Послевоенное возрождение Западной Германии. Экономические реформы Эрхарда

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра экономической теории и финансов

Реферат

по предмету «Экономическая история»

На тему: «Послевоенное возрождение Западной Германии.

Экономические реформы Эрхарда»

Студентки I курса

Группы 83102

Станкевич Алины Сергеевны

Научный руководитель:

к.э.н.

ст. преподаватель

Кадникова Т.Г.

Петрозаводск

2007

Оглавление

Введение

Глава 1: Экономическое положение Германии во Второй мировой войне

1.1.Предвоенный период (1933 – 39 гг.)

1.2.Начальный период Второй мировой войны (1939 – 42 гг.)

1.3.Заключительный период Второй мировой войны (1942 – 45 гг.)

Глава 2: Послевоенное состояние экономики Германии

2.1.Программы союзнического контроля над послевоенной Германией

2.2.Характеристика экономического положения Западной Германии после окончания Второй мировой войны

Глава 3: Экономические реформы Людвига Эрхарда

3.1.В преддверии экономических реформ в Западной Германии

3.2.Суть экономической реформы Эрхарда и ее итоги

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Вторая мировая война, развязанная силами фашистской Германии, явилась величайшей трагедией для всего человечества. Но она преподнесла и жестокий урок и немецкому народу. Страна после войны практически лежала в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищный вопрос, жизненный уровень упал на треть. Деньги обесценились, по тогдашним расчетам, доходы среднего немца позволяли приобрести пару обуви раз в 12 лет, а костюм – раз в 50 лет. Кроме того, Германия перестала существовать как самостоятельное государство, она была оккупирована. Все более остро стояла тогда перед Германией задача восстановления экономики, возрождения промышленного производства, сельского хозяйства, торговли, финансовой и банковской системы, возвращения жизни народа к мирному укладу и нового развития системы государственного управления.

Сегодня наша страна переживает сложный период социально-политических и экономических реформ. Но внедряемые изменения не приводят к нужному результату. Ситуация в промышленности и сельском хозяйстве еще более усугубляется. Многократно снизился жизненный уровень населения. А послевоенная Германия за относительно короткий период времени смогла добиться восстановления экономики и социальной стабильности. Второго канцлера ФРГ Людвига Эрхарда по праву считают творцом «немецкого экономического чуда». Актуально ли изучение опыта немцев для нас? Разумеется, речь не идет о перенесении его на российскую почву - слишком различны социальные и исторические условия. И тем не менее, опыт Эрхарда необходимо осваивать.

Таким образом, целью исследования данного реферата является изучение послевоенного возрождения Западной Германии и экономических реформ Людовика Эрхарда, сыгравшего важную роль в этом процессе. Для наиболее полного понимания этой темы необходимо выполнить ряд задач:

    Подобрать необходимый материал по теме;

    Ознакомиться с соответствующим материалом и проанализировать его;

    Сделать акценты на интересующих нас периодах развития экономики Германии;

    Подвести итоги и сделать выводы по теме.

При написании работы использовались различные источники, включая электронные ресурсы (интернет). Хотелось бы особо выделить таких авторов, как А.И. Погорлецкий, М.В. Конотопов, С.И. Сметанин, А. Романова.

Глава 1 Экономическое положение Германии во Второй мировой

войне

1.1 Предвоенный период (1933 – 39 гг.)

С приходом к власти национал-социалистов экономическая система Германии подверглась серьезным изменениям. В начале 1933 года Закон о наделении правительства Германии чрезвычайными положениями передал исполнительной власти страны законодательные функции. После того как 2 августа умер президент страны фельдмаршал Гинденбург, в стране была проведена реформа государственного строя. Политическое руководство, законодательная и исполнительная власть были переданы Адольфу Гитлеру, ставшему рейхсканцлером и «фюрером немецкого народа». 1 С этого времени либеральная капиталистическая экономика Германии начала превращаться в централизованную административную систему.

Национал-социалистический тип управления экономикой получил приоритет вследствие успешного решения нацистским правительством тяжелых последствий кризиса 1929-33 гг. Национал-социалисты сумели реализовать те неотложные меры, которые не удались прежнему правительству, в частности обеспечили полную занятость населения, организовав различные общественные работы, а также взяли под контроль монетарную экспансию. Вместе с тем Германия превращалась в тоталитарное государство, где ведущей отраслью экономики страны становилась военная промышленность.

Меры по централизации экономики были приняты в 1933 – 34 гг. Был принят «Декрет о картелях»2, предполагавший ликвидацию всех акционерных предприятий с капиталом менее 100 тыс. рейхсмарок. Теперь образованные акционерные компании должны были иметь уставной капитал не менее 500 тыс. рейхсмарок. Одновременно закрывались и мелкие фирмы.

На основании данного декрета вся экономика делилась на 6 «имперских групп», во главе каждой из них стоял крупный промышленник. Контроль над экономикой переходил в руки концернов, а их руководство было связано с государственными чиновниками. Также был создан закон «О подготовке органического построения германского хозяйства»1, по которому министру экономики предоставлялось право устанавливать приоритет в развитии отраслей экономики.

На полувоенный режим переводилось и сельское хозяйство, готовилась продовольственная база. Вводится жесткое регулирование сельскохозяйственным производства, создается снабженческий аппарат для обеспечения потребностей армии и населения в условиях подготовки и ведения военных действий.

Из-за высоких таможенных пошлин немецкие фермеры были ограждены от зарубежной конкуренции. Теперь на каждое крестьянское хозяйство заводилась подворовая каточка, в которой указывались объемы производства и продаж продукции, продажа продукции на рынках запрещалась. Крестьяне обязаны были сдавать государству все произведенные продукты, за исключением необходимых для личного питания (вводились нормы потребления продукции населением).

Осенью 1936 года Гитлер начал реализацию четырехлетнего плана по реорганизации экономики страны.2 Согласно этому плану народное хозяйство страны постепенно должно было переходить на военный режим, повышалась его самообеспеченность. Около 60% бюджета Германии 3 теперь тратилось на производство вооружения. Создавались стратегические резервы, а также готовились производства на базе использования заменителей из собственного сырья и продуктов вторичной переработки.

В центе Германии был построен комплекс производств, способных изготавливать синтетические бензин, каучук, поставлять цветные металлы, бокситы, хлопок. И в случае, если бы западным державам удалось отсечь исторически сложившиеся районы страны, то основная нагрузка перешла бы к центральным районам. Кроме того Германия финансировала строительство военных заводов за границей: Швейцарии, Нидерландах, Испании. Впоследствии эти заводы выпускали продукцию из немецких комплектующих.

Вводилась всеобщая трудовая повинность, согласно которой каждый немец в любое время мог быть направлен на любые работы. Для молодежи создавали трудовые лагеря, а в свободное время их обучали военному делу. Молодые женщины, для того, чтобы устроиться на работу за вознаграждение, должны были несколько лет проработать бесплатно. Все это способствовало перераспределению рабочей силы, удовлетворяя потребности военной промышленности и экономии на оплате труда.

В предво5нные годы Германия достигла значительных успехов в промышленном производстве, была проведена реконструкция старых заводов и созданы многочисленные новые предприятия. Многие из них, сотрудничая с властью, получали выгодные военные заказы. Самые высокие темпы роста наблюдались в машиностроении и в химической промышленности, а также в производстве вооружений.

Основной особенностью индустриализации этого периода было ускоренное развитие тяжелой промышленности, подготовка материальной базы военного производства. В 1939 Германия вышла на первое место в мире по количеству станков в промышленности, строились заводы по производству оружия. Только в 1933-36 гг. было введено в строй свыше 300 военных заводов, в том числе 60 авиационных, 45 автомобильных и бронетанковых, 70 военно-химических, 15 военно-строительных. Кроме того были проведены реконструкция и подготовка к военным действиям отраслей инфраструктуры: транспорта, системы коммуникаций и связи. Построены стратегические автомагистрали, аэродромы, портовые сооружения, проложены линии связи.1

Административно-командный характер экономики Германии связан с такими ее чертами как установление в 1936 г. цен, заработной платы и ренты на весь последующий предвоенный и военный периоды, распределении по карточкам потребительских товаров и продуктов потребления, запрет их продажи на свободном рынке, регулирование рынка труда (трудовые ресурсы на проведение общественных работ распределялись исходя из потребностей государства). Осуществлялось перераспределение ресурсов между военным и гражданским производствами, что создало предпосылки для перехода на мобилизационную модель экономики.

1.2 Начальный период Второй мировой войны (1939 – 42 гг.)

В начальный период Второй мировой войны сложившаяся система в экономике практически полностью сохранилась. Предприниматели конкурировали между собой за выгодные военные заказы государства. Но из-за того, что правительство постоянно меняло программы производства вооружений, возникала неразбериха в военной промышленности. Непоследовательность принимаемых в этой области решений объяснялась тем, что до 1942 г. невозможно было точно спрогнозировать потребности армии в боеприпасах. Дело в том, что расход вооружений во время непродолжительных военных операций в Западной Европе оказался меньше ожидаемого, а затяжная кампания на Восточном фронте, наоборот, вызвала резкую их нехватку. Предприятия, ориентируясь на низкий расход боеприпасов в Западной Европе, не смогли поставить их производство на поток к началу войны с Советским Союзом. Поэтому, когда стало ясно, что война становится затяжной, стала ощущаться нехватка мощностей для производства пороха и взрывчатых веществ.

Из-за того, что министерство экономики не смогло должным образом организовать производства оружия и боеприпасов, было создано новое специализированное министерство вооружений и боеприпасов. Это министерство было наделено командными функциями в военной экономике, что постепенно превращало его в руководящий орган всего народного хозяйства. Оно сотрудничало с ведущими немецкими промышленниками, поэтому сразу же после основания министерства вооружений, главы этих концернов взяли на себя полную ответственность за экономическую политику и развитие производства. Однако все эти мероприятия не означали резкий подъем производства вооружений. Так, месячное производство военной техники во второй половине 1940 г. составляло в среднем (единиц):

    самолеты различных типов – 900;

    танки – 200;

    боевые машины – 1750;

    подводные лодки – 4-6;

Показатели промышленного производства оружия в 1941 г. составили (тыс. единиц):

    самолеты различных типов – свыше 11;

    танки и бронемашины – 5.2;

    артиллерийские орудия – 30.1

В то же время ресурсная и сырьевая база Германии после территориальных завоеваний существенно увеличилась. С оккупированных территорий в страну поступали металлы, чугун, химические продукты и продукты нефтепереработки, каучук. Военно-экономическая база Германии расширялась не только за счет поборов с захваченных территорий и вывоза сырья и продовольствия, но и путем конфискации банков, промышленных предприятий, золотых запасов и лома цветных металлов, трудовой повинности населения, а также поставки товаров в кредит.

Помимо имеющихся ресурсов создавались стратегические резервы сырья. На строгий учет брались потенциальные ресурсы. Предполагалась сдача всех бронзовых и медных колоколов, а также владельцы автомобилей обязывались по первому требованию властей предоставить шины и автопокрышки государству.

Тем не менее, из-за отсутствия жесткой централизации распределения ресурсов, предприятия оказались не в состоянии перерабатывать все поступившее сырье и задействовать имеющиеся производственные мощности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в начальный период войны Германия крайне не эффективно использовала все имеющиеся у нее ресурсы. Вместо их мобилизации для выполнения военных задач, средства были распределены по самым разным программам. Так, в полном объеме продолжалось финансирование социальной сферы и велось производство товаров народного потребления. В Германии продолжалось и гражданское строительство.

В 1941-1942 гг. решение важнейших экономических задач было возложено на вновь созданные специальные государственные органы.1 Продолжалась концентрация и централизация промышленного производства. В 1942 г. было создано Имперское объединение «Железо» (сталеплавильная промышленность и черная металлургия), включающее в себя семь ведущих германских концернов и на его долю приходилось 80 % производства соответствующей продукции. Недостатком данной системы было отсутствие единого контроля за их деятельностью со стороны государства. Объединения самостоятельно планировали выпуск продукции и не всегда считались с нуждами военного времени.

В период с 1936-1942 гг. в Германии даже в условиях перехода к мобилизационной модели, направленной на первоочередное удовлетворение нужд военной промышленности существовала свобода предпринимательской деятельности.2 Удивительно, но в тоталитарной, ведущей войну Германии производство потребительских товаров оставалось на довольно высоком уровне. Гитлеровский режим стремился максимально облегчить участь своего населения, сохранить симпатии народа, а также оно боялось недовольств в обществе. Поэтому не случайно продолжалось производство товаров отнюдь не первой необходимости, выплачивались пособия участникам войны и семьям женщин, чьи мужья ушли на фронт. Кроме того женский труд в военном хозяйстве использовался гораздо в меньшей степени, чем в странах антигитлеровской коалиции.

Судьба Германии была предрешена неспособностью применения высокоэффективных методов управления как в военной промышленности, так и во всей экономике в целом. Принимались далеко не самые лучшие решения. В период проведения военных действий нацисты проявили свою полную некомпетентность и бездеятельность в экономической сфере. Система управления военной промышленностью оказалась не в состоянии отреагировать на затяжной характер кампании, приобрести черты необходимой мобилизационной модели для длительной войны. Немецкая экономика нуждалась теперь в полной перестройке и приспособлению к новым условиям. Из-за огромных потерь на Восточном фронте все прежние запасы оружия и стратегически важных материалов оказались израсходованными. Существующее производство было не в состоянии покрыть все расходы. Противоречия между растущими потребностями фронта и имеющимися ресурсами стали очевидны. Необходимо было восполнить огромные потери армии, значительно увеличить выпуск военной продукции, восстановить запасы военной промышленности, провести реорганизацию системы управления.

Вскоре удалось найти очень эффективный способ управления военной экономикой, преодолеть конкуренцию между военной экономикой и государством и внедрить в военную промышленность жесткий контроль. Следует отметить, что огромную роль в этом процессе сыграл Альберт Шпеер, новый назначенный Гитлером министр вооружений.

Изменения в структуре аппарата управления военной промышленностью и всем народным хозяйством были нацелены на приспособление экономики к длительной войне, устранение дефицита оружия и боеприпасов. Для реализации этой цели была принята удачная концепция управления производством. Шпееру удалось рационализировать производство, ввести узкую специализацию производства вместо широкопрофильного для улучшения качества продукции. Данная модель управления экономикой была сохранена оккупационными союзниками для решения первоочередных нужд послевоенной Германии.

1.3 Заключительный период Второй мировой войны (1942 – 45 гг.)

Основными институтами министерства вооружений с весны 1942г. Стали Совет вооружений и Совет центрального планирования. Данные органы министерства вооружений были вершиной вертикали управления экономикой. Кроме того были созданы специальные промышленные советы, с помощью которых ведущие представители соответствующих отраслей промышленности решали вопросы о виде и количестве выпускаемых вооружений.

Совет вооружения был создан с целью быстрого решения проблемы обеспечения потребностей фронта. Также была создана комиссия по разработке новых вооружений. Основной задачей совета центрального планирования было согласование требований вооруженных сил с возможностями экономики, составление планов добычи и производства основных материалов, распределение сырья, энергии, транспортных средств и рабочей силы между различными отраслями промышленности. Для непосредственного руководства была создана система различных комитетов и объединений, которые могли вмешиваться в любое производство.

Руководители комитетов должны были способствовать предельно узкой специализации предприятий и обеспечивать максимальный выпуск продукции. Заводы были обеспечены гарантированными заказами, и их продукция стала преимущественно однородной. Значительные успехи были достигнуты прежде всего в тех отраслях экономики, которые не претерпели внедрения рациональных методов ведения производства в предвоенный период. И наоборот, повысить производительность труда в эффективно управляемых в течение всего периода войны отраслях, таких как автомобилестроение. Не удалось из-за того, что они итак работали на пределе своих возможностей.

Кроме внутриотраслевого перераспределения ресурсов, факторы производства были распределены между разными отраслями. В особенности, максимально был снижен объем производства потребительских товаров. Что позволило направить ресурсы в сферу военной экономики. Однако не удалось преодолеть сопротивление руководителей отраслей промышленности, не связанных с военным производством. Уровень потребления немцев оставался высоким. Из пропагандистских стремлений, Гитлер не позволял ущемлять материальное положение немцев и уменьшать выпуск товаров потребительского назначения. Обратная сторона такой заботы выражалась в крайне нерациональной организации всей экономики в период войны при возросшей эффективности отраслей военной промышленности.

Ощутимые результаты дала управленческая концепция Шпеера, особенно в решении проблемы организации движения железнодорожного транспорта. Дело в том. Что железные дороги испытывали серьезные проблемы с подвижным составом и со всей инфраструктурой в целом. Для решения данной проблемы было устранено скопление вагонов на путях. Маршрутная скорость поездов была повышена. Что увеличило пропускную способность поездов.

Однако, несмотря на революционную реорганизацию промышленности и новые методы управления военным производством, Германия не смогла достичь уровня выпуска оружия. Достигнутого во время Первой мировой войны. Несмотря на старания министерства вооружений, государственная опека промышленности страны продолжала сохраняться. Сложные, многообразные формы государственного контроля тормозили реорганизацию промышленности.

После поражения германских войск под Сталинградом руководство страны перешло к стратегии «тотальной войны». Предполагалось проведение полной мобилизации всех тыловых ресурсов, использование всего военно-экономического потенциала Германии. Необходимо было расширить трудовую повинность, провести новый набор в армию, значительно увеличить производство военной продукции.

«Тотальная война» означала переход к тотальной системе организации военной промышленности. Хозяйственную систему необходимо было полностью подчинить решению проблем производства вооружений. Было отдано распоряжение «о переходе на крупное производство». Многие мелкие и средние предприятия были включены в состав крупных, конкуренция между производителями фактически прекратилась.

Концентрация военной промышленности была продолжена после появления приказа Гитлера «О концентрации военной экономики». Отныне управление всем производством было сосредоточено в министерстве вооружения и военного производства (бывшее министерство вооружения и боеприпасов). Имперское министерство экономики лишалось производственных функций параллельно с министерством вооружений, ограничиваясь снабжением населения, общими вопросами хозяйственной политики, финансов и кредита, внешней торговли. После проведенной реорганизации была решена проблема концентрации управления военным производством. Все ключевые решения по поводу выпуска продукции теперь принимались Советом по вооружению и министерством вооружений.

Переход к тотальной экономической системе обострил одно из основных противоречий: увеличение производства военной техники не сопровождалось столь же высоким ростом занятых в данном производстве трудовых ресурсов. Потери на фронте вынудили сократить число специалистов в военной промышленности и направить часть из них в армию. Нарастал конфликт между потребностью в солдатах на фронте и потребностью в рабочей силе на производстве.

Кроме трудовых ресурсов не хватало и производственных мощностей. По мере увеличения объема производства промышленный потенциал Германии стал постепенно исчерпываться. Выходом из сложившейся ситуации было использование производственных мощностей стран, оказавшихся в сфере немецкого влияния. Наибольший интерес для Германии из оккупированных стран представляла Франция. Правительство Германии перенесло часть производства потребительских товаров (одежда, обувь, текстильные изделия, мебель) во Францию. Производство аналогичной продукции в Германии практически прекратилось, а поступающих товаров из Франции вполне хватало для удовлетворения потребностей населения. Также значительно возросли поставки в Германию сырья и продовольствия из стран Западной Европы.

Переход к тотальной экономике не позволил в полной мере использовать весь ресурсный потенциал, устранить разногласия в управлении экономикой. Несмотря на успехи отдельных руководителей (Шпеер), отсутствие четкой стратегии развития не только экономики, но и ведения военных действий, противоречивость властей не позволили внедрить эффективную мобилизационную модель экономики страны.

Наиболее успешным с точки зрения производства военной продукции стал 1944 г. В этом году появились последствия проведенной реорганизации военной промышленности, и выпуск оружия и боеприпасов существенно увеличился. Выпуск боеприпасов за период с 1942 по 1944 гг. возрос на 335%, танков на 598%, самолетов на 367%, автомобилей на 133%, кораблей на 217 % . В 1944 г. Военная промышленность выпустила:

    самолетов различных типов – около 40 тыс. единиц;

    танков и штурмовых орудий – свыше 27 тыс. единиц;

    артиллерийских орудий – 27 250 шт.1

Если в промышленной сфере дела обстояли не так уж плохо, то кредитно-денежная система продолжала падение в пропасть. Для финансирования нужд военной промышленности правительство страны использовало механизм государственного долга, а также проводила широкомасштабную эмиссию. Военные займы к концу войны составили 380 млрд. рейхсмарок. В командно-административной системе фиксированных цен и карточного снабжения такая кредитно-денежная политика имела своим следствием тяжелую послевоенную инфляцию и всеобщий дефицит товаров.

Никакие организационные мероприятия уже не могли спасти Германию от поражения. Производимого даже в гораздо большем объеме оружия все равно было недостаточно для восполнения потерь армии. На военных заводах катастрофически не хватало рабочих . и попытка организации работы в три смены не дала результата. Новые самолеты зачастую не могли подняться в воздух из-за нехватки топлива. Накопленные ранее резервы неуклонно сокращались.

Министерство вооружений предприняло последнюю попытку нормализации ситуации. Было привлечено 150 тыс. рабочих для восстановления разрушенных заводов. Многие производства переносились в подземные помещения. Однако выйти на прежний уровень производства не удалось.

В феврале-марте 1945 г. индекс промышленного производства резко снизился, военная промышленность уже была не в состоянии удовлетворить потребности фронта, из-за непрекращающихся авианалетов Германию поразил транспортный кризис.

Вскоре экономика была вновь реорганизована. По территориальному принципу были созданы шесть промышленных округов. Которые образовывали замкнутый круг производства военных вооружений. Это позволило обеспечить определенный выпуск оружия вплоть до последних дней войны.

В последние месяцы войны нацисты попытались применить тактику «выжженной земли». По приказу Гитлера при отступлении предписывалось уничтожать все промышленные и транспортные объекты, объекты снабжения и все материальные ценности. Шпеер был категорически против такого распоряжения и в меру своих возможностей противился этому. Он понимал, что война проиграна и сохранял на свой страх и риск наиболее важные объекты инфраструктуры. Рассчитывая на послевоенное восстановление народного хозяйства. Промышленники тоже готовились к неминуемой катастрофе. Многие из них начали реорганизацию своих предприятий.

После поражения Германии во Второй мировой войне административно-командная модель экономики с изменениями, введенными Шпеером сохранялась в течении трех послевоенных лет. Но из-за разногласий оккупационных сил, заметного послевоенного спада производства, разрухи транспортной и коммуникационных сетей. Ситуация в экономике сложилась не в пользу сохранения данной модели.

Глава 2 Послевоенное состояние экономики Германии

2.1 Программы союзнического контроля над послевоенной

Германией

На завершающей стадии войны союзники по антигитлеровской коалиции имели ряд планов по развитию дальнейшей судьбы Германии. СССР, США и Великобритания разрабатывали различные варианты ослабления экономической и политической мощи Германии, ее оккупации и расчленения на несколько «самостоятельных», отдельных областей. Самым известным из таких планов стала американская концепция Уайта Моргентау, которая предполагала ликвидацию Германии как промышленного конкурента на мировом рынке. Согласно «Плану Моргентау» к Германии должны быть применены следующие меры:

    Расчленение Германии;

    Установление внешнего управления держав-победительниц над Рурским промышленным районом (Рурская область должна была быть лишена всех отраслей промышленности, все оборудование демонтировалось, а шахты закрывались).

    Союзническая военная работа должна вести работу с учетом дальнейшего расчленения германии (Моргентау считал, что союзники не должны принимать никаких мер, которые могли поддержать германскую экономику).

Каждый из союзников получал по своей оккупационной зоне, а также оккупационный сектор в столице Германии. На Ялтинской конференции (февраль 1942 г.)1 к Большой тройке держав добавилась Франция, которая тоже получила свою оккупационную зону и отдельный сектор в Берлине.

С целью координирования действий союзных военных администраций был создан Союзнический военный совет. Он охватывал следующие сферы компетенции:

    Выполнение программы демилитаризации промышленности Германии, взимание репараций, ограничение импорта и экспорта;

    Обеспечение производства товаров и услуг для поддержания среднего уровня жизни, но не превышающего средний уровень в европейских странах;

    Осуществление равномерного распределения основных продуктов между оккупационными зонами для сбалансирования экономики;

    Контроль над промышленностью и всеми внешнеэкономическими сделками. Предотвращая возрождение военного потенциала Германии;

    Контроль над всеми германскими учреждениями и научно-исследовательскими центрами, связанными с экономической деятельностью.

Создавался собственный германский управленческий аппарат, которому поручалось решение таких неотложных задач как ремонт транспорта, увеличение добычи угля, подъем производства сельскохозяйственной продукции. Ремонт жилья и восстановление коммунальных предприятий и коммуникаций.

В экономической сфере была определена система мер, которые были направлены на ликвидацию военно-промышленного потенциала, существовавшей ранее концентрации экономической силы в виде картелей, трестов и синдикатов и иных монополистических объединений. Основу послевоенной экономики Германии должны были составлять исключительно мирные отрасли промышленности и сельского хозяйства. При этом, она лишалась всех ранее захваченных территорий и в порядке частичного возмещения убытков обязывалась выплатить странам антигитлеровской коалиции 20 млрд. долларов.1 Взимание репараций происходило путем изъятия оборудования, не предназначенного для мирного строительства.

В период оккупации Германия должна была рассматриваться как единое экономическое пространство. Предполагалась общая экономическая политика в промышленности, сельском хозяйстве, внешней торговле, финансовой и кредитной сферах, области коммуникаций и транспорта. Союзники должны были регулировать заработную плату, устанавливать норму выдачи продуктов и промышленных товаров по карточкам, контролировать уровень цен.

Программа совместного регулирования в четырех оккупационных зонах, тем не менее, не был воплощен на практике. Возникли противоречия в методах управления, так как каждая из четырех сторон контролировала свою оккупационную территорию, проводя там политику в собственных интересах.

На протяжении трех послевоенных лет между странами-союзниками шли споры о дальнейшем развитии Германии. Предлагались самые разные варианты: от преобразования Германии в аграрную страну, до восстановления былого военного потенциала. Именно действия оккупационных администраций определили послевоенную судьбу Германии.

Из-за противоречий в методах управления, а в частности из-за того, что Советский Союз устанавливал в восточной части Германии коммунистический режим, западные союзники вскоре решили объединить свои усилия и создать на основе трех своих оккупационных зон отдельное федеративное государство. Так образовалась Западная Германия.

2.2 Характеристика экономического положения Западной

Германии после окончания Второй мировой войны

Проигравшая во Второй мировой войне, потерявшая около 10% своего населения, сократившая свой производительный потенциал более чем наполовину и разделенная на четыре зоны оккупации Германия находилась в тяжелейших экономических условиях.

Промышленность, сельское хозяйство, инфраструктура и жилищный фонд Западной Германии пострадали от войны в разной степени. Ряд авторов утверждает, что промышленность Западной Германии пострадала очень сильно, ссылаясь при этом на то, что промышленные предприятия были одной из главных целей авианалетов во время войны. Однако еще Эрхард утверждал, что ущерб от войны может быть достаточно легко устранен. В ходе своих встреч и консультаций с промышленниками и бизнесменами Эрхард убедился, что оборудование и здания по большей части повреждены незначительно, почти везде имеются значительные запасы сырья.

Другие специалисты также давали довольно оптимистические прогнозы. Так, анализ, проведенный на объединенных металлургических заводах, показал, что 12 из 16 важнейших заводов могут быть немедленно загружены, по крайней мере, на 30%.1

Ряд исследователей высказывают мнение о том, что росту производства мешал дефицит ресурсов. Хотя. Как отмечал Эрхард, склады после войны были не так уж пусты, и у предприятий была прекрасная возможность наращивать свои запасы. К тому же предприятия сообщали правительству завышенные потребности в ресурсах для производства своей продукции. А излишки оседали на складах. Создание таких резервов с конца 1944 г. было очень выгодно, так как предприятия готовились к послевоенному времени.

Потери в сельском хозяйстве были меньше. Чем в промышленности. Объем продукции сельского хозяйства начал снижаться еще во времена войны из-за потери территорий, нехватки оборудования. Минеральных удобрений и снижения качества посевного материала. Главной потерей для сельского хозяйства стала потеря восточного региона. Недостаточный объем сельскохозяйственной продукции привел к тому, что установленная норма калорий в день на человека (2400-3000 ккал) не выполнялась, в первые годы после войны в промышленно-развитых центрах Западной Германии рацион составлял всего 740-800 ккал.2

Наибольший урон в ходе войны получила транспортная инфраструктура, так как она являлась одной из целей бомбовых ударов противников. Так же было разрушено большое количество дорог и мостов самими немцами при отступлении. Что касается речного судоходства, то оно практически прекратилось. Сильно пострадали железнодорожный и автомобильный транспорт. Многочисленные разрушения железнодорожных сетей, мостов, тоннелей, недостаток запчастей временно парализовали железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт не функционировал из-за недостатка транспортных средств.

Обширными были разрушения жилищного фонда. В результате войны была уничтожена пятая часть всего жилищного фонда. Потоки беженцев и выселенных с Востока усугубляли и так тяжелое положение с жильем.

Наибольшие потери жилищного фонда были в промышленных центрах. Так, в Берлине было разрушено 50% всего жилищного фонда, в Гамбурге – 60%, в Кельне – 70%. Городское население стремительно сокращалось. Например, в 1939 г. в Кельне проживало 750 тыс. чел., а в момент вступления в город американских войск – только 40 тыс. человек.1

Ряд изменений произошел и в структуре населения. Самые неблагоприятные из них – это старение населения, значительное преобладание женщин над мужчинами, неравномерный рост населения по регионам. Но положительными моментами было то, что увеличилось количество трудоспособных граждан, а также улучшилась квалификация рабочей силы. Это выразилось в значительном росте квалификации большинства работников. Причина в том, что во время войны для низкоквалифицированных работ использовались иностранные рабочие, а немцы продвигались на места с более высокими требованиями. На этих местах немецкие рабочие овладевали соответствующими знаниями с помощью специальных образовательных программ.

Таким образом, после окончания Второй мировой войны в Западной Германии существовала экономическая система с преобладанием элементов плановой модели экономики. Больше всего из-за войны пострадали инфраструктура и жилищный фонд. Промышленность пострадала в меньшей степени и была готова к увеличению выпуска продукции. Сельское хозяйство было повреждено еще меньше, но потеря восточных земель привела к дефициту продовольствия. В целом, несмотря на определенные трудности, можно сказать, что экономика Западной Германии могла быть восстановлена за относительно небольшой период времени.

Глава 3 Экономические реформы Людвига Эрхарда

3.1 В преддверии экономических реформ в Западной Германии

23 февраля 1948 г. США, Великобритания и Франция собрались на совещании в Лондоне, на котором предполагалось обсудить следующие вопросы:

    об общей политике Великобритании, США и Франции в отношении Германии;

    о будущем устройстве Западной Германии;

    о контроле над Руром;

    вопросы, касающиеся репараций, безопасности и т.д.

Лондонская конференция стала предвестником начала экономических реформ в Западной Германии, а также стала очередным толчком к противоборству с СССР, который не желал менять политику построения плановой экономики в Восточной Германии. В 1948 г. История Германии снова испытывает серьезный перелом.

Если попробовать оценить позиции западных союзников и СССР в начале 1948 г., то нельзя однозначно сказать кто из них прав. СССР по сравнению с западом добился больших успехов в восстановлении экономики в своей зоне. Советская администрация действовала достаточно профессионально в тяжелых послевоенных условиях: в восточной Германии в кратчайшие сроки были восстановлены инфраструктура и промышленность, нормализовалось продовольственное снабжение населения. Также были проведены преобразования: национализация и перераспределение собственности, земельная реформа. Следует заметить, что население не противилось таким преобразованиям, а наоборот большинство одобряло проведенные реформы. Таким образом, в 1948 г. СССР вполне имел право на лидерство в решении германского вопроса.

Напротив, три года хозяйствования западных администраций привели к еще большему хаосу в Западной Германии. Несмотря на то, что западные зоны оккупации обладали более значительным промышленным потенциалом по сравнению с советской зоной. США. Франция и Великобритания из-за неэффективного управления не смогли реализовать свои конкурентные преимущества.

Лишь холодная война и угроза потери политического контроля над Западной Германией заставили союзников всерьез задуматься над необходимостью проведения экономических реформ. Западной Германии суждено было стать отображением капиталистического мира, и на примере ее развития Запад хотел показать преимущества рыночной экономики, демократии и либерализма. В противовес этому, Восточная Германия была отображением социалистической системы со всеми ее преимуществами и недостатками. Такое экономическое и идеологическое соревнование было взаимовыгодным: восток учился рыночным принципам экономики, а Запад постигал положительные моменты государственной системы социального обеспечения Восточной Германии.

Так как Западная Германия остро нуждалась в радикальных экономических и валютных преобразованиях, то Великобритания, США и Франция сделали все возможное. Чтобы осуществить такую реформу максимально успешно. В случае успеха западные союзники могли рассчитывать на доверие и благожелательное отношение всего немецкого народа и на контроль над всей Германией. СССР противился проведению рыночных реформ, боясь потерять свое влияние в Центральной Европе. Конфронтация между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции нарастала.

К чести Западной Германии, у нее оказались собственные интеллектуальные силы, способные внедрить радикальные экономические преобразования. Историки и публицисты по праву связывают экономический подъем Западной Германии с именем Людвига Эрхарда - министра экономики в правительстве К. Аденауэра, а затем и канцлера ФРГ.

3.2Суть экономической реформы Эрхарда и ее итоги

Важнейшей персоной, с которой традиционно связывают экономическую сторону успеха послевоенного восстановления Западной Германии, был Людвиг Эрхард (1897-1977). Видный экономист, он был директором Института экономических исследований в Нюрнберге до 1942 г., позднее он возглавлял Институт исследований промышленности. В 1945 г., являясь министром экономики в Баварии, Эрхард был привлечен союзными администрациями к разработке планов экономического возрождения Западной Германии, а в 1948 г. был назначен директором Управления хозяйства объединенных западных зон оккупации. С 1949 по 1963 гг. - министр народного хозяйства Западной Германии. С 1957 г. - заместитель федерального канцлера и в 1963-1966 гг. - канцлер ФРГ. 1

После крушения национал-социализма Эрхард выступает с лекциями, в которых доказывает преимущества экономических механизмов в экономике. Вскоре он разработал и выступил с теорией социальной рыночной экономики, в которой приоритетное место заняли социальные аспекты и вопросы жизненного уровня населения. Опираясь на то, что нацистская военная экономика парализовала предпринимательство, устранила конкуренцию и привела к социальным перекосам, ученый высказывал мнение о том, что необходимо восстановить естественные отношения между трудом и его оплатой. Также он считал, что нужно постоянно повышать покупательную способность населения, так как целью экономики в конечном итоге является потребление. Эрхард доказывал, что производство и жизненный уровень населения стоят в прямой зависимости от следующих факторов: производство не может развиваться, не имея широкой базы для сбыта; увеличение покупательной способности населения в свою очередь постоянно стимулирует производство, повышение производительности труда.

Эрхард выступал за создание так называемого социального рыночного хозяйства, основанного на стремлении каждого человека к собственному благополучию или благополучию своей семьи. Он исходил из того, что человек старается принимать решения, которые повысят уровень его жизни. Двигателем общественного благополучия является социальная рыночная экономика, в которой человек стремится повысить условия своей жизни, а одновременно и свою социальную ответственность. Рыночная экономика функционирует только при условии свободы - свободы потребления, выбора профессии и рабочего места, свободы предпринимательской деятельности и распоряжения частным имуществом, свободы заключения договоров. Но экономическая свобода невозможна в условиях политической несвободы. Эрхард предполагал поднять страну, опираясь на свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной деятельностью государства в жизни страны. Государство должно было являться регулирующей, конституирующей и управляющей силой, способной формировать общество.2

В июне 1948 г. план восстановления и развития экономики был официально принят Франкфуртским советом и одобрен оккупационными властями. В это время также начинает реализовываться план Маршалла, который предусматривал помощь странам Европы, пострадавшим от войны, в виде кредитов, оборудования, технологии. Эрхард увидел в нем практически единственную возможность справиться с послевоенной разрухой. В итоге Западная Германия получила по плану Маршалла 1,4 млрд. долл., из четырех млрд., ассигнованных всем 16 участникам, так как считалось, что восстановление Германии - решающий фактор подъема Европы.

Хозяйственная реформа, проведенная Эрхардом в 1948 г., представляла собой сочетание денежной реформы и реформы цен, причем эти реформы были проведены почти одновременно. Денежная реформа была направлена на избавление от обесценившихся денег и создание твердой валюты.

Утром 21 июня 1948 г. рейхсмарки были объявлены недействительными. Вместо них каждый гражданин получал по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавили еще 20. пенсии и заработная плата подлежали выплате в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. временно «замороженная » вторая половина обменивалась в соотношении 1:20.1 Благодаря избранной схеме, богатые, что называется, поделились с бедными, поскольку значительная часть нажитого спекуляцией капитала оказалась аннулированной. Работодатели получили кредит в сумме 60 новых марок на одного занятого.2 Получив наличность для выплаты первой зарплаты, предприятия в дальнейшем должны были существовать за счет сбыта своей продукции.

Следует отметить, что от проведения денежной реформы выиграли крупные собственники, так как реформа не касалась недвижимости, земли, средств производства, и товаров. Так же был учрежден новый Эмиссионный банк немецких земель и утвержден его устав, контролирующий его отношения с частными банками Западной Германии.

Через несколько дней после введения денежной реформы последовала реформа цен. Ценовая политика строилась на принципе либерализации. Они были отпущены на свободу, однако был сохранен государственный контроль за ценами. Периодически публиковались каталоги "уместных цен". В разработке этих каталогов принимали участие профсоюзы и торгово-промышленные группы. Эти каталоги указывали "уместные цены" для ряда товаров потребления. Для достижения "уместных цен" через месяц был принят закон о запрете произвольного повышения цен. Также была разработана "программа широкого потребления", по которой производился товар с заранее известными, точно рассчитанными ценами.1 Сохранению стабильности валюты способствовало принятие закона о запрете произвольного повышения цен. Позднее были приняты законы о кредитной и налоговой политике, антимонопольные указы. Кредитная и налоговая политика были направлены на свободу предпринимательства, благодаря этому, по словам самого Эрхарда, покупатель снова стал «королем», определяющим лицо рынка.2

Но не следует думать, что после принятия реформ западногерманская экономика сразу же стала расцветать. Уже в начале 1950 ее постиг тяжелый кризис. Производство упало, и количество безработных существенно увеличилось. Этому было много причин: большие расходы на устройство беженцев, на инвалидов войны, нехватка средств на ввоз необходимого сырья, расходы, связанные с возмещением ущерба Израилю, а эффективность помощи США еще не сказалась в полной мере. По этим причинам, прекратились дотации и резко выросли цены. Обострились споры о новом курсе экономической политики, но Эрхард все же продолжал отстаивать идею рыночной экономики и о том, что необходимо направить экономику на конкуренцию. Для этого потребовалось увеличить экспорт и снизить цены, чтоб они соотносились с зарплатой.

И все же, несмотря на сложившиеся трудности, удалось добиться стабилизации экономики. За короткий срок исчез "черный рынок", магазины наполнились товарами, начал расти уровень жизни, т.к. вместо поисков продуктов люди стали заботиться об их производстве. Одним из самых важных элементов социального рыночного хозяйства являлся мелкий и средний бизнес, и государственная политика всесторонне способствовала его развитию и процветанию.

К 1953 г. на средних и мелких предприятиях работало больше половины всего занятого населения, а также производилось более половины продукции. Было ограничено вмешательство государства в экономику страны. Сократились расходы на оборону и поддержание безопасности.

Следует упомянуть и об аграрной реформе, после проведения которой основная часть земельных угодий была передана мелким и средним собственникам. Сельское хозяйство развивалось интенсивным путем, внедрялись различные научные достижения, что приводило к увеличению производительности производства.

К началу 1960-х гг. по объему производства и экспорту Западная Германия уступала только США. Такое бурное развитие экономики страны в 1950-60 гг. получило название «экономическое чудо». Результаты реформ заложили хорошую основу для развития экономики Западной Германии, и к 60-м годам она вырвалась в десятку самых экономически развитых стран мира.

Заключение

История возрождения экономики Западной Германии после второй мировой войны представляет собой пример успешного претворения в жизнь идей либерализации экономики при содействии государства в хозяйственной жизни страны и обеспечении социальных экономических преобразований. Последствия Второй мировой войны для экономики Германии были катастрофическими: войной были разрушены 20 % промышленности, пострадало 40 % транспорта и транспортных сетей, 25% жилого фонда, кроме того страна потеряла ¼ часть своей территории и все свое имущество за границей. Безусловно, чувствовалась острая необходимость радикальных преобразований, которые смогли бы привести к стабилизации экономического положения в стране.

Самым влиятельным из таких преобразований стала хозяйственная реформа Людвига Эрхарда, проведенная в 1948 году в Западной Германии, круто повернувшая судьбу этой страны: обесцененные бумажные деньги превратились в желаемую всеми валюту; запасы предприятий за несколько дней перекочевали на полки магазинов, исчезла спекуляция. За два года производство товаров широкого потребления увеличилось вдвое, достигнув "донацистского" уровня. Началось победное шествие Западной Германии как передовой страны Западной Европы, обгоняющей в хозяйственном отношении даже своих победителей.

Для сегодняшней Федеративной Республики Германии характерны повсеместно распространенное благосостояние, образцовая социальная сеть с ободные учреждения. Социально-рыночная модель экономики явилась причиной успеха концепции устройства государства. Она представляет собой удачную попытку слияния экономической и социальной политик. Министр экономики Западной Германии Л. Эрхард, вошедший в историю как отец «экономического чуда» сумел за относительно короткий срок своими нововведениями добиться процветания и стабильности в Западной Германии.

И в наши дни «немецкое чудо» несет изобилие на прилавки Германии, доступное каждому. На свою дневную заработную плату немец может приобрести два двухкассетника или полдюжины джинсов, или десять килограммов свинины и т.п. Однако «немецкое чудо» — это не только экономика. Как отметил в предисловии к своей книге «Благосостояние для всех» Л. Эрхард, главное чудо заключалось в том, что пройдя за десять лет полосу экономических реформ, немецкий народ вышел из нее новой нацией, свободной, доброжелательной, жизнерадостной.

Список используемой литературы

    Бобович И.М. История экономики: Учебник / И.М.Бобович. А.Л.Семенов. – М.: ПРОСПЕКТ, 2002. – 360 с.

    Бор М.З. История мировой экономики: Конспект лекций / М.З.Бор. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2000. – 494 с.

    Всемирная история: Учебник для вузов / под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 742 с.

    Керль Г. Военная экономика и военная промышленность [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/ergos/17.html/18.html,свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус.

    Конотопов М.В. История экономики: Учебник для студентов вузов, обучающихся по эконом. спец. и направлениям / М.В.Конотопов. – М.: Академ. Проект: Изд-во научно-образоват. литературы РЭА, 1999. – 367 с.

    Конотопов М.В. История экономики зар. сран: Учебник для студентов вузов, обуч. по эконом. спец. и направлениям / М.В.Конотопов, С.И.Сметанин. – М.: Логос: Палеонтип, 2004. – 262 с.

    Погорлецкий А.И. Экономика и экономическая политика Германии в XX веке / А.И.Погорлецкий. – СПб.: - Издательство Михайлова В.А., 2001. – 683 с.

    Реформы Людовика Эрхарда [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://know.su/link_9425.html, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус.

    Романова А. Реформы Эрхарда в Германии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.nisse.ru/magazine.html?id=269, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус.

    Смольков В.Г. Социальное рыночное хозяйство: Концепция Л. Эрхарда и Г. Мордаля / В.Г. Cмольков // Социально- политический. – 1998. - №1. – с. 155-168.

    Тимошина Т.М. экономическая история зарубежных стран: Учеб. пособие / Т.М.Тимошина; Под ред. проф. М.Н.Чепурина; моск. гос. Ин-т междунар. отношений (ун-т) МИДРос. Федерации. – М.: юстицинформ, 2000. – 495 с.

    Щербак А.В. Характеристика экономического положения Западной Германии после окончания второй мировой войны [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.ibci.ru/konferencia/APEMPM/st060.htm, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус.

    Экономическая история зар. стран: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по эконом. спец. и направлениям / Под ред. В.И.Голубовича. 2-е изд., доп. и перераб. – минск: ИП «Экоперпектива», 1998. – 462 с.

    Экономическая история капиталистических стран. – М.: Изд-во МГУ. 1986.

    Экономическая программа Эрхарда в Гемарнии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://infospy.ru/modules/Articles/article_storyid_4439.html, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус.

    Эрхард Л. Полвека размышлений / Л. Эрхард; Пер. с нем. А. Андронова, В. Котелкина, Т. Родионовой, Н. Селезева. - М.: Наука: Ордынка, 1996. – 606с.

1 Погорлецкий А.И. Экономика и экономическая политика Германии в XX веке. – СПб, 2001. – С.101.

2 Там же. – С.103.

1 Там же. – С.103.

2 Погорлецкий А.И. Указ. Соч. – С.104.

3 Там же. – С.105.

1Погорлецкий А.И. Указ. Соч. - С 106.

1 Погорлецкий А.И. Указ. Соч. – С. 111.

1 Там же. – С.113.

2 Погорлецкий А.И. Указ. Соч. – С. 114.

1 Погорлецкий А.И. Указ. Соч. – С. 129.

1 Погорлецкий А.И. Указ. Соч. – С. 141.

1 Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – М, 2000. – С.301.

1 Щербак А.В. Характеристика экономического положения Западной Германии после окончания Второй мировой войны.[Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/ergos/17.html.

2 Там же.

1 Щербак А.В. Характеристика экономического положения Западной Германии после окончания Второй мировой войны.[Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/ergos/17.html.

1 Бор М.З. История мировой экономики: Конспект лекций. – М.: Дело и Сервис, 2000. – С. 264.

2 Романова А. Реформы Эрхарда в Германии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.nisse.ru/magazine.html?id=269, свободный.

1 Бор М.З. История мировой экономики: Конспект лекций. – М.: Дело и Сервис, 2000. – С. 264 -265.

2 Реформы Людовика Эрхарда [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://know.su/link_9425.html, свободный.

1 Романова А. Реформы Эрхарда в Германии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.nisse.ru/magazine.html?id=269, свободный.

2 Бор М.З. История мировой экономики: Конспект лекций. – М.: Дело и Сервис, 2000. – С.265.

1