Российско-французские отношения на современном этапе (2000-2010 гг.)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Институт Международных отношений и права
Кафедра истории и политологии
РЕФЕРАТ
на тему: «Российско-французские отношения на современном этапе (2000 – 2010гг)»
Выполнил: студент гр. Р-61
Часовских С.Г.
Проверил:
Ярославцев В.Г.
Новосибирск – 2010 г.
Введение
Франция долгое время была одним из важнейших европейских партнёров России. Впервые дипломатические отношения между Россией и Францией были установлены в 1717 г., дипломатические отношения между СССР и Францией были установлены 28 октября 1924 г.
В 1990х гг. начался новый этап в российско-французских отношениях. Изменения на мировой арене в тот период и становление новой России стали причиной развития активного политического диалога между Москвой и Парижем. Этот диалог, как тогда, так и сейчас, основан на широком совпадении подходов двух стран к формированию нового миропорядка, проблемам европейской безопасности, урегулированию региональных конфликтов, контролю над вооружениями.
Франция традиционно является одним из важнейших деловых партнеров России. Сегодня, когда российская экономика находится на подъеме, нам как никогда выгодно расширять более тесное сотрудничество. Французские инвестиции, технологии, умение работать в конкурентной экономике вкупе с российскими трудовыми и природными ресурсами, научным и промышленным потенциалом, могут послужить толчком для более интенсивного развития экономик обоих стран.
Сотрудничество происходит на всех уровнях: в области политики, экономики, в военно-оборонной сфере, а также в области культуры.
Сотрудничество в политической сфере
Современные отношения между Россией и Францией основываются на межгосударственном договоре от 7 февраля 1992 года, в котором было подтверждено стремление обеих сторон развивать «отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве»1. С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно расширилась, было заключено несколько десятков соглашений в различных сферах двустороннего взаимодействия.
В октябре-ноябре 2000 года состоялся первый официальный визит президента Владимира Путина во Францию. Соглашения, заключенные во время этого визита, подтвердили важность сотрудничества России и Франции в мировой политике. Президент Жак Ширак совершил официальный визит в Россию в период с 1 по 3 июля 2001 года, во время которого побывал в Петербурге, в Москве и Самаре. Беседы между президентами России и Франции способствовали принятию совместной декларации о стратегической стабильности. Было подписано новое соглашение о воздушном сообщении и дополнительное соглашение о сотрудничестве в помощи предприятиям2.
Двусторонний политический диалог в последние годы носит достаточно интенсивный характер. Новый импульс российско-французские отношения получили в результате серии встреч между вновь избранными президентами Дмитрием Медведевым и Николя Саркози. Их первая встреча состоялась в ходе саммита «Группы восьми» в г. Тояко (Япония) 7 июля 2008 года. 12 августа и 8 сентября 2008 года Саркози побывал в Москве с краткими рабочими визитами в рамках усилий по урегулированию кризиса на Кавказе. В свою очередь Дмитрий Медведев посетил Францию для участия в международной конференции по мировой политике 9 октября 2008 года в г. Эвиан и в саммите Россия – ЕС, состоявшемся 14 ноября в Ницце.
В 2009 году Дмитрий Медведев и Николя Саркози встречались в рамках «двадцатки» в Лондоне и Питтсбурге (2 апреля и 25 сентября), саммита «восьмерки» в Аквиле (8–10 июля), на сессии генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке (23–24 сентября), а также «на полях» мероприятий в связи с празднованием 20-летия падения Берлинской стены (9 ноября).
С 1996 года действует Российско-французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. В ее рамках ежегодно, в Москве и Париже поочередно, проходят встречи председателя правительства России и премьер-министра Франции, на которых определяют стратегию и основные направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической, научно-технической, социальной и других областях. С 2000 года заседания Комиссии проводятся в форме «межправительственного семинара» с участием руководителей наиболее активных в двустороннем сотрудничестве министерств и ведомств.
Активный диалог поддерживается на уровне министров иностранных дел, которые в соответствии с Договором от 7 февраля 1992 года3 встречаются дважды в год поочередно в Москве и Париже, не считая многочисленных контактов в рамках различных международных форумов.
Поступательно развивается одно из приоритетных направлений двустороннего сотрудничества – противодействие новым угрозам и вызовам (терроризм, международная организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления). С 2002 года успешно действует созданный по решению тогдашних президентов Владимира Путина и Жака Ширака российско-французский Совет по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран. В октябре 2009 года в Москве состоялось его восьмое заседание.
Продуктивно осуществляется межведомственное взаимодействие по линии правоохранительных органов России и Франции (министерств внутренних дел и юстиции, спецслужб, высших судебных инстанций).
Россия и Франция активно взаимодействуют в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также в ОБСЕ, других международных инстанциях, совместно с США являются сопредседателями Минской конференции ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
В 1995 году была создана возглавляемая председателями нижних палат парламентов России и Франции Большая российско-французская межпарламентская комиссия4. Она является эффективным инструментом развития межпарламентского сотрудничества, которое проявляется в активном обмене делегациями на уровне парламентских комитетов и комиссий, а также в контактах между руководителями палат.
Экономическое и энергетическое сотрудничество
Франция традиционно является одним из приоритетных торгово-экономических партнёров России. По данным российской статистики, она занимает среди стран Европы - основных торговых партнёров России - 7 место по объёму товарооборота, уступая таким странам, как Германия, Нидерланды, Италия, Финляндия, Польша, Великобритания и Швейцария5.
Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Францией имеет обширную правовую базу. К числу основных межправительственных соглашений в данной отрасли сотрудничества можно отнести следующие: о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений (04.07.1989), о научном и технологическом сотрудничестве (07.02.1992), о сотрудничестве в области топлива и энергии (15.02.1996), о сотрудничестве в области информатизации (15.02.1996), Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество (26.11.1996), о воздушном сообщении, о сотрудничестве в области туризма (11.02.2003). Основными органами межправительственного взаимодействия являются Российско-Французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав Правительств (создана 15 февраля 1996 г.), и Российско-Французский совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК) (создан 6 февраля 1992 г)6.
Структура российского экспорта во Францию является традиционной для торговли с развитыми странами и сохраняет сырьевую направленность. Его основу – более 84,5% – составили в 2004 году товары топливно-энергетического комплекса. Выделялись поставки продукции химической промышленности – 6,5 % всей стоимости экспорта, черных металлов – 2,4 %, древесины и изделий из нее – 1,2 %. Доля машинно-технических товаров в российском экспорте остаётся незначительной – около 1 %.
В структуре импорта из Франции основную долю составляли машины и оборудование – 27%, парфюмерная и фармацевтическая продукция – 14%, продовольственные товары – 12,3%. товары химической промышленности, пластмассы, каучук – 12%, продукция автомобильной промышленности – 9%, летательные аппараты –7,5%, бытовые приборы – 6%7.
Франция относится к числу стран, инвестиционная активность которых в отношении Российской Федерации является недостаточно высокой, несмотря на то, что имеющийся у нее в этой области потенциал представляется весьма значительным.
В первом полугодии 2008 г. товарооборот между Россией и Францией увеличился на 59,7% до 10,9 млрд. долл. За последние пять лет объем двусторонней внешней торговли вырос почти в три раза. При этом активный рост российской экономики способствовал значительному расширению импорта французских товаров и дополнял традиционно высокие показатели роста экспорта продукции российского ТЭК, металлургии, химической и нефтехимической промышленности8. Объем накопленных французских инвестиций в экономике России в 2008 г. составил порядка 6,1 млрд. долл., из которых 1,5 млрд. долл. – прямые инвестиции. Франция по данному показателю занимает восьмое место среди основных стран-инвесторов, работающих на российском рынке, где ее опережают такие страны, как Кипр, Люксембург, Нидерланды, Германия, Великобритания, Виргинские острова, Швейцария. По данным французской стороны прямые инвестиции Франции в России составляют более 1,5 млрд. евро.
Особое внимание уделяется поддержке усилий бизнеса со стороны государственных структур двух стран. Активно работают Российско-Французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств и Российско-Французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам. В рамках Совета действуют десять специализированных рабочих групп, ведущих работу по основным направлениям двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Заседания Совета проводятся на регулярной основе, поочередно в России и во Франции9.
Вопросы экономического сотрудничества между двумя странами обсуждаются практически на всех встречах высшего руководства России и Франции. Так 19 июня 2010 года Дмитрий Медведев и Президент Франции Николя Саркози обсудили вопросы инвестиционного сотрудничества в сфере энергоэффективности и энергосбережения, авиастроительной и автомобильной промышленности, ядерной энергетики, медицины, нано- и биотехнологий10. По итогам переговоров в присутствии президентов двух стран подписан ряд документов о сотрудничестве в нефтегазовой, аэрокосмической и транспортной сферах (Декларация о создании российско-французского центра энергоэффективности, Меморандум о взаимопонимании по проекту «Южный поток» между Открытым акционерным обществом «Газпром», «ЭНИ» и «Электрисите де Франс», Меморандум о сотрудничестве между Администрацией Томской области и французской компанией «Веолия Вода», Протокол строительства мультифункционального комплекса «ЭрмитажПлаза» в Париже, Договор о создании совместного производства грузовых и пассажирских электровозов в Республике Казахстан11). В этот же день Дмитрий Медведев и Николя Саркози встретились с представителями российских и французских деловых кругов. Речь шла о ходе реализации наиболее значимых совместных проектов и перспективах дальнейшего сотрудничества ведущих компаний России и Франции. Особое внимание было уделено вопросам преодоления трудностей, которые тормозят экономическое сотрудничество, осложняют работу бизнеса.
Плодотворно развивается двустороннее энергетическое сотрудничество. Французский «Тоталь» ведет активное освоение Харьягинского нефтяного месторождения, в 2007 г. компания была выбрана в качестве стратегического партнера ОАО «Газпром» по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения. Более 30 лет тесное сотрудничество связывает компании «Газпром» и «Газ де Франс – Сюэц». Активизируется взаимодействие в области ядерной энергетики – с участием российских и французских компаний в 2007 г. были созданы СП по производству высокотехнологичных турбин и топлива для АЭС, совместными усилиями возводятся новые АЭС в третьих странах. Особое внимание уделяется развитию сотрудничества в сфере энергоэффективности, энергосбережения и возобновляемых источников энергии. При активном участии компании «Далькья» и французского правительства в 2007 г. запущен пилотный проект модернизации теплосистемы в Калуге12.
Основой энергетического сотрудничества является Совместное российско-французское заявление о сотрудничестве в сфере энергетики, принятое Президентом России Владимиром Путиным и Президентом Франции Жаком Шираком 10 февраля 2003 года в Париже. В нём говорится, что «Россия и Франция желают способствовать укреплению сотрудничества между предприятиями топливно-энергетического комплекса обеих стран для достижения реального партнерства <…> Россия и Франция выражают удовлетворение своим сотрудничеством как в России, так и за ее пределами в области освоения углеводородных ресурсов с участием российских и французских предприятий»13. Таким образом было достигнуто соглашение по вопросам взаимодействия России и Франции при разработке углеводородов на территории России (на шельфах Каспийского и Чёрного морей).
Во время рабочего визита в Москву 9-10 октября 2007 года президент Саркози высказался за расширение как французских капиталовложений в России, так и российских во Франции. Речь шла не только об энергетике, но и в таких отраслях как космос, авто- и авиастроение, транспорт. Франция менее зависит от поставок энергоносителей из России, чем, например, Германия, и поэтому меньше опасается их перебоев. Поэтому особой нервозности в связи с возможностью зависимости от Москвы в Париже не ощущается14.
Экономические точки соприкосновения Франции и РФ, как и Средиземноморья с Черноморским бассейном, особенно проявляются в сферах газоснабжения.
Так, в 2011-2015 годах намечено построить новый мощный газопровод из Северной Африки в Южную Европу. Этот проект - фактический партнер нового российско-южноевропейского газопровода «Южный поток», который, во-первых, сперва пройдет в Черноморско-Балканском регионе, то есть в восточном секторе «Средиземноморского союза». А во-вторых, эта артерия к 2020 году покроет до трети спроса ЕС на природный газ. А новый алжирско-южноевропейский маршрут дополнит газоснабжение той же Южной Европы по «Южному потоку»15.
Также осуществляется научно-техническое сотрудничество. Несколько мероприятий направлены на стимулирование франко-российского сотрудничества в области защиты интеллектуальной собственности : - составление типовых документов, принятых совместно французским и российским правительствами: модели договоров, заключаемых между государственными и частными организациями на проведение научных исследований, модель урегулирования вопросов по долевой собственности, сравнительный доклад о патентоспособности изобретений в области биотехнологий и фармацевтической продукции в двух странах, тексты по вопросам обладания прав. - организация семинаров между университетами двух стран, позволяющих специалистам сравнить системы интеллектуальной собственности, в частности, между Московским инженерно-физическим институтом и Университетом Поль Сезан в Экс-ан-Прованс. Начиная с 2002 года, следуя рекомендациям Смешанного франко-российского комитета по науке и технологиям и в соответствии с совместными приоритетными направлениями в области исследований и технологий, Франция и Россия создали механизм по стимулированию инновационной деятельности, основные элементы которого представлены ниже. В рамках Экономического, финансового, промышленного и торгового совета (CEFIC) в 2005 году была создана рабочая группа по инновациям16.
Военно-оборонное сотрудничество
Сотрудничество в сфере обороны является одним из приоритетных направлений, его регулируют следующие документы: Соглашение о сотрудничестве в области безопасности (4 февраля 1994); Декларация о создании Французско-Российской комиссии премьер-министров (15 февраля 1996); Французско-российско-германское соглашение относительно использования в мирных целях оружейного плутония (2 июня 1998); Соглашение о создании российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности (8 июля 2002); Договор относительно защиты прав интеллектуальной собственности в рамках военного и технического сотрудничества (14 февраля 2006); Межправительственный договор о сотрудничестве в сфере уничтожения химических вооружений (14 февраля 2006)17.
Цели сотрудничества заключаются в содействии сохранению правового государства, защите индивидуальных свобод и прав человека; оптимизации оборонных структур и оборонного потенциала в интересах безопасности государства-партнера; совместной теоретической и практической работе, направленной на оптимальное использование оборонных структур18.
Оборонное сотрудничество Франции и РФ развивается во многих формах. Проходят совместные учения, заседания российско-французской Рабочей группы по борьбе с международным терроризмом; консультации в МИД России с Генеральным Директором по политическим вопросам и вопросам безопасности МИД Франции (последние прошли 04 июля 2007, с Ж. Аро российские дипломаты обсудили отношения Россия-НАТО, Россия-ЕС, ПРО, Иран, Косово, Ливан); важную роль играют межпарламентские контакты (например, в апреле 2008 г. прошла встреча председателя комитета Госдумы по обороне В. Заварзина с делегацией комитета по иностранным делам, обороне и вооруженным силам Сената Франции, Заварзин подчеркнул, что отношения с Францией в оборонной сфере находятся на высоком уровне, что позволяет ожидать улучшения таких отношений между РФ и ЕС в целом после перехода председательства в Союзе к Франции с 01 июля 200819).
Главным органом двустороннего сотрудничества в сфере обороны является Совет сотрудничества по вопросам безопасности, последнее заседание которого состоялось 11 марта 2008 г. в Париже. В нём приняли участие министры иностранных дел и обороны РФ С. Лавров и А. Сердюков и их французские коллеги — Б. Кушнер и Э. Морэн, в тот же день прошла неформальная встреча двух российских министров с президентом Франции Н. Саркози. Главным итогом заседания органа, формально занимающегося оборонными вопросами, стало политическое решение о том, что Франция в качестве председателя ЕС сделает всё, чтобы до конца 2008 г. было подписано новое рамочное соглашение между РФ и ЕС взамен Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1997 г.
Совместные учения имеют достаточно регулярный характер. Так, в мае 2010 года боевой корабль Военно-морских сил Франции совершил визит в главную базу Северного флота Североморск и провел совместные учения с российскими кораблями20, а в июне этого же года Россия и Франция принимали участие в международных военно-морских учениях «Балтопс-2010» (вместе с ВМС Германии, Финляндии, Швеции, Дании, Нидерландов, США, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Бельгии). В учениях были задействованы более 30 надводных кораблей и судов обеспечения, 14 самолетов и вертолетов, две подводные лодки, а их целью было заявлено «способствовать взаимопониманию, доверию, более тесному взаимодействию и сотрудничеству между ВМС и личным составом стран-участниц, обеспечить возможности национальным силам и штабам повысить свой профессиональный уровень, участвуя в серии совместных тренировок»21.
Культурное сотрудничество
Культурные связи между Россией и Францией имеют давнюю историю и весьма насыщены.
Базовое межправительственное соглашение о культурном сотрудничестве подписано 6 февраля 1992 г. В декабре 2004 г. было подписано Межправительственное соглашение об изучении русского языка во Франции и французского языка в России. 2 февраля 2007 г. в Париже прошла третья сессия Российско-Французской комиссии по культурному сотрудничеству22. С французской стороной был проведен "Год французской культуры в России" в 2005 г. и "Год российской культуры во Франции" в 2006 г. Франция принимала участие в мероприятиях, посвященных празднованию 300-летия Санкт-Петербурга. Общественная культурная организация «Альянс Франсез» ежегодно проводит Парижские сезоны в тех российских городах, где имеются представительства этой организации. Цикл мероприятий начинается с показа документальных или короткометражных фильмов, города России приглашают посетить французские театральные труппы, в целом осуществляется большое количество проектов в области живописи, современной хореографии, популярной м классической музыки, документального и игрового кино.
В ноябре 2007 года на XII м заседании Межправкомиссии было подписано совместное Заявление об объявлении 2010 года Годом России во Франции и Годом Франции в России. Совместный Оргкомитет регулярно собирался во Франции и в России (в последний раз в начале ноября 2009 года в Париже), согласовал и парафировал обширную Программу Годов.
Знаковыми событиями Годов должны стать уникальная по своему объему и качеству экспонатов выставка «Святая Русь» в Лувре, гастроли «Комеди Франсез», чья труппа совершит турне по 7 городам России, празднование Дня России 12 июня в Париже, к которому будет приурочено открытие Российской национальной выставки, концерт французской музыки на Васильевском спуске в Москве (в рамках Дней города 4–5 сентября 2010 года), выставка «Искусство жить по-французски» в московском «Манеже» (октябрь 2010 года). Завершить программу Годов должен гала-концерт звезд российского и французского балета в Большом театре в декабре 2010 года23.
25 января 2010 года был открыт Российско-французский студенческий форум, на котором собрались представители более чем 30 университетов России и Франции. Президент России Д. Медведев в своём приветственном слове участникам форума заявил: «Уверен, что форум откроет новые возможности для расширения российско-французского гуманитарного диалога, послужит дальнейшему укреплению дружбы и взаимопонимания между нашими народами, а наиболее перспективные идеи и рекомендации будут востребованы на практике24».
За большой вклад в развитие российско-французского сотрудничества в области культуры и образования целый ряд видных представителей французской культурной элиты (в их числе супруга бывшего президента Франции Бернадетт Ширак) и русской эмиграции были отмечены высокими государственными наградами - Орденом дружбы и Медалью Пушкина, а Советнику руководителя Роспечати Владимиру Григорьеву вручили орден Франции "За заслуги"
По-прежнему привлекает интеллектуального французского зрителя российский кинематограф. Наряду с фестивалями в Париже, Онфлере, Марселе, Страсбурге и Нанси, в 2008 году появились новые - Декада современного кино в Орлеане, Встречи с российским кино в Бриве, Кастре и ряд других интересных показов. Помимо основных программ кинопоказов, проводились «русские дни» с организацией тематических конференций и семинаров, выступлениями музыкальных и театральных коллективов25.
Также осуществляется сотрудничество в области образования.
В 2003 году возник проект создания Сети университетов-партнеров в целях решения простой задачи: укрепить позиции французского языка в России и улучшить франкофонную информационно-коммуникационную базу в самой большой стране мире. Поиск заинтересованных в решении сходных проблем партнеров привел к созданию этой принципиально новой, обширной Сети, в состав которой входят вузы, отличающиеся своими профилями, но похожие зафиксированными приоритетами.
Основными целями были названы: содействовать распространению французского языка в российских вузах, укреплять позиции обучения французскому языку (общий курс французского языка, а также курс французского языка для определенных видов деятельности) наладить контакты с Департаментом по сотрудничеству и культуре и другими российскими вузами развивать партнерские отношения с Францией обеспечивать продвижение обучения во Франции в сотрудничестве с Агентством ЭдюФранс (начиная с марта 2007 года - КампюсФранс) вводить французские сертификаты и дипломы в российских вузах. Начиная с 2005 года 1400 преподавателей приняли участие в семинарах повышения квалификации (70 приглашенных французских экспертов) около 200 преподавателей прошли стажировку по Франции (в языковом центре и при агентстве CampusFrance)26.
Сотрудничество в социальной и санитарной сферах осуществляется отделом по социальным вопросам и определено меморандумом, подписанным в ноябре 2007 года. Оно касается следующих областей: медикаменты (в частности, в области контроля качества), сотрудничество между медицинскими учреждениями, научно-исследовательскими и учебными заведениями (в частности, в области управления больничными учреждениями, установлении и поддержании партнерских отношений между ними, обмена информацией в области трансплантологии), сотрудничество в борьбе с туберкулезом, ВИЧ/СПИДом, ЗППП и раком, сотрудничество в области медико-социальных проблем семьи, материнства и детства (в частности, в сфере репродуктивного здоровья и семейной политики).
Сотрудничество в области труда и занятости регламентируется программой действий на 2007-2008г. между французским общественным объединением «ЖИП Интернасьональ» и российской Федеральной службой труда и занятости (Роструд) и касается следующих вопросов: безопасность труда и защита от профессиональных рисков, профессиональная подготовка; классификация профессий, должностей, модернизация номенклатуры профессий, инспекции по вопросам труда, миграционные потоки и использование иностранной рабочей силы.
В гуманитарной области Отдел по социальным вопросам находится в контакте с крупными неправительственными организациями, работающими в России, и российскими благотворительными организациями, ведущими деятельность в различных областях, в частности в пользу детей и женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, лиц, находящихся в заключении, инвалидов и/или пожилых людей, больных или нуждающихся27.
Заключение
Подводя итог развитию многогранного сотрудничества между Россией и Францией, можно предположить, что наши отношения в дальнейшем будут активно развиваться. Анализ этих отношений за последние годы дает основание сделать вывод, что Франция и Россия заинтересованы в дальнейшем сближении в деле осуществления мер, направленных на укрепление мира и международной безопасности, на поддержку друг друга по многим вопросам.
Однако это не значит, что в отношениях между Россией и Францией нет разногласий. Так, в начале века основным пунктом разногласий в российско-французских отношениях были военные действия, проводившиеся Россией в Чечне. Франция обвинила Россию в нарушении прав чеченского народа. Несмотря на то, что сегодня у России и Франции по большинству «горячих» проблем мировой политики – таких как иранское «ядерное досье», палестино-израильский конфликт, война в Ираке, положение в Афганистане – позиции близки или совпадают, всё же подходы к проблеме Косово разнятся.
В целом, нынешние отношения между Россией и Францией можно считать в большей степени дружбой по расчету. Дело в том, что Франция в значительно меньшей мере зависит от российского газа, чем другие страны Европы, поэтому Москве и Парижу практически нечего делить в этой области. Более того, значительная часть внешнеполитических проблем, которые являются принципиальными для России, не так важны для Франции, поэтому двум странам не сложно найти компромисс. Новые французские власти не будут конкурировать с Россией за влияние в постсоветских республиках, а, наоборот, предоставят России возможность определять их судьбу. Важным исключением, пожалуй, стоит считать Кавказ. Франция уделяет и будет уделять особое внимание Армении и Грузии. Во-первых, потому, что во Франции, как известно, очень сильна армянская диаспора. Во-вторых, определенные связи существуют между французской и грузинской политическими элитами — самым ярким примером может служить то, что первым главой МИД Грузии после "революции роз" стала гражданка Франции и экс-сотрудница французского МИДа Саломе Зурабишвили.
Список использованной литературы и источников
Брегадзе А. Россия – Франция. Старый друг лучше новых двух//Международная жизнь. – 2002. – №12.
Доминик Давид, Тома Гомар. Россия и Франция//Международная жизнь. – 2002. – №3.
Рубинский Ю. Диалог Москва – Париж продолжается//Международная жизнь. – 2007. – №12.
Информационная система торговых представительств РФ. – URL: http://www.torgpredstvo.ru
Информационный ресурс «Франция в России». – URL: http://www.ambafrance-ru.org/
Официальный сайт Года России во Франции и Франции в России. – URL: http://www.france-russia2010.ru/
Сайт информационного агентства РИА Новости. – URL: http://www.rian.ru/
Сайт посольства Российской Федерации во Франции. – URL: http://www.france.mid.ru/
Сайт Председателя правительства Российской Федерации В.В,Путина. – URL: http://premier.gov.ru/
Сайт Президента России (новостной раздел). – URL: http://news.kremlin.ru/
Сайт Российской Газеты. – URL: http://www.rg.ru/
1 Брегадзе А. Россия – Франция. Старый друг лучше новых двух//Международная жизнь. – 2002. – №12. – С.53.
2 Россия-Франция: 10 веков вместе. История отношений [Электронный документ]//Российская газета. – 2010. – 2 марта. – URL: http://www.rg.ru/2010/03/02/veka.html
3 РИА НОВОСТИ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rian.ru/spravka/20100301/211008734.html
4 Доминик Давид, Тома Гомар. Россия и Франция//Международная жизнь. – 2002. – №3. – С.28.
5 Межгосударственные отношения России и Франции [Электронный ресурс]. – URL: http://www.france-russia2010.ru/dossier/20100120/187804138.html
6 Рубинский Ю. Диалог Москва – Париж продолжается//Международная жизнь. – 2007. – №12. – С. 108-109.
7 Российско-французские торгово-экономические отношения [Электронный ресурс]. – URL: http://www.torgpredstvo.ru/torg_pred.php?id_land=75&contl=1
8 Россия и Франция: торгово-экономические связи [Электронный ресурс]. – URL: http://www.france.mid.ru/rus/rufr2.html
9 Российско-французские торгово-экономические отношения [Электронный ресурс]. – URL: http://www.torgpredstvo.ru/torg_pred.php?id_land=75&contl=1
10 Российско-французские переговоры [Электронный ресурс]. – URL: http://news.kremlin.ru/news/8113
11 Документы, подписанные по итогам российско-французских переговоров 19 июня 2010 года [Электронный ресурс]. – URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/599
12 Россия и Франция: торгово-экономические связи [Электронный ресурс]. – URL: http://www.france.mid.ru/rus/rufr2.html
13 Совместное российско-французское заявление о сотрудничестве в области энергетики [Электронный ресурс]. – URL: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2003/02/39964/153945.shtml
14 Рубинский Ю. Диалог Москва – Париж продолжается//Международная жизнь. – 2007. – №12. – С. 110-111.
15 Чичкин А. Стратегический интерес. Россия и Франция развивают евроазиатское экономическое партнерство [Электронный документ]//Российская газета. – 2010. – 22 июня. – URL: http://www.rg.ru/2010/06/22/ros-fr.html
16 Технологическое сотрудничество [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ambafrance-ru.org/france_russie/spip.php?article1140#INTELLEKTUAL-NAYA-SOBSTVENNOST
17 Рубинский Ю. Диалог Москва – Париж продолжается//Международная жизнь. – 2007. – №12. – С. 112.
18 Управление военного и оборонного сотрудничества МИД Франции [Электронный ресурс[. – URL: http://www.ambafrance-ru.org/france_russie/spip.php?article1526
19 Отношения между военными ведомствами России и Франции вышли на партнерский уровень - глава комитета Госдумы по обороне [Электронный ресурс]. – URL: http://www.duma-er.ru/news/29244
20 Военные корабли России и Франции проведут совместные учения [Электронный документ]//Российская газета. – 2010. – 4 марта. – URL: http://www.rg.ru/2010/03/04/admiral-anons.html
21 В Балтийском море начались международные военно-морские учения "Балтопс-2010"[Электронный документ]//Российская газета. – 2010. – 7 июня. – URL: http://www.rg.ru/2010/06/07/baltops-anons.html
22 О российско-французских отношениях [Электронный ресурс]. – URL: http://premier.gov.ru/pda/visits/world/8377/info/8380/
23 Межгосударственные отношения России и Франции [Электронный ресурс]. – URL: http://www.france-russia2010.ru/dossier/20100120/187804138.html
24 Приветствие участникам и организаторам Российско-французского студенческого форума[Электронный ресурс]. – URL: http://news.kremlin.ru/news/6710
25 Россия – Франция: сотрудничество в области культуры [Электронный ресурс]. – URL: http://www.france.mid.ru/rus/rufr3.html