Антикризисное управление (работа 3)
Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации
Санкт-Петербургская Государственная
инженерно-экономическая академия
Институт предпринимательства и финансов
Кафедра менеджмента и организации производства
РЕФЕРАТ
на тему:
«Антикризисное управление»
по дисциплине «Основы менеджмента»
Выполнила: Павлова Е. В.
студентка группы 3171, II курс
Проверила: доц. Федулова Е.В.
г. Санкт-Петербург
1999 год
Оглавление
Вступление 3ГЛАВА 1. Правовые аспекты антикризисного управления 6
1.1. Основы действующего законодательства российской федерации о не-состоятельности (банкротстве) предприятий 6
1.2. Сравнительный анализ правовых аспектов финансовой несостоятель-ности в зарубежной практике 15
ГЛАВА 2. Основные черты кризисного состояния фирмы 21
2.1. Понятия, основные факторы и признаки кризисных явлений в эконо-мике предприятий 21
2.2. Основные черты экономического механизма возникновения кризисного состояния производственной системы 32
2.3. Место антикризисного управления в экономической стратегии фирмы 39
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Вступление
Устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских структур - непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более важная.
Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.
Однако подобная трактовка сущности антикризисного управления ослабляет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течении длительного периода конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Поэтому, с одной стороны, антикризисное управление должно охватывать значительно более широкие сферы деятельности, чем анализ только финансового состояния фирмы. С другой стороны, в процессе антикризисного управления, протекающего под влиянием страха постоянной угрозы банкротства, не должно возникать своеобразного "эффекта пустыни Тартари"1, деформирующего поведение менеджеров, вызывающего неадекватные их действия, еще более усугубляющие и без того сложное положение фирмы.
Таким образом, антикризисное управление - это:
анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;
познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения "слабых сигналов" об угрозе приближения кризиса;
стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;
оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);
разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;
постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.
Разработка теории и анализ практики антикризисного управления, обобщение результатов первого этапа приватизации российских предприятий - важнейшие задачи, без решения которых на макро- и микроуровне невозможно сколько-нибудь значительное изменение социально-экономической ситуации в стране к лучшему.
Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех его сфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, исчерпанные ресурсы распределительной системы - далеко не полный перечень наследия, оставленного нам административно-командной системой. Негативные последствия либерализации цен, кризис российских рыночных реформ, обострили до крайности проблему платежеспособности и поставили на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.
Из вышесказанного следует, что тема антикрисного управления очень важна в нынешних условиях российской экономики, особенно после кризиса 17 августа. Именно поэтому для своего реферата я выбрала эту тему.
В своем реферате я попыталась отразить основные положения антикризисного управления. В главе 1 описаны правовые аспекты финансовой несостоятельности, как в российском, так и в зарубежном законодательстве.
Глава 2 отражает основные факторы и признаки кризисных явлений в экономике предприятия, а также основные черты механизма возникновения кризисного состояния. Кроме того вторая глава содержит модели антикризисного управления, предложенные различными специалистами в области антикризисного управления.
ГЛАВА 1. Правовые аспекты
антикризисного управления
1.1. Основы действующего
законодательства российской федерации
о несостоятельности (банкротстве)
предприятий
В Российской Федерации процедура банкротства предприятий осуществляется в соответствии с законом “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”, вступившим в силу с 1 марта 1993 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г.
В настоящий момент наряду с Законом РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” принят ряд нормативных документов, в которых разработаны критерии неплатежеспособности и пути преодоления кризисного состояния: Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. № 1114 “О продаже государственных предприятий-должников”, Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 “О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий”. Постановление Правительства РФ от 25 апреля № 421 “О дополнительных мерах по реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций”, распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (Федерального управления) от 12 августа 1994 г. № 31-р “Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса”, распоряжение Федерального управления от 12 сентября 1994 г. № 56-р, утвердившее Временные методические рекомендации по оценке финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности, и распоряжение Федерального управления от 5 декабря 1994 г. № 98-р “Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления”.
Исследование и анализ основ действующего законодательства Российской Федерации, нормативных актов по несостоятельности (банкротству) предприятий позволяет сделать вывод о достаточности учета и обобщения в них сложившейся правовой практики западноевропейских стран.
В то же время следует отметить и некоторые принципиальные различия в механизме реализации банкротства, положительно отличающие российские правовые аспекты, в частности: организационное обеспечение через Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном Комитете по управлению государственным имуществом, призванное к проведению антикризисной государственной политики, систему арбитражных и конкурсных управляющих, независимые экспертные и аудиторские фирмы; четкая временная регламентация всех судебных и внесудебных процедур банкротства; установление точных количественных критериев неплатежеспособности и понятия неудовлетворительной структуры баланса; однозначность в очередности и приоритетности удовлетворения требований кредиторов; условия оказания государственной поддержки и др.
В соответствии с Законом РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
При этом данный Закон распространяется на предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью, юридические лица или не образующие юридического лица предпринимателей, или граждан; а кредиторами считаются физические и юридические лица, имеющие имущественные требования к должнику и не являющиеся обладателями залоговых прав.
Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия является заявление должника или кредитора (кредиторов), прокурора, а также Федерального управления и (или) территориального агентства Федерального управления (территориального агентства).
Федеральное управление (через территориальные агентства по местонахождению предприятия-должника) подает в арбитражный суд заявление о признании данного предприятия несостоятельным (банкротом) самостоятельно, если руководитель федерального государственного предприятия в течение установленного срока не выполнил распоряжение Федерального управления, содержащее обязательное для руководителя предприятия предписание о внесении в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия (см. табл. 1.1).
Участники судебного процесса |
||||||
Последовательность действий |
Арбитражный суд |
Предприятие-должник |
Кредитор (кредиторы) |
Федеральное управление (собственник должника) |
Прокурор |
Независимый аудитор |
Арбитражный суд рассматривает дело о несостоятельности на основании письменного заявления должника (не может быть отозвано), кредитора (кредиторов) (может быть отозвано), прокурора при установлении им умышленного или фиктивного банкротства (может быть отозвано), решения Федерального управления. Заявление должно содержать (может быть подано в предвидении банкротства) форму и субъект собственности, сумму неудовлетворенных требований, причины их невыполнения, приложения со списком кредиторов и должников, расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженностей и бухгалтерским балансом, ходатайство о внешнем управлении имуществом или санации |
(копия) Заявление о несостоятельности Ходатайство |
Извещение о выполнении долж- ником в течение недели просро- ченных на 3 мес. обязательств Уведомление о вручении Заявление о несостоя- тельности должника (при его отказе от обязательств) (копия) Ходатайство и список участников санации Приложения Решение (предпи- сание) о внесении должником заявления (копия) |
Заявление (умышленное или фиктивное бан- кротство) |
|||
Возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия-должника |
Приложения |
|||||
Вынесение определения о возбуждении производства. Рассылка определения участникам судебного производства |
Поручение на составление баланса (при |
Заявление о несо- стоятельности должника |
||||
Рассмотрение дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия-должника |
непредставле- нии должником в теч. 15 дней) |
|||||
Вынесение решения арбитражным судом о признании банкротства и открытии конкурсного производства; об отклонении заявления при выявлении состоятельности; о приостановлении производства по делу (при наличии оснований) и проведении внешнего управления или санации |
Определение арбитражного суда Решение арбитражного суда |
( процедура санации) |
Баланс предприятия-должника |
Заявление должника о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия подается на основании решения собственника предприятия-должника или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, или руководящего органа предприятия, который вправе принять такое решение в соответствии с учредительными документами.
Внешним признаком несостоятельности является приостановление текущих платежей (предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков исполнения этих требований). По истечении указанного трехмесячного срока кредиторы предприятия-должника получают право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом). Для обращения в арбитражный суд с таким заявлением самого должника данный срок значения не имеет, поскольку должник может заранее знать о своей неспособности удовлетворить требования кредиторов. Для признания предприятия арбитражным судом несостоятельным (банкротом) необходимо наличие следующих признаков: превышение обязательств должника над его имуществом или неудовлетворительная структура баланса; неспособность предприятия обеспечить удовлетворение требований кредиторов в связи с отсутствием средств. Установление наличия этих признаков осуществляется арбитражным судом в ходе рассмотрения дела.
Дела рассматриваются арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом.
Под неудовлетворительной структурой баланса в Законе понимается такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость имущества (остаточная балансовая стоимость) может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать ее.
Несостоятельность (банкротство) считается имеющей место только после признания факта несостоятельности арбитражным удом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации. Решение о добровольной ликвидации предприятия-должника и об официальном объявлении им о своей несостоятельности (банкротстве) принимается руководителем предприятия-должника совместно с кредиторами и утверждается собственником.
К должнику могут быть применены следующие процедуры (схема 1.1);
1) реорганизационные;
2) ликвидационные;
3) мировое соглашение.
Реорганизационные или ликвидационные процедуры назначаются по решению арбитражного суда.
Реорганизационные процедуры направлены на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации, способствуют продолжению его существования. Они включают внешнее управление имуществом должника и санацию (финансовое оздоровление).
Внешнее управление имуществом представляет собой процедуру, направленную на продолжение деятельности предприятия-должника и осуществляемую на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему. Ходатайство о проведении реорганизационной процедуры может быть подано должником, собственником предприятия-должника или кредитором в арбитражный суд до принятия им решения по делу. Продолжительность проведения внешнего управления имуществом должника не должна превышать 18 месяцев.
Официальное объявление должника Несостоятельность Решение арбитражного суда
о добровольной ликвидации (банкротство) предприятия
Реорганизационные процедуры Ликвидационные процедуры Мировое соглашение
Внешнее Принудительная Добровольная Отсрочка Скидка Сложение Возврат
Санация управление ликвидация ликвидация и (или) с недоимок излишних
(оздоровление) имуществом по решению под контролем рассрочка долгов по сумм
должника арбитражного кредиторов платежей платежам
суда кредиторам
Продолжение Конкурсное Внесудебные
деятельности производство процедуры
должника ликвидации
Арбитражный Собрание (комитет) Руководитель Конкурс на участие
управляющий кредиторов предприятия
Конкурсный Собрание (комитет)
управляющий кредиторов
Конкурсный
управляющий
На средства собственника На средства Федерального бюджета На средства кредиторов На средства иных лиц
и внебюджетных фондов
На безвозвратной основе План финансового оздоровления На возвратной основе
(бизнес-план) предприятия (государственный кредит)
Выпуск новых акций Увеличение банковских кредитов Превращение краткосрочной Ликвидация нерентабельного Слияние несостоятельного
или облигаций и предоставление дотаций задолженности в долгосрочную производства и создание нового предприятия с другим
Инвестиционный проект Оценка финансовой состоятельности
санации и эффективности проекта
Схема 1.1 Типы применяемых к должнику процедур
Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.
Санация (оздоровление предприятия-должника) — это процедура, при которой предприятию-должнику оказывается финансовая помощь собственником предприятия, кредиторами или иными лицами. Круг лиц, имеющих право заявлять в арбитражные суды ходатайство о проведении санации предприятий, является таким же, как и по процедуре внешнего управления имуществом.
Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности путем оказания помощи этому предприятию собственником или иными лицами.
К ликвидационным процедурам относятся принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда или его добровольная (внесудебная) ликвидация под контролем кредиторов. Ликвидация предприятия в силу его несостоятельности осуществляется в порядке конкурсного производства специально назначаемым лицом (конкурсным управляющим).
Мировое соглашение — процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.
Отличительная особенность процедур, указанных в законе “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”, заключается в том, что проведение реорганизационных процедур не приводит к прекращению деятельности предприятия, а, наоборот, способствует ее продолжению, а ликвидация предприятия в силу его несостоятельности (банкротства) осуществляется в порядке конкурсного производства специально назначаемым лицом (конкурсным управляющим).
Отличительная особенность мирового соглашения, предусмотренного законом, обусловлена тем, что при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве), арбитражные суды рассматривают не спорное правоотношение сторон, а устанавливают факт несостоятельности (банкротства) конкретного предприятия. Поэтому утверждение мирового соглашения арбитражным судом не является рассмотрением дела по существу.
При наличии ходатайства о проведении реорганизационных процедур и оснований для их проведения арбитражный суд выносит определение о приостановлении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и проведении внешнего управления имуществом должника или санации.
Естественно, Закон не предусматривает механизм финансового анализа и таким образом нет четких рамок выбора той или иной антикризисной стратегии. Частично эта проблема разрешается в Указе Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2264 “О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий”, на основании которого Федеральное управление имеет право представлять в арбитражный суд заключение по плану проведения внешнего управления имуществом предприятия-должника и обращаться с заявлением о его пересмотре на базе выполненного им анализа деятельности предприятия.
1.2. Сравнительный анализ правовых аспектов финансовой несостоятельности в зарубежной практике
В западноевропейском праве первоначально признаком банкротства являлся факт несостоятельности; это отголоски еще той эпохи, когда несостоятельные должники поступали в рабство к своим кредиторам. С течением времени такая потеря свободы уступает место наказаниям государственным. При этом начинает учитываться степень вины несостоятельного должника в соответствии с уточнением качества признака или действий, приведших к этому результату.
Как правило, в уголовном законодательстве стран Запада “преступное” банкротство подразделяется на простое и злостное, суть этих понятий определяется аналогично и в дореволюционном законодательстве России.
По французскому законодательству понятие “несостоятельности” применимо только к коммерсантам, поэтому к лицам неторговых профессий положения о банкротстве не применяются.
Обязательное банкротство наступает, если коммерсант находится в одной из следующих ситуаций:
1) его личные расходы либо расходы на хозяйство признаны чрезмерными;
2) потрачены значительные суммы как на случайно произведенные операции, так и на заведомо фиктивные;
3) с целью отсрочки констатации прекращения выплат совершены покупки для перепродажи по повышенному курсу;
4) употреблены разорительные средства для создания фондов;
5) не ведется отчетность, соответствующая профилю и важности предприятия.
Фиктивное банкротство наступает, если коммерсант находится в одной из следующих ситуаций:
1) без получения ценностей в обмен он принял в пользу других лиц чрезмерные для его положения обязательства;
2) объявлено о ликвидации имущества, но не удовлетворены обязательства по предыдущим соглашениям с кредиторами;
3) после прекращения выплат одному из кредиторов выплачена некая сумма во вред остальным кредиторам.
Согласно статье 129 Закона 1967 г. банкротство считается злостным, если коммерсант:
1) изъял свои книги отчетности;
2) растратил или утаил частично либо полностью свой актив;
3) признал себя (в своих записях, публичным актом или документом, не заверенным у нотариуса, своим балансом) дебитором сумм, которые на самом деле никому не должен.
По германскому законодательству субъектом банкротства может быть всякий должник, прекративший платежи и подпадающий под конкурс. Выделяются три случая уголовно наказуемого банкротства — “простое”, “злостное” и “особо тяжкий случай банкротства”. УК ФРГ определяет действия, составляющие “злостное” банкротство, — это действия лица, которое в условиях чрезмерной обремененности предприятия или торгового товарищества долгами, либо при угрозе или уже наступившей неплатежеспособности устраняет, прячет, уничтожает или приводит в негодность составные части имущества, которые в случае конкурсной распродажи вошли бы в конкурсную массу; заключает рискованные спекулятивные или явно убыточные сделки с товарами либо ценными бумагами, растрачивает имущество в азартных играх с непомерно большими ставками; отпускает в кредит товары или реализует ценные бумаги на явно невыгодных условиях или по явно заниженной цене.
“Простым” банкротством, по германскому уголовному праву, можно назвать действия лица, которое по собственной небрежности не знает об угрожающей или уже наступившей чрезмерной обремененности долгами или неплатежеспособности предприятия или торгового товарищества, либо легкомысленно вызывает их своими действиями.
УК ФРГ предусматривает “особо тяжкий случай банкротства”, когда виновный действовал из “своекорыстия” или сознательно поставил многих лиц под угрозу разорения либо того, что они утратят доверенные ему имущественные ценности.
В Швеции предусматривается ответственность должника, совершающего действия, ведущие к неплатежеспособности: когда он уничтожает или дарит кому-либо свое имущество, иным образом лишает себя значительной части своей собственности, в результате чего он оказывается либо неплатежеспособным, либо существенно ухудшает свою платежеспособность, либо, наконец, оказывается под серьезной угрозой стать неплатежеспособным. Особое внимание обращается на должника, если он скрывает свои активы, сообщает о несуществующем долге, или, опасаясь объявления его банкротом, переводит значительную часть своих активов за пределы Королевства с тем, чтобы они не вошли в конкурсную массу, и таким образом препятствует переходу своих активов к кредиторам. Предусмотрено наказание и для должника, который в связи с объявлением о его неплатежеспособности ставит в привилегированное положение кого-либо из кредиторов, выплачивая ему долг, срок выплаты которого еще не наступил, или иным образом существенно нарушает права других кредиторов.
Понятия “простого” и “злостного” банкротств, совершаемых предпринимателями, в Италии аналогичны определениям этих деяний в других европейских странах. “Злостное” банкротство Италии выражается в сокрытии или уничтожении средств или имущества; в фальсификации или уничтожении отчетности; в признании несуществующих долговых обязательств.
“Простое” банкротство, совершаемое предпринимателем, выражается в чрезмерных тратах; в осуществлении убыточных операций по грубой неосторожности; в невыполнении обязательств по предупредительному контракту или контракту о банкротстве; в усугублении кризиса из-за несвоевременного объявления о банкротстве.
Вышеизложенный материал позволяет отметить общность признаков банкротства в различных законодательных актах: неплатежеспособность, увеличение кредиторской задолженности, нерентабельность сделок или использования имущества.
Типичный механизм реализации “простого” банкротства может быть рассмотрен на примере законодательства Германии (схема 1.3).
Банкротство
предприятия
Санация
(оздоровление)
Ликвидация
На средства
собственника
На средства
кредитора (сделка)
Принудительная
Добровольная
Внесудебная
сделка
Судебная
сделка
Принудительная
сделка
Конкурс
Конкурс на
присоединение
Сделка о
моратории
Сделка об
освобождении
Сделка о
ликвидации
Схема 1.3. Концептуальная модель механизма банкротства в Германии
Спектр принимаемых решений сводится к двум стратегиям: ликвидации предприятия или к его реорганизации, в частности путем санации.
Ходатайство о возбуждении дела о банкротстве может быть подано от самого должника или от одного или нескольких кредиторов. Если ходатайство исходит от кредитора, то он должен документально доказать неплатежеспособность должника, например, предоставив опротестованный вексель, и внести залог в суд.
Суд проверяет достаточность оснований для открытия дела о банкротстве. Если имущества должника недостаточно для покрытия издержек судопроизводства, то ходатайство отклоняется. В этом случае кредиторы могут прибегнуть к принудительному исполнению.
С момента открытия дела солидарный должник теряет право на управление и распоряжение конкурсной массой. Необходимые документы в принудительном порядке передаются адвокату по банкротству.
Отдельные кредиторы не имеют преимущественного права на выплату долга. Очередность выплат назначается судом по результатам рассмотрения претензий всех кредиторов. К привилегированным относятся требования органов управления территорий по поводу государственных налогов, требования церквей, школ, общественных объединений и попечительских советов. Между непривилегированными должниками распределяется оставшаяся часть конкурсной массы в соответствии с размером участия в деле.
Первое собрание кредиторов созывается судом в течение месяца после начала конкурса для согласования интересов всех и каждого кредитора. После сообщения адвоката о причинах неплатежеспособности, положении дел на настоящий момент и о принятых мерах кредиторы принимают ключевое решение о закрытии предприятия или продолжении его работы. Решение принимается большинством голосов, которое считается по сумме долговых обязательств каждого кредитора, а при их равенстве — простым большинством.
В случае ликвидации право управлять и распоряжаться конкурсной массой получает адвокат по банкротству, который обязан действовать нейтрально, учитывая интересы кредиторов и должника при реализации и разделе между ними конкурсной массы. Адвокат оставляет окончательный расчет и передает его в суд, который созывает последнее собрание кредиторов для принятия решений по квоте банкротства и нереализованному имуществу.
Дело прекращается, если конкурсная масса недостаточна для оплаты, или по ходатайству солидарного должника, если он представит согласие всех кредиторов банкрота на прекращение дела (отказ кредиторов). Адвокат по банкротству, суд, собрание и комитет кредиторов прекращают свою деятельность. За неудовлетворенные требования должник несет ответственность в течение 30 лет.
ГЛАВА 2. Основные черты
кризисного состояния фирмы
2.1. Понятия, основные
факторы и признаки кризисных явлений
в экономике предприятий
На практике можно отметить наличие различных понятий и определений банкротства, которыми оперируют специалисты. Так, юрист сошлется на Закон о банкротстве, в соответствии с которым факт банкротства должен быть признан арбитражным судом с соблюдением всех установленных правил и процедур; банкир отметит момент прекращения платежей и занесения расчетных документов фирмы в соответствующую картотеку банка; экономист попытается рассмотреть банкротство как процесс, в котором юрист и банкир зафиксировали лишь отдельные признаки или факторы.
Разумеется, сегодняшние экономические проблемы имеют специфические формы проявления. Однако, как свидетельствует мировая практика, банкротство - неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной перестройки экономики.
Такое предназначение банкротства предопределено самой сущностью предпринимательства, которое всегда сопряжено с неопределенностью достижения его конечных результатов, а значит и с риском потерь. Источниками этой неопределенности являются все стадии воспроизводства - от закупки и доставки сырья, материалов и комплектующих изделий до производства и продажи готовых изделий.
Связь риска и прибыли имеет фундаментальное значение для понимания природы предпринимательства, разработки эффективных методов его регулирования. В реальной экономике неопределенность становится источником либо выигрыша, либо убытка. Причем выигрыш и сверхприбыль более удачливых предприятий образуется за счет убытков менее удачливых. Здесь следует иметь в виду не бухгалтерскую трактовку прибыли, а экономическую, учитывающую в затратах суммы, связанные со “стоимостью капитала”.
Из взаимообусловленности фактора риска и прибыли формируется важнейшее финансовое понятие механизма возникновения банкротства. Эту формулировку можно получить, исходя из анализа баланса какого-либо гипотетического предприятия. Источниками его капитала (пассив баланса) являются средства акционеров (собственный капитал общества) и кредиты, а также иные формы финансовых обязательств предприятия (например, задолженность поставщикам), возникающие автоматически и не несущие процентных отчислений.
Акционеры и кредиторы рассчитывают на вознаграждение, соответствующее сложившимся рыночным условиям, процентным ставкам и дивидендам по облигациям, акциям, другим видам финансовых обязательств. Очевидно, что их расчеты могут оправдаться лишь в случае наличия прибыли от деятельности данного общества для осуществления ожидаемых платежей.
Средневзвешенные ожидаемые платежи в процентах к акционерному капиталу и являются “стоимостью капитала”. А так как ожидания акционерами вознаграждения обеспечиваются соответствующей фактической прибыльностью фирмы, прибыльностью использования его активов, то один из первых признаков банкротства и будет заключаться в падении прибыльности предприятия, в частности ниже стоимости его капитала.
Такое соотношение отражает то обстоятельство, что дивиденды, выплачиваемые предприятием, перестают отвечать сложившимся рыночным условиям, и вложение средств в данные предприятия становится неэффективным для инвестора. С падением стоимости акционерного капитала падает цена акции и увеличивается риск невозврата средств, так как изменяется отношение ожидаемых платежей к заемному капиталу. Кредиторы (владельцы облигаций, других документов, регистрирующих выдачу займа) получают фиксируемые суммы, определенные кредитными договорами, но относительная выгодность их вложений в данную фирму уменьшается.
В связи с относительным падением прибыльности предприятия и возможными трудностями в оплате расходов возникает дефицит наличных средств. Этот дефицит усугубляется, если кредиторы сочтут слишком опасным возобновлять кредитование даже при повышенном проценте, так как с уменьшением стоимости собственного капитала предприятия риск невозврата средств увеличивается. Поэтому весьма проблематичным становится возможность пролонгации кредитных договоров и их реструктуризация, и предприятию придется выплатить не только проценты, но и сумму основного долга.
Тогда может возникнуть кризис ликвидности, и предприятие войдет в состояние “технической неплатежеспособности”. Уже на этой ступени возможно обращение кредиторов в суд с целью признания факта банкротства.
Снижение прибыльности предприятия означает и снижение его цены. Цена предприятия - это приведенные к настоящему времени потоки выплат кредиторам и акционерам. Цена может упасть ниже суммы обязательств кредиторам. Это означает, что акционерный капитал исчезает, значит наступает полное банкротство - банкротство акционеров. Правда, здесь возможны некоторые уточнения. В связи с падением прибыльности и соответствующим падением цены предприятия последняя может упасть ниже ликвидационной стоимости активов. Тогда именно ликвидационная стоимость активов и будет рассматриваться в качестве цены предприятия, т. е. ликвидация предприятия становится выгоднее его эксплуатации, и если ликвидационная стоимость предприятия меньше цены обязательств, то акционеры лишаются своего капитала, вложенного в это предприятие.
Таким образом, процесс, первым признаком которого является относительное снижение прибыльности (и именно относительным, так как один из критериев прибыльности - “стоимость капитала” - зависит от изменения рыночных цен, кредитных ресурсов, процентных ставок и др.), может привести предприятие к банкротству.
Падение прибыльности предприятия до уровня ниже стоимости его капитала следует рассматривать как следствие проявления ряда факторов.
Исходя из сложившейся концепции теории экономического анализа, представляется возможным разделить всю совокупность факторов платежеспособности на две группы:
- внутренние
- внешние.
Банкротство предприятия и является результатом одновременного совместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля “вклада” которых может был” различной. Так, по имеющимся оценкам, в развитых странах с устойчивой политической и экономической системой к банкротству на 1/3 причастны внешние факторы и на 2/3 - внутренние. Внешние факторы могут быть международными и национального характера.
Международные факторы складываются под влиянием причин общеэкономического характера (экономическая цикличность развития ведущих стран, состояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой международных банков), стабильности международной торговли, зависящей в свою очередь от заключенных межправительственных договоров и соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговли, таможенных тарифах и пошлинах), международной конкуренции (увеличение доли рынка фирм-конкурентов за счет более высоких технологий или более дешевого труда).
К национальным факторам, оказывающим достаточно ощутимое влияние на финансовую состоятельность каждого хозяйствующего субъекта, могут быть причислены причины политического, экономико-демографического, психографического (культурного) и научно-технического характера.
Так, политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые через право, выражаются в отношении к предпринимательской деятельности и принципах государственного регулирования экономики (запретительный или стимулирующий характер) к формам собственности (ее приватизация или национализация, принципах земельной политики), мерам по защите прав потребителей и предпринимателей (защита конкуренции, ограничение монополизма и т. д.). Все это аккумулируется в законодательных нормах, актах, которые и определяют деятельность предприятий.
Экономико-демографические факторы характеризуются размером и структурой потребностей, а при известных экономических предпосылках - платежеспособным спросом населения. К ним же можно отнести: уровень его доходов и накоплений, т. е. покупательную способность, уровень цен, возможность получения кредита, существенно влияющих на предпринимательскую активность, фазу экономического цикла, в которой находится национальная экономика. Падение спроса, например, характерное для соответствующей фазы экономического развития, приводит к обострению конкуренции, разорению или поглощению обанкротившегося предприятия.
Факторы психографического характера проявляются в привычках и нормах потребления, предпочтении к одним товарам и в отрицательном отношении к другим.
Уровень развития науки и техники определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии производства, производимые предприятием в целях обеспечения конкурентных преимуществ, требуют, как правило, значительных капитальных вложений и могут в течение какого-то достаточно продолжительного периода отрицательно отразиться на прибыльности предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новой технологии. Может негативно сказаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции предприятия вследствие появления на рынке по более низким ценам товаров других фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, обеспечивающая меньшие производственные издержки.
Однако наиболее сильным внешним фактором банкротства являются так называемые технологические разрывы - крупные научно-технические сдвиги (эволюции), при которых по оценкам специалистов в семи случаях из десяти прежние предприятия, лидеры в своей области на определенном рынке, становятся отстающими.
Не менее многочисленны и внутренние (эндогенные) факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом его деятельности. В самом общем виде их можно сгруппировать по пяти основным группам:
— конкурентная среда и позиция предприятия;
— принципы деятельности;
— ресурсы и их использование;
— применяемые маркетинговые стратегии и политики;
— качество и уровень финансового менеджмента.
Эти группы в свою очередь включают, по-видимому, десятки, если не сотни конкретных, действующих на каждом предприятии избирательно, факторов. Если рассматривать их в некотором агрегированном виде, то следует отметить прежде всего, что в исследованиях наблюдаются два вида реакции предприятия на его кризисное или предкризисное состояние с соответствующими особыми наборами антикризисных мероприятий по различным тактикам. Так, “защитная” тактика предусматривает резкое сокращение всех видов расходов, закрытие и распродажу подразделений, оборудования, сокращение определенных частей рыночных сегментов и сбыта продукции, распродажу продукции по сниженным ценам.
“Наступательная” тактика во время спада, напротив, предполагает активные действия, связанные, например, с такими мероприятиями, как модернизация оборудования, внедрение новых технологий, повышение (снижение) цен, поиск новых рынков сбыта, реализация прогрессивной стратегической концепции маркетинга.
Девяносто процентов различных неудач малых американских фирм связывают с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства и его несоответствием изменившимся объективным условиям, злоупотреблениями, что ведет в целом к неэффективному управлению, к принятию ошибочных решений, невозможности приспособления к рыночным условиям.
Представляется, что неудачи предприятий - объектов данных исследований - также, несомненно, связаны с влиянием перечисленных факторов.
Другим важным фактором возможной неудачи предприятия являются чрезмерные издержки производства продукции из-за значительной доли непроизводительных затрат. Пути сокращения их достаточно подробно исследованы в экономической литературе и известны практикам: сокращение устаревших и излишних производственных мощностей, удешевление технологических процессов, их интенсификация, устранение брака, потерь от нерационального использования рабочего времени, сокращение управленческих расходов за счет рационализации организационной и производственной структур, продажа и ликвидация убыточных производств, освоение производства высокорентабельной продукции и др. С этими мероприятиями зачастую связывают и повышение конкурентоспособности продукции предприятия. Однако здесь необходимо учитывать и конъюнктурные процессы, происходящие на рынке (колебания цен, валютных курсов).
В литературных источниках последних лет отмечается, что весьма эффективным является участие предприятия в рациональном разделении труда, в частности субподрядным способом производства на основе договорных отношений по отдельным изделиям или комплектующим на мелких и средних фирмах, а также создание так называемых рисковых предприятий, способных быстрее внедрять и отрабатывать новые технологии, реагировать на изменения требований рынка.
Эффективной хозяйственной деятельности в значительной степени способствует обоснованная система маркетинговых мероприятий и методов стратегического планирования, учитывающих рыночную ситуацию и активно влияющих на нее. С этим тесно связаны реализация функций и задач финансового менеджмента, опыт коммерческой работы, знание правовых вопросов. Нередко вследствие некорректного финансового планирования, прогнозирования сроков и объемов поступления доходов и осуществления платежей, предприятие оказывается неплатежеспособным.
Для российских предприятий представляется весьма сложным выделить приоритетность всех отмеченных факторов. И все-таки в настоящее время, даже с учетом низкой деловой активности, на финансовое состояние предприятий в большей степени воздействуют внешние факторы (в отличие от западных фирм, где на них приходится 1/3). Из них главный фактор - политическая, экономическая и финансовая нестабильность, вызывает неуверенность предпринимателей в успешности (и даже, по-видимому, возможности) деятельности, отражается на всех составляющих организации производства, материально-технического обеспечения, сбыта продукции.
К этой приоритетной группе факторов следует, разумеется, отнести и высокие темпы инфляции в России. Несмотря на некоторое замедление ее темпов в последнее время, постоянные инфляционные ожидания отнюдь не способствуют реализации предприятиями своих стратегических целей. Сопряженные с недостаточно гибкой, а зачастую попросту разорительной, особенно для диверсифицирующихся предприятий, налоговой системой государства, кредитной политикой, высокие для конечного потребителя цены стимулируют не расширение производства, а его сокращение. Высокие цены, назначаемые предприятиями на свою продукцию, зачастую имеют причиной не столько необоснованную ценовую политику этих предприятий, сколько внешние ценообразующие факторы. А это ведет в свою очередь к падению конкурентоспособности товаров и снижению потребительского спроса.
Последствия негативного воздействия тех или иных факторов можно предвидеть, а значит своевременно принять соответствующие меры к их устранению или ослаблению, если постоянно отслеживать признаки возможного ухудшения финансового состояния предприятия. Эти признаки, разумеется, не имеют абсолютной силы и должны рассматриваться в совокупности с другими показателями хозяйственной деятельности. Они являются поводом к тщательному исследованию финансового состояния как со стороны руководителей и акционеров, так и заказчиков и кредиторов. Источником информации для подобной диагностики может служить официальная бухгалтерская отчетность, особенно если ее сопоставить с данными за несколько отчетных периодов.
Одним из явных настораживающих признаков ухудшения финансовой состоятельности могут быть изменения в статьях баланса как со стороны пассива, так и актива, увеличение или уменьшение балансовых сумм, вообще резкие изменения в структуре баланса.
Например, безусловно отрицательным признаком является уменьшение денежных средств на расчетных счетах предприятия. Однако и резкое увеличение денежных средств также свидетельствует о неблагоприятных тенденциях, так как может указывать на неэффективную инвестиционную программу предприятия.
Тревожным признаком является повышение относительной доли дебиторской задолженности в активах предприятия, т. е. долгов покупателей, увеличение сроков этой задолженности. Это означает, что либо предприятие проводит неразумную политику коммерческого кредита по отношению к своим заказчикам, либо сами заказчики неплатежеспособны. Разумеется, можно предположить, что рост задолженности потребителей продукции является результатом новой маркетинговой стратегии предприятия и обеспечит в будущем дополнительные доходы. Однако, следует иметь в виду, что и обратная тенденция отражает негативные моменты взаимодействия предприятия со своими потребителями. Дебиторская задолженность может резко упасть по причинам резкого вынужденного сокращения продаж в кредит или ускоренного расчета потребителей со своими долгами, чтобы выйти из дела. За внешними изменениями статей дебиторской задолженности может скрываться неблагоприятная концентрация продаж на слишком малом числе покупателей, банкротство заказчиков или сокращение рынка, вынуждающие предприятие идти на все большие уступки своим потребителям и т. д.
Для оценки тенденций симптоматичным признаком являются данные о запасах сырья и материалов, готовой продукции, связывании средств в незавершенном производстве. И в этом случае обращает на себя внимание не только резкое увеличение запасов, которое нередко означает затоваривание, но и резкое их снижение, свидетельствующее, как правило, о сбоях, неритмичности и неравномерности производства и снабжения, имеющие следствием невыполнение обязательств по взаимным поставкам.
Наиболее контролируемым параметром платежеспособности являются тенденции в изменении показателей ликвидности предприятия, т. е. способности выполнить все свои текущие обязательства. Поводом для дополнительного, более углубленного анализа и оперативного принятия соответствующих антикризисных мер должно быть не только снижение показателей ликвидности, но и их резкое повышение.
Со стороны пассива баланса симптомами неплатежеспособности могут быть увеличение задолженности предприятия своим поставщикам и кредиторам, явная замена дебиторской задолженности кредиторской. Более подробный анализ может выявить неблагоприятное изменение кредитной политики по отношению к предприятию со стороны отдельных кредиторов и поставщиков. Разумеется, тревожным признаком должно быть увеличение задолженности работающим по выплатам заработной платы, акционерам, финансовым органам.
Статьи отчетов о финансовых результатах и их использовании также являются носителями предупредительных сигналов. В первую очередь здесь обращают внимание на резкие изменения в ту или иную сторону объема продаж. Так, резкий их рост может быть следствием не только новой маркетинговой стратегии, но и увеличения объема долговых обязательств, уменьшения имеющихся в распоряжении денежных средств. Безусловно, настораживающим признаком грядущего кризиса может быть увеличение накладных расходов и снижение прибыли, особенно, если их изменения сопоставить с изменениями объема продаж.
2.2. Основные черты экономического механизма возникновения кризисного состояния производственной системы
Одним из важнейших принципов стратегии антикризисного управления является постоянный мониторинг внешней и внутренней среды фирмы с целью раннего обнаружения надвигающейся угрозы кризиса. Антикризисное управление фирмой начинается с момента выбора ее миссии, т. е. с ответа на вопрос: “Что делать?” На всех последующих этапах развития фирмы внимание ее руководства должно быть сосредоточено на своевременном “улавливании” сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении положения фирмы, ее конкурентного статуса. Для этого необходимо построить систему, позволяющую сочетать количественный и качественный анализ “сигналов” об угрозе приближения кризисного состояния, т. е. существенного снижения конкурентного статуса фирмы. В качестве основы такой системы может быть принят анализ возможностей, ресурсов и рисков, так называемый SWOT-анализ (Strength - сила; Weakness - слабость; Opportunity - возможности; Threat - угрозы).
Целью этого анализа является выявление совокупного влияния на конкурентный статус фирмы сильных и слабых сторон фирмы по отношению к внешней среде; широты возможностей для выполнения миссии фирмы, открываемых внешней средой; степени и характера угроз выполнению миссии фирмы со стороны внешней среды. Назовем их факторами состояния фирмы.
В процессе анализа необходимо определить “каналы связей”, возникающие между агентами внешней и внутренней среды, с одной стороны, факторами состояния фирмы и моментом наступления кризисного состояния (несостоятельности, банкротства) фирмы, - с другой. Именно по этим каналам поступают сигналы о неблагополучных тенденциях, возникающих во внешней и внутренней средах фирмы. Эти сигналы - вначале слабые - по мере накопления информации постепенно усиливаются, позволяя руководству фирмы заблаговременно принимать меры по предотвращению кризисных состояний.
При этом следует исходить из существа процесса возникновения кризисного состояния, представляющего собой одну из разновидностей экономического механизма.
Под экономическим механизмом принято понимать цепь последовательных взаимосвязанных экономических явлений. Как и всякий экономический механизм, механизм возникновения кризисного состояния “запускается” субъектами, инициирующими исходные экономические явления. Под влиянием этих исходных явлений начинается процесс следования (без дополнительного импульса) одного за другим в определенной последовательности цепочки взаимозависимых экономических явлений (эффект падающего домино), в конце которой наступает завершающее явление — кризисное состояние.
В качестве исходных могут выступать многочисленные и разнообразные по характеру и силе первоначального импульса экономические явления, которые инициируются агентами как внешней, так и внутренней среды. Графически действие этого механизма показано на схеме 2.1. Схема справедлива для производственной системы (ПС) любого уровня — от семейного хозяйства, фирмы до комплексной единицы или отрасли национальной экономики.
Субъекты,
инициирующие
исходные
явления
Факторы
состояния
фирмы
Исходные
явления
Процесс
Завершающее
явление
Агенты
внешней
среды
Возможности
Угрозы
Агенты
внутренней
среды
Сила
Слабость
Схема 2.1. Схема действия механизма возникновения кризисного состояния фирмы
- экономическое явление, способствующее возникновению кризисного состояния за счет ослабления соответствующего фактора.
- экономическое явление, способствующее возникновению кризисного состояния за счет усиления соответствующего фактора.
Диаметр кружка характеризует интенсивность воздействия данного экономического явления на завершающее
Глубина кризисного состояния и продолжительность периода, в течение которого оно наступает, зависит от:
— соотношения количества и силы исходных экономических явлений;
— числа и степени влияния агентов внешней и внутренней среды;
— интенсивности процесса возникновения промежуточных экономических явлений;
— соотношения и силы промежуточных явлений по каждому фактору состояния фирмы;
— значимости каждого фактора состояния фирмы конкретно для данной фирмы и данной отрасли национальной экономики.
Существо механизма возникновения кризисного состояния наводит на мысль о том, что каждое последующее экономическое явление в цепочке, образуемой тем или иным каналом связи, дает, как правило, сигнал большей силы и той же направленности, что и предыдущее. Тем не менее, такая простая зависимость вряд ли отражает существенно более сложные и противоречивые процессы, происходящие в реальной жизни. Поэтому необходимо постоянное слежение за цепочкой, инициированной тем или иным исходным экономическим явлением, что позволит своевременно обнаружить характер воздействия исходного явления на завершающее.
Наблюдения показывают, что “каналы связи” существенно сложнее, чем изображенные на схеме 2.1. Сложность состоит во взаимной зависимости промежуточных экономических явлений, принадлежащих не только цепочке от данного исходного явления к завершающему, но и цепочкам, инициируемым другими исходными явлениями.
Можно представить себе подобные каналы в виде сетей, в которых возникает множество путей от исходных экономических явлений к завершающему. Причем каждый из этих путей будет обладать разной интенсивностью воздействия на завершающее явление.
Поэтому целью антикризисного управления является разработка и первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных (наиболее интенсивно влияющих на завершающее явление) путей, приводящих к кризисному состоянию.
Здесь следует обратить внимание на еще одно принципиально важное обстоятельство: сочетание стратегии и тактики антикризисного управления. Сложность этой проблемы состоит в том, что, с одной стороны, стратегические решения, направленные на предотвращение кризиса, должны быть приняты и реализованы на ранних стадиях управления, когда процесс движения к кризису еще не приобрел кумулятивного характера и поэтому еще не стал необратимым. С другой стороны, решения, принимаемые на ранних стадиях, базируются, как правило, на весьма слабых и потому не всегда достоверных сигналах о возникновении неблагополучных тенденций.
Тактические решения, в отличие от стратегических, принимаются на основе более полной и точной информации, отражающей актуальное (по состоянию на данный момент) состояние производственной системы. Однако времени для коренной перестройки деятельности фирмы с целью предотвращения кризиса либо очень мало, либо нет совсем. Речь в этом случае идет либо о чрезвычайных мерах по недопущению кризиса, которые еще возможно реализовать в короткий период, либо о мерах, направленных на выход из кризиса, который уже наступил.
Схема 2.2. Интенсивность нарастания кризисных явлений
[t>0>, t>1>] - область стратегических решений по предотвращению кризисного состояния;
[t>1>, t>2>] - область чрезвычайных тактических решений по недопущению кризисного состояния;
[t>2>, t>3>] - область тактических решений по недопущению кризисного состояния;
t>0> - момент выбора миссии фирмы.
Графически сочетание стратегического и тактического подхода к антикризисному управлению может быть представлено в виде областей предотвращения, недопущения и выхода из кризиса (схема 2.2). Как видно из схемы, в области [t>0>, t>1>] интенсивность нарастания кризисных явлений мала, что может вызвать неадекватную реакцию руководства ПС на слабые сигналы о возникновении неблагополучных тенденций во внешней и внутренней среде фирмы. Иначе говоря, на эти сигналы просто не обратят внимания, мотивируя это необходимостью решения важнейших сиюминутных задач по выполнению миссии фирмы. Недостаточное внимание к слабым сигналам, поступающим на этой стадии, может вызвать тяжелые стратегически важные последствия для фирмы.
В области [t>1>, t>2>] происходит кумулятивное нарастание интенсивности отрицательных воздействий, ведущих к быстрому банкротству фирмы.
В области [t>2>, t>3>] обнаружено фактическое кризисное состояние, в которое попала фирма. Этот вывод сделан на основе анализа очередного баланса фирмы, фиксирующего состояние несостоятельности (банкротства) фирмы.
Реальное воплощение описанного процесса возможно лишь при организации постоянного наблюдения за факторами состояния фирмы и сетями, характеризующими “каналы связи” между исходными и завершающим экономическими явлениями в механизме возникновения кризисного состояния. Задачей подобного наблюдения является нахождение наиболее характерных “точек”, то есть значений тех или иных показателей, количественно характеризующих определенный сигнал о состоянии фирмы, ее конкурентном статусе в данный момент времени. Поскольку конкурентный статус фирмы характеризует совокупное влияние на уровень конкурентного преимущества условий, формируемых детерминантами “национального ромба” и стратегическим потенциалом фирмы, точки наблюдения должны отражать именно эти две сферы влияния. Эти точки могут быть информационными объектами бухгалтерского учета, учета производственных затрат (контроллинг), оперативного учета различных аспектов деятельности фирмы, аналитических обзоров и других материалов, позволяющих оценить состояние фирмы.
Прежде чем найти показатели, оценивающие состояние фирмы, нужно конкретизировать содержание “сигналов”, подвергаемых оценке.
2.3. Место антикризисного управления в экономической стратегии фирмы
Экономическая стратегия фирмы складывается из ряда элементов, важнейшим из которых, обобщающим практически все разделы стратегической программы технического и социального развития фирмы, является стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы. Взаимопереплетение элементов экономической стратегии не позволяет достаточно строго элиминировать стратегию антикризисного управления из экономической стратегии, придать антикризисному управлению особые, только ему присущие черты. Вся экономическая стратегия в совокупности должна носить опережающий, предотвращающий характер. И товарная, и ценовая, и стратегия снижения производственных издержек, и стратегия поведения фирмы на рынке ценных бумаг, как и все другие элементы экономической стратегии, должны быть нацелены на предотвращение несостоятельности за счет постоянного поддержания высокого уровня конкурентного преимущества фирмы.
Тем не менее могут и должны быть определены особые, специфические правила и приемы, применяемые в управлении фирмой, непосредственно направленные на выполнение функции предотвращения банкротства.
В западной литературе по менеджменту основное внимание уделяется описанию решений по выходу из практических кризисных ситуаций и практически отсутствуют алгоритмы (методы) поведения фирмы в кризисном положении. Один из крупнейших западных теоретиков стратегического управления И. Ансофф в своей книге “Стратегическое управление” предложил ряд моделей, характеризующих поведение фирмы в кризисной ситуации. Эти модели отражают три варианта управления фирмой в кризисной ситуации.
Когда некоторые неожиданные факторы лишь начинают влиять на фирму, их воздействие обычно остается скрытым в рамках нормальных колебаний в результате экономической деятельности. Таким образом, если возможная перемена не будет выявлена при помощи специального прогноза, первоначальной реакцией на нее станут меры (снижение затрат, повышение производительности труда, совершенствование производства, активизация сбыта), которые в прошлом помогали фирме корректировать периодические ухудшения ее экономических показателей.
Когда меры, которые в прошлом были успешными, все чаще оказываются недейственными, становится очевидно, что фирма столкнулась с новой проблемой. Момент, когда накопившиеся данные свидетельствуют с высокой степенью достоверности о том, что ухудшение результатов деятельности фирмы стало необратимым и необходимо принять специальные контрмеры назовем моментом начала рационального действия. Обычно небольшие и возглавляемые молодыми энергичными руководителями фирмы не занимаются изучением внешнего окружения или прогнозированием. Однако они быстро учатся на неудачах обычных видов реакции и способны быстро сократить потери. Такой тип управления называется активным управлением. Как только данные показывают, что нарастающее снижение прибыли не может быть следствием нормальных колебаний, тотчас же со стороны управления следуют ответные действия. Таким образом управление реагирует в момент начала рационального действия Т>D>.
К моменту Т прекращения воздействия угрозы фирма терпит суммарный убыток от основной деятельности О, измеряемый площадью под верхней кривой, а также убыток С в размере затрат на прекращение убытка от основной деятельности. Таким образом, общие потери составят: L>T> = О + С.
Задача стратегической реакции состоит в том, чтобы свести к минимуму потери L>T> и по возможности обратить их в прибыль. Во многих других случаях, в особенности - в крупных “старых” фирмах, имеющих многолетний опыт успешной деятельности, убедительных данных нередко оказывается недостаточно для того, чтобы с их стороны последовала быстрая реакция. В подобных случаях начало реакции запаздывает по отношению к моменту рационального начала действия Т>D> на отрезок времени Т>d>. Такое управление в кризисной ситуации называется реактивным.
Все большее число фирм применяет неэкстраполятивное прогнозирование развития технологии, структурное экономическое прогнозирование, сценарии и т. д., непосредственно направленные на выявление возможных изменений, возникающих в связи с дискретными отклонениями стратегического характера. Полученные таким образом прогнозы представляют собой информацию, которая в принципе дает возможность предпринять упреждающие меры до события. Достаточно отдаленный горизонт прогнозов позволяет фирме завершить ответное действие до того, как возможная угроза успеет нанести ей сколько-нибудь ощутимый ущерб.
Подобный тип поведения называется плановым управлением. Момент начала рационального действия T>D> находится в пределах горизонта прогнозирования. Реакция фирмы должна начинаться сразу же, как только прогноз определенно укажет на появление угрозы. Запаздывание в реакции системы при плановом управлении имеет меньшую величину, чем в остальных случаях. Механизмы задержки способны свести на нет потенциальные преимущества прогнозирования. Ущерб, который при этом будет нанесен фирме, зависит от соотношения между тремя факторами: горизонтом прогнозирования T>D>, задержкой вследствие медлительности T>d> и временем T>R>, которое потребуется фирме, чтобы отреагировать на возможную угрозу.
1. Ситуация будет оптимальной, если задержка T>d> находится под контролем, так что остается достаточно времени для того, чтобы отреагировать на возможную угрозу прежде, чем начнется ее воздействие. При этом, с одной стороны, реакция не будет преждевременной и, с другой стороны, единственным видом издержек для фирмы будет стоимость реакции. Этот случай можно описать при помощи уравнения:
T>d> = T>D> - T>R>.
2. Если реакция начинается прежде, чем начнет проявляться действие угрозы, но слишком поздно для того, чтобы реакция была завершена до начала этого воздействия, издержки будут выше, поскольку они будут включать стоимость реакции и убытки от основной деятельности. Уравнение в этом случае примет вид:
T>d> > T>D> - T>R>.
3. Если продолжительность задержки вследствие медлительности T>d> чрезмерна (T>d> > T>D>), преимущества, создаваемые прогнозированием, большей частью сводятся на нет, и реакция становится либо реактивной, либо активной.
4. Наконец, может получиться так, что продолжительность реакции T>R> выйдет за горизонт прогнозирования T>D>:
T>R> > T>D>.
В этом случае реакция не завершится до начала воздействия угрозы, даже если будет устранена задержка вследствие медлительности T>d>.
Стремясь обеспечить своевременную реакцию на дискретное отклонение при минимальных издержках, руководители фирм в определенных пределах могут регулировать все три определяющих фактора: горизонт прогнозирования T>R>, продолжительность реакции T>R> и задержку вследствие медлительности T>d>.
Таким образом, чтобы не потерять преимущества, создаваемые прогнозированием, необходимо не только совершенствовать прогнозирование, но одновременно повышать готовность руководителей учитывать долгосрочные прогнозы, несмотря на их определенную расплывчатость и неполноту.
Кризисная ситуация требует применения чрезвычайных и нестандартных мер. Эти чрезвычайные меры нужно разделить на 2 категории:
1. Меры, составляющие первую категорию, принимают с тем, чтобы привести деятельность фирмы в соответствие с дискретными изменениями в ее отношениях с внешним окружением, в ее внутренней динамике и ее системе ценностей. Такими мерами, изменяющими лицо фирмы и в перспективе способствующими внедрению в практику нового “образа жизни”, являются проникновение фирмы в новые сферы бизнеса, отказ от текущей предметно-производственной специализации фирмы, ее существенная реорганизация и внедрение систем стратегического планирования. Эти действия называются стратегическими мерами.
2. Меры, составляющие вторую категорию, не приводят к изменению привычных отношений. Тем не менее они достаточно радикальны: проведение необычно широких кампаний по стимулированию сбыта, резкое снижение цен для оживления ослабевшего спроса, крупномасштабное списание основного капитала, ликвидация больших запасов устаревших товаров, замена устаревшего оборудования, ограничение найма рабочей силы, приостановка программ повышения квалификации руководящих кадров, сокращение расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Эти действия называются чрезвычайными оперативными мерами.
Реакция, имеющая целью избежать стратегических мер, типична для реактивного управления. В ее основе лежит предположение о том, что трудность можно преодолеть при помощи привычных, хотя и радикальных, оперативных контрмер. В ходе такой реакции последовательно опробуется ряд мер, начиная с тех, которые оказывались успешными в прошлом. Фирма, управление в которой имеет реактивный характер, обращается к стратегическим мерам лишь в том случае, если она продолжает терпеть убытки, несмотря на оперативные меры и режим экономии. К этому моменту уже много времени упущено, накапливаются значительные убытки и фирма несет чрезвычайные расходы. Первоначальная реакция на оперативные меры является также характерной чертой активного управления. Фирма все еще не расположена и не готова к непривычным стратегическим угрозам, однако вместо того, чтобы прибегать к последовательному ряду ответных мер, она анализирует имеющиеся данные, выбирает и осуществляет комбинацию контрмер, которая представляется ей оптимальной. Когда же выясняется их безрезультатность, фирма решительно переходит к стратегическим мерам. Следующая модель относительно редко встречающегося поведения, характерна для фирм с плановым управлением. Экстраполятивное прогнозирование здесь дополняется изучением внешнего окружения с целью выявления возможных изменений. В ходе первоначального диагностического анализа рассматриваются возможности одновременного применения оперативных и стратегических мер. Организация этого типа способна осуществлять и те и другие меры параллельно.
Питер Драккер - известный во всем мире специалист по управленческому консультированию, - предлагает свой вариант антикризисного управления. Основа этого варианта - управление, нацеленное на результаты. Драккер выделяет 3 экономические задачи антикризисного управления:
1) существующий бизнес должен стать эффективным;
2) его потенциал должен быть определен и реализован;
3) его следует превратить в другой бизнес, отвечающий изменяющимся задачам будущего.
Эти задачи накладываются друг на друга. Они требуют унифицированной стратегии. Для решения любой из указанных задач, не говоря уже о трех, взятых вместе, необходимо понимание подлинных реальностей бизнеса как экономической системы, ее возможностей в сфере экономики и связей между имеющимися ресурсами и возможными результатами.
Основой антикризисного управления у Драккера является всесторонняя оценка бизнеса. Рассмотрению и анализу подвергаются следующие “области результатов”:
1. Изделия и серии изделий (или услуги).
2. Рынки (потребители, конкуренты и каналы сбыта).
3. Соотношение вклада “областей результатов” в части доходов и долей расходов, которые они вызывают.
4. Позиция руководства и перспективы каждой “области результатов”.
5. Выделение каждой области основных ресурсов.
6. Предварительный диагноз “областей результатов”.
Основной анализ бизнеса начинается с исследования бизнеса в его теперешнем состоянии, т. е. в том состоянии, в котором он дошел до исследователя, будучи подвергнутым влиянию всех тех решений, действий и результатов, происшедших в прошлом. Необходимо видеть сам скелет, суть, т. е. экономическую структуру.
Крупнейший западный теоретик в области конкуренции М. Портер выделяет следующие способы конкурентной борьбы, которые могут быть применимы в антикризисном управлении. Первый способ - более низкие издержки. Второй способ - дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой же цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает большую прибыль.
Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Дифференциация позволяет фирме диктовать высокие цены, что при равных с конкурентами издержках опять-таки дает большую прибыль.
Вид конкурентного преимущества и сферу, в которой оно достигается, можно объединить в понятие типовых стратегий. Самая большая стратегическая ошибка - использовать все конкурентные стратегии одновременно. Это верный путь к стратегической посредственности и плохим показателям, потому что фирма, пытающаяся использовать все стратегии одновременно, не сможет как следует использовать ни одну из них из-за их “встроенных” противоречий.
Для проведения антикризисных мероприятий необходимо оценить настоящее состояние бизнеса и его будущие перспективы.
Заключение
Нынешнее состояние российского общества носит переломный характер. Первоначальная эйфория, связанная с надеждами быстро построить процветающую рыночную экономику, начинает уступать место осмыслению длительности и трудностей выхода страны из кризиса.Ситуация в российской экономике по-своему уникальна и не имеет аналогов ни с прошлой деятельностью отечественных предприятий, ни с зарубежной практикой. Но есть ли реальный выход из создавшегося тупика?
Думаю, да. Но преодолеть кризис российской экономики без опоры на мощь государства невозможно. Осуществление антикризисных мер должно опираться на административные, юридические и экономические рычаги, имеющиеся у государства.
На первом этапе важно выправить наиболее острые диспропорции в экономике при приоритете централизованно используемых административных рычагов. При этом государственная политика должна, в частности, включать в себя:
антикризисную поддержку удовлетворения первоочередных потребностей населения;
антикризисную поддержку приоритетных производств;
обеспечение критического импорта при государственном контроле за экспортом стратегических товаров.
По мере смягчения кризисных процессов должен осуществляться переход от государственных административно-ограничительных мер к экономическим рычагам, стимулирующим становление развитой структуры рынка и резкое увеличение численности самостоятельно хозяйствующих субъектов рынка. Это позволит увеличить объемы производства и перестроить его структуру с ориентацией на конкурентные отношения.
Начало и укрепление таких структурных сдвигов позволят перейти к осуществлению программы мер по целенаправленному развитию системы рынков. Подобному реальному формированию рыночных структур должны быть подчинены средства налоговой и кредитной политики, экономические и правовые меры воздействия государства на экономику, формы, способы и темпы приватизации, а также внешнеэкономическая политика.
Список использованной литературы
Богачев В.Ф. и др. "Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. - СПб.: Издательский дом "Коврус", 1996. - 352с.
Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов/ Базаров Г. З., Беляев С.Г. и др.; Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И.. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. - 469с.
Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой/ Богданова Т.А., Градов А.П. и др.; Под ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. - СПб.: "Специальная литература", 1996. - 511с.
Ансофф И. Стратегическое управление/ Под ред. Л.И. Евенко. Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989.
1 "Пустыня Тартари" - фильм известного итальянского режиссера В. Дзурлини, рисующий быт и нравы гарнизона крепости, постоянно ожидающего нашествия врага.