Основные тенденции и институциональные формы глобализации, их влияние на трансформационные процессы в Украине

Основные тенденции и институциональные формы глобализации, их влияние на трансформационные процессы в Украине.

В последние десятилетия ушедшего века наиболее значительным явлением в мировом хозяйстве стали динамично развивающиеся процессы глобализации как качественно нового, современного этапа интернационализации производства. Благодаря информационным технологиям и возможностям размещения производств с неполным циклом в разных странах международное разделение труда стало не просто постулатом, а реальностью.

Развитию глобализационных процессов в значительной степени способствует и возросшая роль международных экономических институтов, в рамках и по правилам которых действует большая часть мировой экономики. В то же время наблюдается все углубляющийся разрыв в показателях экономической динамики развитых, развивающихся и в особенности слаборазвитых стран, что в значительной степени является производной глобализации и требует усиления контроля за формами и методами ее развития.

Новая модель социального рыночного хозяйства должна быть сформирована в результате трансформационных преобразований в Украине, модернизации национальных финансовых институтов, что обусловлено не только внутренними потребностями и стратегическими интересами нашей страны, но и современными тенденциями развития в условиях глобализации. Глобализация мировой экономики стала важнейшим фактором развития для всех участников международных экономических отношений. По своим масштабам и последствиям она не имеет аналогов в экономической истории. Глобализация модифицировала мировое экономическое сообщество: из аморфной совокупности взаимосвязанных стран национальные хозяйства трансформируются в целостную экономическую систему, в которой национальные рынки выступают составными элементами единого глобального рыночного пространства.

Реализация позитивных эффектов глобализации на хозяйственную систему Украины имеет особую значимость в аспекте выработки долгосрочной стратегии Украины в новых геоэкономических и геофинансовых условиях, отражении и предотвращении новейших угроз и вызовов, которые несут в себе мировые товарные и финансовые потоки. Процессы глобализации, охватившие все регионы и секторы мирового хозяйства, изменяют соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных финансовых институтов. Современная мировая экономика регулируется наднациональными институтами, реализующими особые функции, свидетельствующие о качественном изменении мирового хозяйства. Возникли принципиально новые глобальные рынки с глобальными операторами и новые явления (глобальная конкуренция, глобальная власть, глобальные сети), определяющие позиции национальных государств, стратегию развития экономических институтов и макроэкономических агентов. Трансформация национальных институтов осуществляется в направлении, определяемом вектором глобальных изменений.

В современных условиях ни одна страна не в состоянии сформировать и осуществить эффективную экономическую стратегию развития, не учитывая приоритеты и нормы поведения участников мирохозяйственной деятельности. Основной характеристикой глобализации является взаимозависимое развитие двух процессов: глобализации рынков (капитала, трудовых ресурсов, товаров и услуг) и глобализации экономических форм (укрупнение организационных структур экономики, формирование глобальных мегасубъектов, мегаоператоров). Совокупность этих процессов выступает сущностной характеристикой глобализационных тенденций и представляет собой этап экономической глобализации, которая постепенно приобретала современные формы проявления: информационно-коммуникационную и финансовую.

Несмотря на многочисленные исследования различных аспектов глобализации решение проблемы реаллокации ее дифференцированного воздействия на экономическую динамику развитых, развивающихся стран и стран с трансформационным типом экономики требует разработки новой парадигмы развития Украины в рамках глобализационно-регионализационных координат, формирования новой системы отношений между развитыми, развивающимися странами и странами с переходным типом экономики в рамках взаимодействия глобализационных процессов с набирающими силу тенденциями регионализации на всех уровнях.

Выдвигаемая гипотеза состоит в обосновании объективности формирования синергетического эффекта нарастающего взаимодействия мирового хозяйства с национальными экономическими системами в рамках экономической глобализации, которая дифференцированно воздействует на развитые, развивающиеся страны и страны с переходным типом экономики. В результате синергетический эффект глобализации в основном присваивается развитыми странами, что обусловливает углубление их отрыва от развивающихся хозяйств и расширение процессов регионализации. Переход Украины из категории стран с переходным типом экономики в категорию рыночных экономик, признанный мировым сообществом, не изменяет развивающегося характера украинских рынков.

В качестве объективных предпосылок глобализации как современного этапа интернационализации мирового хозяйства выступают:

- материально-технические условия – новые информационно-коммуникационные технологии;

- организационно-экономические условия – углубление общественного разделения труда, специализации стран на производстве товаров и услуг с ярко выраженными конкурентными преимуществами, что обусловливает расширение масштабов мировой торговли и других процессов международного обмена;

- социально-экономические условия – повышение степени открытости национальных экономик на основе растущей гомогенности либерализующихся рыночных режимов;

- иррационально-экономические условия - формирование и динамичное развитие единого общемирового виртуального финансово-экономического пространства;

- институционально-экономические условия – переход от установления правил и норм поведения экономических агентов национальным законодательством к их стандартизации международными многосторонними соглашениями либо нормативными актами международных институтов.

Содержательно глобализация характеризуется как совокупность объективных взаимосвязанных процессов, определяемых не только ускорением процессов сетизации и транснационализации, но и концентрацией производства товаров и услуг в крупных многоотраслевых бизнес-структурах. В условиях развивающейся сетизации мирового рынка доминантными институциональными субъектами экономической глобализации выступают наднациональные мегаоператоры, мультикультурные транснациональные корпорации, агрессивно вытесняющие национальных экономических субъектов на внутренних рынках.

Новая агрессивная природа глобализирующейся экономики проявляется в форме геополитического финансового контроля, в рамках которого происходит переосмысление подходов к интеграции и дезинтеграции, и традиционно сложившаяся система международных отношений трансформируется в экономико-информационную модель нового хозяйственного миропорядка − неоэкономики. Неоэкономика – это экономика, в развитии которой значимую роль играют информационный фактор и фактор утверждение электронного экономического счета, как возможность привлечения и обработки очень крупных массивов информации, ее оперативного распространения по сети. По существу, в неоэкономике в управлении бизнесом происходит глубинная трансформация, вызванная преобразованием производственного менеджмента в инновационный.

Глобализация как объективный геоэкономический процесс укрупнения, слияния и поглощения экономических субъектов, происходящий на микро-, макро-, мезо- и мегауровнях, проявляется в изменении объективных характеристик и субъективных предпочтений мирового капитала, формирует материальные предпосылки регионализации экономической сферы, проявляющиеся в создании замкнутых экономических группировок в целях защиты экономических интересов стран-участниц как развитых, так и трансформирующихся экономик на основе взаимодействия капитала и информации на новом качественном уровне, вызывая адекватные изменения хозяйственных отношений.

Глобальный рынок характеризуется переплетением экономических отношений, посредством которых национальные рынки влияют друг на друга и мировой рынок в целом, ускорением концентрации капитала, активизацией его географического перераспределения по каналам международного финансовых потоков, включением рынков стран СНГ в процессы интеграции и регионализации, определяющего необходимость корректировки украинского интеграционного курса в системе международных отношений. В условиях глобализации национально-локальные государства оказались составными элементами единого всемирного хозяйственного организма. В результате современный мировой рынок, мирохозяйственные отношения и институты уже нельзя определить как простое продолжение национальных хозяйственных систем, совокупность взаимосвязанных национальных хозяйств.

Сегодня мировая экономика представляет собой особую систему, имеющую специфические институты и реализующую функции, свидетельствующие о качественном изменении мирового хозяйства.

Под влиянием глобализационных тенденций произошла смена парадигм в основных сферах жизни и общепринятых представлений. Осознание того, что человечество вступило в эпоху глобализма, началось на рубеже 60-х годов с докладов Римского клуба, и было продолжено в 70-е годы экологами. Ученые начали активно обсуждать явление глобализации в связи с международными отношениями в 70-е годы, когда транснациональные корпорации (ТНК) достигли оборотов, превышавших ВВП большинства государств, а их ресурсы позволили ТНК влиять на стратегию экономического развития в десятках государств, фактически ограничивая тем самым их суверенитет. В результате глобализации резко усиливается разрыв между мирохозяйственными центрами и периферией. Происходит дифференциация отдельных стран по степени их интеграции в мировое хозяйство. Одни группы стран все больше аккумулируют черты постиндустриального общества, а другие испытывают растущие трудности на путях индустриализации и просто экономического развития. В 90-е годы ХХ в. увеличивается технологический разрыв между странами мирового центра, странами периферии и полупериферии, к которой относится Украина.

Глобальная экономика − это новый способ ведения хозяйства, основанный на глобальной власти транснационального капитала, на подчинении внутренних национальных и международных хозяйственных процессов одним законам. В экономике глобализация проявляется не только в увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, создании сетей международных производств и финансовых институтов, формирование мировых финансовых рынков, которые становятся неподвластны юрисдикции стран. Изменяется место национальных государств во всем комплексе отношений, происходит встраивание государства в новую систему глобальных связей, размывается традиционный суверенитет государства, дополняющейся его регуляцией по «вертикали» от региона через само государство − к межгосударственной интеграции и к глобальному регулированию.

С некоторым основанием сущность глобализации можно определить как единство процессов, соединяющих и разделяющих, универсализирующих и различающих. Процессы глобализации в экономической, информационной, культурной сферах протекают в тесной взаимосвязи с процессами национальной идентификации. Современные национальные государства становятся локальными единицами власти в глобальной системе, в которой определяющую роль играют финансовые рынки и транснациональные корпорации. Со второй половины ХХ в. теоретическая база транснационализации производства и капитала разрабатывалась представителями различных течений экономической мысли: неоклассической теории (индустриальной экономики), марксизма, институционализма и неоинституционализма, менеджеризма, эволюционной экономической теории, философии хозяйства, экономической синергетики. Для каждого из перечисленных направлений характерны свои приоритеты.

Доминирующие сегменты внутри большинства экономических секторов имеют в мировом масштабе собственные операционные процедуры, формируя, «глобальные сети». Глобальная сеть не только по форме соответствует транснациональной корпорации, получающей материалы из разных источников по всему миру. Стремительно растущие ТНК способствовали как возникновению новых индустриальных государств, так и либерализации национальных рынков, как монопольным слияниям и поглощениям, так и развитию открытой конкуренции. Они меняли параметры как национальной, так и мировой экономики.

В результате дальнейшего обобществления труда и капитала в мировом масштабе, оптимизации издержек производства, роста конкурентоспособности ТНК занимают нишу глобальных корпораций, концентрирующих всю мощь современного мирового финансового капитала. В наибольшей степени к глобализации тяготеют химическая, электротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная, информационная, страховая и банковские отрасли. Транснационализация осуществляется посредством переплетения капиталов, за счет слияния и поглощения фирм других стран, создания совместных компаний, привлечения финансовых средств иностранных банков и страховых компаний. Это приводит к перерастанию национальных компаний в транснациональные. Определяющую роль в механизме функционирования современных ТНК играют информационно-финансовые технологии.

Для осуществления глобального регулирования необходимы организованные для выполнения этой роли. Мегарегуляторы − это организации, прямо связанные с глобализацией, − Международный валютный фонд, Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация (ВТО, ранее ГАТТ − Генеральное соглашение по торговле и тарифам). Глобализация движется теперь не только стихийно и не только волей и интересами США, Японии, ЕС, но и крупнейших ТНК, влиятельной международной финансово-экономической бюрократией, чьи решения все чаще становятся уже не только де-факто, но и юридически обязательными для суверенных государств. Прежняя структура, при которой ТНК монополизировали национальные рынки, сменяется новой, когда несколько корпораций захватывают значительную долю специализированных глобальных рынков.

К качественным чертам глобализации, относятся:

− изменения в системе регулирования экономики (перемещение полномочий с государственного на межгосударственный уровень);

− смена принципов взаимодействия национальных экономик с мировым экономическим пространством (растущее влияние экзогенных факторов на национальные хозяйства вследствие их экономической открытости);

− регионализация экономической деятельности (взаимодействие групп стран, создающих хозяйственные и политические объединения).

Корпорации сегодня являются доминирующей формой бизнеса, которая постоянно видоизменяется. Возникновение корпорации как формы организации бизнеса было продиктовано необходимостью привлечения инвестиций, для чего и был введен такой финансовый инструмент как акция. Развитие финансовых организаций, их взаимодействие объективно ведут к необходимости их объединения. Трендом развития украинских рынков выступает специфика интеграционных связей компаний, которые в большинстве случаев не идут на полное слияние, а создают новые механизмы взаимодействия, вследствие чего возникает принципиально новый вид экономических субъектов, определяемых как «интегрированные корпоративные структуры», «интегрированные бизнес-группы».

Дихотомия содержательной характеристики глобализации как экономической категории реализуется в диалектике процессов регионализации, т. е. формирования укрупненных региональных объединений, с одной стороны, а с другой – в институционализации глобальных экстерриториальных общностей. До тех пор пока эти объединения развиваются в рамках двусторонних соглашений между национальными государствами, они институционализируются их общенациональным законодательством на основе принципа субсидиарности, обеспечивающего идентификацию и распределение полномочий между национальными государствами и региональными интеграционными объединениями. Если межстрановые объединения выходят на транснациональный уровень, то неизбежным становится налаживание партнерских отношений между ними и национальными государствами в рамках единой глобальной институционально-правовой системы, детерминируемой глобальными институтами. Эта дихотомичность содержания экономической глобализации, проявляющаяся в диалектической взаимозависимости процессов формирования, с одной стороны, укрупненных региональных объединений и, с другой, ускоряющейся институционализации глобальных экстерриториальных общностей, вносит коррективы в формирующиеся механизмы трансформации региональных интеграционных объединений, развивавшихся до сих пор на основе двусторонних межгосударственных соглашений и основанных на принципе субсидиарности в распределении полномочий между национальными государствами и региональными объединениями, поскольку в условиях их выхода на транснациональный уровень требуется неизбежное формирование партнерских отношений между ними и национальными государствами в рамках глобальной институционально-правовой системы.

Поскольку доминантными субъектами глобализированной экономики выступают транснациональные корпорации развитых стран, но именно они максимально присваивают положительные эффекты глобализации. Это проявляется в утечке умов, сырья, капиталов из развивающихся и постсоциалистических стран, а также в общей миграции рабочей силы в сторону развитых стран, что обеспечивает ускорение темпов экономического развития мировых лидеров.

Высокий позитивный эффект глобализации реализован новыми индустриальными странами, вследствие чего темпы их экономического развития значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. Это обеспечивает ведущие позиции новых индустриальных стран по производству ряда видов промышленной продукции, в том числе и наукоемких ее видов, в мировой экономике. Объективной основой реаллокации позитивного эффекта глобализации в сторону развитых стран выступает принадлежность к этой группе стран доминантных субъектов глобализированной экономики - транснациональных корпораций. Этот позитивный эффект обеспечивает, с одной стороны, систематическое ускорение темпов экономического развития мировых лидеров по сравнению со слаборазвитыми странами, а с другой – реализацию высокого позитивного эффекта глобализации новыми индустриальными странами вследствие их реципиентской роли по отношению к транснациональным корпорациям и развитию нового технологического уклада и нового менеджмента.

Глобализация объективно ведет к размыванию и обесценению регулирующих функций национального государства, которое не обеспечивает защиты национальной экономики от внешнеэкономических воздействий. Международные экономические процессы перерастают из межстрановых, более или менее эффективно регулировавшихся в одностороннем, дву- или многостороннем порядке национальными государствами, во внестрановые, то есть глобальные, почти или совсем не поддающиеся государственному регулированию.

Национальные государства все более теряют возможность эффективно использовать такие традиционные рычаги макроэкономического регулирования, как импортные барьеры и экспортные субсидии, курс национальной валюты и ставка рефинансирования центрального банка. В условиях нарастающей взаимозависимости национальных хозяйств правительства вынуждены пользоваться этими рычагами с учетом интересов других государств, которые могут быть при этом задеты. Кроме того, приходится серьезно считаться и с поведением влиятельных негосударственных субъектов международных экономических отношении - ТНК, ТНБ, международных инвестиционных фондов, которые своими ответными действиями могут свести на нет ожидаемый эффект от предпринимаемых мер, либо даже использовать их во вред данной стране. Так транснациональный бизнес бросает открытый вызов суверенным правам правительств, и в результате можно говорить о том, что возникает социальный слой космополитической олигархии, ставящей себя выше национальных сообществ.

Негативные последствия неолиберальной глобализации выражаются в том, что усиливаются социальные контрасты и в развитых, и периферийных государствах, среди растущей части населения распространяются упаднические настроения, неуверенность в будущем. Подрывая национальный суверенитет, неолиберальная глобализация не создает адекватных политических, экономических, общественных, социальных структур, которые могли бы заменить государство, но на более широком геополитическом пространстве. Вместо этого власть переходит к практически неуправляемым ТНК и международным организациям типа МВФ, ВБ, ВТО, деятельность которых вызывает все большую критику среди мировой общественности.

Концентрация в ареале слаборазвитых стран в основном негативных эффектов глобализации имеет своей результирующей углубление разрыва в уровнях доходов населения развитых и развивающихся стран при общем росте их уровня. Передислокация загрязняющих производств в страны – источники сырья и дешевой рабочей силы обусловливает локализацию негативных экстернальных эффектов современного производства также на территориях мировой периферии. Поэтому углубление разрыва в уровнях доходов населения развитых и развивающихся стран, а также локализация экологических проблем на территориях стран мировой периферии обусловлены векторной направленностью в их сторону как негативных эффектов глобализации, так и негативных экстернальных эффектов техногенного воздействия на природу. Это определяет необходимость выработки мер со стороны глобальных институтов по компенсации этих эффектов.

С. Хантингтон в работе «Столкновение цивилизаций» доказывает, что попытки Запада разными методами и с использованием различных международных институтов навязать всему остальному миру свои «правила игры», нормы, стандарты и моральные ценности встречают отпор со стороны других цивилизаций. В целом С. Хантингтон по существу отвергает присущую представителям гиперглобализма возможность глобальной культурной «диффузии» и гомогенизации, в качестве антипода противопоставляя ей процесс культурной регионализации. В 90-е годы был опубликован еще целый ряд работ, в которых критиковались положения гиперглобализма. Например, П. Хирст и Г. Томпсон полагают, что, несмотря на достигнутый к концу 90-х гг. XX столетия высокий уровень интернационализации экономической жизни, мировая экономика не стала еще полностью глобализированной. По их мнению П. Хирста и Г. Томпсона, в современных условиях изменяются формы и методы управления экономикой - политика в этой сфере становится полицентричной, при этом национальные государства превращаются в один из уровней сложной системы параллельно действующих и конкурирующих органов управления. Для того, чтобы управление было эффективным, полагают они, необходимо «переплести» органы управления на международном и национальном уровнях в единую, достаточно хорошо интегрированную систему. Но центральное место в этих процессах «переплетения» должно занимать национальное государство.

К позициям П.Хирста и Г. Томпсона во многом близки положения, развиваемые С. Краснером, который считает, что, несмотря на то, что глобализация делает более сложным контроль со стороны государств над протекающими в его экономическом пространстве процессами, способность государства на такой контроль сохраняется. Процесс глобализации, полагает он, протекает параллельно с процессом усиления государственной активности.

Новые экономические реалии требуют адаптации целей и инструментов государственного регулирования финансовых институтов, в том числе страховых отношений к условиям глобализации. Как пишет, например, Дж. Сорос, «международные институты, призванные обеспечивать мирное сосуществование государств и гарантировать верховенство закона внутри каждой отдельной страны, не отвечают стоящим перед ними задачам. Отсутствие адекватной институциональной структуры может привести к дезинтеграции системы глобального капитализма». В реальной практике это находит свое проявление в рационализации соотношения либерализации и протекционизма в государственном регулировании страхового рынка, способности государства обеспечить благоприятные условия для деятельности национальных страховых компаний. Усиление протекционизма в истории международной торговли носило в определенной степени циклический характер и перемежалось либо преобладанием политики свободной торговли (фритредерства), либо более или менее значительной либерализацией торговли.

С середины 70-х гг. отмечается сочетание политики фритредерства и протекционизма с общей тенденцией либерализации международной торговли. Однако острота противоречий между либерализацией и протекционизмом во внешней торговле не снизилась, о чем свидетельствуют оценки Доклада ЮНКТАД о торговле и развитии 2002 г. «Источник бед, - говорится в докладе, - кроется в разрыве между риторикой и реальностью либерального международного экономического порядка. Даже превознося достоинства свободной торговли, правительства испытывают жгучее желание вмешаться в этот процесс, чтобы защитить свое население и своих производителей, которые ощущают угрозу, исходящую от холодных ветров международной конкуренции».

Поскольку глобализация − объективный и необратимый процесс, то Украина в него также вовлечена, свидетельством чему являются: либерализация украинских рынков, использование современных информационных, финансовых, банковских и др. технологий, переход на международные стандарты аудита и бухгалтерской отчетности, деятельность крупнейших отечественных компаний на зарубежных рынках, участие Украины в международных торгово-финансовых организациях и т.д. Рыночные преобразования украинской экономики активно включили ее в систему международных экономических отношений, а тем самым и в систему глобализирующейся мировой экономики. Воздействия процессов глобализации на экономику Украины, продолжающую испытывать кризисные потрясения трансформационного периода, сложны, противоречивы и неоднозначны. Потеря значительной части технико-производственного потенциала, ухудшающаяся структура производства и внешней торговли, неразвитая и неэффективная финансовая система сделали украинскую экономику критически зависимой от внешней конъюнктуры мирового рынка и поведения сильных конкурентов - промышленно развитых стран. При этом стратегическому курсу Украины на ее интеграцию в мировую экономику нет альтернативы. В связи с этим главной задачей экономической политики становится выбор таких приоритетов развития, которые смогли бы не только закрепить складывающиеся в последние 5 лет тенденции устойчивого экономического роста, но и обеспечить Украины достойное место в системе глобализирующейся мировой экономики.

Интеграция Украины в мировую экономическую систему детерминирована и осложнена комплексом экономических и политических трудностей как внутреннего, так и внешнего характера, для преодоления которых необходима методологическая разработка новой концепции формирования внешнеэкономического комплекса Украины на базе исследования и определения основных закономерностей развития процесса глобализации мировой экономики. Нарастающая взаимозависимость мирохозяйственных отношений переводит их в качественно новое состояние, характеризующееся тем, что экономическое сообщество из совокупности более или менее взаимозависимых стран превращается в целостную экономическую систему, где национальные экономики оказываются составными элементами единого всемирного хозяйственного организма, а их судьбы в возрастающей мере определяются ходом развития этого организма как целого.

Преодоление негативных эффектов глобализации на развитие украинских рынков предполагает возрастание роли государства в разработке мер макроэкономического, институционального и отраслевого характера, направленных не против глобализации экономических отношений, а на создание модели более гладкой и бесконфликтной интеграции национальных рынков в глобализационный процесс, обеспечения благоприятных условий для притока иностранного капитала и новых технологий в отечественный бизнес.

Признание крупного украинского бизнеса в качестве важнейшего субъекта модернизации национальной экономики и глобальной конкурентоспособности является необходимым звеном экономической стратегии развития Украины, учитывающей природу и особенности концентрации в рамках интегрированных бизнес-групп: общую концентрацию (на основе удельного веса таких групп в ВВП); комплексную концентрацию (на основе степени диверсификации); рыночную концентрацию (доля монопольной власти входящих в группу компаний на соответствующем рынке); концентрацию собственности (характер распределения голосующих акций среди собственников). В Украине, где интегрированные бизнес-структуры формируются на основе уже сложившихся крупных производственных комплексов, банков и страховых компаний меры государственного регулирования следует направить на поддержку комплексной и общей концентрации.

В рамках глобальной метасистемы экономических отношений эволюционно-институциональный вектор развития украинской экономики в условиях либерализации детерминируется, с одной стороны, емкостью внутреннего рынка, а с другой стороны, внешним воздействием высоко конкурентоспособных мегаоператоров, монопольно владеющих новыми технологиями и образующих транснациональные экономические центры силы, направленные на расширение коридора экономической свободы в сфере развития транснациональных корпораций с объективно существующими пределами и ограничениями для национального капитала.

Вступление Украины во Всемирную торговую организацию способствует формированию интеграционной двухуровневой стратегии включения национальных операторов в мировую экономику с учетом правовой, организационно-технологической и информационно-финансовой готовности к международным правилам и стандартам предоставления товаров и услуг, а также поэтапной либерализации доступа иностранных компаний во все сегменты рынка, с разной динамикой длительности переходного периода, нацеленного на сохранение суверенитета украинских компаний и корпораций.

Трансформация места Украины в сложившемся глобальном экономическом пространстве как поставщика сырьевых ресурсов обеспечивается развитием новых экспортных направлений, детерминированных не природными, а экономическими конкурентными преимуществами в сферах образования, культуры, фундаментальных и опытно-конструкторских прикладных разработок. Наиболее вероятными являются два сценария экспорта ноу-хау на взаимовыгодной основе, допускающей совместную эксплуатацию тех или иных разработок, осуществляемых в Украине. Первый сценарий реализует направленность экспортного потенциала в сторону развивающихся стран - активное внедрение на их рынки, где обеспечивается достаточно высокий уровень конкурентоспособности и качества ряда украинских изделий и технологий (аэрокосмических, микробиологических, образовательных) при проведении адекватной ценовой политики. Второй сценарий обеспечивает переход к принципиально новой модели экспорта, который финансируется партнерами по мировому рынку в рамках стабильных долгосрочных программ вложений в НИОКР, образование, в развитие экологически чистых технологий.

Наложение транформационных процессов на глобализационные не обеспечило формирования их синергетического эффекта, что проявляется не только в несокращении разрыва в уровне экономического развития постсоциалистических и передовых индустриальных стран в условиях ускорения процессов экономической глобализации последнего десятилетия, а, наоборот, в его увеличении. Это требует ускорения процессов завершения трансформационных преобразований и выработки долгосрочной стратегии экспортной ориентации экономики постсоциалистических стран на основе реализации их конкурентных преимуществ.

С другой стороны, трансформационная гомогенность постсоциалистических экономик детерминирует развитие тенденций их регионализации, которые стимулируются зрелостью необходимых экономических предпосылок для режима свободной торговли в рамках СНГ. Институционализация процедур и необходимых нормативных актов обеспечит унификацию системы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров и услуг, постепенный переход к согласованной методологии и общим принципам валютного регулирования, в частности, к определению курсов национальных валют по отношению друг к другу и к свободно конвертируемым валютам третьих стран на единой либерально-рыночной основе.

Значимым фактором отсутствия синергетического эффекта пространственно-временной совмещенности транформационных и глобализационных процессов для постсоциалистических стран выступает разрыв политико-экономических связей между ними. Это обусловливает необходимость ускорения тенденций их регионализации в рамках СНГ как необходимой предпосылки эффективного участия постсоциалистических стран в глобализирующемся мировом хозяйстве.

Устойчивое развитие экономических институтов нарушается в период трансформационных преобразований и внешних воздействий более сильной глобальной финансовой системы. В условиях либерализации национальной системе необходимы корректирующие и регулирующие механизмы, поддерживающие устойчивость. Сохранение целостности и системности достигается при непрерывном упорядочении внутренних связей путем централизации информационных, финансовых, инновационных потоков и нормативного обеспечения. Экономическая интеграция Украины и других стран СНГ раскрывает потенциальные возможности эффективного участия в мирохозяйственных финансовых процессах. В этом контексте модель интеграционного сообщества в СНГ необходимо строить как составную часть мирового хозяйства, ориентированную на его нормы и правила и не отгораживающуюся от других государств. В условиях глобализации усиливается взаимосвязь и взаимозависимость национальных интегрированных групп, финансовых корпораций и транснациональных операторов из стран базирования СНГ. Конечно, эта взаимозависимость неоднородна, неодинакова и в качественном и в количественном отношении, более того она не является замкнутой или ограниченной от мирового хозяйства.

Список использованной литературы

1. Боринець С. Я. Міжнародні валютно-фінансові відносини: Підруч. для студ. вузів. — К.: Знання, 1999.

2. Дахно І. І. Міжнародне приватне право: Навч. посіб. — К.: МАУП, 2001.

3. Економіка зарубіжних країн: Підруч. / А. С. Філіпенко, В. А. Вергун, І. В. Бураківський та ін. — 2-ге вид. — К.: Либідь, 1998.

4. Осьмова М. Н., Бойченко А. В., Осьмовой М.Н., ред., Под ред. Осьмовой М.Н. Глобализация мирового хозяйства Учеб. пособие. (Серия:"Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова")

5. Долгов С.И. Глобализация экономики. - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998.

6. Иванов Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития. Экономическая энциклопедия. Гл. ред. Л.И.Абалкин. — М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.

7. Сайт «Теория трансформационной экономики». http://www.transecon.rsu.ru/

8. Huntington S. P. The Clash of Civilizations // Foreigh Affairs. Vol. 72, 3. Summer 1993.

9. Hirst P., Thompson G. Globalization and the Future of the Nation State // Economy and Society. 1995. Vol. 24. №3.

10. Krasner S. Globalization and Sovereignty // States and Sovereignty in the Global Economy. / Ed. by D. Smyth, D. Solinger, S. Topik. - L., N.Y., 1999.

11. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. - М.: Некоммерческий фонд «Поддержки Культуры, Образования и Новых Информационных Технологий», 2001.

12. Доклад о торговле и развитии, 2002 год. Обзор. Конференция ООН по торговле и развитию. - Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк и Женева, 2002.

1