Место и проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве
1
Оглавление:
Введение
Основная часть.
Глава 1. Место развивающихся стран в мировом хозяйстве:
Классификация развивающихся стран
Роль развивающихся стран в мировом хозяйстве
Глава 2. Общая характеристика развивающихся стран в мировом хозяйстве:
2.1. Особенности экономики развивающихся стран
2.2. Проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве
Глава 3. Перспективы и прогнозы развития экономики развивающихся стран
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
1. Введение
Актуальность темы исследования.
Группа развивающихся стран сегодня объединяет примерно 141 страну Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, где проживает 3,2 млрд чел.
Для этой группы стран зарождение экономики имеет свою специфику, вытекающую из особенностей развития их культуры и экономики. И на первом плане стоит проблема унаследованной от колониального прошлого социально-экономической отсталости. В результате распада колониальной системы в мире появилось более 120 новых государств, в которых сосредоточено свыше половины населения планеты. Эти страны, хотя и получили политическую независимость, продолжают испытывать последствия колониального прошлого, а в настоящее время и негативное воздействие политики неоколониализма.
В целом, после глобального распада исторической колониальной системы, темпы экономического роста развивающихся стран заметно ускорились и впервые за длительный период их существования в рамках мирового хозяйства превысили темпы экономического роста развитых стран
Данные свидетельствуют о том, что характер в системе «развитые — развивающиеся страны» постоянно меняется и по общим показателям, скорее в пользу вторых.
Теоретической и методологической основой данной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области развития мирового хозяйства, современных экономических отношений.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания.
В работе используются такие методы исследования, как: монографические, статистические материалы, годовые отчеты.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в комплексном анализе места и проблем развивающихся стран в мировом хозяйстве.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
дать классификацию развивающихся стран;
рассмотреть роль развивающихся стран в мировом хозяйстве;
рассмотреть особенности экономики развивающихся стран;
проанализировать проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве;
рассмотреть перспективы и прогнозы развития экономики развивающихся стран.
Основная часть
Глава 1. Место развивающихся стран в мировом хозяйстве
1.1. Классификация развивающихся стран
В начале 90-х гг. «третий мир» развивался крайне неравномерно, в результате чего динамично углублялся процесс дифференциации, т. е. среди развивающихся стран мира четко обозначились две крайние группы государств:
наиболее развитые;
наименее развитые.
Между ними располагается основная масса стран «третьего мира».
В соответствии с мировыми классификациями, бедным называется тот, кто получает меньше 275 долл. в год. В начале 90-х гг. насчитывалось 20 стран с меньшим уровнем дохода. За последние семнадцать лет в 71 из 140 стран наблюдался спад уровня доходов населения. В наиболее сложном положении находятся 42 наименее развитые страны, в которых средний объем ВВП на душу населения, по подсчетам ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), снизился до 230 долл. По производству ВВП на душу населения разрыв этой группы стран от средних показателей возрос до 4 раз.
В региональном плане наименее развиты 42 государства (8 в Азии, 29 в Африке, остальные – в Латинской Америке и Океании) с населением примерно 407 млн. чел. Наиболее развитые страны «третьего мира» выделились на основе «нефтяного бума».
На другом полюсе обосновались беднейшие государства, находящиеся в положении фактического застоя. Среди них ряд стран Африки, в том числе Мозамбик (ВНП — 80 долл. в год на человека), Танзания (100 долл.), Эфиопия (100 долл.), Чад и Руанда (200 долл.), Бурунди (180 долл.), Сьерра Леоне (140 долл.), Уганда (190 долл.). Кроме названных стран в эту группу входят отдельные страны Азии: Непал (160 долл.), Бутан и Вьетнам (70 долл.), Мньянма и др. (по данным Всемирного Банка).
В категорию развивающихся государств входят также две крупнейшие страны мира — Китай (с населением примерно 1,2 млрд. чел.) и Индия (около 1 млрд. чел.). Несмотря на относительно низкий уровень ВНП на душу населения (примерно по 300 долл.), благодаря крупному потенциалу природных и людских ресурсов и целенаправленной стратегии социально-экономического развития этих стран, в них уже сформирован крупный производственный потенциал, решается (в результате проведенных реформ) продовольственная проблема, а сами эти государства рассматриваются как реальные претенденты на статус великих держав.
Можно выделить классификацию развивающихся стран по следующим критериям:
страны с активным платежным балансом: Бруней-Даруссалам, Ирак, Иран, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Ливийская Арабская Джамахирия, Саудовская Аравия;
страны с пассивным платежным балансом:
экспортеры энергоресурсов: Алжир, Ангола, Бахрейн, Боливия, Венесуэла, Габон, Египет Индонезия, Камерун, Конго, Малайзия, Мексика, Нигерия, Оман, Перу, Сирийская Арабская Республика, Тринидад и Тобаго, Тунис, Эквадор;
чистые импортеры энергоресурсов: все остальные развивающиеся страны;
страны с недавно сформировавшимся активным платежным балансом: Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань;
страны – крупные должники: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Кот-д’Ивуар, Марокко, Мексика, Нигерия, Перу, Уругвай, Филиппины, Чили, Эквадор, бывшая Югославия;
наименее развитые страны: Афганистан, Бангладеш, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Вануату, Гаити, Гвинея, Гвинея-Биссау, Гамбия, Джибути, Заир, Замбия, Йемен, Кабо-Верде, Камбоджа и др.;
страны Африки к югу от Сахары: страны африканского континента и близлежащие островные государства, за исключением Нигерии, стран Южной и Северной Африки (Алжира, Египта, Ливии, Марокко, Туниса);
страны южной и восточной Азии: страны южной Азии, юго-восточной Азии, восточной Азии, за исключением Китая;
страны Средиземноморья: Кипр, Мальта, Турция, бывшая Югославия;
страны западной Азии: Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Оман, Катар, Кувейт, Сирийская Арабская Республика, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия,.
Так называемые «новые индустриальные страны» по ряду признаков выделяются из основной массы развивающихся стран. Черты, отличающие «новые индустриальные страны» как от развивающихся стран, из среды которых они вышли, так и от развитых капиталистических стран, в ряды которых некоторые из них уже вступили «одной ногой», позволяют говорить о появлении особой «новоиндустриальной модели» развития.
Не умаляя важной роли опыта развития латиноамериканских «новых индустриальных стран», все же следует подчеркнуть, что азиатские «новые индустриальные страны» - Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур – стали своеобразными образцами развития для многих освободившихся государств, как в отношении внутренней динамики народного хозяйства, так и в отношении внешнеэкономической экспансии.
К «новым индустриальным странам» относят Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также Аргентину, Бразилию, Мексику. Все перечисленные страны – это «новые индустриальные страны» «первой волны» или первого поколения. Следом за ними идут «новые индустриальные страны» последующих поколений. Например, второго поколения: Малайзия, Таиланд, Индия, Чили; третьего поколения: Кипр, Тунис, Турция и Индонезия; четвертого поколения: Филиппины, южные провинции Китая и др. В итоге появляются целые зоны «новоиндустриальности», полюса экономического роста, распространяющие свое влияние, прежде всего на близлежащие регионы1.
Критерии, по которым те или иные государства относят к «новым индустриальным странам» по методике ООН, следующие:
1. размер валового внутреннего продукта на душу населения;
2. объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;
3. среднегодовые темпы его прироста;
4. объем прямых инвестиций за рубежом;
5. удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть более 20%)2.
По всем этим показателям «новые индустриальные страны» не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно-развитых стран.
Высокие темпы роста «новых индустриальных стран» сопровождаются значительным повышением благосостояния населения.
Отставание развивающихся стран от промышленно-развитых стран является существенной проблемой не только для самих этих стран, но и для всего мирового хозяйства. Сильно выраженные диспропорции на разных «полюсах» оказывают свое влияние на структуру и уровень развития мирохозяйственных связей. Те развивающиеся страны, где сырье — основа экспорта, остро нуждаются в поиске дополнительных экспортных ресурсов, способных поддержать их позиции на мировом рынке. Несмотря на ряд проблем в области расширения экспорта традиционных товаров, доля развивающихся стран в общем мировом экспорте повышается (см. приложение 1).
1.2. Роль развивающихся стран в мировом хозяйстве
Социально-экономическая трансформация развивающихся стран создала необходимые условия для ускорения их развития. Этому способствовало сокращение внеэкономического принуждения, ограничение традиционных методов деятельности иностранного капитала, проведение социальных преобразований, которые подорвали докапиталистические отношения1.
За прошедшие десятилетия развивающиеся страны по ряду социальных показателей достигли таких сдвигов, которые были осуществлены в западных странах почти за век. Несмотря на эти успехи, остаются огромные социальные и экономические проблемы. Примерно 30 млн. детей в возрасте до 5 лет умирают каждый год из-за причин, которые не являются роковыми в промышленно-развитых странах. Около 100 млн. детей, 20% соответствующей возрастной группы, не получают начального образования.
Важную роль, определяющую положение развивающихся стран в мировом хозяйстве, играют внешнеэкономические связи. Их развитие профилирует не только взаимосвязи с другими подсистемами, но и степень воздействия последних на внутренний рынок.
Внешний сектор предоставляет возможность получать наиболее эффективные средства производства и новую технологию, являющиеся необходимым фактором экономического развития. Внешнеэкономические связи, расширяя рамки внутренних рынков, позволяют ускорить экономический рост. Их воздействие на процессы воспроизводства, темпы и пропорции экономического роста имеют в странах «Третьего мира» возможно большее значение, чем для многих промышленно-развитых стран.
О высокой зависимости развивающихся стран от внешнеэкономических связей свидетельствует отношение экспорта, импорта, внешнеторгового оборота к ВВП, или коэффициент открытости экономики. Наиболее высокая открытость экономики характерна для стран Африки, Ближнего Востока и в последние два десятилетия — для восточноазиатских стран.
Своеобразие социально-экономической структуры предопределяет степень воздействия внешнеэкономических связей на развивающиеся страны. Более отсталые экономические структуры болезненно переживают внешние воздействия в силу особенностей включения их национальных хозяйств в международное разделение труда. Те же страны, в которых промышленный переворот охватил все сферы хозяйства, более успешно приспосабливаются к перипетиям мировой хозяйственной системы.
Центральное место в сегменте внешнеэкономических отношений развивающихся стран принадлежит внешней торговле1.
В основе конкурентоспособности промышленных и сырьевых товаров из развивающихся стран лежат более низкие затраты переменного капитала на единицу продукции. Низкий уровень заработной платы позволяет поддерживать конкурентоспособность продукции на мировых рынках, но сам по себе он препятствует экономическому росту, сдерживая покупательную способность на внутреннем рынке.
Структура экспортной торговли неодинаково влияет на экономическое развитие периферии мирового хозяйства.
Сдвиги в структуре производства и спроса под влиянием процесса индустриализации способствовали существенным изменениям в структуре импорта и роли развивающихся стран в мировых закупках. Возрастание самообеспеченности периферии мирового хозяйства привело к сокращению ее доли в импорте многих готовых изделий. Этому также содействовало ухудшение условий воспроизводства во многих странах. Импорт в значительной мере ориентирован на обеспечение потребностей национальных хозяйств в средствах производства, топлива и минерального сырья. Обращает на себя внимание довольно высокий удельный вес развивающихся стран в закупках сельскохозяйственного сырья. Отставание сельского хозяйства при высоких темпах роста населения, развитие трудоинтенсивных производств содействуют тому, что развивающиеся страны остаются крупными импортерами сырьевых и продовольственных товаров. Рост обрабатывающей промышленности, снижение уровня накопления не позволили им использовать материалосберегающую технологию. Поэтому давление, оказываемое продовольственным и топливным импортом на платежный баланс, представляет важный фактор развития национальных экономик.
Свыше 20% притока внешних финансовых средств и почти 80% в бедные страны обеспечивает экономическая помощь. Географически помощь все больше концентрируется на Тропической Африке, уменьшилась доля помощи, предоставляемой странам Южной Азии.
Глава 2. Общая характеристика развивающихся стран в мировом хозяйстве
2.1. Особенности экономики развивающихся стран
Основными социально-экономическими укладами в развивающихся странах являются государственный, капиталистический, кооперативный, мелкотоварный, а также натуральные формы хозяйства. Социально-экономические уклады — это особенные типы производственных отношений со свойственными им специфическими законами развития.
Ведущую роль среди социально-экономических укладов в этих странах играет государственный уклад. Это обусловлено низким развитием экономической и социальной инфраструктуры, решающая роль в формировании которых принадлежит государству. Именно государство и государственный сектор экономики осуществляет борьбу за экономическую независимость. В условиях отсутствия многочисленного и опытного класса предпринимателей, низкого жизненного уровня населения оно берет на себя функции накопления капитала, инвестора и играет доминирующую роль в проведении аграрной реформы, осуществлении структурных преобразований в экономике, развитии базовых отраслей промышленности. Государственный уклад является интегрирующим фактором во взаимодействии других укладов и превращении дезинтегрированной системы в единую целостность. Государству принадлежит решающая роль в противостоянии иностранному капиталу, в привлечении иностранных инвестиций в национальную экономику, оно в наибольшей мере способно развивать науку, овладевать достижениями НТП. Ведь государству во все времена отводилась ведущая роль в обеспечении народного хозяйства деньгами, в проведении денежных реформ, в процессе регулирования денежно-кредитной системы.
Для подавляющего большинства таких стран важнейшим направлением преодоления экономической отсталости является индустриализация. Этот процесс индустриализации в них происходит неравномерно, зачастую он начинается с создания производственной инфраструктуры, с преобразований в сельском хозяйстве и добывающей промышленности.
Представляя собой относительно устойчивую общность, развивающиеся страны в то же время отличаются друг от друга по ресурсному обеспечению, уровню развития производительных сил и общественных отношений, демографическим и социальным показателям. В сложной мозаике стран, расположенных в Азии, Африке и Латинской Америке, можно найти все формы общественного развития - от самых примитивных до самых современных.
Поскольку все развивающиеся страны движутся в направлении формирования индустриального общества, то в качестве главной причины их различий можно выделить уровень используемых технологий в производстве материальных благ.
Характерным для экономики наименее развитых стран является слабое развитие рыночного механизма. Местные предприниматели отдают предпочтение сфере торговли, как это было на заре развития капитализма в ныне развитых странах. Однако там купеческий капитал быстро переключился в промышленную сферу, поскольку нужно было удовлетворять растущий спрос на товары широкого потребления. В развивающихся же странах перелив капитала из коммерции в производство осуществляется крайне медленно и с большим трудом. Для местного купца, как правило, проще продавать поступающие из-за рубежа товары, нежели вступать в конкуренцию с зарубежными фирмами, организуя производство на месте. Зарубежные инвесторы не видят стимулов для вложения средств в слаборазвитую экономику.
Поскольку наименее развитые страны находятся на начальном этапе создания индустриального общества, их промышленность представлена в основном отраслями, занимающимися переработкой местного сырья и производящими товары повседневного спроса.
В последние годы во многих странах были проведены мероприятия по приватизации государственных предприятий, сыгравшие важную роль на начальном этапе становления национальной экономики.
По отношению к странам, вставшим на путь интенсивной индустриализации, развитые страны предпринимают дискриминационные меры в сфере внешней торговли, активно проводят политику «ножниц цен», что ведет к росту задолженностей, выкачиванию значительной части национального богатства. ТНК пытаются перебазировать сюда экологически грязные и трудоемкие отрасли промышленности.
Переход от плановой к рыночной экономике происходит примерно в 30 странах Азии, в которых проживает одна четвертая часть всего населения Земли, что делает такой переход первостепенно важным. Вместе с тем нужно учитывать, что одни из них, лишь вступив на путь трансформации, сразу пережили резкий экономический спад, от последствий которого не освободились до сих пор, другие оказались в более благоприятной ситуации1.
В целом практика трансформации переходной экономики свидетельствует о четырех ее особенностях.
Во-первых, поиск решений, необходимых для умеренного экономического роста рассматривается как основная цель трансформации. В то же время его проектировщикам приходится пересматривать первоначальные представления о сложности процесса трансформации, специфике рыночной системы и теоремах экономического роста.
Во-вторых, если затронувшая весь индустриальный мир «великая депрессия» длилась 11 лет (1929-1940 гг.), то депрессия во многих странах с переходной экономикой оказалась еще более продолжительным процессом. Исключением оказался лишь Китай, темп экономического роста в котором был воспринят как чудо во всей истории мировой экономики. Г. Роланд отмечал: «Самая большая положительная неожиданность - именно успех экономических реформ в Китае»1.
За 20 лет на экономический рост в Китае приходится половина добавленной стоимости всех развивающихся стран. Развитые индустриальные страны с населением не свыше 900 млн. чел. достигли своего современного уровня за 200-250 лет. Китай с населением 1,5 - 1,6 млрд. чел. по прогнозам к 2050 г., т.е. только за 100 лет станет страной с развитой современной экономикой. Это можно оценивать и как исторический вклад Китая в развитие человеческого общества.
В-третьих, за 15-25 лет после начала трансформации изменились место и роль Китая в ряду стран с переходной экономикой и в мировой экономике в целом.
В-четвертых, после глубокого переосмысления проблемы перехода от «шока к терапии» в большинстве стран с переходной экономикой в экономическом росте возникла улучшающаяся тенденция. Так, в начале 21 века экономика России вышла на траекторию быстрого роста со среднегодовым темпом 6,7%. С 2000 по 2005 гг. ВВП России вырос в 3 раза, а ее золотовалютный резерв – в 7,5 раз. Почти все страны СНГ начали демонстрировать энергичный рост, подпитываемый высокими ценами на товары сырьевой группы и растущим спросом на внутренних рынках. Прирост ВВП за 2004 год в Азербайджане, Армении, Беларуси, Таджикистане и Украине превысил 10%.
Страны ЦВЕ – Центральной и Восточной Европы имеют стабильные темпы роста экономики, начиная с 90-х гг. 20 века. В целом в Венгрии, Польше, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии, Албании, Румынии, Беларуси, Казахстане, Туркменистане и Узбекистане в 2004 году ВВП превысил уровень 1989 года на 42% (см. приложение 2, 3, 4).
Далее рассмотрим экономику стран АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии).
Основные торговые обороты стран
АСЕАН приходятся, прежде всего, на
Сингапур, Малайзию и Таиланд. Они
обеспечиваются за счет экспортоориентированных
производств и импорта комплектующих
для последующей сборки готовой продукции
и экспорта.
Самые крупные экспортные
рынки для АСЕАН – рынки США, ЕС, Японии,
Китая (включая Гонконг) и Республики
Корея. Эти же страны – главные партнеры
в импорте. Среди них Япония – на первом
месте, за ней следуют США, ЕС, Китай
(включая Гонконг), Республика Корея (см.
приложение 6).
Доли экспорта и импорта стран АСЕАН в общемировой торговле значительно превышают доли их ВВП в общемировом ВВП (см. приложение 7).
За семь лет все страны АСЕАН (за исключением Сингапура) увеличили свой вклад в мировой ВВП. Доля ВВП Сингапура в мировом ВВП хотя и снизилась, но по показателю `ВВП на душу населения` он остается лидером (25433 долл. США), что отражает высокий уровень жизни в стране.
Доля импортируемых сырья, материалов и готовых компонентов в продукции региональных производителей составляет 45% в химической промышленности, 53 % в машиностроении, 56% в транспортном оборудовании, 70% в производстве электротоваров. Трудоемкие отрасли производства, такие как кожевенная, производство одежды включают 40-43%, обувная- 56% импортируемого сырья. Такая ситуация объясняется отсутствием конкурентоспособных национальных поставщиков сырья и комплектующих необходимого качества.
Вместе с тем,
уровень развития промышленности в этих
странах далеко не одинаков. Можно
выделить три их группы в соответствии
с нынешним уровнем развития промышленности.
Группа наименее развитых стран региона
включает Вьетнам, Камбоджу, Лаос и
Мьянму.
К группе стран со средним
уровнем развития промышленности
относятся Индонезия, Таиланд и Филиппины.
Наиболее развитые государства региона - Сингапур и Малайзия. Показатели их промышленного производства указывают на начавшийся в этой группе стран переход к постиндустриальной стадии развития экономики - к становлению инновационных отраслей технологическому совершенствованию производства в отраслях, составляющих основу нынешнего их экспортного потенциала.
В целом АСЕАН характеризует достаточно последовательная политика, во-первых, гарантирующая макроэкономическую стабильность и обеспечивающая быструю аккумуляцию средств и их распределение в соответствии с конкурентными преимуществами отдельных стран, сравнительно низкий уровень инфляции и ставка рефинансирования, баланс государственных расходов и доходов, курс национальной валюты, приемлемый для производителей; во-вторых, обеспечивающая поддержание конкурентоспособности национальной продукции, которая продается на открытых рынках при свободной конкуренции с импортными товарами и не субсидируется государством; в-третьих, рассчитанная на быструю аккумуляцию капитала и человеческих ресурсов развитие инфраструктуры достаточной, чтобы избежать проблем при росте хозяйственной активности, на повышение квалификации работников; в-четвертых, предусматривающая развитие сельскохозяйственного производства и сектора услуг для равномерного и сбалансированного развития экономики; в-пятых, обеспечивающая развитие договорных отношений и побудительных мотивов, основанных или на личной материальной заинтересованности граждан, или на социальной солидарности и на механизмах, стабилизирующих создание благоприятной социальной обстановки; в-шестых, предусматривающая достаточную компетентность должностных лиц - достаточную, чтобы направлять экономические трансформации в нужное русло.
Такая политика требует реализации следующих организационно-экономических принципов:
1. Всесторонней мобилизации внутренних ресурсов стран региона, предполагающей возможность достижения синергетического эффекта в развитии, государственное финансирование перспективных проектов, поощрение частных инвестиций в национальные предприятия, предоставление льготного режима налогообложения, развитие информационного обеспечения, упрощение бюрократических процедур для национальных промышленных предприятий.
2. Формирования механизма, необходимого для привлечения и освоения ПИИ, путем создания положительного имиджа в отношении рентабельности вложений, безопасности и удобства ведения бизнеса, совершенствования финансовой системы, стандартизации отчетности компаний, развития института страхования инвестиций.
3. Приоритетного развития промышленной инфраструктуры.
4. Формирования современной законодательной, нормативно-правовой базы в сфере привлечения и использования ПИИ.
5. Приоритетного развития собственных макротехнологий.
6. Определения приоритетных направлений развития промышленности с учетом долгосрочных перспектив, предполагающих формирование промышленной специализации стран ЮВА, исключение практики дублирования производств и снижение затрат на внутрирегиональную конкурентную борьбу.
7. Повышения ресурсного самообеспечения экономики региона за счет увеличения степени переработки добываемой в регионе нефти, использования атомной энергетики, внедрения новых технологических разработок в национальное производство, увеличения степени самообеспечения в поставках производственных компонентов.
8. Учета перспектив ориентации производств на внутренний рынок региона. Рост уровня жизни населения позволит снизить экспортную зависимость региона.
9. Заблаговременной подготовки кадров. При отсутствии на рынке труда работников необходимой квалификации, найм таковых из других стран оказывается достаточно дорогостоящим и затрудняет работу предприятий.
10. Развития отраслей добывающей промышленности, обеспечивающего конкурентные преимущества стран АСЕАН. Многие месторождения полезных ископаемых, особенно в наиболее бедных странах ЮВА (Мьянма, Лаос, Камбоджа, Вьетнам) остаются неразведанными и не разрабатываются из-за слабой инфраструктуры, высоких затрат и отсутствия инвестиций1.
Интеграционные процессы в регионе Юго-Восточная Азия (ЮВА), с одной стороны, позволяют расширить рынки сбыта продукции национальных производителей, снизить торговые и административные барьеры, с другой – создают условия для производственной кооперации. При этом интеграция осуществляется на разных уровнях.
Глобальный
уровень интеграции отражается в членстве
в ВТО, МВФ, АТЭС и других организациях.
Правда, активное сотрудничество стран
ЮВА с международными экономическими
организациями неоднозначно сказывается
на их экономике. Помощь, предоставляемая
на развитие инфраструктуры, борьбу с
бедностью, образование, медицину
позволила им отчасти снять остроту
проблем в этих сферах. В то же время
быстрая либерализация внутренних рынков
стран нанесла определенный ущерб
национальным производителям, усилила
зависимость региона от импорта товаров
из развитых стран.
Надрегиональный
уровень интеграции проявляется во
взаимоотношениях стран ЮВА с государствами,
прилегающими к региону на многосторонней:
АСЕАН+3 (АСЕАН, Китай, Ю. Корея, Япония),
зона свободной торговли между Мьянмой,
Бангладеш, Индией, Шри-Ланкой и Таиландом
и на двухсторонней основе, например в
зоне свободной торговли между Таиландом
и Австралией. Интеграционные процессы
на данном уровне, в отличие от уровня
глобального, имеют больше положительных
результатов для стран ЮВА.
Региональный
уровень интеграции представлен
отношениями в рамках АСЕАН, заключенное
в 1992 году соглашение о создании зоны
свободной торговли предусматривает
устранение торговых тарифов между
странами-членами с перспективой
интеграции стран АСЕАН на основе создания
единой производственной базы и
регионального рынка. Зона свободной
торговли начала действовать с 1 января
2003 года. Страны, подписавшие соглашение,
снизили торговые тарифы на большинство
товаров до 5%. Тарифы будут полностью
отменены к 2010г. для АСЕАН-6 и к 2015г. для
новых членов, с введением особого режима
для некоторых «особо чувствительных»
товаров до 2018г. правда, пока основные
интересы стран-участников блока обращены
скорее вовне. Но путем понижения ставок
тарифов АСЕАН надеется поддержать
трансграничную торговлю и взаимные
потоки инвестиций.
Субрегиональный
уровень интеграции стран ЮВА представлен
так называемыми зонами экономического
роста - трех- и четырехсторонними
соглашениями, в рамках которых решаются
отдельные вопросы и трансграничной
торговли. По отношению к деятельности
АСЕАН данный уровень интеграции позволяет
на основе соглашений узкой направленности
решать проблему устранения различий в
уровнях экономического развития стран
ЮВА.
В рамках АСЕАН особенно большое значение имеют рекомендации внутри-региональным промышленным группировкам, призванные обеспечить более успешное управление ресурсами и минимизировать масштабы неконтролируемой производственной деятельности, а также меры по либерализации финансовой системы региона. В октябре 1998 года было подписано рамочное соглашение о создании Инвестиционной зоны АСЕАН. Согласно этому соглашению, страны-участники должны открыть свои промышленные сектора для региональных инвесторов в той же степени, что и для национальных, в том числе для реализации таких крупных проектов, как проект сооружения трансАСЕАНского газопровода, создания азиатской газовой сети ОПЕК с выходом на крупные рынки сопредельных ЮВА стран.
В целом успех дальнейшего развития и подъема экономики региона ЮВА во многом зависит от углубления их экономической интеграции, промышленной кооперации, предполагающих и учет особенностей отдельных стран при формировании их общей экономической политики1.
Далее рассмотрим ещё одну развивающуюся страну – Бразилию.
Современное экономическое положение в Бразилии характеризуется неоднозначностью. На данный момент страна является очень интересным предметом для изучения и исследования.
В рейтинге конкурентоспособности, разрабатываемом с 1979 г. Мировым экономическим форумом на основе анализа экономического положения 80 стран мира, Бразилия в 2002 г. опустилась на две позиции и заняла 46-е место2.
А в рейтинге открытости экономик 156 стран мира, составляемом фондом Heritage, Бразилия заняла 72-е место, возглавив группу стран с частично закрытой экономикой (2002 г.)3.
Основными факторами, определяющими столь низкое место, являются регулирование государством внешней торговли и несоблюдение прав интеллектуальной собственности.
В 2003 г. объем ВВП составил 1,375 трлн. долл., что в расчете на душу населения составило 7600 долл. По этому показателю Бразилия входит в десятку ведущих стран мира. Большое значение имеет государственный сектор экономики, в котором производится около 20% ВВП страны (см. приложение 8).
Промышленность – ведущая отрасль хозяйства Бразилии. Доля промышленности в создании ВВП в 2003 г. составила 38,6%, из которых 2/3 принадлежат обрабатывающей промышленности.
Сельское хозяйство Бразилии является довольно развитой и значимой отраслью экономики. Доля сельского хозяйства в создании ВВП в 2003 г. составила 10,2%, занято в сельском хозяйстве около 1/4 экономически активного населения страны (23%, 2003 г.).
Сфера услуг – ведущая отрасль хозяйственного комплекса Бразилии. Доля сферы услуг в создании ВВП составляет 51,2% (2003 г.), занято в этой сфере 53% всех трудовых ресурсов страны.
Ведущее место во внешнеэкономических отношениях Бразилии занимает торговля товарами. Удельный вес Бразилии в мировой торговле невелик (около 1%)1.
Основные торговые партнеры Бразилии (2002 г.)2
Торговые партнеры |
Экспорт, % |
Импорт, % |
Северная Америка |
25 |
23,7 |
ЕС |
23,4 |
27,5 |
Азия |
17,3 |
20,1 |
Латинская Америка |
16,4 |
17,6 |
Африка |
3,7 |
5,7 |
Восточная Европа |
2,7 |
1,9 |
Сейчас перед Бразилией стоят такие приоритетные задачи, как интенсификация интеграционных процессов в рамках Общего рынка стран Южной Америки (МЕРКОСУР), защита национальных интересов на переговорах по созданию Межамериканской зоны свободной торговли (МАЗСТ) и зоны свободной торговли между МЕРКОСУР и ЕС, а также активизация внешнеэкономического сотрудничества с Китаем, Индией, Россией.
Африканские страны также относятся к развивающимся.
Наиболее притягательными в Африке являются добывающая промышленность и нефтегазовый сектор.
По данным ООН, почти половина всех прямых иностранных инвестиций (ПИИ) приходится на шесть нефтедобывающих стран: Алжир, Чад, Египет, Экваториальную Гвинею, Нигерию и Судан.
Несмотря на тот факт, что развитие экспортно-ориентированных производств на территории Африки является приоритетным для инвесторов, в будущем это должно привести к формированию других секторов экономики и созданию инфраструктуры.
Все больший интерес в размещении средств на африканском континенте проявляют страны Юго-Восточной и южной Азии. Преимущественно Китай и Индия наращивают объемы инвестиций на континенте. В ряде случаев инвесторы из этих стран гораздо лучше приспосабливаются к условиям ведения бизнеса в Африке. азиатские бизнесмены в отличие от своих западных коллег вкладывают деньги не только в разработку природных ресурсов, но и в строительство, развитие инфраструктуры и даже местной обрабатывающей промышленности, например текстильной. Российский бизнес хотя и не представлен в Африке столь широко, как азиатский, американский или европейский, в будущем может серьезно укрепить свои позиции.
Рост инвестиций в Африку все же сдерживает обнищание населения, хотя и не сильно улучшает положение большинства жителей. Рост ВВП превышает рост численности населения. В 2006 году рост ВВП составил 5,5%.
2.2. Проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве
Одной из самых серьезных проблем развивающихся стран является развитие сельского хозяйства, где сосредоточена основная масса экономически активного населения. В таких странах как Бурунди, Малави, Руанда, Непал, Нигер, Уганда, Мали, Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Чад, Мадагаскар, Гвинея-Бисау, Гамбия, Центральная Африканская Республика, Гвинея доля занятых в сельском хозяйстве составляет более 80% всего работающего населения этих стран. Это более высокий уровень, чем было 100 лет назад в США.
Рассмотрим наиболее важные факторы, сдерживающие сельскохозяйственное производство в развивающихся странах.1
Во-первых, поскольку многие виды сельскохозяйственной продукции предназначены для экспорта, их производство зависит от цен на мировом рынке и от политики импортеров этой продукции.
Во-вторых, с целью обеспечения доступа населения с низкими доходами к продовольствию государствами проводится политика низких цен на сельскохозяйственную продукцию.
В-третьих, из-за бедности большей части сельского населения его роль в накоплении весьма ограничена. В аграрном секторе капитал существует в основном в физической форме в виде земли, скота, построек и характеризуется низкой активностью и малой мобильностью.
Следующей проблемой развивающихся стран является проблема внешней задолженности.
Далеко не все деструктивные последствия долгового кризиса для социально-экономического развития развивающихся стран были преодолены в ходе осуществления программ многостороннего урегулирования задолженности: замедлились темпы экономического роста, упала норма накопления, выросла безработица, сократился жизненный уровень населения, возросла социальная напряженность. Несмотря на определенные недостатки в механизмах, используемых этими организациями, роль МВФ и Всемирного банка в урегулировании задолженности будет возрастать. Это связано с тенденцией к интернационализации хозяйственной жизни, с ростом взаимных связей, а также и со сложившейся ситуацией, когда данные организации, располагая собственными средствами и конкретными инструментами, реально воздействуют на международные потоки капитала. Кроме того, результативность этих механизмов будет зависеть от усиления регулирующих и координирующих функций Банка и Фонда по отношению ко всем государствам мирового сообщества.
Помимо международных финансовых организаций в разработке новых механизмов приняли участие Парижский и Лондонский клубы, совещания стран «Большой семерки», ОЭСР. Основными целями их деятельности стало: снижение остроты долгового кризиса, восстановление экономических и финансовых позиций стран-должников в мире, восстановление макроэкономической стабильности государств «третьего мира».
Основной организацией, занимающейся вопросами урегулирования и погашения задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам, стал Парижский клуб стран-кредиторов. Последовательно предложенные им условия реструктуризации официальной задолженности, получившие названия «Торонтских», «Неапольских», «Лондонских», «Лионских» и «Хьюстонских», способствуют значительному облегчению долгового бремени развивающихся стран.
Внешняя задолженность стала тяжелым бременем для североафриканских стран (223 млрд долл.). Ее удельный вес в объеме ВВП достигает 70%, а стоимость примерно в 2,5 раза превышает экспортные поступления. На обслуживание внешних долговых заимствований идет 1/5 доходов от экспорта. Такая ситуация еще более усугубляет положение стран в рамках мирового хозяйства. В докладе Всемирного банка «Перспективы глобальной экономики и развивающиеся страны» говорится: «Хотя можно ожидать помощи извне в виде реальных повышений товарных цен и мер по сокращению долга и его обслуживания, ограниченность капвложений в оборудование, инфраструктуру, и человеческие ресурсы исключают резкое улучшение уровня жизни».
Значительную остроту на рубеже тысячелетий в развивающихся странах приобрели неконтролируемые процессы разрушения природной среды, которые могут стать не только причиной политической нестабильности во многих регионах мира, но и источником экологической и эпидемиологической опасности для всего населения Земли. Демографический взрыв в развивающихся странах, обусловленный преодолением массового голода и улучшением питания в результате приобретения национальной независимости, привели к резкому росту населения в этих странах.
Более высокие темпы экономического роста в развивающихся странах по сравнению с развитыми на протяжении последних десятилетий способствовали постоянному сокращению разрыва между ними по экономическим показателям.
Однако этот разрыв все еще разителен. Среднедушевой объем ВВП и промышленной продукции в развивающихся странах составляет 15% от уровня развитых стран, а по объему сельскохозяйственной продукции – 50%.
Одним из главных путей преодоления разрыва уровня развития и повышения благосостояния является либерализация национальной экономики развивающихся стран и особенно либерализация внешнеэкономической деятельности.
Чем выше темпы роста внешнеторгового оборота и степень открытости национальной экономики, тем выше темпы валового продукта и потребления на душу населения. Правда, в Латинской Америке темпы роста валового продукта и потребление при высокой скорости роста внешнеторгового оборота и «открывания» экономики относительно медленные, что объясняется сохранением там диктаторских режимов и отсутствием гарантий прав частной собственности.
На динамику роста среднедушевых доходов существенно воздействуют темпы прироста населения.
Перед развивающимися странами стоят, прежде всего, проблемы укрепления и роста экономики, преодоления отсталости, повышения жизненного уровня населения и изменения позиций в мировом хозяйстве.
Огромную часть населения в развивающихся странах составляют бедные. Большая их часть проживает в сельских районах, например, в Гане, Кении, Индии, Таиланде свыше 80 % сельского населения относится к бедноте. Точные размеры нищеты трудно рассчитать из-за нехватки статистических показателей и различий в определении ее границ. В соответствии с критериями Всемирного банка к проживающим в бедности отнесены те, чей ежедневный доход не превышает 1 долл. Обобщающие данные свидетельствуют, что в развивающихся странах 31 % населения живет на этом уровне. В ряде стран этот показатель еще выше, например, в Тропической Африке – 48 %, в Индии – 52,5 %.
Для развивающихся стран характерна резкая неравномерность в распределении доходов (она намного выше, чем в развитых государствах). Причем в ходе экономического роста может происходить (и это подтверждает опыт многих стран «третьего мира») увеличение доли богатых слоев населения в доходах. Например, в Бразилии, Колумбии, Коста-Рике, Индии, Филиппинах самыми высокими темпами росли доходы 20 % населения, отнесенных к категории наиболее богатых. Это во многом объясняется растущей концентрацией собственности и капитала у местной элиты, ее приближенностью к власти. В результате, несмотря на рост душевого дохода в третьем мире за последние 25 лет в среднем на 1,4 % в год, на долю 40 % самого бедного населения приходится не более 3 – 7 % доходов. Социальные проблемы в третьем мире во многом обострены из-за того, что уровень прироста населения здесь очень высок (1,9 % в год, а НРС – до 2,9 % против 0,7 % в развитых странах). Программы сокращения рождаемости в большей части развивающихся стран дали незначительные результаты (за исключением КНР, которую иногда причисляют к этой группе – 1,1 % в год).
Глава 3. Перспективы и прогнозы развития экономики развивающихся стран
Согласно докладу ОЭСР1, опережающие индикаторы развивающихся стран указывают на то, что экономические перспективы Бразилии и России ухудшаются, а в Китае наблюдается устойчивый экономический рост.
По прогнозам, в 2007 г. экономический рост развивающихся стран составит 7,3 %, что несколько ниже прошлогоднего уровня – 7,4 %.
Экономический прирост развивающихся азиатских регионов прогнозируется на уровне 8,7 процента, что ниже прошлогодних 9 процентов, в частности, в Китае и Индии этот показатель составит, соответственно, 10 процентов и 8,3 процента, что на 0,2 процента ниже, чем в 2006 г.
Экономический рост Латинской Америки достигнет 4,8 процента, что выше прошлогоднего уровня – 4,3 %, в частности, прирост экономики Бразилии увеличится с 2,3 % в 2006 г. до 3,6 %.
Экономический рост Африки составит 5,4 % и останется на уровне 2006 г.
Экономический прирост стран СНГ составит 6,8 %, что будет выше 6,5 % 2006 г., в частности, в России этот показатель составит 6,5 % против 6,4 % 2006 г.
Можно ожидать к 2028 г. завершения перспективного роста в Китае, а к 2040 г. начало активного перспективного роста в России. Обе страны являются странами с быстро прогрессирующей экономикой. Goldman Sachs еще в 2003 г. включил Россию в четверку «самых развивающихся рынков». Название этой четверки BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) – стало модным, ее перспективы рассматриваются отдельно, для них предлагают специальные фондовые индексы. По последнему прогнозу Goldman Sachs, к 2050 г. российский ВВП вырастет в 10 с лишним раз - до 55630 долл. США на душу населения, экономика России поднимется с 9-го на 7-е место в мире. PricewaterhouseCoopers в своем недавнем прогнозе также включил Россию в число мировых лидеров (на этот раз семи - вместе с Бразилией, Индией, Китаем, Южной Кореей, Индонезией и Мексикой), которые к 2050 г. по совокупному ВНП будут иметь на 25% более высокие показатели, чем страны нынешней «Большой семерки»1.
Согласно данным ежегодного доклада Всемирного банка об экономических перспективах, экономики развивающихся стран до 2020 г. будут расти в среднем на 5 - 6 процентов в год. В результате их доля в мировом производстве с нынешних 6 процентов достигнет почти 30 процентов. Такой уровень в последний раз был зарегистрирован в 1820 г.
В краткосрочной перспективе в экономическом развитии Таиланда и некоторых других государств Азии может произойти некоторая пауза, связанная с недавними финансовыми проблемами в этих странах.
В опубликованном одновременно ежегодном отчете Международного валютного фонда содержится напоминание, что еще за год до девальвации национальной валюты Таиланда – бата – международные финансовые структуры предупреждали эту страну об опасности, которую представляет продолжающийся рост дефицита платежного баланса и о слабости ее финансовой системы.
Эксперты Всемирного банка указывают, что «локомотивом» общего роста экономики развивающихся стран станут 5 государств – Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и Россия. На их долю приходится примерно 8 – 10 % мирового производства и торговли. К 2020 г. они смогут, по меньшей мере, удвоить этот показатель при условии продолжения экономических преобразований.
Заключение
Итак, мы выполнили задачи, поставленные во введении, а именно: дали классификацию развивающихся стран; рассмотрели роль развивающихся стран в мировом хозяйстве; рассмотрели особенности экономики развивающихся стран; проанализировали проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве; рассмотрели перспективы и прогнозы развития экономики развивающихся стран.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что различия в темпах роста, скорости модернизации экономики и воздействии мирового хозяйства способствуют дифференциации развивающихся стран. Социально-экономические стратегии развивающихся стран ставят целью преодоление отсталости, преобразование традиционных хозяйственных структур, изменение позиции в международном разделении труда, интеграцию в мировое хозяйство.
Социально-экономические процессы в развивающихся странах в возрастающей степени формируются под воздействием мирового хозяйства. Это в первую очередь связано с импульсами научно-технического прогресса, распространяющимися от центра к периферии, растущим значением мировой торговли, а также активностью ТНК.
Один из важнейших критериев выделения развивающихся стран в отдельную мировую подсистему – их слаборазвитость и отсталость.
Список используемой литературы:
Гончаров И.В. Социально-экономическое развитие в государствах Евразии // Проблемы современной экономики. – 2006. - № 3 (19).
Доклад Организации экономического сотрудничества и развития // Экономические перспективы. – 2006.
Жуков С.В. Развивающиеся страны: сфера услуг и экономический рост. – М., 2004.
Ли Синь. Социально-экономическое развитие в государствах Евразии // Проблемы современной экономики. – 2006. - № 3 (19).
Ломакин В.К. Мировая экономика. – М., 2005.
Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. – М., 2005.
Николаева И.П. Мировая экономика. – М., 2004.
Мировая экономика: страны, регионы, континенты: Учебное пособие / Под ред. Я. С. Друзика. – М., 2002.
Мировая экономика: Учебник / Под ред. З.К. Раджабова. – М., 2005.
Развивающиеся страны в современном мире (единство и многообразие). – М., 2005.
Родионова И. А., Бунакова Т. М. Экономическая география: Учебно-справочное пособие. – М., 2003.
Страны и регионы мира 2003: Экономико-политический справочник / Под ред. А.С. Булатова. – М., 2003.
Шакиров А.Р. Бразильская экономика и финансовая система в 2001–2002 гг. // Латинская Америка. – 2002. – №11.
Шакиров А.Р. Экономика Бразилии в 2002 г. // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – №1.
Эльянов А. Структурные реформы и дифференциация развивающихся стран. – М., 2005.
Приложение 1
Среднегодовые изменения стоимости экспорта товаров
в развивающихся странах, %
Год |
Развивающиеся страны |
Азия |
Африка |
Ближний Восток |
2002 |
5,7 |
8,0 |
6,2 |
14,7 |
2003 |
3,5 |
10,3 |
21,4 |
20,5 |
2004 |
6,9 |
9,7 |
– 0,1 |
– 4,6 |
1 Эльянов А. Структурные реформы и дифференциация развивающихся стран. – М., 2005.
2 Жуков С.В. Развивающиеся страны: сфера услуг и экономический рост. – М., 2004.
1 Ломакин В.К. Мировая экономика. – М., 2005.
1 Ломакин В.К. Мировая экономика. – М., 2005.
1 Ли Синь. Социально-экономическое развитие в государствах Евразии // Проблемы современной экономики. – 2006. - № 3 (19).
1 Ли Синь. Социально-экономическое развитие в государствах Евразии // Проблемы современной экономики. – 2006. - № 3 (19).
1 Гончаров И.В. Социально-экономическое развитие в государствах Евразии // Проблемы современной экономики. – 2006. - № 3 (19).
1 Гончаров И.В. Социально-экономическое развитие в государствах Евразии // Проблемы современной экономики. – 2006. - № 3 (19), с. 83.
2 Шакиров А. Р. Экономика Бразилии в 2002 г. // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – №1. – С. 109.
3 Шакиров А. Р. Экономика Бразилии в 2002 г. // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – №1. – С. 109.
1 Родионова И. А., Бунакова Т. М. Экономическая география: Учебно-справочное пособие. – М., 2003. – С. 256.
2 Шакиров А.Р. Экономика Бразилии в 2002 г. // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – №1. – С. 110.
1 Развивающиеся страны в современном мире (единство и многообразие). – М., 2005. – С. 174.
1 Доклад Организации экономического сотрудничества и развития // Экономические перспективы. – 2006.
1 Гончаров И.В. Социально-экономическое развитие в государствах Евразии // Проблемы современной экономики. – 2006. - № 3 (19), с. 84.