Союз арабского Магриба в современной перспективе
Реферат: Союз арабского Магриба в современной перспективе
Союз арабского Магриба (САМ), региональная организация, вот уже более 10 лет существующая в западном Средиземноморье, подводит серьезные итоги своей деятельности, чтобы осмыслить накопленный опыт за прошедший период, и что самое главное, с целью сохранения этого объединения в будущем. Так ли уж серьезна угроза распада САМ? Многие скептически настроенные исследователи приходят к выводу, что САМ уже нет, и что у стран Магриба слишком слабый как политический, так и экономический потенциал не только для развития, но и для поддержания внутрисоюзных отношений. Слишком велики были амбиции на момент учреждения этой организации, однако – слишком скромны результаты.
Идея объединения магрибинских стран на основе общих принципов и интересов высказывалась задолго до официального учреждения САМ. Историческая общность судеб народов Северной Африки, их единые цивилизационные корни, уникальное сочетание мусульманской и средиземноморской культурных традиций – все эти факторы способствовали зарождению идеи «Великого Магриба». Однако для ее реализации требовались, помимо исторических предпосылок, наличие положительной экономической динамики в регионе, чтобы интеграционные проекты имели существенную финансовую поддержку. В начале 60-х годов североафриканские страны предпринимают первые шаги по координации своих действий в области экономической политики. Так, в 1963 г. был создан постоянный консультативный комитет стран Магриба в составе Туниса, Алжира и Марокко. Позднее к нему присоединилась Ливия. В октябре 1964 г. в Тунисе состоялась первая конференция министров экономики стран Магриба. Регулярные встречи на министерском уровне продолжались вплоть до 1975 г. Позднее они были прекращены в связи с обострившейся ситуацией вокруг Западной Сахары, неопределенный статус которой вот уже более четверти века – одна из центральных региональных проблем Магриба. Этот до сих пор неурегулированный территориальный и политический конфликт – серьезное препятствие на пути реализации проектов как экономического, так и политического объединения государств Северной Африки.
Вкратце, история этого конфликта началась в 1975 г. после ликвидации испанского колониального присутствия в Западной Сахаре. Эта территория была поделена между Марокко и Мавританией. В 1979 г. Мавритания отказалась от всяких претензий на свою часть Западной Сахары, которую после этого заняло Марокко. Фактически Западная Сахара превратилась в еще одну провинцию королевства Марокко. Однако национально-освободительное движение во главе с фронтом ПОЛИСАРИО заявило о решении реализовать свое право на самоопределение. ПОЛИСАРИО, а также провозглашенная в 1980 г. Сахарская Арабская Демократическая Республика были широко поддержаны Алжиром. Этот факт был расценен Марокко как вмешательство в его внутренние дела с целью ослабления королевского режима. В целом действия Алжира нанесли удар не только по позиции Марокко в регионе. Был создан прецедент поддержки силового решения конфликта на официальном уровне. Это меняло расстановку сил в регионе и заставляло серьезно задуматься над проблемой обеспечения региональной безопасности и предотвращения подобных конфликтных ситуаций в будущем.
Вооруженная атака казармы и поста национальной гвардии 26 января 1980 г. в тунисском городе Гафса повлекла за собой разрыв дипломатических отношений Туниса и Ливии. Дело в том, что отряд тунисцев, завербованных ливийской стороной, был направлен из Триполи для организации мятежа с целью поддержки действий низовых профсоюзных организаций Туниса, стремящихся проводить более независимую от правящей партии политику по важнейшим социально-экономическим вопросам. Армия и полиция подавили попытку мятежа, а город был взят под строжайший военный контроль. Тунисские официальные лица обвинили в причастности к этому инциденту ливийского лидера Муаммара Каддафи. Однако Ливия отказалась от всех обвинений в свой адрес. Тем не менее в Тунисе многие были обеспокоены возможностью Ливии оказать серьезную поддержку какому-либо оппозиционному движению, если оно обратится к Триполи за помощью.
Политика Алжира и Ливии, направленная на оказание поддержки оппозиционным организациям в соседних странах, способствовала возникновению климата недоверия и напряженной ситуации в регионе. Такая обстановка осложняла координацию усилий североафриканских государств в экономической сфере и совсем не благоприятствовала интеграции стран Магриба. Поэтому первым шагом по преодолению кризисной ситуации на межгосударственном уровне стал заключенный между Тунисом и Алжиром 19 марта 1983 г. договор о братстве и согласии (к нему в декабре того же года присоединилась Мавритания), призванный по замыслу его создателей, послужить основой для сближения стран региона. Это был союз, открытый для всех стран Магриба. Его целями были установление добрососедских отношений, братского сотрудничества, а также устранение мирными средствами всех разногласий, которые могли бы возникнуть между государствами. Сначала этот договор носил название «Договор о дружбе и ненападении». Этот документ имел положительное воздействие на отношения между Тунисом и Алжиром, и длительный период напряженности и недоверия между двумя странами остался в прошлом1. Подписание договора стало мощным импульсом к сотрудничеству двух стран, они приступили к осуществлению совместных проектов во многих областях, включая совместную оборону.
Марокко не присоединилось к договору из-за нерешенной проблемы о статусе Западной Сахары. А 13 августа 1984 г. в г. Уджде Марокко и Ливия подписали договор об Арабо-Африканском союзе. Король Марокко представил новое объединение как продолжение инициативы, выдвинутой Алжиром, Тунисом и Мавританией. На самом деле целью Марокко была изоляция и ослабление фронта ПОЛИСАРИО, который неофициально поддерживался Алжиром. Заключение договора действительно ослабило ПОЛИСАРИО, но в значительно большей степени ухудшило отношения Ливии с Тунисом и Алжиром и чуть не привело к вооруженному конфликту.
Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что альтернативная попытка Марокко заключить Арабо-Африканский союз не только не способствовала дальнейшему объединению Магриба, но и на самом деле затормозила дальнейшее развитие интеграции. Что касается Договора о братстве и согласии, несмотря на желание сторон, все же не удалось убедить Ливию и тем более Марокко его подписать. В результате ни Договору о братстве и согласии, ни Арабо-Африканскому союзу не удалось реально подтолкнуть осуществление идеи единого Магриба. В то же время она нашла отражение в деятельности магрибинских государств, и в дальнейшем способствовала созданию единой региональной организации.
Эти два договора заложили базу объединения стран Магриба. На их основе был создан Союз Арабского Магриба. Официальная дата учреждения САМ – 17 февраля 1989 г. Впервые Марокко, Тунис, Алжир, Ливия и Мавритания на основании общих целей и интересов подписали договор о создании САМ, который воспроизвел в полном объеме тексты Договора о братстве и согласии от 19 марта 1983 г. и Договора о создании Арабо-Африканского союза от 13 августа 1984 г. САМ, по замыслу его основателей, призван «содействовать социально-экономическому развитию стран региона путем сбалансированного использования их материальных, природных и людских ресурсов».
В преамбуле договора говорится, что САМ стремится реализовать идею арабского единства, готов к расширению и увеличению числа членов, открыт как для арабских, так и других африканских стран.
Высший орган САМ – Президентский совет, состоящий из пяти членов-глав государств, собирающихся на свои сессии один раз в полгода и на чрезвычайные сессии – по мере необходимости. Наряду с Президентским советом в рамках САМ действует Совет министров иностранных дел, созываемый для подготовки заседаний Президентского совета. В договоре содержатся положения о том, что страны-члены не должны допускать на своей территории деятельности организаций, угрожающих безопасности государств или наносящих ущерб их национальному суверенитету или правящим режимам. В статье 14 договора оговаривается, что агрессия против любой страны-члена САМ должна рассматриваться как агрессия против всех членов союза. Согласно этому документу, государствам запрещалось вступление в какие-либо союзы и военные блоки, направленные против политической независимости и территориальной целостности других стран САМ3. Это означает, что члены организации заинтересованы в создании системы коллективной безопасности с целью снижения напряженности и обеспечения климата доверия между странами «пятерки». Строгое выполнение условий договора всеми участниками САМ должно способствовать нормализации межгосударственных отношений, отказу от вмешательства во внутренние дела друг друга, а также от поддержки оппозиционных организаций или групп, деятельность которых может нарушить стабильность всего региона. В первую очередь, речь идет о том, что Алжир должен полностью отказаться как от моральной, так и от материальной поддержки фронта ПОЛИСАРИО. Решение проблемы о статусе Западной Сахары мирными средствами будет серьезным шагом в направлении реализации проекта политической интеграции стран Магриба и обеспечения региональной безопасности в целом.
В экономической сфере договор предусматривал обеспечение свободы передвижения рабочей силы, капитала, услуг и товаров.
В момент создания союзу предрекали блестящее будущее. В начале 90-х годов работа в рамках САМ велась чрезвычайно интенсивно. До 1994 г. состоялось восемь встреч на высшем уровне. Это своего рода рекорд. За это время было проведено 18 совещаний министров иностранных дел. В январе 1990 г. в Тунисе участники встречи на высшем уровне наметили программу дальнейшего развития магрибинского единства, учредив, в частности, четыре комиссии: 1) финансово-экономическую; 2) продовольственную; 3) по трудовым ресурсам; 4) развитию инфраструктуры. Созданный в 1989 г. Консультативный совет (Маджлис аш-Шура) – магрибинский парламент с совещательными функциями – образовал в 1991 г. пять комиссий: 1) по политическим вопросам; 2) планированию; 3) финансово-экономической деятельности; 4) правовым вопросам; 5) делам молодежи и социальной политике. В рамках одной из комиссий разрабатывался план о замене паспортов на единую идентификационную карточку Магриба. В развитии магрибинских отношений в 90-е годы основной упор делался на достижение экономической интеграции и создание по аналогии с ЕЭС североафриканского общего рынка. Была принята стратегия общемагрибинского развития на последующие десятилетия. В ней предусматривались следующие этапы экономической интеграции: 1) зона свободной торговли; 2) таможенный союз; 3) общий рынок; 4) экономический союз. Было принято также решение о создании таких единых институтов, как: а) инвестиционный банк, б) университет Арабского Магриба, в) академия наук. На сессии Президентского совета в Касабланке в сентябре 1991 г. было заявлено о создании единой информационной службы и средств коммуникации, а год спустя стал функционировать канал магрибинского телевидения.
К большому сожалению, начиная с декабря 1995 г. созданные институты САМ не функционируют в полном объеме, а некоторые, например, Консультативный совет с января 1992 г. не проводил совещаний. После того как в апреле 1994 г. Алжир возглавил Президентский совет, Ливия и Марокко утратили интерес к работе высшего органа САМ и не желали принимать на себя никаких обязательств, связанных с осуществлением исполнительных функций в рамках союза. Постепенно САМ из действующей организации начал превращаться в формально существующее объединение, а главы государств не проявляли никаких инициатив к возобновлению работы. В феврале 1996 г. все же была предпринята попытка на уровне министров иностранных дел Мавритании, Туниса и Алжира реанимировать САМ, но она не увенчалась успехом из-за позиций Марокко и Ливии.
В качестве причин снижения межмагрибинской активности мы можем выделить как политические, так и экономические разногласия. Претензии некоторых участников на лидирующую роль в САМ, отстаивание своих собственных интересов в рамках ассоциированного членства в ЕС в ущерб межмагрибинским экономическим интересам, а также все еще сохраняющиеся разногласия между странами Магриба по вопросу о статусе Западной Сахары, существенно затрудняют выработку единой интеграционной политики САМ. Однако, несмотря на это, страны выражают заинтересованность в активизации деятельности САМ.
В 1999 г. в Тунисе состоялась научно-практическая конференция, посвященная десятилетнему юбилею САМ. Большинство выступающих высказались за размораживание отношений и укрепление связей между североафриканскими государствами, а также за строительство мощного регионального объединения, которое будет способствовать развитию и росту благосостояния Магриба.
Президент Туниса Бен Али, выступая перед главами дипломатических миссий в 1999 г., заявил, что «САМ, которому исполняется 10 лет, продолжает быть для нас (тунисцев) основным внешнеполитическим приоритетом. Мы продолжаем, сотрудничая с братскими лидерами стран Магриба, работать для того, чтобы сделать все возможное для продвижения процесса объединения…, наши усилия направлены на развитие сотрудничества между арабскими странами на самом высоком уровне»6.
Тунис, для того чтобы все эти намерения не остались на бумаге, как это уже неоднократно бывало в истории САМ, начал предпринимать конкретные действия, направленные на заключение договора с Марокко о создании зоны свободной торговли, а также обратился с аналогичным предложением к Египту и Иордании, чтобы в дальнейшем в зону свободной торговли вошли все страны-члены ЛАГ. Эти шаги должны способствовать установлению хорошего инвестиционного климата в Северной Африке, что поможет приблизить осуществление плана по созданию Зоны свободной торговли в Средиземноморье.
За последнее время магрибинский политический климат претерпел существенные изменения. После апрельских выборов 1999 г. в Алжире постепенно нормализуется внутриполитическая ситуация; с Ливии снято международное эмбарго, после согласия официального Триполи выдать двух своих граждан, обвиняемых в причастности к взрыву американского самолета над городком Локерби, следовавшего рейсом 103 из Лондона в Нью-Йорк7; отмечена интенсификация контактов между Тунисом, Алжиром и Марокко, а также желание Египта стать членом САМ, – все это можно рассматривать как хорошую основу для возобновления сотрудничества. В Северной Африке надеются, что ради процесса интеграции правительства «будут в состоянии отложить противоречия на второй план и создать единую экономику Магриба».
На прошедшей в 1999 г. в Алжире 35-й сессии Комитета САМ было заявлено, что реализация таких проектов, как создание зоны свободной торговли, общего рынка, единого таможенного управления (Таможенного союза), будет возобновлена в полной мере. В дальнейшем особое внимание САМ будет сосредоточено на развитии инфраструктуры, сельского хозяйства и человеческого фактора. Отмечая важность диалога государств Северной Африки с ЕС, Комитет призвал страны осуществлять координацию своих действий с ЕС, особенно в рамках Евро-Средиземноморского сотрудничества, чтобы европейское направление интеграции не явилось бы камнем преткновения в межмагрибинском диалоге.
Одним из основных вопросов повестки дня следующего саммита Союза Арабского Магриба будет вопрос о приеме Египта в качестве полноправного члена организации. Такая возможность предусмотрена ст. 17-й договора о создании САМ, в которой говорится, что государства, принадлежащие к арабской нации или к африканскому сообществу, могут присоединиться к договору, если страны-участницы дадут на это свое согласие. Увеличение числа участников за счет включения в него такого партнера, как Египет, неоднозначно отразится на расстановке сил внутри САМ. С одной стороны, членство Египта придаст больший вес организации не только в арабском мире, но и усилит позиции союза на международной арене. Египет рассматривается западными партнерами в качестве регионального центра силы, способного вдохнуть новую жизнь в САМ, который «тихо дремлет в летаргии». С другой стороны, это может вызвать ревность со стороны некоторых членов, претендующих на лидирующие позиции в САМ.
Что касается самого Египта, то его внешняя политика на североафриканском направлении заметно активизировалась еще в 1999 г. Официальные визиты президента Х.Мубарака в Алжир и Марокко летом 1999 г. продемонстрировали твердое желание Египта укрепить межарабские связи. Во время этих визитов Х.Мубарак высоко оценил результаты деятельности Египетско-Алжирского и Египетско-Марроканского высших совместных комитетов по экономической интеграции. Египет и Марокко подписали ряд соглашений о более тесном сотрудничестве в области сельского хозяйства, здравоохранения, транспорта, технологии и борьбы с преступностью.
В экономической сфере также наметились положительные сдвиги. Зона свободной торговли между двумя странами функционирует уже с апреля 1999 г.; были предприняты конкретные шаги по налаживанию регулярного проведения торгово-коммерческих ярмарок с целью повышения уровня сотрудничества между центрами по экспортному развитию, с одной стороны, и биржами, с другой, а также с целью интенсификации контактов внутри арабского экономического пространства. В феврале 1999 г. состоялось заседание Марокканско-Египетского совета, занимающегося вопросами бизнеса; а в июле того же года состоялась совместная сессия торговых палат двух стран. Подобные шаги характеризуют обоюдную заинтересованность магрибинских государств в создании хорошей базы для дальнейшей экономической интеграции в Северной Африке и вносят определенный вклад в строительство арабского общего рынка. Подобный прогресс между Египтом и Марокко оказал благотворное воздействие и способствовал появлению новых перспектив в отношениях Египта и Алжира.
Учитывая положительные результаты двустороннего сотрудничества, Египет стремится достичь таких же показателей и на более широком уровне, а именно в рамках многостороннего сотрудничества внутри САМ. Как уже отмечалось выше, одна из главных задач САМ – налаживание эффективного межорганизационного диалога с ЕС в рамках Евро-Средиземноморского сотрудничества. В Европе полагают, что использование положительного опыта, накопленного Египтом в отношениях с ЕС, поможет выработать единую магрибинскую стратегию партнерства, которая будет преследовать общие цели САМ. Наряду с повышением эффективности межорганизационного сотрудничества членство Египта в САМ будет способствовать стимулированию североафриканской экономической интеграции и повышению уровня межмагрибинской торговли, что, в свою очередь, приблизит реализацию одной из важнейших задач САМ – создание единого общего рынка.
Во время своего официального визита в Марокко президент Х.Мубарак, подчеркивая ведущую роль Египта в межмагрибинских отношениях, отметил, что стремление его страны наладить плодотворный диалог со странами Северной Африки не представляет собой смену внешнеполитических приоритетов Каира, а является лишь шагом по «восстановлению баланса» между восточным и западным направлениями региональной политики.
Таким образом, X.Мубарак озвучил фундаментальную задачу внешней политики Каира на ближайшую перспективу, а именно превращение Египта в мощный региональный центр силы. И, судя по всему, для этого у Египта имеются вполне серьезные основания.
На упоминавшейся выше научно-практической конференции, состоявшейся в 1999 г., посвященной десятилетнему юбилею организации, ее участники подтвердили свою приверженность политическим целям САМ. Так, выработка единой внешней политики и координация усилий, направленных на обеспечение безопасности, остаются основными приоритетами САМ. Одну из своих центральных задач на сегодняшний день Союз видит в налаживании межорганизационного диалога с ЕС в рамках Средиземноморского сотрудничества, начало которому было положено в 1995 г. на конференции в Барселоне. Безусловно, декларация о намерениях совсем не означает их непосредственного осуществления. Тем не менее подобное стремление у государств-членов характеризует наличие положительной динамики в процессе интеграции стран Северной Африки не только в субрегиональных, но и региональных рамках. Однако приходится констатировать, что страны при выработке совместных решений наталкиваются на объективно существующий ряд сложностей и проблем внутриполитического и экономического характера. Каждое государство, помимо общих целей, стремится решить свои собственные задачи, используя авторитет САМ. В рамках союза для Туниса и Марокко актуально экономическое сотрудничество с ЕС, которое позволит североафриканским странам выйти на более широкий уровень экономической интеграции. Ливия в САМ видит прежде всего средство политического сближения с Западом11. Алжир после окончания гражданской войны начинает заботиться о своем внешнеполитическом имидже, с чем связана активизация его политики в Северной Африке, а также в рамках САМ. Заметным шагом в этом направлении стало заявление Алжира о его поддержке планов Египта на вступление в САМ в качестве полноправного члена союза. Нам представляется, что подобная позиция Алжира будет неоднозначно воспринята всеми государствами-членами, поскольку вступление Египта неминуемо нарушит определенный статус-кво внутри организации. Однако, по-видимому, Алжир на это и рассчитывает. С начала основания САМ почти все страны, пожалуй, за исключением Мавритании, так или иначе претендовали на ведущую роль в организации. Тем не менее их планам не суждено было осуществиться в силу ряда причин: Алжир был парализован из-за осложнения внутриполитической обстановки, Тунис и Марокко активно добивались благосклонного отношения со стороны Европы, проблема о статусе Западной Сахары стала камнем преткновения между Алжиром и Марокко. В общем, все эти факторы не только мешали укреплению САМ, но и не давали возможности ни одному из государств стать во главе Магриба. Отсутствие реального лидера, по нашему мнению, явилось катализатором тех негативных тенденций, которые охватили САМ и привели к почти полной парализации его деятельности. Принимая во внимание этот печальный опыт, Алжир, судя по всему, поддерживая Египет, стремится «придать старой форме новое содержание» и таким образом предоставить еще один шанс стремящемуся к возрождению САМ. На сегодняшний день смещение акцентов во внешней политике многих арабских стран от европейского, западного направления на внутриарабское, региональное вполне объяснимо. Прошедшее десятилетие стало хорошим уроком для тех оптимистов начала 90-х годов, которые верили в спасительную глобализацию для развивающихся стран и надеялись, что с отменой границ, принцип laissez-faire самостоятельно урегулирует экономический дисбаланс. На практике все оказалось гораздо сложнее. Европа продемонстрировала заинтересованность в более тесном сотрудничестве со странами Магриба, однако результатом этого сотрудничества хотя и было некоторое оживление экономик региона, пользу оно принесло в основном ЕС. Почти неограниченный доступ на рынок САМ европейских товаров привел к существенному сокращению и банкротству национальных производителей, занятых в промышленности. Все еще сохраняющиеся ограничения на экспорт конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции в ЕС тормозят рост экономических показателей12. Другим фактором, сдерживающим всеобъемлющую реализацию положений соглашения, может стать перспектива сокращения финансовых ассигнований ЕС Средиземноморью после окончания действия программы MEDA. Эта программа – основной финансовый источник для реализации целого ряда соглашений, заключенных между ЕС и странами Средиземноморья в рамках евро-средизем-номорского сотрудничества. Согласно программе MEDA, средства, предоставляемые Европейским инвестиционным банком (ЕИБ), направляются на поддержание экономического развития региона, осуществление задач устойчивого экономического роста, увеличение конкурентоспособности национальных товаров, поддержание социально-экономического баланса и др. Как считают тунисцы, финансовую помощь могут в значительной степени «перетянуть» на себя страны Восточной Европы, готовящиеся стать членами ЕС в начале XXI в. По утверждению тунисских СМИ, в 2000-2006 гг. ЕС предоставит в распоряжение своих новых восточноевропейских членов 23 млрд. долл., тогда как помощь странам Средиземноморья не превысит 5 млрд. долл., и эта цифра может уменьшиться, если будут удовлетворены требования ряда стран (прежде всего Германии) о сокращении их доли в бюджете ЕС.
Из обещанных Евросоюзом 6,6 млрд. долл., в том числе 3,5 млрд. по программе MEDA, на оказание помощи североафриканским странам в 1995-1999 гг. реализовано только 27%. В интервью местному еженедельнику «Реалите» в июне 1998 г. тунисский министр иностранных дел Бен Мустафа сетовал, что не удается сократить разрыв в уровнях доходов стран юга и севера Средиземноморья, зафиксированный в 1995 г. в пропорции 1:12. При нынешних темпах развития к 2020 г. он составит 1:20.
Целый ряд спорных моментов в отношениях между странами Средиземноморья и Евросоюзом, связанный с недостаточным финансированием программ структурной перестройки экономик региона, а также «ущемляющая» политика САМ в отношении экспорта сельскохозяйственной продукции на рынки Европы, вынуждают некоторые страны, в частности страны Магриба, искать дополнительные источники для реализации задач макроэкономической стабилизации и устойчивого развития. Помимо иностранной помощи, североафриканские государства рассчитывают и на свои собственные силы. В рамках такого регионального объединения, как САМ, страны-члены стремятся придать новый импульс развитию, как региональной интеграции, так и укрепить свои позиции в Евро-Средиземно-морском диалоге. Однако наличие разногласий внутри САМ относительно выработки совместной внешней политики, не до конца урегулированные территориальные споры, разные уровни экономического развития – все эти факторы в значительной степени тормозят реализацию основных задач САМ. Только скоординированные и эффективные действия стран-участниц по решению региональных вопросов, а также задач внешней и внутренней политики союза позволят в полной мере использовать пока еще имеющийся шанс на возобновление активной деятельности. Если время будет упущено, то, как нам представляется, серьезно рассуждать о будущем этой организации придется не скоро. Тем не менее надежды, возлагаемые на эффективную деятельность САМ в дальнейшем, не лишены оснований. Целый ряд задач, стоящих перед организацией, таких как эффективное обеспечение региональной безопасности, борьба с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, рост благосостояния стран Магриба, страны смогут решить с использованием опыта друг друга и только совместными усилиями. Стремление к плодотворному межмагрибинскому сотрудничеству и желание преодолеть все имеющиеся трудности внутри САМ были неоднократно озвучены всеми лидерами «пятерки», а также стремящимся в САМ Египтом. Как скоро начнется это действительно эффективное сотрудничество зависит от непосредственных участников североафриканского интеграционного процесса.
Список источников и литературы
1 В мае 1973 г. X. Бумедьен предложил X. Бургибе идею объединения двух государств. Однако тунисская сторона ее отклонила из-за территориальных разногласий с Алжиром. После этого события межгосударственные отношения стали постепенно сходить на нет.
2 Тунисская Республика. Справочник. – M., 1993. – С. 147.
3 Павлуцкая Э. Создание САМ: Предпосылки и перспективы. – Специальный бюллетень ИВ АН.– [М.], 1991. – № 2. – С. 119.
4 Межгосударственные региональные организации Азии в международных отношениях. – M., 1991. – С. 208.
5 Зеральда (июнь 1988 г.), Марракеш (февраль 1989 г.), Тунис (январь 1990 г.), Алжир (июль 1990 г.), Триполи (март 1991 г.), Касабланка (сентябрь 1991 г.), Нуакшот (ноябрь 1992 г.), Тунис (апрель 1994 г.).
6 Speech Delivered by President Ben Ali Before the Heads of Diplomatic Missions, on the Occasion of the New Year 1999 – www.tunisiaonline.com/news.html
7 По одной из версий, взрыв американского самолета был совершен в отместку за действия американских ВМФ в Персидском заливе, подстреливших иранский самолет летом 1988 г., т.е. примерно за шесть месяцев до трагедии в Локерби.
8 The North Africa journal. Regional Affairs. Week Ending. 23.5.1999.
9 www.north-africa.com/archives/docs/05399A.htm
10 http://www.ahram.org.eg/weekly/l 999/434.
11 Павлуцкая Э. Создание САМ: Предпосылки и перспективы, с. 115.
12 What Mediterranean countries expect from Europe, www.diplomacy.edu/itchair/What.htm
13 Ежегодный справочник. Африка и Россия. Экономические связи в 2000 г. – М., 2000. – С. 359-360.
14 Там же.
15 Realités. Tunis, 1998. – № 24. – С. 41.