовательской работе выполненной компанией АНО КМЦ "Бизнес-инжиниринг" по заказу Министерства экономического развития и торговли в рамках целевой программы "Административная реформа", шифр темы: 22.5.1, 2006 год.

9. Тельнов Ю. Использование стандартов (методологий) моделирования (IDEF, UML, ARIS) на различных стадиях реинжиниринга бизнес-процессов и проектирования информационной системы // Сборник трудов II-й Всероссийской практической конференции "Стандарты в проектах современных информационных систем". — М., 2002.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа