Отношения Португалии и Азорских островов

Курсовая работа

«ОТНОШЕНИЯ ПОРТУГАЛИИ И АЗОРСКИХ ОСТРОВОВ»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Азорские острова в рамках государственно-политического устройства Португалии

Глава II. Взаимоотношения «центр-периферия» и перспективы развития Азорских островов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Тема нашей работы связана с изучением региональной политики Португалии на примере Азорских островов.

Португалия – это государство на западе Пиренейского (Иберийского) полуострова. Территория ее – 92 000 квадратных километров, а население порядка 10 700 000 человек. В состав Португалии, кроме ее континентальной части входят остров Мадейра и Азорские острова, которые имеют особый статус в административном делении Португалии (являются автономными областями). Азорские острова. В свою очередь – это архипелаг в Атлантическом океане (из девяти островов и ряда рифов), площадью в 2 346 квадратных километров и населением в 240 тысяч человек.

Значение Азорских островов для Португалии достаточно велико. Во-первых, это один из немногих осколков, некогда великой Португальской империи. Во-вторых, Азорские острова – это стратегический пункт в Атлантическом океане, который позволяет Португалии, проводить большую часть своей внешней торговли. Кроме того, Азорские острова – это свободная экономическая зона, а также известный в Европе туристический район. Взаимоотношения Португалии и Азорских островов регулируются конституцией Португалии, а также рядом нормативных актов, а региональная политика Португалии в отношении этого региона, в целом показательна для этой страны. Отсюда вытекает актуальность нашей темы.

Цель нашей работы – изучить основные сущность и основные тенденции региональной политики Португальского государства по отношению к своей автономной области – Азорским островам.

Задачи, исходящие из указанной цели таковы:

- изучить место Азорских островов в рамках государственно-политического устройства Португалии;

- проанализировать основные тенденции взаимоотношений «центр-периферия» и понять перспективы развития Азорских островов в рамках государственного устройства Португальской республики.

Указанные цели и задачи формирую структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

При написании настоящей работы мы пользовались специальной литературой, таких авторов, как Карлос Амарал, Ж. Сарайва, С. Кейроша, С. Венеаминова, Н. Кравцова и А. Абрамова, а также некоторых других. Кроме того, мы пользовались текстом Португальской конституции и материалами ряда интернет-сайтов.

Глава I. Азорские острова в рамках государственно-политического устройства Португалии

В настоящей главе, мы проанализируем роль и место Азорских островов в рамках государственно-политического устройства Португалии. Для того, чтобы сделать это, представляется необходимым ознакомится с общими принципами государственно-политического устройства Португалии, а также изучить те факторы, в исторической ретроспективе, которые способствовали оформлению этого устройства, а также ознакомится с географическими особенностями Азорских островов, которое также является значимым фактором для нашего изложения. Для этого обратимся к истории.

Итак, Азорские острова вошли в состав Португалии в XV веке (точнее в 1439 году)1. До португальцев на Азорских островах еще в античные времена, были карфагенские и норманнские поселения, а к периоду классического средневековья относят следы пребывания здесь арабов и норманнов2. Португалия в XV-XVI веках являлась великой империей, которая, фактически делила с другой великой империей того времени – Испанией большую часть известного тогда мира. Значение Азорских островов для Португалии проявляется примерно в этот же период – эти острова становятся центром торговли между Европой, Индией и Америкой3. В дальнейшем, с уменьшением роли Португалии в мировой политике, население Азорских островов оказалось на периферии мирового развития и в основном занималось земледелием, животноводством и рыболовством.

Португалия в XIX веке, теряет свою богатейшую колонию – Бразилию (1826 год), и окончательно становится периферией Европы, полуколонией Британии, сохраняя впрочем, свои «заморские территории» в Африке и Азии4.

В 1895 году Азорским островам была предоставлена первая, достаточно ограниченная автономия (каждому из трех групп островов в отдельности, что способствовало дефрагментации Азорской национальной идентичности)5.

В 1910 году Португалия становится республикой. А в 1926 году к власти в Португалии приходит националистический режим профессора А. Салазара и в истории страны начинается период так называемого «нового государства»6.

Одним из приоритетов внешней политики этого режима – это сохранение португальской колониальной империи7, куда помимо Азорских островов и Мадейры входили обширнейшие территории Анголы, Мозамбика, Гвинеи-Бисау, Кабо-Верде, Кабинда, ряд островов (Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Кабинда), а также ряд стратегических пунктов в Азии – Гоа, Диу, Доман, Макао и Восточный Тимор8. Причем, территория и население колоний в несколько раз превышало население метрополии. Для Азорских островов в этот период истории Португалии наступает период последовательного ограничения их автономии, которую они приобрели в 1895 году. Все это продолжалось до 1930-х гг., когда Парламент Португалии принял Закон, по которому статус автономных районов Азорских островов был снижен до уровня провинциальных районов континентального материка, теряя, таким образом, специфику и специальный статус, то есть свою автономию9.

Режим А. Салазара (и его преемника М. Каэтану) жестоко пресекал любые попытки со стороны зависимых территорий обрести независимость или расширенную автономию (войны в Анголе и Мозамбике – тому подтверждение)10. В 1974 году режим «нового государства» в результате так называемой «революции гвоздик» оказался свергнутым, а большая часть колониальной империи Португалии обретает независимость. В 1976 году в стране была принята конституция, где из «заморских территорий» Португалии в ее составе остались лишь Азорские острова, Мадейра, и территория Макао (в 1999 году передана Китаю)11. По Конституции 1976 года в Португалии была установлена следующая политическая структура власти, которая существует до сих пор. Основные ее положения таковы12:

- Португалия, это парламентская республика;

- Президент республики избирается сроком на пять лет;

- Правительство возглавляет премьер-министр (как правило, лидер победившей на выборах партии), он же формирует состав своего кабинета из 14 министров;

- Правительство Португалии – это представительство упомянутых 14 министерств;

- Парламент (Ассамблея республики) избирается сроком на четыре года и состоит их 230 депутатов, избираемых по партийным спискам.

Упомянутая Конституция Португалии, также сформировала современное государственно-политическое устройство этой страны, в рамках которого Азорские острова (наряду с Мадейрой) получили особый статус автономной области (до 1976 года они были провинцией Португальской республики, без каких-либо особых автономных прав13).

Итак, из Конституции 1976 года следует, что Португалия – это страна с унитарной формой государственного устройства (ст. 6)14. Ее территория разделена на 18 округов и 2 автономные области. В Основном законе Португалии особо закреплено положение, в соответствии с которым политико-административная автономия областей не должна ущемлять суверенитет государства. Итак, Португалия разделена на 18 округов. Азоры и Мадейра имеют статус автономных регионов (см. приложение № 1).

Таким образом, мы увидели, что основа территориального деления Португалии – это округа. Округа составляют более 99 % от территории страны, и в них проживает 95 % населения республики. Статус автономных регионов имеют лишь две островные территории – изучаемые нами Азорские острова и Мадейра. Определимся, почему Азорские острова получили особый статус в государственно-политическом устройстве Португалии и в чем его сущность.

Статья 225 конституции Португалии поясняет нам, что «особый политико-административный режим Азорских островов и Мадейры основывается на географических, экономических и социальных характеристиках и на историческом стремлении островного населения к автономии»; «Автономия областей имеет целью демократическое участие граждан в управлении, экономико-социальном развитии, стимулировании и защите областных интересов, а также укреплении национального единства и солидарности между всеми португальцами», а также подчеркивает, что «Политико-административная областная автономия не ущемляет полноту суверенитета государства и осуществляется в рамках Конституции»15.

Как мы видим, Конституция прямо говорит, что особый режим Азорских островов связан со стремлением населения к автономии. Из этого можно сделать вывод, что особый режим – это вынужденная мера Португалии, вызванная рядом факторов. Разберем их подробнее.

К середине 70-х годов XX века на Азорских островах ширилось сепаратистское движение, а континентальная Португалия, уже лишившись к этому времени своих основных колоний, была поставлена перед угрозой еще большего ослабления16. Для Португалии, с потерей Азорских островов, наступала реальная возможность превратиться в небольшое континентальное государство на Иберийском полуострове, причем это было бы государство, лишенное своего традиционного мореходного наследия, которое исторически гарантировало его интересы, союзничество и покровительство господствующих мировых морских держав – вначале Англии, а затем Соединенных Штатов17.

Опасения по отношению к азорскому сепаратизму были обусловлены также тем фактом, что именно в это время они основывались на фактах азорской политической жизни, а также на фактах заинтересованности и помощи главных международных игроков азорским сепаратистским движениям. Как мы помним, еще с XVI века Азорские острова становятся стратегическим районом для развития торговли между Америкой, Индией и Европой. В веке XX, Азорские острова представляли собой интерес в качестве места для возможных военных баз США, или СССР (который действовал в регионе с помощью португальской коммунистической партии18).

Эта заинтересованность была далее конкретизирована посредством присутствия на Азорах представителей различных американских учреждений, оказывавших помощь и обучение. Западная поддержка также осуществлялась через множество контактов, которые поддерживались на самом высоком уровне как в Вашингтоне, так и в различных европейских столицах с главными азорскими политическими деятелями того времени. Кульминацией этих процессов была ситуация, в которой лидеру одного из азорских сепаратистских движений, по его собственным словам, «предлагали президентство на Азорах, в том случае, если бы он захотел стать символом азорской независимости»19. Такая независимость была бы достигнута благодаря США и в интересах США. В этой ситуации правительство Португалии было просто вынуждено предоставить Азорским островам довольно широкую автономию.

Подробнее рассмотрим принципы этой автономии.

В статьях 227-234 конституции Португалии описываются основы особого политико-административного режима на Азорских островах и Мадейре. Итак, автономные области Португалии: являются территориальными юридическими лицами и обладают следующими полномочиями20:

- законодательствовать с соблюдением основополагающих принципов, закрепленных в общих законах Республики, по вопросам, представляющим особый интерес для областей, которые не входят в собственную компетенцию органов государственной власти;

- законодательствовать на основе уполномочения Ассамблеей Республики по вопросам, представляющим особый интерес для областей, которые не входят в собственную компетенцию органов государственной власти;

- развивать, имея в виду специфику интересов областей, законы об основах по вопросам, не отнесенным к компетенции Ассамблеи Республики;

- осуществлять законодательную инициативу посредством внесения в Ассамблею Республики законопредложений и соответствующих предложениям поправок;

- осуществлять собственную исполнительную власть;

- управлять и распоряжаться своим имуществом и совершать действия и сделки, в которых они заинтересованы;

- осуществлять собственные полномочия в налоговой сфере, а также приспосабливать национальную фискальную систему к региональной специфике;

- распоряжаться, доходами от налогов, собранных или введенных в областях, а также частью налоговых доходов государства;

- создавать и упразднять местные самоуправляющиеся единицы, а также изменять соответствующую территорию, согласно закону;

- осуществлять полномочия по опеке в отношении местных самоуправляющихся единиц;

- повышать категорию населенного пункта до поселка или города;

- осуществлять надзор за службами, публичными институтами и государственными и национализированными предприятиями, которые развертывают свою деятельность исключительно или в основном в регионе, и в других случаях, когда это объясняется наличием областного интереса;

- одобрять областной план социально-экономического развития, областной бюджет и отчет области и участвовать в разработке национальных планов;

- участвовать в определении и проведении фискальной, денежной, финансовой и валютной политики с тем, чтобы обеспечить контроль на областном уровне за средствами платежа, находящимися в обращении, и финансированием капиталовложений, необходимых для социально-экономического развития областей;

- участвовать в определении политики, касающейся территориальных вод, исключительной экономической зоны и континентального шельфа;

участвовать в переговорах о заключении международных договоров и соглашений, которые их непосредственно касаются, как и в получении выгод, проистекающих из этого;

- устанавливать отношения сотрудничества с другими иностранными региональными образованиями и участвовать в организациях, нацеленных на содействие межрегиональному диалогу и сотрудничеству в соответствии с направлениями, которые определены компетентными в вопросах внешней политики органами государственной власти;

- высказываться по своей инициативе или по совету органов государственной власти относительно касающихся их вопросов, находящихся в ведении органов государственной власти, а также по проблемам их особого интереса при определении позиции португальского государства в процессе европейского строительства;

- участвовать в процессе европейского строительства посредством представительства в соответствующих региональных институтах и в делегациях, включенных в процесс принятия решений на уровне сообществ, когда затрагиваются вопросы их особого интереса.

Как мы видим, список этот очень широк, и предусматривает почти исключительное ведение со стороны автономных областей своей внутренней политики, а также некоторые полномочия в области политики внешней.

Политическое устройство Азорских островов как автономной области представлено Областным правительством и областной законодательной ассамблей (ст. 231)21. Эти органы являются выборными и могут быть распущены только Президентом Португалии. Председатель областного правительства назначается Министром Республики (который представляет на Азорах Португалию) с учетом итогов выборов. Министр республики, утверждает законодательные акты принятые органами власти Азорских островов, а также имеет в ряде случаев право вето (когда законы автономной области являются неконституционными).

Азорские острова имеют свою столицу (точнее три столицы – по одной в каждой из трех групп островов), гимн и флаг.

Таким образом, подведем основные итоги настоящей части нашего изложения.

- Азорские острова вошли в состав Португалии в XV веке (точнее в 1439 году). В XVI веке эти острова становятся центром торговли между Европой, Индией и Америкой и соответственно, очень значимым регионом для колониальной империи Португалии;

- в 1976 году Конституция Португалии, сформировала современное государственно-политическое устройство этой страны, в рамках которого Азорские острова (наряду с Мадейрой) получили особый статус автономной области (до 1976 года они были провинцией Португальской республики, без каких-либо особых автономных прав);

- Конституция Португалии прямо говорит, что особый режим Азорских островов связан со стремлением населения этих островов к автономии. Из этого можно сделать вывод, что «особый режим» – это вынужденная мера Португалии, вызванная рядом геополитических факторов. Фактически, если бы Португалия не предоставила Азорским островам автономии в 1976 году, то сейчас это было бы независимое государство;

- список полномочий автономных областей Португалии очень широк, и предусматривает почти исключительное ведение со стороны автономных областей своей внутренней политики, а также некоторые полномочия в области политики внешней;

- политическое устройство Азорских островов как автономной области представлено Областным правительством и областной законодательной ассамблей (ст. 231). Эти органы являются выборными и могут быть распущены только Президентом Португалии. Председатель областного правительства назначается Министром Республики с учетом итогов выборов. Министр республики, утверждает законодательные акты принятые органами власти Азорских островов, а также имеет в ряде случаев право вето.

Глава II. Взаимоотношения «центр-периферия» и перспективы развития Азорских островов

В предыдущей главе, мы ознакомились с историческими предпосылками Азорской автономии, изучили особенности положения этих островов в рамках государственно-политического устройства современной Португалии. В настоящей части нашего изложения, мы рассмотрим, насколько положения Конституции Португалии выполняются в отношении ее автономных областей, а также изучим возможные политические перспективы, которые открываются для этого региона сегодня.

В целом, мы можно увидеть, что Правительство Португалии серьезно относится к своей автономной области Азорские острова. В первую очередь это выражается в том, что закрепленные в конституции Португалии положения, как правило, исполняются на практике. Азорские острова в настоящее время – регион с высоким уровнем самостоятельности. Правительством автономной области решаются основные вопросы, связанные с внутренним развитием островов, в соответствии со статутом 1980 года22.

Португальское государство представлено на Азорских островах Министром Республики, назначаемым и освобождаемым от должности Президентом Республики по предложению Правительства (ст. 230)23. Министр республики, является своего рода «английской королевой» в том плане, что роль его в жизни Азорских островов ограничивается в основном представительскими функциями, хотя в ряде случае он и имеет право вето (когда законодательные акты Азорских островов являются неконституционными). Отметим, что этим правом Министры республики на Азорских островах пользовались с 1976 года, только два раза24.

Кроме того, Азорские острова имеют относительную свободу в ряде внешнеполитических вопросов (в том случае если они непосредственным образом касаются интересов Азоров). Азорские острова, фактически самостоятельно интегрируются в Европейский Союз, членом которого является Португалия. Евросоюзом даже выработана отдельная программа развития Азорских островов и Мадейры (POSEIMA). За Республиканским правительством фактически оставлены лишь вопросы, связанные с обороной островов25.

В то же время, нельзя утверждать, что Португалия никак не вмешивается в жизнь Азорских островов – это не так. Показательны действия республиканского правительства во время ликвидации последствия урагана (шторм Грейс), который обрушился на Азоры в 2009 году. Португалия ввела на Азорских островах режим чрезвычайного положения, ввела на территорию национальную гвардию и, совместно с правительством автономии, занималось ликвидацией последствий стихийного бедствия26. Что показательно – никаких вопросов о разграничении полномочий в этот период не возникло.

Фактически, взаимоотношения «центр-периферия» (Португалия – Азорские острова) представляют собой один из лучших примеров для реализации широкой автономии региона. На Азорах, в настоящее время, практически полностью отсутствуют сепаратистские тенденции, а население островов, во многом гордится, что они живут именно в рамках государства Португалия27. Связано это с продуманной административно-политической политикой республиканских властей, а также в ряде льгот и преференций, которые получают жители Азорских островов (в качестве примера приведем факт создания на Азорских островах свободной экономической зоны)28.

Обратимся к перспективам Азорских островов в рамках современной Португалии. Итак, Азорские острова сегодня – это один из самых динамично развивающихся регионов Португалии. Архипелаг разделен на 19 муниципалитетов, а те в свою очередь на приходы. Общее количество приходов на островах – 156. Азорские острова имеют свой Парламент и Правительство. Местная власть распределена между островами. Экономической и политической столицей архипелага является остров Сан-Мигель29.

Основу развития региона составляют животноводство, рыболовство и туризм. Кроме того, на Азорских островах с 1980 года действует свободная экономическая зона «Санта Мария», которая занимает около 1 000 квадратных километров. На территории СЭЗ разрешены все виды промышленной, коммерческой и финансовой деятельности. Территория свободной экономической зоны на Азорских островах, обслуживается в плане транспортного обеспечения глубоководным морским портом и аэропортом международного класса. Информационное обеспечение предприятий, заинтересованных в реализации проектов и функционирующих в СЭЗ, осуществляется через ZOFRAM (Общество развития СЭЗ "Санта Мария")30.

Нормативное обеспечение деятельности предприятий, зарегистрированных в СЭЗ "Санта Мария", включает ряд льгот31:

- упрощение всех таможенных формальностей;

- свободный ввоз и вывоз товаров;

- освобождение от пошлин реэкспортируемых товаров (переработанных и непереработанных);

- временное освобождение от права собственности на потребительские товары, ввезенные из ЕС, с момента их ввоза до момента вывоза из СЭЗ;

- освобождение от пошлин доходов акционерных обществ;

- освобождение от пошлин находящихся в СЭЗ предприятий;

- освобождение от пошлин доходов от передачи патентов, товарных знаков, производственных процессов и т. д.;

- свободное перемещение капитала иностранных предприятий;

- субсидии на профессиональное обучение (до 100% для граждан Азорских островов);

- субсидии на аренду (до 50% затрат на срок до 5 лет);

- субсидии на строительство (до 50% затрат при строительстве производственных предприятии);

субсидии на приобретение оборудования (до 50% затрат для производственных предприятий).

Кроме обычных видов предпринимательской, коммерческой и финансовой деятельности, в Свободной экономической зоне Азорских островов, разрешена финансовая деятельность оффшорных компаний. Эти компании, будучи дочерними отделениями национальных и иностранных финансовых корпораций, могут осуществлять операции с нерезидентами Португалии32. На их деятельность распространяются финансовые льготы СЭЗ, заключающиеся в практически полном отсутствии налогов на прибыль и снятии контроля за обменными операциями33.

Предприятия, зарегистрированные и осуществляющие все виды деятельности в СЭЗ "Санта Мария", имеют возможность распространить свою деятельность на всю территорию Азорских островов, если они являются рентабельными и если при этом выполняются следующие условия34:

- деятельность осуществляется в приоритетном секторе экономики;

- деятельность ориентирована на внешние рынки региона Азорских островов;

- нет случаев конкуренции с другими предприятиями Азорских островов, которые не пользуются льготами СЭЗ.

Азорские острова, как уже подчеркивалось, в сущности, обладают очень широкой автономией во внутренних делах, и в настоящее время нет никаких оснований считать, что население Азоров, каким-то образом недовольно своим местом в политической структуре Португальского государства. Еще меньше оснований считать, что население Азоров в каком-то обозримом будущем потребует себе государственной независимости.

Таким образом, подведем основные выводы по настоящей главе нашей работы:

- правительство Португалии серьезно относится к своей автономной области Азорские острова. В первую очередь это выражается в том, что закрепленные в конституции Португалии положения, как правило, исполняются на практике. Азорские острова в настоящее время – регион с высоким уровнем автономии;

- правительством Азорских островов, решаются основные вопросы, связанные с внутренним развитием островов, кроме того Азоры имеют относительную свободу в ряде внешнеполитических вопросов (в том случае если они непосредственным образом касаются интересов Азоров). Так, Азорские острова, фактически самостоятельно интегрируются в Европейский Союз;

- фактически, взаимоотношения «центр-периферия» (Португалия – Азорские острова) представляют собой один из лучших примеров для реализации широкой автономии региона. На Азорах, в настоящее время, практически полностью отсутствуют сепаратистские тенденции, а население островов, во многом гордится, что они живут именно в рамках государства Португалия. Связано это с продуманной административно-политической политикой республиканских властей, а также в ряде льгот и преференций, которые получают жители Азорских островов;

- основу развития региона составляют животноводство, рыболовство и туризм. Кроме того, на Азорских островах с 1980 года действует свободная экономическая зона «Санта Мария», которая способствует экономическому развитию рассматриваемой автономной области Португалии;

- Азорские острова, обладают очень широкой автономией, и в настоящее время нет никаких оснований считать, что население Азоров, каким-то образом недовольно своим местом в политической структуре Португальского государства. Еще меньше оснований считать, что население Азоров в каком-то обозримом будущем потребует себе государственной независимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами, подведем основные итоги нашей работы.

Азорские острова вошли в состав Португалии в XV веке (точнее в 1439 году). В XVI веке эти острова становятся центром торговли между Европой, Индией и Америкой и соответственно, очень значимым регионом для колониальной империи Португалии.

В 1976 году, Конституция Португалии, сформировала современное государственно-политическое устройство этой страны, в рамках которого Азорские острова (наряду с Мадейрой) получили особый статус автономной области (до 1976 года они были провинцией Португальской республики, без каких-либо особых автономных прав).

Конституция Португалии прямо говорит, что особый режим Азорских островов связан со стремлением населения этих островов к автономии. Из этого можно сделать вывод, что «особый режим» – это вынужденная мера Португалии, вызванная рядом геополитических факторов. Фактически, если бы Португалия не предоставила Азорским островам автономии в 1976 году, то сейчас это было бы независимое государство.

Список полномочий автономных областей Португалии очень широк, и предусматривает почти исключительное ведение со стороны автономных областей своей внутренней политики, а также некоторые полномочия в области политики внешней. Политическое устройство Азорских островов как автономной области представлено Областным правительством и областной законодательной ассамблей (ст. 231). Эти органы являются выборными и могут быть распущены только Президентом Португалии. Председатель областного правительства назначается Министром Республики с учетом итогов выборов. Министр республики, утверждает законодательные акты принятые органами власти Азорских островов, а также имеет в ряде случаев право вето.

Правительство Португалии серьезно относится к своей автономной области Азорские острова. В первую очередь это выражается в том, что закрепленные в конституции Португалии положения, как правило, исполняются на практике. Азорские острова в настоящее время – регион с высоким уровнем автономии. Так, правительством Азорских островов, решаются основные вопросы, связанные с внутренним развитием островов, кроме того Азоры имеют относительную свободу в ряде внешнеполитических вопросов (в том случае если они непосредственным образом касаются интересов Азоров). Азорские острова, фактически самостоятельно интегрируются в Европейский Союз.

Взаимоотношения «центр-периферия» (Португалия – Азорские острова) представляют собой один из лучших примеров для реализации широкой автономии региона. Связано это с продуманной административно-политической политикой республиканских властей, а также в ряде льгот и преференций, которые получают жители Азорских островов.

Основу развития региона составляют животноводство, рыболовство и туризм. Кроме того, на Азорских островах с 1980 года действует свободная экономическая зона «Санта Мария», которая способствует экономическому развитию рассматриваемой автономной области Португалии;

Таким образом, сделаем общий вывод работы. Азорские острова, обладают очень широкой автономией, и в настоящее время нет никаких оснований считать, что население Азоров, каким-то образом недовольно своим местом в политической структуре Португальского государства. Еще меньше оснований считать, что население Азоров в каком-то обозримом будущем потребует себе государственной независимости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Абрамов А.М. Азорские острова. – М.; Весь мир, 2006. – 120 с.

    Варламов В.В. Свободные экономические зоны Португалии // Иберо-Америка. – 2008. - № 7. – С. 24-36.

    Варьяш О. Португалия: дороги истории. – М.: Гардарика, 2005. – 206 с.

    Вениаминов С.А. Португальская колониальная империя. XV – XX века. – М.: Сервис+, 2003. 87 с.

    Епатко А. Неизвестная Португалия // Санкт-Петербургские ведомости. – 2009. - № 11. С. 8-12.

    Карлос Эдуардо Пачеко Амарал. Корни автономии и идентичности общества Азорских островов // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 8 – С. 103–118.

    Конституция Португалии (Португальской республики) от 2 апреля 1976 года // Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001. – 678 с.

    Коршунов Ю. Россия, какой она могла быть. История приобретений и потерь заморских территорий. - М.: Эксмо, 2007. – 230 с.

    Кривцов Н. Португалия. – М.: Вече, 2008. – 336 с.

    Мамедов В.К. Португалия. Особенности национального бизнеса // Директор-Инфо. – 2002. - № 2. – С. 36-44.

    Павлова Е.Б. Португалия и интеграционные проекты в современном мире: политические аспекты. – СПб.: Питер, 2001. – 150 с.

    Португалия, Азорские острова, Мадейра. М.: ABBY-PRESS, 2008. – 120 с.

    Сарайва Ж.Э. История Португалии. – М.: Мир, 2007. – 270 с.

    Санди Гедеш ди Кейрош. Португалия: путеводитель по истории и этикету. М.: АСТ, 2008. – 160 с.

    Материалы сайта http://theazoresislands.blogspot.com/

    Материалы сайта ru.wicipedia.org

Приложение № 1.

Административное деление Португалии35

Округа

Автономные области

Название, столица

Территория, население

Название, столица

Территория, население

Название, столица

Территория, население

Авейру (г. Авейру)

2 808 кв.км.; 732 867 ч.

Каштелу-Бранку (г. Каштелу Бранку)

6 675 кв. км.; 208 069 ч.

Азорские острова (несколько столиц – Понта-Делгада, Ангра-ду-Ароимжу, Орта)

2 346 кв. км.; 243 018 ч.

Бежа (г. Бежа)

10 225 кв.км.; 154 325 ч.

Лейрия (г. Лейрия)

3 517 кв. км.; 477 967 ч.

Брага (г. Брага)

2 637 кв.км.; 859 918 ч.

Лиссабон (г. Лиссабон, столица Португалии)

2 761 кв. км.; 2 224 426 ч.

Браганса (г. Браганса)

6 608 кв.км.; 148 808 ч.

Порталлегре (г. Порталлегре)

6 065 кв. км.: 119 543 ч.

Мадейра (г. Фуншал)

783 кв. км.; 265 000 ч.

Визеу (г. Визеу)

5 007 кв.км.; 394 848 ч.

Порту (г. Порту)

2 385 кв. км.; 1 817 986 ч.

Виана-ду-Каштелу (г. Виана-ду-Каштелу)

2 255 кв.км.; 252 002 ч.

Сантарен (г. Сантарен)

6 647 кв. км.; 465 599 ч.

Вила-реал (г. Вила-Реал)

4 328 кв.км.; 218 935 ч.

Сетубал (г. Сетубал)

5 064 кв. км.; 845 548 ч.

Гуарда (г. Гуарда)

5 518 кв.км.; 173 831 ч.

Фару (г. Фару)

4 960 кв. км.; 421 528 ч.

Коимбра (г. Коимбра)

3 947 кв.км.; 436 056 ч.

Эвора (г. Эвора)

7 393 кв. км.; 170 535 ч.

Источник: Материалы сайта ru.wicipedia.org.

1 Варьяш О. Португалия: дороги истории. – М.: Гардарика, 2005. С. 25.

2 Абрамов А.М. Азорские острова. – М.; Весь мир, 2006. С. 6.

3 Там же, стр. 9.

4 Сарайва Ж.Э. История Португалии. – М.: Мир, 2007. – С. 115.

5 Карлос Эдуардо Пачеко Амарал. Корни автономии и идентичности общества Азорских островов // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 8 – С. 104.

6 Санди Гедеш ди Кейрош. Португалия: путеводитель по истории и этикету. М.: АСТ, 2008. – С. 120.

7 Сарайва Ж.Э. История Португалии. – М.: Мир, 2007. С. 118.

8 Португалия, Азорские острова, Мадейра. М.: ABBY-PRESS, 2008. С. 14.

9 Карлос Эдуардо Пачеко Амарал. Указ соч. С. 107.

10 Сарайва Ж.Э. Указ соч. С. 156.

11 Вениаминов С.А. Португальская колониальная империя. XV – XX века. – М.: Сервис+, 2003. С. 80.

12 Приводится по: Кривцов Н. Португалия. – М.: Вече, 2008. С. 303.

13 Карлос Эдуардо Пачеко Амарал. Указ соч. С. 109.

14 Конституция Португалии (Португальской республики) от 2 апреля 1976 года // Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001. С. 560.

15 Конституция Португалии (Португальской республики) от 2 апреля 1976 года // Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001. С. 598.

16 Карлос Эдуардо Пачеко Амарал. Указ соч. С. 113.

17 Там же, стр. 114.

18 Коршунов Ю. Россия, какой она могла быть. История приобретений и потерь заморских территорий. - М.: Эксмо, 2007. – 230 с.

19 Карлос Эдуардо Пачеко Амарал. Указ соч. С. 115.

20 Конституция Португалии (Португальской республики) от 2 апреля 1976 года // Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001. С. 605-609.

21 Конституция Португалии (Португальской республики) от 2 апреля 1976 года // Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001. С. 610-611.

22 Карлос Эдуардо Пачеко Амарал. Указ соч. С. 115

23 Конституция Португалии (Португальской республики) от 2 апреля 1976 года // Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001. С. 612.

24 Абрамов А.М. Азорские острова. – М.; Весь мир, 2006. – 112 с.

25 Карлос Эдуардо Пачеко Амарал. Указ соч. С. 118.

26 Материалы сайта http://theazoresislands.blogspot.com/

27 Карлос Эдуардо Пачеко Амарал. Указ соч. С. 118.

28 Павлова Е.Б. Португалия и интеграционные проекты в современном мире: политические аспекты. – СПб.: Питер, 2001. – С. 108.

29 Абрамов А.М. Азорские острова. – М.; Весь мир, 2006. – С. 19.

30 Варламов В.В. Свободные экономические зоны Португалии // Иберо-Америка. – 2008. - № 7. – С. 26.

31 Там же, стр. 27-30.

32 Мамедов В.К. Португалия. Особенности национального бизнеса // Директор-Инфо. – 2002. - № 2. – С. 40.

33 Варламов В.В. Свободные экономические зоны Португалии // Иберо-Америка. – 2008. - № 7. – С. 29.

34 Там же, стр. 33.

35 Данные приводятся на 2008 год.