Торговля инжиниринговыми услугами (работа 2)

Торговля инжиниринговыми услугами

Содержание

инжиниринг услуга энергетический коммерческий

Введение

1. История развития инжиниринга

2. Понятие инжиниринга и его основные услуги

3. Инжиниринг - самостоятельная область международной коммерческой деятельности

4. Анализ современного состояния рынка инжиниринговых услуг в энергетической отрасли России

Заключение

Список использованных источников

Введение

Активное использование достижений научно-технического прогресса, а также развитие и углубление международного разделения труда определяют необходимость приобретения конкурентных преимуществ для стран. Создание наукоемких товаров требует наличия соответствующих мощностей и разработок, развитой инфраструктуры, повышения эффективности предприятий, присутствия современных технологий и новейших средств производства, ноу-хау. Присутствие в экономике развитой отрасли инжиниринговых услуг позволяет компаниям национальной экономики функционировать в этих условиях. Высокотехнологичные инжиниринговые услуги являются важным конкурентным преимуществом государства.

Основной целью данного реферата является выявление тенденций развития современной международной торговли инжиниринговыми услугами и теоретико-методологическое и практическое обоснование путей и механизмов использования конкурентных преимуществ российских инжиниринговых компаний для повышения роли России в условиях усиления глобализации мировой экономики.

Инжиниринг – это услуги по использованию технологических и иных научно-технических разработок. В этом заключается его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология.

Стремительный рост международных операций по торговле инженерно-техническими услугами выделил их в самостоятельный вид международных коммерческих операций, что привело к образованию и развитию международного рынка инжиниринговых услуг.

1. История развития инжиниринга

Первоначально инжиниринг возник вБритании в гражданском строительстве и ограничивался консультационной деятельностью в области сооружения дорог, мостов, портов, аэродромов, систем водо- и энергоснабжения, работ по мелиорации и др. Позднее инженерно-консультационные услуги стали предоставляться также и в области промышленности. Инжиниринг вСША начал развиваться также с предоставления консультационных услуг и обслуживал исключительно внутренний рынок. Толчком для распространения американского инжиниринга за пределами США послужила Вторая мировая война, во время которой осуществлялись в широких масштабах работы по строительству аэродромов, дорог, портов, военных объектов в других странах. Эти работы выполнялись как частными американскими инженерными фирмами по правительственным заказам, так и специальными отделами американской армии, укомплектованными специалистами по инжинирингу. [1]

В первые послевоенные годы инжиниринг получил развитие и в других промышленно развитых странах. Этому в значительной степени способствовала деятельность различных международных организаций, в том числе Международного банка реконструкции и развития (МБРР), направленная на оказание технического содействия развивающимся странам.

Большую роль в развитии инжиниринга сыграло предоставление промышленно развитыми странами технического содействия развивающимся странам на основе различных правительственных программ. Такая помощь тесно увязывалась с оказанием технических услуг специализированными инженерными фирмами. [4]

Развитие инжиниринга непосредственно связано также с внешнеэкономической экспансией крупнейших, в первую очередь американских, ТНК в развивающихся странах. Осуществление прямых частных инвестиций в этих странах путем создания собственных дочерних предприятий или участия в капитале национальных компаний стимулировало предоставление им различных консультаций по строительству новых мощностей, совершенствованию производственныхпроцессов и др.

Со второй половины 50-х годов начался новый этап в развитии инжиниринга и выделение его в самостоятельную область международной коммерческой деятельности. Если на предыдущем этапе инжиниринг ограничивался в основном только предоставлением технических консультаций, а все строительные работы выполняли строительные фирмы-подрядчики, то для последующего этапа характерно опережающее развитие инженерно-строительных услуг, непосредственно связанных со строительством промышленных объектов преимущественно с поставкой «под ключ».

На современном этапе произошло значительное увеличение объема и суммарной стоимости технических услуг, являющихся предметом международной торговли, а также расширение в этой деятельности доли участия западноевропейских и японских фирм при сохранении господствующего положения за американскими фирмами.

Рис. 1. Эволюция компаний, предоставляющих инженерные услуги

http://forexaw.com

Развитие инжиниринга и выделение его в самостоятельный вид международных коммерческих операций явилось отражением научно-технического прогресса, затронувшего все отрасли промышленности и прежде всего машиностроение. Результат — существенные сдвиги в структуре международной торговли в сторону увеличения торговли сложными видами оборудования, требующими специальных знаний для решения технологических и организационных проблем, начиная от проектирования предприятия до ввода его в эксплуатацию. [9]

Другим важным фактором, оказавшим влияние на рост инжиниринга в современных условиях, является высокий спрос на технические услуги со стороны стран, вступивших на путь самостоятельного экономического развития и не имеющих необходимого опыта и кадров специалистов для такого строительства. Они вынуждены привлекать иностранные фирмы для разведки и разработки своих природных ресурсов, развития топливно-энергетической базы, создания ряда отраслей тяжелой промышленности и др.

Важную роль продолжает играть и такой фактор, как стремление к внешнеэкономической экспансии крупнейших ТНК, использующих предоставление технических услуг как одно из средств проникновения в экономику других стран. Практика показывает, что выполнение экспортного контракта на инжиниринг, как правило, влечет за собой последующую поставку машин и оборудования, цена которых в 10 — 20 раз превышает соответствующий показатель технических услуг, обусловивших их поставку . Например, четвертая часть вывоза машин и оборудования из Франции является следствием предшествовавшего ему инжиниринга, выполненного соответствующими французскими фирмами.[3]

И наконец, выделению инжиниринга в самостоятельную область международной коммерческой деятельности способствовало появление большого числа крупных инженерных фирм с огромными оборотами и широкой сферой деятельности, создание многочисленных национальных ассоциаций инженерных фирм и международных ассоциаций, содействующих развитию их деятельности

2. Понятие инжиниринга и его основные услуги

Инжиниринг – это услуги по использованию технологических и иных научно-технических разработок. В этом заключается его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология. [3]

Инжиниринговые услуги можно подразделить на три вида:

1. Услуги по подготовке производства, к которым относятся следующие подвиды:

 предпроектные услуги (изучение рынка, полевые исследования, топографическая съемка, подготовка технико-экономических обоснований и др.);

 проектные услуги (составление генеральных планов и схем, технических спецификаций и т. п.);

 послепроектные услуги (подготовка контрактной документации, ведение проекта, управление строительством, приемо-сдаточные работы и т. п.).

2. Услуги по организации процесса производства и управлению предприятием.

3. Услуги по обеспечению реализации продукции.

Существуют три основных метода строительства, отличие которых заключается в содержании контрактов на оказание инжиниринговых услуг.

При первом методе большая часть работ осуществляется персоналом заказчика или местными фирмами. В этом случае зарубежная фирма (инжиниринговая) выступает обычно лишь в качестве консультанта и не несет ответственности за осуществление проекта.

Второй метод предполагает выполнение иностранной инжиниринговой фирмой большей части или всех инжиниринговых услуг и, соответственно, ее ответственность за выполнение проекта.

Третий метод применяется при строительстве объектов «под ключ», когда инжиниринговые услуги предоставляются генеральным подрядчиком в качестве составной части всего комплекса услуг.

Международный контракт на оказание инжиниринговых услуг включает следующий ряд обязательных пунктов: обязательства инжиниринговой фирмы и заказчика с приложением перечня подлежащих выполнению работ; сроки и графики выполнения работ; численность и состав персонала инжиниринговой фирмы, участвующего в работах по контракту; степень ответственности сторон за нарушение ими договорных обязательств и т. д. Заключение контракта на оказание инжиниринговых услуг чаще всего происходит в результате проведения торгов. При оплате инжиниринговых услуг используются три метода. [3]

Метод повременной оплаты на базе ставок заработной платы инженеров-консультантов применяется для оплаты таких видов услуг, как консультирование, обучение специалистов и других работ подобного характера, объем которых зачастую невозможно определить. Расценки устанавливаются на основе рыночных почасовых пли дневных ставок заработной платы персонала инжиниринговой фирмы. Совокупные затраты на оплату труда умножаются на установленный в контракте коэффициент, чтобы обеспечить покрытие фирмой накладных расходов, процента на вложенный капитал, получение прибыли и возмещение некоторых других издержек. К полученной величине прибавляется фактическая сумма прямых материальных и других затрат.

Метод оплаты фактических затрат плюс фиксированное вознаграждение применяется при проведении инжиниринговых работ с неопределенным заранее объемом и структурой.

Метод оплаты в процентах от стоимости строительства применяется при предоставлении всего комплекса инжиниринговых услуг. Этот метод чаще всего используется на международном рынке. [3]

3. Инжиниринг - самостоятельная область международной коммерческой деятельности

В развитых странах насчитывается много тысяч фирм и организаций, выполняющих работы типа инжиниринг. В США, например, зарегистрировано свыше 25 тыс. таких фирм различного профиля и объема деятельности. Некоторые из них имеют очень узкую специализацию, ограничиваясь консультациями по частным вопросам (выбор земельных участков, составление балансов, архитектурное оформление и т.д.). Нередко такая фирма представлена одним экспертом в какой-либо определенной области, и вся его деятельность сводится лишь к консультированию. В то же время для США характерны фирмы-гиганты, выполняющие работы типа строительного инжиниринга и берущие на себя все функции по созданию соответствующих объектов.

В международной практике определились две категории фирм, выполняющих работы типа инжиниринг: специализированные фирмы (предоставление инженерно-технических услуг — основная сфера их деятельности) и промышленные фирмы (сочетают оказание инженерных услуг с производственной деятельностью). [7]

Специализированные инжиниринговые фирмы в зависимости от вида предоставляемых услуг делятся, в свою очередь, на две группы: инженерно-консультационные и инженерно-строительные.

-Инженерно-консультационные фирмы предоставляют технические услуги в форме консультаций. Они сами не занимаются ни производством, ни строительством. Сфера их деятельности широка. Это и гражданское строительство (порты, аэродромы, транспортные магистрали, шахты, городское строительство), и промышленные объекты, использующие специфические технологические процессы.

- Инженерно-строительные фирмы предоставляют обычно полный комплекс инженерно-технических услуг, включая проектирование объекта, поставку оборудования, монтаж, наладку и пуск оборудования в эксплуатацию. Эти фирмы довольно часто берут на себя функции генерального подрядчика объекта, привлекая в качестве субпоставщиков машиностроительные и строительные компании.

Помимо проектирования гражданских и военных объектов инженерно-строительные фирмы специализируются в области разработки промышленных объектов, и прежде всего основанных на использовании специфических технологических процессов.

Среди инженерно-консультационных фирм развитых стран можно выделить определенную специализацию как по вилам предоставляемых инжиниринговых услуг, так и по отраслевой направленности. Так, американские, английские, японские, итальянские фирмы оказывают преимущественно инженерно-строительные услуги в полном комплексе, между тем как у французских фирм преобладают инженерно-консультационные услуги.

В промышленно развитых странах — США, Великобритании, Голландии,Страны восходящего солнца и др. — существуют крупные инженерные фирмы, которые имеют свои филиалы за границей и осуществляют большой объем инжиниринговых работ. Такие фирмы в своей деятельности обычно ориентируются в значительной степени на экспорт. Например, у западногерманских инжиниринговых фирм доля экспортных заказов составляет примерно 60%, у американских и французских — около 30%.

Специализированные инжиниринговые фирмы в зависимости от характера осуществляемых ими хозяйственных связей делятся на независимые и родственные промышленным компаниям. Независимые специализированные фирмы не имеют родственных отношений с промышленными компаниями и в хозяйственном отношении самостоятельны. Однако на практике большинство из них тесно связаны с одной или несколькими крупными промышленными компаниями, их филиалами или агентами и действуют в их интересах.

Специализированные родственные инжиниринговые фирмы — это филиалы или дочерние компании крупных генеральных подрядчиков, занимающихся инжиниринговой деятельностью как основной.

Промышленные фирмы относятся ко второй категории фирм, выполняющих работы типа инжиниринга. Их обычно подразделяют на компании-проектировщики и компании — производители оборудования для определенных отраслей промышленности.

- Компании-проектировщики, стремясь сохранить секреты производства, выполняют технологическое проектирование с целью расширения или создания нового производства на основе собственных патентов и ноу-хау, а подрядчики используются для выполнения остальных инженерно-консультационных работ, осуществляя контроль за этими работами.

- Для компаний — производителей оборудования выполнение работ типа инжиниринг является средством увеличения продаж основной продукции. Как правило, речь идет о проектировании крупных установок, изготовление оборудования для которых выполняется той же фирмой.

Для осуществления операций по оказанию инженерно-технических услуг промышленные ТНК создают у себя специальные конструкторские отделы или проектные бюро. Иногда машиностроительные компании, которые могут проектировать только узкоспециализированные предприятия или один из видов технологических процессов, для проектирования комплектных предприятий создают совместные инженерные фирмы.

Нередко, когда речь идет о строительстве крупных объектов, фирмы, оказывающие услуги типа инжиниринг, образуют временные или долгосрочные консорциумы, в которые входят как национальные, так и иностранные компании. Финансируют такиеконсорциумы, как правило, банки, устанавливая связь с генеральным подрядчиком, который несет ответственность за деятельность всего консорциума. [8]

4. Анализ современного состояния рынка инжиниринговых услуг в энергетической отрасли России

Российский инжиниринговый бизнес в области оказания услуг по проектированию и строительству объектов большой энергетики впервые за последние 15 лет переживает период пика активности. Никогда прежде перед проектно-изыскательскими институтами и строительно-монтажными трестами не ставилось подобных задач с момента развала Советского Союза. В ближайшие 5 лет планируется ввести более 40,9 млн. кВт генерирующих мощностей в тепловой и гидроэнергетике. Федеральная целевая программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 — 2010гг и на перспективу до 2015г» предполагает ввод 9,8 ГВт атомных мощностей, при том что сегодня 10 атомных станций имеют суммарную установленную мощность 23,2 ГВт. [7]

Инжиниринг как сектор рыночной экономики возник полтора столетия назад в Великобритании, когда впервые стали продаваться услуги инженеров (вначале единоличных, а затем и групп инженеров, объединенных в инженерные фирмы), востребованных промышленниками для строительства новых заводов и модернизации действующих. В связи с этим инжиниринг понимался как предоставление услуг по созданию и эксплуатации объектов промышленности и инфраструктуры (см. рис. 1.).

Важным этапом развития инжиниринга стали 1940-1950-е г.г. После окончания второй мировой войны начали осуществляться крупные проекты восстановления и модернизации промышленности в Европе, а позднее началась масштабная индустриализация в странах третьего мира. В связи с этим возникла новая по тому времени потребность в комплексных инженерных услугах и проектах «под ключ». В частности, требовалось не только построить промышленный объект, но и помочь заказчику в его последующей эксплуатации и обучении кадров. В связи с этим услуги в области инжиниринга стали все более разнообразными, возникли национальные и международные рынки инжиниринговых услуг.

Рис. 2. Эволюция компаний, предоставляющих инженерные услуги

Источник - http://www.combienergy.ru/stat955.html

В 1970-1980 гг. понадобилось уточнить понятие инжиниринга, систематизировать его виды, а также унифицировать инжиниринговые услуги не только на национальном, но и на международном уровне. Именно тогда Европейская экономическая комиссия ООН разработала Руководство по составлению международных договоров инжиниринга, Руководство по составлению международных договоров консорциума и др.

По определению Европейской экономической комиссии ООН, инжиниринг — это особая деятельность, связанная с созданием и эксплуатацией предприятий и объектов инфраструктуры, или, иначе говоря — совокупность проектных и практических и услуг, относящихся к инженерно-технической области и необходимых для строительства объекта и содействия его эксплуатации.

Крупнейшими компаниями, предоставляющими услуги консультационного и комплексного инжиниринга для предприятий энергетического комплекса России, являются отраслевые проектные и научно-исследовательские институты РАО «ЕЭС», ОАО «Газпром» и т.д.

Кроме организаций, представленных на рисунке 2, существует ряд независимых фирм комплексного инжиниринга, таких как Холдинг «Энергостройинвест», ОАО «Группа Е4», ЗАО «КЭС - ЭнергоСтройИнжиниринг» и т.д. Как правило, это относительно «молодые» предприятия созданные на базе отраслевых проектных институтов, монтажных и наладочных организаций и вобравшие в себя опыт фирм-основателей и перспективные, соответствующие современным тенденциям идеи нового руководства. [7]

В связи с отсутствием в течение длительного периода застоя в энергетическом строительстве крупных заказов у крупных проектных институтов, большинство из них было существенно ослаблено, потеряло основную часть квалифицированного персонала и накопленный за долгие годы потенциал. Например, крупнейший в Сибири проектно-изыскательский институт ОАО «НоТЭП» при средней численности персонала в 80-е годы в 1500 человек, сейчас располагает менее чем 400 специалистами. При этом следует отметить наметившиеся в последние годы положительные тенденции в части развития кадрового потенциала, связанные с началом инвестиционной оттепели в энергетике. В основном приток персонала обеспечивается за счет переманивания квалифицированных сотрудников и воспитания молодых специалистов. Однако, многие проектные организации не имеют возможности выполнить все разделы проекта строительства крупного энергоблока в комплексе, ввиду отсутствия ряда узких специалистов, по таким разделам как гидротехнические сооружения, системы топливоподачи, АСУ ТП и т.п. Аналогичная ситуация сложилась среди монтажных предприятий и пуско-наладочных фирм. Крайне остро ощущается дефицит опытных комплексных руководителей строительства и главных инженеров проектов. Спрос на специалистов подобного уровня на рынке труда существенно превышает предложение.

Первыми, кто ощутил нехватку производственных мощностей для удовлетворения потребностей растущего рынка, помимо инжиниринговых компаний стали предприятия энергомашиностроительного комплекса, такие как ЭМАльянс, Силовые машины, ОМЗ, Элсиб, УТЗ, Сибэнергомаш и т.п. На сегодняшний день имеют место не только случаи существенного увеличения сроков реализации заказов на изготовление основного оборудования электростанций (котлы, турбины, генераторы), но и отказа клиентам в размещении новых заказов на предприятии. Безусловно, это становится основным сдерживающим фактором реализации «Новой инвестиционной программы Холдинга РАО «ЕЭС России» на первом этапе. Для решения этой проблемы заводы вынуждены привлекать специалистов из смежных отраслей, например, монтажных организаций. Одним из эффективных решений по уменьшению длительности циклов производства оборудования может стать типизация и тиражирование энергоблоков, ранее предлагаемая и используемая во времена бума строительства советской энергетики. Кроме того, активно входят на рынок иностранные игроки, предлагая как свои услуги по изготовлению оборудования за рубежом, так и продажу современных технологий российским производителям с организацией совместных предприятий, например, Siemens и Силовые машины, ЭМАльянс и Alstom. Безусловно, вторая форма сотрудничества более предпочтительна для российской энергетической отрасли, позволяя развивать собственный машиностроительный комплекс и задействовать отечественные сервисные компании для обслуживания и ремонта оборудования в дальнейшем.

На данном этапе развития российского рынка инжиниринговых услуг оказывается наиболее приемлемым слияние и поглощение компаний, с образованием крупных инжиниринговых холдингов и корпораций. По этому пути уже пошли инженерные фирмы РАО «ЕЭС». На базе крупнейших проектных институтов образованы региональные научно-технические и инженерные центры

Несмотря на объединение и большой накопленный опыт в области проектирования, вновь организованные инженерные центры ощущают серьезные сложности в организации совместных работ и конкуренцию со стороны зарубежных организаций («Poyry», «Enprima», «Black&Veatch» и т.д.) и относительно молодых российских инжиниринговых компаний (ПИЦ «УралТЭП», ОАО «Лонас-технологии» и т.д.).

Это связано с рядом причин, среди которых можно выделить отсутствие эффективной единой корпоративной стратегии, с четким определением приоритетов и механизмов взаимодействия в рамках корпорации; существенный дефицит квалифицированных специалистов, который может быть покрыт лишь в ближайшие 5-10 лет, учитывая сроки обучения и получения необходимого производственного опыта; большой возрастной разрыв между сотрудниками, достигающий в ряде проектно-изыскательских институтов 30-40 лет; низкая производительность труда и культура производства, слабое техническое оснащение; слабый уровень автоматизации производства; серьезное отставание предлагаемых технологий и решений от мирового уровня (котлы с ЦКС, ПГУ и т.д.); отсутствие ориентированного на клиента подхода, что часто выражается в отсутствии гибкости при заключении контрактов, получении исходных данных и выполнении дополнительных работ; персонал ориентирован на процесс, а не результат, для которого первостепенным является отметка в табеле о присутствии на рабочем месте, а не выполненная задача. [7]

Заключение

Наряду с развитием торговли услугами в целом, растет значение международной торговли инженерно-консультационными и инженерно-строительными услугами. Это обусловлено той ролью, которую играет сектор инжиниринговых услуг в экономике стран. Конкурентоспособность многих отраслей хозяйства во многом зависит от качества и эффективности спроектированных приборов, зданий, оборудования и инфраструктуры объектов, на которых осуществляется хозяйственная деятельность. На этапе становления новых промышленных объектов инжиниринг обеспечивает хозяйствующие субъекты технологиями, современным менеджментом высококвалифицированным персоналом. Большое значение инжиниринговой деятельности определяется также тем положением, которое она занимает на рынке труда: в большинстве развитых стран в секторе инжиниринговых услуг занято до 5-7% экономически активного населения.

Современная торговля инжиниринговыми услугами характеризуется следующими тенденциями: на фоне состояния стагнации рынков недвижимости многих развитых стран, усугубившегося мировым финансовым и экономическим кризисом, инжиниринговые услуги стали менее востребованными в мире. В конце 2008 г. – начале 2009 г. темпы роста мировой торговли данными видами услуг стали отрицательными. Другими тенденциями в отрасли являются рост значимости стран БРИК как поставщиков и потребителей инженерно-консультационных услуг. Это прослеживается и в условиях кризиса.

Важной особенностью деятельности инжиниринговых фирм также является тот факт, что успешные компании стремятся диверсифицировать спектр предоставляемых услуг с тем, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов в полной мере. Таким образом, происходит укрупнение компаний в рамках отрасли, хотя в общей массе доминируют мелкие и средние фирмы.

На новом этапе НТП повышается роль инновационного процесса в деятельности инжиниринговых компаний. Появился даже особый термин «инновационный инжиниринг». Развитие технологий, научно-технологический обмен, обмен информацией, ноу-хау, лицензиями и патентами становятся залогом успеха и важным конкурентным преимуществом инжиниринговых компаний.

Российский рынок инжиниринговых услуг не является исключением. Для него характерно большинство тенденций, происходящих в мировой торговле инжиниринговыми услугами. В то же время в отрасли существует ряд проблем: сохраняется достаточно подробное документирование, а также ценообразование, которое строится на основе нормативов, и, в целом, гораздо более жесткая регламентация со стороны государства, чем во многих странах мира, кроме того имеет место большая налоговая нагрузка на компании.

Наиболее эффективными видами инжиниринговых услуг в России являются проектирование и строительство металлургических заводов, объектов инфраструктуры, электроэнергетики, в том числе, прокладывание трубопроводов, электромонтаж, строительство ТЭС, АЭС и некоторые др. Конкурентными преимуществами российских компаний являются гибкость и умение выстраивать свою деятельность с учетом международных, региональных и чисто российских рыночных правил, а также способность сохранять и развивать при этом свои ноу-хау.

Что же касается перспектив отрасли, то здесь можно отметить крупные возможности развития инжиниринга в России и завоевания новых ниш на мировом рынке. С восстановлением экономики после кризиса строительный рынок будет расширяться, в этот процесс будут вовлечены регионы, где инжиниринг еще недостаточно развит. Политика государства, направленная на поддержание дружественных отношений с зарубежными странами, также будет способствовать налаживанию торговых отношений в данной сфере, в частности в проектировании и строительстве атомных электростанций.

Список использованных источников

1. Арабов П. Персидский газопровод обошел «Набукко»// «Известия», 02.04.2009

2. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. Учебное пособие. М., «Экономика», 2006.

3. Кравченко, А. Г. Международная торговля : курс лекций для студентов специальности 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность» дневной и заочной форм обучения / А. Г. Кравченко. – Гомель : УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2006. – 56 с

4. Российский инжиниринг: условия международного развития// Журнал «Металлоснабжение и сбыт», 11.07.2005.

5. Ростовский Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. М., «РГБ», 2007.

6. Рязанов А.Н. «Российский инжиниринг: условия международного развития», Сервиснефтегаз №13, 12.11.2007.

7. Фирсов М.В, Основы бизнес-инжиниринга. М., «ТЕИС», 2004.

http://www.combienergy.ru/stat955.html

9. http://www.ruscable.ru

http://forexaw.com