Политические аспекты казахстанско-турецких отношений на современном этапе
Содержание
Введение2
Глава I. Политика Казахстана в странах Ближнего и Среднего Востока
Глава II. Казахстанско-турецкое сотрудничество на современном этапе …16-24
2.1. Двусторонние торгово-экономические отношения Турции и Казахстана 16-22
2.2. Казахстанско-турецкое сотрудничество в культурно-гуманитарной области. 22-24
Глава III. Политические аспекты казахстанско-турецких отношений на современном этапе 25-33
3.1. Сотрудничество Казахстан – Турция как составная часть интеграционных процессов 25-26
3.2. Казахстанско–турецкие отношения в Организации экономического сотрудничества (ОЭС) 26-33
3.3. Дальнейшая интенсификация казахстанско-турецких отношений 33
Заключение 34-38
Список использованной литературы 39-43
Введение
Процесс вхождения Казахстана как нового государства в мировое сообщество зависит, прежде всего, от выбранного страной курса во внешней и внутренней политике. Установление равноправных дипломатических отношений с другими государствами, двустороннее и многостороннее сотрудничество, проводимые в стране, реформы представляют огромный интерес для исследования.
В обращении к народу с традиционным ежегодным посланием, где подводятся итоги первых пяти лет независимости. Президент РК Нурсултан Назарбаев подчеркнул: "Без международного признания, гарантий границ со стороны мирового сообщества любые рассуждения о становлении государственности, суверенитете, экономических реформах, развитии социальной сферы оставались бы пустым звуком"1.
Для того чтобы утвердить Казахстан независимым государством, иметь возможность сконцентрироваться на внутренних проблемах, требовалось найти свое место в мире, стать страной, признанной всем мировым сообществом2.
Показателем укрепления государственности и его международного авторитета является то, что Республику Казахстан признали 117 государств мира, со 105 из них установлены дипломатические отношения. В Казахстане открыты более 40 посольств зарубежных стран и 16 представительств международных организаций. Более чем в 40 странах мира Казахстан открыл свои дипломатические представительства, стал полноправным членом ООН, ОБСЕ и многих других международных организаций, участником важнейших международных конвенций, договоров3.
Республика Казахстан выступает инициатором многих интеграционных процессов, а также международного экономического сотрудничества.
Актуальность проблемы обусловливается новым геополитическим положением Республики Казахстан. Лишь после обретения Казахстаном государственной независимости начались реформы во всех сферах общественно-политической жизни страны, самостоятельная внешняя политика, также признание его мировым сообществом.
Это дает возможность широкого использования богатых потенциальных ресурсов в развитии многопланового, многополюсного, масштабного сотрудничества не только с соседними государствами, но и с Европой и Азией. Казахстан может служить уникальным Евроазиатским мостом прогресса в XXI веке, и это актуализирует как современный этап развития, так и безопасность государства. Диапазон политических аспектов этих взаимоотношений весьма широк. Он включает в себя спектр проблем от традиций народов до уровня современных контактов, способных оказать благотворное влияние на региональное участие Казахстана, как в Европе, так и в Азии, а также сотрудничество с Турецкой Республикой, которая, также же, как и Республика Казахстан расположена в Евразии.
Актуальность темы определяется также вовлечением в реальные процессы взаимоотношений (политические, общественные, экономические, культурные) множества людей, государственных институтов, различных предпринимательских структур соседних стран. Процесс установления новых взаимоотношении с бывшими братскими республиками, а также двусторонних отношений между Казахстаном и Турцией, с одной стороны, привлекает все больше внимания мировой общественности, с другой - каждая из этих стран начинает внимательно изучать все происходящие события у своего соседа, в первую очередь проводимые реформы и другие изменения в государстве.
Степень разработанности темы Турецко-Казахстанские отношения на современном этапе с 1991 года в работах общетеоретического характера в целом освещена достаточно хорошо, например в трудах Назарбаева Н.А1. и Токаева К.К2. Однако, несмотря на наличие ряда публикаций, в отечественной экономической и тюркологической литературе вопрос отношений экономической интеграции Турции и Казахстана освещен явно недостаточно, особенно это касается событий и тенденций, имевших место в последние 3-4 года.
Однако, историография данного вопроса имеет свою специфику, в связи с тем, что Республика Казахстан, являлась преемницей СССР. Методологической и теоретической основой при написании данной работы стали труды отечественных ученых-тюркологов и прежде всего: Н.И.Ураэдвой, Н.Ю.Ульченко, Н.Г.Киреева, М.С.Мейера, П.П.Моисеева, Б.М.Поцхверия, Черников И.Ф,3 коллективные монографии, другие издания, подготовленные авторскими коллективами Института востоковедения академии наук и другими востоковедческими центрами.
При изучении проблем социально-экономического развития Турции и ее интеграционных отношений, использовались материалы, выводы и положения работ М.А.Гасратяна, С.В.Гегамяна, И.И.Ивановой. А.А.Исаева, А.Х.Керимова, Н.Н.Ливинцева, В.Е.Рыбалкина, Г.И.Старченкова, Мамедов С.М.4
С целью более комплексного анализа современного этапа отношений Турции использовались западные и, в особенности, турецкие публикации по данной тематике, прежде всего в специализированных изданиях: журнал «Экономист», издания Стамбульской торговой и Стамбульской промышленной палат, бюллетени анкарского Агентства экономической информации (ЕВА) и другие.
В качестве основных источников статистического и фактического материала, помимо указанных, использовались издания международных организаций: ЮНИДО, МВФ, Западноевропейского Союза (ЗЕС); турецких государственных органов и различных структур предпринимательских и научных кругов: Государственного института статистики. Главного управления по Казначейству и внешней торговле при Премьер-министерстве Турции
Источниковой базой исследования явились, также официальные документы1 и материалы2, выступления политических лидеров двух стран3,4, справочные издания5,6 и пресса7.
В связи с этим, при подготовке к работе, проанализированы научные труды отечественных и зарубежных авторов. Представляют интерес работы Нарибаева М.К.8,9, Исмаиловой С.10
Изучен ряд официальных внешнеполитических документов СССР, Турции и РК, отдельные соглашения совместные заявления, и коммюнике, принятые в ходе обмена визитами, так как сопоставление и критический анализ турецких и казахстанских документов дают возможность составить довольно полную и точную картину хода и развития отношений этих двух государств.
Например, в книге известного политического деятеля К.К.Токаева "Дипломатия Республики Казахстан"1 содержится всесторонний анализ процесса становления и развития внешней политики нашего государства за годы независимости. Автор уделяет особое внимание международной деятельности Президента Н.А.Назарбаева, которого по праву называют архитектором казахстанской государственности. Автор книги рассказывает о взаимоотношениях Казахстана с мировым сообществом, взаимодействии нашей страны с международными организациями, а также о сотрудничестве с государствами различных регионов. В книге излагаются приоритеты казахстанской внешней политики, подходы нашего государства к актуальным международным проблемам. Практическая ценность книги возрастает в связи с включением в нее хронологии основных событий в международной деятельности Казахстана за 10 лет независимости.
В работе Нарибаева М.К. «Сотрудничество Казахстан – Турция как составная часть интеграционных процессов»2, рассматривается динамика отношений Казахстана с Турцией на двусторонней основе и на многосторонней - в рамках ОЭС.
Целью исследования является анализ процесса формирования политики РК в отношении Турции и состояния казахстанско-турецких политических и экономических отношений на современном этапе с 1991года, сравнительный анализ процессов реформ в двух соседних странах, их эффективности и результативности в повышении благосостояния населения, выяснение причин успеха или неудач, определение значения реформенных процессов как элементов геополитики, становления и развития государства, так и для его международного положения.
В соответствии в этим были определены следующие задачи:
раскрыть основные политические и экономические факторы, определяющие характер и направленность подхода РК к Турции и специфику отношений двух стран в этот период времени;
выявить механизм формирования и осуществления политики РК в отношении Турции и уточнить характер основных факторов, воздействующих на динамику политических и экономических связей;
проследить эволюцию казахстанско-турецких отношений, по глобальным и региональным проблемам, в рамках ЕС и ОЭС;
на конкретных примерах взаимодействия и сотрудничества показать процесс стабилизации и развития экономических отношений между двумя странами в исследуемый период
Практическая значимость работы состоит в том, что на основании выявленных тенденции, применить способы разрешения проблем Турецко-Казахстанских отношений на современном этапе в политической жизни двух стран и для упрочения национального единства Республики Казахстан.
Турция - крупная страна, занимающая ключевое геополитическое положение в обширном и весьма чувствительном регионе, охватывающем Юго-Восточную Европу (Балканы), постсоветское пространство и Ближний и Средний Восток. При этом с середины 80-х годов Турция переживает период бурного экономического роста, что сопровождается усилением ее влияния в регионе, возрастанием в целом значения страны в международных экономических и политических отношениях.
Исследование уникального опыта длительного (более 35 лет) интеграционного взаимодействия организации, состоящей в основном из промышленно развитых стран (ЕС), и развивающейся страны на пути социально-экономической модернизации (Турция), может представлять не только теоретический, но и научно-прикладной интерес, особенно в связи с развертыванием региональных интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Предметом исследования является развитие отношений Турции с Республикой Казахстан, формирование между ними интеграционной взаимозависимости, анализ сотрудничества Казахстана и Турции, её особенности, цели, формы и методы осуществления политики РК и Турции в отношении друг друга, а также процессы, происходящие в политических и экономических отношениях между этими странами на современном этапе.
Научная новизна состоит в том, что на примере взаимоотношений Казахстана и Турции, рассматривается то, что в силу объективного развития современной цивилизации, мировой экономики, техники и технологии все страны, независимо от своего положения и места в мировом сообществе, втянуты в глобальную систему взаимосвязей, качественно новый характер партнерства Казахстана и Турции и его значение для оздоровления и обеспечения устойчивости всей международной обстановки в странах Ближнего и Среднего Востока.
Геополитическое положение Казахстана, может сыграть роль Евразийского моста в XXI веке. К тому же Республика располагает несметными природными богатствами, особенно углеводородными, что не может оставаться вне внимания развитых стран. Казахстан становится ареной пересечения трансконтинентальных интересов. Все это, безусловно, создает новую геополитическую ситуацию не только в Казахстане, но и во всем Центрально-азиатском регионе и в странах Ближнего и Среднего Востока.
Важно конкретное сопоставление отношений в аграрном секторе, промышленности, банковско-финансовом секторе и налоговом законодательстве. В современных экономических отношениях велико значение инвестиционной деятельности и политики привлечения иностранных инвестиций, как в Казахстане, так и в Турции.
На основе методологии изучения исторических процессов предпринята попытка проследить тенденции и направления казакстано-турецких отношений с 1991 года, проанализировать приоритет интересов каждой из стран. Новые условия, создавшиеся в 90-е годы, дают возможность для восполнения пробела посредством изучения состояния отношений в рассматриваемый период, сопоставления концептуальных подходов руководства Турции и Республики Казахстан к международной обстановке в целом и по отношению друг к другу.
Методологическим ориентиром при написании курсовой работы стало обращение к трудам и идеям Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Глава нашего государства всегда подчеркивал, что внешняя политика нашего государства должна иметь многовекторный характер. Одно из направлений внешней политики Казахстана развитие отношений со странами Азиатского региона, в частности с Турцией. Существующая взаимная заинтересованность в его дальнейшем развитии, а также стремление Турции к большей вовлеченности в дела Центрально-азиатского региона позволяют говорить об этой стране как об одном из основных партнеров Казахстана в ХХI веке.1
При написании курсовой работы были применены такие методы, как метод синтеза и анализа, сравнительный метод, хронологический и системный методы. Данные методы позволили объективно целостно рассмотреть объект, определить его связи с другими системами, проанализировать развитие внешней политики Турции и современную внешнюю политику Казахстана.
Структура работы подчинена общей логике проблемного исследования избранного вопроса и направлена на последовательное решение поставленных задач посредством анализа общего состояния проблем в сочетании с рассмотрением конкретных проявлений предмета исследования.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы, где раскрываются вопросы: политики Казахстана в странах Ближнего и Среднего Востока; Казахстанско-турецкое сотрудничество на современном этапе; политические аспекты казахстанско-турецких отношений на современном этапе с 1991 года по настоящее время.
Глава I. Политика Казахстана в странах Ближнего и Среднего Востока
Углубление политических и экономических отношений со странами Ближнего и Среднего Востока вызывает практический интерес с точки зрения обеспечения сбалансированности внешней политики Казахстана. При этом приходится учитывать, что данный регион представляет собой клубок сложных политических, этнических и религиозных проблем, глубоких противоречий современного мира, взаимоотношений мировых религий.
В сфере регионального сотрудничества одной из важнейших задач является работа в Организации экономического сотрудничества (ОЭС), которая в перспективе может стать авторитетной региональной экономической организацией, объединяющей потенциал стран Центральной Азии и Среднего Востока.
Интересам укрепления суверенитета нашей страны, расширения ее участия в международных делах отвечает активное сотрудничество с Организацией Исламская Конференция (ОИК)1.
Важное значение для Казахстана имеют взаимоотношения с Турцией. Перед казахстанской дипломатией стоит задача задействовать значительный потенциал политического, экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества с Анкарой как в двустороннем плане, так и в рамках ОБСЕ, ОЭС. Заинтересованность Турции в реализации проектов транспортировки нефти через ее территорию может обеспечить Казахстану альтернативный канал транспортных коммуникаций и выхода к мировому рынку. Тесные отношения с Турцией, являющейся членом ряда важных международных организаций, включая НАТО, интересны и с точки зрения интеграции Казахстана в европейские структуры.
Показательно, что уже в 1996 году, то есть через пять лет после обретения независимости, в Казахстане были аккредитованы представительства практически всех ведущих зарубежных государств и международных организаций. По количеству иностранных представительств наша страна уверенно вышла на третье место в СНГ после России и Украины.
Говоря об усилиях нашей дипломатии по обеспечению глобальной безопасности и стабильности нельзя обойти вниманием инициативу, с которой Н.Назарбаев выступил в 1992 году в ходе 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Казахстанский руководитель первым из лидеров новых независимых государств выступил с предложением о создании структур безопасности на азиатском континенте. Речь шла о многоплановой работе, нацеленной на созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Данная инициатива получила поддержку практически во всех азиатских государствах, играющих заметную роль в современных международных отношениях. Особо важное значение имела для Казахстана положительная реакция Москвы, Пекина, Дели, Анкары, Исламабада, Улан-Батора, а также соседей по Центрально-азиатскому региону - Кыргызстана и Таджикистана. Активное участие в процессе СВМДА приняли даже такие политические антагонисты, как Иран, Египет и Израиль.
В качестве наблюдателей в сложной, порой вязкой дипломатической работе участвовали США, Украина. Большое содействие в подготовке соответствующих документов оказали также эксперты ООН. В поддержку СВМДА выступила Организация Исламская Конференция. Немалый интерес проявила к этой инициативе ОБСЕ.
Напряженная работа на уровне экспертов в рамках Специальной Рабочей Группы завершилась встречей министров иностранных дел государств-участников СВМДА. Собравшись 14 сентября 1999 года в Алматы, руководители внешнеполитических ведомств 14 стран впервые подписали документ, имеющий принципиальное значение для создания институтов безопасности в Азии, - "Декларацию принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА". В этом документе в развернутом виде нашли свое отражение такие важные положения, как суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; территориальная целостность государств-членов; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; разоружение и контроль за вооружениями; экономическое, социальное и культурное сотрудничество; права человека и основные свободы.1
Итоги Алматинского форума вызвали широкий резонанс в мировом сообществе. Политики, дипломаты и исследователи международных отношений сошлись во мнении, что сам факт проведения совещания руководителей внешнеполитических ведомств государств, многие из которых находятся в неприязненных отношениях друг с другом, а также подписание всеми странами Декларации - это несомненный успех казахстанской дипломатии.
Казахстан принимает активное участие в деятельности таких организаций, как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ, ЮНЕП, ФАО, ЮНИДО, УКНПП ООН, ОИК и другие. В процессе реализации находится инициированная Главой казахстанского государства Специальная программа по социально-экономическому развитию стран Центральной Азии (СПЕКА) под эгидой ЭСКАТО и Европейской Экономической Комиссии ООН.
Как весьма продуктивное можно оценить взаимодействие Казахстана с ОБСЕ. Наша страна исходит из необходимости более развернутого диалога с ОБСЕ, включая вопросы безопасности, экологии в Центральной Азии. ОБСЕ еще не исчерпало своих возможностей как универсальный механизм обеспечения безопасности на обширном пространстве Евразии. В этих условиях было бы нецелесообразно ограничивать консультации с постсоветскими государствами рамками обмена мнениями о выборном процессе и соблюдении прав человека, хотя эти вопросы представляют несомненный практический интерес.
Что касается НАТО, то Казахстан присоединился к программе "Партнерство во имя мира", имея в виду сотрудничество не только в военной сфере, но и регулярные консультации в политической, научно-технической и экологической областях.
Активизируется деятельность Казахстана в рамках Организации экономического сотрудничества. Приоритетное значение для нашей страны имеют такие сферы, как транспорт, коммуникации, торговля, энергетика. В Казахстане уделяется повышенное внимание развитию транспортной инфраструктуры. Ставится задача полного и эффективного использования транзитного потенциала нашей страны. В этих целях наша страна планирует присоединиться к международным соглашениям о транзитных коридорах Юг-Север, Восток-Запад. Изучаются также потенциальные возможности транспортного проекта ТРАСЕКА.
В 1997 году произошла стыковка железных дорог трансазиатской магистрали на участке Мешхед-Серахс-Теджент. Таким образом, морской порт Ляньюньган на восточном побережье Китая соединился железной дорогой с иранским портом Бендер-Аббас в Персидском заливе через Урумчи, Алматы, Ташкент и Тегеран. Эта магистраль может обеспечить Казахстану доступ к открытым морям.1
В начале 90-ходов XX века, ставших символом крушения биполярной системы мироустройства, международные отношения вступили в принципиально новую фазу своего развития. Создавшиеся условия открыли беспрецедентные возможности для внешнеполитической и внешнеэкономической активности многих государств, которые длительный период были вынуждены балансировать между интересами двух сверхдержав и блоков. Особенно отчетливо такая тенденция проявилась в странах Азии. Многие из государств азиатского континента, обладая мощным экономическим потенциалом, громадными трудовыми и природными ресурсами, стали играть все возрастающую роль не только в региональных делах, но и оказывать существенное влияние на геополитические процессы в мировом масштабе.
Нынешняя обстановка в Азии, особенно в восточной ее части характеризуется высокой динамикой политических и экономических процессов, которые постепенно превращают регион в один из основных полюсов в современных международных отношениях. В последние годы темпы экономического развития в большинстве азиатских стран (рост ВВП на уровне 5-6 процентов ежегодно, внешней торговли - 9-11 процентов) заметно превосходят среднемировые показатели. На регион приходится около 60 процентов мирового производства и 40 процентов удельного веса в мировой торговле. Согласно экспертным прогнозам, к 2015 году из 12 стран мира с наибольшим ВНП пять государств будут азиатскими1.
Крайне отрицательное влияние на укрепляющиеся позиции стран оказал азиатский финансовый кризис 1997 года. Вместе с тем, кризис, который нередко увязывают с попытками Запада ограничить возрастающую роль Азии, имел в конечном итоге положительный эффект. Государства региона сумели заметно укрепить экономическую жизнеспособность и в настоящее время демонстрируют прежние темпы развития. В значительной мере благодаря азиатскому кризису в современном мире укрепилось понимание, что наибольшую опасность стабильности государств стали представлять скорее финансовые и экономические факторы, нежели военная угроза. Это обусловило значительное усиление экономической составляющей в стратегии национальной безопасности государств
Изложенные факторы всесторонне учитываются во внешней политике Казахстана - по сути азиатского государства, - который имеет собственные интересы в этом перспективном регионе. Располагаясь на перекрестке транспортных артерий Евразии и обладая весомым экономическим потенциалом, Казахстан вправе рассчитывать на достойное место в Азии. Поэтому стратегическая цель казахстанской дипломатии в данном регионе состоит в укреплении взаимовыгодных отношений со странами на долгосрочной основе. Сотрудничество с азиатскими государствами, безусловно, соответствует национальным интересам Казахстана, объективно усиливает его международные позиции, способствует успешному проведению экономических преобразований внутри страны.
Государства Ближнего и Среднего Востока органично входят в ареол важных интересов Казахстана в силу их географической близости, экономического потенциала, а также тесно связанных исторических и культурных корней с народами этих стран. Значимость Ближнего и Среднего Востока подкрепляются его уникальным геополитическим преимуществом, имеющимися в этом регионе огромными людскими и природными ресурсами. Указанные факторы определяют устойчивое стремление многих государств современного мира к наращиванию широкомасштабного сотрудничества с этим регионом.
Приоритетная задача казахстанской дипломатии на Среднем Востоке состоит в планомерном расширении взаимовыгодных экономических связей и политического сотрудничества с соответствующими странами. Развитие продуктивных отношений нашей страны с государствами Среднего Востока требует сохранения сложного баланса политических и экономических интересов всех участников этого процесса, поиска взаимоприемлемых компромиссов, жесткого отстаивания своих национальных интересов.
Одним из наиболее влиятельных игроков в этой части света является Турецкая Республика - давний и стабильный партнер Казахстана.
Глава II. Казахстанско-турецкое сотрудничество на современном этапе
2.1. Двусторонние торгово-экономические отношения Турции и Казахстана
Казахстанско-турецкое сотрудничество характеризуется повышенной динамикой развития с первых дней установления дипломатических отношений (2 марта 1992 г.)1. Не прерываются плодотворные контакты на высшем уровне, в том числе в рамках саммитов тюркоязычных государств. Стороны подписали пакет важных межгосударственных соглашений, которые заложили фундамент долгосрочного сотрудничества.
За последнее десятилетие эта страна добилась значительных успехов в проведении рыночных и демократических преобразований, сумела укрепить свой международный авторитет. Теоретическую базу турецкой внешней политики, равно как экономики и доктрины национальной безопасности, составляют принципы, сформулированные Кемалем Ататюрком: обеспечение безопасности, эффективное использование ресурсов развития и центральная роль в регионе.
Катализатором этого процесса, особенно на первоначальном этапе, стал такой фактор, как историческая и культурная общность наших народов. Несмотря на устремления Анкары играть консолидирующую роль в так называемом "тюркском мире", официальные визиты Президента Т.Озала в Казахстан (1993 г.) и Президента Н.Назарбаева в Турцию (1994 г.) продемонстрировали прагматичный подход сторон к перспективам взаимного сотрудничества. Стало очевидным, что Казахстан готов всемерно развивать двусторонние связи в политической, экономической и гуманитарной сферах, но не в ущерб интересам на российском или иных направлениях своей дипломатии. Н.Назарбаев в одной из бесед с Т.Озалом сказал, что Казахстан навсегда распрощался со стереотипом "старшего брата". Это заявление было правильно воспринято в Анкаре. Турция же недвусмысленно демонстрировала, что ее внешнеполитические предпочтения в первую очередь связаны с США и Европой.1
Тем не менее, наличие у обеих стран общих интересов в сфере международной политики и безопасности позволяет значительно расширить спектр взаимного сотрудничества. Одно из возможных направлений такого взаимодействия обозначил на очередном саммите Глав тюркоязычных государств в Стамбуле (апрель 2001 г.) Н.Назарбаев. Он предложил принять специальную Хартию, направленную на борьбу с международным терроризмом. Предметом плодотворных контактов является казахстанская инициатива о созыве СВМДА. Анкара демонстрирует понимание и поддержку усилиям Казахстана по созданию на евразийском пространстве структуры, обеспечивающей прочную безопасность.
Можно констатировать, что, несмотря на отсутствие серьезных проблем в двусторонних отношениях, а также совпадение взглядов по многим международным проблемам, турецкий вектор стал весьма важным, но все же не доминирующим во внешней политике Казахстана (также как и других Центрально-азиатских стран). Это подтвердили и итоговые документы встреч Глав тюркоязычных государств в Бишкеке (1995 г.), Ташкенте (1996 г.) и Астане (1998 г.), которые не содержали положений, указывающих на особые отношения указанных стран в какой-либо иной сфере, кроме образования и культуры.
Тем не менее, в Казахстане воздают должное турецкому руководству и народу этого государства за неизменно дружественное отношение к нашей стране. Турция была первым государством в мире, признавшим независимость Казахстана. Неоценимый вклад в становление и развитие плодотворного сотрудничества между нашими странами внесли Тургут Озал и Сулейман Демирель.
Двусторонние торгово-экономические отношения развиваются в целом поступательно и имеют устойчивую тенденцию к расширению. По объему внешнеторгового оборота Турции со странами СНГ Казахстан входит в первую тройку после России и Украины. Общий объем турецких инвестиций, привлеченных в казахстанскую экономику, превысил 500 млн. долларов. Вместе с тем, отрицательное воздействие на развитие взаимной торговли оказали азиатский и российский финансовые кризисы. Если в 1998 году общий товарооборот составил почти 300 млн. долларов, то в 1999 году этот показатель снизился вдвое. Такой откат во взаимной торговле удается постепенно компенсировать, о чем свидетельствует достигнутый в 2000 году объем товарооборота на уровне 206 млн. долларов.
Заметную активность проявляют турецкие деловые круги в Казахстане. К началу 2000 года более 200 турецких фирм вели разработку или приступили к реализации десятков проектов на общую сумму 2 млрд. долларов. Однако, несмотря на многочисленность турецких компаний, работающих в Казахстане, направление их деятельности ограничивается в основном строительством и торговлей. Они пока не представлены в таких секторах экономики, как металлургия, тяжелое машиностроение, химия, переработка сельскохозяйственной продукции и производство текстиля. В свою очередь, казахстанские компании, за исключением "Эйр Казахстан", не представлены в Турции.
На 1 января 2002г. в Республике Казахстан действовало 3995 совместных и иностранных предприятий (на 1 января 2001г. - 2366), созданных с участием партнеров из 107 стран (98), с уставным капиталом в размере 183293,3 млн. тенге. Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями расположено на территории г. Алматы - 2461. В г. Астане и в Атырауской области действует - по 270 предприятий, Карагандинской - 191, Восточно-Казахстанской - 129.
Наибольшее число действующих предприятий из числа стран Содружества создано с фирмами Российской Федерации - 834, Кыргызстана - 74, Узбекистана и Украины - по 53.
С участием стран из азиатского региона на 1 января 2002г. действовало 1452 совместных и иностранных предприятия из 26 стран Азии. К наиболее активным относятся: Турция - 513 предприятий, Китай - 336, Иран - 122 и Республика Корея - 119.1
В качестве фактора, способного заметно оживить двустороннее сотрудничество, дипломаты двух стран и зарубежные эксперты по праву называют перспективы транспортировки казахстанской нефти через территорию Турции. В 1998 году была подписана Анкарская Декларация, в которой лидеры Азербайджана, Грузии, Казахстана, Турции, Узбекистана и Министр энергетики США отметили важность строительства транскаспийских и транскавказских экспортных трубопроводов. Понятно, что особая роль в этом контексте принадлежит проблеме юридического статуса Каспия. Позиция Турции заключается в поддержке усилий Казахстана добиться раздела Каспия на национальные сектора. Однако уникальность и неоднозначное восприятие международным сообществом ситуации вокруг Каспия не позволяют Анкаре акцентировано выражать свою позицию по этому вопросу.
В ноябре 1999 года в рамках юбилейного саммита ОБСЕ с участием Президента Н.Назарбаева была подписана Стамбульская Декларация по проекту нефтепровода "Баку-Джейхан". Анкара придает большое значение этому проекту, отводя ему роль основного экспортного маршрута по доставке каспийской нефти на мировые рынки. Казахстан же исходит из многовариантности экспортных маршрутов и экономической целесообразности каждого проекта.
Подписание упомянутых документов - это, скорее всего, лишь начальный этап перед более сложной фазой - обсуждения технических и коммерческих условий проекта. Здесь необходимо выделить один существенный момент: по мнению большинства специалистов, "Баку-Джейхан" вряд ли будет рентабельным и жизнеспособным без казахстанской нефти. Этим обстоятельством можно объяснить активные дипломатические усилия Анкары, Баку, Тбилиси и Вашингтона по склонению Казахстана к участию в проекте. Только в 2000 году подобную цель преследовали миссии в Астану высокопоставленных представителей Турции, Азербайджана и Грузии, а также специального советника Президента США по энергетическим ресурсам Каспийского региона.
Нурсултан Назарбаев подтвердил позицию Казахстана в отношении проекта Баку-Джейхан. Он информировал турецкого коллегу о том, что в следующем году завершается строительство КТК, что позволит увеличить экспорт нефти через территорию России.1
Открытие новых месторождений нефти на казахстанском шельфе Каспия добавляет уверенность в конечной реализации проекта Баку-Джейхан и транспортировке казахстанской нефти по данному маршруту, поскольку объемы добычи в 2010-2015 годах возрастут до 150 миллионов тонн. В этой связи он не исключил возможность появления и других маршрутов транспортировки в восточном и южном направлениях, а также новых вариантов в российском направлении, в частности, ведущих к Балтийскому морю.
С турецкой стороны было высказано предложение о присоединении Казахстана к Межправительственному соглашению по транспортировке нефти между Турцией, Азербайджаном и Грузией. Нурсултан Назарбаев ответил, что в таком случае трубопроводный проект должен называться Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан. И в этой связи необходимо решать множество вопросов, начиная с размеров тарифных ставок за транзит и завершая техническими аспектами транспортировки нефти. Для решения этих вопросов необходимы не только конкретные действия специалистов, но и обстановка реального и тесного сотрудничества.
Расширяется военно-техническое сотрудничество Турции и Казахстана. Министр обороны Турции поддержал казахстанскую армию почти триллионом турецких лир. Переговоры двух военных ведомств вокруг военно-технического сотрудничества Турции и Казахстана оказались на редкость плодотворными: в который уже раз за последние 4 года нам удалось уговорить партнеров на очередную материально-техническую помощь. Она составила 831 миллиард турецких лир (1000 лир = 0,1 тенге)1.
Скоро в Казахстан прибудут первые из 30 обещанных автомобилей повышенной проходимости и уже второй бесплатный патрульный катер, также турки подготовят и оснастят военные спецподразделения.
Выступление министра обороны Турции Сабахаттина Чакмакоглу здорово напоминало спич удачливого бизнесмена: у наших стран - особое место на карте, в турецких компаниях в Казахстане работают местные жители, а потому "наплыв турецких фирм в Казахстан будет продолжаться". Взамен же Сабахаттин пообещал "и дальше помогать Вооруженным силам Казахстана встать в кратчайшие сроки на ноги и выполнить свои функции".
В отличие от казахстанского министра обороны, который сделал вид, что не расслышал вопроса по поводу развития событий в Центральной Азии и упреждающих мер, принимаемых республикой в связи с терактами в США, г-н Чакмакоглу сказал, что военной базой Инджирлик сегодня уже активно пользуются и турецкие, и натовские ВВС. Пока самолеты США и НАТО вылетают отсюда для проведения воздушной разведки над Северным Ираком. Министр обороны явно поскромничал и не рассказал прессе о том, что для Ирака "разведка" уже обернулась бомбардировкой его баз ПВО. Однако заявил во всеуслышание, что, если блок НАТО запросит любую помощь против международного терроризма у Турции, он сразу же ее получит.
2.2. Казахстанско-турецкое сотрудничество в культурно-гуманитарной области.
Успешное развитие получило казахстанско-турецкое сотрудничество в культурно-гуманитарной области. Наиболее продвинутым проектом в сфере образования стал Международный казахско-турецкий Университет имени Х.А.Яссави в Г.Туркестане.1 На его развитие Правительством Турции было выделено в общей сложности 60 млн. долларов. Сегодня МКТУ - современное высшее учебное заведение с солидной методической и экспериментальной базой, где обучаются 15 тыс. студентов. Продолжается обучение на безвозмездной основе студентов и аспирантов Казахстана в высших учебных заведениях самой Турции. В свою очередь, в Казахстане на пожертвования турецких бизнесменов функционируют 26 казахско-турецких лицеев, где обучаются 5 тыс. человек, а также открытый в 1998 году частный университет имени С.Демиреля. Порядка 700 турецких граждан обучаются в настоящее время в Казахстане, работают десятки преподавателей из Турции. Многие казахстанские ученые и специалисты преподают различные технические и гуманитарные дисциплины в турецких университетах.
Богатыми по содержанию являются двусторонние связи в области культуры. Традиционным стало проведение на взаимной основе гастролей творческих коллективов и отдельных исполнителей; переподготовка на телевидении Турции специалистов областных и республиканских телекомпаний Казахстана; организация выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства; совместная работа по линии ТЮРКСОЙ; реставрационные работы в мавзолее Х.А.Яссави в Туркестане; различные юбилейные мероприятия.
Заслуживает упоминания инициатива Фонда исследования тюркского мира по созданию отделений турецкого языка и литературы в вузах Алматы, Кызылорды и Талдыкоргана, содействию в подготовке преподавательского состава по тюркологическим специальностям. Активную роль в упрочении научных контактов играет Высшее общество культуры, языка и истории им. Ататюрка. Данное общество, являющееся по существу национальной академией наук гуманитарного профиля, изъявило готовность участвовать в подготовке издания Казахской энциклопедии, журнала "Музыка тюркского мира", а также в совместных проектах по изучению наследия Коркута и археологических памятников.
В настоящее время между Казахстаном и Турцией, по инициативе Казахстана, вводится визовый режим. Соглашение подписали министр иностранных дел РК Ерлан Идрисов и Чрезвычайный и Полномочный Посол Турции Чинар Алдемир1. Такая мера предпринята в связи с усилившейся угрозой терроризма, для защиты национальной безопасности и предупреждения нелегальной миграции. Кроме того, визовый режим послужит и защите внутреннего рынка труда. При этом соглашение о введении визового режима вступит в силу лишь через три–четыре месяца после прохождения всех необходимых внутригосударственных процедур. До этого времени безвизовый режим, введенный еще в 1992 году 2, будет еще действителен. Как заверили в МИДе, предпринятая мера ни в коей мере не должна отразиться на торгово-экономическом сотрудничестве, предусмотрены льготы для отдельных категорий граждан. Предусмотрено облегчение визового режима для людей бизнеса, инвесторов, шоп-туристов, по линии научно–культурного обмена делегаций. Для владельцев дипломатических и служебных паспортов безвизовый режим продлится до трех месяцев. Выдача виз будет осуществляться через консульства. Шоп–туристам, возможно, визы будут выдавать непосредственно в аэропортах Алматы и Астаны без консульских сборов.
В ближайшее время будет рассмотрен вопрос о введении карточек миграционного контроля на границах с Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Срок их действия (предварительно) 5 дней. С введением этих карточек каждый прибывающий в Казахстан гражданин из этих республик должен будет декларировать цель своего приезда в нашу страну.
Глава III. Политические аспекты казахстанско-турецких отношений на современном этапе
3.1. Сотрудничество Казахстан – Турция как составная часть интеграционных процессов
Мировое сообщество с удовлетворением отмечает, что Казахстан и Турция, являясь крупными Евразийскими государствами, последовательно выступают за ускорение и углубление процесса разносторонней интеграции между странами континента1. Как Турция, связанная союзом со странами ЕС, так и Казахстан, имеющий авторитет и играющий ключевую роль в СНГ, оказывают содействие поиску путей и развитию сотрудничества между двумя крупными политико-экономическими образованиями на континенте. Казахстан также развивает прямые контакты с ЕС. Изложенное подтверждает тот факт, что наши отношения строятся не только в двусторонней плоскости, но и в пространстве многостороннего сотрудничества, в рамках таких авторитетных между- народных и региональных структур, как ООН, Организация по Безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация экономического сотрудничества и Организация Исламская Конференция (ОИК), ЕС. Этот процесс рассматривается именно в контексте усиления интеграции. Причем экономический аспект этого процесса имеет большой удельный вес.
Стратегически важным не только для двустороннего сотрудничества является вопрос транспортировки каспийской нефти через территорию Турции (на экспортный терминал в Джейхане) к Средиземному морю. В соответствии с Протоколом о намерениях, подписанным сторонами в ходе визита премьер-министра Турции Т.Чиллер была создана двусторонняя Рабочая группа по созданию Акционерной Трубопроводной Компании, проработки технических вопросов и подготовки документации по проекту прокладки экспортного трубопровода. Период активной работы группы закончился к лету 1998 года, когда были достигнуты первые договоренности и подписаны первые рабочие документы, содержащие цели, задачи и программа работ группы. В дальнейшем на ее работу оказывал влияние политический фактор, связанный с выбором окончательного варианта. Однако, итоги высоких контактов последнего периода дают возможность предположить положительную перспективность этого маршрута транспортировки, а, следовательно, и перспективность сотрудничества в этой сфере не только с Турцией, но и с другими заинтересованными в этом вопросе странами.
Необходимым условием успешно и планомерно развивающихся как на двусторонней, так и на многосторонней основе является наличие договорно-правовой базы, как юридического фундамента, без которого нельзя построить многопрофильное "сооружение", называемое успешным сотрудничеством. На данный момент количество подписанных на различных уровнях двусторонних документов составляет более 60, причем более 10 являются многосторонними. Декларации, договора, соглашения, протоколы об отношениях в политической сфере, различных областях экономики, образования, культуры, здравоохранения, – таков неполный перечень областей сотрудничества двух стран. Такой широкий спектр и количество документов, заключенных Казахстаном с Турцией можно сравнить лишь с США, КНР, Россией – крупными супердержавами.
3.2. Казахстанско–турецкие отношения в Организации экономического сотрудничества (ОЭС)
Организация экономического сотрудничества (ОЭС) была образована в 1985 году и является правопреемницей Организации регионального сотрудничества для развития (Иран, Пакистан и Турция). В первоначальный период сотрудничество в рамках этой организации носило преимущественно двусторонний характер. После вступления в состав ОЭС в ноябре 1992 года семи новых государств - Казахстана, Афганистана, Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана - деятельность данного объединения значительно активизировалась.
Основной задачей ОЭС является создание условий для непрерывного социально-экономического развития стран-членов, последовательной и постепенной интеграции экономик государств региона в мировую систему хозяйственных связей, а также налаживание активного сотрудничества в культурной, технической и научной сферах.
ОЭС осуществляет свою деятельность, базируясь на таких основополагающих документах, как Кветгинский план действий, Стамбульская, Исламабадская, Ашгабадская декларации, Алматинский основной План развития транспортного сектора региона и обновленный Устав - Измирский Договор. Во всех этих документах странами-членами ОЭС четко определены цели и задачи Организации, обозначена стратегия и приоритетные области сотрудничества - транспорт и коммуникации, энергетика и торговля. Для принятия важных решений в рамках ОЭС и рассмотрения хода выполнения обязательств проводятся совещания Совета министров и встречи Глав государств-членов.
На Саммите ОЭС, прошедшем 5-7 июля 1993 года в Стамбуле, были одобрены Кветгинский план действий и Стамбульская Декларация долгосрочных перспектив Организации. Также было принято решение об учреждении 4-х крупных институтов ОЭС: Банка торговли и развития, Авиа- и Судоходной компаний, Страховой компании.
На третьей встрече Глав государств-членов ОЭС, состоявшейся в марте 1995 года в Исламабаде, были рассмотрены вопросы дальнейшей экономической интеграции государств региона. Рядом стран, в том числе Казахстаном, были утверждены основополагающие документы по созданию региональных учреждений: Банка торговли и развития, Страховой компании, Соглашение и Устав Судоходной компании, Соглашение о транзитной торговле1, Соглашение об упрощенном порядке визовых процедур для бизнесменов из стран-членов ОЭС, Уставы Научного фонда и Института культуры, принята Исламабадская Декларация.
Четвертая встреча, прошедшая в мае 1996 года в Ашгабаде, стала для региона ОЭС событием первостепенной важности. Главы государств одобрили пересмотренные и обновленные основополагающие документы Организации, которые были подготовлены с учетом экономических и политических изменений на международной арене, оказывающих влияние на регион. По итогам встречи приняты Ашгабадская Декларация, Меморандум о взаимопонимании по вопросу реорганизации и перестройки ОЭС.
Обновленный Устав Организации - Измирский Договор - был подписан на внеочередной сессии Совета министров 14 сентября 1996 года в Измире (Турция). ОЭС постоянно укрепляет свой международный имидж и положение посредством налаживания связей с различными региональными и международными организациями, как в системе ООН (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮНФПА и др.), так и вне ее. ОЭС получила статус наблюдателя в ООН и в Организации Исламская Конференция. На своей 50-й сессии в 1995 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию о сотрудничестве с ОЭС. Организация также стремится к установлению плодотворных взаимоотношений с другими крупными региональными структурами: ЭСКАТО, АСЕАН и ЕС.
Сотрудничество Казахстана со странами-членами ОЭС обрело практическую направленность. Нашей страной приоритет отдается таким областям, как транспорт и коммуникации, торговля и энергетика. Немаловажное значение имеют взаимоотношения в области сельского хозяйства, науки и культуры, экологии и здравоохранения, борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.
С усилением интеграционных процессов на Евразийском континенте вопросы развития транспорта, средств связи и коммуникаций, приближение транспортно-коммуникационных услуг по качеству к мировым стандартам будут служить основой для развития других сфер экономики.
В 1993 года в Алматы состоялось совещание министров транспорта стран-членов ОЭС, на котором был принят Алматинский основной План развития современной транспортной инфраструктуры, состоящий из специфичных проектов и работ. Уже в марте 1995 года было завершено строительство железной дороги, которая соединила южные иранские порты на побережье Персидского залива единой железнодорожной сетью с северной частью страны. В мае 1996 года произошла стыковка железных дорог трансазиатской магистрали на участке Мешхед-Серахс-Теджен, который соединяется с 700-километровой железной дорогой Бафа - Бендер-Аббас. В результате морской порт Ляньюньган на восточном побережье Китая соединился железной дорогой с иранским портом Бендер-Аббас в Персидском заливе. Дорога проходит через города Урумчи, Алматы, Ташкент и Тегеран, тем самым обеспечивая Казахстану доступ к открытым морям с одной стороны, и через Стамбул в Европу - с другой. При этом сроки транспортировки грузов сокращаются на 25-30 процентов.
Для повышения эффективности использования трансазиатской железной дороги странам-членам необходимо рассмотреть вопросы принятия единой тарифной политики в области транзита товаров. Помимо этого, намечены мероприятия по совершенствованию уже существующей автотранспортной инфраструктуры региона и организации согласно международным правилам и заключенным двусторонним межправительственным соглашениям о международном автомобильном сообщении грузовых автоперевозок с Ираном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Турцией и Пакистаном. Предусматривается транзит в рамках четырехсторонних соглашений с КНР, Пакистаном и Кыргызстаном, а также обеспечение мультимодальных перевозок и рассмотрение возможности создания совместной акционерной компании по транспортно-экспедиционному обслуживанию в регионе.
В рамках программы развития воздушного сообщения открыты прямые авиарейсы между столицами и крупными городами стран-членов ОЭС.
Как было отмечено выше, Казахстаном, подписано Соглашение о создании Судоходной компании ОЭС и ее Устав. В настоящее время Судоходная компания является действующей организацией и в нашей стране проводится работа по выполнению достигнутых договоренностей по сотрудничеству в этой области. Рассматриваются возможности создания совместных предприятий по реконструкции порта Актау1.
Казахстан, обладая значительными топливно-энергетическими ресурсами, предусматривает рост добычи нефти и газа за счет интенсивной разработки действующих и освоения новых месторождений. Однако, в связи с ограниченными возможностями по транспортировке нефти и газа проблематичным является вопрос увеличения их добычи. Поэтому Казахстан заинтересован в сотрудничестве со странами ОЭС в области энергетики путем подготовки плана не только по развитию нефтегазовой сети региона, но и по соединению энергетических систем стран-членов ОЭС.
В марте 1996 года в Иране была достигнута договоренность о нефтяном обмене по основным техническим аспектам, связанным с реализацией проекта транспортировки казахстанской нефти из порта Актау через Каспийское море в Северный Иран. Стороны договорились, что в первый год после заключения контракта Казахстан поставит в один из иранских каспийских портов сырую нефть в объеме 2 млн. тонн с дальнейшим наращиванием ее количества до 5,5 млн. тонн в год. В обмен Иран замещает аналогичный объем нефти в Персидском заливе, взимая за это соответствующую транзитную пошлину. Одним из вопросов, затронутых на Ашгабадском саммите, было предложение о прокладке газопровода из Турции через большую часть стран-членов ОЭС с конечным его завершением в Пакистане.
В настоящее время в вопросах использования топливно-энергетических ресурсов государствами региона пока преобладают тенденции защиты собственных экономических интересов. В результате, сложились определенные диспропорции между ценами на энергоносители на внутреннем и внешнем рынках. При этом стоимость узбекского природного газа и электроэнергии из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана, поставляемых в южные районы Казахстана соизмерима или превышает мировой уровень цен на эти виды энергоресурсов. Оплата по мировым ценам получаемых энергоресурсов из соседних стран приводит к значительным экономическим потерям и вынуждает Казахстан вкладывать инвестиции в развитие собственной энергетики.
Учитывая общность интересов, правительства Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана 5 апреля 1996 года в Ташкенте подписали Соглашение об использовании топливно-энергетических и водных ресурсов, строительстве и эксплуатации газопроводов в Центрально-азиатском регионе. Реализация данного соглашения позволит решить вопросы по взаимным экономически обоснованным поставкам электроэнергии, газа, угля и нефтепродуктов в увязке с наиболее эффективным использованием гидроресурсов бассейна реки Сырдарьи, по сближению ценовой и тарифной политики в топливно-энергетическом комплексе.1
Важное значение имело вступление в силу Соглашения об упрощенном порядке визовых процедур для бизнесменов из стран-членов ОЭС и Соглашения о транзитной торговле (ратифицированы Парламентом РК 9 октября 1996 г.), которое придало импульс торгово-экономическим связям Казахстана. Наша страна получила возможность беспошлинно использовать транзит своих товаров через территории государств, подписавших данные документы.
4 мая 2001 года в Душанбе состоялось 11-е заседание Совета министров иностранных дел ОЭС. Участники встречи заслушали доклад Генерального секретаря о деятельности Организации, обсудили бюджет Секретариата на 2001 год, ежегодный план мероприятий и программу работы Секретариата на 2001 год, состояние договорно-правовой базы сотрудничества, бюджетные и аудиторские вопросы. Они сошлись во мнении, что страны-члены ОЭС должны постепенно устранять внутрирегиональные тарифные и нетарифные барьеры, способствовать дальнейшему развитию транспорта и коммуникаций, ускорить ратификацию межгосударственных соглашений. В целях активизации торговых обменов было предложено разработать региональное соглашение о торговле (ЕСО-ТА). Было признано целесообразным согласовать список приоритетных направлений и проектов сотрудничества, сократить число официальных мероприятий по линии ОЭС во избежание нерационального использования сил и средств, а также для обеспечения их высокой продуктивности.
По итогам 11-го заседания принято Душанбинское коммюнике, в котором нашло свое отражение стремление государств ОЭС к повышению эффективности ее деятельности и превращению Организации в надежный инструмент многостороннего сотрудничества в регионе.
Казахстан придерживается мнения, что ОЭС как крупная региональная организация, обладает весьма большим потенциалом. Объединяющая государства евроазийского континента с общей численностью населения около 300 млн. человек, обладающих огромными природными богатствами, разветвленной сетью коммуникаций, Организация экономического сотрудничества, несомненно, будет играть возрастающую роль в системе мирохозяйственных связей, принося пользу всем государствам-членам. Казахстан считает необходимым повышать практическую отдачу от деятельности Организации, эффективность ее механизмов, налаживать конструктивное взаимодействие ее членов.
3.3. Дальнейшая интенсификация казахстанско-турецких отношений
Дальнейшая интенсификация казахстанско-турецких отношений, их наполнение новым содержанием отвечает долгосрочным стратегическим интересам нашей страны. Назрела необходимость более полного использования Казахстаном активной позиции Турции в некоторых сегментах евразийского политического пространства. В первую очередь, это касается поддержки Турцией внешнеполитических инициатив нашей страны, включая меры по созыву СВМДА, продвижения интересов Казахстана в рамках таких региональных структур, как ОБСЕ, ОЭС и ОИК. Масштабы казахстанско-турецкого сотрудничества в состоянии значительно увеличиться с реализацией ряда крупных совместных проектов. Среди них выделяются вынашиваемые планы по транспортировке различных грузов через территорию Турции, использованию транскавказского транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия, а также трансазиатской железнодорожной магистрали. Встречи казахстанского лидера с вновь избранным Президентом Турции А.Сезером в ходе Саммита ООН и визит турецкого руководителя в Казахстан 19-20 октября 2000 года продемонстрировали стремление политического руководства двух стран к наращиванию взаимовыгодных контактов по всему спектру сотрудничества, развитию регулярного двустороннего диалога.
Казахстанская дипломатия и впредь будет уделять повышенное внимание вопросам укрепления сотрудничества между нашими государствами, рассматривая Турцию в качестве важного партнера. Казахстан и Турция будут продолжать взаимодействие в международных организациях, в том числе в ООН и ОБСЕ.
Заключение
Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, о том, что турецко-казахстанские отношения в рассматриваемый период времени с 1991 года по настоящее время, занимали важное место в системе международных отношений. Развитие связей между двумя державами прошло через новый этап, отличавшийся от предшествовавших своими особенностями.
Турция является одним из наиболее важных региональных партнеров Казахстана, с которой его связывают не только экономические отношения, но и глубокие культурно-исторические связи. Необходимо отметить, что именно Турция первой признала независимость Казахстана 16 декабря 1991 г. На всем протяжении своего развития казахстанско-турецкие отношения опираются на совпадение или близость позиций по широкому кругу вопросов1.
Заинтересованность обоих государств в развитии экономических связей создает хорошую базу для всестороннего сотрудничества, основы которого были заложены в конце 1990 г. и закреплены в ряде документов на государственном уровне. Подтверждением значительного совпадения интересов двух стран явились переговоры на высшем уровне в ходе официального визита президента С. Демиреля и премьер-министра Т. Чиллер в 1995 г. в Казахстан. В ходе визита стороны подчеркнули стратегический характер взаимоотношений, и была достигнута договоренность о необходимости продолжения контактов на высшем уровне по меньшей мере раз в год.
Торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами, несмотря на объективные трудности, развивается успешно и имеет устойчивую тенденцию к расширению. По объему товарооборота Турции со странами СНГ Казахстан прочно удерживает третье место после России и Украины.2
Структура казахстанского экспорта в Турцию за четыре последних года не претерпела каких-либо серьезных изменений и имеет резко выраженный сырьевой характер. Основными товарами экспорта являются катодная медь и катоды, цинк в слитках, прокат черных металлов, удобрения, шкуры животных, шерсть и другие. В Турции закупались товары народного потребления, продовольственные товары, лекарства, автомобили и автобусы, машины и оборудование, автоматические телефонные станции, моющие средства и др.
Важное место в развитии двусторонних торгово-экономических отношений занимает открытая в 1992 г. кредитная линия на $200 млн, включающая в себя товарный кредит в сумме $55,7 млн и инвестиционный кредит на освоение различных проектов - $144,3 млн. На проработке в Эксимбанке Турции находятся проекты по строительству ряда заводов, в том числе, электробытовых приборов в Алматы ($11 млн), санитарно-технических изделий в Талдыкорганской области ($1,5 млн) и линия по производству кабельной продукции в Семипалатинске ($1,3 млн).
В ходе переговоров посольства Казахстана с Эксимбанком Турции в июне 1996 г. были затронуты вопросы участия банка в обустройстве Акмолы, где уже задействован ряд турецких компаний. Руководство банка проявило заинтересованность в данном вопросе и подтвердило возможность участия в финансировании казахстанских проектов совместно с другими иностранными банками и международными финансовыми институтами. С привлечением средств Эксимбанков Турции и США турецкой компанией "Окан Холдинг" начато строительство пятизвездочной гостиницы в Акмоле.1
Активна деятельность турецких деловых кругов в Казахстане. Так из 2200 иностранных фирм, осуществляющих совместное производство, 319 являлись турецкими. По данным Государственного Управления внешней торговли Турции, более 200 турецких фирм ведут разработку или приступили к осуществлению свыше 40 проектов на общую сумму $2 млрд. Турецкие компании участвуют в реализации крупных проектов в топливно-энергетическом комплексе, а также в модернизации ряда предприятий металлургической промышленности. Активно развивается сотрудничество в сельском хозяйстве, пищевой и легкой промышленности. Налажено производство и создано 14 совместных предприятий по переработке кожевенного сырья и отходов кожевенного производства с дальнейшим изготовлением товаров народного потребления.
В настоящее время на рассмотрении турецкой стороны находится перечень приоритетных инвестиционных проектов в области сельского хозяйства и предложения по созданию совместных предприятий.
Укрепляются связи и в области банковского дела. Крупнейшие банки Турции Зираат Банкасы и Эмлак Банкасы учредили в Алматы с казахстанскими партнерами совместные банки, которые сейчас успешно действуют на финансовом рынке республики. Одной из основных их задач является обслуживание необеспеченных прямыми государственными гарантиями инвестиционных проектов как государственного, так и частного секторов Турции в Казахстане.
Широкие перспективы расширения двусторонних торгово-экономических связей открылись с вводом в эксплуатацию 13 мая 1996 г. железнодорожного перехода Теджен - Серахс - Мешхед, обеспечивающего сквозное движение по Трансазиатской железнодорожной магистрали от Тихоокеанского побережья к Средиземноморью общей протяженностью 10,5 тыс. км.
Между тем нынешнее состояние развития двусторонних торгово-экономических отношений между Казахстаном и Турцией, несмотря на достигнутую солидную договорно-правовую базу, неуклонный рост товарооборота, обилие переговоров и взаимных визитов, не в полной мере отвечает имеющимся возможностям между двумя странами и имеет огромный потенциал. Прежде всего, отрицательное влияние на развитие отношений оказывают характерные для нынешнего этапа времени общие негативные факторы, такие как кризисные явления в экономике в целом, производственный спад, растущая инфляция, неотрегулированность нормативной базы, отсутствие должного государственного контроля и другие. Все это ведет к снижению активности турецких деловых кругов в Казахстане.
Сдерживают развитие двусторонних деловых связей и слабо налаженные прямые контакты между объединениями деловых людей обеих стран. На сегодняшний день остаются невостребованными возможности турецких компаний в модернизации казахстанских предприятий тяжелой индустрии, а также в области энергетики, нефтехимии, транспорта и коммуникации, сельского хозяйства.
Широкие перспективы для расширения делового сотрудничества открылись в связи с переносом столицы в Акмолу. Турецкие строительные фирмы имеют огромный опыт работы на пространстве СНГ, особенно в России, на Украине и в Туркменистане, где для строительства жилья, социально- бытовых комплексов, отелей, коммуникаций успешно привлекаются средства третьих стран и международных финансовых организаций.
Действующие в Казахстане турецкие фирмы в своем подавляющем большинстве являются мелкими и средними. Крупный же капитал пока занимает выжидательную позицию и не спешит делать большие и долгосрочные инвестиции. Это обстоятельство объясняется отсутствием скоординированной и планомерной информационной работы министерств и ведомств по разъяснению экономического права Казахстана, а это в свою очередь приводит к тому, что иностранные деловые круги основывают свою стратегию на казахстанском рынке на неверных или устаревших сведениях. В этой связи остро встает вопрос о более тесных совместных отношениях между правительствами Казахстана и Турции, которые бы позволили скоординировать деятельность в сфере экономики.
В результате возросших контактов между различными ведомствами двух стран, особенно внешнеполитических и торговых, и обмена визитами на высшем уровне, были достигнуты некоторые компромиссы по отдельным вопросам. Визиты на высоком уровне способствовали активизации турецко-казахстанских связей в экономической и научно-технической областях.
Идеи нового политического мышления РК в международных делах привели к качественному сдвигу в международных отношениях в целом, и в отношениях с Турцией и РК в частности.
Ход истории, общественного прогресса не только настоятельно требует налаживания конструктивного, созидательного взаимодействия всех государств, независимо от их общественного строя и географического положения, но и создает для этого необходимые политические, социальные, материальные предпосылки.
Будущее турецко-казахстанских отношений, как и будущее отношений между всеми державами мира будет зависеть от стремления решить многие вопросы, разногласия и противоречия путем мирных переговоров, исключая возможность нанесения ущерба другим странам.
Список использованной литературы
I. Работы общетеоретического характера
Назарбаев Н. А.. В потоке истории. - Алматы: Атамура, 1999. – 296 с.
Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996.-624 с.
Назарбаев Н. А.. На пороге XXI века. - Алматы: Онер, 1996. – 288 с.
Назарбаев Н. А.. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Вечерний Алматы. - 1997. – 13 окт.
Нурсултан Назарбаев: Моя цель - построить нормальное демократическое общество //Казахстанская правда. – 2002. - 7 февраля.
Токаев К. Внешняя политика: Время размышлений, время действий. // Казахстан и мировое сообщество. - 1995, №2
Токаев К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике Казахстана. - Алматы: Б1л1м, 1997. – 736 с.
Токаев К. К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. – Алматы, 2000. – 584 с.
Токаев К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: "Елорда", 2001. - 552 с.
II. Источники
Выступление Президента Н. Назарбаева на расширенном заседании Коллегии МИД РК. 14 сентября 1998 г. //Дипломатия жаршысы. Спецвыпуск. 1998. - октябрь. 5-7.
Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год. Послание Президента народу Казахстана Астана, апрель, 2002 г.// Казахстанская правда. – 2002. - 2 мая.
Протокол об установлении дипломатических отношений между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой. – А. Казахстанская правда, 1992. – 3 марта.
Соглашение между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой об освобождении на основе взаимности граждан обеих стран от въездных-выездных виз (г. Алма-Ата, 2 марта 1992 года) ). – Казахстанская правда, 1992. – 3 марта
Распоряжение Премьер-министра Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г. № 137-р «О строительстве Казахско-Турецкого университета им. Ходжа Ахмеда Ясави». – Казахстанская правда, 1993. – 9 апреля.
Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 октября 1995 г. N 1312 О строительстве турецкой компанией "Окан Холдинг/Исот" пятизвездочной гостиницы "Астана" в г. Акмоле (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 1998 г. N 57; от 30.10.98 г. N 1114)
Закон Республики Казахстан от 18 октября 1996 г. № 39-1 «О ратификации Соглашения о транзитной торговле Организации Экономического Сотрудничества, подписанного в Исламабаде 15 марта 1995 года». – Казахстанская правда, 1996. - 18 октября.
Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 сентября 1999 года N 1300 Об оказании дополнительной гуманитарной помощи пострадавшим от землетрясения 17 августа 1999 года в Турецкой Республике
Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2001 года N 1550 О заключении Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Турецкой Республики об урегулировании порядка взаимных поездок граждан
Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2002 года N 344 О заключении Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Турецкой Республики о безвозмездной военной помощи и Исполнительного протокола между Министерством обороны Республики Казахстан и Генеральным штабом Турецкой Республики относительно финансовой помощи к Соглашению между Правительством Республики Казахстан и Правительством Турецкой Республики о безвозмездной военной помощи
Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 января 2002 года №5 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации задач, поставленных Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. в торжественной речи 16 декабря 2001 года, посвященной празднованию 10-й годовщины независимости Республики Казахстан»
Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА.// Казахстанская правда от 17.09.1999 г.
Деятельность совместных и иностранных предприятий на 1 января 2002 г. Пресс-релиз. – А: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2002. – 5 апреля.
Казахстан и Европейский Союз. Сборник документов и материалов. - Алматы. 1997. – 215 с.
III. Монографии и статьи
Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей под редакцией К. К. Токаева. Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.: Русский Раритет – 1998 г., 450 с.
Алматинская Декларация 5-й встречи глав государств и правительств стран членов ЭКО. // Казахстанская правда от 12 мая 1998 г.
Идрисов Е. МИД - не торговый дом (О новом качестве казахстанской дипломатии) статья Министра иностранных дел РК Е. Идрисова. // "Республика", 26 апреля 2001 г.
Исмаилова С. Турция-Казахстан: все еще впереди. – А.: Деловая неделя, 1997. – 29 ноября.
Казахстан и Европейский Союз. – Алматы, 1997. - 124 с.
Казахстан и ОЭС: масштабы взаимодействия нарастают. // Казахстанская правда от 9 мая 1998 г.
Казахстанско-турецкому сотрудничеству крепнуть. Казахстанская правда, 1992, 30 апреля.
Кунаков В. В. Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Москва: Дипломатическая академия МИД России, кафедра международных экономических отношений Института стран Азии и Африки при Московском Государственном Университете имени М.В. Ломоносова, 1998. – С. 21
Кыдырбекулы Д. Казахстан в системе региональной интеграции. // Мысль. 1995. № 8.
Кыдырбекулы Д. Эволюция дипломатии Казахстана: от истоков к современности. // Казахстан и мировое сообщество. 1996. № 4.
Мамедов Д.И. Развитие Американо-турецких военно-политических отношений. – Автореферат диссертации кандидата исторических наук: М.,1990. – 21 с.
Мамедов С.М. Советский Союз во внешнеполитических приоритетах Турции в 80-е годы. – Автореферат диссертации кандидата исторических наук: М.,1991. – 25 с.
Между Казахстаном и Турцией вводится визовый режим. - А: Казахстанская правда, 2001. – 27 ноября.
Минулин Р. Турецкий марш. – А: Караван, 2001. – 21 сентября.
Нарибаев М К История и перспективы развития казахстанско-турецких двусторонних отношений Саясат, 1998, №4, стр 49
Нарибаев. М.К. Сотрудничество Казахстан – Турция как составная часть интеграционных процессов. - Алматы: Вестник КазГУ. Серия экономическая, 1999, № 1. – 147 с.
Нигматуллин М. Привлекая западные капиталы. // Финансы Казахстана. 1997. №8, С. 63
Нуракымов Р. Каков лик нашей экономики? // Мысль, 1998, №8, С.68
Об участии Президента Н.А. Назарбаева во встречах глав государств-членов ОЭС (14.05.96 г. Ашгабад). // Дипломатический курьер. 1996. № 3.
Пресс-конференция Чрезвычайного и Полномочного Посла Турецкой Республики г-на Куртулуша. Ташкент. – А: Казахстанский информационный центр, 1999. – 3 марта.
Серьезному обсуждению главы Казахстана и Турции подвергли вопросы сотрудничества в нефтегазовой сфере. – Казахстанская правда, 2000. – 5 октября.
Саммит ОБСЕ: с новой Хартией - в новый век. // Казахстанская правда от 19.11. 1999 г.
Соглашение о таможенном союзе Турции и Европейского Союза (ЕС) и его возможные последствия для турецкой экономики. - «Вестник Московского университета (Востоковедение)», апрель 1996 г.
Турецкая Республика. - Страны мира (справочник). М.: Республика, 1997. –154 с.
Турция-1996. – Анкара: Государственный институт статистики Турции, 1997. – 147 с.
Турция и современные проблемы региональной экономической интеграции. - Ближний Восток и современность. Сборник статей. Выпуск пятый. М., 1998. –137 с.
Хан Г.Б. Внешняя политика Республики Казахстан. Учебное пособие Алматы. 1999 г.
Черников И.Ф. Советско-турецкие отношения в 1934-1972 годах. – Автореферат диссертации доктора исторических наук: Киев,1983. – 31 с.
Шен В Казахстан и Турция деловые связи носят долгосрочный характер Азия - экономика и жизнь. 1996, № 40,сентябрь.
1 Назарбаев Н. А.. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Вечерний Алматы. - 1997. – 13 окт.
2 Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996. - С. 569-570.
3 Выступление Президента Н. Назарбаева на расширенном заседании Коллегии МИД РК. 14 сентября 1998 г. // Дипломатия жаршысы. Спецвыпуск. 1998. - октябрь. - С. 5.
1 Назарбаев Н. А.. На пороге XXI века. -Алматы: Онер, 1996. – 288 с.
2 Токаев К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: "Елорда", 2001. - 552 с.
3 Черников И.Ф. Советско-турецкие отношения в 1934-1972 годах. – Автореферат диссертации доктора исторических наук: Киев,1983. – 31 с.
4 Мамедов С.М. Советский Союз во внешнеполитических приоритетах Турции в 80-е годы. – Автореферат диссертации кандидата исторических наук: М.,1991. – 25 с.
1 Указ Президента Республики Казахстан от 19 июня 1995 г. N 2343 О ратификации Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой
2 Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами - членами СВМДА от 14 сентября 1999 года
3 Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год. Послание Президента народу Казахстана Астана, апрель, 2002 г.// Казахстанская правда. – 2002. - 2 мая.
4 Пресс-конференция Чрезвычайного и Полномочного Посла Турецкой Республики г-на Куртулуша. Ташкент. – А: Казахстанский информационный центр, 1999. – 3 марта.
5 Турецкая Республика. - Страны мира (справочник). М.: Республика, 1997. –154 с.
6 Турция-1996. – Анкара: Государственный институт статистики Турции, 1997. – 147 с.
7 Серьезному обсуждению главы Казахстана и Турции подвергли вопросы сотрудничества в нефтегазовой сфере. – Казахстанская правда, 2000. – 5 октября.
8 Нарибаев М К История и перспективы развития казахстанско-турецких двусторонних отношений Саясат, 1998, №4, С. 49
9 Нарибаев М.К. Сотрудничество Казахстан – Турция как составная часть интеграционных процессов. - Алматы: Вестник КазГУ. Серия экономическая, 1999, № 1
10 Исмаилова С. Турция-Казахстан: все еще впереди. – А.: Деловая неделя, 1997. – 29 ноября
1 Токаев К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: "Елорда", 2001. - 552 с.
2 Нарибаев М.К. Сотрудничество Казахстан – Турция как составная часть интеграционных процессов. - Алматы: Вестник КазГУ. Серия экономическая, 1999, № 1
1 Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации - Алматы, 2000. - С. 157.
1 Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей под редакцией К. К. Токаева. Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.: Русский Раритет, 1998. - С. 37.
1 Токаев К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: "Елорда", 2001. - С. 41.
1 Идрисов Е. МИД - не торговый дом (О новом качестве казахстанской дипломатии) статья Министра иностранных дел РК Е. Идрисова. // "Республика", 26 апреля 2001 г. – С. 3.
1 Токаев К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: "Елорда", 2001. – С. 552.
1 Протокол об установлении дипломатических отношений между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой. – А. Казахстанская правда, 1992. – 3 марта.
1 Токаев К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике Казахстана. - Алматы: Б1л1м, 1997. – С. 524.
1 Деятельность совместных и иностранных предприятий на 1 января 2002г. Пресс-релиз. – А: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2002. – 5 апреля.
1 Серьезному обсуждению главы Казахстана и Турции подвергли вопросы сотрудничества в нефтегазовой сфере. – Казахстанская правда, 2000. – 5 октября.
1 Минулин Р. Турецкий марш. – А: Караван, 2001. – 21 сентября.
1 Распоряжение Премьер-министра Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г № 137-р «О строительстве Казахско-Турецкого университета им. Ходжа Ахмеда Ясави». – Казахстанская правда, 1993. – 9 апреля.
1 Между Казахстаном и Турцией вводится визовый режим. - А: Казахстанская правда, 2001. – 27 ноября.
2 Соглашение между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой об освобождении на основе взаимности граждан обеих стран от въездных-выездных виз (г. Алма-Ата, 2 марта 1992 года). – Казахстанская правда, 1992. – 3 марта
1
Нарибаев. М.К. Сотрудничество Казахстан – Турция как составная часть интеграционных процессов. - Алматы: Вестник КазГУ. Серия экономическая, 1999, № 1. – С. 17.
1 Закон Республики Казахстан от 18 октября 1996 г. № 39-1 «О ратификации Соглашения о транзитной торговле Организации Экономического Сотрудничества, подписанного в Исламабаде 15 марта 1995 года». – Казахстанская правда, 1996. - 18 октября.
1 Казахстан и ОЭС: масштабы взаимодействия нарастают. // Казахстанская правда от 9 мая 1998 г.
1 Турция и современные проблемы региональной экономической интеграции. - Ближний Восток и современность. Сборник статей. Выпуск пятый. М., 1998. – С. 47.
1 Исмаилова С. Турция-Казахстан: все еще впереди. – А.: Деловая неделя, 1997. – 29 ноября.
2 Турция-1996. – Анкара: Государственный институт статистики Турции, 1997. – С. 42.
1 Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 октября 1995 г. N 1312 О строительстве турецкой компанией "Окан Холдинг/Исот" пятизвездочной гостиницы "Астана" в г. Акмоле (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 1998 г. N 57; от 30.10.98 г. N 1114)