Внешнеэкономическая деятельность (работа 4)
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение ………………………………………..…………………………………3
Гл. 1. Содержание и особенности внешнеэкономической деятельности …...5
Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономическая политика………………………………………..………………………………….5
Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность……………………………………………………………………...10
Гл. 2. Анализ действующего порядка налогообложения внешнеэкономической деятельности в РФ……………………………………13
2.1. НДС при осуществлении внешнеторговых операций…………………..13
2.2. Особенности налогообложения налогом на прибыль внешнеэкономической деятельности….……………………………………….21
2.3. Особенности налогообложения акцизом внешнеэкономической деятельности ……………….……………………………………………………31
Гл. 3. Проблемы и перспективы налогового законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности в РФ …………………………………..38
3.1. проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности…………………………………...38
3.2. перспективы развития налогового законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности……………….…………………………40
Заключение ………………..…………………………………………………….44
Список использованной литературы …………………………………………47
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассматриваются вопросы налогообложения внешнеэкономической деятельности.
Формирование эффективной системы норм налогового законодательства и ее позитивное влияние на экономику РФ - неотъемлемая предпосылка успешного развития страны. Это предполагает надлежащее правовое регулирование налоговых отношений в общей финансовой деятельности государства. Одной из важнейших современных проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости государственных налогов. По оценкам ряда экономистов в ведущих индустриальных странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов достигает 92-93% от расчетного уровня. В российской экономике этот показатель намного ниже – по оптимальным оценкам он составляет 60%, по минимальным – около 40%.
Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности.
Цель работы:
- рассмотреть вопросы внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики;
- провести анализ законодательства, регулирующего ВЭД;
- рассмотреть особенности налогообложения ВЭД;
- выявить проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД;
- наметить перспективы дальнейшего развития налогового законодательства в сфере ВЭД;
Из поставленных целей логически вытекает главная задача курсовой работы – исследовать эволюцию и перспективы развития налогообложения ВЭД в нашей стране.
Источниками для написания работы явились труды современных отечественных и зарубежных исследователей, опубликованные статистические данные и нормативные документы.
1. Содержание и особенности внешнеэкономической деятельности.
1.1. Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономическая политика.
В настоящее время в России действует весьма сложная система регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и рассмотрение ее является достаточно трудным, так как в специальной литературе освещаются, как правило, лишь отдельные вопросы, связанные с регулированием ВЭД.
В сложившихся условиях государство начинает все активнее регулировать ВЭД в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭД, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т.д.
Функцией государственного регулирования, является разработка концепций ВЭД. Разработка концепции включает определение внешнеэкономической политики на данный период с учетом специфических условий внутреннего развития, а также международной экономической конъюнктуры, которая регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий.
Кроме этого, в обязанности государства при регулировании ВЭД входит выполнение внутренних и внешних функций. Понимание внутренних функций государства можно классифицировать следующим образом:
хозяйственно-организаторская функция, подразумевающая организацию производства товаров и услуг, могущих быть предметом внешнеторговых отношений государства, а также оказание помощи в их продвижении на внешний рынок;
фискальная функция, т.е. взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет от внешнеэкономической деятельности;
защитная функция - защита прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.
В состав внешних функций входят следующие:
установление торгово-экономических отношений с зарубежными странами;
защита государственной границы, включая организацию таможенной системы;
создание и применение мер для защиты внутреннего рынка при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
участие в международных и межгосударственных организациях, деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на систему государственного регулирования ВЭД.
Все многообразие средств государственного регулирования ВЭД можно сгруппировать в три основных блока.
Первый блок – меры общего характера, направленные на укрепление национальной экономики и ее позиций в системе мирового хозяйства, ведущие, в конечном счете, к повышению конкурентоспособности производимой продукции. Регулирование ВЭД в этом смысле – это регулирование всей национальной экономики, ее конъюнктурных состояний и качественно-структурного развития. Это меры антимонопольной политики, пресечение недобросовестной конкуренции, разработка и реализация государственных экономических программ, стимулирование научно-технического развития, создание необходимой нормативной базы и институциональной структуры. Меры такого рода создают общеэкономический базис ВЭД.
Второй блок – это специальные инструменты и механизмы, стимулирующие или сдерживающие соответствующие виды ВЭД. Среди них, как правило, выделяют несколько основных элементов: таможенно-тарифное регулирование, конвертируемость валюты и политику обменного курса.
Третий блок инструментов регулирования – прямое содействие компаниям – изготовителям в осуществлении ими ВЭД. Здесь выделяют прямое субсидирование экспортеров, косвенное субсидирование экспорта (налоговые льготы, уменьшение кредитных ставок, снижение тарифов, государственные заказы), внутреннее и внешнее кредитование, страхование и гарантирование экспортных кредитов.
В условиях либерализации ВЭД, необходимости соблюдения международных норм и правил регулирующая роль государства основывается на иных, чем в условиях административно-командной экономики принципах. Среди них:
равенство участников ВЭД и их недискриминация;
защита государством прав и интересов участников ВЭД;
исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность предприятий.
Среди регулирования других форм внешнеторговой деятельности важнейшая роль принадлежит регулированию экспорта не только как средству получения валютных доходов многими отечественными производителями, но и как инструменту отстаивания национальных интересов, укрепления тех позиций, которые должна занимать Россия в мировом хозяйстве в качестве крупнейшей промышленной державы мира, имеющей один из самых мощных научно-технических потенциалов. Причем в долгосрочном плане особенно важно создать такую систему регулирования ВЭД, чтобы она стимулировала экспорт именно готовой продукции.
Регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.
Внешнеэкономическая политика — это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики. Следует отметить, что формировался он на основе теории и практики рыночного хозяйства, а не принципов внешнеэкономической деятельности государств с планируемой из центра экономикой.
Формирование ВЭП должно осуществляться на основе глубокого анализа и максимально полного учета целого ряда важнейших факторов: блока внутренних социальных, экономических и правовых факторов, а также блока внешних факторов. Принципы ВЭП, обусловлены общенациональными интересами страны и представляют собой ВЭП самого общего уровня. Можно выделить ВЭП государства еще двух уровней:
ВЭП регионального уровня, когда общие принципы ВЭП корректируются и дополняются с учетом конкретных правовых и экономических условий взаимодействия РФ с региональными политическими и экономическими интеграционными группами или экономическими союзами стран СНГ, ЕС, и др. Разработка ВЭП регионального уровня должна вестись с учетом международной политической и экономической ситуации, а также обязательств государств, вытекающих из участия его в международных соглашениях и договорах.
ВЭП странового уровня, учитывающая особенности всего комплекса взаимоотношений с каждой конкретной страной, т.е. всю совокупность внешних факторов, а именно:
взаимодополняемость экономики РФ и экономики рассматриваемой страны;
уровень развития производительных сил страны и их структуру;
экономическую и социально-политическую ситуацию в стране;
объем и структуру внутреннего производства и потребления;
состояние платежного баланса рассматриваемой страны;
особенности финансово-кредитных отношений РФ с этой страной;
особенности правового регулирования ВЭД страны, включая наличие обязательств, вытекающих из ее участия в международных соглашениях и договорах.
Результаты поиска всех перечисленных факторов дают объективное основание для формирования реально обоснованной внешнеэкономической политики по отношению к рассматриваемой стране, т.е. позволяют адаптировать общие принципы ВЭП к условиям взаимодействия РФ с конкретной страной.
Поскольку государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в соответствии с российским законодательством осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровне, все рассмотренные аспекты прослеживаются и на уровне субъектов Российской Федерации.
Перед государством, как на федеральном, так и на региональном уровне, стоят серьезные задачи регулирования деятельности предприятий и организаций – участников внешнеэкономической деятельности. В первую очередь, необходимо создать условия для увеличения объемов производства импортозамещающей продукции, более активного выхода предприятий с этой продукцией на мировые рынки, условия для создания предприятий с участием иностранного капитала и привлечения инвестиций в реализацию социально значимых проектов. Предприятия - экспортеры должны принять участие в реализации национальных проектов, в первую очередь, касающихся вопросов развития агропромышленного комплекса, стройиндустрии, здравоохранения, а также активнее прилагать усилия по продвижению на внешние рынки продуктов интеллектуальной деятельности, качество которых в России находится на высоком уровне.
1.2. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ.
Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности - "дозволено все, что не запрещено", недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т. п. Изменения в экономике привели также к радикальным изменениям во внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внешней торговли, предоставлении права участия во ВЭД всем юридическим и физическим лицам, организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования ВЭД и т. д.
Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:
международными правилами и нормами, подписанными РФ международными договорами России с другими странами:
национальным - законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.
К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие:
"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"; "О валютном регулировании и валютном контроле"; "О таможенном тарифе"; "Об иностранных инвестициях"; "Таможенный кодекс РФ".
Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ. Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство. Управление внешнеэкономической деятельностью в РФ осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия РФ, Центральный банк России. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики РФ.
Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики. Под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
2. Анализ действующего порядка налогообложения ВЭД в РФ.
2.1. НДС при осуществлении внешнеторговых операций.
Экспорт и импорт услуг всегда были одними из наиболее спорных операций при исчислении НДС. Это связано с тем, что в отличии от реализации товаров на экспорт и производства работ место оказания услуг определить достаточно сложно. Правильное определение места оказания услуги важно как для иностранной, так и для российской компании. Поскольку именно от ответа на вопрос, где именно оказана услуга (на территории РФ или за ее пределами), зависит, будет ли эта услуга облагается НДС. Экспорт и импорт услуг достаточно часто используют международные группы компаний в своей хозяйственной деятельности. Это может быть необходимо как для реальной деятельности, так и для взаимного финансирования или внутрихолдингового налогового планирования. Чаще всего оказание услуг иностранной организации используется в качестве одного из способов перемещения дохода российской компании за границу.[17]
Экспорт (по данным таможенной статистики), миллион долларов |
||||
2007 |
||||
всего |
Государства-участники СНГ |
Страны Дальнего зарубежья |
||
январь |
21456 |
3064 |
18392 |
|
февраль |
23561 |
3501 |
20060 |
|
январь-февраль |
45017 |
6565 |
38452 |
|
март |
26434 |
4028 |
22406 |
|
январь-март |
71451 |
10594 |
60857 |
|
апрель |
27277 |
4148 |
23129 |
|
январь-апрель |
98728 |
14741 |
83987 |
|
май |
29794 |
4426 |
25368 |
|
январь-май |
128522 |
19167 |
109355 |
|
июнь |
26969 |
4082 |
22887 |
|
январь-июнь |
155492 |
23249 |
132242 |
|
июль |
29845 |
4566 |
25279 |
|
январь-июль |
185337 |
27815 |
157521 |
|
август |
30866 |
4700 |
26166 |
|
январь-август |
216203 |
32515 |
183687 |
|
сентябрь |
26641 |
4403 |
22239 |
|
январь-сентябрь |
242844 |
36918 |
205926 |
|
Импорт (по данным таможенной статистики), миллион долларов |
||||
2007 |
||||
всего |
Государства-участники СНГ |
Страны Дальнего зарубежья |
||
январь |
9847 |
1818 |
8029 |
|
февраль |
12376 |
2032 |
10344 |
|
январь-февраль |
22224 |
3850 |
18373 |
|
март |
15141 |
2304 |
12837 |
|
январь-март |
37365 |
6155 |
31210 |
|
апрель |
14983 |
2369 |
12613 |
|
январь-апрель |
52347 |
8524 |
43823 |
|
май |
15723 |
2486 |
13237 |
|
январь-май |
68071 |
11010 |
57061 |
|
июнь |
16765 |
2595 |
14170 |
|
январь-июнь |
84836 |
13605 |
71231 |
|
июль |
17373 |
2543 |
14830 |
|
январь-июль |
102209 |
16149 |
86061 |
|
август |
17975 |
2742 |
15233 |
|
январь-август |
120184 |
18891 |
101294 |
|
сентябрь |
16601 |
2514 |
14087 |
|
январь-сентябрь |
136785 |
21405 |
115380 |
Естественно, что при экспорте услуги выгоднее перенести место ее оказания за пределы России. Зачастую это выгодно и при импорте услуг, чтобы у российской стороны не возникли обязанности налогового агента. Однако при импорте услуг нужно предварительно рассчитать, что будет выгоднее: не выполнять функции налогового агента и не получить при этом вычет НДС или перечислить налог в бюджет и поставить его сумму к вычету.
Понятие “место реализации” в налоговом законодательстве используется только применительно к НДС. И если с местом реализации товаров, как правило, ошибок не возникает, поскольку статья 147 НКРФ дает однозначную трактовку рассматриваемого понятия, то реализация работ и услуг по договорам с иностранным контрагентами зачастую ставит перед налогоплательщиками множество вопросов.
Налоговый кодекс предписывает определять место реализации услуг в соответствии со следующими категориями:
Местонахождение имущества, с которым связаны работы, услуги;
Место фактического оказания услуг;
Место деятельности покупателя услуг;
Место деятельности исполнителя работ, услуг.
Чтобы в каждом конкретном случае определить, каким образом российской компании выгоднее всего оформить свои отношения с иностранной, рассмотрим несколько типичных ситуаций подробнее.
Место реализации работ (услуг), связанных с движимым имуществом, зависит от местонахождения этого имущества. Таким образом, если имущество находится в России, то и связанные с ним работы (услуги) следует считать произведенными на территории России вне зависимости от того, зарегистрирована на территории РФ компания, их выполняющая. И наоборот, если российская компания, являющаяся плательщиком НДС, будет осуществлять работы (услуги) с движимым имуществом, находящимся на территории иностранного государства, платить НДС по такому договору не нужно.
Прежде всего это касается организаций, которые являются заказчиками или исполнителями по договорам с иностранными контрагентами на монтаж, сборку, переработку, ремонт и техническое обслуживание движимого имущества. Зачастую, приобретая импортное оборудование, российский покупатель заказывает у иностранного поставщика его сборку и монтаж на месте (на территории РФ), что в результате приводит к необходимости платить НДС.
Компаниям, занимающимся импортом или экспортом услуг в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта, следует внимательно изучить предмет договора, прежде чем его подписывать. Указанные виды деятельности также следует рассматривать для целей исчисления НДС с точки зрения места их фактического оказания: на территории РФ или за пределами территории РФ. Таким образом, если компания не заинтересована в уплате НДС по данным видам услуг, ей нужно доказать, что услуги фактически оказываются за пределами России. Если же компании выгодней заплатить НДС и применить вычеты, надо доказать, что договор оказания услуг был заключен и исполнялся на территории РФ.
Все рассмотренные выше примеры касались ситуаций, когда определение места реализации зависело непосредственно от места оказания услуг. В то же время в некоторых случаях место реализации услуг определяется по местонахождению покупателя. Это значит, что экспорт подобных услуг не облагается НДС, поэтому их чаще всего и используют в налоговом планировании.
Это такие услуги, как:
Передача, переуступка патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, причем этот порядок касается передачи прав как исключительных, так и неисключительных;
Оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении НИОКР. Причем по мнению Минфина, сюда также можно отнести аудиторские услуги и услуги, сопутствующие аудиту, оказываемые российскими плательщиками иностранным компаниям. [10]
Предоставление персонала, если персонал работает в месте деятельности покупателя данной услуги. Следует обратить внимание, определение места оказания услуг по месту деятельности покупателя в данном случае не относится к оказанию агентских услуг по подбору персонала, например, кадровыми агентствами сторонним организациям.
Чтобы без риска споров квалифицировать услуги в качестве маркетинговых, можно руководствоваться письмом ФНС России от 20.02.06 № ММ-6-03/183, в котором дан довольно большой перечень процедур по исследованию рынка. Относительно консультационных услуг такого перечня налоговики не издали, поэтому зачастую налогоплательщикам приходится доказывать принадлежность конкретных консультационных услуг в суде.
Во избежание споров целесообразно оформлять подробные документы, подтверждающие факт оказания услуг и их суть. Причем желательно, чтобы эти документы были составлены в соответствии с ФЗ от 21.11.96 № 129-ФЗ “о бухгалтерском учете”. Перечень документов такой: договоры, задание заказчика на конкретные услуги, акты выполненных работ, отчеты исполнителя, счета-фактуры, платежные поручения.
Перемещение товаров (работ, услуг) через таможенную границу РФ является объектом обложения НДС. Экспортные поставки облагаются НДС по налоговой ставке О %, что предполагает не только освобождение от обложения НДС реализации продукции на экспорт, но и возмещение НДС, уплаченного поставщикам. [1; ст. 143, 164]
Освобождение НДС по ставке 0% производится при реализации: [1; ст. 164]
Товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов;
Работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта;
Работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
Припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов. При этом под припасами подразумевают топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного плавания;
выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории РФ, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;
построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов.
Для подтверждения факта реализации товаров (работ, услуг) зарубежному контрагенту российский экспортер должен представить в налоговый орган пакет документов, подтверждающих экспорт. [1; ст. 165].
В общем случае в пакет включаются:
Контракт налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ;
выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.
B случаях перевозки российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте товаров за рубеж для подтверждения экспорта услуг таможенная декларация представляться не должна. [1; ст. 165]. Вместо нее для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы должны быть представлены:
реестр выписок банка, подтверждающих фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за выполненные работы на счет российского налогоплательщика в российском банке;
реестр перевозочных документов, оформляемых при перевозках товаров в международном сообщении, с указанием в нем наименований или кодов входных и выходных пограничных и припортовых железнодорожных станций, стоимости работ (услуг), дат отметок таможенных органов на перевозочных документах, свидетельствующих о помещении товаров под таможенный режим экспорта или таможенный режим международного таможенного транзита либо свидетельствующих о помещении вывозимых с таможенной территории РФ продуктов переработки под процедуру внутреннего таможенного транзита;
копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.
Документы, подтверждающие экспорт, представляются экспортерами в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней считая с
даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. [1; ст. 165]. Вышеуказанный порядок не распространяется на российских перевозчиков, осуществляющих экспорт своих услуг на железнодорожном транспорте. Поскольку они не обязаны представлять таможенную декларацию, для них момент определения налоговой базы по НДС устанавливается в соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ как наиболее ранняя из следующих дат: либо день выполнения работ (оказания услуг), либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг). Начиная с 1 января 2008 года такие налогоплательщики применяют ставку НДС в размере 0% после представления в налоговый орган в срок не , позднее 180 календарных дней соответствующего пакета документов, включающего вместо таможенной декларации товаросопроводительные документы с отметкой пограничного таможенного органа.
Срок подачи документов не является пресекательным, то есть в случае его нарушения экспортер не утрачивает право на возмещение НДС. Однако если на 181-й день не будет представлен в налоговый орган пакет необходимых документов, для экспортера наступят неблагоприятные последствия, выражающиеся в том, что ему придется заплатить НДС, а также пени. НДС должен быть оплачен в этом случае в общеустановленном порядке, то есть обязанность по уплате этого налога возникает у налогоплательщика с момента, который определяется по одной из нижеуказанных дат, в зависимости от того, какая из них имела место раньше: [1; ст. 167].
день отгрузки товаров (работ, услуг), имущественных прав;
день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Для получения права на применение налоговой ставки 0% необходимо выполнение следующих требований:
товар должен быть вывезен с территории РФ в таможенном режиме экспорта, то есть он должен пересечь таможенную границу РФ. Это условие является существенным, поскольку на практике бывали случаи, когда налогоплательщики представляли все необходимые документы, включая ГТД, однако суд отказывал им в возмещении НДС, поскольку было доказано, что товар границу Российской Федерации не пересекал;
налоговым органам должны быть представлены все необходимые документы: подлинники или копии; [1; ст. 165].
налогообложение соответствующих операций по налоговой ставке 0% должно быть отражено в налоговой декларации, представленной в налоговый орган.
Для подтверждения экспорта налогоплательщик не должен представлять иные документы, помимо перечисленных выше. Однако налоговые органы при проведении контрольных мероприятий могут потребовать для проверки правильности исчисления НДС и своевременности его уплаты, чтобы налогоплательщик представил дополнительные документы, кроме указанных в ст.165 НКРФ, включая первичные учетные документы.
Перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых на территории РФ не подлежат обложению НДС. [1; ст. 149].
Устанавливается два перечня товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от обложения НДС: [1; ст. 149].
операции, по которым налогоплательщик не имеет права отказаться от освобождения от НДС;
операции, по которым налогоплательщик имеет такое право.
Для экспортера это означает, что, реализуя на экспорт товары (работы, услуги), освобожденные от обложения НДС, он не должен уплачивать по ним НДС даже по налоговой ставне 0% с представлением пакета документов, подтверждающих экспорт.
Единственное, что тре6уется от налогоплательщика, - отразить соответствующие операции в декларации по НДС, представляемой в налоговый орган за отчетный период.
Следует учитывать, что в случае использования товаров для операций по производству и (или) реализации товаров, освобожденных от обложения НДС суммы этого налога, уплаченные при приобретении таких товаров, учитываются в их стоимости. В связи с этим, например, суммы НДС уплаченные организацией в отношении услуг по таможенному оформлению, складских и подобных услуг, используемых при осуществлении операций по реализации на экспорт товаров, освобожденных от обложения НДС учитываются согласно письму Минфина России от 08.02.2005 N2 03-04-08/18 в их стоимости. [1; ст. 170].
2.2 Особенности налогообложения налогом на прибыль внешнеэкономической деятельности.
Иностранные организации могут получать от источников в РФ доходы, не связанные с осуществлением непосредственной деятельности в РФ, включая деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства. В отношении таких доходов налогоплательщиком является иностранная организация, а сумма налога на прибыль удерживается и уплачивается в бюджет у источника выплаты доходов налоговым агентом.
Отдельные вопросы налогообложения таких доходов изложены в (ст. 309 НКРФ). Однако это не означает, что доходы, перечисленные в этой статье НКРФ, не может получать постоянное представительство. При этом наличие или отсутствие постоянного представительства влияет на порядок налогообложения доходов от источников в РФ.
Вне зависимости от наличия или отсутствия постоянного представительства указанные в (ст. 309 НКРФ) доходы, за изъятиями, установленными этой статьей, относятся к доходам от источников в РФ. При этом приведенные доходы являются доходами из источников в РФ по определению, и дополнительно устанавливать их «российское» происхождение не требуется. [1; ст. 309].
В соответствии с нормами НКРФ такие доходы можно подразделить на два типа: доходы инвестиционного характера (пассивные), и все другие доходы (активные), в том числе от деятельности в РФ, не при водящей к образованию постоянного представительства.
В соответствии сп. 1 ст. 309 НК рф следующие виды доходов, которые получены иностранной организацией и не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов:
- дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российской организации.
В соответствии сп. 1 ст. 43 НК РФ дивидендом признается "любой доход, полученны~ акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим ак
ционеру (участнику) акциям (долям) пропорцио- ... нально долям акционеров (участников) в устав- ~
ном (складочном) капитале этой организации. }
В целях главы 25 НК РФ под дивидендами пони- ~
маются доходы от долевого участия в деятель- е
ности организаций (преамбула ст. 275 НК РФ). :g
Налог на прибыль удерживается с полной ~ суммы выплаты доходов в виде дивидендов по !S
В соответствии сп. 1 ст. 309 НК рф следующие виды доходов, которые получены иностранной организацией и не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов:
- дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российской организации.
В соответствии сп. 1 ст. 43 НК РФ дивидендом признается "любой доход, полученны~ акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим ак
ционеру (участнику) акциям (долям) пропорцио- ... нально долям акционеров (участников) в устав- ~
ном (складочном) капитале этой организации. }
В целях главы 25 НК РФ под дивидендами пони- ~
маются доходы от долевого участия в деятель- е
ности организаций (преамбула ст. 275 НК РФ). :g
Налог на прибыль удерживается с полной ~ суммы выплаты доходов в виде дивидендов по !S
Следующие виды доходов, которые получены иностранной организацией и не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ, относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов: [1; ст. 309].дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру российской организации.
Дивидендом признается любой доход, полученный акционером от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим акционеру акциям пропорционально долям акционеров в уставном капитале этой организации. В целях главы 25 НКРФ под дивидендами понимаются доходы от долевого участия в деятельности организаций. [1; ст. 43].
Налог на прибыль удерживается с полной суммы выплаты доходов в виде дивидендов по ставке 15%.
Соглашениями об избежании двойного налогообложения термину «дивиденды» может придаваться иное значение. В таких случаях соответствующий вид дохода подлежит обложению налогом на прибыль в порядке, установленном для дивидендов в соглашении об избежании двойного налогообложения, независимо от того значения, которое придается вышеуказанному термину законодательством РФ о налогах и сборах;
Процентами признается любой заранее заявленный доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). [1; ст. 43].
К процентному доходу, в частности, относятся:
доходы по предоставленным займам и кредитам, в том числе по товарным и коммерческим;
доходы от средств, размещенных в депозит;
доходы, начисленные по корреспондентским счетам иностранных банков;
доходы, выплачиваемые иностранным банкам по операциям «овердрафт»;
доходы от премий, выплачиваемых при погашении ценных бумаг, ранее реализованных с дисконтом;
доходы по эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;
иные доходы, рассматриваемые в качестве «процентов» в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и соглашениями об избежании двойного налогообложения.
Доходами, источником которых считается РФ, являются любые выплаты, производимые в счет долговых обязательств организаций.
Например, при выплате процентов по привлеченным кредитам удержание налога на прибыль с этих процентов производится как в случае зачисления суммы кредита на счет российской организации в российском банке и выплате процентов с этого счета, так и в случае зачисления суммы кредита на счет российской организации в иностранном банке и выплате процентов с этого же счета либо с любого другого счета.
При выплате процентного дохода по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и размещения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов, налог на прибыль удерживается по ставке 15 %.
При выплате иных видов процентного дохода налог на прибыль удерживается у источника выплаты по ставке 20 %.
В случае, если соглашением об избежании двойного налогообложения, действующим в отношениях РФ с иностранным государством, предусмотрен иной порядок налогообложения доходов в виде дивидендов и процентов, при меняются положения соответствующего международного договора.
Налоговая база по доходам от реализации акций определяется как разница между суммой доходов от реализации акций и расходами на приобретение акций. Вышеуказанные расходы иностранной организации учитываются при определении налоговой базы, если к дате выплаты доходов в распоряжении налогового агента имеются предоставленные этой иностранной организацией документально подтвержденные сведения о таких расходах. Документами, подтверждающими цену приобретения акций, могут быть договоры на их покупку, платежные документы, подтверждающие их оплату в соответствии с договором. [1; ст. 280].
В случае отсутствия таких документов определение цены приобретения ценных бумаг возможно на основе средних цен рынка, фактически сложившихся на соответствующую дату, сведения о которых публикуются рядом информационных агентств.
К исчисленной таким образом налоговой базе применяется ставка налога на прибыль в размере 24 %.
Если документально подтвержденные данные о расходах иностранной организации на приобретение акций не представлены или если эти расходы не признаются расходами в целях обложения налогом на прибыль, налог на прибыль удерживается с полной суммы дохода от реализации акций по ставке 20 %.
Доходы от реализации ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на иностранных биржах, не признаются доходами от источников в РФ. Исходя из этого если акции российских организаций, более 50 % активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, были приобретены на иностранных биржах, то вне зависимости от соответствия критерию «50 %» доходы иностранных организаций от их реализации не относятся к доходам от источников в РФ и налогообложению в РФ не подлежат.
Для определения расходов иностранной организации, то есть стоимости приобретения ею недвижимого имущества, могут использоваться, например, договоры купли-продажи, счета, подтверждающие оплату приобретенного имущества в соответствии с договором купли-продажи, выписки из учета головного офиса иностранной организации, справки о стоимости имущества, выдаваемые органами технической инвентаризации.
В этом случае к налоговой базе применяется налоговая ставка в размере 24 %. В иных случаях, то есть если на момент выплаты дохода иностранной организацией не представлены документы, подтверждающие ее расходы на приобретение реализуемого имущества, к общей сумме выплачиваемого дохода применяется ставка налога на прибыль в размере 20 %;
Международные перевозки осуществляются между пунктами, находящимися в разных государствах, одним из которых является РФ. Доходы от международных перевозок, облагаются у источника выплаты в полной сумме выплаты по ставке 10 %.
На основании определения международной перевозки, установленного НКРФ, можно сделать вывод, что доходы от международных перевозок облагаются в полной сумме выплаты, а не только в пределах дохода, относящегося к перевозке по территории РФ. Из этого определения также следует, что доходы иностранной организации от перевозок, осуществляемых исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ, не подлежат налогообложению в РФ.
Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом. Следовательно, к международным перевозкам не относится перемещение продукции по трубопроводам. [5; ст. 309]. Доходы от международных перевозок облагаются налогом на прибыль у источника выплаты с учетом положений действующих соглашений об избежании двойного налогообложения РФ с иностранными государствами и в отдельных случаях с учетом норм действующих соглашений о сотрудничестве в области воздушного, морского, железнодорожного или автомобильного транспорта РФ с иностранными государствами.
Следующие виды доходов, также являются доходами иностранной организации из источников в РФ, которые облагаются также с учетом положении соответствующих соглашений об избежании двойного налогообложения: [1; ст. 309].
доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации, которые облагаются налогом на прибыль по ставке 20 %, если только такие доходы в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения не квалифицируются как “дивиденды”;
доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности, которые облагаются у источника выплаты по ставке 20%, если иное не предусмотрено соответствующим соглашением об избежании двойного налогообложения. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, использование любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта;
доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ.
Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций, за исключением доходов от предоставления в аренду или субаренду морских, воздушных судов либо иных подвижных транспортных средств или контейнеров, используемых в международных перевозках, облагаются по ставке 20 %;
доходы от предоставления в аренду или субаренду морских, воздушных судов или иных подвижных транспортных средств или контейнеров, используемых в международных перевозках, которые облагаются налогом на прибыль по ставке 10 %;
доходы от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитываются исходя из всей суммы лизингового платежа за вычетом возмещения стоимости лизингового имущества лизингодателю.
В остальных случаях сдачи имущества в аренду или субаренду налогооблагаемым доходом является вся сумма выплаты иностранному арендодателю.
При этом не имеет значения, осуществляется выплата арендных платежей со счетов в РФ или за рубежом. Критерием, определяющим возникновение доходов от источников в РФ, является месторасположение и использование арендуемого имущества на территории РФ;
штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, облагаемые налогом на прибыль у источника выплаты по ставке 20 %.
Перечень видов доходов, признаваемых доходами от источников в РФ, которые рассмотрены выше, не является закрытым. [5; ст. 309].
Иные аналогичные доходы облагаются налогом на прибыль по ставке в размере 20 %. Аналогичность доходов заключается не в их схожести с каким-либо из видов доходов, а в том, что они относятся к доходам от источников в РФ, не связанным с деятельностью через постоянное представительство, за исключением доходов, не относящихся к доходам от источников в РФ.
[1; ст. 309].
В частности, к иным аналогичным доходам относятся доходы от реализации на территории РФ ввозимых из заграницы товаров на условиях договоров торгового посредничества иностранных организаций с российскими организациями и гражданами. При этом доходом, источник выплаты которого находится на территории РФ, считается доход, выплачиваемый иностранной организации в виде разницы или части разницы между назначенной им ценой реализации и более выгодной ценой, по которой предприятие-посредник осуществило продажу поставленных для реализации товаров.
При отсутствии документов, свидетельствующих о ввозе иностранной организацией товаров из-за границы для их реализации на территории РФ, за доход, источник выплаты которого находится на территории РФ, принимается валовая выручка, выплаченная иностранной организации за реализованный товар.
Доходы иностранных организаций, полученные по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени самой иностранной организации, и связанные с экспортом в РФ товаров, не относятся к доходам от источников в РФ и соответственно налогообложению у источника выплаты не подлежат.
Иными аналогичными доходами могут быть признаны, например, доходы иностранных организаций по договорам о предоставлении персонала, носящие характер платежей за “аренду” персонала. В качестве иных аналогичных доходов могут быть признаны доходы иностранных организаций по операциям купли-продажи иностранной валюты.
Доходы, являются объектом обложения налогом на прибыль независимо от формы, в которой получены такие доходы, в частности в натуральной форме, путем погашения обязательств этой организации, в виде прощения ее долга или зачета требований к этой организации. [1; ст. 309].
Налоговая база по доходам иностранной организации, подлежащим налогообложению и сумма налога, удерживаемого с таких доходов, исчисляются в валюте, в которой иностранная организация получает такие доходы. При этом расходы, изведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход по официальному курсу Банка России на дату осуществления таких расходов.
Существует порядок налогообложения доходов иностранной организации, полученных в рамках договора доверительного управления имуществом. Если иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в РФ, является учредителем или выгодоприобретателем по договору доверительного управления, а доверительным управляющим является российская организация либо другая иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство в РФ, то с доходов такого учредителя или выгодоприобретателя, полученных в рамках договора доверительного управления, налог на прибыль удерживается и перечисляется в бюджет доверительным управляющим.
[1; ст. 309].
Доходы, причитающиеся иностранной организации в связи с заключением договора доверительного управления, определяются доверительным управляющим с учетом положений НКРФ. [1; ст. 276, 332], [12]
Сегодня многие российские фирмы ведут деятельность за границей. Причем это подразумевает и экспортно-импортные операции, и создание постоянных представительств, и вложение в уставные капиталы иностранных компаний.
Особенность налогообложения иностранных доходов российских фирм зависит от нескольких факторов. В частности, от вида и специфики деятельности, особенностей местного законодательства, а также международных соглашений, заключенных между страной - источником дохода и Россией.
Как правило, государства распространяют юрисдикцию на всю сумму дохода иностранной организации, полученного на их территории. Однако законодательство большинства стран, а также международные соглашения об устранении двойного налогообложения содержат положения о постоянном представительстве. Согласно этим положениям в государстве - источнике дохода облагаются доходы нерезидента от коммерческой деятельности только в связи с деятельностью через постоянное представительство и только в части, относящейся к этому представительству.
В зависимости от способа извлечения доходов и характера осуществляемой в иностранном государстве деятельности доходами российской организации от зарубежных источников являются:
доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, полученных от деятельности обособленного подразделения российской организации на территории иностранного государства;
внереализационные доходы, связанные с деятельностью обособленного подразделения российской организации на территории иностранного государства;
внереализационные доходы, не связанные с деятельностью обособленного подразделения российской организации в иностранном государстве.
От иностранных источников российская фирма может получать внереализационные доходы, которые не связаны с деятельностью ее постоянного представительства.
Таким образом, одинаковые по своему экономическому содержанию доходы российской организации от источников за рубежом могут облагаться налогом в иностранном государстве в составе доходов ее обособленного подразделения либо по самостоятельному основанию у источника выплаты.
Допустим, что:
доходы, не связанные с деятельностью иностранного филиала российской фирмы, не облагались налогом в составе доходов этого подразделения;
согласно законодательству иностранного государства налог при выплате этих доходов удержал налоговый агент.
В таком случае зачет налога, удержанного у источника выплаты, может быть предоставлен по самостоятельному основанию.Если одни и те же доходы в целях налогообложения в иностранном государстве были и включены в доходы филиала, и облагались у иностранного источника в момент их выплаты этому подразделению, то зачет налога, удержанного за пределами России, предоставляется только в части налога, который уплатило данное подразделение. Двойное налогообложение одного и того же дохода в иностранном государстве в данном случае устраняется в соответствии с законодательством этой страны.[13]
2.3. Особенности налогообложения акцизом внешнеэкономической деятельности.
Акциз является косвенным налогом. Российское налоговое законодательство при взимании косвенных налогов по внешнеторговым операциям базируется на принципе страны назначения товара. То есть при реализации товаров на экспорт акцизы не взимаются в стране происхождения товара. Так, при экспорте подакцизных товаров налогоплательщики могут воспользоваться правом на освобождение от уплаты акцизов либо правом на возмещение фактически уплаченной суммы налога. Рассмотрим каждую из этих процедур.
Операции по реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ в режиме экспорта освобождаются от уплаты акцизов. Однако условием для применения такого освобождения является представление налогоплательщиком в налоговую инспекцию поручительства банка или банковской гарантии. [1; ст. 183].
Операции по экспорту товаров не облагаются акцизами только при ведении раздельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.
Поручительство оформляется в соответствии с российским гражданским законодательством в виде договора между налоговым органом и поручителем. Налоговое поручительство должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и пени в случаях непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, а также неуплаты им акциза и пеней. [1; ст. 74, 184].
ГК установлено, что при заключении договоров поручительства каждая из сторон вправе выдвигать определенные условия. В частности, налоговыми органами договор может быть заключен, если платежеспособность банка не вызывает сомнений. Вопросы платежеспособности того или иного банка и доверия к нему решают территориальные налоговые органы на основании имеющихся у них информации и материалов.
Банковскую гарантию, как и поручительство банка, следует рассматривать в качестве обеспечения обязательств налогоплательщика перед налоговым органом. Так, в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая компания дают по просьбе принципала письменное обязательство уплатить кредитору принципала денежную сумму, если бенефициар представит письменное требование о ее уплате.
Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром. [1; ст. 369].
Исходя из изложенного, в отличие от поручительства банка банковская гарантия оформляется во исполнение соглашения гаранта (банка) с принципалом (налогоплательщиком). Третий участник правоотношений – бенефициар (налоговый орган) реализует свое право путем предъявления письменного требования об уплате налога гаранту.
Обязательство гаранта перед налоговым органом по гарантии прекращается:
при уплате налогоплательщиком или гарантом суммы, на которую выдана гарантия;
по окончании определенного в гарантии срока, на который она выдана.
Чтобы воспользоваться правом на освобождение от уплаты акциза, налоговое поручительство нужно представить в налоговую инспекцию не позднее установленного срока уплаты акцизов. Если поручительство банка отсутствует, то налогоплательщик обязан уплатить акциз в общем порядке. После представления документов, подтверждающих факт экспорта, уплаченная сумма налогоплательщику возвращается.
Суммы акциза, уплаченные по экспортируемым подакцизным товарам, возвращаются из бюджета только непосредственному плательщику акцизов. В настоящее время плательщиками акцизов признаются лишь производители подакцизных товаров. Поэтому именно они имеют право на освобождение от уплаты акцизов при экспорте. Налогоплательщик, осуществляющий операции, признаваемые объектом обложения акцизами, обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров или собственнику давальческого сырья соответствующую сумму акциза. В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах сумма акциза выделяется отдельной строкой, кроме случаев реализации подакцизных товаров за пределы территории России. [1; ст. 198].
Как уже отмечалось, при наличии поручительства 6анка производитель подакцизных товаров из давальческого сырья при помещении их под таможенный режим экспорта освобождается от уплаты акцизов, если представлены документы. Поэтому сумма акциза по таким товарам собственнику не предъявляется. При реализации подакцизных товаров на экспорт, производится либо освобождение от уплаты акцизов, либо возврат уплаченных сумм акциза. Но в любом случае экспорт товаров нужно подтвердить документально.
Перечень документов, подтверждающих обоснованность освобождения от уплаты акциза при вывозе подакцизных товаров в режиме экспорта за пределы территории РФ, в том числе в государства СНГ, содержится в (ст. 198 НК).
контракт налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
платежные документы и выписка банка, которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и пограничного таможенного органа;
копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов иностранных государств, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ.
Организовать реализацию товаров на экспорт может комиссионер, поверенный или агент. В этой ситуации помимо контракта, заключенного между иностранным партнером и лицом, осуществляющим по поручению налогоплательщика поставку подакцизных товаров на экспорт, налогоплательщик представляет договор комиссии, договор поручения либо агентский договор. При этом платежные документы и выписки банка должны подтверждать фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.
Если выручка от реализации подакцизных товаров поступила на счет налогоплательщика или собственника этих товаров от третьего лица, то в налоговую инспекцию наряду с платежными документами и выпиской банка представляются договоры поручения об оплате за экспортированные подакцизные товары, заключенные между иностранным лицом и организацией, осуществившей платеж.
Чтобы подтвердить право на освобождение от уплаты акцизов, налогоплательщик подает указанные документы в налоговую инспекцию в течение 180 календарных дней со дня реализации подакцизных товаров. В противном случае он обязан будет уплатить причитающуюся сумму акциза в бюджет. Поданные впоследствии документы, обосновывающие право на освобождение от налогообложения, предоставляют налогоплательщику право на возмещение уплаченных сумм налога. [1; ст. 203].
Необходимо обратить внимание, что один лишь факт подачи в установленный срок полного пакета документов, подтверждающих экспорт подакцизных товаров, не является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности начислить и уплатить акциз. Речь идет о случаях, когда до истечения срока подачи декларации и уплаты акциза с налоговым органом не заключен договор поручительства. Если до наступления срока уплаты акциза налоговая инспекция завершит камеральную проверку документов и примет решение о возмещении суммы акциза, акциз можно не уплачивать.
Допустим, факт экспорта подакцизных товаров, по которым было предоставлено освобождение, в установленные сроки документально не был подтвержден. Тогда по операции реализации этих товаров нужно начислить акциз. Отразить рассчитанную сумму акциза следует в декларации за тот налоговый период, в котором товар был отгружен на экспорт. Соответственно за данный налоговый период плательщик акциза представляет в инспекцию уточненную декларацию с внесенными в нее изменениями и дополнениями.
Кроме того, налогоплательщику будут начислены пени за несвоевременную уплату акцизов в бюджет. Ведь право отсроченного платежа было использовано неправомерно. Сумма акциза, уплаченная при реализации подакцизных товаров на экспорт, должна быть возмещена не позднее трех месяцев со дня подачи документов, подтверждающих факт экспорта. [1; ст. 203].
В течение указанного срока налоговая инспекция проверяет обоснованность налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении. Сумма фактического возмещения отражается в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика. Возврат сумм акциза осуществляют органы Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налоговой инспекции.
Единственным условием возмещения уплаченной налогоплательщиком суммы акциза по вывезенным на экспорт подакцизным товарам является подтверждение факта этого вывоза путем представления в налоговый opгaн необходимых документов. Установленный 180-дневный срок представления документов, подтверждающих экспорт подакцизных товаров, предусмотрен только для случаев, когда налогоплательщику было предоставлено освобождение от уплаты акциза. [1; ст. 198].
Главой 22 НКРФ введен одинаковый режим налогообложения операций по реализации товаров, вывезенных в режиме экспорта как в государства - участники СНГ, так и в страны дальнего зарубежья.
Исключение составляет лишь экспорт в Республику Беларусь. По подакцизной продукции, реализованной в эту страну с территории России, применяется особый порядок исчисления и уплаты акциза.
15 сентября 2004 года Правительство РФ и Правительство Республики Беларусь подписали Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Этот документ вступил в силу 1 января 2005 года.
Неотъемлемой частью соглашения является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и Республикой Беларусь. П.1 раздела 11 Положения освобождает операции по экспорту российских товаров в Белоруссию от обложения акцизами. Однако, чтобы получить такое освобождение, нужно в течение 90 дней с даты отгрузки подтвердить экспорт следующими документами:
договорами с белорусскими покупателями;
выпиской банка, свидетельствующей об оплате товара;
третьим экземпляром заявления о ввозе товара, экспортированного в Республику Беларусь, с отметкой белорусского налогового opraнa;
копией транспортных документов.
Кроме того, в налоговую инспекцию представляются другие документы, предусмотренные российским налоговым законодательством (п. 2 раздела 11 Положения). Перечень таких документов содержится в (ст.198 НКРФ).
Срок для подготовки документов составляет 90 дней. Если за этот период экспортер не успеет собрать нужные документы, то придется заплатить в бюджет акциз. Налог исчисляется за тот период, в котором были отгружены товары. При этом экспортер обязан подать в налоговую инспекцию уточненную декларацию и заплатить пени за просрочку платежа.
Если впоследствии экспортер подтвердит факт экспорта, уплаченный акциз можно будет вернуть. Это возможно, пока не истечет три года после того, как закончится 90-дневный срок, отведенный Положением для подтверждения экспорта. [13]
Глава 3. Проблемы и перспективы налогового законодательства в сфере ВЭД РФ.
3.1. Проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД.
Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы - массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию ее валютных ресурсов страна могла бы легко решить проблему выплаты внешней задолженности. Таким образом, сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление ВЭД"
Внешне утечка валюты напоминает экспорт капитала. Экспорт российского капитала - осуществляемый в разрешенных законодательством формах и под контролем государства вывоз интеллектуального, финансового и производственного капитала, право собственности, на который возникло на территории РФ, с целью его инвестирования в экономику зарубежных государств, как правило, без обязательства об обратном ввозе. Он имеет следующие признаки:
легитимность: подконтрольность государству и осуществление в санкционированных формах;
трансграничность хозяйственных операций, квалифицируемых как экспорт капитала: валюта или имущество пересекает таможенную границу РФ и таможенную границу государства-реципиента;
предметность: из страны вывозится и инвестируется в экономику иностранных государств именно капитал, имеющий российское происхождение, а не товары или российская национальная валюта. Однако в силу того, что в российском праве и законодательстве нет определения капитала, то есть это понятие имеет скорее экономическое, а не юридическое содержание, бывает трудно правильно квалифицировать ту или иную хозяйственную операцию российского резидента за рубежом в качестве капитальной операции либо текущей валютной операции;
бессрочность хозяйственно-правовых связей, опосредующих капитальные операции российских предпринимателей: капитал вывозится без обязательства экспортера возвратить его обратно в страну. Вернуться в Россию может предпринимательская прибыль, полученная с использованием за рубежом национального капитала, а сам он остается за рубежом до тех пор, пока существует зарубежное предприятие. И лишь в случае ликвидации созданного за рубежом российскими учредителями юридического лица его имущество может быть возвращено в Россию.
Основная характеристика утечки капиталов - их нелегальность, тщательная скрываемость от государства, а цель - незаконное сбережение российскими предпринимателями части своего дохода путем уклонения от налогов, которыми облагаются внешнеэкономические операции на территории России[16].
Еще одной проблемой, связанной с налогообложением ВЭД, является использование схем для незаконного возмещения НДС из федерального бюджета. Основной причиной, обуславливающей рост объемов возмещения сумм НДС по экспортным операциям, а также увеличения количества предприятий, использующих схемы для незаконного возмещения НДС из федерального бюджета, является наличие большого количества неясностей в действующем законодательстве.
Кодексом предъявляются строгие требования к процедуре возмещения экспортного НДС. На проверку документов, предоставленных экспортером, отводится три месяца. В течение этого времени налоговый орган обязан вынести решение о возмещении (либо отказе в возмещении) налога и в течение 10 дней уведомить налогоплательщика о принятом решении. Если в этот срок такое решение не принято или о нем не сообщено в установленный срок налогоплательщику, то налоговый орган обязан принять решение о возмещении налога. Причем закон не дает права увеличения этого срока ни при каких обстоятельствах.
Необходимо заметить, что сложность проверки документов, предоставленных экспортером, заключается в том, что зачастую поставщики, комиссионер (если товар отправляется на экспорт по договору комиссии), банки, в которых обслуживаются участники сделки, находятся в разных регионах РФ. Поэтому для того, чтобы проследить движение товара (установить фактическое его наличие) и движение денежных средств, в некоторых случаях требуется намного больше времени, чем отведено законом.
3.2. Перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД.
На современном этапе развития России внешнеэкономическая деятельность выступает важным фактором финансовой стабилизации страны. Поступления от ВЭД (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета.
Важным итогом в развитии ВЭД страны явилось также устойчивое положительное сальдо торгового баланса. Это было достигнуто за счет резкого сокращения государственного импорта и увеличения экспорта сырьевых товаров. Доходы от внешней торговли значительно ослабляют нагрузку на расходную часть бюджета. Тем самым уже в среднесрочной перспективе удаётся выйти из тяжелейшего валютно-финансового кризиса. Вместе с этим на фоне положительных тенденций в развитии ВЭД есть и негативные стороны:
привлекаемый иностранный капитал концентрируется в первую очередь в торговле, в т.ч. в значительной степени – во внешней, а также в топливно-сырьевых отраслях. Это совсем не те вложения, которые нам бы хотелось видеть. России нужны инвестиции в новые технологии и развитие предпринимательства;
экспорт России продолжает носить ярко выраженный сырьевой характер. На долю пяти товарных групп приходится около 80% экспорта. Происходит активное исключение из структуры экспорта продукции машиностроения;
несмотря на рост экспорта, это не сопровождается адекватным увеличением валютных поступлений в доход государства;
продолжается увеличение импорта, т.е. ввоз в Россию с/х продукции в ущерб развитию сельского хозяйства на внутреннем рынке;
выявилась незащищенность отечественных производителей от конкурирующей импортной продукции по широкому кругу товаров;
растёт дискриминация со стороны иностранных государств в отношении широкого перечня экспортируемой из России продукции, в результате чего страна не только ограничена в реальных возможностях поставок своих вполне конкурентоспособных товаров на западные рынки, но и потеряла прежние;
в России исчерпались экстенсивные факторы роста экспорта основных сырьевых товаров, т.е. за счёт физического объёма вывоза.
Существуют две крайние модели развития ВЭД: внешне- и внутренне ориентированные. Эти стратегии разделяются на основе внешних или внутренних факторов, воздействие которых должно оказывать преобладающее влияние на развитие ВЭД.
Внешне ориентированная модель, то есть направленная на присоединение к мировому сообществу, основывается на использовании таких положительных факторов, как повышение конкурентоспособности и диверсификации продукции, квалификации трудовых ресурсов, использование внешней сферы для смягчения трудностей и для следования за лидером, использование внешнего спроса в условиях ограниченного внутреннего спроса на отечественную продукцию. Эта модель получила широкое распространение в самом начале реформы ВЭД, когда платёжеспособный спрос внутри страны был низким и поэтому отечественные производители ориентировались преимущественно на связи с развитыми странами. Развитым странам прежде всего от России нужна продукция добывающей отрасли. Это способствовало усилению сырьевой зависимости отечественного экспорта.
Внешне ориентированная модель направлена на увеличение экспорта. Однако экономического роста можно достичь лишь при условии, что заработанные средства будут инвестироваться в развитие производства. Иначе расширение экспорта означает лишь отток ресурсов. Вывоз сырья приводит не только к падению цен на мировых рынках, но и к неблагоприятной структурной перестройке внутри страны: ресурсы переходят из обрабатывающих отраслей в добывающие. А это означает закрепление сырьевой специализации и деградацию промышленности, которую придётся закупать у других стран. Именно такие перспективы открывает свобода торговли России при внешне ориентированной модели.
В сложный период, который переживает Россия, неадекватной оказалась и реакция наших зарубежных партнеров. В их политике выявились элементы протекционизма со стороны не только отдельных товаропроизводителей, но и определенных властных кругов, которые опасаются возможной конкуренции экономически сильной России и поэтому достаточно откровенно выступают за применение под разными предлогами в отношении нашей страны политики двойного стандарта.
Западные страны создают препятствия на пути российского экспорта, причем даже в отношении сырьевых товаров, если это затрагивает интересы производителей на их собственных рынках. Что касается экспорта высокотехнологичной продукции (космические, ядерные технологии) и услуг, то на Россию оказывается давление даже в случае ее попыток выйти на рынки развивающихся стран.
Сложная ситуация сложилась в области регулирования импорта. На начальном этапе реформ в течение некоторого времени какие-либо барьеры на пути импорта в Россию практически отсутствовали. Именно в этот момент нужно было подумать о создании отвечающей международным нормам системы защиты внутреннего рынка. Однако таких шагов предпринято не было, и ситуация складывалась иначе.
Правительство России со значительным опозданием стало предпринимать целенаправленные действия для создания адекватного мировым нормам механизма защиты интересов российских производителей как внутри страны, так и за рубежом, предотвращения «утечки» из страны средств, а также недопущения недобросовестной конкуренции.
Следует отметить, что специфика нового этапа реформ в части ВЭД нашла отражение в среднесрочной программе правительства, которая в этой сфере исходит прежде всего из необходимости решения задач:
развитие экспорта и совершенствования его структуры;
защита внутреннего рынка и отечественных производителей;
продолжение курса на интеграцию российской экономики в мировое хозяйство и обеспечения для этого благоприятных внешних условий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Важным фактором развития национальной экономики являются внешнеэкономические связи. Расширение сферы внешнеэкономического и внешнеторгового сотрудничества России с зарубежными странами, использование в этой сфере новых рычагов и стимулов рыночного характера ставит перед участниками международных отношений ряд проблем. Эти проблемы касаются поиска способов адаптации России к новым условиям международных отношений, путей создания выгодных форм ее сотрудничества с зарубежными странами, а также выработки различных форм контроля за коммерческой деятельностью зарубежных фирм на российской территории, за продвижением товаропотоков, денежных средств через границу РФ. Создание экономических союзов в рамках интеграции является частью движения в направлении либерализации международной торговли. Любая зона стран или экономическое сообщество четко регламентированы и направлены на уменьшение или даже полное уничтожение искажений конкуренции. Протекционистские меры всех существующих союзов не должны превосходить предшествующий средний уровень. Союзы должны проводить также общую, адекватную принципам всемирной организации торговую политику.
Выгода от внешней торговли, помимо всего прочего, в том, что она позволяет сравнить экономические условия стран, как бы подстегивая их развитие. При этом одни страны освобождаются от напряжения производства, а другие получают внешний импульс для экономического процесса. Для стабилизации и развития международных экономических отношений, более активному развитию предпринимательства внутри страны, государство использует всевозможные рычаги управления, в числе которых главное место занимают налоги и налоговая политика.
Регулирование ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
единство внешнеэкономической политики и национальной экономической политики;
единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
обеспечение равенства всех участников ВЭД.
Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:
определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
разработка соответствующих федеральных программ;
защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
определение и реализация валютной политики страны;
формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
контроль за порядком купли-продажи отдельных товарных групп;
разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:
осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ;
заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции;
иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.
Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:
координация действий участников ВЭД;
выполнение договоров РФ с зарубежными странами;
разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
регулирование приграничной торговли;
информационное обеспечение ВЭД.
Нам кажется, что среди этих многообразных явлений современности, наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.
Список использованной литературы.
Налоговый кодекс РФ, по состоянию на 1.01.2008г.
Гражданской кодекс РФ, от 20.02.2006г, №51-ФЗ.
Постановление ФАС РФ от 16.12.05 №А56-8906/2005.
Постановление ФАС РФ от 23.11.06 №КА-А40/11248-06.
Постановление ФАС РФ от 28.02.06 №А13-7889/2005-15.
Постановление ФАС РФ от 10.03.06 №КА-А40/1487-06
Постановление ФАС РФ от 26.09.06 №КА-А40/8852-06.
Постановление ФАС РФ от 05.12.06 № 11781/06.
Письмо Минфина России от 11.11.04 №0304-08/117.
Письмо Минфина России от 08.02.05 №203-04-08/18.
Письмо Минфина России от 24.08.05 №03-04-08/224.
Журнал “Налоговый вестник”, №1 2007г, стр. 37 и 43.
Журнал “Российский налоговый курьер”, №6,8 2007г, стр. 49, 63
Журнал “Тактика налогового планирования” №5 2007г. стр.72.
Бобоев М.Р. “Налоговые системы зарубежных стран” – 2002г.
Черника Д.Г. “Налоги” – 2000г.
http://www.gks.ru.
http://www.garant.ru.
http://www.consultant.ru.
http://www.nalog.ru.
2