Лицензирование и осуществление экспортно-импортных операций
1
Министерство образования РБ
ВГТУ
Кафедра экономики, организации
и планирования предприятия
Р Е Ф Е Р А Т
по курсу “Внешнеэкономическая деятельность”
ТЕМА: “Лицензирование и осуществление экспортно-импортных операций”
Выполнила
Проверила
Яшева Г.А.
Витебск
Содержание:
стр
Сущность лицензирования. Порядок получения лицензии
на осуществление хозяйственной деятельности. 3
Лицензирование при осуществлении экспортно-
-импортны операций. 6
Лицензирование экспорта, импорта специфически важных
товаров, работ, услуг. 10
Меры административного регулирования экспортно-
-импортных операций. 13
Сущность и порядок осуществления товарообменных
(бартерных) операций. 20
Литература 24
Сущность лицензирования. Порядок получения лицензии на осуществление хозяйственной деятельности.
Одной из форм государственного регулирования внешнеторгового оборота па основе мер. ограничивающих использование иностранных товаров на внутреннем рынке страны являются нетарифные ограничения.
Ведущими мерами среди нетарифного ограничения выступает квотирование и лицензирование.
Квотирование выражается в определении объема продукции, поставка которой за рубеж разрешена.
Лицензирование состоит в получении специального разрешения компетентного органа на экспорт и импорт товаров.
Лицензия (от лат. licentia – свобода, право) - это:
1) разрешение, выдаваемое компетентными государственными органами на осуществление некоторых видов деятельности. Выдача лицензии – одна из форм государственного контроля. В некоторых странах выдача лицензии преследует цель ограничения, вплоть до полного сокращения, торговли с какой-либо страной или группой стран, защиты национальной промышленности от иностранной конкуренции, контроля за расходованием валюты, а также получения доходов в бюджет путем взимания специальных сборов за выдачу лицензии.
2) разрешение на использование изобретения или иного технического достижения, предоставленное на основании лицензионного договора либо судебного или административного решения компетентного государственного органа
Лицензирование необходимо для:
а) регулирования экспорта и импорта
б) защиты отечественных производителей
в) защиты государственных интересов на стратегически важные товары
г) выполнения принятых обязательств в рамках международных соглашений
д) защиты экологии и здоровья граждан республики
е) ответной реакции на дискриминационные действия других стран.
Лицензирование и квотирование в РБ было введено в 1992 году, 03.02.92 Г. СМ РБ принял Постановление № 50 " О квотировании и лицензировании экспорта и импорта товаров (работ и услуг) па Территории РБ", затем Постановлениями Правительства № 344 от 25.05.93 г., № 201 от 31.03.94 г. и 29.04.94 г. были внесены соответствующие изменения. Характерной особенностью этих постановлений был довольно широкий круг товаров, подлежащих лицензированию при внешнеторговых сделках. При этом совершенно нелогично с экономической точки зрения проводилось более жесткое лицензирование экспорта, а не импорта. С точки зрения мировой практики такое смещение приоритетов во внешнеэкономической политике выглядит довольно абсурдно. Как известно страны с рыночной экономикой стремятся больше вывезти, а РБ прибегла к административным мерам ограничения экспорта. В определенной степени такое положение объяснялось хроническим дефицитом по многим товарам, который объяснялся плохой организацией экономики.
В целях создания благоприятных условий для осуществления субъектами хозяйствования внешнеэкономической деятельности и осуществления контроля за выполнением международных обязательств Республики Беларусь КМ РБ принял 1 декабря 1994 г. Постановление № 213 "О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров".
Постановлением определен порядок лицензирования экспорта и импорта товаров в РБ, обязательный для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РБ. В соответствии с установленным порядком лицензированию и квотированию подлежат лишь узкий круг товаров, направляемых на экспорт.
По лицензиям (в пределах квот) в соответствии с действующим соглашением между странами ЕЭС и РБ о торговле текстильными товарами предусматривался вывоз из республики этих товаров.
Указанным Постановлением правительством был определен порядок лицензирования импорта отходов производства и некоторых химических товаров, что вызвано необходимостью обеспечения экологической безопасности. Подобная практика не нова и принята в большинстве европейских стран.
Новый порядок лицензирования и квотирования сохранил условия поставки продукции СП. Такие предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют 30 и более процентов, экспортируют продукцию собственного производства без лицензий. Это не касается экспорта текстильных товаров в рамках соглашения между ЕЭС и РБ.
Для получения лицензии необходимо представить в МВЭС следующие документы:• четыре заявления - лицензии, запопненные и заверенные в соответствии с инструкциями МВЭС и ГТК;
• оригинал и копию контракта на экспорт (импорт) товаров.
• доверенность уполномоченному лицу на оформление лицензии;
• документ, подтверждающий государственную регистрацию субъекта хозяйствования;
• документальное подтверждение происхождения экспортируемого товара.
• письменное подтверждение о выделении квоты с указанием объемов товаров и страны назначения,
• обоснование цены сделки в виде конкурентного листацени обоснование отклонения от мировых цен.
• письменное разрешение уполномоченного органа страны происхождения товара на реэскспорт, если это предусмотрено межправительственными соглашениями Республики Беларусь.
Постановлением определялись и виды лицензий — разовые и генеральные.
Разовая лицензия - это разовое разрешение на экспорт (импорт) товаров. Такая лицензия является имеяной , ограничена определенным по сроку временем и дает разрешение на экспорт в одну определенную страну.
Генеральная лицензия - это постоянно действующее разрешение, дающее право на экспорт (импорт) указанных в ней товаров без ограничений по стоимости и количеству. Генеральная лицензия дает разрешение на ввоз (вывоз) товаров из разных стран в разные страны. Она выдается МВЭС по решению правительства при выполнении межправительственных соглашений. Срок действия и разовой и генеральной лицензии установлен в пределах текущего календарного года при поставке квотируемых товаров, в остальных случаях — в течение 12-ти месяцев со дня выдачи лицензии.
Субъекты хозяйствования имеют право осуществлять любой вид деятельности, не запрещенный законодательством. При осуществлении того или иного вида деятельности субъект хозяйствования обязан получить лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию.
Выдача субъектам хозяйствования, независимо от форм собственности, лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, производится министерствами, государственными комитетами и ведомствами, а также исполкомами местных Советов народных депутатов по месту их регистрации.
Если субъект хозяйствования зарегистрирован за пределами республики, лицензия выдается ему исполкомом Совета народных депутатов по месту осуществления вида деятельности.
Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, и органов их выдающие утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь № 456 от 21.09.1995 г. В соответствии с этим перечнем лицензии выдают:
Министерство архитектуры и строительства на проектную и изыскательскую деятельность для строительства, расширения и капитального ремонта объектов 1 и 2 классов ответственности ( в т.ч. проектные работы, связанные с реставрацией и консервацией памятников истории и культуры), жилых домов всех типов, а также на разработку градостроительной и проектной документации.
Министерство культуры – производство кино- , видеопродукции (съемка), ее тиражирование и демонстрация.
Министерство здравоохранения – производство и реализация бактериологических, психотропных, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ.
Аудиторская палата – аудиторскую деятельность и т.д.
Лицензия выдается по заявлению заинтересованного субъекта хозяйствования. К заявлению прилагаются копии учредительных документов, кроме предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, а также документы, подтверждающие внесение платы за выдачу лицензии. При необходимости у заявителя дополнительно могут быть истребованы другие документы, подтверждающие возможность соблюдения им установленных требований к результатам и условиям деятельности.
За выдачу лицензии субъекту хозяйствования, осуществляющего свою деятельность с образованием юридического лица, взимается плата в размере 15 минимальных заработных плат, за продление действия лицензии – 7 минимальных заработных плат. А с субъекта хозяйствования, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, взимается плата равная 2 и 1 минимальных заработных платы соответственно. Плата за выдачу и продление лицензии зачисляется в республиканский бюджет, если лицензия выдана министерством, государственным комитетом и ведомствами. Если же лицензия выдана местным Советом народных депутатов, то плата за ее выдачу (продление) перечисляется в бюджет соответствующего района или города.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов. Лицензия или решение об отказе выдается заявителю в течение до 5 дней после принятия соответствующего решения. В решении об отказе в выдаче лицензии должна быть названа причина отказа и правовые основы, являющиеся его основанием.
В лицензии должны быть указаны следующие моменты:
наименование органа, выдавшего лицензию;
наименование и адрес юридического лица или фамилия, имя и отчество, место жительства гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
наименование вида деятельности, на который выдается лицензия, особые условия и правила осуществления данного вида деятельности;
номер регистрационной лицензии, дата ее выдачи и срок действия.
Лицензия подписывается ответственным за ее выдачу должностным лицом и заверяется печатью органа, выдавшего ее.
При выдаче лицензии может возникнуть необходимость проведения экспертизы или согласования вопроса о выдачи лицензии. В случае если для принятия решения о выдаче лицензии требуется проведение экспертизы, окончательное решение принимается в пятнадцатидневный срок после получения экспертного заключения. При этом экспертиза должна быть проведена в течение 45 дней с момента подачи заявления и необходимых документов в орган, уполномоченный выдать лицензию. Экспертиза также может быть назначена в случае приостановления действия лицензии для принятия решения о возобновлении либо прекращении ее действия из-за выявленных нарушений правил (условия) осуществления деятельности субъектом хозяйствования. Эксперты несут ответственность за достоверность результатов экспертизы. В случае несогласия субъекта хозяйствования с назначением экспертизы или ее результатами он имеет право обжаловать решение в суде.
Лицензия оформляется в 2 экземплярах, одна из которых передается заявителю. Орган, выдавший лицензию на осуществление отдельных видов деятельности, ведет учет этих лицензий. В случае утраты лицензии субъекту хозяйствования выдается дубликат с оплатой 50% ее стоимости.
В случае нарушения субъектом хозяйствования указанных в лицензии особых условий и правил осуществления данного вида деятельности орган, выдавший лицензию, по предъявлению обоснованных претензий иных юридических лиц, граждан и по итогам собственных проверок, может приостановить ее действие до устранения допущенных нарушений или на определенный срок дать указание об устранении нарушений, не приостанавливая действие лицензии. При повторном или грубом нарушении условий осуществления деятельности, на которую выдана лицензия, она может быть аннулирована по решению органа, выдавшего ее. Субъект хозяйствования может быть также лишен лицензии при нарушении законодательства или осуществлении действий, в результате которых возникает опасность аварии и других сложных последствий.
При лишении субъекта хозяйствования права пользованием лицензией он возвращает ее органу, выдавшего данную лицензию.
Лицензирование при осуществлении экспортно-импортных операций.
Субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, осуществляющие внешнеторговую деятельность, должны получить лицензию на осуществляемый вид деятельности, если этот вид деятельности лицензируется.
Предприятия, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют более 30% вправе экспортировать продукцию собственного производства без лицензии на экспорт и импорт товаров в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь за исключением экспорта текстильных товаров в рамках Соглашения между Европейским экономическим сообществом и Республикой Беларусь.
Для получения лицензии на экспорт и импорт товаров необходимо предоставить в МВЭС следующие документы:
четыре заявления-лицензии
оригинал и копию контракта на экспорт (импорт) товаров. Возможно предоставление предконтрактного соглашения с указанием всех основных реквизитов контракта, необходимых для оформления лицензии. Заявитель в этом случае обязан в двухнедельный срок после подписания договора предоставить его копию в Министерство внешнеэкономических связей.
Доверенность организации-заявителя уполномоченному лицу на оформление лицензии
Документ, подтверждающий государственную регистрацию субъекта хозяйствования в уполномоченном государственном органе.
Документ, подтверждающий происхождение экспортного товара
Письменное разрешение уполномоченного органа страны происхождения товара на реэкспорт, если это предусмотрено межправительственными соглашениями Республики Беларусь
7. Обоснование цены контракта в виде конкурентного листа цен и обоснования отклонения цены от мирового уровня (для бартерной операции – обоснование цены экспортной и импортной частей). В обосновании цены обязательно наличие сведений о таможенной стоимости экспортных и импортных товаров. Цены в договорах указываются в валюте, официально применяемой в расчетах между Республикой Беларусь и государством, с хозяйствующими субъектами которого заключен договор.
В случае необходимости Министерство внешнеэкономических связей вправе затребовать дополнительные документы.
Если в договоре предусмотрены авансовые платежи на сумму более
10 тыс. долларов США или промежуток времени между поставкой и оплатой товаров более 180 дней, субъекту хозяйствования необходимо предоставить разрешение Национального банка на проведение внешнеторговых операций.
В выданные лицензии не предусмотрено внесение изменений, касающихся основных условий договора – наименование фирмы, наименование и количество товара, его стоимости. При изменении этих условий контракта или при замене договора выданные лицензии подлежат аннулированию.
Существует два вида лицензий: генеральная и разовая.
Генеральная лицензия выдается в следующих случаях:
по решению Кабинета Министров Республики Беларусь
при реализации установленных квот
при выполнении межправительственных соглашений
при экспорте лицензируемых товаров собственного производства.
При реализации квотируемого товара срок действия генеральной лицензии в пределах календарного. В остальных случаях – в пределах 12 месяцев с момента выдачи лицензии.
Разовая лицензия выдается заявителю для осуществления экспортных (импортных) операций по каждой отдельной сделке:
для квотируемых товаров срок действия лицензии в пределах календарного года.
в остальных случаях – в пределах 12 месяцев с момента выдачи лицензии.
Субъект хозяйствования, получивший генеральную лицензию на проведение внешнеторговых товарообменных операций, обязан в двухнедельный срок после подписания договора представить его с перечнем экспортируемых товаров в 3-х экземплярах в Министерство внешнеэкономических связей для регистрации. Заверенные договора в 2-х экземплярах возвращаются заявителю.
Министерство внешнеэкономических связей оформляет лицензию в течение 15 дней с момента предоставления всех документов. При необходимости проведения дополнительной экспертизы сроки выдачи могут быть увеличены на 10 дней.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии могут быть:
неправильное оформления заявления
предоставление неполной или недостоверной информации
необоснованное занижение контрактных цен по экспортируемому товару
нарушение международных обязательств Республики Беларусь вследствие реализации сделки
при наличие установленных фактов нарушения порядка осуществления внешнеэкономической деятельности.
Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированно и предоставлено заявителю в письменной форме.
При лицензировании взимается плата за:
выдачу генеральной лицензии в размере 15 минимальных заработных плат, а разовой – 10;
внесение изменений в выданные лицензии (кроме случаев, связанных с изменением действующего законодательства) – 25% от суммы плат, предусмотренных за их выдачу;
выдачу дубликата лицензии – 3 минимальные заработные платы;
продление действия лицензии – 50% от суммы плат, предусмотренных за их выдачу.
Лицензированию подлежат товары, перечисленные в 6 приложениях к постановлению Кабинета Министров Республики Беларусь № 213 от 1.12.94 “ О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров”.
В приложении 1 указан перечень товаров, экспорт которых осуществляется по лицензии Министерства внешнеэкономических связей в пределах объемов установленных квот (нефть, нефтепродукты, удобрения, лесоматериалы необработанные, ткани из шерстяной пряжи, хлопчатобумажные нитки, пряжа хлопчатобумажная, пряжа и ткани льняные, трикотажная одежда и др.)
Во 2 приложении перечислены товары, экспорт которых осуществляется по лицензии Министерства внешнеэкономических связей при согласовании с комитетом по драгоценным металлам Министерства финансов (янтарь необработанный; жемчуг природный или культивированный, обработанный или необработанный, изделия из него; монеты из драгоценных металлов; мореный дуб и изделия из него; коллекции и антиквариат возраста свыше 100 лет и др.)
Приложение 3 – товары, импорт которых осуществляется по лицензии МИДа (химикаты, промышленные отходы).
Приложение 4 – товары, экспорт которых запрещен: дикорастущее лекарственное сырьё, растения и животные, занесенные в красную книгу Республики Беларусь; предметы коллекционирования и антиквариат (кроме предметов современного искусства и предметов коллекционирования, не имеющих музейной ценности в Республике Беларусь, вывоз и продажа которых осуществляется по специальным разрешениям Министерства культуры), товары, полученные в качестве гуманитарной помощи.
В приложении 5 перечислены товары, импорт которых запрещен:
промышленные радиоактивные, токсичные и иные отходы производства, которые не могут быть переработаны в республике;
печатные и аудиовизуальные материалы, иные носители информации, содержащие сведения, которые могут причинить вред политическим и экономическим интересам республики, ее государственной безопасности, охране здоровья и нравственности граждан.
В приложении 6 перечислены стратегически важные товары, экспорт которых осуществляется при регистрации экспортных контрактов (сухое молоко, зерновые хлеба, спирт этиловый, углеводородное сырье, казеин и его производные, кожевенное сырье, кожа, шпалы деревянные, волокно льняное).
Лицензирование экспорта, импорта специфических
товаров, работ, услуг.
К специфическим товарам (работам, услугам) относятся:
ядерные материалы, оборудование, которые могут быть применены при создании ядерного оружия.
химикаты, оборудование и технологии, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия.
возбудители заболеваний человек, животных, растений.
оборудование, материалы, применяемые при создании ракетного оружия.
товары (работы, услуги) военного назначения.
товары и технологии двойного применения.
Шифровые средства и т.д.
Выдачу субъектам хозяйствования Республики Беларусь разовых и генеральных лицензий на экспорт (импорт) специфических товаров (работ, услуг) производит Министерство внешнеэкономических связей.
Разовые лицензии на экспорт (импорт) специфических товаров (работ, услуг) выдается на срок до 12 месяцев по одному контракту после его заключения. Срок действия может быть продлен, а также в разовые лицензии могут быть внесены изменения по мотивированной просьбе субъекта хозяйствования Министерством внешнеэкономических связей.
Генеральная лицензия на экспорт (импорт) специфических товаров (работ, услуг) выдается по решению уполномоченного органа республики по контролю за экспортом и импортом специфических товаров (работ, услуг) на срок до 12 месяцев по одному или нескольким контрактам.
Субъекты хозяйствования, получившие генеральную лицензию, обязаны в двухнедельный срок после подписания контракта предоставить его оригинал и копию в Министерство внешнеэкономических связей для регистрации.
Для оформления лицензии необходимо предоставить следующие документы:
на экспорт: копия выписки из протокола заседания уполномоченного органа Республики Беларусь по контролю за экспортом и импортом специфических товаров (работ, услуг) о возможности реализации внешнеторгового контракта; 2 экземпляра заявления-лицензии установленной формы; оригинал и заверенную копию внешнеторгового контракта; оригинал международного импортного сертификата (или сертификата конечного пользователя), выданный уполномоченным государственным органом страны назначения, если иное не предусмотрено межправительственными соглашениями; документ, подтверждающий источники происхождения специфических товаров (работ, услуг).
на импорт: копия выписки из протокола заседания уполномоченного органа Республики Беларусь по контролю за экспортом и импортом специфических товаров (работ, услуг) о возможности реализации внешнеторгового контракта; сертификат конечного пользователя; 2 экземпляра заявления-лицензии установленной формы; оригинал и заверенную копию внешнеторгового контракта.
Министерства и другие республиканские органы государственного управления согласовывают заявление-лицензию или дают мотивированный отказ в течение 5 рабочих дней с момента представления документов.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии на экспорт и импорт специфических товаров (работ, услуг) являются:
наличие доказанных фактов нарушения экспортером (импортером) установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности;
наличие фирмы импортера в списках фирм, которым в соответствии с разрешением уполномоченного органа Республики Беларусь по контролю за экспортом и импортом специфических товаров (работ, услуг) временно запрещена поставка этих товаров (работ, услуг);
наличие доказанных фактов использования конечными потребителями приобретенных ранее специфических товаров (работ, услуг) не в заявленных целях.
Разрешается безлицензионный вывоз специфических товаров (работ, услуг) военного назначения в случаях:
1. выполнение акций о поддержке мира на основании решений, принятых соответствующими государственными органами.
2. ремонта, обмена и взаимной передачи их в соответствии с заключенными договорами.
3. наличие пропуска установленного образца, выдаваемого Министерством обороны, во время проведения учений на территории других государств.
4. осуществление взаимных поставок комплектующих, запасных частей, расходных материалов между Республикой Беларусь и другими странами в порядке, предусмотренном соответствующими межправительственными соглашениями.
Контракт на экспорт и импорт специфических товаров (работ, услуг) оформляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, с обязательным указанием полных юридических адресов сторон, расчетных счетов, условий и цены сделки и сроков платежей. Также в контракте необходимо указать обязательства, что поставляемые специфические товары (работы, услуги) не будут реэкспортированы без письменного разрешения уполномоченного органа страны-экспортера.
Выданная лицензия может служить основанием для таможенного оформления этих товаров при наличии контракта.
Плата в республиканский бюджет взимается за:
выдачу разовой лицензии и регистрацию контракта на экспорт специфических товаров (работ, услуг) в размере 0,5% от цены сделки, но не менее 20 минимальных заработных плат.
выдачу генеральной лицензии на экспорт специфических товаров (работ, услуг) в размере 1% от цены сделки, но не менее 40 минимальных заработных плат.
внесение изменений в ранее выданные лицензии на экспорт специфических товаров (работ, услуг) в размере 10 минимальных заработных плат.
выдачу дубликата на экспорт (импорт) в размере10 минимальных заработных плат.
выдачу импортного сертификата и его дубликата – 10 минимальных заработных плат.
продление срока действия лицензии – 10 минимальных заработных плат.
выдача сертификата подтверждения доставки - 2 минимальные заработные платы.
Не взимается плата за выдачу лицензии и регистрации контракта на экспорт специфических товаров (работ, услуг) по межправительственным соглашениям и за выдачу лицензии на импорт товаров военного назначения и шифровальных средств, включая шифровальную технику, а также специальных технических изделий, предназначенных для негласного получения информации.
Если обязательства по сделке, на которую выдана лицензия на экспорт (импорт) специфических товаров (работ, услуг) не выполнены по причинам, независящим от субъекта хозяйствования, ему возвращается сумма платы за лицензию за вычетом 20 минимальных заработных плат. При аннулировании указанной лицензии уполномоченными органами по причине, независящей от субъекта хозяйствования, ему возвращается 50% уплаченной за лицензию суммы, если фактическое исполнение этой лицензии составляет менее 50 % от цены сделки.
4. Меры административного регулирования экспортно-импортных операций.
К мерам административного регулирования относятся:
Регистрация экспортных контрактов.
Регистрация импортных контрактов.
Предотгрузочная инспекция ввозимых товаров.
Регулирования экспортно-импортных и валютных операций
регистрация экспортных контрактов осуществляется Управлением нетарифного регулирования и экспортного контроля (УНР и ЭК) Министерства внешнеэкономических связей.
Контракт, подлежащий регистрации должен содержать:
а) предмет контракта
б) цена, форма оплаты и условия платежа
в) гарантии оплаты
г) сроки исполнения обязательств
д) условия поставки (базис поставки)
е) форс-мажор
ж) возмещение убытков, штрафы
з) разрешение споров
и) юридические адреса, расчетные счета, название банков сторон.
Процесс регистрации заключается в проверке правильности составления контрактов, приведения их в соответствие с международными нормами и правилами, определенными Конвекцией ООН о договорах международной купли-продажи, что включает в себя:
проверку условий расчетов, наличия банковских гарантий оплаты
контроль и анализ уровня цен с учетом базиса поставки с целью исключения их демпинга и нанесения ущерба рынку предложений
порядок разрешения споров, возмещение убытков, штрафы за невыполнение обязательств
сертификат происхождения или документ, подтверждающий происхождение товаров.
Срок исполнения товарообменных контрактов 120 дней, а валютных 1 год. В тех случаях, когда технологический цикл изготовления поставленных товаров превышает установленные сроки действия контрактов или по иным объективным причинам, по решению Министерства внешнеэкономических связей срок действия контракта может быть продлен по заявлению экспорта.
Для регистрации контракта экспортер предоставляет в Министерства внешнеэкономических связей, кроме заявления, оригинал контракта, заверенную копию контракта и документ, подтверждающий присвоение экспортеру УНН. Кроме того, желательно предоставление иных документов, например, для обоснования цены, подтверждающие происхождения товара.
В регистрации контракта может быть отказано при отклонении экспортной цены более чем на 15% ниже уровня цены на такую же продукцию, существующей на рынке страны-импортера, отклонение импортных цен более чем на 15% выше уровня цены на аналогичные товары, поставленные другими импортерами на рынок республики, или когда снижение цены на экспортный товар может повлечь применение антидемпинговых санкций к нашей республики в стране-импортере. Может быть отказано также по причине несоответствия представленного контракта требованиям Конвекции ООН о договорах международной купли-продажи или когда условия контракта противоречат установленному в республике порядку осуществления внешнеторговых операций.
За регистрацию контракта экспортер должен уплатить на счет республиканского бюджета в государственную налоговую инспекцию по месту своей регистрации 10 минимальных заработных плат.
При таможенном оформлении товаров, экспорт которых осуществляется только на основе регистрации контракта, на каждый таможенный пункт, где осуществляется оформление товаров, предъявляется оригинал контракта, зарегистрированный в Министерстве внешнеэкономических связей.
Не подлежат регистрации контракты, исполнение которых было начато до вступления в силу постановления Кабинета Министров от 1.12.94г. №213, т.е. до 27.01.1995г.
После завершения контракта экспортер в месячный срок предоставляется в Министерство внешнеэкономических связей информацию о его исполнении по установленной форме. Государственный таможенный комитет до 25 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в Министерство внешнеэкономических связей информацию об исполнении зарегистрированных контрактов.
2. регистрация импортных контрактов осуществляется Управлением регулирования внешней торговли (УРВТ) Министерства внешнеэкономических связей. Контракт, подлежащий регистрации должен содержать:
предмет контракта,
количество товара,
цена товара,
базисные условия поставки,
условия платежа,
качество товара,
сроки поставки,
ответственность сторон,
сдача, приемка товара,
юридические адреса и банковские реквизиты сторон.
С субъекта хозяйствования за регистрацию контракта взимается плата в размере 10 минимальных заработных плат.
Процесс регистрации заключается в проверке правильности составления контрактов, приведения их в соответствие с международными нормами и правилами, определенными Конвекцией ООН о договорах международной купли-продажи товара. При регистрации контракта проверяются условия поставки товаров, производится контроль и анализ цен с учетом базиса поставки с целью недопущения демпинга и нанесения ущерба отечественным производителям. Ревизуются условия реализации ввезенного товара на республиканском рынке.
При регистрации контракта субъект хозяйствования Республики Беларусь предоставляет следующие документы в Министерство внешнеэкономических связей:
заявление в одном экземпляре
оригинал и копию контракта
копию документа о присвоении УНН
при регистрации товарообменных операций – обоснование эффективности сделки.
Все копии документов заверяются подписью руководителя и печатью субъекта хозяйствования.
Министерство внешнеэкономических связей при необходимости направляет контракт для предварительного согласования в республиканских органах государственного управления по закрепленной за ними номенклатуре в случаях регистрации контрактов, реализуемых в рамках межправительственных соглашениях, наличии дефицита или избытка данного товара на внутреннем рынке и в случае необходимости уточнения контрактных цен.
Регистрация контракта подтверждается сертификатом регистрации контракта, регистрационным номером, печатью УРВТ на каждой странице контракта, подписью должностного лица Министерства внешнеэкономических связей на сертификате и последней странице контракта.
Регистрационный номер содержит 12 цифр, из которых первые шесть – код Министерства внешнеэкономических связей, седьмая – последняя цифра года, с восьмой по двенадцатую – порядковый номер контракта, который присваивается при регистрации.
Срок рассмотрения документов, представленных для регистрации контрактов, не более 10 рабочих дней, начиная от даты поступления всех требований документов в УРВТ.
При регистрации изменений, внесенных в ранее зарегистрированный контракт, заявитель предоставляет в УРВТ следующие документы:
заявление с указанием причин внесения изменений
оригинал ранее зарегистрированного контракта
оригинал выданного сертификата регистрации контракта
оригинал и копию дополнения к контракту.
Отказ в регистрации контракта по мотивам его нецелесообразности не допускается. Основанием для отказа в регистрации является:
отсутствие одного из условий контракта,
если контрактные цены выше индикативных импортных цен, уровень которых установлен уполномоченными республиканскими органами государственного управления,
завышение сроков поступления товара по импорту сверх сроков, установленных действующим законодательством,
в иных случаях, если условиями контракта нарушается установленный Республикой Беларусь порядок осуществления внешнеторговых операций.
Зарегистрированный контракт выдается субъекту хозяйствованию в УРВТ при условии предъявления документов об оплате.
3. предотгрузочная инспекция товаров, ввозимых на территорию Республика Беларусь для потребления и вовлечения в экономический оборот, вводится в целях совершенствования системы контроля в области внешней торговли и повышения ее эффективности.
Основными задачами предотгрузочной инспекции являются:
исключение дискриминирующих условий осуществления внешнеэкономической деятельности хозяйствующими субъектами Республика Беларусь,
исключение практики искусственного завышения или уменьшения цен на ввозимые товары, что приводит к необоснованному росту издержек производства,
исключение поставок в Республику Беларусь некачественных товаров в любой форме,
предоставление государственным органам управления достоверной информации о структуре и содержании реального импорта, о мировой тенденции ценообразования.
Введение предотгрузочной инспекции импорта направлено на увеличение поступлений таможенных пошлин в государственный бюджет, предполагает получение современных технологий контроля внешнеэкономической деятельности, а также выравнивание цен на внутреннем рынке по группе импортируемых товаров, расширение возможности для проведения качественных маркетинговых исследований.
Предотгрузочная инспекция ввозимых в Республика Беларусь товаров осуществляется компанией Веритас в соответствии с “Соглашением между Министерством внешнеэкономических связей Республики Беларусь и компанией “Bureau Veritas B.I.V.A.C.B.V” по осуществлению предотгрузочной инспекции импортных товаров.
Предотгрузочная инспекция проводится на соответствие ввозимого товара заявленным в контракте и спецификациях параметров по количеству товара, цене, классификационным кодам.
Физическая инспекция товаров включает полную или, если это невозможно, выборочную проверку количества товаров, которые предназначены для ввоза в Республику Беларусь, а также физическую идентификацию товара параметрам и характеристикам, указанных в контракте. Количество товаров проверяется посредством измерения размеров, веса, объема, пересчетом единиц товара.
Проверка цен осуществляется с целью определения, на основании полученной информации, соответствия цен и суммы, указанных в счет-факттурах продавцом товара, уровню экспертных рыночных цен.
В целях проверки цен учитываются следующие элементы:
комиссия за подтверждение банковских платежей;
коммерческие комиссионные вознаграждения;
расходы по кредитованию сделки;
страховые сборы по транспортировке товаров;
стоимость транспортировки.
Минимальная стоимость партии товара, подлежащей проверке, установлена в размере, эквивалентном 5 000$. Поставка товаров, стоимость которых меньше минимальной, подвергаются инспекции, если общая стоимость осуществляемых одним импортером поставок в рамках одного контракта равна или больше минимальной стоимости.
Для осуществления предотгрузочной инспекции импортёры, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, заполняют форму ПИО “Заявка на предотгрузочную инспекцию”. Импортер направляет заполненную заявку с приложением копии спецификации на ввозимый товар в адрес Бюро связи компании Веритас в Республике Беларусь, а также направляет в трехдневный срок уведомление экспортеру о проведении компанией Веритас предотгрузочной инспекции. Предотгрузочная инспекция проводится в стране, из которой производится поставка импортируемого товара.
После проведения предотгрузочной инспекции Бюро связи компании Веритас в Республике Беларусь оформляет документ, подтверждающий проведение предотгрузочной инспекции – “Отчет о результатах”, который может быть положительным или негативным. При наличии негативного отчета на товар, прошедшего предотгрузочную инспекцию, ввоз таких товаров на территорию Республики Беларусь производится, в виде исключения, по разрешению Министерство внешнеэкономических связей.
Сборы за проведение предотгрузочной инспекции определен в размере 0,75% от базовой стоимости, предоставленной для предотгрузочной инспекции, при ввозе сельскохозяйственной продукции продуктов питания и 0,95% для прочих товаров.
Компания Веритас обеспечивает происхождение предотгрузочной инспекции в течении трех рабочих дней со времени предъявления Бюро связи компании Бюро связи компании Веритас в Республике Беларусь документа об оплате заказанной предотгрузочной инспекции. Компания Веритас несет ответственность за достоверность оценок по физической идентификации, включая инспекцию количества, классификационных кодов и др.
4. Порядок регулирования экспортно-импортных и валютных операций установлен указом Президента Республики Беларусь №52 от 8.02.95г.
Субъекты хозяйствования всех форм собственности, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, должны обеспечить поступление:
выручки от продажи продукции по экспортным контрактам не позднее 120 календарных дней с момента отгрузки продукции поставщиком, а выручки от реализации работ и услуг – на позднее 60 дней со дня выполнения работ, оказания услуг.
товара по импортным контрактам не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа за товар.
Товара по импорту согласно бартерному контракту – не позднее 60 календарных дней с момента выполнения экспортной части этого контракта.
Оплата или поставка товаров за третьих лиц или третьими лицами по внешнеторговой сделке допускается при наличии договора об уступке требования либо перевода долга, заключенного в соответствии с законодательством, лишь в тех случаях, когда стороне по такой сделке - резиденту Республики Беларусь поступают иностранная валюта или сырье, материалы, комплектующие изделия и энергоносители, используемые для собственного производства.
Расчеты про внешнеэкономическим сделкам, по которым оформляются паспорта сделок, осуществляются через уполномоченные банки, где завизированы соответствующие паспорта сделок. Паспорт сделки должен содержать: наименование, юридические адреса, наименование и расчетный счет продавца и покупателя, наименование и классификационный код товара, валюта контракта и валюта платежа, виды и размеры таможенных пошлин.
Датой отгрузки (поступления) продукции по внешнеэкономическим сделкам считается день ее таможенного оформления. Если таможенное оформление не производится, то датой отгрузки считается день ее отпуска со склада экспортера, а датой поступления – день оприходывания в установленном порядке на склад импортера.
Датой выполнения работ (оказания услуг) считается дата подписания сторонами акта о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг), датой поступления выручки по экспортным контрактам – дата зачисления средств на счет экспортера в уполномоченном банке, а датой проведения платежей – дата списания средств со счетов импортера.
К субъектам хозяйствования всех форм собственности, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, применяются следующие санкции:
за несанкционированное изменение условий контракта или формы расчетов после пересечения товаром государственной Границы Республики Беларусь в размере 50% контрактной стоимости.
За превышение сроков проведения экспортно-импортных операций – 5% недополученных в установленный срок выручки (стоимости оплаченного, но недополученного товара) за каждый день превышения срока, но не более суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара).
За не предоставление в срок органам валютного контроля необходимых документов – 1% невозвращенной экспортной выручки за каждый день задержки, но не более контрактной суммы.
За предоставление недостоверной информации при получении лицензии на ввоз и вывоз товаров, заполненных таможенных документов, паспорта сделки –20% контрактной суммы товара.
За нарушение порядка перемещения товаров через таможенную границу Республики Беларусь – в размере стоимости ввозимого и вывозимого товара.
За не целевое использование валютных средств, в том числе приобретенных на МВБ – до 100 % суммы средств, используемых не по целевому назначению и др.
Экономические санкции взыскиваются в доход республиканского бюджета на основании материалов проверок, представленных государственными органами, с юридических лиц в бесспорном порядке, а с предпринимателей без образования юридического лица – в судебном порядке.
5. Сущность и порядок осуществления товарообменных (бартерных) операций.
В условиях недостатка денежных (валютных) средств субъекты хозяйствования вынуждены Республики Беларусь заключать бартерные сделки, которые занимают значительный удельный вес в общем объеме операций.
Бартер – это форма встречной торговли. Бартер – это такая же экономическая категория, как цена, прибыль, себестоимость. Об этом свидетельствует место товарообменных операций в эволюции меновых отношений. Бартерные операции в этой цепи предшествуют стоимостной форме.
Реанимация бартера в 90-е годы на территории СНГ вызвана объективными и субъективными экономическими причинами. Разрушение сложившихся хозяйственных связей, отсутствие полной конвертируемости и перекосы в формировании курсов национальных валют образовавшихся государств, низкая платежеспособность большинства предприятий, невысокие технические и ценовые параметры производства продукции и т.п. сделали выгодными применение натурального обмена.
В Беларуси высокий удельный вес бартера складывается в высокотехнических, прогрессивных отраслях, определяющих лицо государства. Так, в нефтехимической промышленности, приборостроении, электротехнической, автомобильной промышленности, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении доля бартера составляет 60-80% объемов реализации.
Можно выделить такие отличительные черты бартерных сделок, как их товарный характер, наличие встречных и неоднородных обязательств и их одновременное исполнение (если не предусмотрено другое), оприходывание полученного товара по учетной стоимости отгруженного, относительно короткий срок исполнения.
Негативная роль бартера состоит в ограничении возможностей предприятия в маневрировании денежными средствами, а для государства создается трудность в собирании налогов, уменьшаются их объемы.
Преимущества же бартера следующие: позволяет реализовывать произведенную продукцию; реагировать на принудительный порядок распределения выручки и уменьшения складывающейся в результате его применения налоговой нагрузки; позволяет получать дополнительную выгоду по сравнению с денежным обменом в условиях диспропорций в курсообразовании.
Существуют разные формы бартера, в том числе внешний, внутренний и взаимозачет.
Изучение складывающихся форм бартерных операций показало, что наиболее распространенными являются внутренний и внешний бартер. Это вызвано нежеланием конкретных партнеров, получающих продукцию, плачивать ее в денежной форме по причине высоких затрат, несоответствия требованиям технического прогресса, сравнительно низким качеством производимой продукции.
В это случаи стихийно осуществляется неконтролируемый товарообмен. Вместо денег из-за пределов республики ввозится продукция как производственного, так и непроизводственного назначения. Уменьшается действенность государственных мер по повышению собираемости налогов, квотированию импорта, таможенной политике, валютному регулированию и т.д. Поэтому данный вид бартера необходимо сокращать.
Сделки по продаже продукции предприятий, не имеющих рублевых и валютных средств на счетах из-за их предбанкротного состояния, является другой распространенной формой бартерных операций (около 30%).
Для предприятий этой группы основная проблема – покупка сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов для производства продукции. Это становится возможным при имеющихся проблемах в нормативно-правовой базе санации и банкротства субъекта хозяйствования.
Так же одной из форм бартера является вывоз продукции в уплату задолженности по энергоносителям.
Под товарообменными операциями (в соответствии с “Положением о проведении внешнеторговых товарообменных операций в Республике Беларусь”, утвержденным Министерством внешнеэкономических связей №97 от 2.03.95г.) следует понимать обмен товаров (работ, услуг), оформленных единым договором.
Цены при осуществлении бартерных операций не влекут денежных обязательств. В основе цен, по которым обменивается товар, лежат цены, что установились или складываются на данный товар на рынке экспорта (импорта) на момент заключения или проведения внешнеторговой операции с учетом условий поставки.
Обязательным условием контракта при проведении внешнеторговой бартерной операции, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь №405 от 24.03.99г. “О вопросах ценообразования при проведении товарообменных операций”, является наличие расчета экономической обоснованности эквивалентности обмена, который должен оформляться при проведении каждой товарообменной операции при изменении цен контракта.
Примерный расчет эквивалента в случае неизменных контрактных цен производится следующим образом:
контрактная цена за единицу товара “А” 10$
контрактная цена за единицу товара “В” 30$
расчет количества товаров, обеспечивающее эквивалентный обмен. Например, общая стоимость бартерной сделки 300$. Т.о. количество товара “А” равно 300:10=30 шт, а товара “В” – 300:30=10шт. Эквивалент составляет 30:10=3, т.е. за один товар “А” меняется три товара “В”.
стоимость отпускаемых (экспортных) товаров, или товара “А” в учетных ценах (при применении учетной цены товара “А” 1000 BYB равна 30*1000=30000 BYB.
Определение цены получаемых (импортируемых) товаров “В”:
30000 BYB:10=3000 BYB.
Следовательно, товар “А” приходится по учетной цене 1000 BYB, а товар “В” – по учетной цене 3000 BYB. Отсутствие расчета экономического обоснования делает невозможным учет товарообменных операций.
При проведении бартерных операций на комиссионной основе допускается оплата комиссионного вознаграждения не только товарами, но и в валюте, оговоренной при заключении сделки.
Оформление декларации “Паспорт сделки” на экспорт и импорт товаров по бартерным операциям производится одновременно. Порядок заполнения декларации “Паспорт сделки” по бартерным операциям определяется ГТК Республики Беларусь
Субъект хозяйствования Республики Беларусь должен обеспечить поступление товара по импорту при проведении бартерной операции не позднее 60 дней с даты выполнения экспортной части контракта. Срок выполнения внешнеторговых бартерных операций не должен превышать 120 дней с даты заключения сделки или оговоренного при заключении срока (даты)начала выполнения обязательств по бартерным операциям.
При проведении бартерных операций при экспорте товаров с территории Республики Беларусь допускается без ограничений встречной поставки социально-значимых товаров; материалов, сырья, оборудования, запасных частей, необходимых для обеспечения собственных производственный нужд.
Встречная поставка товаров народного потребления не должна превышать 25% суммы сделки, в том числе объем импорта ковров и ковровых изделий, алкогольных напитков и пива, легковых автомобилей, кино- , видео- ,аудиоаппаратуры не должно превышать 10% суммы сделки.
Разрешение Министерства внешнеэкономических связей на проведение внешнеторговых бартерных операций необходимо в случаях превышения сроков выполнения бартерных операций, превышения сроков выполнения импортной части бартерной операции, а также, если импортные товары не являются социально-значимыми, сырьем, материалами, полуфабрикатами и запасными частями, необходимые для нужд собственного производства.
Для получения разрешения необходимо предоставить обоснование причин несоответствия условий внешнеторговой бартерной операции срокам, установленных при осуществлении бартерных операций, и копию внешнеторгового бартерного контракта.
До середины 1999 года бартерные операции были очень эффективными и их доля в объеме внешнеторговых операций занимала большой удельный вес, в результате чего уменьшились валютные поступления в государственный валютный фонд. Поэтому указом Президента Республики Беларусь №338 был введен рентный сбор в размере 15 %от стоимости бартерного контракта для всех субъектов хозяйствования и льготная ставка в размере 5% для поставщиков сырья, материалов, электроэнергии. В связи с этим в июле этого года количество бартерных операций в экспорте уменьшилось на 9,4%, в импорте – 9%. И все же, по мнению Министра экономики Влидимира Шимова, однозначно оценивать введенный рентный сбор нельзя. Он предложил на заседании президиума Совета Министров в сентябре снизить ставки рентного сбора до 2% за те операции, при которых предусматривается поставка в Республику Беларусь сырья, материалов, комплектующих изделий и оборудования для обеспечения собственного производства, и до 10% - по иным бартерным операциям. Для окончательного решения вопроса о целесообразности рентного сбора он предложил проанализировать до 1.01.2000г. степень влияния этого сбора на процесс эволюции бартера и экспорта, а также на финансовые результаты предприятий.
Литература
Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь № 213 от 1.12.94г. О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров. НЭГ №53, 1994 год.
Положение о проведении внешнеторговых товарообменных операций в Республике Беларусь. Утверждено Министерство внешнеэкономических связей 2.03.95г. НЭГ №23,1995 год.
Положение о порядке регистрации импортных внешнеторговых контрактов. Утверждено Министерство внешнеэкономических связей 28.10.97г. Согласовано с ГТК. НЭГ №48, 1997 год.
Порядок ведения и осуществления предотгрузочной инспекции ввозимых в Республику Беларусь товаров. Утверждено Министерством внешнеэкономических связей 07.07.97г. №3/3839. НЭГ №36, 1997 год.
Указ Президента Республики Беларусь №52 от 8.02.95г. “Об установлении порядка регулирования экспортно-импортных и валютных операций и о повышении ответственности за нарушение законодательства о области внешнеэкономическая деятельность”. НЭГ №4,1997 год.
Положение о регистрации контрактов на экспорт стратегически важных товаров в Республику Беларусь. Утверждено Министерство внешнеэкономических связей и ГТК 27.01.95г. №736/112.
НЭГ №7, 1995 год.
Лицензирование хозяйственной деятельности. – В: ВПЦ “Логос”,1998г., 80с.
Е. Поплавская. Как регулировать внешнюю торговлю.
НЭГ №46, 1998год.
И. Знаткевич. Внешняя торговля. НЭГ №38, 1999год.
В. Аносов. Почему не сдается бартер? НЭГ № 7,1999год.