Международная торговля и ее состояние

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Факультет экономики и права

Кафедра мировой экономики

Кафедра «Мировая экономика»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

НА ТЕМУ:

«Современная международная торговля и ее развитие»

Выполнила: студентка гр. 720871

Пугаева О.С.

Тула 2009

Содержание

Введение

1.Теоретические аспекты международной торговли

1.1Основные теории международной торговли

1.2 Выгоды международной торговли

1.3 Виды мировой торговли

2. Современная мировая торговля

2.1 Государственное регулирование международной торговли

2.2 Структура торговли.

2.3 Международная торговля в условиях экономического кризиса

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

Международная торговля – обмен товарами и услугами между странами. Такой вид торговли приводит к тому, что цены или спрос и предложение зависят от событий, происходящих в мире.

Глобальная торговля дает возможность приобретать потребителям и странам продукцию и пользоваться услугами, недоступными в их собственных странах. Благодаря международной торговле, мы можем покупать заграничные товары. Мы можем выбирать не только между отечественными конкурентами, но и между иностранными. В результате международной торговли появляется большая конкурентная среда, и продавцы стараются предложить потребителю более выгодные цены.

Международная торговля позволяет богатым странам более эффективно использовать свои ресурсы, будь то рабочая сила, технологии или капитал. Если одна страна может производить какой-то товар эффективней, чем другая, то и продать она сможет его по более низким ценам, следовательно, товар такой страны будет пользоваться большим спросом. А если страна не может производить какой-то продукт или услугу, то она может приобрести их у другой страны, это называется специализацией в международной торговле. Это говорит нам об актуальности данной темы исследования.

Целью работы является изучение особенностей международной торговли на современном этапе. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • изучение теоретических основ международной торговли;

  • описание структуры международной торговли;

  • выявление современного состояния международной торговли.

1.Теоретические аспекты международной торговли

1.1Основные теории международной торговли

Меркантилизм. Первые попытки проанализировать международную торговлю были предприняты в 16 и 17 вв. меркантилистами, которые полагали, что совокупное мировое предложение «факторов производства» – земли (включая сырье), труда и капитала – более или менее постоянно. Из этого предположения делался вывод, что интересы отдельных государств, регионов и городов диаметрально противоположны, поскольку выгоды для одного из них означают убытки для другого. В связи с этим каждой стране рекомендовалось накапливать факторы производства, особенно золото и серебро. Меркантилисты были убеждены, что запас драгоценных металлов в стране воплощает в себе ее действительное богатство, поэтому они полагали, что надлежащим образом организованная внешняя торговля существует исключительно для увеличения этого запаса.

Классическая школа. К середине 18 в., однако, население, объем поставок сырья и материалов, совокупный инвестиционный капитал и объем производства резко возросли. А значит, главная предпосылка, из которой исходили меркантилисты, оказалась неверной. Экономисты перестали рассматривать интересы различных стран как несовместимые, а также пришли к мнению, что действительное богатство наций определяется не столько запасами золота и серебра, сколько способностью производить товары и услуги. Многие экономисты (а позднее и многие государственные деятели) пришли к выводу, что, если каждая страна займется производством исключительно тех товаров, которые может изготавливать с наименьшими издержками, у всех стран окажется «абсолютное преимущество», поскольку больше товаров будет производиться с меньшими затратами. Направления международных товарных потоков, подобно направлениям движения товаров на внутренних рынках, должны определяться ценами, так как каждый покупатель стремится делать покупки на самом дешевом рынке внутри страны или за ее пределами. Величайшим и самым влиятельным выразителем таких взглядов стал Адам Смит, британский экономист, опубликовавший в 1776 знаменитое Исследование о природе и причинах богатства народов.

Однако возникает вопрос: почему одна страна может производить какой-либо конкретный товар с меньшими затратами, чем другая? В 1817 наиболее видный последователь Смита Давид Рикардо опубликовал работу Начала политической экономии и налогового обложения, в которой попытался дать ответ на этот вопрос. Рикардо (вслед за Смитом) предположил, что в конечном счете стоимость продукта определяется (с многочисленными оговорками) количеством воплощенного в нем человеческого труда. Например, изделие, произведенное за 10 часов, должно быть (в среднем) в два раза дороже изделия, изготовленного за 5 часов. Производительность труда в одних странах выше, чем в других. Там, где она выше, товары оказываются дешевле, чем в местах, где труд используется менее производительно. Кроме того, почти повсеместно труд в одних отраслях является более производительным, чем в других. Рикардо (в его «теореме сравнительных издержек») утверждал, что каждая страна способна максимизировать выгоды от международной торговли, если она специализируется на экспорте товаров, которые производит с наибольшей эффективностью, и импортирует товары, производство которых для нее оказывается неэффективным.

Постклассические теории. Теория Рикардо принимает во внимание только предложение товаров производящими странами; «эффективный спрос», т.е. спрос, подкрепленный деньгами, или покупательной способностью, оставлен за рамками анализа. Кроме того, эта теория построена лишь на одном факторе производства – труде. Эффективный спрос был включен в анализ международной торговли позднее, в 19 в., Джоном Стюартом Миллем и Альфредом Маршаллом. Очевидно, что обмен товарами между странами не может происходить, если импортирующие страны не нуждаются в импорте. Не менее очевидно и то, что международный товарообмен невозможен, если страны-экспортеры не заинтересованы в импорте. Страна должна оплачивать свой импорт деньгами, заработанными ею на экспорте продукции собственного производства, иначе ее резервы драгоценных металлов и иностранной валюты быстро истощатся. Таким образом, приобретение той или иной страной импортных товаров помогает другим странам покупать экспортную продукцию этой страны.

После. Первой мировой войны два шведских экономиста, Эли Хекшер и Бертиль Олин, предложили свою теорию, которая расширила понимание международной торговли благодаря включению в анализ двух факторов производства – труда и капитала. В данной теории под капиталом понимаются деньги, инвестированные в здания, сооружения, машины и оборудование. В различных производственных процессах соотношение между этими затратами и затратами на рабочую силу значительно варьирует. Производственные процессы, в которых доля средств производства по сравнению с долей живого труда относительно велика, называются капиталоемкими. Вполне естественно, что процессы производства в разных странах отличаются по капиталоемкости. Хекшер и Олин предположили, что страны, в которых используется относительно больше капитала, нежели живого труда (например, США), обладают сравнительным преимуществом в производстве и экспорте капиталоемкой продукции. Однако в 1953 американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев показал, что экспортируемая из США продукция (в отличие от американского производства в целом) является менее капиталоемкой по сравнению с ввозимыми в США товарами (т.н. «парадокс Леонтьева»).

Массовое производство. Так или иначе, капиталоемкое производство обычно означает массовое производство, которое может существовать лишь при наличии достаточно устойчивого эффективного спроса на производимые в большом количестве товары. Стаффан Линднер утверждал, что страны экспортируют именно те товары, внутренние (национальные) рынки которых обладают большой емкостью. Такие рынки гарантируют производителю достаточно большие объемы продаж, делающие механизацию производства экономически выгодной; экспорт же, который не отличается высокой стабильностью, такой гарантии, как правило, не дает. В современном производстве доля расходов на научные исследования и разработки весьма значительна, так что целесообразно распространять эти расходы на большее число единиц продукции. Экономия, достигаемая в результате массового производства, получила название «экономии на масштабах». [8;15-24]

1.2 Выгоды международной торговли

Все теории торговли исходят из предположения, что направления международных товарных потоков определяются ценами, так как каждый покупатель стремится получить нужные ему товары с наименьшими затратами. Хотя теория цен в действительности дает лишь неполное объяснение реального механизма международной торговли, ее вполне достаточно для понимания «выгод от торговли».

Ключевым здесь является понятие эффективности распределения ресурсов. На национальных рынках цены, устанавливаемые различными производителями, под влиянием конкуренции имеют тенденцию к выравниванию; ни один из продавцов не может значительно поднять цену по сравнению с другими, не потеряв при этом покупателей. Производителям приходится увеличивать свою прибыль за счет снижения издержек производства, т.е. более эффективного использования ресурсов. У самого эффективного производителя должны быть наименьшие издержки, самые низкие цены и, как следствие, наибольший объем продаж и наибольший доход. Таким образом, конкуренция способствует эффективности распределения ресурсов путем перераспределения факторов производства в пользу эффективных производителей, у которых больше денег на покрытие затрат и которые побеждают неэффективных производителей в борьбе за факторы производства.

Выгоды от международной торговли проистекают из расширения сферы эффективного распределения ресурсов за границы отдельных государств. Страны мира стремятся продавать национальную продукцию за рубежом и покупать товары в других странах по той же самой причине, по которой отдельные люди что-то продают и что-то покупают вместо того, чтобы пытаться производить все необходимое самостоятельно. Сапожник мог бы сам производить продукты питания и шить одежду, однако ему легко подсчитать, что, изготавливая только обувь и обменивая ее на другие товары, также сделанные мастерами своего дела, он в конечном счете получит больше пищи и одежды, чем если бы производил все сам.

В основе выгоды от внешней торговли лежит тот же принцип: существует разница между гипотетическими издержками производства данного товара внутри страны и фактическими издержками производства товаров, экспортируемых в счет его оплаты.

Но страна зачастую зависит от импорта товара, который в ней вообще не производится или производится в очень малых количествах, так что никто не знает, во что обойдется национальное производство этого товара в необходимых количествах. Кроме того, существуют товары, которые страна вообще не может производить. Тем не менее, анализ условий торговли позволяет определить некоторые показатели выгодности внешней торговли. Наиболее известным из подобных показателей являются «условия торговли по цене единицы товара», которые сопоставляют изменения в цене единиц экспортируемых товаров с изменениями в цене единиц импортируемых товаров. Вместе с тем страна способна снизить цену единицы экспортируемого товара, продать его в большем количестве и, в результате, импортировать больше товаров. Следовательно, лучшим показателем выгодности торговли является изменение совокупного объема импорта, который может быть оплачен совокупным объемом экспорта страны, или «условия торговли по доходу».[8; 30-39]

1.3 Виды мировой торговли

Оптовая торговля. Основная организационная форма в оптовой торговле стран с развитой рыночной экономикой - независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые филиалы промышленных фирм: оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием различных клиентов, и оптовые базы. У крупных фирм ФРГ имеются собственные отделы поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовые склады. Промышленные компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции фирмам и могут иметь свою оптовую сеть. Используются прямые связи производства с розничной торговлей, минуя специализированные оптовые фирмы. Однако в ряде случаев, при обилии и широком территориальном сосредоточении розничных торговых фирм, покупающих товары данной промышленной компании, при необходимости значительной послепроизводственной обработки прямые связи нецелесообразны.

Распространены вертикальные объединения «контрактного типа» - когда промышленный концерн объединяется с торговыми фирмами. В таких «цепных компаниях» создаются центральные закупочные конторы, а самостоятельность мелких фирм ограничивается. Последние стали развивать другие формы интеграции, например, кооперативные ассоциации розничных фирм. Еще одна форма «цепных компаний» - «добровольные цепи» - контрактная форма связи между оптовыми и розничными фирмами при сохранении независимости участников «цепи». В «добровольной цепи» совместная оптовая фирма обслуживает создавшие ее розничные фирмы, в кооперативном объединении оптовые фирмы объединяют усилия с розничными.

Вертикальные объединения дают их участникам ряд преимуществ: более благоприятные условия воспроизводства в сравнении с условиями необъединенных фирм, большая стабильность и надежность снабжения торговых фирм товарами, более надежный сбыт, соответствующее уменьшение затоваривания.

Товарные биржи. Международная биржевая торговля на протяжении последних двух десятилетий претерпела существенные изменения по многим направлениям и приобрела новые черты. На современном этапе для нее характерен, прежде всего, рост масштабов оборота.

Увеличение числа биржевых товаров и объема оборотов биржевой торговли произошло в основном за счет промышленных сырьевых товаров как новых (нефть газойль, никель, алюминий, пиломатериалы, фанера), так и традиционных. В результате доля сельскохозяйственных и лесных товаров в общем объеме биржевой торговли понизилась, хотя они по-прежнему занимают в ней ведущее место.

Существенным фактором для развития биржевой торговли было изменение соотношения между сделками на реальный товар и фьючерсными сделками. Произошел резкий рост объема фьючерсных операций, которые по некоторым товарам существенно превышали их мировое производство. Это было обусловлено в огромной степени усилением долговременной несбалансированности спроса и предложения на мировых рынках биржевых товаров, нестабильностью цен на этих рынках и невозможностью предугадать динамику цен даже на краткосрочную перспективу, а также возникновением валютных и других рисков.

Повысилась роль международных товарных бирж в установлении и регулировании цен на мировых товарных рынках. В торговле металлами в качестве мировых цен используются котировки Лондонской биржи металлов. На базе биржевых котировок осуществляется практически вся международная торговля зерновыми, кофе, какао-бобами, натуральным каучуком и др.

Современной тенденцией развития международного биржевого дела является сокращение общего количества бирж и объединение специализированных в универсальные. Положительное воздействие на увеличение объемов оборота биржевой торговли оказало использование компьютерной техники и других достижений научно-технического прогресса во всей технологии биржевой торговли.

Биржа возникла в XIII–XV веках в Северной Ирландии, но широкое применение в деловом мире получила в XVI веке в Антверпене, Лионе и Тулузе, затем в Лондоне и Гамбурге. С XVII века биржи уже действовали во многих торговых городах европейских государств. В США они появились в конце XVIII века.

Для биржевой торговли характерна высокая концентрация оборотов по странам и биржам. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах мира: США, Великобритании и Японии, на которые приходится до 98 % объема биржевых сделок с товарами в стоимостном выражении. В последние годы существенно возросла роль бирж Японии.

Международные биржи обслуживают конкретные мировые товарные рынки. В биржевых операциях на таких биржах участвуют представители деловых кругов разных стран. Биржи обеспечивают свободный перевод прибылей, получаемых в результате биржевых операций.

Формирование центров биржевой торговли обусловлено действием целого ряда факторов. Среди них важнейшими являются наличие достаточных финансовых ресурсов, развитие средств связи и другой инфраструктуры, удобство географического положения, благоприятное законодательство в части налогового и валютного регулирования.

Международные товарные биржи (Exchanqe) – это постоянно действующий крупный оптовый рынок, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на массовые, качественно однородные и взаимозаменяемые товары (они включают в основном сырье и продовольствие).

Оборот международных товарных бирж по всем видам операций оценивается в 3,5–4,0 трлн. долл. ежегодно. Объектами международной торговли выступают в настоящее время примерно 70 товаров, на долю которых приходится около 30% международного товарооборота.

Все обращающиеся на бирже товары можно условно разделить на две группы: первую составляют сельскохозяйственные продукты, где большая часть приходится на семена масленичных культур. В эту же группу входят зерновые, продукция животноводства, сахар, кофе, какао-бобы, пиломатериалы. Вторая группа – промышленное сырье и продукция его переработки. Сюда входят энергоносители, драгоценные и цветные металлы.

Крупнейшей товарной биржей мира является «Чикаго Борд оф Трэйд». На ней заключаются сделки с контрактами на пшеницу, кукурузу, овес, соевые бобы, серебро, золото, а также государственные ценные бумаги, банковские депозиты. Вторая по величине биржа мира также расположена в Чикаго – «Чикаго Меркэнтайл Эксчейндж». Собственно товары составляют сравнительно небольшую часть ее оборота. Большинство сделок – это продажи контрактов, в основе которых лежат валюты, государственные ценные бумаги. Третьей по обороту является «Нью-Йорк Меркэнтайл Эксчейндж». По объему сделок с товарами эта биржа сопоставима с «Чикаго Борд оф Трэйд».

В качестве представителей крупнейших бирж Европы можно назвать английские биржи: Лондонская биржа металлов (алюминий, медь свинец, никель, цинк), Лондонская международная нефтяная биржа (мазут, дизельное топливо, нефть), а также Парижскую биржу «МАТИФ», которая вышла на четвертое место по биржевому обороту после вышеперечисленных бирж США. Крупнейшей японской биржей является Токийская товарная биржа. На ней заключаются сделки с хлопковой и шерстяной пряжей, каучуком, платиной, золотой, серебром.

К числу международных относятся также региональные биржи, которые обслуживают преимущественно рынки нескольких стран. Так «Болтик фьючерз эксчейндж» в Лондоне ведет торговлю сельскохозяйственной продукцией и ориентирована в основном на рынок стран ЕС. К этой категории бирж относят также Сиднейскую, Сингапурскую, Парижскую и др.

Ярмарки. Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки, чаще всего специализированные, что позволяет потребитель сравнить и выбрать наиболее подходящий ему по потребительским качествам и цене товар, не затрачивая громадных усилий на поиск информации о производителях необходимых ему товаров. На тематических ярмарках производители выставляют на выставочных площадях свой товар «лицом», а потребитель имеет возможность выбрать, купить или заказать необходимый ему товар прямо на месте. Ведь ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике, отрасли, назначения и т.п. Поэтому любой желающий, сориентировавшись по темам выставок, может выбрать ту, которая позволит встретится с интересующими его производителями. Соответственно и производитель встречает на ярмарке аудиторию, интересующуюся именно его товаром.

Роль ярмарок в будущем не уменьшится, а, напротив, возрастет. С развитием международного разделения труда, которое еще больше углубится благодаря свободному товарообмену в Европе. За некоторыми исключениями посетителям и участникам Европейских ярмарок не создавалось никаких помех и ограничений. И это несмотря на то, что организация ярмарочного дела в различных странах Европы весьма различна.

Так в Германии ярмарки, как правило, проводятся устроительными обществами, для которых это основная их деятельность. Они принадлежат государству или коммунам, независимы от участников и владеют территорией, где проводятся ярмарки. Крупнейшие из них имеют годовой оборот от 200 до 400 миллионов марок. Для немецкого ярмарочного дела характерно также интенсивное сотрудничество между тремя сторонами - устроителями, участниками и посетителями.

Во Франции многочисленные отраслевые выставки организуются устроительными обществами, в большинстве случаев не располагающими своими ярмарочными территориями. Почти все подобные территории и здания в Париже находятся в ведении или принадлежат торгово-промышленной палате, тогда как в провинции многие устроители располагают собственными возможностями для организации ярмарок и выставок. Но подавляющее большинство отраслевых и специализированных ярмарок проводится во французской столице.

В ярмарочном деле Великобритании выделяются две крупные, действующие и за пределами страны, компании - «Рид» и «Бленхейм», годовой оборот которых колеблется в пределах от 350 до 400 миллионов марок. Однако значительная часть своего оборота они получают и за пределами Великобритании, так что в самой стране ярмарки поводятся преимущественно многочисленными небольшими частными компаниями. Выставочные территории в большинстве случаев принадлежат коммунальным организациям.

Валютные рынки. Годовой оборот мировой торговли составляет почти 20 миллиардов долларов, а ежедневный оборот валютных бирж - примерно 500 миллиардов долларов. Это означает что 90 процентов всех валютных сделок прямо не связаны с торговыми операциями, а осуществляются международными банками. Все это происходит в течение суток.

Под торговлей иностранной валютой понимают сделки купли-продажи одной валюты на другую или на национальную валюту по курсу, заранее установленному партнерами. Важнейшим валютным курсом является курс доллара к марке ФРГ. Банки, готовые заключить валютные сделки, называют курсы, по которым они рассчитывают покупать или продавать.

Кроме банков и крупных предприятий в операциях на рынке принимают участие также маклеры. Маклеры являются всего-навсего посредниками и требуют за свои услуги комиссию (куртаж). Их фирмы - важное место для обмена всякого рода информацией. Валютный рынок представляет собой сумму телефонных и телетайпных контактов между участниками торговли иностранной валютой.

Обмен информацией производится через сеть спутниковой и мониторной связи, покрывающей весь земной шар. Мониторы установлены во всех банках, участвующих в мировой торговле иностранной валютой. Они имеются также у маклеров и других заинтересованных лиц и организаций. Множество банков в финансовых центрах мира вводят в память этой системы свои действующие курсы и условия для купли и продажи валют и свои поставки. Каждый участвующий в ней, набрав соответствующий код другого участника, может узнать его данные. Помимо указанных, система передает и другие сведения, необходимые для определения динамики курсов, например, платежный баланс ведущих стран, мнение президентов девизных банков.

Банки-участники данной системы в тех случаях, когда другой участник набирает их код, не обязаны заключать сделку по той информации, которая отображается на экране. Но если другие банки видят, что другой участник не готов с ними торговать, то рано или поздно прерывают с ним связь.[1;76-95]

2. Современная мировая торговля

2.1 Государственное регулирование международной торговли

Современная внешняя торговля, как правило, требует большего вмешательства государства, нежели внутренняя торговля.

Совокупность мер, которые используются государствами в сфере внешнеэкономической деятельности для решения определенных социально-экономических задач, составляет содержание их внешнеэкономической политики. Она, в свою очередь, выступает составной частью экономической политики, в том числе внешней – общего курса государства в международных отношениях.

В процессе государственного регулирования внешней торговли страны могут придерживаться:

  • политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции (либерализации);

  • политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции;

  • умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободной торговли и протекционизма.

Иногда может одновременно проводиться политика свободной торговли и протекционизма, но в отношении различной продукции.

Хотя просматривается общая тенденция к либерализации, страны активно используют протекционистские меры для достижения различных целей: защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и поддержания занятости, создания новых конкурентоспособных отраслей, пополнения доходной части бюджета.

Государственное регулирование внешней торговли в виде применения протекционистских мер – важное средство достижения стратегических целей экономического развития страны.

Государственное регулирование внешней торговли реализуется при помощи тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли.

Тарифные методы регулирования внешней торговли представляют собой систематизированный перечень таможенных пошлин (тарифов), которыми облагаются товары.

Существует два основных типа тарифов:

  • фискальные тарифы, используемые государством с целью увеличения притока денежных ресурсов.

  • протекционистские тарифы, используемые государством для защиты национальной промышленности от иностранной конкуренции. Они делают иностранную продукцию более дорогой, чем аналогичную отечественную, которой поэтому потребители и отдают предпочтение.

Кроме того, по субъекту взимания тарифы подразделяют на:

  • адвалорные – взимаемые в процентах от стоимости товара;

  • специфические – взимаемые в виде определенной денежной суммы с веса, объема или штуки товара;

  • смешанные – предполагающие одновременное применение адвалорных и специфических пошлин.

В мировой экономике характерна тенденция к постепенному снижению таможенных пошлин.

К нетарифным методам регулирования внешней торговли относятся меры, направленные на косвенное и административное ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства. Сюда относятся: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые «добровольные экспортные ограничения», система минимальных импортных цен.

Лицензия как форма регулирования внешнеторговой деятельности представляет собой документ на право ввоза или вывоза товаров, выдаваемая импортеру или экспортеру государственным органом. Использование такого метода государственного регулирования позволяет странам оказывать прямое воздействие на внешнюю торговлю, ограничивая ее размеры, иногда даже полностью запрещая экспорт или импорт отдельных товаров.

Наряду с лицензированием применяется такое количественное ограничение, как квотирование.

Квота – это ограничение количества импортируемых товаров определенного наименования и вида. Подобно лицензиям квоты снижают иностранную конкуренцию на внутреннем рынке в определенной отрасли.

В последние десятилетия между государствами, участвующими в международном торговом обмене заключено свыше ста соглашений о «добровольном ограничении экспорта» и об установлении минимальных импортных цен.

«Добровольное экспортное ограничение» – это ограничение, когда иностранные фирмы добровольно ограничивают объем своего экспорта в определенные страны. Конечно, они дают это согласие против своей воли, в расчете на избежание более жестких торговых барьеров.

Одним из средств конкурентной борьбы производителей за внешние рынки является демпинг, т.е. продажа товаров на внешних рынках по ценам более низким, чем на внутреннем рынке (как правило, ниже издержек производства). Демпинг представляет собой одну из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской деятельности на международном рынке товаров путем применения недозволенных методов ведения внешней торговли.

Все государства, в том числе и Россия, обладают законодательством, направленным на недопущение продажи товаров иностранным экспортером на своем рынке по бросовым (демпинговым) ценам и пресечение таких продаж с помощью применения так называемых антидемпинговых пошлин. Антидемпинговое регулирование осуществляется как с помощью национального законодательства соответствующей стороны, так и на основе международных договоров.

Страны стали вводить антидемпинговые пошлины, которые применяются при импорте товара по ценам ниже предполагаемых издержек на их производство.

Кроме того, государства в силу международных договоров проводят совместные расследования, если имеются подозрения в экспорте по демпинговым цена.

Поскольку антидемпинговые расследования затрагивают не только конкретных производителей товара, но и государства в целом, такие вопросы могут разрешаться и разрешаются как в установленном законом порядке, так и на официальной основе, т.е. путем переговоров заинтересованных правительств стран, вовлеченных в антидемпинговые расследования, и такие переговоры иногда завершаются урегулированием спорных вопросов на взаимоприемлемой основе (принятие обязательств о прекращении или сокращении объема поставок соответствующих товаров по демпинговым ценам или путем добровольного установления импортных квот на ввоз данного товара).

Поставки товаров на иностранные рынки по демпинговым ценам могут иметь двоякое происхождение.

Во-первых, преднамеренный экспорт товара по бросовым ценам в больших количествах и в течение длительного времени может иметь цель захвата иностранного рынка и вытеснения конкурентов. Это типичный случай нарушения принципа конкуренции с применением не дозволенных законом методов ведения торговли (недобросовестная конкуренция). Иногда в качестве "оправдания" подобных действий экспортеры ссылаются на высокие импортные пошлины на данный товар в стране ввоза. В этом случае, чтобы иметь возможность поставить товар на иностранный рынок, значительно снижаются цены на него, иначе иностранный покупатель такой товар не будет закупать вообще, ибо он окажется неконкурентоспособным.

Однако все подобные "доводы" не служили и не могут служить оправданием для демпинга, и государство - импортер применяет в подобных случаях свое законодательство о защитных мерах при демпинге. Так это делается, и это нормально и правомерно.

Во-вторых, экспорт товара по заниженным ценам может иметь место без предварительного намерения "демпинговать" иностранный рынок. Сюда относятся незнание уровня цен и общей ситуации на рынке импортера в отношении данного товара.

Нужно при этом отметить, что если товар экспортируется в небольших количествах, но по ценам, которые могут быть признаны "демпинговыми", то обвинений в демпинге может не последовать, поскольку в подобных случаях будут отсутствовать два важнейших критерия для применения антидемпинговых мер: сам факт поставки товара по демпинговым ценам и одновременно факт причинения ущерба экономике страны импорта.[7;168-179]

2.2 Структура торговли

Наряду с энергичным увеличением объемов мирового товарооборота меняется и его номенклатура. Статистика отмечает опережающий рост торговли готовыми товарами, в том числе особенно машинами и оборудованием. Наиболее высокими темпами растет торговля электроникой, средствами связи, электротехнической продукцией. В целом на готовые изделия приходится до 70% стоимости международной торговли. Остающиеся 30% делят между собой приблизительно поровну добывающие отрасли, производящие сырьевые товары, и сельскохозяйственное производство. При этом доля сырьевых товаров имеет тенденцию к относительному сокращению.

Что касается готовых товаров, то в сравнении с недавним прошлым, когда в международном товарообороте были представлены главным образом законченные производством изделия, в современной международной торговле все возрастающую роль играет обмен полуфабрикатами, промежуточными изделиями, отдельными деталями и частями готового продукта. Уменьшение удельного веса сырьевых товаров в международной торговле связано с тремя основными причинами. Прежде всего, к ним относится небывалый рост производства всевозможной синтетики, заменяющей натуральные материалы. Эта тенденция основана на значительных успехах науки и внедрении ее результатов в химические производства. Натуральные материалы вытесняются различными пластмассами, искусственным каучуком и прочими синтетическими производными. Товарная структура экспорта и импорта различных стран за 2006 г. представлена в Приложениях 1 и 2 соответственно[9; 49-53].

Немалую роль в сокращении потребления сырья сыграло внедрение в производство ресурсосберегающих технологий, а также расширение использования местных сырьевых материалов взамен импортных.
При этом, несмотря на развитие энергосберегающих технологий, заметно выросли объемы международной торговли нефтью и газом, но не в качестве энергоносителей — нефть и газ выступают в данном случае в значительной мере как сырье для бурно развивающейся химии.

В географическом распределении международной торговли отмечается, прежде всего, опережающий темп ее прироста между промышленно развитыми странами. На эти страны приходится до 60% стоимости мирового товарооборота. В то же время, развивающиеся страны до 70% своего экспорта также направляют в индустриальные страны. Таким образом, наблюдается своего рода концентрация международной торговли вокруг промышленно развитых стран, что неудивительно — США, Япония и Германия, например, имея 9% мирового населения, концентрируют до трети мировой покупательной способности.

Меняется характер внешнеэкономических связей между промышленно развитыми и развивающимися странами. Развивающиеся страны меняют свой профиль так называемых аграрно-сырьевых придатков. К ним все в большей мере переходят функции поставщиков для промышленно развитых стран материалоемкой и трудоемкой продукции, а также продукции, вызывающей экологические осложнения.

Это связано в ряде случаев с дешевизной рабочей силы, приближенностью природно-сырьевых ресурсов к местам производства, более низкими экологическими стандартами, характерными для развивающихся стран.

Помимо того, в международной торговле более заметным становится присутствие новых индустриальных стран. Это прежде всего Южная Корея, Тайвань, Сингапур. Набирают вес Малайзия, Индонезия, Китай.
Все это вместе с экономической мощью Японии заметно изменило географию мирового хозяйства и международной торговли, придав ей трехполюсный характер: Северная Америка, Западная Европа и Тихоокеанский регион. Нельзя, однако, не замечать и быстрые успехи латиноамериканских стран, формирующих четвертый экономический полюс в глобальных мирохозяйственных связях.[10;59-80]

Внешнеторговый баланс стран за 2000-2006 гг. представлен в Приложении 3 [9;26]

2.3 Международная торговля в условиях экономического кризиса

Всемирная торговая организация озабочена усилением протекционистских мер многих стран в рамках выхода из кризиса. Несмотря на то, что подобные барьеры США в 30-е годы послужили одной из причин Великой Депрессии, уроком пример не стал.

Еще в ноябре на саммите “большой двадцатки” G20 в Вашингтоне участники встречи отмечали невозможность допустимости введения заградительных мер и барьеров. Однако обещания в итоге остались пустой декларацией. С момента заявления многие страны ввели дополнительные меры защиты национальной экономики.

Франция создала 7-миллиардный фонд для инвестиций в компании, которым, по выражению президента Николя Саркози, необходимо защититься от “иностранных хищников”. Китай изменил систему налогообложения экспорта, чтобы сделать продукцию своих компаний более конкурентоспособной на мировых рынках, одновременно сохраняя политику слабого юаня. В США выделили пакет государственной помощи для отечественных автопроизводителей, который поставил в неравные условия их иностранных конкурентов, у которых также есть американские заводы. К тому же, США планируют ввести пошлины на итальянскую минеральную воду и французский сыр в ответ на ограничение ввоза американского мяса в ЕС. Индия ввела отдельные административные ограничения на импорт стали и леса и рассматривает введение антидемпинговых пошлин на стальную и химическую продукцию. Вьетнам поднял импортную пошлину на сталь в полтора раза.

Россия, в свою очередь, с ноября ввела 28 различных мер по введению тарифов на импортные товары и субсидированию собственного экспорта. В числе прочих сюда вошли увеличение ввозных пошлин на иномарки, обувь и некоторые продовольственные товары, а также создание господдержки для национально значимых предприятий.

Между тем, экономисты предупреждают, что “ползучие” протекционистские шаги, наблюдаемые во многих странах, могут осложнить выход мировой экономики из кризиса. По данным ВТО, число антидемпинговых расследований выросло в 2008 году на 40 % по сравнению с уровнем прошлого года.

Ситуация напоминает наблюдателям период Великой депрессии, когда в условиях глобального экономического спада развитые страны активно защищали своих производителей законодательными мерами. В США в 1930 году был принят тарифный закон Смута-Хоули (The Smoot-Hawley Tariff Act), который дал старт “торговой войне”. Законом поднимались ставки пошлин на более чем 20 тысяч импортируемых товаров. Пытаясь таким образом защитить внутреннего производителя, власти снизили и без того низкую покупательную способность. Результатом стала ответная реакция других государств, поднявших пошлины на американские товары, что привело к резкому падению торгового оборота между США и европейскими странами и окончательно столкнуло экономику в Великую Депрессию.

«Сам по себе этот закон не был сильным шоком, но он спровоцировал шок, так как привел к ответным действиям других стран», - напоминает профессор экономики Дартмурского колледжа Даг Ирвин.

 Крупнейшие развитые страны подтвердили свою решимость поддержать экспорт путем кредитования, чтобы обеспечить приток ликвидных средств в международную торговлю по мере выхода мировой экономики из текущего финансового кризиса. Инициатором заявления стала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – ассоциация правительств развитых стран, штаб-квартира которой находится в Париже.

Мировой финансовый кризис отразился на системе коммерческого кредитования, на которой держится вся международная торговля, – сегодня кредиты, делающие возможными международные поставки товаров, обходятся экспортерам и импортерам куда дороже. Значимые игроки финансово-кредитного рынка, например, банки, либо не имеют необходимых средств, либо слишком боятся риска, чтобы предоставлять кредиты на внешнеторговые операции в период экономической неопределенности. Снижение объемов экспортного кредитования негативно отражается на объемах внешнеторгового оборота, особенно в бедных и менее кредитоспособных странах, которым и так нелегко получить займ. Однако власти надеются, что поддержание объема кредитования экспорта на согласованном уровне позволит ликвидировать разрыв, созданный временным снижением емкости рынков.

 “The Financial Times” процитировала генерального секретаря ОЭСР Анхеля Гурриа, назвавшего гарантированный объем экспортного кредитования ключевым средством «смазки колес» международной финансовой системы. «Нельзя рассчитывать на экономический рост, если банки не будут делать того, что им положено делать, а именно – предоставлять кредиты; и уж тем более – если они вместо этого будут заняты взиманием средств, чтобы компенсировать снижение объема капитала», – заявил Гурриа.[11]

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что международная торговля не только приводит к повышению эффективности, но и позволяет странам принимать участие в мировой экономике, поощряя возможность осуществления прямых иностранных инвестиций, которые представляют собой средства, инвестируемые в иностранные компании и другие активы.

Открывая возможности для специализации, международная торговля дает потенциал для более эффективного использования ресурсов, а так же для развития страны в сфере производства и приобретения товаров. Противники же глобальной торговли утверждают, что она может быть неэффективна для развивающихся стран. Очевидно то, что мировая экономика находится в постоянном изменении, и в зависимости от того, как она меняется, страны должны предпринимать те или иные меры, чтобы это не отразилось негативно на их экономическом положении.

Несмотря на усиливающуюся интеграцию мировых рынков, политические, психологические и технические преграды на пути передвижения товаров и услуг между странами все еще остаются существенными. Устранение этих преград привело бы к весьма значительной трансформации мирового хозяйства, а также национальных хозяйств всех стран мира.

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано с получением значительных преимуществ: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, получить доступ к новым высоким технологиям, наиболее полно и разнообразно удовлетворить потребности внутреннего рынка.

Международная торговля – важный аспект жизнедеятельности мирового хозяйства, важный контингент валют и валютного регулирования и важная социальная гарантия человеческих отношений.

Список использованной литературы

1. Вавилова Е.В. Международная торговля: учеб. пособие.-М: Гардарика, 2006.-287 стр.

2. Киреев А.П. Международная экономика. В 2 ч. - Ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М: Международные отношения, 2006.- 488 стр.

3. Колесов В. П., Кулаков М. В. Международная экономика.- М : ИНФРА-М, 2009. - 473 стр.

4. Миклашевская Н. А., Холопов А. В. Международная экономика.-М: Дело и сервис, 2008.- 359 стр

5. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М: Экономистъ, 2008.- 376 стр.

6.Мировая экономика: Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика». – М: Омега-Л, 2008.- 306 стр.

7. Мировая экономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. - 3-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 438 стр.

8. Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Международная экономика: теория и практика.- С.-П.: Питер, 2008.- 464 стр.

9. Россия и страны мира. 2006. Статистический сборник, официальное издание. - Росстат, 2006г.- 366 стр.

10. Смитиенко Б. М. Международные экономические отношения.-М: ИНФРА-М, 2008.-528 стр.

11. Трухачев В.И. Международная торговля, учеб. пособие./ 2-е изд., перераб и доп.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 416 стр.

12. Конец международной торговли: кризис побеждает спрос. // Финмаркет .- http://krizis-kopilka.ru/.- 18.11.08

Приложение 1

ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА в 2006 г.

(в процентах)

Экспорт-всего

в том числе

пищевые
продукты,
напитки,
табак

сырье не-
продо-
вольствен-
ное, кроме
топлива,
животные
и расти-
тельные
масла и
жиры

минераль-
ное топли-
во, сма-
зочные
масла и
аналогич-
ные мате-
риалы

химические
вещества и
аналогич-
ная про-
дукция

машины и
транс-
портное
оборудо-
вание

другие
промыш-
ленные
товары и
готовые
изделия

Россия

100

1,4

4,0

62,9

3,8

4,1

23,8

Европа

Австрия

100

5,9

2,7

5,3

9,1

40,8

36,2

Беларусь

100

7,4

2,4

38,3

9,6

18,6

23,6

Болгария

100

7,2

7,4

13,3

6,3

13,5

52,3

Венгрия

100

5,2

1,7

2,3

7,7

59,8

23,1

Германия

100

4,2

1,9

2,5

14,0

49,1

28,3

Греция

100

17,1

9,3

13,0

13,1

12,6

35,0

Дания

100

17,2

4,2

10,3

12,2

27,6

28,6

Ирландия

100

9,7

1,7

0,6

45,7

26,8

15,5

Испания

100

12,3

3,4

4,6

11,9

39,6

28,2

Италия

100

5,8

1,6

3,5

10,5

37,0

41,6

Латвия

100

11,7

18,6

5,2

7,4

15,0

42,1

Литва

100

13,3

4,8

23,5

9,1

22,4

27,0

Нидерланды

100

12,5

5,7

13,6

17,0

31,1

20,1

Норвегия

100

4,9

1,1

67,8

2,4

8,2

15,6

Польша

100

9,1

2,4

4,5

7,1

40,0

36,9

Португалия

100

7,5

4,5

5,5

6,5

31,5

44,5

Республика Молдова

100

38,5

9,6

0,2

2,2

6,5

42,9

Румыния

100

2,4

5,9

10,0

5,7

29,9

46,1

Словакия

100

3,9

2,4

5,4

5,3

48,7

34,3

Словения

100

3,0

2,7

2,7

13,6

38,0

40,1

Соединенное Королевство (Великобритания)

100

4,5

1,9

9,7

14,4

42,8

26,7

Украина

100

8,8

9,3

6,7

9,4

14,1

51,7

Финляндия

100

1,7

6,1

5,2

7,4

42,0

37,5

Франция

100

10,1

2,4

4,3

15,7

41,3

26,2

Чешская Республика

100

3,3

2,5

2,8

5,8

52,6

32,9

Швейцария

100

2,8

1,1

2,5

35,0

24,7

33,8

Швеция

100

3,4

5,9

5,6

10,9

41,1

33,2

Эстония

100

6,3

8,5

15,8

4,7

30,4

34,4

Азия

Азербайджан

100

4,2

4,0

84,6

2,1

1,9

3,2

Армения

100

11,5

13,9

1,9

0,5

2,2

69,8

Бангладеш2)

100

6,2

1,4

0,5

1,5

1,6

88,9

Вьетнам3)

100

20,0

3,8

25,8

1,6

9,6

39,1

Грузия

100

23,4

22,4

3,0

7,9

20,8

22,5

Индия

100

8,0

7,6

15,0

11,4

11,1

46,9

Индонезия

100

5,4

19,1

27,4

5,1

14,0

29,0

Исламская Республика Иран

100

4,1

1,3

83,3

3,2

1,2

6,9

Казахстан

100

2,7

6,1

68,7

2,7

1,7

18,1

Китай

100

2,8

0,8

1,8

4,6

47,1

42,8

Республика Корея

100

0,9

1,0

6,4

9,8

59,1

22,8

Таиланд

100

11,1

6,0

5,0

8,0

44,7

25,2

Турция

100

6,3

1,4

0,2

1,7

8,0

82,5

Продолжение Приложения 1

Япония

100

0,5

1,2

0,9

8,9

63,7

24,7

Америка

Аргентина

100

32,3

17,7

14,6

8,1

12,7

14,6

Бразилия

100

19,8

17,4

7,7

6,7

24,2

24,2

Канада

100

6,1

7,8

20,0

7,6

31,8

26,7

Мексика

100

5,4

1,5

15,5

3,5

54,1

20,1

США

100

5,7

5,0

3,4

13,1

47,7

25,1

Чили

100

15,2

32,2

1,9

4,4

1,4

44,9

Приложение 2

ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ИМПОРТА в 2006 г

(в процентах)

Импорт-всего

в том числе

пищевые
продукты,
напитки,
табак

сырье не-
продо-
вольствен-
ное, кроме
топлива,
животные
и расти-
тельные
масла и
жиры

минераль-
ное топли-
во, сма-
зочные
масла и
аналогич-
ные мате-
риалы

химические
вещества и
аналогич-
ная про-
дукция

машины и
транс-
портное
оборудо-
вание

другие
промыш-
ленные
товары и
готовые
изделия

Россия

100

13,7

3,7

1,3

12,2

43,4

25,6

Европа

 

 

 

 

 

 

 

Австрия

100

5,6

4,2

13,8

10,8

35,2

30,5

Беларусь

100

7,9

4,0

32,8

9,9

20,1

25,3

Болгария

100

4,3

7,8

5,3

8,8

28,7

45,1

Венгрия

100

3,7

1,5

7,4

9,1

47,7

30,6

Германия

100

6,0

3,9

12,1

11,5

37,1

29,4

Греция

100

10,1

2,7

19,1

13,7

28,5

25,8

Дания

100

10,4

3,5

5,9

10,8

36,3

33,1

Ирландия

100

8,0

2,0

7,6

13,2

42,0

27,1

Испания

100

7,8

4,5

15,7

11,0

36,7

24,4

Италия

100

7,3

5,0

12,3

12,4

28,1

34,9

Латвия

100

9,8

3,7

12,7

10,2

31,9

31,7

Литва

100

8,2

3,6

22,4

11,5

31,2

23,1

Нидерланды

100

8,0

4,6

17,8

12,6

34,7

22,2

Норвегия

100

5,9

8,1

4,5

9,1

40,1

32,3

Польша

100

5,4

3,3

10,4

13,3

35,6

32,0

Португалия

100

10,1

3,2

15,1

10,9

29,6

31,1

Республика Молдова

100

10,7

2,6

24,1

11,9

19,5

31,2

Румыния

100

5,4

2,7

13,5

10,6

35,4

32,4

Словакия

100

4,8

3,3

13,6

8,9

38,8

30,6

Словения

100

5,8

5,9

11,2

12,2

32,2

32,7

Соединенное Королевство (Великобритания)

100

7,4

2,6

8,9

9,6

33,7

37,7

Украина

100

6,3

3,4

28,2

12,1

28,8

21,1

Финляндия

100

4,6

9,7

15,3

10,8

36,6

22,9

Франция

100

7,1

2,7

14,8

12,7

35,2

27,6

Чешская Республика

100

4,8

2,9

9,0

10,3

41,1

32,0

Швейцария

100

5,0

1,9

7,9

21,2

27,4

36,6

Швеция

100

7,0

3,6

12,4

10,1

38,0

28,9

Эстония

100

6,4

3,3

16,0

8,3

35,7

30,3

Азия

 

 

 

 

 

 

 

Азербайджан

100

9,7

3,6

11,6

6,0

46,2

22,9

Армения

100

14,1

2,8

16,0

8,6

18,8

39,8

Бангладеш2)

100

8,3

16,2

8,1

10,1

27,9

29,4

Вьетнам3)

100

5,8

4,9

14,6

14,4

25,1

35,3

Грузия

100

15,5

1,7

19,4

9,0

28,9

25,5

Индия

100

2,0

8,0

33,3

9,0

22,5

25,2

Индонезия

100

8,1

6,1

31,2

14,3

25,2

15,2

Исламская Республика Иран

100

1,4

1,2

4,0

2,7

8,1

82,6

Казахстан

100

6,6

1,9

12,9

8,6

43,0

27,0

Китай

100

1,4

11,0

11,2

11,0

45,1

20,2

Республика Корея

100

3,9

6,6

28,0

8,9

30,0

22,7

Таиланд

100

3,5

3,1

19,9

10,3

36,4

26,9

Турция

100

0,8

5,7

4,9

9,0

17,3

62,3

Япония

100

8,5

7,4

27,9

7,1

24,5

24,7

Америка

 

 

 

 

 

 

 

Аргентина

100

2,0

4,4

4,7

18,8

48,2

21,9

Бразилия

100

4,1

4,0

18,8

18,0

37,4

17,6

Канада

100

5,5

3,0

9,1

10,3

44,8

27,3

Мексика

100

4,9

3,2

5,7

10,7

47,7

27,8

США

100

4,0

1,9

18,0

7,6

37,7

30,8

Чили

100

6,2

3,9

24,3

11,3

33,6

20,8

Приложение 3

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ БАЛАНС, ЭКСПОРТ И ИМПОРТ

(миллионов долларов США)

2000

2002

2003

2004

2005

2006

Россия1)

Сальдо

69213

60535

76309

106031

142766

163437

Экспорт

103093

106712

133656

181600

241473

301244

Импорт

33880

46177

57347

75569

98708

137807

Европа

Австрия

Сальдо

-4819

-1990

-698

138

-2228

-194

Экспорт

64167

70891

87567

109004

117722

134153

Импорт

68986

72881

88265

108866

119950

134347

Албания

Сальдо

-829

-1173

-1411

-1673

-1960

-2266

Экспорт

261

330

453

596

658

793

Импорт

1091

1504

1864

2269

2618

3058

Беларусь

Сальдо

-1320

-1071

-1612

-2717

-729

-2617

Экспорт

7326

8021

9946

13774

15979

19734

Импорт

8646

9092

11558

16491

16708

22351

Бельгия

Сальдо

10884

17752

20721

21020

17100

15030

Экспорт

187876

215877

255516

306536

335868

366938

Импорт

176992

198125

234795

285516

318768

351908

Болгария

Сальдо

-1696

-2238

-3346

-4536

-6423

-8168

Экспорт

4809

5749

7540

9931

11739

15101

Импорт

6505

7987

10887

14467

18162

23270

Венгрия

Сальдо

-3939

-3276

-5070

-4744

-3604

-2989

Экспорт

28016

34512

42532

54893

62179

74217

Импорт

31955

37787

47602

59636

65783

77206

Германия

Сальдо

54772

125548

147095

193591

197456

206724

Экспорт

550222

615705

751824

911859

977970

1125877

Импорт

495450

490157

604729

718269

780514

919154

Греция

Сальдо

-18474

-20849

-31180

-36564

-34306

-38940

Экспорт

10747

10315

13195

14996

15511

20180

Импорт

29221

31164

44375

51559

49817

59121

Дания

Сальдо

6025

7418

9052

9255

9303

6603

Экспорт

50390

56308

65280

75834

83569

91705

Импорт

44364

48890

56227

66580

74265

85102

Ирландия

Сальдо

25653

35990

39117

42798

40428

20753

Экспорт

77097

87497

92431

104202

109605

104638

Импорт

51444

51508

53315

61404

69177

83884

Испания

Сальдо

-39553

-40012

-52529

-75516

-96589

-112697

Экспорт

113348

123563

156024

182156

191021

213350

Импорт

152901

163575

208553

257672

287610

326046

Италия

Сальдо

1863

7606

2063

-980

-11875

-24626

Экспорт

239934

254219

299468

353785

372962

416145

Импорт

238071

246613

297405

354765

384837

440770

Латвия

Сальдо

-1320

-1769

-2350

-3018

-3483

-5535

Экспорт

1867

2284

2893

3917

5108

5896

Импорт

3187

4053

5242

6934

8592

11430

Литва

Сальдо

-1671

-2294

-2698

-3008

-3729

-5259

Экспорт

3548

5231

6970

9274

11782

14153

Импорт

5219

7524

9668

12282

15510

19413

Нидерланды

Сальдо

14565

27711

25824

34202

39244

41756

Экспорт

213447

221367

258915

317936

349844

399651

Импорт

198882

193657

233091

283734

310600

357895

Норвегия

Сальдо

25712

24687

27818

33654

47131

57193

Экспорт

60063

59576

67103

81716

101917

120541

Импорт

34351

34889

39284

48062

54786

63347

Польша

Сальдо

-17285

-14108

-14453

-14264

-11545

-16319

Экспорт

31684

41032

53699

74831

89214

110941

Импорт

48970

55141

68153

89094

100759

127260

Португалия

Сальдо

-14913

-12791

-10129

-16201

-21270

-22716

Экспорт

23279

25536

30714

33023

32137

42890

Импорт

38192

38326

40843

49225

53407

65605

Республика

Сальдо

-771

-880

-937

-1214

-1187

-1355

Македония

Экспорт

1323

1116

1363

1661

2041

2398

Импорт

2094

1995

2300

2875

3228

3752

Республика

Сальдо

-304

-395

-613

-784

-1201

-1641

Молдова

Экспорт

472

644

790

985

1091

1052

Импорт

776

1039

1403

1769

2292

2693

Румыния

Сальдо

-2688

-3986

-6384

-9179

-12733

-18770

Экспорт

10367

13876

17619

23485

27730

32336

Импорт

13055

17862

24003

32664

40463

51106

Словакия

Сальдо

-1524

-2983

-1794

-2864

-4171

-5478

Экспорт

11889

14478

21966

27605

31997

41939

Импорт

13413

17460

23760

30469

36168

47416

Словения

Сальдо

-1384

-576

-1087

-1692

-1730

-2029

Экспорт

8732

10357

12767

15879

17896

20985

Импорт

10116

10933

13854

17571

19626

23014

Соединенное

Сальдо

-52846

-59143

-76553

-110094

-111658

-119151

Королевство

Экспорт

281525

276315

304268

341621

371406

428357

(Великобритания)

Импорт

334371

335458

380821

451715

483064

547508

Украина

Сальдо

617

980

47

3669

-1908

-6671

Экспорт

14573

17957

23067

32666

34228

38368

Импорт

13956

16977

23020

28997

36136

45039

Финляндия

Сальдо

11582

11029

10913

10670

6765

7840

Экспорт

45482

44671

52513

60739

65240

77287

Импорт

33900

33642

41600

50069

58474

69447

Франция

Сальдо

-10947

-271

-5013

-18380

-41147

-48485

Экспорт

300083

311791

365605

424331

444319

489808

Импорт

311029

312061

370617

442711

485466

538292

Чешская

Сальдо

-3123

-2249

-2530

-1079

1645

1712

Республика

Экспорт

29057

38488

48715

66844

77988

95165

Импорт

32180

40736

51245

67923

76343

93453

Швейцария

Сальдо

-1237

4793

5152

7493

6314

9649

Экспорт

74867

83922

97165

114138

126099

141679

Импорт

76104

79129

92014

106645

119784

132030

Швеция

Сальдо

13980

14960

18183

22787

18881

20626

Экспорт

86962

81370

102405

123223

130205

147236

Импорт

72982

66410

84222

100436

111324

126610

Эстония

Сальдо

-1109

-1367

-1968

-2617

-2513

-3124

Экспорт

3132

3444

4531

5870

7676

8759

Импорт

4242

4810

6500

8487

10189

11883

Азия

Азербайджан

Сальдо

573

501

-36

99

136

1105

Экспорт

1745

2167

2590

3615

4347

6372

Импорт

1172

1666

2626

3516

4211

5267

Армения

Сальдо

-585

-482

-593

-628

-828

-1207

Экспорт

300

505

686

723

974

985

Импорт

885

987

1279

1351

1802

2192

Бангладеш

Сальдо

-3572

-3348

-4253

-4669

-5648

-5861

Экспорт

4787

4566

5263

6597

7233

9103

Импорт

8358

7913

9516

11266

12881

14964

Вьетнам

Сальдо

-1189

-2470

-4687

-5466

-4536

-4805

Экспорт

14449

16530

20176

25625

32442

39605

Импорт

15638

19000

24863

31091

36978

44410

Грузия

Сальдо

-386

-450

-680

-1199

-1625

-2742

Экспорт

323

346

461

647

865

936

Импорт

709

796

1141

1846

2490

3678

Израиль

Сальдо

-6282

-6170

-4519

-4245

-4371

-3544

Экспорт

31404

29347

31784

38618

42770

46789

Импорт

37686

35517

36303

42864

47142

50334

Индия

Сальдо

-9185

-7264

-14153

-22271

-43247

-54381

Экспорт

42378

49232

57086

71798

99618

120862

Импорт

51563

56495

71239

94070

142865

175243

Индонезия

Сальдо

21808

21854

21864

19185

11463

23153

Экспорт

65403

60164

64107

71261

86996

103486

Импорт

43595

38310

42243

52076

75533

80333

Казахстан

Сальдо

3772

3086

4518

7315

10497

14573

Экспорт

8812

9670

12927

20096

27849

38250

Импорт

5040

6584

8409

12781

17352

23677

Киргизия

Сальдо

-50

-101

-135

-222

-429

-924

Экспорт

504

486

582

719

672

794

Импорт

554

587

717

941

1101

1718

Китай

Сальдо

24109

30420

24837

32756

102000

177775

Экспорт

249203

325591

437899

593439

761953

969380

Импорт

225094

295171

413062

560683

659953

791605

Пакистан

Сальдо

-1836

-1319

-1107

-4570

-9306

-12896

Экспорт

9028

9908

11930

13379

16050

16932

Импорт

10864

11227

13038

17949

25356

29828

Республика Корея

Сальдо

11786

10344

14990

29382

23181

16082

Экспорт

172267

162470

193817

253845

284419

325465

Импорт

160481

152126

178827

224463

261238

309383

Сингапур

Сальдо

3259

8736

16248

15760

29602

33098

Экспорт

137806

125177

144183

179611

229652

271809

Импорт

134546

116441

127935

163851

200050

238711

Таджикистан

Сальдо

109

17

-84

-276

-421

-326

Экспорт

784

737

797

915

909

1399

Импорт

675

720

881

1191

1330

1725

Таиланд

Сальдо

7133

3463

4528

2061

-7980

2142

Экспорт

69057

68108

80333

97413

110178

130795

Импорт

61924

64645

75805

95353

118158

128654

Туркмения

Сальдо

721

737

1120

Экспорт

2506

2856

3632

Импорт

1785

2119

2512

Турция

Сальдо

-26728

-15101

-19061

-34685

-27070

-51672

Экспорт

27775

34561

46576

61683

71928

81912

Импорт

54503

49663

65637

96368

98998

133584

Узбекистан

Сальдо

Экспорт

Импорт

Филиппины

Сальдо

2907

-692

-2474

-2656

-7084

-6665

Экспорт

39794

36510

37028

39689

39879

47413

Импорт

36887

37202

39502

42345

46963

54077

Япония

Сальдо

99736

79520

88914

111150

79998

70340

Экспорт

479227

416730

471999

565743

594986

649948

Импорт

379491

337209

383085

454592

514988

579609

Америка

Аргентина

Сальдо

1061

16660

15732

12132

11664

12411

Экспорт

26341

25650

29566

34453

40351

46569

Импорт

25280

8990

13834

22320

28688

34158

Боливия

Сальдо

-600

-471

-18

302

450

1044

Экспорт

1230

1299

1598

2146

2791

3863

Импорт

1830

1770

1616

1844

2341

2819

Бразилия

Сальдо

-3545

10763

22378

30525

40901

41954

Экспорт

55086

60362

73084

96475

118529

137807

Импорт

58631

49599

50706

65950

77628

95853

Канада

Сальдо

37833

30447

33613

31371

36046

40555

Экспорт

276645

252408

272696

304456

359411

389513

Импорт

238812

221961

239083

273084

323365

348959

Мексика

Сальдо

-8133

-7997

-5094

-8264

-7523

-5689

Экспорт

166367

160682

165396

189083

213891

250441

Импорт

174500

168679

170490

197347

221414

256130

США

Сальдо

-477382

-507127

-578279

-707160

-825192

-881160

Экспорт

781918

693103

724771

818520

907158

1038270

Импорт

1259300

1200230

1303050

1525680

1732350

1919430

Чили

Сальдо

703

1089

2143

7154

8562

19707

Экспорт

19210

18180

21524

32025

41297

58116

Импорт

18507

17091

19381

24871

32735

38409