Экономическая характеристика США

Содержание

Введение

1. Общая характеристика США

1.1 История и факты

1.2 Природные ресурсы и климат

1.3 Административное деление

1.4 Преимущества и недостатки экономической системы

1.5 Население

2. Экономика США

2.1 История

2 Структура

2.3 Экономическое развитие США в начале XXI в.

2.4. Экспорт и импорт США в 2008 году

2.5. Государство в экономике

3. Российско-американские экономические отношения: состояние и перспективы

3.1 История

3.2 Современная ситуация

4. Взаимоотношения США с Иркутской областью

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Наступление XXI в. можно представить как обычное течение времени. Но в жизни цивилизации этот период занимает особое место. Именно к этому рубежу человечество подошло с такими достижениями, противоречиями и проблемами, которые не столько разъединяют народы и государства, сколько объединяют их в многообразном, неоднородном, взаимосвязанном мире. И если решение современных глобальных проблем невозможно без участия всех народов земли, то решение проблем внутри каждой страны оказывается недостижимым без активной роли государства.

В полной мере этот вывод относится к США. США – лидер мировой экономики, одни из крупнейших по территории и населению стран мира. По уровню развития производительных сил, масштабом своего хозяйства страна значительно опережает любую из других развитых стран. США – одни из самых высокоэффективных хозяйств в мире.

Ход развития экономических процессов в самих США оказывают значительное влияние на экономику всего мира, непосредственно воздействуя на цикл и хозяйственную обстановку в других странах, на структуру международного экономического объема.

Цель данного исследования – подробная экономическая характеристика США. В работе мы рассмотрим такие аспекты, как общие географические сведения о стране, природные ресурсы и климат, население, состояние экономики, а также взаимоотношения с другими странами, в частности, с Россией.

1. Общая характеристика США

1.1 История и факты

Соединённые Штаты Америки, США – государство в Северной Америке. Занимает четвёртое место в мире по территории (9 518 900 км²) и третье место по численности населения (304 млн. человек). Столица – город Вашингтон. [7]

Соединённые Штаты граничат на севере с Канадой, на юге – с Мексикой, а также имеют морскую границу с Россией. Омываются Тихим океаном с запада и Атлантическим океаном – с востока. Административно страна делится на 50 штатов и федеральный округ Колумбия, в подчинении США также находится ряд островных территорий. Жителей США называют американцами, а к самим США применительно общее название Америка. В русском языке до середины XX века также было распространено наименование Северо-Американские Соединённые Штаты (САСШ).

Соединённые Штаты Америки были образованы в 1776 году при объединении тринадцати британских колоний, объявивших о своей независимости. Война за независимость продолжалась до 1783 года и окончилась победой колонистов. В 1787 году принята Конституция США, а в 1791 – Билль о правах, который существенно ограничил полномочия правительства в отношении граждан. В 1860-х годах противоречия между рабовладельческими южными и промышленными северными штатами привели к началу четырёхлетней гражданской войны. Победа северных штатов спасла страну от раскола и привела к повсеместному запрету рабства в США. После Первой мировой войны Соединенные Штаты окончательно отказались от политики изоляционизма и стали играть активную роль в мировой политике. В 1945 году США вышли из Второй Мировой войны первой ядерной державой и вступили в глобальное противостояние с Советским Союзом, длившееся до 1990-х годов.

В настоящее время Соединённые Штаты Америки обладают крупнейшей в мире экономикой ($14,2 трлн), мощными вооружёнными силами, в том числе крупнейшим военно-морским флотом, имеют постоянное место в Совете Безопасности ООН, государство-учредитель Североатлантического альянса. США располагают вторым по совокупной мощности ядерным потенциалом на Земле.

Основная территория США (называемая континентальные штаты) расположена на Северо-Американском континенте и простирается от Атлантического океана на востоке до Тихого океана на западе. На юге США граничат с Мексикой, на севере – с Канадой. Кроме того, в состав США входят ещё 2 штата. На крайнем северо-западе континента находится штат Аляска, также граничащий с Канадой. В Тихом океане находится штат Гавайи. Граница с Россией проходит через Берингов пролив. США также принадлежит ряд островов в Карибском море (например, Пуэрто-Рико) и в Тихом океане (Американское Самоа, Мидуэй, Гуам и др.).

Под тем или иным управлением США находятся (но не входят в них) ряд островных территорий, имеющих различный статус. На территории необитаемого атолла Пальмиры полностью действует конституция США. Остальные территории имеют собственное основное законодательство. Крупнейшей из таких территорий является Пуэрто-Рико.

1.2 Природные ресурсы и климат

Так как страна расположена на большой территории, в ней представлены практически все климатические зоны – от арктического климата на севере Аляски, до тропического в штате Гавайи и на юге Флориды.

Недра богаты запасами различных природных ископаемых, в том числе – каменный и бурый уголь, железная и марганцевая руда. Кордильеры, плато Колорадо, Великие равнины и Примексиканская низменность обладают месторождениями медных, цинковых, свинцовых, серебряных, хромитовых, ванадиевых, вольфрамовых, молибденовых, титановых, полиметаллических, урановых, ртутных руд, золота, серы, фосфатов и другого химического сырья. [3]

Склоны Кордильер покрыты густыми хвойными лесами, Аппалачей – лесами из широколиственных пород; прерий почти не осталось. На севере Аляски распространена тундровая растительность. Реки, образовавшие глубокие каньоны, относятся к бассейнам впадающих в Тихий океан. Миссисипи (с притоком Миссури) – одна из самых длинных речных систем планеты – протянулась на 6 420 км. На границе с Канадой находятся Великие озёра – Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио.

1.3 Административное деление [4]

Государство состоит из 50 штатов, являющихся равноправными субъектами федерации, столичного федерального округа Колумбия и зависимых территорий. Каждый штат имеет свою конституцию, законодательную, исполнительную и судебную власти. Большинство названий штатов происходят от названий индейских племён и имён королей Англии и Франции.

Штаты делятся на округа (англ. county, parish (Луизиана), borough (Аляска)) – более мелкие административные единицы, меньше чем штат и не меньше чем город. Всего по данным Бюро переписи населения США в стране насчитывается 3141 округ. Наименьшее количество округов в штате Делавэр (3), наибольшее в штате Техас (254). Полномочия администрации округов и взаимоотношения с муниципальными властями расположенных на их территории населенных пунктов сильно различаются от штата к штату. Местной жизнью населённых пунктов управляют муниципалитеты.

Установлен особый статус для неинкорпорированных территорий (Пуэрто-Рико, Гуама, Федерации Микронезии, Виргинских островов, Восточного Самоа и т. д.) эти территории имеют совещательный голос и теоретически могут прекратить или приостановить свои привилегированные отношения с Вашингтоном.

1.4 Преимущества и недостатки экономической системы

Можно кратко сформулировать основные плюсы и минусы американской экономической системы.

Преимущества: крупнейшая экономика мира. Много природных ресурсов, включая энергию и сырье. Высокотехнологичное производство и исследования лучшие в мире. Хорошо развита сфера услуг, конкурентоспособная промышленность. ТНК типа «Форд», «Дженерал Моторс» и Exxon. Ведущий производитель программного обеспечения. Отличная система высшего образования, особенно в области хайтек. Американские фирмы процветают благодаря широкому распространению американской культуры в мире. Крупнейший в мире экспортер товаров. Политическая стабильность, квалифицированный персонал.

Слабые стороны: сильное снижение числа рабочих мест в промышленном производстве. Глобализация, утечка рабочих мест в страны с дешевой рабсилой. Жесткая конкуренция технологий с Азией и ЕС. Более низкие сберегательные квоты, чем у других конкурентов. Спекулятивно раздуваемые рынки. Отсутствие регулирования экономики, обычны краткосрочные цели. Банкротство фирм ведет к кризису доверия. В 1945 г. почти 50% всего мирового производства приходилось на США; в 1990-е гг. – лишь 25%. После 9-летнего экономического бума в 2001 г. произошёл кризис снижения конъюнктуры. В 2001 г. обанкротился Enron, в 2002 г. – WorldCom.

1.5 Население

Первые люди (индейские племена, мигрировавшие из Сибири на Аляску) заселили территорию США около 10 тыс. лет назад, а их потомки оставались преобладающим этническим компонентом до конца XVII века. Современное население США, однако, гораздо меньше отражает генетическое наследие коренных жителей, так как в основной своей массе современные жители – потомки относительно недавних (XVII–XX веков) выходцев из Европы (преимущественно Западной) и Африки. Необходимо отметить, что полное право называться американцами получают лишь дети иммигрантов, родившиеся в США. В стране сохраняется чёткое разделение на иностранцев и уроженцев, между которыми имеется значительная культурно-языковая дистанция. Этим различием, однако, внутреннее деление ограничивается. Американцы США – разнородная, гетерогенная нация с конфликтным расовым составом. Доминирующей во всех отношениях и регионах (кроме штата Гавайи) в настоящее время является европеоидная раса – выходцы из Соединённого Королевства, Германии, Ирландии и других европейских стран. Далее выделяются афроамериканцы, латиноамериканцы, азиаты, индейцы и прочие, на которых приходится свыше трети населения. Динамика численности населения следующая:

Численность: [3]

1790 г. – 3,9 млн чел.

1860 г. – 31,4 млн чел.

1900 г. – 76,2 млн чел.

1971 г. – 216,8 млн чел.

1983 г. – 234,2 млн чел.

2000 г. – 275,6 млн чел.

2007 г. – 303,3 млн чел.

2008 г. – 305,1 млн чел.

2. Экономика США

Экономика США – крупнейшая и одна из наиболее диверсифицированных национальных экономик мира, она также является локомотивом мировой экономики.

ВВП страны за 2008 г. составил $13,3 трлн. [2] Основная роль в принятии экономических решений принадлежит публичным корпорациям и частным компаниям. Вмешательство государства в экономику незначительно.

2.1 История

Своими корнями современная американская экономика восходит к поискам экономической выгоды европейскими поселенцами в XVI, XVII и XVIII веках. За это время Новый свет превратился из минимально успешного колониального хозяйства в небольшое независимое фермерское хозяйство и в конце концов сложнейшую промышленную экономику.

Во всех колониях люди жили в основном на небольших фермах и вели экономически независимый образ жизни. По мере роста колоний развивались вспомогательные производства.

К XVIII веку определились региональные модели развития: богатство колониям Новой Англии принесло кораблестроение и мореплавание; плантации Мэриленда, Вирджинии, а также Северной и Южной Каролины (многие из которых использовали рабский труд) выращивали табак и рис; лежащие посередине колонии Нью-Йорка, Пенсильвании, Нью-Джерси и Делавэр перевозили основные злаки и пушнину.

После обретения независимости Конституция США в качестве экономической хартии утверждала, что вся страна была единым или «общим» рынком. В торговле между штатами не должно было быть каких-либо тарифов или налогов. Согласно Конституции федеральное правительство могло регулировать торговлю с другими странами, а также между штатами, проводить единые законы о банкротстве, выпускать деньги и регулировать их стоимость, устанавливать стандарты мер и весов, учреждать почтовые ведомства, строить дороги и устанавливать правила, регулирующие выдачу патентов и авторских прав. Один из «отцов-основателей» страны и ее первый министр финансов Александр Гамильтон выдвинул стратегию экономического развития, при которой федеральное правительство поддерживало бы зарождающуюся промышленность с помощью открытых субсидий и введения протекционистских тарифов на импорт.

Став президентом в 1801 г., Джефферсон (1801–1809 гг.) направил свои усилия на развитие более децентрализованной аграрной демократии. Быстрому экономическому росту США в XIX веке не помешали периодические неполадки в экономике. Новые изобретения и капиталовложения привели к созданию новых отраслей промышленности и дальнейшему экономическому росту. По мере совершенствования транспорта постоянно открывались новые рынки. Пароход сделал речной транспорт быстрее и дешевле, однако еще больший эффект имело строительство железных дорог, открывших для развития огромные пространства новых территорий. В эти бурные дни не было недостатка в планах как быстро разбогатеть. Финансовые воротилы мгновенно сколачивали огромные состояния в то время, как многие теряли свои сбережения. В конце XVIII – начале XIX веков в Европе началась промышленная революция, которая быстро перекинулась в Соединенные штаты.

Судьбу страны и ее экономической системы решила победа северян в Гражданской войне США (1861–1865 гг.). Рабовладельческая система была упразднена, в результате чего большие плантации хлопка на Юге стали менее прибыльными. Быстро разросшаяся благодаря войне промышленность Севера бурно росла. Последовавшее за Гражданской войной быстрое экономическое развитие заложило основу современной промышленной экономики США. Большое количество открытий и изобретений привел ко столь глубоким переменам, что их результаты иногда называли «второй промышленной революцией». На западе шт. Пенсильвания была найдена нефть. Была изобретена пишущая машинка, телефон, фонограф и электрический свет. стали использоваться морозильные железнодорожные вагоны. И наконец, к началу XX века автомобиль пришел на смену карете, а люди начали летать на самолетах.

2.2 Структура

Структура экономики США отличается ярко выраженной постиндустриальностью. Большая часть американского ВВП (79,4% – 2008 г.) создается в отраслях сферы услуг, куда относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, наука, финансы, торговля, различные профессиональные и личные услуги, транспорт и связь, услуга государственных учреждений.

На долю материального производства (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбная промышленность, добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство), таким образом, остается 20,6% ВВП. В сфере сельского хозяйства создаётся около 0,9% ВВП, а промышленность даёт менее 20% ВВП.

Среди развитых стран мира США практически не имеет конкурентов по своему индустриальному развитию. По доле сферы услуг в структуре производства ВВП США обогнали Нидерланды и Израиль, которые ввиду имеющихся определённых конкурентных преимуществ специализируются на услугах, уступая только Гонконгу (доля сферы услуг – 86%). Однако Гонконг не является независимым государством, оставаясь всего лишь особым экономическим районом Китая, где доля сферы услуг составляет менее 40%. Таким образом, США в настоящее время являются наиболее постиндустриальным государством.

Общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении в экономике удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства. Среди отраслей материальной сферы промышленность остается важнейшей, она по-прежнему обеспечивает высокий уровень технического развития других сфер хозяйства. Именно в ней сегодня в первую очередь аккумулируются новейшие достижения НТП. США располагают одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Отличительной чертой их экономики является ориентация на НТП и передовую технику. Она лидирует в области внедрения результатов НТП в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники.

2.3 Экономическое развитие США в начале XXI в

Современное состояние экономики США определяется двумя важнейшими группами факторов: во-первых, сложившимся экономическим и научно-техническим потенциалом страны и действующими механизмами расширенного воспроизводства, т.е. особенностями американской экономической модели, и, во-вторых, текущей внутри- и внешнеэкономической конъюнктурой. [2]

Несомненно, что на протяжении уже многих десятилетий, и особенно в последние годы, американская экономическая модель доказывает свою высокую эффективность по большинству макроэкономических показателей. Ее характеризует всемерное поощрение американским обществом и государством предпринимательской активности, благоприятный предпринимательский климат, относительно низкий уровень перераспределения ВВП через государственный бюджет (менее 17 18% через федеральный и около 30% через консолидированный), относительно низкий удельный вес государства в произведенном ВВП (около 12%), более ограниченное, чем во многих других развитых странах, но весьма эффективное государственное вмешательство в экономику, высокая трудовая мораль.

В последние десятилетия важное значение приобретают новые черты экономической модели, связанные с развитием НТР. В частности, одной из важнейших черт экономического развития США является ориентация на гибкое, диверсифицированное и мелкосерийное производство, основанное на распространении новых технологий на базе программируемой автоматизации и биоинженерии.

Принципиальной характеристикой современной американской экономики является повышение уровня ее наукоемкости. Объем затрат на НИОКР в США превысил в середине 2000 х гг. 280 млрд. долл., что составляет 44% от общемировых расходов на НИОКР. Это огромный запас прочности американской экономики, обеспечивающий ее научно-техническое и экономическое лидерство на многие годы вперед.

Серьезные изменения, характеризующие современную американскую модель, произошли в отношениях собственности. В начале XXI в. около 90% всех доходов в стране создается в корпоративном секторе хозяйства, доля которого за последние 30 лет возросла на 20 процентных пунктов.

Изменилось и функционирование товарных рынков и динамика экономического цикла. Экономические спады стали гораздо менее болезненными для американской экономики.

Таким образом, практически по всем показателям, характеризующим уровень экономического развития страны (ВВП на душу населения, структура экономики, показатели уровня жизни, показатели экономической эффективности – производительность труда, фондоотдача, материалоемкость, капиталоемкость, энергоемкость экономики и т.д.) США являются лидером мировой экономики.

Одновременно на экономическое развитие США действуют многообразные внутриэкономические и внешнеэкономические факторы конъюнктурного характера.

Первые годы XXI в. прошла в США под влиянием очередного циклического спада, а также других факторов, осложнивших социально-экономическую обстановку в стране. Замедление темпов экономического роста началось с 2001 г. после наиболее длительного за всю послевоенную историю страны экономического подъема, продолжавшегося более 10 лет, и в третьем квартале 2001 г. вылилось в очередной циклический спад (сокращение ВВП составило 1,4%). Помимо этого, экономика США испытала шок от террористических атак 11 сентября 2001 г., которые привели к потерям в ВВП в более чем в 140 млрд. долл. Отрицательное влияние на деловую конъюнктуру в США оказали и корпоративные скандалы 2001 2002 гг., обвал фондового рынка и продолжающаяся война в Ираке, заметно повлиявшая на рост бюджетного дефицита.

В результате всех этих негативных процессов безработица в стране возросла с 4% в 2000 г. до 6,3% в 2003 г., объем инвестиций в экономику сократился за это время более чем на 20%, масштабы личного потребления уменьшились на 22%, упали прибыли корпораций и после более 4-х лет профицитов в 2002 г. федеральный бюджет США был вновь сведен с дефицитом в 158 млрд. долл.

Однако в последующие годы экономика США в основном оправилась от кризисных явлений и вступила в период экономического подъема, впрочем не очень быстрого и не слишком стабильного. Темпы роста ВВП в США составили в 2005 г. 3%, в 2006 г. – 4,4%, в 2007 г. – 3,2% и за первые 3 квартала 2008 г. – 3,3%. [2]

2.4 Экспорт и импорт США в 2008 году

Структура экспорта США в 2008 году представлена на диаграмме.

Объём экспорта США в 2008 году, млрд. долл. [9]

Общая сумма

Продукты и напитки

автомобили

Потребительские товары

оборудование

Сырьё и материалы

Другие товары

924,5

50,8

102,8

124

417,2

200,2

36,9

Структура импорта США в 2008 году представлена на диаграмме.

 

Объём импорта США в 2008 году, млрд. долл. [9]

Общая сумма

Продукты и напитки

автомобили

Потребительские товары

оборудование

Сырьё и материалы

Другие товары

1622,5

64,8

247,1

440,5

459,9

366,9

54,7

2.5 Государство в экономике

В экономике США на долю государства приходится 28% ВВП. Остальные 72% занимает частный сектор. Однако согласно данным 2004 г. доля государственного сектора экономики в % от национального дохода составила 47%. Результатом финансово-экономического кризиса и осуществления политики количественного смягчения станет увеличение доли государственного сектора экономики до 50% и более.

Характерная черта государственного регулирования экономики начала XXI в. – все большая ориентация бюджета на решение социально-экономических задач. Доля расходов федерального бюджета на социальные цели, включая развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение), социальное страхование и вспомоществование, превысила в 2005 г. 60%; доля таких расходов в консолидированном бюджете еще выше. Кажущееся противоречие между социальной ориентацией бюджета и общей достаточно низкой долей перераспределения национального дохода как через федеральный, так и консолидированный бюджет на самом деле отражает достижение некоего оптимума между экономическими и социальными целями макроэкономической политики и путями их реализации – использованием прежде всего рыночных механизмов для создания ВВП, социальной ответственностью государства за производство общественных благ и активными мерами по их обеспечению.

Констатируя весьма высокую эффективность современного государственного регулирования в США, необходимо отметить его качественно новую черту – стремление найти оптимальную пропорцию между рынком и государственным вмешательством, не взирая на различия идеологических и политических взглядов той или иной американской администрации. [6] Очевидно, что в начале XXI в., несмотря на продолжающиеся политические дискуссии, которые подчеркивают различия между либеральными и консервативными ценностями, в реальной жизни наблюдается явное сближение социально-экономической политики администраций демократической и республиканской партий США. С одной стороны, республиканцы отказались от многих казавшихся прежде незыблемыми постулатов, ориентированных на резкое уменьшение роли государства в экономике и социальной сфере, а с другой – демократы взяли на вооружение немало из концептуального арсенала республиканцев. Это показывают как социально-экономические платформы двух главных партий США на выборах 2000 и 2004 гг., так и практическая деятельность последних демократических и республиканских администраций.

3. Российско-американские экономические отношения: состояние и перспективы

Дипломатические отношения России и США были установлены в 1807 году, тогда как первый официальный контакт с одной из американских колоний (будущая Пенсильвания) произошёл в 1698 году. [3]

После Октябрьской революции 1917 года США признали СССР лишь в 1933 году. Во время Второй мировой войны СССР и США стали союзниками по Антигитлеровской коалиции. Сразу же по окончании войны, однако, США и СССР, как две сверхдержавы, вступили в ожесточённое стратегическое соперничество за влияние в мире (так называемая «холодная война»), определявшее развитие мировых процессов в течение полувека.

В настоящее время отношения между Россией и США развиваются в таких областях как борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия, космические исследования.

3.1 История [8]

История российско-американских отношений уходит корнями в конец XVII века, когда независимого американского государства ещё не существовало. В 1698 Пётр I встречался в Лондоне с Уильямом Пенном, основателем британской колонии, ставшей впоследствии штатом Пенсильвания. Это был первый двусторонний политический контакт.

В первой половине XVIII века начинается активная колонизация Америки русскими торговцами. Множество российских поселений было основано на Алеутских островах, на континентальной Аляске, на территории современных канадских провинций Юкон и Британская Колумбия и американских штатов Вашингтон, Орегон и Калифорния. Постепенно разрозненные российские колонии-поселения были оформлены юридически, над территорией, занятой русскими поселенцами был провозглашен суверенитет Российской империи. Столицей Русской Америки стал город Новоархангельск (ныне – Ситка).

В 1775 в 13 британских колониях вспыхнуло восстание против экономического угнетения со стороны Великобритании. Георг III обратился к российской императрице Екатерине II с просьбой содействовать британским войскам в подавлении восстания, на что был получен отказ. 4 июля 1776 в Филадельфии была провозглашена независимость колоний. Формально Россия не признала этот акт, однако поддерживала стремление колоний к самостоятельности. В 1780, в разгар войны за независимость, Россия объявила о вооруженном нейтралитете, означавшем фактическую поддержку колоний.

В 1807 Россия и США обменялись послами, положив начало дипломатическим отношениям. Первым послом США в России стал Джон Куинси Адамс, первым послом России в США – Андрей Дашков.

В XIX веке дипломатические отношения США и России сводились в основном к вопросам, связанным с Аляской и некоторыми другими владениями России в Северной Америке. В 1867 все российские владения к востоку от Берингова пролива были проданы США за 7,2 миллиона долларов. Кроме самой Аляски к ним относился весь Алеутский архипелаг и некоторые острова в Тихом океане. Однако в середине века правительство Николая I привлекало американских инженеров к своим проектам модернизации империи. Так, специалисты из США сыграли важнейшую роль в строительстве железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом и оснащении ее подвижным составом, проведении первых линий телеграфа и перевооружении армии после Крымской войны.

В 1900 Россия и США сыграли решающую роль в подавлении Боксёрского восстания в Китае.

Регулярно (каждые десять дней) в Нью-Йорк прибывали пассажирские пароходы «Русско-американской линии».

В Первую мировую войну Россия и США вступили союзниками. Переломным для отношений двух стран стал 1917 год. После того, как в России произошла революция, США отказались признавать Советское правительство. В 1918–1920 годы американские войска приняли участие в иностранной интервенции, оказав поддержку Белой армии.

США стали одним из последних государств, признавших СССР. С 1919 г. в США была развёрнута борьба против коммунистического и социалистического движения – запрещалась деятельность организаций левого толка, из страны выдворялись опасные, по мнению властей, лица. Дипломатические отношения между Советским Союзом и Соединёнными Штатами были установлены 16 ноября 1933 года. Из других событий этого периода, важных для двусторонних отношений можно отметить участие американцев в спасении «Челюскина» в 1934 году (два американских авиамеханика были удостоены за это Ордена Ленина), а также перелет Валерия Чкалова через Северный полюс из Москвы в Ванкувер в 1937 году.

В ходе Второй мировой войны отношения США и СССР оставались хорошими. Германское нападение 22 июня 1941 на Советский Союз вызвало среди американского народа волну уважения и сочувствия к Советскому Союзу, практически в одиночку противостоявшему фашистской агрессии. После того, как в декабре 1941 года и сами США подверглись нападению со стороны Японии, между СССР и США был подписан союзнический договор и начато осуществление уникальной программы ленд-лиза, в рамках которой в Советский Союз поставлялась американская военная техника, имущество и продовольствие. Договорённости между членами Антигитлеровской коалиции, достигнутые в ходе и после окончания войны, определили создание биполярного мира, в котором объединённый Запад при лидерстве США противостоял блоку социалистических стран, сплотившемуся вокруг Советского Союза.

По окончании Второй мировой войны СССР превратился в мощную сверхдержаву, чьё влияние распространялось от Западной Европы до Тихого океана. Установление в государствах Восточной Европы просоветских коммунистических режимов привело к резкому ухудшению отношений между СССР и США. Американское руководство пыталось предотвратить распространение советского влияния и левых идей (чему способствовала победа СССР в войне) дальше на Запад, в Латинской Америке, Азии и Африке. В самих США началась антикоммунистическая истерия – так называемая «Охота на ведьм».

Очень скоро борьба двух идеологий вышла за пределы дипломатических отношений и переросла в глобальное противостояние систем с то и дело вспыхивающими вооружёнными конфликтами по всему миру – Корейская война, Вьетнамская война, многочисленные арабо-израильские войны, войны в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Африке.

Важным фактором в отношениях Советского Союза и США стала гонка вооружений. С августа 1945 Соединенные Штаты считали себя монополистом на обладание атомным оружием и пытались использовать этот козырь против СССР. Но в 1949 Советский Союз тоже обзавёлся атомным, а в 1953 – термоядерным оружием, а затем – и средствами доставки этого оружия к целям на территории своего потенциального противника (баллистическими ракетами). Обе страны вкладывали колоссальные средства в военную промышленность; совокупный ядерный арсенал за несколько десятилетий вырос настолько, что его хватило бы для того, чтобы уничтожить планету не один десяток раз.

Уже в начале 1960-х годов США и Советский Союз оказались на грани ядерной войны, когда СССР в ответ на размещение в Турции американских ракет средней дальности разместил свои собственные ядерные ракеты на Кубе, что привело к Карибскому кризису 1962 года. К счастью, благодаря политической воле Джона Кеннеди и Никиты Хрущёва, военного конфликта удалось избежать. Но кроме опасности ядерной войны, гонка вооружений несла угрозу экономикам США и СССР. Постоянное, по сути бессмысленное, увеличение вооружённых сил угрожало экономическим коллапсом обеим сторонам. В этой обстановке и был подписан ряд двусторонних договоров, ограничивающих накопление ядерного оружия.

В 1970-х гг. были проведены переговоры об ограничении стратегических вооружений, в результате которых были подписаны договоры ОСВ-I (1972), включавший Договор по ПРО и ОСВ-II (1979) по ограничению пусковых установок.

1 июня 1990 года было подписано Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств (Соглашении о Линии Шеварднадзе-Бейкера) по условиям которого к США отошли часть исключительной экономической зоны СССР и участок континентального шельфа площадью 46,3 тыс. квадратных километров в открытой центральной части Берингова моря, а также территориальные воды на небольшом участке в Беринговом проливе между островами Ратманова (Россия) и Крузенштерна.

Острейший политический, экономический, идеологический и межнациональный кризис, охвативший Советский Союз к концу 1980-х годов, привёл к распаду государства. Многие консервативные американские политики склонны в этой связи приписывать Соединённым Штатам победу в холодной войне. Так или иначе, распад СССР (и предшествующий ему распад социалистической системы) принято считать окончанием холодной войны и началом новых отношений между Востоком и Западом.

3.2 Современная ситуация

К началу XXI в. экономические связи России и США являлись весьма важной и сложной частью взаимных отношений. В 2005 г. товарооборот России и США составил 10,8 млрд. долл., российский экспорт понизился на 4,6%, составив более 6,3 млрд. долл., а импорт из США увеличился на 42,5%, составив более 4,5 млрд. долл. Россия сохранила положительное сальдо внешнеторгового баланса – около 1,8 млрд. долл. В 2005 г. США являлись одним из основных торговых партнеров России среди промышленно развитых стран, занимая по объему товарооборота 6-е место после Германии, Италии, Нидерландов, Великобритании и Китая. При этом на долю США приходилось 3,2% всего товарооборота России. [10]

Структура российско-американской торговли за рассматриваемый период не претерпела особых изменений. Основу российского экспорта по-прежнему составляли материалы, сырье и полуфабрикаты – более 80% поставок. Удельный вес энергетического сырья, включая нефть и нефтепродукты, значительно возрос, составив 50% экспорта, на металлы и изделия из них пришлось 25,7%, на продукцию химической промышленности – 11,7%. Заметное место продолжали занимать драгоценные камни и металлы – 4,6%. [8] Увеличению объемов российского экспорта в США в 2005-2008 гг. способствовала в первую очередь благоприятная ценовая конъюнктура на нефть, нефтепродукты и цветные металлы. [11]

В российском импорте из США сохранилась тенденция роста удельного веса продукции общего машиностроения и транспортных средств, который в истекшем году достиг 53,8%. Доля продовольственных товаров и сельхозсырья в нашем импорте продолжала снижаться. В 2005 г. на эту товарную группу приходилось почти 30% наших закупок в США, в 2006 г. – 28,2%, а в 2007 г. – 26,9%. Продукция химической промышленности осталась на уровне 2004 г. и составила 10,5%. На все остальные товарные группы пришлось менее 10% общего объема импорта. [8]

Значение торговых отношений с США не исчерпывается для России количественными показателями товарооборота. Гораздо важнее другое – возможность использовать во взаимной торговле высокий потенциал США в сфере высоких технологий и иметь дело с партнером, который играет такую важную роль международных экономических и финансовых организациях.

Для США значение торгово-экономических связей с Россией гораздо меньше: на долю России приходится менее 0,6% совокупного внешнеторгового оборота США. Тем не менее в перспективе Россия может занять существенное место во внешнеторговом обороте США. Заинтересованность США в развитии двусторонних внешнеэкономических связей с РФ подтверждается ростом импорта из России нефти, цветных и черных металлов. Кроме того, наша страна является огромным потенциальным рынком для американских товаров и капиталов.

Потенциал российско-американских экономических связей явно не реализован. Россия может постепенно повышать степень переработки поставляемого в США сырья: продукции нефтепереработки, химических товаров, продукции более высокой степени обработки черной и цветной металлургии. Россия с ее дешевой и высококвалифицированной рабочей силой, используя американские инвестиции, могла бы шире развивать сборочные производства, отрасли машиностроительной и легкой промышленности и в дальнейшем поставлять эту продукцию как на внутренний рынок, так и за рубеж. О большом потенциале отношений свидетельствует, в частности, опыт российско-американского сотрудничества в области инвестиций.

США занимают одно из ведущих мест в РФ по масштабам текущих и накопленных инвестиций. Приоритетными сферами вложений американских прямых инвестиций в экономику России являются топливная и пищевая промышленность (около 75% от общего объема накопленных прямых инвестиций). Другими крупными отраслями приложения американского капитала являются авиакосмическая промышленность, телекоммуникации, производство медицинской техники и медикаментов. В нефтегазовом секторе России присутствуют корпорации «Шелл», «Конако Филипс», «Эксон Мобил», «Шеврон Тексако» и др., в агропромышленном комплексе – корпорация «Катерпиллар», в пищевой промышленности и общественном питании – корпорации «Кока-Кола», «Марс», «Макдоналдс», а автомобилестроении – «Форд» и «Дженерал Моторс». Все вышеперечисленное свидетельствует о значительном потенциале экономического сотрудничества между Россией и США даже при нынешних весьма несовершенных условиях. Пути его дальнейшего расширения будут во многом определяться стратегическими интересами обеих стран. Открывшиеся для России в 2006 г. перспективы вступления в ВТО могут стать серьезным стимулом как для расширения двусторонней торговли, так и для расширения инвестиционного сотрудничества двух стран.

4. Взаимоотношения США с Иркутской областью

Соединенные Штаты Америки – один из крупнейших внешнеторговых партнеров Иркутской области. Доля США в областном внешнеторговом обороте равна 9,4% (третье место после Японии и Китая).

Основу экспорта в США составляют две товарные группы: алюминий и продукция химической промышленности. [1] На долю этих двух товарных групп приходится 90% стоимости экспортных поставок. Остальное приходится на поставки продуктов неорганической химии (в основном кремний), целлюлозы, прочих товаров.

Во второй половине 1990-х гг. в числе иркутских экспортных товаров в США была водка, производимая ОАО «Кедр». Экспортный вариант водки изготовлялся из местного сырья на Троицком спиртзаводе (в Заларинском районе). Водка отличалась исключительными вкусовыми качествами и пользовалась спросом за рубежом. Ее экспорт постоянно рос и достигал 5-6% общего объема экспорта в США. Эти позиции, к сожалению, были утрачены в начале 2000 г., и сейчас водка из Иркутской области не экспортируется.

Динамика внешней торговли Иркутской области с США, млн. дол. [1]

Год

Внешнеторговый оборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

1997

482,3

474,7

7,6

467,1

1998

693,4

640,3

53,1

587,2

1999

534,2

467,6

66,6

401,0

2000

193,9

151,7

42,2

109,5

2001

94,8

48,2

46,6

1,6

2002

40,8

32,5

8,3

24,2

2003

95,8

88,8

7,0

81,8

2004

429,8

421,0

8,8

412,2

2005

351,4

345,3

6,1

339,2

2006

365,9

361,1

4,8

356,3

2007

376,4

370,6

5,8

364,8

В структуре импортных поставок из США в Иркутскую область преобладают оборудование и комплектующие, ввозятся также машины и транспортные средства (суммарная доля этих товарных групп в импорте колеблется от 40 до 65%). Остальное приходится на продукцию химической промышленности и товары народного потребления.

Кроме собственно внешнеторговых связей между предприятиями Иркутской области и США интересным может быть сотрудничество в инновационной сфере, в создании совместных производств по глубокой переработке добываемого в регионе сырья, в энергетике и телекоммуникационной сфере, промышленности строительных материалов, ЖКХ, в сфере туризма.

Официальные контакты с США поддерживаются регулярными визитами в Иркутскую область представителей Посольства США в России и Генерального консульства США во Владивостоке, а также визитами руководителей администрации области и представителей бизнеса в США.

В рамках гуманитарного сотрудничества в Иркутской области проходят самые различные международные мероприятия с приглашением специалистов различных сфер деятельности. В частности, только с 2000 г. в области побывали врачи-онкологи, участвовавшие в российско-американском совещании по актуальным вопросам онкологии; представители правоохранительных органов США; ученые Гарвардского университета; президент Совета по внешней политике Конгресса США; две делегации Дальневосточного представительства Корпуса Мира США и т.д. Осуществляется сотрудничество между Иркутским и американскими ротарианскими клубами. На базе областной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского действует Американский информационный центр (открыт в 2001 г.), целями которого являются развитие информационного обмена между Иркутской областью и США, содействие в изучении английского языка, знакомство с научными достижениями США, сотрудничество в сфере образования и культуры.

Между городами Иркутском и Юджином установлены побратимские связи, в рамках которых также осуществляется сотрудничество в сферах образования, науки, культуры и спорта. В частности, начиная с 2003 г. активно реализуется проект обмена рисунками школьников (лучшие работы иркутских ребят выставляются в галереях Юджина, а рисунки американских подростков демонстрируются в выставочных залах Иркутска).

С осени 2004 года ведется дистанционное обучение старшеклассников Юджина и студентов Орегонского университета преподавателями некоторых вузов Иркутска русскому языку, географии Иркутской области, регионоведению и т.д. Юношеская баскетбольная команда Иркутска посетила Юджин, где прошли совместные тренировки иркутских и американских школьников-баскетболистов, организованы дружеские матчевые встречи.

Заключение

Все вышесказанное не означает отсутствия серьезных проблем в экономике США, в частности, сохраняются масштабные дефициты федерального бюджета страны. Начиная с 2005 г. имеет место тенденция сокращения размеров дефицита бюджета – 2,6% ВВП (318 млрд. долл.) по сравнению с 3,6% ВВП (412 млрд. долл.). Ожидается, что в 2009 г. бюджетный дефицит сохранится примерно на уровне – 1,7% ВВП (250 млрд. долл.), а в дальнейшем будет постепенно понижаться. Растет государственный долг страны, масштабы которого в 2008 г. превысили 7,9 трлн. долл. (64,7% ВВП). Нельзя не упомянуть и о дефиците торгового и платежного баланса США, масштабы которых приближаются к 1 трлн. долл. и которые оказывают весьма противоречивое влияние на экономику страны.

Прежний президент Джордж Буш и новоизбранный президент Барак Обама практически «дуэтом» заявили о серьезных проблемах с экономикой страны. [5]

Причиной для подобного беспокойства со стороны властей стали данные полученные от Министерства труда Соединенных Штатов и стремительное падение цен на нефть. Только за ноябрь 2008 года были уволены 533 тысячи человек, это очень большое потрясение для страны, хуже было только в 1974-м году, когда работу потеряли 602 тысячи американцев. А ведь за два предыдущих осенних месяца уже были уволены 524 тысячи человек.

Еще одной угрозой для экономики Соединенных Штатов Америки стало невиданное падение цен на нефть. Цена на нефть падала, падала, вводя трейдеров и экспертов в состояние шока, и опустилась до уровня 40 долларов за баррель. Есть опасение, что цена может упасть вообще до так называемого «технического уровня поддержки» составляющего 35 долларов за баррель. И такая перспектива удешевления нефти не лучшим образом скажется на экономике США.

Сегодняшние данные по занятости отражают тот факт, что экономика находится в состоянии спада. Это в большой степени вызвано серьезнейшими проблемами, которые переживают кредитный и финансовый рынки, а также рынок жилья.

Экс-президент США Джордж Буш считает, что хотя экономика и продолжает стремительно падать, но это еще не повод отчаиваться. По его мнению, для выхода из сложившейся ситуации нужно время и терпение.

По мнению экспертов в ближайшем будущем экономику Соединенных Шатов не ждет ничего хорошего, и предсказать время, когда она «выздоровеет» практически невозможно.

Список использованной литературы

  1. Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области: в 5 т. / М.А.Винокуров, А.П.Суходолов. – в Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. – Т.5. – 292 с.

  2. Давыдов А.Ю. Экономика США: потенциал роста // США – Канада. – 2006. – №2.

  3. Информация сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

  4. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. Колесова В.П., Осьмовой М.Н. – М.: Флинта, 2007.

  5. Попов Е. Продолжается стремительное падение экономики США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://epopov.ru/?p=367

  6. Супян В.Б. Состояние и перспективы американской экономики и российско-американских отношений // Россия и Америка в ХХI веке. – 2007. – №1.

  7. Обзорно-географический атлас мира. – М.: ИПУ РАН, ООО «УНИИНТЕХ», 2004.

  8. Кондрашов О. Какой импорт из США нам не нужен? // Ведомости. – 2005. – №58 (1339).

  9. Аристакесян М., Быкова О., Казакова А. Мировая торговля. Кто заменит США? Отдел информации и анализа мировых рынков Finam.ru [Электронный ресурс]: http://www.finam.ru/

  10. http://news.liga.net/news/N0731419.html

  11. http://www.nomad.su/?a=18-200312180007