Туризм в Санкт-Петербурге

Туризм в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург, бесспорно, является одним из крупнейших туристских центров мира по своим туристским ресурсам. Имеется и надлежащая туристская индустрия, и инфраструктура для приема туристских потоков. Поскольку практически во всем мире туризм - доходная деятельность, то все эти предпосылки должны обеспечить весьма высокий доход от туризма в бюджет города. Однако, при наличие уникальных ресурсов и индустрии, достаточного количества туристских агентств, такого дохода нет.

Анализ современного состояния, проблем и перспектив развития туристского комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области свидетельствует:

Санкт-Петербург обладает уникальным (даже в мировом масштабе) туристским (природным и культурно-рекреационным) потенциалом, который способен удовлетворить потребности большинства категорий российских туристов.

Уникальность природного и культурно-рекреационного потенциала Ленинградской области заключается и в очень высокой территориальной плотности объектов экскурсионного показа (на 10 км2 территории региона приходится 1,5 памятника истории и культуры) и в наличии городов-музеев (на территории области к ним относятся: г. Пушкин, г. Ломоносов, г. Пав-ловск, п. Репино и т. д.)

Успешное и более полное использование огромного природного и культурно-рекреационного потенциала должно быть обусловлено, с одной стороны, активным развитием рекреационной деятельности, рекламой малоизвестных природных и культурно-исторических объектов, а с другой стороны – целенаправленной работой по сохранению имеющихся природных и культурно-рекреационных ресурсов.

Индустрия туризма в настоящее время представлена четырьмя основными структурами: туристскими агентствами и фирмами, гостиничным бизнесом, турбазами и домами отдыха, обслуживающими предприятиями (развлекательными комплексами, барами, ресторанами и т. д.).

Оценка современного состояния этих структур показывает, что они, несмотря на большое количество предприятий, находятся в кризисном состоянии. Подобные тенденции характерны и для других объектов сферы обслуживания и транспортного комплекса области. Большинство объектов инфраструктуры требуют ремонта или замены.

Сильными сторонами туризма Санкт-Петербурга и Ленинградской области являются: достопримечательности – объекты мирового наследия, уникальные музеи, сформировавшиеся мировые традиции, поддержка со стороны администрации области, крепкие партнерские связи, относительная близость всех объектов экскурсионного показа, экологическая безопасность, наличие квалифицированных кадров.

Важнейшая задача – возрождения туризма, как социального явления и становление его в качестве доходной отрасли экономики, направленной на удовлетворение туристских потребностей населения и гостей города.

Цели и задачи работы сводятся:

- характеристика нынешнего состояния и развития внутреннего туризма в Санкт-Петербурге;

- необходимость и возможность привлечения и последующего приема гостей;

- необходимость и возможность привлечения инвестиций, в том числе и иностранных;

- описание и анализ складывающейся ситуации на рынке туруслуг, причины ее возникновения и возможные последствия;

- описание предпринятых и планируемых методов, путей решения улучшения ситуации, ожидаемого результата и перспективы развития на ближайшее время.

В зависимости от транспортных средств, используемых на туристическом маршруте, различают следующие виды туризма:

Туристы на собственном транспорте турфирмы.

Транстуры на арендованном турфирмой транспорте

Туры на личном транспорте туристов

Все три вида имеют место быть в СПб.

В зависимости от способа передвижения виды туризма, характерные для города, подразделяются:

Автомобильный туризм. Удобен в случае индивидуального и самодеятельного семейного тура, либо при транзите через СПб с остановками в виде обзорной экскурсии по городу.

Железнодорожный туризм. Относительная дешевизна железнодорожных билетов делает его доступным менее обеспеченным слоям населения.

Авиационный туризм. Данный вид туризма является наиболее перспек-тивным, так как обеспечивает экономию времени при доставке туристов к местам посещения. Характерен в случае делового и конгрессного туризма.

Теплоходный (водный) туризм. Наиболее распространены транзитные поездки на Валаам. Чаще всего туристы собираются в Москве и организованной группой на поезде едут в СПб, где присоединяются к другой группе, сформированной непосредственно на месте. Далее на теплоходе группа отправляется на остров.

Автобусный туризм. В случае внутреннего туризма, наиболее актуален во время каникул.

Следует отметить, что на практике часто при одном туристском путешествии используется несколько видов транспорта, например, самолет – автобус, железная дорога – автобус и т.д., такие виды туров называются комбинированными.

Стоит отметить, что основное большинство туристов прибывает в Санкт-Петербург железнодорожным транспортом. Вокзалов в Санкт-Петербурге 6, и каждый (не считая Варшавского, который находится на реконструкции в настоящее время) совмещен со станцией метро.

Московский - м. Площадь Восстания/Маяковская;

Финляндский - м. Площадь Ленина;

Витебский - м. Пушкинская;

Балтийский - м. Балтийская.

Дальше до места размещения можно доехать на метро, либо на такси. Из аэропорта можно добраться в город на такси, на маршрутке, либо автобусом.

В последнее время меняется облик главных ворот города - аэропорта. В сентябре 2005г. закончен ремонт взлетно-посадочной полосы. Вторые глав-ные ворота - шоссе Е 18 (более половины гостей города приезжают на авто-мобилях и автобусах) стало значительно безопаснее, но выглядит, особенно зимой не обустроенным и не приветливым. Двенадцать новых парковок для туристских автобусов появится в Петербурге весной 2006г. Пять из них будут платными, семь - бесплатными. Соглашение об это достигнуто между СЗ региональным отделением российского союза туриндустрии и адми-нистрацией города. Для бесплатных стоянок определены два проезда в районе Исаакиевской площади, полоса вдоль сквера Петровской набережной, Биржевой проезд, места на набережной Мойки и Лебяжьей канавки. Платные парковки разместятся возле Исаакиевского и Казанского соборов, на Конюшенной площади.

Еще лет 10 назад были колоссальные туристские комплексы, где действовал принцип: сведений нет и не будет. Сегодня все изменилось, картина другая. В Петербурге стоит зайти в отель или ресторан - фактически перед глазами определенный стандарт сервиса.

В качестве средств размещения в Санкт-Петербурге наиболее попу-лярны гостиницы, мини-отели и квартиры (используются чаще в случае самодеятельного и семейного тура). По данным Комитета по внешним связям количество предприятий, предлагающих гостиничный сервис, составляет 134 единицы. Проведенные маркетинговые исследования показывают, этого количества недостаточно для Санкт-Петербурга. Поэтому городом подго-товлены проекты строительства отелей пять звезд, где управляющими компаниями выступят такие международные компании как Radisson SAS и Hilton International. С 1999г действует программа развития рынка отелей, в ходе которой идет реализация проекта создания отелей ***** по адресам:

Невский пр. 49 - реконструкция здания под отель Рэдисон САС Рояль Отель Санкт-Петербург на 164 номера;

пл. Островского 2-а (257 номера);

наб. реки Фонтанки, 68 (284).

Программа развития отелей *** - подготовлены предложения для инвесторов по проектам реконструкции ряда зданий, расположенных в центральной части города. Сейчас в Петербурге действуют пять гостиниц высокого класса: "Астория", "Англетер", "Гранд Отель Европа", "Шератон Невский палас" и "RadissonSAS Royal Hotel", представленные такими авторитетными гостиничными компаниями как Кемпински, Шератон, Рокко Форте Нью Хотелз Групп. Исследования показывают, что в ближайшей перспективе доминирующей категорией на гостиничном рынке Санкт-Петербурга станут гостиницы среднего класса. На данный момент в городе 27 отелями категории 3* и 4* (количество номеров - 6574; количество мест - 11920). В эконом-класс входят 36 объектов уровня 1* и 2*, общежития гостиничного типа, "хостелы". В городе наблюдается явный дефицит гостиниц уровня 2-3 звезд. А ведь именно они так востребованы среди российских туристов, но цены на обслуживание в таких гостиницах явно завышены. При наличии подобного количества гостиниц в таком городе, как Санкт-Петербург, сектор рынка гостиничных услуг не может считаться развитым. Уже сейчас в период туристского сезона спрос на гостиничные места в отелях этой категории значительно превышает предложение, и поэтому разрабатываются проекты развития и реконструкции действующих гостиниц среднего класса, а так же проекты строительства новых гостиниц этой категории. Программа развития инфраструктуры относительно недорогих и комфортных мест размещения предусматривает строительство отелей среднего класса, создание малых гостиниц, создание семейных отелей. В 1997 г. образован Фонд развития Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона. Его основной задачей стали подбор и подготовка ряда инвестиционных проектов городского масштаба. Среди них и недорогие петербургские отели в центре, которые могли бы привлечь туристов, представляющих средний класс. Их обитатели могут изучать город и его достопримечательности, совершая основную часть маршрутов пешком. Новые акционерные общества, будучи коммерческими организациями, реализуют конкретные программы. Среди них о ОАО «Петербургские оте-ли». Подбор адресов велся совместно с комитетами и другими подраз-делениями администрации. Инвесторов находят как в России, так и на Западе. Наличие Западных операторов гарантирует с самого начала уровень сервиса не хуже чем в остальном мире. Предусмотрены современные средства связи, организация досуга, а также специально подготовленный персонал. Отели среднего класса приносят солидные доход из-за высокой заполняемости. В городе имеется небольшое количество гостиниц высокого класса, значительное количество низшей категории, а гостиниц средней категории мало. Проблемы гостиничного сектора являются основными для развития туризма, и решения их зависит от успешного привлечения инвестиций. Срок окупаемости гостиничных проектов достаточно велик. По этой причине, российские инвесторы неохотно вкладывают средства в развитие гостиничных проектов, так как привыкли работать с большой рентабельностью. Кроме того, сказывается неразвитость рынка долго-срочных кредитов (от семи лет) по приемлемым ставкам (до 12 % в год) не позволяет рассчитывать на финансирование крупных проектов. Существующая активность в области инвестирования в гостиничную сферу со стороны российского капитала, носит, скорее краткосрочный характер, приуроченный к крупным событиям жизни города, что позволяет рассчитывать на быструю окупаемость проектов. При вложении значительных средств в гостиничную отрасль России и Санкт-Петербурга в частности, предпочтительнее получать контроль над несколькими сущест-вующими гостиничными объектами, то есть выстраивать сети. Это даст возможность координировать ценовую политика, осуществлять единую маркетинговую политику, проводить мероприятия, направленные на рост турпотоков. Таким образом, для развития индустрии туризма такими темпами, которые необходимы городу с его туристскими возможностями, продвижению имиджа города и созданию условий, стимулирующих развитие гостиничного бизнеса, необходимы комплексные усилия не только администрации города, но и всех участников рынка, включая туристские и управляющие компании. Дефицит гостиниц приводит к завышению стоимости проживания, зачастую в ущерб качеству сервиса. По прогнозам международных экспертов на период до 2008 г., ежегодное увеличение спроса на места в гостиницах высокого класса составит 9,5%, среднего - 9% и экономического - 5%. Проще говоря, в Петербурге спрос может вырасти на 11370 номеров. Пока же малое количество гостиниц в Петербурге приводит к тому, что петербургские отели бизнес-класса дороже московских. Так, независимые эксперты компании "BTI" констатируют, что московские гости-ницы такого уровня по стоимости проживания занимают сегодня 17 строчку в мировом рейтинге. А вот аналоги в Петербурге находятся на 8 месте, обойдя столицу на 9 пунктов. В Москве в снижении цен не последнюю роль сыграла конкуренция. В Северной столице она отсутствует, из-за ограни-ченного числа гостиниц, имеющих известную торговую марку, а также из-за дефицита высококлассных номеров.

Что касается распределения потока туристов по времени года, то, естественно, спрос возрастает во время «белых ночей». То есть турресурсы востребованы очень короткий промежуток времени. Это еще один из вопросов, которые предстоит решить.

ТАБЛИЦА 1

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

сент

окт

нояб

дек

Высший класс

27,6

37,4

38

40

51,3

85,4

70,3

56,5

58

48,8

35,7

29,5

Средний класс

35,4

35,1

41,3

41,5

55,2

80,3

74,3

74,9

47,9

42,9

43,4

33,7

Экономический класс

48,1

46,1

57,3

48,4

58,4

81,4

78,6

79,8

49

49,5

58,5

49

Заполняемость 30 основных отелей Санкт-Петербурга, %

Приведенные данные показывают, что с сентября по апрель половина гостиниц пустует, они заполняются в среднем на 30%, в то время как в период с мая по сентябрь наступает перегрузка отелей - они заполняются практически на все 100% - и найти в период «белых ночей» в Санкт-Петербурге свободные места почти невозможно. Среднегодовая загрузка оте-лей ***** составила 60,1 %, что приближается к максимальному показателю первоклассных отелей европейских городов (59,5% - 70%). Международные управляющие компании участвуют в подготовке специалистов гостиничного хозяйства, а также активно поддерживают городские программы, связанные с развитием туризма, культуры, образования. Такая ситуация приводит к тому, что при дальнейшем увеличении потока туристов спрос на гостиничные номера начнет превышать предложение, так как число размещаемых туристов будет намного меньше требуемого количества мест. Таким образом, одна из острых проблем развития туризма в городе - развитие гостиничной базы, как важнейшей составляющей туристского бизнеса, а также разумное распределение туристских потоков по различным периодам времени за счет разработки специализированных мероприятий и туров. Проблема размещения прибывающих туристов стала особенно актуальна во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга, когда было невозможно во времени развести мероприятия, и возникли сложности с расселением при-бывших гостей. В настоящее время готовится программа «Санкт-Петербург - «белые дни» целью которой станет увеличение турсезона. Динамическое развитие туристского бизнеса требует наличия как природных, так и инфраструктурных групп ресурсов. Вторые же, к сожалению, оставляют желать лучшего. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальные инфра-структуры просветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. – туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.

Для обеспечения высокого уровня обслуживания экскурсанта необхо-дима научная система, объединяющая все составляющие профессиональной экскурсионной деятельности. Вместе с развитием рынка и созданием в сфере туризма многочисленных малых предприятий, которые были не в состоянии обеспечить гидам постоянную работу на протяжении всего года, заряд, заложенный традиционной экскурсионной школой, иссяк. Оставшись на рынке «в одиночестве», многие экскурсоводы практически лишились возможности не только постоянного творческого роста, но даже простого поддерживания своего мастерства (прежде всего в силу их непостоянной занятости). Да и новые, молодые специалисты, лишаются необходимых критериев, а значит и стимулов к своему профессиональному росту. Небольшие фирмы, выполняющие в настоящее время значительные объемы туристско-экскурсионного обслуживания населения, не могут позволить себе не только методического одела, но даже штатного методиста, контролирую-щего качество экскурсионного обслуживания. Зачастую, они даже не содер-жат у себя в штате экскурсоводов. Одним из путей выхода из сложившейся кризисной ситуации и обеспечения качества туристско-экскурсионного обслуживания стала аккредитация экскурсоводов и гидов-переводчиков. В целом аккредитация позволяет определиться с имеющимся на настоящее вре-мя положением с кадрами, узнать не только количество реально работающих гидов, но и многие важные подробности: их образовательный уровень, стаж работы, степень занятости, направление их интересов и др. Наличие такой информации позволяет создать банк данных, обеспечивающих удовлетво-рение запросов руководителей существующих и вновь создаваемых фирм о специалистах, способных квалифицированно провести ту или иную необхо-димую им экскурсию. Но главное, для чего необходима система аккредита-ции - это, безусловно, обеспечение качества туристско-экскурсионных услуг. Ведь известно, что качество - это совокупность «мелочей».

В последнее время экскурсии по городу начинаются на углу Невского проспекта и набережной канала Грибоедова в 11 часов. С мая по октябрь про-водятся водные прогулки по рекам и каналам. Они начинаются на Фонтанке от пристани у Аничкова дворца, на канале Грибоедова от пристани у Невс-кого проспекта и около входа в Петропавловскую крепость. Продолжи-тельность путешествия - 1 час. Экскурсии проходят с 1100 до 2030. «Ракеты» в Петродворец отправляются от пристани Эрмитаж с 900 до 2000 с мая по октябрь. Время поездки - 30 минут. Центральное бюро путешествий Санкт-Петербурга - станция метро «Гостиный Двор» (напротив выхода из метро).

Устойчивое развитие туризма в регионе Балтийского моря должно обеспечиваться теми, кто «владеет» туристскими продуктами в различных направлениях. «Собственники» туристского продукта, т. е. различные пред-приятия, несут ответственность за устойчивое развитие и осуществляют сотрудничество в целях его обеспечения в рамках местных партнерств, при поддержке и четком руководстве со стороны местной власти.

Задачи программы:

- достижение общего понимания условий устойчивого развития туризма в регионе;

- охрана окружающей среды, сохранение качеств природных и созданных человеком ландшафтов;

- создание социальных условий, благоприятных как для туристов, так и для местного населения;

- активное участие местных властных структур, отвечающих за пространственное планирование на муниципальном и региональном уровне;

- дальнейшее внедрение системы экологического менеджмента в отрасли туризма;

- содействие развитию деловых контактов и сотрудничества между туристскими организациями региона;

- создание партнерств, с целью стимулирования развития туризма;

- обеспечение о повышение конкурентоспособного качества и эффективности отрасли туризма;

- создание информационного центра в форме банка данных, характе-ризующих устойчивое развитие туризма в регионе;

- применение законодательства, призванного способствовать устойчивому развитию туризма.

Первоочередная задача, которую предстоит решить для наиболее эффективной работы в этой сфере: учесть то, что люди становятся незави-симыми, все больше и больше путешествуют, хотят все больше увидеть и узнать. Важно отметить, что последнее время очень интенсивно развивается круизный туризм, Балтийское море уже превзошло Средиземное: все больше и больше круизных судов заходят именно в Балтийское море, и задача дальнейшего развития сферы круизного туризма также является сейчас одной из приоритетных. Если анализировать туристский бизнес и далее, то стоит отметить, что 22% (т.е. одна пятая всех туристов) это туристы, которые покупают ваучеры. У них все включено в эти поездки. Это означает, что необходимо более интенсивное внимание уделять именно этой сфере туризма. Анализ был бы не полным без упоминания о сути устойчивого развития. Под «сутью устойчивого развития» понимается процесс, который включает экологические, культурные, социально-экономические аспекты, необходимые для обеспечения устойчивого развития туризма. Чрезвычайно важную роль играют экономические и экологические аспекты, однако, туризм - это, прежде всего, потребление, которое находится в постоянном движении. Необходимо сделать так, чтобы люди приезжали. Очень важно учитывать, что лишь небольшая часть времени затрачивается туристами собственно на то, чтобы посмотреть и узнать что-то, значительная же часть времени затрачивается именно на покупки какого-либо товара или услуги. Таким образом, производство и потребление происходят одновременно в том месте, где осуществляется эта функция туризма. Главный вопрос состоит в том, чтобы разработать поездку таким образом, чтобы люди могли проводить свое свободное время в соответствии с теми потребностями, которые у них есть. Этому должны соответствовать условия проживания, и услуг, и т. д. Для того, чтобы развивать туризм, необходимо думать о том, что на местном уровне можно предложить потенциальному туристу. Вполне возможно, что предприниматели, малые и средние предприятия могут работать совместно для развития туризма в регионе. На самом деле, многие приезжают для того, чтобы получить новый опыт, пообщаться с людьми. Но кто же может организовать эту деятельность, эти мероприятия? Именно небольшие предприятия. Поэтому важно побудить их стать участниками партнерских отношений в этой сфере с ресторанами, гостиницами и так далее. Именно это необходимо для того, чтобы создать исключительный, выдающийся туристс-кий продукт, который на внутреннем и международном рынке можно пред-ложить желающим.

Туризм – один из немногих устойчиво развивающихся видов отечественного бизнеса. В туристской индустрии с 1991 по 1996 год создано и сохранено около 600 тыс. рабочих мест. В ближайшие 10 лет туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в европейских странах. Значение туризма, как стимулятора развития других отраслей хозяйства: строительство, торговли, производство товаров народного потребления, связи и т.д. постоянно растет. В туристской индуст-рии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест быстрее, чем в некоторых других отраслях. Данный биз-нес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие старто-вые инвестиции, растущих спрос на туристские услуги.

Сегмент гостей, готовых мириться с очевидными недостатками города как туристской дестинации постоянно уменьшается в относительных величинах, и предпочтение смещаются в более обустроенные центры туризма восточной Европы. Косвенно эта мысль подтверждается ростом в структуре гостей города приезжающих с иными целями, нежели познаватель-ный туризм. Основной вывод, который напрашивается - город несомненно обладает уникальной возможностью значительно приумножить свою турист-скую индустрию за счет уникальных культурных и исторических памятников доставшихся нам от предков. Но для того, чтобы этот фактор сработал, необходимо привести всю городскую (и не только городскую, но и областную) инфраструктуру в соответствие с современными потребностями. Туристская инфраструктура развивается в ответ на огромный спрос в области туризма в последние годы. История, культура, искусство - являются важней-шей составляющей привлекательности Санкт-Петербурга в области культур-ного туризма, одного из наиболее перспективных направлений экономичес-кого и культурного развития города, так как этот вид туризма находится на пересечении сферы бизнеса и гуманитарной сферы. На сегодняшний день именно культура становится одним из главных факторов развития города, важнейшим стратегическим ресурсом развития науки, образования и туриз-ма. Памятники культуры и события культурной жизни (например, в городе проводятся ежегодно ок. 100 фестивалей) являются основной составляющей маркетинга туризма, фактором инвестиционной политики, важнейшую роль в которой играет формирование и продвижение привлекательного образа города. Необходимо перестройка всей инфраструктуры, так как она не соответствует современным требованиям, предъявляемым курортам. Необходимо так же стимулировать согласованную деятельность турфирм и органов власти.

Туризм являясь выгодной отраслью экономики может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России. Санкт-Петербург является частью совокупного туристского рынка России. Поэтому все основные черты, присущие отрасли в целом, присущи и Северной столице. В послеперестроичный период и после распада СССР, количество отдыхающих в нашем регионе резко снизилось. Для большей части населения турпутевки стали дорогими, для другой категории граждан уровень сервиса уже не удовлетворял их потребности. В результате этого уровень отдыхающих в регионе за период с 1990 по 1995 год снизился в 4 раза. Как следствие - убыточность, недостаточная развитость инфра-структуры региона. Негативное влияние оказало и отсутствие государст-венной поддержки региона (недостаточное финансирование реставрацион-ных работ, например). Тем не менее количество гостей начиная с 1998 года увеличивается. Так, например, в 1999 году по сравнению с предыдущем годом уровень посещаемости вырос на 43,6 %. Что касается туристского комплекса, то туризм в чистом виде, как отрасль народного хозяйства в регионе, стал одним из приоритетных направлений.