Капитал. Перспективы и проблемы мирового хозяйства
КАПИТАЛ. ПРЕСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
СОДЕРЖАНИЕ:
Тема 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА
1. Сущность и формы движения капитала
2. Мотивы осуществления прямых зарубежных инвестиций
3. Последствия экспорта и импорта капитала
4. Влияние движения капиталов на платежный баланс
Тема 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
1. Сущность и причины миграции рабочей силы
2. Последствия трудовой миграции
3. Государственное регулирование трудовой миграции
Тема 5. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
1. Глобализация и порождаемые ею проблемы
2. Международные экономические организации
3. Сущность СЭЗ и причины их создания
4. Классификация СЭЗ
5. Льготы и фазы жизненного цикла СЭЗ
Тема 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА
1. Сущность и формы движения капитала
Вывоз капитала (зарубежное инвестирование) представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны.
Экспортирующие страны (откуда уходит капитал) называются странами базирования. Импортирующие страны называются принимающими.
Важнейшими причинами вывоза капитала являются:
Несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных звеньях мирового хозяйства.
Появление возможности освоения местных товарных рынков. Капитал экспортируется для того, чтобы проложить дорогу экспорту товаров, стимулировать спрос на собственную продукцию.
Наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы.
Стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в специальных экономических зонах.
Более низкие экологические стандарты в принимающей стране, чем в стране-доноре капитала.
Стремление окольным путем проникать на рынки третьих стран, установивших высокие тарифные и нетарифные ограничения.
В зависимости от собственника вывоз капитала делится на 3 вида:
частный вывоз капитала (крупные компании и банки);
государственный вывоз капитала;
вывоз капитала международными финансовыми компаниями.
В зависимости от срока вывоз делится на краткосрочный (до года) и долгосрочный (более года).
Вывоз капитала может происходить в товарной (оборудование, патенты) и денежной форме.
Движение капитала осуществляется в 2-х формах:
Вывоз (ввоз) ссудного капитала или перемещение капитала (займы, кредиты, банковские депозиты и средства на счетах в финансовых институтах, платежи по операциям с зарубежными партнерами);
Вывоз (ввоз) предпринимательского капитала или иностранные инвестиции:
прямые зарубежные инвестиции;
портфельные инвестиции.
Прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ) представляют собой потоки предпринимательского капитала в форме, соединяющей управленческий опыт с кредитованием. Это такая форма инвестирования, когда инвестор владеет управленческим контролем над объектом, в который вложен капитал.
Основными формами прямых инвестиций являются: открытие за рубежом предприятий, создание совместных предприятий, совместная разработка природных ресурсов, покупка или аннексия (приватизация) ПП страны, принимающей капитал.
Доходы, получаемые прямыми инвесторами, состоят из дивидендов, процентов, лицензионных платежей и платежей за управленческие услуги.
Портфельные инвестиции – это капиталовложения в ценные бумаги иностранных инвесторов (акции, облигации). Они не дают возможности непосредственного контроля над деятельностью зарубежного предприятия.
2. Мотивы осуществления прямых зарубежных инвестиций
Прямым зарубежным инвестированием является любое предоставление кредита или приобретение собственности в зарубежном предприятии, которое в значительной степени находится в собственности резидентов страны-инвестора. В США формально признается прямым зарубежным инвестированием всякое вложение, если инвестор располагает или получает 10% собственности фирмы.
В настоящее время свыше 70% прямых частных заграничных инвестиций приходится на промышленно развитые страны. Миграция капитала осуществляется между основными центрами современного капитализма (США, Западная Европа, Япония). Возрастает экспорт капитала из ряда развивающихся стран, особенно нефтедобывающих.
Прямые инвестиции включают в себя все виды инвестирования – приобретение новых акций или простое кредитование, лишь бы инвестирующая фирма имела необходимый процент акций зарубежной фирмы.
Прямое инвестирование намного сложнее портфельного, поскольку инвестор в значительной степени контролирует деятельность зарубежного филиала. Подконтрольный филиал часто напрямую получает доступ к управленческим навыкам, торговым секретам, технологии, праву использовать торговую марку родительской компании. Одновременно он получает и указания, например, на какие рынки внедряться, а какие оставить конкурентам.
Мотивы осуществления прямых инвестиций за рубежом:
1. Основной причиной является стремление к наиболее выгодному вложению капитала, что достигается производством товаров и услуг на месте.
2. Технико-экономическая причина. Часть прямых инвестиций нацелена на создание за рубежом собственной инфраструктуры внешнеэкономических связей или, иначе говоря, товаро- и услугопроводящей сети для обеспечения сбыта.
3. Стремление избежать налогообложения. Чем выше уровень налоговых ставок, тем сильнее стимул к поиску легальных и нелегальных путей уклонения от налогов.
Прямые инвестиции позволяют решить эту проблему двумя способами:
а) международные монополии могут располагать свои филиалы в странах с минимальным обложением;
б) компании могут, используя трансфертные цены и другие инструменты, заявлять свои прибыли в странах с низким уровнем налогообложения, хотя сами прибыли получены в странах с высокими налогами. Итог таких операций – чистое сокращение сумм уплачиваемых налогов.
4. Экономическая и политическая нестабильность в стране, необходимость «отмывания» незаконных средств и т. п.
Кроме того, для объяснения массовых прямых инвестиций требуется включение в анализ понятия преимуществ фирмы. В прямом инвестировании важнейшую роль играют особые преимущества фирмы. Выделяют два основных подхода.
1. Подход С. Хаймера.
Стефан Хаймер считает, что зарубежный инвестор – это монополия (или чаще олигополия) на каком-то рынке. Зарубежное инвестирование осуществляется для удушения конкуренции и сохранения контроля над рынком. Инвестор настаивает на сохранении контроля над предприятием, отказывается разделить собственность с целью оградить эти предприятия от конкуренции.
Если прямое инвестирование действительно ведет к узурпации контроля на отдельных рынках, правительства должны контролировать действия иностранных вкладчиков. Деятельность олигополии или монополии, стремящейся к контролю над рынком, противоречит национальным интересам. Правительство принимающей страны может ограничить действия компании, выступающей против конкуренции, или предложить ей вообще прекратить операции в стране.
2. Теория присвоения.
Согласно этой теории, преимущества дают фирме монопольное право только в области факторов производства (менеджмент, информация, патенты, ноу-хау и т. д.). Такие преимущества весьма редко предоставляют фирме контроль над рынком, но обеспечивают ей возможность получать экономическую ренту.
Специфические преимущества фирмы подталкивают ее к прямому зарубежному инвестированию по тем же причинам, которые заставляют фирму на внутреннем рынке создавать новые производственные мощности, а не просто покупать их у других предприятий.
Чтобы в полной мере присвоить потенциальные выгоды, вытекающие из преимуществ, фирма часто предпочитает сохранить за собой контроль и собственность. Если она не закрепляет такой контроль и делит с кем-либо собственность на зарубежное предприятие, специфические производственные преимущества этой фирмы могут быть утрачены.
Теория присвоения может помочь в определении перспектив прямого инвестирования. Она четко предопределяет преимущественное развитие прямого инвестирования в высокотехнологических отраслях, поскольку зависимость фирм в этих отраслях от сложных и ценных знаний заставляет их (фирмы) осознать преимущества сохранения прямого контроля над зарубежными предприятиями. Проблема возникает в том случае, когда весьма трудно гарантировать, что плоды технологического преимущества фирмы будут присвоены ею самой при развертывании операций в других странах. Если у фирмы есть опасения по поводу эффективности контроля над зарубежными филиалами, ей лучше воздержаться от производственных зарубежных инвестиций. Это приводит к потерям для всех сторон: фирмы, принимающей стороны, мира в целом. Поскольку большинство преимуществ фирмы имеют производительный характер, правительство принимающей страны должно либо проводить политику дерегулирования (полностью отойти от регулирования), либо поощрять прямое инвестирование.
Центр ООН по ТНК выделяет четыре наиболее типичных случая прямых капиталовложений, связанных с организацией производства товаров и услуг в зарубежной стране:
1. Предпринимательская деятельность за рубежом осуществляется потому, что ввоз некоторых товаров и услуг в зарубежную страну невозможен или затруднен из-за различных ограничений или из-за свойств этих товаров и особенно услуг. Часто единственный способ продать услугу покупателю – это оказать ее на месте.
2. Торговля с другой страной ведется без существенных ограничений, однако производство товаров и услуг на месте оказывается более эффективным способом обслуживания этого зарубежного рынка (например, из-за экономии на транспортных расходах).
3. Страна приложения предпринимательского капитала оказывается наиболее дешевым местом производства товаров и услуг для поставки их на мировой рынок, включая и рынки страны происхождения инвестиций.
4. Производство организуется за рубежом и в тех случаях, когда важны послепродажное обслуживание, консультационные и другие услуги, требующие постоянного присутствия производителя на рынке. Как правило, это производство технически сложных видов продукции. В этом случае иметь собственное производство за рубежом более выгодно, чем организовать там чисто сбытовую фирму и, тем более, чем сбывать продукцию через посредников.
3. Последствия экспорта и импорта капитала
Международное движение капитала оказывает огромное влияние на мировую экономику:
Способствует росту мировой экономики. Приток зарубежных инвестиций для стран-реципиентов помогает решить проблему нехватки производительного капитала, увеличивает инвестиционную способность, ускоряет темпы роста.
Углубляет международное разделение труда и международное сотрудничество.
Увеличивает объемы взаимного товарооборота между странами.
Между интересами экспортеров и импортеров капитала существуют объективные противоречия. Первые заинтересованы в наиболее прибыльном размещении своих свободных средств, вторые стремятся к их наиболее дешевому получению, по возможности на льготных условиях или безвозмездно.
Для стран-реципиентов импорт капитала имеет следующие положительные последствия:
преодолеваются проблемы внутреннего производства, проблемы ограниченности ресурсов и их эффективного использования;
создаются новые рабочие места;
иностранный капитал приносит новые технологии, эффективный менеджмент;
ускоряются темпы НТП;
расширяется товарный экспорт, т.к. вывоз капитала становится средством поощрения вывоза товаров за границу;
приток капитала способствует улучшению платежного баланса страны.
Отрицательные последствия импорта капитала:
приток иностранного капитала вытесняет местный капитал из прибыльных отраслей. Это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее экономической безопасности;
бесконтрольный импорт капитала может сопровождаться загрязнением окружающей среды;
импорт капитала часто связан с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров, уже прошедших свой жизненный цикл, а также снятых с производства в результате недоброкачественных свойств;
импорт ссудного капитала ведет к увеличению внешней задолженности страны.
К числу последствий для стран, экспортирующих капитал, можно отнести:
вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций ведет к замедлению экономического развития;
вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занятости;
перемещение капитала неблагоприятно сказывается на платежном балансе страны.
Главными экспортерами капитала традиционно являются промышленно развитые страны (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Нидерланды, Швейцария). К банковскому капиталу добавились институциональные инвесторы – страховые компании, пенсионные, инвестиционные, доверительные фонды. Важным направлением экспорта капитала стала «официальная помощь развитию», т.е. предоставление безвозмездной экономической и технической помощи и различного рода кредитов развивающимся странам.
Однако эти же страны являются и главными импортерами капитала. Они используют его для решения своих хозяйственных задач (модернизация промышленности, создание новых отраслей), а также макроэкономических задач (покрытие дефицита бюджета и платежного баланса, борьба с инфляцией).
Особенно широко финансовые ресурсы Запада привлекают развивающиеся государства. Они добились высоких темпов развития в 90-х гг. XX в. прежде всего за счет превращения задачи преодоления отсталости в основную цель экономической политики.
Более половины всех средств, поступающих из частных источников, приходится на ПЗИ. Притоку ПЗИ содействовали следующие факторы:
общая либерализация экономики развивающихся стран;
облегчение доступа иностранного капитала;
высокая оценка перспектив развития в ряде стран (особенно Азии);
дешевизна рабочей силы;
ослабление протекционизма и облегчение доступа продукции развивающихся стран на рынки развитых стран.
Приток ПЗИ ускорил развитие промышленности развивающихся стран и общую модернизацию экономики, получили развитие туризм, банковская и др. современные сферы экономики.
Притоку портфельных инвестиций содействовали:
создание фондовых рынков и допуск на них иностранных инвесторов;
более высокая доходность ценных бумаг;
включение в глобальную сеть.
На базе вывоза капитала возникают огромные компании, имеющие предприятия в разных странах, - так называемые международные монополии.
В мировом хозяйстве действуют два вида международных корпораций:
1. Транснациональные корпорации (ТНК), национальные по капиталу, но интернациональные по сфере деятельности.
2. Межнациональные корпорации (МНК) – интернациональные и по капиталу, и по сфере деятельности.
Ведущим типом международных монополий являются ТНК. Теоретическая экономика уделяет транснациональным корпорациям много внимания. Первоначально ТНК изучались в рамках теории фирмы, затем стали разрабатываться их самостоятельные концепции.
Ч.П. Киндлебергер соединил теорию роста фирмы с теорией монополистической конкуренции и на этой базе обосновал выход компании за национальные границы: нормально развивающаяся фирма должна постоянно расти, используя свои монополистические преимущества.
Р. Вернон в своей концепции жизненного цикла продукта объяснял феномен ТНК прежде всего стремлением национальных монополий нанести своим зарубежным конкурентам как бы упреждающий удар.
Дж. Гэлбрейт считает, что генезис ТНК обусловлен технологическими причинами: современная продукция более сложна, чем в XIX веке, ее сбыт и обслуживание за рубежом требуют от фирмы создания товаро- и услугопроводящей сети.
Марксистская концепция сводится к тому, что ТНК – это прежде всего результат наложения процесса капиталистической концентрации и централизации на процесс интернационализации производства.
Последняя по времени появления – концепция интернализации. Она опирается на идеи английских экономистов Р. Коуза и Н. Калдора о том, что внутри большой корпорации между ее подразделениями действует особый внутренний рынок (internal), регулируемый руководителями корпорации и ее филиалов. Создатели этой концепции – Л. Бакли, М. Кассон, Дж. Мак-Манус, А. Рагмен, Дж. Даннинг и другие – считают, что значительная часть формально международных операций является фактически внутрифирменными операциями между подразделениями больших хозяйственных комплексов, называемых ТНК.
В 1901 году всего 18 корпораций США имели за рубежом дочерние предприятия (их было 47); накануне первой мировой войны – соответственно 39 и 116. В начале 80-х годов центр ООН по ТНК относил к транснациональным корпорациям 10 тысяч компаний со 100 тысячами филиалов. В 1992 году в мире насчитывалось 40 тысяч ТНК, которые имели 270 тысяч зарубежных филиалов.
Сейчас ТНК рассматривают в качестве главной цели своей деятельности не «максимизацию прибыли», а «максимизацию рынка». В результате формируется глобальная сеть производства и сбыта, когда эти корпорации уже не довольствуются созданием производства с законченным циклом в отдельных странах, а стремятся специализировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве какого-либо компонента, узла для сбора конечной продукции там, где это выгоднее всего. Таким образом, проявляется глобальная мобильность производственных факторов и предприятий, которые перемещаются в направлении тех стран, где уровень прибыльности выше, а условия деятельности наиболее благоприятны.
4. Влияние движения капиталов на платежный баланс
Существует такое понятие, как «бегство» капитала. В узком смысле – ускоренное и внезапное перемещение краткосрочных капиталов из страны за рубеж; в широком смысле – массовый отток капитала из одной страны в другие в разных формах и на разные сроки в поисках более прибыльных и надежных сфер его приложения. Основная причина «бегства» капитала – экономическая и политическая нестабильность в стране, инфляция, недоверие к национальной валюте, неэффективная экономическая политика, вызывающая кризисные потрясения, повышение различных рисков, высокие налоги.
Различаются следующие формы «бегства» капитала:
1) нелегальные (оставление за рубежом части инвалютной выручки, упущенная выгода на внешнеэкономических сделках, например, при бартерных сделках, авансовые платежи по фиктивным контрактам, контрабандный вывоз капитала и товаров и др.);
2) по легальным каналам (увеличение зарубежных активов предприятий, банков), приобретение недвижимости за рубежом, не декларируемый вывоз инвалюты и др.);
3) отмывание «грязных» денег, связанных с противоправными действиями юридических и физических лиц и внедрением их в легальные финансовые потоки;
4) внутреннее «бегство» капитала к инвалютам в форме долларизации экономики.
Оценить размеры «бегства» капитала трудно. В мировой практике для их оценки применяются следующие методы:
1) общий метод - сумма прироста иностранных активов (кроме официальных резервов) и статья «Ошибки и пропуски» платежного баланса;
2) определение долга частного сектора - увеличение внешней задолженности за счет переводов банков и небанковских учреждений и статья «Ошибки и пропуски» платежного баланса;
3) метод углубленного анализа - сумма краткосрочных переводов капитала из небанковского частного сектора и упомянутая статья платежного баланса;
4) косвенный метод — доля иностранных активов, не декларируемых для налогообложения. По оценке МВФ, по косвенному методу до 2/3 вывоза капитала может рассматриваться как «бегство» капитала.
«Бегство» капитала - глобальное явление, периодически охватывающее то одни, то другие страны. По некоторым оценкам, в России незаконный перевод активов в зарубежные банки достиг 50 млрд. долл. США, а общая сумма составила 230 млрд. (март 1998г.).
«Бегство» капитала подрывает экономический, особенно финансово-инвестиционный, потенциал страны, вызывает финансовые потери в виде упущенной выгоды от традиционного вывоза капитала (проценты, дивиденды), ограничивает возможности внутренних капиталовложений, подрывает национальную безопасность.
Приток иностранных капиталов оказывает двоякое влияние и на платежный баланс страны-импортера: вначале увеличиваются поступления, но с наступлением сроков платежей страны-должники вынуждены уплачивать сумму долга, а также проценты и дивиденды. Иностранные капиталы оказывают положительное влияние на платежный баланс страны-должника при условии их самоокупаемости, если использование капиталов приносит доходы, часть которых направляется на погашение внешней задолженности. Они могут способствовать уменьшению импорта товаров страной-должником. Например, многие виды продукции, которые страны Западной Европы раньше ввозили из США (автомобили, сельскохозяйственное оборудование, нефтепродукты, электротовары), ныне производятся на американских предприятиях в этих странах.
Отрицательное воздействие прямых инвестиций на платежный баланс страны — импортера капитала проявляется, когда сумма вывозимых прибылей превышает приток новых капиталовложений страны — инвестора капитала. По истечении срока окупаемости иностранных предприятий (обычно 7—8 лет для американских, 10—11 лет для английских) первоначальные инвестиции превращаются в накопленный капитал. Уменьшается доля внешних источников финансирования иностранных предприятий. Одновременно растут иностранные инвестиции за счет использования местных капиталов в форме кредитов, размещения акций и облигаций. ТНК в этих целях широко используют мировой рынок ссудных капиталов. По мере покрытия капиталовложений иностранных инвесторов за счет местных и международных источников сокращаются приток капитала из родительских компаний, реинвестирование их прибылей и соответственно возрастает вывоз прибыли.
Отрицательные последствия портфельных инвестиций для платежного баланса страны приложения капитала связаны с их репатриацией (от лат. repatriaire — возвращение на родину) размещенного за рубежом капитала в период экономического, политического и валютного кризисов в стране инвестирования. Кроме того, отлив прибылей по портфельным инвестициям нередко превышает новый приток иностранного капитала.
Негативное влияние иностранных капиталов на платежный баланс может быть связано с установлением контроля крупных иностранных монополий над экономикой ввозящей их страны, включая структуру и географическое направление экспорта товаров. Например, иностранные фирмы поощряют импорт товаров и услуг из страны — экспортера капитала по линии поставок родительских компаний своим филиалам. Причем ТНК прибегают к махинациям с помощью трансфертных цен по внутрифирменным поставкам, которые составляют примерно половину экспорта и импорта США. Особенность современного международного движения капитала заключается в концентрации в промышленно развитых странах примерно 2/3 иностранных инвестиций в мире.
В условиях глобализации мировой экономики нарастает взаимопроникновение капиталов США, Японии, стран Западной Европы, что усиливает партнерство и соперничество между ними.
Тема 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
1. Сущность и причины миграции рабочей силы
Движение рабочей силы тесно связано с движением капитала и во многом обусловлено его перемещениями. Миграция населения известна с давних времен, исторически это была первая форма существования МЭО.
Миграция (от лат. «перехожу», «переселяюсь») – это перемещения людей через границы определенных территорий, связанные, как правило, со сменой места жительства.
Международная миграция существует в различных формах: трудовая, семейная, рекреационная, туристическая. Миграция носит добровольный характер. Но истории известны факты принудительной миграции (доставка черных рабов на Американский континент).
Виды миграции:
Эмиграция – это выезд граждан из своей страны, иммиграция – это въезд граждан другого государства на территорию данной страны;
Внешняя миграция – миграция населения между странами, внутренняя миграция – миграция в пределах национальных границ;
Трудовая миграция. Международный рынок рабочей силы существует в виде трудовой миграции, которая является формой экспорта и импорта рабочей силы.
Все перемещения рабочей силы слагаются из потоков выбытий (эмиграции) и прибытий (иммиграции). Разница между этими потоками дает объем чистой миграции, а их сумма – объем валовой миграции.
По классификации ООН, постоянными трудящимися мигрантами считаются лица, прибывающие в страну въезда, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, не превышающий одного года.
Причинами трудовой миграции являются факторы экономического, культурного, экологического, политического, национального, религиозного, расового, психологического, гуманитарного, правового порядка.
Социально-экономические причины трудовой миграции:
1. Неравномерность экономического развития различных стран; пребывание их в разных фазах экономического цикла.
2. Различные уровни доходов в разных странах.
3. Существенное отличие уровней безработицы в странах.
4. Специфика формирования трудовых ресурсов в экономически отсталых странах (перенаселенность, безработица, низкая производительность труда).
5. Относительная дешевизна трудовых услуг слаборазвитых стран.
Выделяют следующие виды трудовой миграции:
Безвозвратная, при которой мигранты выезжают на ПМЖ в принимающей стране;
Временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от 1 года до 6 лет;
Сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (с/х и сфера услуг);
Маятниковая (челночная, приграничная) – ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно (называют этих людей фронтальеры);
Нелегальная – незаконный въезд в страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (туристами, по приглашению) с последующим нелегальным трудоустройством;
«Утечка умов» – это односторонняя миграция научно-технических кадров в рамках мирового хозяйства в преимущественно промышленно развитые страны, ведущая к утрате квалифицированных специалистов стран-доноров (ученых, «звезд» спорта).
2. Последствия трудовой миграции
Для стран-доноров эмиграция приносит следующие преимущества:
уменьшается давление избыточных трудовых ресурсов, частично снижается безработица и социальная напряженность в стране;
после работы за границей в страну возвращаются более квалифицированные работники, владеющие передовой организацией труда;
страны получают валютные переводы от своих граждан, работающих за рубежом.
Недостатки эмиграции состоят в следующем:
отток части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте;
потеря части понесенных затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов (при «утечке умов»);
потери будущих налоговых поступлений.
Принимающие трудовых мигрантов страны получают следующие выгоды:
экономия на зарплате (иностранные рабочие оплачиваются ниже уровня зарплаты национальных кадров);
повышение конкурентоспособности их товаров вследствие уменьшения издержек производства;
за счет иммигрантов расширяется емкость внутреннего рынка предметов потребления;
дополнительные налоговые поступления в бюджет;
экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку квалифицированных работников-иммигрантов;
иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, т.к. они первыми могут быть уволены;
иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ.
К отрицательным моментам, связанным с импортом рабочей силы, можно отнести:
появление дискриминации по отношению к иностранцам, межнациональная неприязнь;
перенаселенность;
недовольство коренного населения, возникновение элементов социальной напряженности.
3. Государственное регулирование трудовой миграции
Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников. Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений.
В странах-импортерах рабочей силы система государственного регулирования включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения.
Государство может:
1) ограничить въезд иммигрантов;
2) выслать насильственно (депортировать) иностранных рабочих в их отечества;
3) стимулировать добровольное переселение (репатриацию) рабочих-иммигрантов.
Страны-реципиенты (принимающие) применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:
профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности);
возрастной ценз;
состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);
социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также состоящих в рядах реакционных партий);
квотирование (законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий, при этом страны устанавливают квоты на въезд иностранцев из определенных стран – Азии, Африки).
Экономическое регулирование трудовой миграции включает:
уплату иммигрантом пошлины за трудоустройство;
первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;
налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;
ограничение времени пребывания иностранных рабочих в данной стране.
В странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя.
В настоящее время миграционные потоки регулируются как двусторонними межправительственными соглашениями, так и многосторонними.
Действуют Шенгенский договор (Германия, Франция, страны Бенилюкса, Италия), соглашение о создании общего североевропейского рынка труда (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция).
Странами ЕС в конце 1991г. разработаны кратко-, средне- и долгосрочно действующие стратегии и различные инструменты сдерживания потоков нелегальных мигрантов.
В области регулирования миграции в странах-экспортерах рабочей силы ключевую роль играют гибкость и реализм политики. Просчеты в выборе ориентиров незамедлительно вызывают нежелательную реакцию в виде:
– роста нелегальной миграции;
– сокращения валютных переводов;
– снижения степени возвратности и т. д. Наиболее важными задачами, которые приходится решать стране-экспортеру рабочей силы, являются экономическая и социальная реинтеграция и адаптация возвращающихся мигрантов.
Международная организация по миграциям (МОМ) выработала рекомендации, в соответствии с которыми странам-экспортерам рабочей силы предлагается произвести определенные модификации в функциях государственных органов для повышения их роли в защите интересов мигрантов, консультационном и информационном обслуживании как находящихся за рубежом, так и собирающихся выехать на заработки. Государству необходимо:
1) определить отрасли и формы малого бизнеса, потребность в развитии которых особенно очевидна в данный момент;
2) оказывать конкретную помощь в открытии предприятий мигрантам, возвращающимся в страну;
3) осуществлять их льготное кредитование.
На международном уровне проблемой регулирования миграции занимаются несколько организаций.
Международная организация по миграциям (МОМ) осуществляет разработку долгосрочных программ в области упорядочения миграционных потоков, оказывает помощь в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д.
Международная организация труда (МОТ) действует в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов.
Верховный комиссариат ООН по делам беженцев решает вопросы их защиты, реализует долгосрочные решения и в первую очередь проблемы репатриации.
Тема 3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
1.Глобализация и порождаемые ею проблемы
Глобализация является синонимом взаимопроникновения и слияния экономик под давлением все более острой конкуренции и ускорения НТП.
Суть глобализации – в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, межэтнических и межконфессиональных конфликтах.
Предпосылки глобализации:
информационная революция (создание глобальных сетей);
интернационализация капитала и ужесточение конкуренции на мировых рынках;
дефицит природных ресурсов и обострение борьбы за контроль над ними;
демографический взрыв;
усиление техногенной нагрузки на природу;
распространение оружия массового уничтожения.
Проблемы, порождаемые глобализацией:
Дестабилизация экономической и социально-политической ситуации в отдельных странах и в мировом сообществе.
Изменение внешних и внутригосударственных условий деятельности финансовых институтов, что порождает нестабильность мировой финансовой системы. Процессы глобализации не только привели к неконтролируемому перемещению огромных денежных масс через национальные границы и формированию глобального финансового рынка, но и к изменению функций денег в мировой экономике. Деньги сами стали товаром, а спекуляция на изменении курса валют – наиболее выгодной операцией.
Усиление диспропорций в мировой экономике и нарастание социальной поляризации. Разрыв между нищим большинством и богатым меньшинством все больше.
Экологическая проблема. Наступила реальная опасность экологической катастрофы. Это вызвано деградацией жизненно важной для здоровья человека природной среды, разрушительным техногенным влиянием на биосферу, усиливающимся воздействием парникового эффекта на климат планеты, необратимыми потерями в генофонде планеты в связи с исчезновением многих видов животных и растений.
Мировой терроризм.
Угроза здоровью и жизни людей из-за эпидемий (малярия, «птичий грипп», туберкулез).
Геополитические конфликты (Ирак, Израиль и Палестина).
В качестве проблем, потенциально способных вызвать негативные последствия от глобализационных процессов во всех странах, можно назвать:
неравномерность распределения преимуществ от глобализации в разрезе отдельных отраслей национальной экономики;
возможная деиндустриализация национальных экономик;
возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям;
возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия.
Наиболее болезненные последствия глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так называемой мировой периферии. Основная масса из них, участвуя в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции (а некоторые из них — поставщиков деталей и узлов для современной сложной техники), оказываются во всесторонней зависимости от передовых держав и имеют доходы, во-первых, меньшие, во-вторых, весьма нестабильные, зависящие от конъюнктуры мировых рынков.
Глобализация для таких стран порождает, помимо вышеперечисленных, и еще множество других проблем:
увеличение технологического отставания от развитых стран;
рост социально-экономического расслоения, маргинализацию (т.е. разрушение государственного общества, представляющее собой процесс распада социальных групп, разрыв традиционных связей между людьми, потерю индивидами объективной принадлежности к той или иной общности, чувства причастности к определенной профессиональной или этнической группе11);
обнищание основной массы населения;
усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы;
ограничение ТНК способности государств проводить национально ориентированную экономическую политику;
рост внешнего долга, прежде всего международным финансовым организациям, который препятствует дальнейшему прогрессу.
Как уже отмечалось, наибольший выигрыш от участия в глобализации имеют промышленно развитые страны, получающие возможность снижать издержки производства и сосредоточиваться на выпуске наиболее доходной наукоемкой продукции, перебрасывать трудоемкие и технологически грязные производства в развивающиеся страны. Но и промышленно развитые страны могут пострадать от процессов глобализации, которые, если с ними не совладать, увеличат безработицу, усилят нестабильность финансовых рынков и т.д.
В качестве наиболее часто обсуждаемых социально-политических проблем, потенциально имеющих место в развитых странах в связи с процессами глобализации, можно назвать:
рост безработицы в результате:
внедрения новых технологий, что приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, усиливает социальную напряженность;
изменения структуры производства и перемещения массового выпуска трудоемких видов товаров в развивающиеся страны, что тяжело ударяет по традиционным отраслям этих стран, вызывая там закрытие многих производств;
возросшей мобильности рабочей силы;
выдвинувшиеся на первый план ТНК нередко ставят собственные интересы выше государственных, в результате чего роль национальных государств ослабевает и часть функций переходит к различным надгосударственным организациям и объединениям.
2. Международные экономические организации
Усложнение характера вопросов, подлежащих решению в повседневной международной жизни, обусловливает необходимость оперативного решения при помощи институционального механизма. Таким механизмом являются международные экономические организации (МЭО).
МЭО делятся на 2 категории: межправительственные и неправительственные.
Международные правительственные организации – это международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей.
Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права, обязанности).
Выделяют следующие виды МЭО:
1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира.
Это прежде всего система ООН, включающая ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными МЭО. Среди них можно выделить МВФ, МБРР, ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).
2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в т.ч. экономических и финансовых. Напр., Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
3. МЭО, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка.
В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций, объединяющих круг стран. Напр., Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, 1960), Международное соглашение по олову (1956), Международные соглашения по какао, по кофе, Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974).
4. МЭО, представленные полуформальными объединениями типа «семерки» (США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия).
5. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые и специализированные экономические и научно-технические организации.
ООН – Организация Объединенных Наций, создана в 1945г. Система ООН состоит из Объединенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.
Цели ООН:
поддержание международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер и мирного урегулирования споров;
развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов;
обеспечение международного сотрудничества по разрешению международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем и поощрение к правам человека.
ВТО – Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой организации. Основополагающими принципами ВТО являются:
предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;
взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
отказ от использования количественных ограничений;
содействие справедливой конкуренции;
разрешение торговых споров путем консультаций.
Группа Всемирного Банка. Всемирный Банк – это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из 5 тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.
МБРР (Международный банк реконструкции и развития) основан в 1945г., цель: предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.
МАР (Международная ассоциация развития) основана в 1960г., цель: предоставление льготных кредитов беднейшим развивающимся странам.
МФК (Международная финансовая корпорация) создана в 1956г., цель: содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.
МАИГ (Международное агентство по инвестиционным гарантиям) основано в 1988г., цель: поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.
МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) создан в 1966г. Цель: содействие увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров м/у правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве.
МВФ – Международный валютный фонд. Создан в 1945г.
Функции:
поддержание общей системы расчетов;
наблюдение за состояние международной валютной системы;
содействие стабильности обменных курсов валют;
предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов;
предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.
Каждое государство, вступая в члены МВФ, вносит определенную сумму – подписную квоту (более богатая страна вносит большую квоту и обладает большим количеством голосов). Для оказания финансовой поддержки своим членам МВФ использует следующие механизмы:
Обычные механизмы:
политика траншей (кредиты в виде долей, составляющих 25% квоты данной страны);
механизм расширенного финансирования (кредитование в течение 3 лет в целях преодоления трудностей с платежным балансом).
Специальные механизмы:
кредитование в случае непредвиденных обстоятельств (напр., рост цен на импортируемое зерно);
финансирование буферных запасов (кредит на пополнение запасов сырья).
Чрезвычайная помощь (в форме закупок товаров с тем, чтобы решить проблемы платежного баланса).
3. Сущность СЭЗ и причины их создания
Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века стали свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.
Со времени подписания в 1973г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода свободных экономических зон. К 2000году через различные СЭЗ проходит до 30% мирового товарооборота.
Международные корпорации рассматривают СЭЗ как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль (норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30-35%, а в азиатских зонах – более 40%). Сроки окупаемости капиталовложений в СЭЗ сокращаются в 2-3 раза.
Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны.
Как правило, свободная экономическая зона – это в той или иной степени обособленная географическая территория.
В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.
Для некоторых стран «свободные зоны» по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зоны».
Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.
Со сходной целью создавались
свободные экономические зоны и в ряде
развивающихся государств. Однако в
отличие от промышленно развитых стран
в этих государствах упор при создании
СЭЗ делается на привлечение иностранного
капитала, технологий, модернизацию
промышленности, повышение квалификации
рабочей силы.
Помимо названных целей
и причин создание свободных экономических
зон увязывается с тремя основными
задачами:
- стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;
- ростом занятости;
- превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.
Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.
В то же время образование свободной экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название «налоговой революции». Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.
4. Классификация СЭЗ
СЭЗ – это часть национальной территории, имеющая расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.
Выделяют следующие типы СЭЗ: таможенные зоны; беспошлинные торговые зоны; таможенные свободные зоны; зоны свободной торговли; внешнеторговые зоны; предпринимательские зоны; зоны технико-экономического развития; зоны развития новой и высокой технологии; научно-промышленные парки; экспортно-производственные зоны; свободные промышленные зоны; оффшорные центры; свободные банковские зоны; туристические центры и др.
Классификацию СЭЗ осуществляют по 4 критериям:
По характеру деятельности.
По степени интегрированности в мировую и национальную экономику.
По отраслевому признаку.
По характеру собственности.
По характеру деятельности выделяют:
1. Зоны свободной торговли представляют собой ограниченные участки территории, в пределах которой установлен льготный режим хозяйственной, в т.ч. внешнеэкономической, деятельности. Возникли еще в XVII – XVIII вв. Функции их сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров. Иногда допускается незначительная обработка иностранных товаров в целях их дальнейшего реэкспорта. К числу ЗСТ можно отнести магазины «дьюти фри» в международных аэропортах и свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.
2. Экспортно-производственные или промышленно-производственные зоны. Их относят к зонам 2-го поколения, возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товары, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.
Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами.
3. Научно-промышленные парки или технико-внедренческие зоны. Относятся к зонам 3-го поколения (70-80-е гг. XXв.). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.
Наибольшее число таких зон функционирует в США (технопарки), Японии (технополисы), Китае (зоны развития новой и высокой технологии). В них организуется разработка и выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции.
4. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.
К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). Они привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой тайны, лояльностью государственного регулирования. В этих зонах концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность.
Налоговые гавани отличаются от ОЗ тем, что в них все фирмы (местные и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.
В н.в. в мире более 300 оффшорных центров, среди них около 70 НГ. В числе стран, где функционируют оффшорные компании, Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, Остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария.
Компании в ОЗ либо не подлежат налогообложению, либо облагаются небольшим паушальным налогом. Также отсутствуют валютные ограничения и таможенные пошлины для иностранного инвестора, существует свободный вывоз прибылей, низкий уровень уставного капитала.
Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных капиталов, получении дохода от пребывания компаний в ОЗ, создании дополнительных рабочих мест.
II По степени интегрированности в мировую и национальную экономику различают:
СЭЗ экстравертивного типа (ориентированы на внешний рынок, экспорт составляет от 75 до 90% всей производимой продукции).
СЭЗ интровертивного типа (интегрированы в национальную экономику).
Классификация по отраслевому признаку затруднена тем, что в экспортно-промышленных зонах располагаются ПП различных отраслей. Но существует и определенная специализация на одной или нескольких отраслях промышленности.
По характеру собственности выделяют СЭЗ: государственные; частные; смешанные.
5. Льготы и фазы жизненного цикла СЭЗ
Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.
Выделяют 4 группы льгот:
Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощение порядка осуществления внешнеторговых операций.
Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, НИОКР), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.
Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и помещениями, льготных кредитов.
Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.
Льготы, предоставляемые СЭЗ, не всегда являются главным фактором притока капитала. Более существенны такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур.
Фазы жизненного цикла СЭЗ:
1 стадия – внедрение, становление. Происходит выбор территории будущей зоны, разработка концепции ее функционирования, подготовка законодательных актов, создание промышленной инфраструктуры.
2 стадия – рост. Для этой стадии характерно налаживание промышленного производства из импортных материалов и полуфабрикатов, активное привлечение иностранного капитала и технологий, специализация на выпуске отдельных товаров.
3 стадия – зрелость. Производство массовой потребительской продукции, постепенное увеличение доли местного компонента в экспортной продукции, диверсификация производства и расширение рынков сбыта товаров.
4 стадия – спад, упадок. На этой стадии характерны или выравнивание условий деятельности для инвесторов по всей территории страны, или перепрофилирование зоны на выпуск наукоемкой продукции и трансформация ее в технопарк.