Военно-политическое сотрудничество стран Ближнего Востока со странами Западной Европы и США

Реферат: Военно-политическое сотрудничество стран Ближнего Востока со странами Западной Европы и США



Соединенные Штаты и их партнеры по НАТО продолжают проявлять повышенный интерес к региону Ближнего Востока и Северной Африки. Параллельно с расширением Североатлантического альянса на Восток наращивается его деятельность на южном фланге. На современном этапе, так и на обозримую перспективу важность региона для НАТО и Запада в целом обуславливается его существенным геополитическим, экономическим и военно-стратегическим значением.

Регион является обладателем уникальных запасов минерального сырья – углеводородов, имеющих первостепенное значение для нормального функционирования мирового хозяйства. Ближний Восток и Северная Африка расположены на пересечении главных экономических и стратегических путей, связывающих три континента – Европу, Азию и Африку. Здесь проходят морские, сухопутные и воздушные коммуникации, играющие важную роль в мировых экономических связях и представляющие ценность для стратегических перебросок войск.

В западных столицах отчетливо понимают, что стабильность и безопасность их стран находится в непосредственной зависимости от того, как будет развиваться политическая и экономическая ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Это стало еще более очевидным в связи с превращением региона в один из главных центров генерирования идей политического и религиозного экстремизма, деятельности многочисленных террористических организаций.

На сегодняшний день активно проявляют себя в странах региона такие европейские государства, как Великобритания, Франция, Италия, Германия. Однако наиболее активно, масштабно и целенаправленно действуют США. В настоящее время здесь Вашингтоном последовательно осуществляются планы реализации американских политических, экономических и военно-стратегических целей. Причем первостепенное внимание уделяется обеспечению гарантированного безопасного доступа к финансовым и энергетическим ресурсам ближневосточных и североафриканских стран. Именно с этих позиций следует расценивать войну с целью свержения режима С.Хусейна и последующие шаги американской администрации по закреплению своих позиций в Ираке, участие США в ближневосточном урегулировании (при условии сохранения военно-технического превосходства Израиля над арабскими странами) и в противодействии распространению наиболее радикальных течений исламского фундаментализма. Важное место в осуществлении целей своей политики Вашингтон отводит развитию военного сотрудничества с государствами региона, закреплению в некоторых из них прямого американского военного присутствия.

Как подчеркивается в документе «Стратегия безопасности США на Ближнем Востоке» (1995 г.), разработанном в Пентагоне, «центральным компонентом стратегии США на Ближнем Востоке является сохранение и расширение возможностей по защите наших (американских, В.Ю.) интересов с использованием военной силы. Одним из аспектов деятельности в этом направлении и основным подтверждением нашей готовности к выполнению обязательств по сдерживанию региональных агрессоров является присутствие здесь в мирное время морских, военно-воздушных и сухопутных сил США».

Решение задач, связанных с военной защитой американских интересов в регионе, возложено на Объединенное центральное командование (ОЦК) ВС США (USCENTCOM), которое официально начало функционировать 1 января 1983 г. В зону ответственности ОЦК входят 25 стран Ближнего и Среднего Востока, Северо-Восточной Африки и Центральной Азии, а также акватории Персидского залива, Красного и Аравийского морей, северо-западной части Индийского океана. К странам зоны ответственности относятся: Афганистан, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кения, Кувейт, ОАЭ, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Сейшельские острова (с 1996 г.), Сомали, Судан, Эритрея, Эфиопия. В октябре 1999 г. в зону ответственности ОЦК ВС США вошли пять бывших советских центральноазиатских республик: Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Израиль, Ливан, Сирия, Турция, страны Магриба входят в зону ответственности объединенного командования ВС США в Европейской зоне.

Особое значение в отношениях со странами региона Соединенные Штаты и их западные партнеры отводят правовому обеспечению своего военно-политического присутствия, усилению своего влияния на процессы, происходящие в этих странах, расширению с ними военно-технического сотрудничества. Это, как правило, делается путем заключения двусторонних договоров и соглашений о сотрудничестве в области обороны и безопасности. Вместе с тем в целом ряде случаев отношения США и их союзников с государствами региона носят характер неформального военно-политического союза.

Предпринимаются шаги и по организации многостороннего военно-политического сотрудничества с использованием структур НАТО. Так, в 1995 г. Североатлантический альянс начал реализовывать т.н. «Средиземноморскую инициативу», предусматривающую налаживание диалога между НАТО и странами Южного и Восточного Средиземноморья в рамках программы, во многом схожей с восточноевропейской программой «Партнерство ради мира». Первоначально в натовской инициативе участвовали Египет, Израиль, Мавритания, Марокко и Тунис. Позднее к ним присоединились Иордания (1996 г.) и Алжир (2002 г.). Вне диалога остаются Ливан, Ливия и Сирия.

Стремление США и их натовских партнеров втянуть страны Ближнего Востока и Северной Африки в военно-политические союзы прозападной ориентации имеет давнюю историю. Еще в начале 50-х годов США и Великобритания предприняли активные шаги по созданию так называемого Средневосточного командования, в состав которого они хотели включить представителей Египта, Сирии, Ирака, Саудовской Аравии, Йемена, Ливана, Иордании и Израиля. Однако все перечисленные государства отказались от участия в этой затее.

В 1955 г. Западу удалось создать на Ближнем и Среднем Востоке военный блок – «Багдадский пакт», в который вошли Великобритания, Турция, Иран, Ирак и Пакистан. США, формально не являясь участником пакта, принимали самое деятельное участие в работе ряда его структур, оказывали военную помощь странам-участницам, размещали на их территории свои военные объекты. После революции 1958 г. из блока вышел Ирак, а в 1979 г. после революции в Иране блок, переименованный в 1959 г. в СЕНТО, прекратил свое существование.

На протяжении 60–80-х годов прошлого столетия военное сотрудничество стран Запада с большинством государств БВ и СА заключалось в основном в поставках оружия и техники, ее обслуживании и подготовке местных военных кадров, проведении совместных учений. Все это в большинстве случаев не давало США и их союзникам политических и юридических оснований, предусмотренных международным законодательством, для активного политического, а тем более военного вмешательства в дела стран региона.

Решительный поворот в этом вопросе произошел после оккупации Ираком Кувейта в 1990 г. и последующей операции войск многонациональной коалиции во главе с США по его освобождению.

В первую очередь, в начале 90-х годов процесс заключения договоров о сотрудничестве с ведущими государствами Запада в области обороны и безопасности затронул членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

Вместе с тем следует отметить, что еще в 80-х годах после революции в Иране, ввода советских войск в Афганистан и начала ирано-иракской войны аравийские монархии (хотя и не сразу) стали изъявлять готовность пойти на расширение американского и иного военного присутствия на своих территориях в интересах защиты от внешнего нападения.

Это, в свою очередь, дало президенту Р.Рейгану повод сделать 23 января 1987 г. официальное заявление о том, что США гарантируют защиту стран-членов ССАГПЗ от нападений извне и внутренних переворотов. Затем последовали конкретные шаги по наращиванию американского военного присутствия в Заливе.

Таким образом, события 80-х годов в зоне Персидского залива были выгодно использованы Вашингтоном в интересах упрочения своих военно-политических позиций в регионе, превращения США в своего рода покровителя аравийских монархий.

Однако, как уже говорилось выше, перелом в военно-политических отношениях аравийских монархий с Западом произошел в начале 90-х годов и был обусловлен тем, что кувейтский кризис отчетливо продемонстрировал военную слабость аравийской «шестерки», неспособность ее членов как в отдельности, так и совместно решать задачи по защите своего суверенитета и территориальной целостности от внешней агрессии со стороны сильного противника. Характерно в этой связи мнение командующего войсками антииракской коалиции в 1990–1991 гг. американского генерала Нормана Шварцкопффа, который особо отметил несостоятельность армий стран ССАГПЗ эффективно использовать состоящую на их вооружении боевую технику, а также преобладание в их составе иностранных наемников.

Главным выводом из уроков кувейтского кризиса для членов ССАГПЗ стало то, что в деле обеспечения национальной безопасности и защиты от внешней агрессии их руководство признало необходимым уделять повышенное внимание вопросам получения гарантированной иностранной военной помощи от США, других стран Запада, а также дружественных арабских режимов. Фактически это означало отказ от ранее продекларированного организацией намерения опираться в вопросах обороны на собственные силы.

В результате в первой половине 90-х годов большинство стран ССАГПЗ заключило договора или соглашения о военном сотрудничестве и совместной обороне с США, Великобританией, Францией и Италией, а Кувейт в 1993 г. подписал соглашение о военном сотрудничестве с Россией.

Что касается договоров и соглашений, подписанных США со странами ССАГПЗ, то в них формально отсутствуют конкретные обязательства со стороны Вашингтона оказывать военную помощь аравийским партнерам в случае внешней агрессии.

Бахрейн. После получения независимости в 1971 г. эмират подписал договор о военном сотрудничестве с Великобританией, который предусматривал проведение совместных учений и оказание содействия в подготовке национальных военных кадров. Однако вскоре документ утратил свою силу.

23 декабря 1971 г. правительство Бахрейна подписало соглашение об использовании американскими ВМС на арендной основе военно-морской базы (ВМБ) Манама. В октябре 1973 г. американская база на Бахрейне сыграла важную роль в оказании помощи Израилю. Это подорвало престиж эмирата в арабском мире. В результате власти решили изменить порядок пользования США бахрейнскими военными объектами. В июне 1977 г. соглашение было аннулировано, однако по новой договоренности американские военные корабли сохранили право захода в порты страны, а военные самолеты – право пролета в воздушном пространстве эмирата на разовой основе.

Расширение масштабов ирано-иракской войны в середине 80-х годов, развязывание ее участниками в Персидском заливе так называемой «танкерной войны» представляли непосредственную угрозу национальной безопасности Бахрейна. В этих условиях руководство страны пошло на расширение военного сотрудничества с Вашингтоном. Американским ВС было предоставлено право использования военно-воздушной базы (ВВБ) Эль-Мухаррик и ВМБ Ситра. Командование ВС США разместило в Бахрейне узел связи, пункт сбора информации со спутников, ведущих наблюдение за акваторией Индийского океана, склады военного имущества. Американским ВМС оказывалось в Бахрейне всяческое содействие, включая ремонт кораблей.

В 1992 г. Бахрейн и США подписывают соглашение по вопросам обороны и безопасности. Оно подтвердило прежние договоренности в части, касающейся доступа ВС США к аэродромам и портам страны и складирования вооружения на ее территории. Затем аналогичное соглашение подписывается с Великобританией.

В июле 1995 г. Бахрейн дал согласие на размещение на своей территории штаба 5-го оперативного флота ВМС США. В феврале 1998 г. во время подготовки удара по Ираку в Бахрейне дислоцировалась часть ударной группировки американских ВВС. В 2003 г. территория страны стала одним из плацдармов, с которого Соединенные Штаты вели военные действия против Ирака.

Вашингтон в 2002 г. заявил о готовности предоставить Бахрейну статус «союзника США вне НАТО», что позволит значительно расширить двустороннее военное сотрудничество.

В целом при решении вопросов обеспечения национальной безопасности, защиты суверенитета и независимости страны руководство Бахрейна, по всей вероятности, продолжит ориентироваться на США и Великобританию.

Катар. В сентябре 1971 г. Катар одновременно с получением независимости подписывает с Великобританией договор о дружбе, предусматривавший проведение в случае необходимости консультаций по военно-политическим вопросам, представляющим взаимный интерес. Английские корабли получили право захода в порты Катара. Но уже в 1972 г. Катар расторг этот договор.

На основе анализа событий, связанных с кувейтским конфликтом, руководство Катара пришло к выводу, что решающей силой, способной оказать помощь эмирату в случае внешней агрессии, являются США и их союзники – Франция и Великобритания. 22 июня 1992 г. с США подписывается соглашение по вопросам обороны и безопасности. Вооруженные силы США получили доступ к портам и аэродромам Катара, регулярно стали проводиться совместные учения ВС двух стран. В марте 1995 г. Катар разрешил размещение на своей территории тяжелой техники для бронетанковой бригады армии США.

В 1993 г. был подписан меморандум о взаимопонимании в области обороны с Великобританией. Однако Лондон уклонился от официального взятия на себя обязательства по оказанию военной помощи Катару в случае агрессии. В 1994 г. подписывается соглашение о совместной обороне с Францией, которое предусматривает направление в Катар французских военных советников и специалистов, проведение совместных учений ВС двух стран.

С 2002 г. в Катаре на военной базе Эс-Салия был размещен командный пункт ОЦК ВС США, откуда велось общее руководство американской военной операцией против Ирака в 2003 г.

Кувейт. 19 июня 1961 г. Кувейт становится независимым государством, а 26 июня эмират заключает договор с Великобританией, предусматривавший «поддержание отношений между двумя странами в духе тесной дружбы», «проведение консультаций между правительствами по вопросам, затрагивающим интересы друг друга», а также готовность Великобритании прийти на помощь Кувейту в случае, если его правительство попросит об этом. И такая просьба последовала буквально через несколько дней. Причиной тому стала угроза военного вторжения со стороны Ирака. Вскоре в страну был переброшен британский контингент, который оставался там до прибытия межарабских сил.

До иракской агрессии 1990 г. Кувейт, не обладая военными возможностями обеспечения собственной безопасности, опирался в этих целях на дипломатию, балансировал между значительно более крупными и мощными в военном отношении соседями, искал возможность получать помощь от широкого круга государств. Причем кувейтцы стремились исходить прежде всего из национальных интересов своей страны, укрепления ее самостоятельности и суверенитета. Кувейт придерживался твердого мнения, что деятельность ССАГПЗ должна проходить без вмешательства внешних сил, подразумевая под ними США. В целом правительство страны выступало за нейтрализацию Персидского залива и невмешательство внешних сил в дела региона.

Иракская агрессия поставила под сомнение прежнюю концепцию обеспечения национальной безопасности Кувейта. На практике кувейтское руководство убедилось, что реальной гарантией обеспечения защиты страны от иностранной агрессии может быть только военно-политический союз с США и другими государствами НАТО. 19 сентября 1991 г. Кувейт подписывает с США соглашение о военном сотрудничестве. Оно предусматривает доступ вооруженным силам Соединенных Штатов к портам и военным базам на территории эмирата, право пролета в воздушном пространстве, преимущественное право поставлять Кувейту оружие и военную технику, участие в подготовке его ВС, проведение совместных военных учений, размещение на территории эмирата складов вооружения для американских войск. На основании соглашения была создана и действует американо-кувейтская группа по вопросам обороны. В апреле 2004 г. госсекретарь К.Пауэлл назвал Кувейт важным ненатовским союзником и надежным другом США.

11 февраля 1992 г. заключено кувейтско-английское соглашение (меморандум о взаимопонимании) по вопросам обороны. Документ предусматривает широкое взаимодействие сторон в оперативном планировании применения кувейтских ВС, проведение совместных учений, расширение объемов поставок вооружения из Великобритании, ее участие в обучении местных военнослужащих и реконструкции кувейтских военных объектов. Английские ВМС получили право пользоваться портовыми сооружениями Кувейта. В феврале 1992 г. подписано соглашение о военном сотрудничестве с Италией, которое предполагает поставки кувейтской армии вооружений и проведение совместных учений вооруженных сил двух стран.

17 августа 1992 г. заключено соглашение по вопросам обороны с Францией. Документ предусматривает непосредственное вмешательство Франции для оказания помощи Кувейту в том случае, если эмират станет объектом нападения извне. Предполагается также осуществлять поставки французского оружия, оказывать содействие в подготовке военных кадров, обмениваться экспертными оценками о ситуации в регионе Залива, обмениваться разведывательной информацией, проводить совместные учения, предоставление льгот ВС Франции по использованию военных объектов на кувейтской территории.

В 2003 г. Кувейт стал главным плацдармом, с которого войска американо-британской коалиции начали наступательную операцию против Ирака, приведшую в апреле 2003 г. к краху режима С.Хусейна.

Выстраивание системы соглашений об обороне и безопасности с ведущими западными державами свидетельствует о том, что курс на превращение США и других стран НАТО в главных союзников эмирата реально превратился в ключевой элемент обеспечения безопасности и территориальной целостности кувейтского государства.

Объединенные Арабские Эмираты. По договору о дружбе 1971 г. Великобритания сохраняла исключительное право осуществлять подготовку личного состава эмиратских войск, оснащать их оружием и военной техникой, иметь своих инструкторов, пользоваться военно-воздушными и военно-морскими базами. В случае согласия правительства ОАЭ Великобритания имела право направлять в страну воинские подразделения численностью до 1000 человек.

Для обеспечения защиты своего суверенитета и государственных интересов ОАЭ в 1987–1988 гг. пошли на тесное сотрудничество с США. В частности, американским военным кораблям было предоставлено право захода в порты Эмиратов и осуществления в них ремонта и заправки топливом.

По итогам войны в Заливе 1991 г. ОАЭ стали больше внимания уделять коллективным формам сдерживания потенциальных агрессоров как путем получения международных гарантий региональной и национальной безопасности, так и получения гарантированной иностранной военной помощи, в первую очередь от США и других стран Запада, а также дружественных арабских режимов. Эмираты в 1994–1996 гг. подписали соглашения о сотрудничестве в области обороны и безопасности с США, Великобританией, Францией и Италией.

Заключенное в июле 1994 г. эмиратско-американское соглашение предусматривает заблаговременное размещение на территории ОАЭ запасов вооружения и материальных средств для сил быстрого развертывания (СБР) ВС США (конкретной договоренности по данному вопросу все еще не достигнуто), строительство военных объектов, проведение совместных мероприятий по боевой подготовке. Имеется договоренность об аренде американцами аэродромов Рас-эль-Хайма и Эль-Фуджейра.

В 1998 г. США использовали воздушное пространство страны для нанесения оттуда ударов по Ираку (операция «Лис пустыни»). В 2003 г. территория Эмиратов использовалась американскими ВС для ведения военных действий против Ирака.

По мнению Центра стратегических исследований ОАЭ, до тех пор, пока регион Персидского залива остается в зоне интересов США, является объектом их долгосрочных политических, экономических и военных интересов, это будет гарантировать обеспечение безопасности Эмиратов.

Соглашение по вопросам обороны и безопасности с Францией (1995 г.) предусматривает проведение незамедлительных консультаций в случае возникновения внешней угрозы ОАЭ, оказание военной помощи, расширение военного сотрудничества между двумя странами, содействие в оснащении эмиратских ВС современными видами вооружений и в подготовке военных кадров, проведение совместных мероприятий по боевой подготовке.

Согласно договору по вопросам обороны и безопасности с Великобританией (1996 г.), Лондон принял на себя обязательство защищать ОАЭ от внешней агрессии, поставлять современное оружие, оказывать содействие в подготовке военных кадров. Предусмотрено также проведение совместных учений вооруженных сил двух государств. В то же время отметим, что первоначально британская сторона не хотела брать на себя конкретного обязательства направлять свои войска в ОАЭ в случае нападения извне, зная, что наиболее реальным противником является Иран. Однако желание получить крупные военные заказы от Эмиратов в итоге взяло верх.

В 2003 г. ОАЭ и Италия подписали соглашение о военном сотрудничестве. Оно предусматривает взаимодействие в подготовке кадров, проведение совместных учений, сотрудничество в области военной промышленности.

Оман. На протяжении 60–70-х годов прошлого века тесные отношения в военно-политической сфере поддерживались с Великобританией, которая по договору 1958 г. сохраняла на оманской территории военно-воздушные базы на острове Масира и в Салала. В обмен англичане оказывали военную помощь султану. Великобритания занимала господствующее положение в оманской экономике, государственном аппарате и армии. Лондон также передал Оману принадлежавшие Южному Йемену острова Куриа-Муриа.

В январе 1975 г. султан Кабус совершил первый визит в США, положивший начало американо-оманскому военно-политическому партнерству. Связи между Маскатом и Вашингтоном заметно расширились после ухода английских войск из Омана в 1976–1977 гг. Уже в 1976 г. американцы получили право арендовать ВВБ на о. Масира.

Осенью 1979 г. Оман по согласованию с США выдвинул «проект поддержания безопасности в районе Персидского залива», предусматривавший создание в регионе специальной системы безопасности с участием США, Великобритании и ФРГ. Расходы на реализацию плана должны были взять на себя нефтедобывающие страны Аравийского полуострова. Однако идея не получила одобрения у других аравийских монархий, которые в тот период не желали усиления иностранного военного присутствия в зоне Залива.

В июне 1980 г. Оман подписывает соглашение о военном и экономическом сотрудничестве с США, по которому американские вооруженные силы получили право пользоваться военными базами на территории султаната (продлевается каждые пять лет). Так, американцы получили право использовать ВВБ Масира, Марказ-Тамарид, Эль-Хасиб, пункты базирования ВМС в Маскате, Райсуте и Сиди Лехза. Причем ВВБ Масира и порт Матра фактически поступили в их постоянное пользование, а остальные – в случае чрезвычайных обстоятельств. Все перечисленные объекты предназначались для СБР ВС США в качестве баз передового базирования и обслуживания деятельности ВВС и ВМС.

Правительство Омана в июле 1981 г. заключило соглашение с США о расширении двустороннего военно-политического сотрудничества. По нему султанат дал согласие на увеличение количества единиц размещаемой на его территории американской военной техники. США, со своей стороны, обязались оказывать Оману военную помощь.

В июле 1985 г. было подписано омано-английское соглашение о сотрудничестве в области обороны. С Францией в 1989 г. подписывается соглашение о военном сотрудничестве, которое предусматривало помощь в обучении личного состава и поставку вооружения.

В феврале 1998 г. оманское руководство предоставило свои военно-воздушные базы для авиации США, готовившейся нанести удары по Ираку, а в декабре 1998 г. американские стратегические бомбардировщики В-1В, участвовавшие в операции «Лис пустыни», наносили удары по Ираку с оманской базы Марказ-Тамарид. В ходе подготовки и проведения военной операции против Ирака в 2003 г. на территории Омана была размещена группировка ВВС США.

В целом в вопросах обеспечения внешней безопасности государства руководство Омана на современном этапе и на обозримую перспективу намерено основное внимание уделять поддержанию тесных военно-политических отношений с США и ведущими странами Запада, что рассматривается им в качестве надежной гарантии защиты страны, ее суверенитета и территориальной целостности от посягательств извне.

Королевство Саудовская Аравия (КСА). Еще в декабре 1943 г. американцы договорились с правительством КСА о строительстве военно-воздушной базы в Дахране на востоке страны (завершено в 1946 г.). Знаковым явлением в двусторонних отношениях стала встреча короля Абдель Азиза Ибн Сауда с президентом США Франклином Рузвельтом 14 февраля 1945 г. на борту американского крейсера в Суэцком канале. Руководители двух государств договорились о предоставлении в аренду США базы в Дахране сроком на пять лет с правом продления, были подтверждены американские концессии на разведку и добычу нефти на территории КСА. Ибн Сауд дал согласие на строительство нефтепровода из восточных районов королевства до Средиземного моря. Саудовский монарх просил Рузвельта не оказывать содействия сионистам в создании еврейского государства в Палестине. В ответ американский президент обещал, что США займут по палестинской проблеме справедливую позицию.

Укрепление безопасности Саудовской Аравии отвечало долгосрочным интересам США. В начале 50-х годов президент Г.Трумэн сообщил саудовскому королю, что «на любую угрозу королевству последует немедленная реакция Соединенных Штатов». На ВВБ в Дахране в годы «холодной войны» базировались стратегические бомбардировщики В-47. После вывода в 1951 г. из страны английской военной миссии обучение саудовской армии стало осуществляться американскими военными советниками.

Победа антимонархической революции в Йемене в сентябре 1962 г. осложнила ситуацию в саудовском королевстве. Слабость собственных вооруженных сил, их политическая неблагонадежность не позволяли руководству КСА чувствовать себя уверенным за безопасность и сохранность монархического режима в стране. В этих условиях оно обратилось за помощью к Соединенным Штатам. В октябре1962 г. президент Дж.Кеннеди заявил, что Вашингтон окажет поддержку «в сохранении безопасности и целостности Саудовской Аравии».В КСА были направлены подразделения американских ВВС, расширились поставки вооружения. К берегам королевства передислоцировались американские военные корабли. Тем не менее саудовское правительство отказалось в 1962 г. продлить срок аренды базы в Дахране.

В 70-е годы в отношениях с Вашингтоном Эр-Рияд исходил из чисто прагматических соображений, рассчитывая опереться на сильную мировую державу. Ставка на США делалась и как на мощного гаранта сохранения статус-кво в регионе. На передний план в двустороннем сотрудничестве все больше выдвигаются военные вопросы. 15 марта 1972 г. стороны подписали меморандум о взаимопонимании, который предусматривал закупку в США крупной партии боевых самолетов. Однако во время арабо-израильской войны в октябре 1973 г. и в начале 1974 г. отношения между двумя странами обострились. Американцы оказывали давление на КСА, требуя быстрейшей отмены нефтяного бойкота. Летом 1974 г. отношения возвращаются в прежнее дружеское русло и 18 июня стороны подписывают соглашения о военном и экономическом сотрудничестве.

В конце 1974 – начале 1975 гг. американо-саудовские отношения проходят через кризисный период. В то время в Белом доме стали поговаривать о возможной американской оккупации нефтепромыслов на аравийском побережье Персидского залива. Вашингтону потребовалось немало усилий, чтобы убедить саудовское руководство в отсутствии официальных планов такого рода. В итоге король Фейсал сделал вид, что поверил. Другого выхода у него просто не было.

Во второй половине 80-х годов американо-саудовское военно-политическое сотрудничество заметно усилилось. Саудовцы одобрительно оценили действия Вашингтона по защите морских коммуникаций в Персидском заливе в 1987–1988 гг., в т.ч. позитивно отнеслись к усилению военно-морского присутствия США в регионе. Американские ВС получили возможность использовать ряд элементов саудовской инфраструктуры.

В ночь с 1 на 2 августа 1990 г. иракские войска вторглись в Кувейт и в течение нескольких часов оккупировали его. Это вызвало шок в Эр-Рияде. Саудовцы рассматривали иракское вторжение в соседнее государство как большую угрозу королевству. Страна оказалась непосредственно перед лицом потенциального противника, без всякого буфера. Заверения С.Хусейна о том, что его войска не перейдут саудовскую границу, не воспринимались руководством КСА серьезно. Король и его окружение прекрасно понимали, что национальная армия не в состоянии противостоять военной машине Саддама. В этих условиях было принято решение обратиться за военной помощью к США, другим странам Запада и ряду арабских государств. 8 августа король Фахд принял соответствующее решение. «Американцев пригласили потому, что только они могли остановить и повернуть вспять агрессию Хусейна». Условием принятия американской помощи было подписанное США обязательство вывести свои войска по первому требованию короля Саудовской Аравии.

Основным уроком, вынесенным руководством КСА из событий 1990–1991 гг., стало осознание того, что королевство не может в полной мере обеспечить свою внешнюю безопасность ни самостоятельно, ни с помощью союзников по ССАГПЗ, чей суммарный военный потенциал меньше саудовского, не говоря уже об иранском и иракском даже после разгрома последнего в войне. В итоге в Эр-Рияде пришли к выводу о необходимости более тесного и масштабного военно-политического сотрудничества с США и их союзниками по НАТО, прежде всего Великобританией и Францией. С другой стороны, в Вашингтоне на основании анализа ситуации в зоне Персидского залива пришли к заключению о ключевой роли КСА для американской политики в регионе. Поэтому США, несмотря на известные противоречия в двусторонних отношениях, отводят королевству особое место в деле укрепления своих политических, военных и экономических позиций на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия считается полезным партнером в американской политике с точки зрения политического, религиозного и нефтяного влияния в арабском и исламском мире.

Длительный, прочный, имеющий стратегическое значение фактический союз между США и КСА при несомненном положительном значении для королевства в плане экономическом и военном одновременно снижает авторитет родины ислама как в исламском мире, так и, отчасти, положение режима внутри страны. Но другого выбора у саудовского руководства пока просто нет. Ныне Соединенные Штаты рассматриваются им в качестве основного гаранта внешней безопасности королевства. В то же время Эр-Рияд, стремясь подчеркнуть независимость своего внешнеполитического курса, не идет на подписание формальных соглашений о военном сотрудничестве с США.

В 90-е годы Саудовская Аравия предоставила свою территорию для складирования оружия, военной техники и имущества для ВС США. Кроме того, в КСА на постоянной основе был размещен американский воинский контингент, а также подразделения британских и французских ВВС. В июле 1992 г. Саудовская Аравия дала согласие на использование военно-воздушной базы в Дахране для проведения операций по контролю южной «неполетной» зоны в Ираке. В 2001 г. саудовцы не разрешили ВВС США совершать боевые вылеты авиации с территории королевства против талибского Афганистана, но в то же время позволили американцам использовать Центр управления воздушными операциями, развернутый на авиабазе «Принц Султан» в Эль-Хардже. В 2003 г. КСА не предоставила своей территории для размещения войск США, предназначенных для участия в войне против Ирака. Вместе с тем саудовский режим, несмотря на осуждающую словесную риторику, фактически одобрил действия Вашингтона по ликвидации режима С.Хусейна. Летом 2003 г. по требованию саудовской стороны американские войска покинули территорию королевства. Не в последнюю очередь Эр-Рияд пошел на этот шаг под давлением радикальной исламской оппозиции. Однако в стране остались многочисленные американские специалисты, без которых нормальное функционирование многих видов вооружений и технических средств ВС КСА просто невозможно.

Алжир. До начала 90-х годов внешнеполитический курс страны характеризовался четкой антиимпериалистической направленностью, а основным партнером АНДР в военной области являлся СССР. Изменения, произошедшие как внутри страны, так и в мире, привели к существенным коррективам алжирской внешней политики. В последние годы отмечается рост контактов Алжира с НАТО и США по военной линии: осуществляются (хотя и в ограниченных объемах) поставки в АНДР оружия и военной техники, растет число алжирских военнослужащих, направляемых на учебу в страны Запада, происходит активный обмен визитами военных делегаций.

Первые официальные контакты представителей АНДР и Североатлантического союза состоялись в 1997 г. С 1998 г. в Брюсселе при штаб-квартире НАТО действует алжирское бюро по связям. Проведено несколько совместных учений ВМС Алжира, США и Италии. В октябре 2000 г. президент АНДР А.Бутефлика посетил штаб-квартиру НАТО – это было первое ее посещение главой арабского государства.

Джибути. В день провозглашения независимости 27 июня 1977 г. Джибути и Франция подписали договор о дружбе и сотрудничестве, который предусматривал оказание французской стороной военной помощи в случае, если республика подвергнется агрессии. Одновременно было заключено соглашение о военном сотрудничестве, включающее оказание Францией помощи в создании и обучении национальной армии. На территории Джибути находится французская военная база, где размещаются подразделения сухопутных войск, ВВС и ВМС. По существу, Франция является гарантом сохранения независимости республики. А нахождение на ее территории французских войск представляет собой важный элемент обеспечения внешней безопасности Джибути.

В начале 90-х годов правительство республики во время внутреннего вооруженного конфликта обратилось к Франции с просьбой о предоставлении военной помощи, мотивируя это тем, что боевые отряды оппозиции совершают нападения с территории Эфиопии. Однако французы отказали, заявив, что конфликт не носит характера нападения извне.

В 2001 г. в Джибути было размещено 152-е оперативное соединение государств-участников антитеррористической операции – США, Великобритании, Франции, ФРГ, Испании и ряда других стран. Соединение обеспечивает безопасность судоходства в Красном море и Персидском заливе. В 2002 г. в республике разместились подразделения американского спецназа. Командование ВС США намерено также использовать территорию республики для обучения своих войск боевым действиям в условиях пустыни.

Египет. В начале 50-х годов Египет не стал участником антисоветских военно-политических союзов, которые активно пытались создавать на Ближнем и Среднем Востоке США и их союзники. Более того, в годы правления Г.А.Насера Египет постепенно становится в регионе важным военно-политическим партнером СССР. Москва оказывала Каиру политико-дипломатическую поддержку, экономическую и военную помощь. Именно благодаря советской помощи египтяне смогли быстро восстановить боеспособность своей армии после поражений в войнах 1956 и 1967 гг. После арабо-израильской войны 1967 г. египетское правительство предоставило льготы для кораблей и судов ВМФ СССР в портах Александрия, Порт-Саид, Эс-Саллум, Мерса-Матрух. Заинтересованность в этом была обоюдная: Египет нуждался в присутствии советских военных кораблей, чтобы обезопасить себя от израильских ударов, а для Советского Союза было важно иметь постоянные пункты базирования ВМФ в Средиземном море. В 1970 г. для прикрытия важных объектов страны от усиливавшихся ударов израильской авиации в Египет были направлены советские части ПВО и ВВС. Тем не менее Насер не шел на формальное договорное закрепление стратегического партнерства между нашими странами.

Это сделал его преемник А.Садат, который в мае 1971 г. подписал договор о дружбе и сотрудничестве с СССР. Однако он же вскоре пошел на резкое изменение внешнеполитической ориентации АРЕ, взяв курс на установление партнерских отношений с США. В 1976 г. Садат расторг договор с Советским Союзом.

Со второй половины 70-х годов, особенно после заключения в 1979 г. мирного договора между АРЕ и Израилем, происходит все более тесное политическое и военное сближение Египта и Соединенных Штатов. Каир становится одним из главных стратегических партнеров Вашингтона на Ближнем Востоке. Курс на развитие военно-политического сотрудничества с США продолжает и нынешний глава египетского государства X.Мубарак, хотя он и стремится сделать внешнюю политику АРЕ более сбалансированной.

Ориентация на США на современном этапе обосновывается правящими кругами страны тем, что Египет по-прежнему сильно нуждается в американской военной и экономической помощи, без которой политическая и экономическая стабильность в АРЕ может нарушиться или даже рухнуть (аналогичной точки зрения придерживаются и многие американские политики). Следовательно, необходимо всячески укреплять двустороннее сотрудничество. В Каире также полагают, что упрочение Египтом своего лидирующего места в арабском мире будет способствовать усилению позиций АРЕ как одного из наиболее значимых союзников США. Попытки же демонстративного оппонирования американской политике в регионе неизбежно окажутся неудачными и поэтому будут негативно отражаться на национальной мощи.

Поддержание и развитие египетско-американского военно-политического партнерства обусловлено в немалой степени общностью интересов двух государств по таким проблемам, как поддержание стабильности на Ближнем Востоке, сдерживание исламского радикализма и терроризма, успешное решение вопросов, связанных с арабо-израильским урегулированием.

Вашингтон, учитывая сохраняющуюся значимость Египта для продвижения американских интересов на Ближнем Востоке, заинтересован в дальнейшем укреплении отношений с Каиром и рассматривает Египет в качестве одного из ведущих партнеров в арабском мире. В 1988 г. АРЕ получила статус «союзника США вне НАТО», что означает возможность приобретения египтянами той же военной техники, на какую имеют право страны-члены альянса. Американская администрация не отказывается от предоставления ежегодной безвозмездной помощи АРЕ в размере 1,3 млрд. долл. на военные нужды, а также значительных сумм на экономические цели. На сегодняшний день Египет является крупнейшим получателем американской помощи среди арабских стран.

Основными официальными целями военно-политического курса США в отношении Египта являются: повышение возможностей вооруженных сил АРЕ противодействовать внешним угрозам, обеспечение доступа США к Суэцкому каналу и другим объектам египетской инфраструктуры, поощрение руководства АРЕ к поиску конструктивного диалога с внутренними оппозиционными силами.

Соединенные Штаты считают, что оказание содействия в реорганизации вооруженных сил АРЕ позволит улучшить их боевую сочетаемость с американскими войсками и армиями других стран НАТО, а также облегчит египтянам участие в коалиционных военных действиях, подобных операции «Буря в пустыне», и акциях по поддержанию мира. В Вашингтоне также полагают, что сильная зависимость египетской военной машины от американских поставок и материально-технического обеспечения служит своего рода страховкой от возможного возврата АРЕ к конфронтации с Израилем. При этом американцы считают, что «сила египетских военных, их связи с Соединенными Штатами являются лучшей гарантией стабильности Египта и его прозападного курса».

Со своей стороны египтяне предоставили ОЦК ВС США значительные льготы по использованию территории, воздушного пространства и портов АРЕ вплоть до складирования имущества СБР. Имеется соглашение о передаче в оперативное пользование 6-го флота ВМС США главной базы египетских ВМС Александрии на Средиземном море, пункта базирования Рас-Банас и порта Шарм-эш-Шейх на Красном море. ОЦК ВС США обладает возможностью (по предварительному согласованию) использовать аэродромы Вади-Кена, Каир (Международный), Каир (Западный), Рас-Банас, Эль-Ариш, Рас-Кусрани.

Есть все основания полагать, что Египет, учитывая стратегическую значимость для него американской помощи, продолжит курс на приоритетное развитие военно-политического сотрудничества с США.

Мавритания. В июле 1961 г. республика подписала соглашение об обороне и военной помощи с Францией, по которому французы брали на себя обязательство обучать и вооружать мавританскую армию, а также получили право размещать на территории страны свои военные базы. С середины 60-х годов прошлого века по мере укрепления внутри- и внешнеполитического положения мавританского государства масштабы военного сотрудничества с Францией сокращаются. Утрачивает свою силу соглашение об обороне. В 1966 г. французские войска покинули территорию страны. Ситуация изменилась в конце 1977 г., когда Франция оказала военную помощь Мавритании в войне против западносахарского Фронта ПОЛИСАРИО. С 1999 г. после прекращения военных связей с Францией отмечается расширение военных связей Мавритании с США.

Марокко. С первых лет независимости руководство Марокко в вопросах внешней политики и обеспечения национальной безопасности отдавало приоритет развитию военно-политических связей с государствами Запада. Особенно активно они стали развиваться во время войны в Западной Сахаре (1975–1991 гг.), когда страны НАТО, используя трудности, испытываемые Рабатом, сумели еще прочнее привязать к себе королевство, вынудив его идти в русле западной политики по многим важным международным вопросам. Однако утверждать, что марокканцы полностью следуют этой линии, было бы неверным. С другой стороны, Рабат никогда не получал от западных партнеров официальных гарантий своей безопасности.

Важное стратегическое положение Марокко во многом объясняет внимание Вашингтона к этой стране. США неоднократно заявляли о своей непосредственной заинтересованности в укреплении безопасности королевства. В 1982 г. создан и регулярно проводит свои заседания совместный комитет по вопросам военного и военно-технического сотрудничества. Оно развивается по следующим основным направлениям: участие США в подготовке марокканских военных кадров, продажа или передача королевской армии на безвозмездной основе (ежегодно на сумму до 50 млн. долл.) оружия и военной техники, проведение совместных мероприятий по оперативной и боевой подготовке штабов и войск, обмен военными делегациями и визитами военных кораблей. Важным элементом сотрудничества является предоставление американцам права на использование целого ряда объектов военной инфраструктуры Марокко. Так, по соглашению 1982 г. США получили возможность использовать ВВБ в Кенитре, Сиди-Слимане и Бен-Герире «в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на Ближнем Востоке и в Африке». С 1987 г. США могут использовать ВВБ Бен-Герир и в качестве запасного аэродрома для аварийной посадки космических кораблей многоразового использования.

Следует отметить, что военная помощь США носит дозированный характер и не имеет тенденции к существенному расширению. Как правило, американцы стараются направлять свои усилия преимущественно на развитие необходимых им элементов марокканской инфраструктуры, что не всегда отвечает интересам страны. Кроме того, в Рабате не скрывают своего недовольства американо-французской договоренностью о том, что объемы военной помощи и поставок оружия королевству не должны нарушать баланса сил между Марокко и Алжиром даже в случае обострения отношений между соседними государствами.

Давние традиции имеет военно-политическое партнерство Марокко с Францией. С Парижем заключено несколько соглашений о сотрудничестве в военной области. Проводятся совместные учения. Франция сохраняет за собой позиции одного из ведущих поставщиков военной техники для марокканских вооруженных сил.

Прочные военно-политические связи поддерживает Марокко с Испанией. В 1989 г. страны заключили договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Ранее, в 1984 г., было подписано соглашение о военном сотрудничестве. Мадрид оказывал Рабату помощь в войне против Фронта ПОЛИСАРИО. На регулярной основе проводятся совместные учения. В целом сотрудничество с Испанией рассматривается марокканским руководством как важный фактор стабильности в Западном Средиземноморье.

Есть в мароккано-испанских отношениях и ряд серьезных нерешенных проблем. Главная из них – вопрос о принадлежности анклавов Сеута и Мелилья, которые Марокко стремится вернуть под свой контроль. Однако Испания категорически отказывается сделать это. Оба города включены в единое оборонное пространство НАТО.

В июле 2002 г. обострился мароккано-испанский спор из-за принадлежности маленького острова Лейла (Перехиль). Кроме того, спорными территориями считается и ряд других прибрежных островов. В последнее время обостряется конфликт из-за линии прохождения морской границы между Канарскими островами и марокканским регионом Тарфия. Причем в спорном районе возможно залегание крупных запасов нефти.

Между двумя государствами имеются также противоречия по вопросам разграничения зон рыболовства в Средиземном море и в Атлантическом океане. Мадрид и Рабат выступают с взаимными обвинениями в содействии пограничной мафии в деле нелегальной иммиграции и наркоторговле. Вместе с тем спецслужбы двух стран наладили сотрудничество в деле борьбы с терроризмом.

Марокко развивает активное военное сотрудничество и с другими странами НАТО, с которыми заключены двусторонние договоры и соглашения о совместных мероприятиях по боевой подготовке, военно-техническому сотрудничеству, о предоставлении марокканской территории для проведения учений подразделениями иностранных армий. Так, с Великобританией имеются соглашения о военном сотрудничестве и использовании марокканской территории для учений британских ВВС. С Италией в 1991 г. заключен договор о дружбе и сотрудничестве, а ранее, в 1977 г., подписано соглашение о военном сотрудничестве. С Португалией в 1994 г. заключен договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Имеется соглашение с Бельгией о предоставлении марокканской территории для проведения мероприятий по боевой подготовке бельгийской армии. В то же время следует отметить, что с окончанием холодной войны внимание к Марокко со стороны западных партнеров ослабевает.

Тунис. Важную роль в политике республики играла и продолжает играть в целом прозападная ориентация Туниса, его тесные связи с США и Францией, в т.ч. по вопросам обороны и обеспечения безопасности. Тем не менее тунисское руководство не идет на заключение специальных договоров со странами Запада, которые бы официально закрепили и регулировали фактически существующие союзнические отношения с ними.

В 1957 г. Тунис был одной из немногих арабских стран, одобривших «доктрину Эйзенхауэра», предусматривавшую усиление американского влияния на Ближнем и Среднем Востоке, после чего Вашингтон начал оказывать республике экономическую, финансовую, а вскоре и военную помощь. На сегодняшний день Тунис наряду с Марокко является основным военно-политическим партнером Вашингтона в Арабском Магрибе.

В конце 60-х годов нормализуются отношения с Францией. Более того, по целому ряду вопросов Тунис начинает координировать свою внешнюю политику с Парижем. Получает развитие двустороннее сотрудничество в военной сфере.

В 1980 г. резко ухудшились отношения между Тунисом и Ливией. По обе стороны границы началась концентрация войск. Руководство республики обратилось к Западу за поддержкой для отражения возможной ливийской агрессии. В ответ Франция и США заявили о готовности оказать военную помощь Тунису и направили свои боевые корабли к ливийскому побережью, что охладило пыл М. Каддафи.

В октябре 2003 г. подписано соглашение о сотрудничестве в военной области с Германией. Оно предусматривает обмен специалистами, совместные действия двух армий при ликвидации последствий катастроф, сотрудничество в сфере военной медицины, спорте, изучении военной истории.

Страны Запада, оказывая Тунису разностороннюю помощь, в том числе военно-техническую, стремятся прочнее привязать страну к своему внешнеполитическому курсу, поставить ее в зависимое положение, дабы иметь в лице Туниса возможного партнера в осуществлении собственных планов в Средиземноморье. Что касается тунисского руководства, то оно, развивая политические и военные отношения с государствами Запада, делает упор на получении от них гарантированной помощи в случае нападения со стороны соседей. Это также позволяет Тунису меньше заботиться о собственных вооруженных силах, экономить на военных расходах. При этом республика не идет на предоставление своей территории для создания на постоянной основе иностранных военных баз или пунктов базирования иностранных войск.

Обеспечение национальной безопасности и создание благоприятных внешнеполитических условий для социально-экономического развития страны тунисское руководство тесно связывает со стабильной обстановкой в Европе и Средиземноморье. Президент Бен Али подчеркивает, что «Тунис должен стать расширенным европейским пространством». Республика выступает за превращение Средиземного моря в «озеро мира и сотрудничества».

Осознавая военную слабость своего государства, руководство Туниса в вопросах обороны будет и впредь ориентироваться на получение военной помощи от стран Запада.

Иордания. Незадолго до обретения независимости в марте 1946 г. в Лондоне был подписан англо-иорданский договор о дружбе и союзе, который во многом ограничивал суверенитет страны. На территории королевства продолжали дислоцироваться английские войска. Иорданская армия («Арабский легион») осталась под командованием британских офицеров и на содержании английского казначейства.

15 марта 1948 г. с Великобританией был подписан новый союзный договор. Из Иордании выводилась большая часть британских войск, но в распоряжении английского командования оставались две ВВБ в Аммане и Эль-Мафраке. Великобритания сохраняла право на ввод войск в страну в случае войны или ее угрозы, а также право свободного прохода войск через иорданскую территорию. Был создан совместный англо-иорданский совет обороны.

В середине 50-х годов в Иордании усиливается движение за достижение полной независимости. Королевство отказывается от присоединения к Багдадскому пакту. В марте 1956 г. в отставку был отправлен командующий «Арабским легионом» английский генерал Глабб. Вместе с тем король Хусейн и его окружение не хотели идти на полный разрыв с Великобританией и продолжали рассматривать ее в качестве основного гаранта существования монархического режима.

Летом 1958 г., опасаясь возможных негативных последствий для своей страны, связанных с революцией в Ираке, король Хусейн согласился на ввод в Иорданию английских войск, однако вскоре ситуация стабилизировалась и в ноябре англичане покинули страну.

В 70–80-е годы внешнеполитический курс Иордании в значительной степени был ориентирован на США. Между двумя странами поддерживались тесные военно-политические и экономические связи. Американские военные получили право на периодическое использование ВВБ Амман и ВМБ Акаба. Одновременно сохранялись традиционные политические и военные связи с Великобританией, развивались военные отношения с Францией.

В начале 90-х годов внешнеполитическое положение Иордании значительно ухудшилось. Это было вызвано позицией, занятой королевством во время кризиса в зоне Персидского залива. Тогда Иордания, во многом в силу внутриполитических причин, хотя и с оговорками, поддержала Ирак. В ответ США отказались в 1990 г. предоставить Иордании ежегодную военную помощь. Корабли ВМС стран антииракской коалиции строго контролировали прохождение судов в Акабский залив.

В трудной внешнеполитической ситуации, сложившейся вокруг Иордании, король Хусейн решил форсировать процесс урегулирования отношений с Израилем. Одобрив это решение Иордании, США и другие страны НАТО возобновили военную помощь королевству.

В 1996 г. Иордания получила статус «союзника США вне НАТО». Было подписано соглашение о доступе американских вооруженных сил на иорданские военные объекты. С 1996 г. иорданские военно-воздушные базы используются американской авиацией для перелетов в зону Персидского залива и перебросок подразделений морской пехоты. В этот период успешно развивались военно-политические и военно-технические связи с Великобританией и рядом других натовских стран. Подразделения королевских ВС постоянно участвуют в миротворческих операциях, проводимых под руководством США и НАТО (Сомали, Босния, Афганистан).

Иордания предоставила свою территорию для американских сил специального назначения во время военной операции США и Великобритании против Ирака в марте-апреле 2003 г. В королевстве перед войной были также размещены американские ЗРК «Патриот», а на аэродромах – подразделения ВВС.

Иорданское руководство в условиях сохраняющейся напряженности на Ближнем Востоке продолжает рассматривать США в качестве главной опоры в деле обеспечения внешней безопасности королевства, а также гаранта стабильности монархического режима внутри страны. Вашингтон, в свою очередь, успешно использует различные рычаги воздействия на Иорданию в целях закрепления ее в качестве политического партнера США на Ближнем Востоке и необходимого рычага американской концепции «гибкого военного присутствия» в регионе. Американцы гарантировали Амману оказание безвозмездной финансовой помощи на нужды обороны и безопасности, льготные поставки оружия и военной техники, содействие в реорганизации армии и подготовке военных кадров. Для рассмотрения этих вопросов создана и действует двусторонняя военная комиссия. Регулярно происходят встречи на высшем уровне военных деятелей обоих государств. Фактически военно-политические отношения США и Иордании представляют собой неформальный союз.

Ирак. Соединенные Штаты еще в марте 2004 г. намеревались подписать с Временным управляющим советом Ирака договор о статусе пребывания американских войск в стране, по которому США получили бы право на размещение военных баз (4–6) в стратегически важных районах Ирака. Однако подписание договора было отложено до времени создания в стране легитимного правительства.

Йемен. В последние годы все более интенсивно развиваются военно-политические связи Йемена с США. Правительство республики оказывает американской стороне содействие в борьбе с международным терроризмом. В ходе визита в США в 2001 г. президента ЙР А.А.Салеха было подписано соглашение о сотрудничестве между двумя странами в области безопасности. Развиваются и военные связи. Одновременно Йемен активно взаимодействует в военно-технической сфере с Россией.

Израиль. На протяжении 50-х – первой половины 60-х годов минувшего столетия Израиль в военно-политической сфере наиболее плодотворно и активно сотрудничал с Францией. С середины 60-х годов все более интенсивное и масштабное развитие получают израильско-американские отношения. После войны 1967 г. США становятся главным поставщиком вооружения и военной техники для израильской армии, Вашингтон оказывает израильтянам эффективную политико-дипломатическую поддержку.

30 ноября 1981 г. был подписан американо-израильский «Меморандум о взаимопонимании в области стратегического сотрудничества», что на деле означало оформление военно-политического союза между двумя странами.

В 1983 г. формируется совместный военно-политический комитет для разработки основ двусторонних связей по ближневосточным проблемам и создаются постоянные рабочие группы по военно-политическим, экономическим и техническим вопросам, планированию военной помощи.

В ноябре 1987 г. стороны подписали очередной меморандум, по которому снижены лимиты на военные поставки в Израиль и продажу израильского вооружения США. Израиль стал первой страной на Ближнем Востоке, получившей статус «союзника США вне НАТО».

Меморандум от ноября 1988 г. отразил постоянные обязательства США по обеспечению безопасности Израиля.

Во время конфликта в зоне Персидского залива в 1990–1991 гг. американцы перебросили в Израиль свои зенитные комплексы «Патриот», которые были активно задействованы для перехвата иракских баллистических ракет.

По имеющимся договоренностям американские военные имеют возможность использовать инфраструктуру Израиля для складирования вооружения и материальных средств, а также для переброски войск в зоны возможных конфликтов в ближневосточном регионе.

В Вашингтоне считают, что «совместные с ВС США планирование, проведение учений и заблаговременное складирование на его (Израиля.) территории оружия и военной техники позволит этому государству и дальше сохранять свое качественное военное превосходство перед лицом долговременных вызовов безопасности региона». Также успешно развивается сотрудничество с США в области военных НИОКР и военного производства.

Американо-израильские меморандумы и соглашения составляют юридическую основу военно-политических отношений между двумя государствами и одновременно свидетельствуют о ключевой роли, отводимой Соединенными Штатами Израилю на Ближнем Востоке.

В заключение подчеркнем, что процесс расширения военно-политического влияния Запада, главным образом США, в странах Ближнего Востока и Северной Африки будет продолжаться. Вашингтон и его партнеры по НАТО стремятся закрепить и расширить свое присутствие в регионе, обеспечить надежный долгосрочный доступ к его природным и финансовым ресурсам, контролировать происходящие здесь политические и экономические процессы, оградить себя от ударов региональных структур международного терроризма. При этом для решения перечисленных задач далеко не последнее место занимают военно-силовые методы, как в виде закрепления (а по возможности расширения) военного присутствия, так и использования, если это будет сочтено необходимым, прямой военной силы. Продолжится активная экспансия западных стран на ближневосточном и североафриканском рынках вооружений, вытеснение оттуда конкурентов, в том числе России.

политика ближневосточный военный стратегический

Список источников и литературы

1. Ближний и Средний Восток: проблемы региональной безопасности. М., 2000.

2. Звягельская И. Д. «Конфликтная политика» США на Ближнем и Среднем Востоке (середина 70-х – вторая половина 80-х годов). М., 1990.

3. Abdel Monem Said. Egypt – U. S. relations and egyptian foreign policy, www. washingtoninstitute. org, 24. 03. 2000.

4. Fernanda Faria, Alvaro Vasconcelos. Security in Northern Africa: ambi guity and reality. Paris, 1996.

5. Kennet Katzman. The Persian Gulf: Issues for U. S. Policy, 2003. Report for Congress. Washington, 2002.

6. Robert Satloff, Patrick Clawson. U. S. military aid to Egypt: assessment and recommendations, www.washingtoninstitute.org, 7.08.1998.