Мировая политика как система международных отношений
Реферат
"Мировая политика как система международных отношений"
Содержание
1. Международные отношения и пути их регулирования
1.1 Понятие, типы и виды международных отношений
1.2 Методы и способы урегулирования международных споров
1.3 Применение силы
1.4 Мирные способы урегулирования международных отношений
2. Международная политика государства и международные отношения
2.1 Функции внешней политики государства
2.2 Проблемы международной безопасности и сохранения мира в современный период
1. Международные отношения и пути их регулирования
1.1 Понятие, типы и виды международных отношений
Международные отношения возникли вместе с созданием первых государств, когда появились контакты между странами и народами Ближнего и Дальнего Востока, Месопотамии и Египта, Древней Греции и Рима. В истории Европы международные связи устанавливаются одновременно с возникновением во времена Средневековья централизованных государств. Тогда так называемое просвещенное содружество великих и малых христианских государств способствовало интенсивному развитию взаимных связей и отношений, постепенно преобразуя Европу в центр международных отношений, который стал на долгое время доминантой мировой политической системы того времени. Наряду с такими социальными контактами во времена Средневековья существовало множество политических, экономических, культурных и общественных взаимоотношений между разными организациями, группами, движениями и отдельными людьми.
Итак, международные отношения выходят за границы официальных отношений между главными субъектами внешних связей, роли которых исполняют официальные инстанции. В широком понимании международные отношения - это какие-либо практические отношения государств и других участников международной жизни, то есть любая активность, которая проявляется за границами государства. В более узком понимании международные отношения определяются, прежде всего, сферой политических связей, которые обычно именуются международной политикой. Принято считать, что современные международные отношения берут свое начало со времени Второй мировой войны.
Укажем сначала на условия и события, которые существенно влияют на формирование активности или пассивности участников международных отношений, а также вытекающие из этого результаты, которые формируют принципиальные факторы, создающие основы международной политической системы.
К первой группе факторов, обеспечивающих условия для развития международных процессов, принадлежат:
социально-географические (географическое положение, климат, природные богатства, плотность населения, демографическая ситуация, экономический потенциал страны и т.д.);
идейно-классовые (соотношения классовых и групповых интересов и политических требований как основы формирования национальной сознательности);
национально-государственные (народы как субъекты построения государств, структура национальных образований и т.д.).
Ко второй группе, которая соответствует вышеуказанным условиям, принадлежат:
технико-экономические показатели (научно-технический прогресс, новые технологии как катализатор экономических отношений между странами);
военно-стратегические данные (милитаризация и гонка обычных и ракетно-ядерных вооружений, космические исследования, отказ от использования силы в международных конфликтах и т.д.);
организационно-социальные или личностные факторы (роль международных организаций, институтов внешней политики и отдельных личностей разных стран в развитии международного сообщества).
После Второй мировой войны существовало три вида основных международных отношений:
отношения господства и подчинения;
отношения сотрудничества и взаимопомощи;
смешанный тип отношений переходного характера.
В последние годы эти виды основных международных отношений кардинально трансформируются. Формируется новый международный порядок, коренным образом изменяются и кристаллизуются новые формы отношений между странами, как в среде бывшего социалистического содружества, так и во взаимоотношениях с индустриально развитыми капиталистическими и развивающимися странами.
На смену двухполюсному миру, разделенному на сферы влияния двух сверхдержав - СССР и США, приходит многополюсный мир, состоящий из целого ряда политических и военно-политических образований. Вместе с тем не ушли в прошлое попытки отдельных могущественных держав превратить планету в однополюсный мир, в котором доминировала бы одна-единственная сверхдержава. С присоединением к НАТО в 1990-х годах ряда бывших социалистических стран расстановка военно-политических сил в Европе и во всем мире существенно изменилась.
1.2 Методы и способы урегулирования международных споров
Сотрудничество и противостояние государств, существующих в современном мире, различие интересов и потребностей субъектов международных отношений часто находят отражение в международных спорах и конфликтах. Под понятием спора (конфликта) подразумевается отсутствие согласия во взглядах и оценках, касающихся реальных интересов сторон.
В Декларации Объединенных Наций особо выделяются споры, которые угрожают сохранению международного мира и безопасности, и споры, которые не угрожают сохранению мира и международной безопасности. Следование такому порядку позволяет умело находить способы разрешения. В случае спора, угрожающего безопасности и миру на Земле, Совет Безопасности имеет возможность вмешаться и принимать решения, обязательные для конфликтующих сторон.
В теории международных отношений существует деление на споры юридические и политические. Споры политические имеют место тогда, когда отсутствуют правовые решения, которые могли бы стать основой улаживания спора. Политическими спорами считаются такие разногласия, которые затрагивают честь и жизненные интересы государства. В то же время под юридическими понимаются споры, которые можно и необходимо решить с помощью права.
Появление спора приводит в действие разнообразные способы его решения. В случае острых форм конфликта возникают тенденции к угрозе применения силы. Допущение вооруженных столкновений, напротив, является крайней формой урегулирования международных отношений. В наше время стороны чаще всего достигают удовлетворения своих целей с помощью мирных способов решения конфликтов.
1.3 Применение силы
Термин "сила" в сфере международных отношений следует рассматривать в трех аспектах: военном, экономическом и политическом. В решении острых международных конфликтов выделяется тенденция к использованию силы военного характера. Она зависит от потенциала соседей, существующих союзов или политической расстановки сил в данном регионе.
Военная сила является производной от уровня вооруженных сил государства, состояния промышленности, темпов технологического развития, сырьевых и людских ресурсов, организации и инфраструктуры, а в конечном счете - от скорости и объема усвоения обществом достижений науки и техники.
Военная сила государства (группы государств) исполняет внутреннюю и внешнюю функции. Во внутренней области заданием армии является сохранение безопасности и порядка. Она может также выполнять воспитательные, организационно-экономические задачи. Во внешнеполитической области обладание военной силой является гарантом национальной безопасности. Военный потенциал служит защите и сохранению целостности территории, а также сложившегося социально-политического правопорядка, оберегает коллективные и индивидуальные интересы, часто в союзе с другими странами. Вооруженные силы могут сдерживать потенциального агрессора как фактом своего существования, так и путем противодействия возможному нападению.
Военная сила воздействует в международных отношениях:
самим фактом своего существования;
путем ее демонстрации;
угрозой ее применения;
применения.
Факт обладания военной силой составляет важный элемент престижа государства, а также воздействия на другие субъекты международных отношений. Демонстрация силы квалифицируется как угроза применения силы. Она может также доказывать факт перевеса или равновесия сил.
Среди разных форм проявления угрозы применения силы некоторые из них являются типичными. Это провозглашение момента повышения степени боевой готовности, концентрация войск, объявление мобилизации, передвижение войск к приграничным районам, отправление военных кораблей к берегам другого государства или проведение маневров в приграничных районах. Использование силы может состоять в блокировании портов и прибрежной зоны или бомбардировке территории, в проведении агрессивной интервенции на территории иностранного государства. Угроза применения силы и использование силы противоречат международному праву. Согласно Декларации ООН международное право полностью исключает использование силы как средства урегулирования международных споров.
1.4 Мирные способы урегулирования международных отношений
Одним из первых в истории международных отношений актов международного права, осуждающим и запрещающим войны, как инструмент политики стал антивоенный договор, подписанный в Париже 27 августа 1928 г. и известный как Пакт Бриана-Келлога (по фамилиям министров иностранных дел Франции и Англии). После Второй мировой войны наиболее полно и обстоятельно проблемы урегулирования споров рассматриваются в кодексе правил, вошедшем в Декларацию Объединенных Наций. Государствам предоставлена свобода выбора таких средств. Здесь названы: переговоры, посредничество, согласование, арбитраж, судебное разбирательство, обращение за содействием к религиозным организациям.
Международные споры должны решаться на основе равноправия государств. И только в случае отсутствия прогресса в решении вопроса, при угрозе международному миру и безопасности Совет Безопасности может призвать стороны к улаживанию спора с помощью указанных им средств.
В соответствии с международным правом мирные способы разрешения споров разделяются на группы:
средства, не имеющие обязательной силы для конфликтующих сторон: переговоры, добрые услуги, посредничество, комиссии по расследованию и согласованию точек зрения сторон;
средства, обязывающие стороны: арбитраж, международное судопроизводство;
способы разрешения споров с помощью несудебных международных органов.
Переговоры являются повсеместно распространенным способом урегулирования противоречий. Государства пытаются путем непосредственного обмена мнениями между их представителями найти формулу, которая может быть принята сторонами конфликта. Это может произойти путем взаимных уступок сторон, отказа сторон от своих претензий или признания претензий другой стороны, даже если такие претензии юридически необоснованны. Проявление доброй воли на переговорах часто выступает как непременное условие того, чтобы конфликтная ситуация не привела к применению последнего средства, каковым являются военные действия. Добрая воля сторон считается необходимым условием результативности переговоров. Кроме того, переговоры должны проводиться на основе уважения принципов равенства и суверенности их участников, а также с учетом взаимных интересов. Переговоры проводятся даже тогда, когда между государствами не установлены дипломатические отношения.
Посредничество используется в ситуации, когда стороны конфликта не способны приступить к непосредственному урегулированию спорной ситуации. В таком случае обращаются к помощи другого государства или субъекта международных отношений. Добрые услуги состоят в том, что субъект международных отношений, не будучи стороной в споре, пытается склонить стороны к принятию непосредственных мер, разрешающих конфликтную ситуацию. Тем самым посредничество состоит в активном участии третьей стороны в переговорах с возможностью внесения предложений по урегулированию спора, которые не носят обязывающего характера.
Комиссии по изучению могут созываться сторонами конфликта в случае, когда при обсуждении между сторонами проявляется разница в представлениях о фактическом положении дел (например, по вопросу границ). Такая комиссия только устанавливает факты, и ее позиция не может быть обязывающей для конфликтующих сторон. Комиссия разрабатывает предложения по безопасному решению спорного вопроса.
Арбитраж (третейский суд) ставит своей целью урегулировать споры, как правило, юридического характера, хотя могут быть также споры, которые включают, в основном, элементы политического характера. Стороны добровольно соглашаются на судебное рассмотрение проблемы третьей стороной. Арбитром может быть государство или международная специализированная организация постоянного или одноразового типа, которая специализируется в какой-нибудь отрасли, например, Постоянный третейский суд и т.д. При рассмотрении спора третейские судьи руководствуются нормами международного права. С согласия сторон они могут в своих постановлениях опираться на доводы целесообразности и рациональности. Передача дела на рассмотрение арбитража содержит в себе обязательство добровольного подчинения его решению.
Международное судопроизводство, точнее говоря, Международный суд создан на основе многостороннего соглашения. Он опирается на международное право, действует непрерывно и является независимым. Государство может передать ему для решения международный спор. С момента передачи дела в компетенцию Международного суда применяются нормы судебной процедуры. Решения суда обязательны для конфликтующих сторон.
В международной практике наблюдается возрастание роли международных организаций в решении споров между государствами. Ссылаясь на международно-правовые основы, стороны могут требовать вмешательства международной внесудебной организации, которая считается компетентной в этой проблеме. Международный орган (например, Совет Безопасности) может по собственной инициативе санкционировать способы урегулирования спора.
2. Международная политика государства и международные отношения
2.1 Функции внешней политики государства
Политика по отношению к другим государствам и ее цели составляют одну их сложнейших проблем, которые исследуются и подлежат прогнозированию в рамках науки о международных отношениях. К определению понятия международной политики существуют разные подходы, в зависимости от толкования сущности политики вообще. Речь идет о деятельности, которая касается выбора целей в поведении государства и других субъектов международных отношений, а также выбора средств для реализации этих целей с учетом интересов, которые представляют эти субъекты. Регулятивную деятельность государства в отношениях с внешним окружением можно определить, исходя из потребностей сохранения равновесия в интересах всего общества. Цель внутренней политики формулируется с учетом необходимости постановки и реализации заданий функционального равновесия общества, которое всегда имеет непостоянный и относительный характер. Внешняя политика, напротив, может преследовать цель - нарушение такого равновесия, для того чтобы восстановить его на новом, заранее запланированном уровне. Она может также быть направлена на сохранение равнове-1 сия, если это равновесие содействует в данный период реализации целей внутреннего (экономического) развития страны.
Гарантия безопасности государства - это цель, вытекающая из необходимости удовлетворения самых насущных потребностей его существования и сохранения. В годину самых серьезных испытаний, особенно в случае проведения оборонительной войны, государство отдает все силы достижению этой главной цели.
Реальность и рациональность внешней политики определяются средствами, достаточными для достижения поставленных целей. Обычно выделяют следующие виды средств проведения внешней политики:
Политические средства, которые включают международные отношения в широком смысле слова, - переговоры, участие в конференциях, сотрудничество в международных организациях и участие в союзах.
Экономические средства: использование экономического потенциала страны, зависящее от уровня развития промышленности, финансов, что позволяет влиять на экономику, а также на политику других государств.
Военные средства, среди которых такие, как численность армии, состояние ее вооружения, дислокация, моральный дух. Эти средства в наше время используются редко, особенно в Европе.
Большое значение для достижения поставленных целей внешней политики и эффективного использования ее средств имеют принципы международной политики государства. Они составляют совокупность правил или основ поведения на международной арене. Свое выражение они находят в общедемократических принципах международных отношений, сформулированных в Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Участники Заключительного акта приняли на себя обязательства нерушимо соблюдать права человека.
Внешняя политика исполняет три основные функции:
Охранительная, заключающаяся в защите прав и интересов своей страны и живущих в ней граждан.
Представительски-информационная, осуществляемая представительством государства и его органов за границей, а также представительством взглядов основных политических сил, которые имеют решающее влияние на структуры власти в государстве. С другой стороны, она проявляется в стремлении информировать свои власти о целях и намерениях руководящих политических сил других государств. Эта функция играет важную роль в формировании правильных представлений о месте государства в расстановке сил на международной арене и дает возможность проведения реалистической внешней политики.
Переговорно-организаторская функция. Она проявляется в виде инициативных организаторских действий, а также в эффективном использовании внешних контактов государства. Эта функция служит целям практического упорядочения внешнеполитических средств, соотнесения этих средств с целями, а также для определения методов, гарантирующих получение выгоды от реализации уже достигнутых целей и намеченных на будущее.
Внешняя политика государства со своими функциями и целями составляет органическую часть системы Международных отношений. Именно в этих отношениях Непосредственным образом выражается воля государства и его аппарата. Международные отношения не являются механической суммой внешних политик государств-участников международной жизни. Однако политика государства (особенно сверхдержавы) имеет Наибольшее влияние на формирование этих отношений. Следует подчеркнуть, что внешняя политика государства осуществляется не только в русле международных политических отношений. Ее цели и функции подтверждают, что она должна охватывать все виды отношений, поскольку только таким образом она может выполнять служебную роль, касающуюся внутренней политики как единого целого.
2.2 Проблемы международной безопасности и сохранения мира в современный период
Главной и неизменной проблемой современности остается сохранение мира и международной безопасности. Понятие "безопасность" является многозначным термином. В целом, однако, под ним понимают положения и условия, при которых не существует угрозы внешнего нападения или достаточно способов отражения такого нападения. Угроза может иметь военный, экономический и политический характер, причем она не всегда может быть ликвидирована военными способами. Фундаментальное значение для безопасности имеют два элемента: территориальная неприкосновенность и политическая независимость. На них опираются другие атрибуты независимого государства, главным из которых является суверенность и способность оберегать основные идеалы и ценности, то есть основу общественно-политического устройства.
Государства, стремясь сохранить и укрепить свою безопасность, используют разные средства, способы и методы. Политологи считают, что государства имеют возможность выбрать один из вариантов:
Сохраняют вооруженные силы, не связывая себя союзами с другими государствами.
Принимают участие в союзах, направленных против общего врага, и стремятся к системе равновесия сил.
Создают систему коллективной безопасности.
Обеспечивают безопасность в рамках расширяющейся империи, опирающейся на решающий перевес над другими государствами.
После окончания Второй мировой войны предпринимались серьезные усилия для создания системы коллективной безопасности в мире. За этот период были приняты четыре миротворческих проекта. Организация Объединенных Наций с момента своего создания (1944 г) заявила о себе как о системе коллективной безопасности, которая под руководством государств-союзников по антигитлеровской коалиции приняла на себя обязательства покарать потенциального агрессора и обеспечить мир во всем мире. Провозглашение Декларации прав человека ООН (1948 г) должно было стать основой мирного обустройства планеты. Однако с ростом противоречий и силового противостояния Востока и Запада ООН часто оказывалась не способной выполнять свою миротворческую миссию. Ей приходилось выступать на стороне одного из блоков, как это произошло во время агрессии КНДР против Южной Кореи в 1950-1953 гг., когда войска ООН остановили агрессию против Восточного блока.
В условиях "холодной войны" возникла и получила развитие система запугивания, которая опиралась на ядерное оружие. Политика "равновесия страха" удерживала от использования ядерного оружия обе соперничавшие сверхдержавы (СССР и США) и не давала возникнуть ядерному конфликту. Берлинский кризис (1948 г), который возник вследствие политики СССР, направленной на блокирование путей снабжения и коммуникаций Западного Берлина со странами Западной Европы и США, и Кубинский кризис 1962 г., который разразился в связи с доставкой советских ракет на Кубу и требованием США вывести их из этой страны, выразительно свидетельствовали, что политика "балансирования на грани войны" может привести мир к самому краю пропасти - всемирной атомной катастрофе.
Понимание опасности политики конфронтации, а также растущее осознание преимуществ тесного сотрудничества (в первую очередь в хозяйственной сфере) привело к созданию и реализации иной политической концепции "Восток - Запад". Эта политика хоть и не вела к радикальному разрешению конфликта между Востоком и Западом, но все ж делала акцент на аспектах сотрудничества в отношениях между двумя противоположными блоками. Такая политика получила название политики разрядки международной напряженности. Ее методом стали переговоры по обеспечению международной безопасности, ограничение вооружений, а также разработка системы контроля над вооружением. Результатом ее стало подписание договоров - о приостановке испытаний ядерного оружия на земле, в небе и под водой, о нераспространении ядерного оружия и другие. Большой вклад в этот процесс внесли: четырехсторонний договор (СССР, США, Великобритания, Франция) по Западному Берлину (1971 г), договоры СССР и Польши с ФРГ о признании нерушимости границ, установленных в результате Второй мировой войны, и другие, а также Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки (1975 г), который подписали 35 государств Европы, а также Канада и США. Серьезное значение имел также договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), подписанный СССР и США в 1972 г.
Однако советская интервенция в Афганистан (декабрь 1979 г) и введение военного положения в Польше (декабрь 1981 г), а также усиление консервативных настроений в США в начале 80-х годов привели к новому росту международной напряженности между странами Востока и Запада. В ряде стран, особенно в США, возобладало мнение, что из политики разрядки СССР извлекает одностороннюю выгоду: имея доступ к западной технологии, он усиливает гонку вооружений. США провозгласили тогда, что они готовы вести дальнейшие переговоры между Западом и Востоком только с позиций силы. На сессии НАТО США и их союзники высказались за политику "довооружений" и одновременно за переговоры по вопросам ограничения вооружений. Вместо концепции политики разрядки была принята политика равновесия, управления кризисной ситуацией и предотвращения войны.
С началом перестройки (1985 г) руководитель СССР М. Горбачев выступил с тезисом о "новом мышлении" в международной политике. Были подписаны важные соглашения между СССР и США об уничтожении двух классов ракет с ядерными боеголовками. После них были подписаны другие соглашения, в том числе и по сокращению обычных вооружений. Несмотря на упрямое противодействие верхушки военно-промышленного комплекса и высшей номенклатуры КПСС, советская армия была выведена из Афганистана в 1989 г. Усилия М.С. Горбачева в деле разоружения и укрепления мира были отмечены высокой наградой мировой общественности - присуждением ему почетного звания лауреата Нобелевской премии за укрепление мира между народами.
Обретение Украиной независимости и распад СССР открыли новую эру в развитии международных отношений. С момента своего рождения Украинское государство заявило о своем безъядерном статусе, о добровольной готовности ликвидировать со своей территории все ядерное оружие - как стратегическое, так и тактическое. Эта инициатива высоко оценена во всем мире и сыграла свою - значительную роль в "цепной реакции" разоружения, в снижении уровня вооруженного противостояния не только в Европе, но и во всем мире.
Украина заявила о своем неучастии в любых военных и военно-политических блоках. С целью укрепления своей независимости и укрепления европейской безопасности Украина, как и ряд других стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария), вступила в созданную под эгидой НАТО программу "Партнерство ради мира", а в сентябре 1994 г. украинские военные подразделения приняли участие совместно с другими европейскими государствами в учениях по отработке миротворческих операций.
Вместе с тем руководство НАТО с середины 1990-х годов взяло курс на расширение этой организации, приглашая к вступлению в нее и одновременно в члены Европейского союза новые страны. К числу таких стран относятся государства - бывшие участники созданного в 1955 году Советским Союзом Варшавского пакта, а также бывшие республики СССР, в первую очередь страны Балтии. НАТО при этом проявляет избирательный подход, разделив их на государства, которые полностью соответствуют натовским "стандартам" или приближаются к ним, и на те, которые им не соответствуют и еще долгое время соответствовать не будут. К первым отнесены Чехия, Польша, Венгрия, ко вторым Украина и другие. И в самом деле, наша страна значительно отстает от западных соседей в проведении демократических преобразований как в экономической, так и в политико-гуманитарной сфере.
Вместе с тем закрытость и избирательность в расширении Европейского союза будут иметь, несомненно, отрицательные последствия для Украины. Если на начальном этапе этот процесс носил схожее содержание и для стран Центральной и Юго-Восточной Европы, и для Украины, то в будущем большинство этих стран (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия и другие) могут очутиться во "внутреннем кольце" европейской и евроатлантической интеграции, а Украина окажется отгороженной от них высокими таможенными и иными барьерами. Дело в том, что по Шенгенскому соглашению (1994 г) все страны, входящие в ЕС, ввели порядок свободного перемещения людей и товаров между этими странами, и теперь обязаны ужесточить приграничный и таможенный режим в отношении стран, не входящих в ЕС.
Внеблоковый статус Украинского государства предполагает развитие дружеских отношений как со странами НАТО, так и с Россией. Следует отметить, что Украина не считает шаги в направлении сближения с Европейским союзом как недружественные меры по отношению к России. Важность вхождения в европейское экономическое и политическое пространство является для Украины не вопросом политических амбиций, а составляет проблему выживания как развитого и демократического государства. Ведь наша страна в силу исторических традиций была и будет составной частью европейской цивилизации и христианской культуры. Поэтому постановлением Верховной Рады (2000 г) европейский выбор провозглашен основным стратегическим направлением внутри - и внешнеэкономического развития Украины на предстоящие десятилетия. Реализация этого курса в исторической перспективе открывает перед нашей страной возможность попасть в число государств, способных обеспечить для своих граждан достойную жизнь в условиях мира, свободы, демократии и правопорядка. В феврале 2003 года Президент нашей страны еще раз указал на неизменность провозглашенного курса на экономическую и политическую интеграцию с Евросоюзом. Но перспективы интеграции Украины в систему европейской безопасности находятся в прямой зависимости от соотношения внешних, международных и внутренних факторов. Европейцы хотят видеть Украину независимым, демократическим, процветающим государством, и это вполне отвечает стремлениям и чаяниям наших граждан.