Анализ проблем вступления России в ВТО
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский Государственный
Инженерно Экономический Университет»
Кафедра экономической теории и национальной экономики
Курсовая работа по дисциплине
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Анализ проблем вступления России в ВТО
Выполнила:
Студентка
Группа № зачёт. книжки
Подпись:
Преподаватель:
Должность:
Оценка: Дата:
Подпись:
Санкт-Петербург
2007
Содержание
Введение
1. Основная информация о ВТО
2. Россия и ВТО
3. Основные направления переговоров по присоединению России к ВТО..
Итоги
Заключение
Список литературы
Введение
Тема моей курсовой работы: «Анализ проблем вступления России в ВТО».
Данную тему я выбрала потому, что, во-первых, считаю её актуальной.
При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.
В перспективе Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким может быть и конечный выбор российского бизнеса в целом. Однако нормы и правила ВТО создают для него принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию. На протяжении нескольких лет ведутся споры и дискуссии о плюсах и минусах вступления России в ВТО, о неоднозначных последствиях, последующих после вступления в организацию и, наконец, о самой необходимости вступления в ВТО. Особый интерес к обсуждению проблем проявляют представители среднего и малого бизнеса, так как для них переход России на качественно новый этап развития как внешней, так и внутренней экономики может оказать существенное влияние на дальнейшее развитие бизнеса. И не исключено, что это влияние будет носить скорее негативный, чем позитивный характер. Ярким подтверждением их заинтересованности может служить проведение уже восьмой по счёту Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО» 16 мая 2007 года.
Ввиду того, что вероятность вступления России в ВТО вызвала множество неоднозначных откликов и стала одной из самых острых проблем современной экономики, требуется развернутая и целевая, без политизированной спешки, подготовка нашей страны к членству в ВТО без ущерба для нашей экономической безопасности с учетом мнений и интересов российского бизнеса.
Во-вторых, по данной теме (несмотря на её относительную «молодость») можно найти большое количество материала. Чаще всего это выступления, интервью государственных деятелей, научных исследователей, данные различных государственные служб (таких, как ЦЭФИР, Комитет РСПП по торговой политике и ВТО), различные публикации в экономических журналах. Такая вариация источников информации позволяет отобрать наиболее свежий, объективный и различный по точкам зрения материал.
В-третьих, нельзя не отметить мою личную заинтересованность в выбранной проблеме и как будущего экономиста, и как потребителя. Я считаю, что проблема вступления России в ВТО касается каждого гражданина РФ. Хотя по данным опроса, проведённым Фондом Общественного Мнения (ФОМ), на июль 2006 год почти половина россиян (46%) не знают о существовании Всемирной торговой организации, но при этом треть граждан РФ поддерживают идею вступления России в эту организацию. Уверенно заявили, что знают о ВТО, 21% опрошенных. Еще 27% признались, что "что-то слышали" о ней. Затруднились с ответом 6%. В то же время тех, кто считает, что намерение России вступить в ВТО будет полезно для страны, набралось 29%. О том, что это принесет "больше вреда", заявили 16% (в 2004 году - 15%). При этом больше половины (55%) опрошенных затруднились ответить на этот вопрос1. Изучив такие противоречивые данные, мне захотелось заняться более глубоким и подробным анализом проблемы.
1. Основная информация о ВТО
История создания ВТО
Попытки создать Всемирную торговую организацию были предприняты сразу по окончании Второй мировой войны. Люди, которые этим занимались, ясно представляли, что такой важный участок международного экономического общения, как международная торговля, не может существовать без общепринятых правил движения на мировом рынке. В 1947-1948 гг. был создан проект, устав полной международной торговой организации. В разработке этого проекта участвовали и наблюдатели от Советского Союза. Он был частью послевоенной организации мира. Политическая организация мира - это Организация Объединенных Наций, а экономическая должна была состоять из трех главных элементов, два из которых уже существовали - Международный валютный банк и Всемирный банк. Третий элемент создан не был. Этого не произошло по вине Соединенных Штатов Америки.
Второй раз создать международную торговую организацию пытались в 1955 г. Сделать это не удалось опять из-за американцев.
В 1964 г. инициативу проявил Советский Союз. Тогда из-за сопротивления западных стран нам реализовать эту попытку полностью не удалось. Была создана лишь квазимеждународная торговая организация, которая называется Конференция ООН по торговле и развитию. Она действует и сегодня.
Только в 1987 г. начались многосторонние торговые переговоры, из которых выросла Международная торговая организация.
В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров стран-участниц ГАТТ 1986-1994 гг. был подписан ряд Соглашений, которые стали юридической базой для создания Всемирной торговой организации - ВТО. Правительства согласовали условия доступа к рынкам с тем, чтобы позволить бизнесу превратить торговые уступки в новые торговые возможности.
В 1990 г. Советский Союз стал наблюдателем в Генеральном соглашении по тарифам по торговле, из которого выросла Всемирная торговая организация. Чтобы стать полноправным членом организации, были сделаны необходимые шаги, то есть Россия в этом отношении продолжает путь, а не начинает2.
Чем ВТО отличается от ГАТТ?
Всемирная торговая организация не просто продолжение ГАТТ. Напротив, она полностью заменила собой своего предшественника и коренным образом отличается от него по своему характеру. Среди принципиальных отличий следует назвать следующие:
ГАТТ - это было комплекс правил, зафиксированных в международном соглашении, которое не предусматривало создание какой-либо организационной основы. Хотя ГАТТ получило неофициальный статус де факто международной организации, жизнь требовала перехода к более совершенному механизму. ВТО является постоянно действующей организацией, которая имеет собственный секретариат.
ГАТТ применялось на "временной основе", хотя - после более, чем сорока лет его существования, - правительства предпочитали рассматривать содержащиеся в нем обязательства как действующие на постоянной основе. Обязательства ВТО носят полномасштабный характер и являются постоянными. Они ратифицированы парламентами всех стран-участниц, чего не было в отношении ГАТТ.
Правила ГАТТ применялись только к торговле товарами. Помимо товаров, ВТО охватывает торговлю услугами, а также связанные с торговлей аспекты интеллектуальной собственности.
Хотя ГАТТ и являлось многосторонним международным инструментом, к началу восьмидесятых годов к нему добавилось много новых соглашений, в которых участницы ГАТТ могли участвовать, но не были обязаны это делать. Все соглашения, которые лежат в основе ВТО, являются обязательными для всех членов ВТО, и, таким образом, содержащиеся в них правовые нормы, являются обязательствами для всех членов организации. (Исключение составляют Соглашение по гражданской авиатехнике и по правительственным закупкам, участие в которых необязательное).
Существующая в рамках ВТО система урегулирования споров носит более четкий и оперативный характер; она действует почти автоматически, а потому вероятность того, что она будет блокирована, гораздо меньше, чем при старой системе ГАТТ. Исполнение решений, принимаемых для урегулирования споров, будет легче реализовывать на практике.
"ГАТТ 1947 года" продолжал действовать до конца 1995 г., что дало всем членам ГАТТ время для присоединения к ВТО и позволило продублировать деятельность в некоторых областях, например, в сфере урегулирования споров. Более того, ГАТТ продолжает свою жизнь как "ГАТТ 1994 года", который представляет собой юридически иной вариант, чем ГАТТ 1947 года, отвечающий требованиям сегодняшнего дня. "ГАТТ 1994 года" является неотъемлемой частью Соглашения об учреждении ВТО и по-прежнему регламентирует ключевые положения международной торговли товарами.
ВТО отличается от ГАТТ не только тем, что в ней представлено больше государств-членов, чем в ГАТТ, но и более широкими масштабами торгово-политической деятельности. ГАТТ действовало исключительно в сфере торговли товарами; ВТО охватывает торговлю товарами, услугами и "идеями", то есть интеллектуальную собственность и инвестициями3.
Структура ВТО
ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.
Бюджет ВТО на 2005 г. составлял 169 млн. швейцарских франков (примерно 130 млн. долл. США).
Цель создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер возможно в связи с наступлением кризной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого - огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права.
Страны-члены ВТО, которых на декабрь 2006 г. насчитывалось 149, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств".
Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция должна состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати4.
Основные принципы ВТО
Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.
Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.
Правила ГАТТ на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом дели они основаны на трех простых принципах:
принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;
принципе национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке;
принципе транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАСТ), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира5.
2. Россия и ВТО
История переговоров по присоединению России к ВТО
В 1946 г. СССР отклонил предложение принять участие в Генеральном соглашении о тарифах и торговле ГАТТ (предшественнике ВТО) и стал несколько позднее учредителем СЭВ – интеграционной организации социалистических стран, которая должна была стать своего рода «заменителем» ГАТТ в торговле между странами социалистического лагеря. Однако эта функция СЭВ не обеспечила интересы ряда соцстран в мировой торговле, которые присоединились к ГАТТ в течение 1961-1970 гг. при политической поддержке США и ЕЭС.
В 1979 г. Политбюро ЦК КПСС приняло решение о сближении с ГАТТ и получении СССР статуса наблюдателя в нем. Такой статус был предоставлен СССР только в 1990 г. после преодоления жесткого сопротивления со стороны США и других ведущих западных стран. Россия унаследовала этот статус с 1992 г.
В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественнику ВТО. В соответствии с процедурами была создана Рабочая группа (РГ), в которую вошли представители заинтересованных участников ГАТТ. Мандат Рабочей группы (преобразованной после учреждения Всемирной торговой организации в РГ по присоединению России к ВТО) состоит в изучении торгового режима и выработке условий участия Российской Федерации в этой организации. В рамках Рабочей группы ведутся переговоры о выработке условий присоединения России к ВТО.
19 ноября 2006 г. российским дипломатам удалось подписать двусторонний договор о вступлении в ВТО с США. Россия пообещала не допустить ухудшения ситуации с защитой интеллектуальной собственности, а также снизить пошлины на множество товаров в самых разных отраслях экономики. В конце декабря аналогичное соглашение было заключено с Молдавией, а 24 января - с Сальвадором.
На данном этапе в состав РГ по присоединению России к ВТО входят 58 стран-членов (ЕС как один), при этом в переговоры по доступу на рынок товаров вовлечено свыше 50 стран, по доступу на рынок услуг – свыше 306.
Цели вступления России в ВТО
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;
Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли7.
Преимущества вступления России в ВТО
Вступление в ВТО - сегодня предмет яростных споров в правительстве и серьезный повод для размышлений.
Главный довод тех, кто "за", - огромные возможности продвижения российских товаров на международных рынках. В этом случае у нас появляется шанс "соскочить с нефтяной иглы", начать открытую конкуренцию с ведущими странами в различных отраслях промышленности.
Те, кто "против", предупреждают об абсолютной неконкурентоспособности отечественных товаров. Пугают "девятым валом" заморской еды и прочего, который неминуемо "накроет" россиян.
Почему же России скорее нужно, чем не нужно, вступить в ВТО?
Во-первых, необходимо начать с того, что выгодность для стран - участников в международной торговле основана на принципе сравнительного преимущества, согласно которому страны специализируются в производстве тех товаров, которые производить в этой стране выгодней, чем другие, таким образом, возникает международное разделение труда, которое ведет к экономическому росту. Важным фактором является то, что вступление страны в ВТО открывает ее предприятиям доступ к более дешевым импортным комплектующим и сырью, а населению – к более дешевым товарам и услугам (в том числе и финансовым) и, таким образом, способствуют повышению уровня жизни. Международная торговля взаимовыгодна, поэтому тот факт, что США и страны ЕС заинтересованы во вступлении России в ВТО, не означает, что Россия проиграет от вступления.
Во-вторых, ВТО дает возможность защищать российских экспортеров на внешних рынках. Количество антидемпинговых исков против российских предприятий уже приближается к сотне. При этом по мере замедления экономического роста в развитых странах этот процесс будет только набирать силу.
В-третьих, правила ВТО содержат ряд положений, которым просто выгодно следовать, в том числе положения о защите иностранных инвесторов и защите авторских прав в России. Слабая защита интеллектуальной собственности является одним из ограничений для развития внутреннего рынка программного обеспечения и новых технологий.
В-четвертых, открытие экономики способствует развитию международных отношений. Торговля и взаимные инвестиции делают экономики различных стран зависимыми друг от друга и тем самым ограничивают враждебность внешней политики. Вместо абстрактных врагов, в иностранцах начинают видеть конкретных партнеров по бизнесу, покупателей и поставщиков товаров и услуг.
С другой стороны, несмотря на то, что экономика в целом выигрывает, отдельные отрасли могут проиграть от вступления. Поэтому при обсуждении вопроса о вступлении необходимо различать национальный и отраслевой интересы. Отраслевой интерес заключается в том, чтобы иметь доступ на внешний рынок и к импортным комплектующим и сырью, но при этом защитить внутренний рынок от импортеров конкурирующей продукции. Естественно, что интересы различных отраслей часто противоречат друг другу, поэтому вступление в ВТО потребует от бизнес-сообщества, правительства и общества в целом проявить беспрецедентное умение договариваться – переговоры по ВТО станут первым настоящим тестом для государства, бизнес-элиты и общества на способность заключения общественного договора. К сожалению, даже в странах с развитым гражданским обществом при обсуждении проблем международной торговли преимущество по понятным причинам получает крупный бизнес, в то время как интересы населения и малого бизнеса не учитываются в полной мере. В России это усугубляется неразвитостью институтов гражданского общества, а также тем, что некоторые отрасли, которые возникнут в результате встраивания в глобальную экономику, пока отсутствуют или находятся в зародышевом состоянии (отрасли услуг, особенно информационных).
Вышеизложенные аргументы верны со статической точки зрения. При рассмотрении динамических аспектов возникает основной аргумент протекционизма: так называемый аргумент развивающейся отрасли (infant industry argument): если отрасль почти конкурентоспособна в глобальной экономике, то ее стоит защитить (тарифами или квотами) на некоторое время, пока она не достигнет уровня конкурентоспособности, и лишь затем открывать рынок. В принципе, этот аргумент верен, другое дело, что на практике он используется не вполне корректно. Многие развивающиеся страны пытались идти по этому пути, и в подавляющем большинстве из них происходило следующее. Каждая отрасль объявляет себя почти конкурентоспособной и требует защиты (при этом успеха в лоббировании добиваются, как правило, не только и не столько новые и растущие отрасли). Но если защищать всех, то это приведет к снижению уровня жизни населения, причем выигрыш каждой отрасли будет невелик (закрытие всех рынков приведет к существенному повышению обменного курса рубля). Кроме того, очень трудно удержаться от продления периода защиты – отраслевым лоббистам, как правило, удается превратить временную защиту в перманентную. Немедленное вступление в ВТО позволяет решить обе проблемы: в процессе переговоров можно будет определить отсрочку открытия некоторых рынков, при этом ее нельзя будет продлить.
Аргументы «против» - мифы и действительность
Противники вступления России в ВТО руководствуются следующими аргументами:
государственная защита российского товаропроизводителя от иностранной конкуренции будет значительно затруднена;
либерализация тарифов сделает более привлекательным не производство, а импорт товаров;
поступления в бюджет от импортных пошлин снизятся;
вступление в ВТО не гарантирует от применения в будущем некоторыми странами против наших товаров антидемпинговых мер;
воспользоваться преимуществами, получаемыми в результате вступления в ВТО, для расширения экспорта российской продукции “глубокого передела” Россия в ближайшие десятилетия не сможет.
Некоторые из них можно вполне логично опровергнуть.
Миф 1. Вступление в ВТО означает полное открытие экономики, наши товары будут вытеснены импортными, что приведет к массовой безработице.
Ответ.
Возможности правительства защищать отдельные отрасли после вступления будут ограничены, поэтому в процессе переговоров необходимо выбрать приоритетные отрасли и оговорить отсрочку открытия отдельных рынков в условиях вступления.
Вступление в ВТО действительно может привести к спаду в отдельных отраслях и регионах, поэтому уже сейчас необходимо предпринимать меры для решения проблем реструктуризации производства и снижения структурной безработицы. Отказ от вступления в ВТО не снимет необходимости решения этих проблем.
Миф 2. Вступление в ВТО откроет рынки дешевым импортным сельскохозяйственным товарам, с которыми наши продукты конкурировать не смогут. Наше сельское хозяйство перестанет существовать, что приведет к снижению уровня жизни в сельской местности и зависимости страны от импортного продовольствия. В периоды низких цен на нефть возможен продовольственный кризис.
Ответ.
Сельское хозяйство сегодня не защищено от внешней конкуренции ничем, кроме обменного курса рубля и транспортных издержек.
Необходима продуманная политика тарифной защиты и субсидий и улучшение работы таможни.
Вопрос состоит не в том, вступать или не вступать в ВТО, а в том, что делать для развития сектора. Существующая система является неэффективным средством социальной поддержки крестьян и не дает никаких стимулов к развитию. Необходима земельная реформа, развитие кредитования и страхования в сельском хозяйстве. Бюджетные средства должны вкладываться в развитие инфраструктуры, а не на текущую поддержку хозяйств.
Российское сельское хозяйство может встроиться в глобальную экономику, специализируясь в производстве тех культур, по которым у него есть сравнительные преимущества.
Миф 3. Наши банки, страховые компании и пенсионные фонды еще слишком малы для того, чтобы конкурировать с иностранцами. Вступление в ВТО приведет к уничтожению российских финансовых институтов, иностранные банки соберут деньги населения и вывезут их за рубеж.
Ответ.
С точки зрения развития экономики в целом, необходимо нарушить то монопольное положение, в котором в настоящий момент находятся российские банки, страховые компании и пенсионные фонды. С другой стороны, вступление в ВТО не приведет к мгновенному приходу иностранных финансовых институтов. У российских банков есть время подготовиться к конкурентной борьбе.
Главный вопрос состоит не в том, вступать или не вступать в ВТО, а в том, что делать для развития финансового сектора – это, прежде всего меры, направленные на улучшение инвестиционного климата, и защиту прав кредиторов.
Вопрос либерализации контроля над оттоком капитала из России напрямую не связан с вступлением в ВТО. В любом случае, для обращения притока капитала необходимо в первую очередь улучшение инвестиционного климата8.
И всё же, эти опровержение не могут окончательно развеять сомнения. Ведь существует живая статистика, которую в подтверждение своей точки зрения использовал Олег Гусаров, кандидат экономических наук в своём интервью «Вступление России в ВТО: аргументов «против» больше, чем «за»». Вот некоторые выдержки из этой беседы:
«Членство в ВТО нужно России, чтобы по всему миру торговать конкурентоспособной продукцией? Такой продукции в нашем торговом балансе всего около 7 процентов. Вступив в ВТО, мы действительно получим более благоприятные возможности поставлять в Бразилию, Китай, Турцию, Польшу, Италию и Францию нашу одежду, обувь, автомашины, электронику. Кто будет покупать наши товары?<…> Нашему сельскому хозяйству, чтобы выдержать конкуренцию с дешевыми сельскохозяйственными товарами из Западной Европы, Австралии, Бразилии, Аргентины, нужны гигантские субсидии, оцениваемые в десятки миллиардов долларов в год. В бюджете России на поддержку сельского хозяйства выделено около 800 млн долларов, в 50 раз меньше требуемой суммы. Наш рынок мяса и мясопродуктов под натиском аргентинской говядины, закупаемой на мировом рынке по 5—7 рублей за килограмм, при российской себестоимости 25—28 рублей и цене продажи 70—120 рублей за килограмм просто исчезнет. Сегодня Россия ежедневно закупает на мировом рынке продовольствия примерно на 20 млн долларов. Когда после вступления в ВТО будут отменены последние таможенные и тарифные барьеры, производство сельскохозяйственной продукции России окончательно заглохнет.<…> Не лучшее положение в России и с кадрами. Система их подготовки разрушена. Квалифицированных кадров в России осталось 5 процентов от общего числа трудоспособного населения (в Германии — 43 процента).<…> Сейчас на обувном рынке только 20 процентов отечественной обуви, 80 процентов — завозная, 70 процентов из которой завозится “челноками”. В Китае сотни предприятий шьют обувь для России и будут шить до тех пор, пока не возродится отечественное производство. А мы еще не члены ВТО. Когда мы вступим в ВТО, наплыв товаров будет большим и конкуренция еще жестче.<…> После вступления в ВТО 50—60 процентов промышленных и 80 процентов сельскохозяйственных предприятий просто встанут и более 30 млн человек окажутся без работы»9.
Такие данные нельзя не брать в расчёт.
И всё же переговоры о вступлении России в ВТО продолжаются. Теперь уже не ставится вопрос о необходимости присоединения к данной организации. Главный вопрос в настоящее время – это как скоро произойдёт интеграция, и существуют ли веские причины для ускорения/замедления этого процесса.
3. Основные направления переговоров по присоединению России к ВТО
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ (Рабочей группы) торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.
После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.
На современном этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 58 стран-членов (25 стран-членов Европейского Сообщества (ЕС) - как один член). В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.
Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров.
Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:
1. Переговоры по тарифным вопросам
2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике.
3. Переговоры по доступу на рынок услуг
4. Переговоры по системным вопросам.
Доступ на рынок товаров
Переговоры по доступу на рынок товаров ведутся по трем параметрам: максимально возможный уровень таможенных пошлин в России в год присоединения (начальный уровень связывания), максимально возможный уровень пошлин по истечении так называемого переходного (имплементационного) периода (конечный уровень связывания) и длительность этого переходного периода.
"Связывание" импортного тарифа на согласованном уровне - обязательное условие присоединения к ВТО. Все основные торговые партнеры России (кроме развивающихся стран) также "связали" свой импортный тариф.
Основная цель данных переговоров - обеспечить нормальные конкурентные условия для российских и иностранных товаров. Россия в процессе переговоров стремится обеспечить оптимальные возможности для защиты внутреннего рынка. В интересах защиты национальной промышленности Россия отстаивает право "зарезервировать" возможность применения максимального уровня импортного тарифа (уровень "связывания"), оставляя при этом возможность применять на практике более низкую ставку импортной пошлины, если это целесообразно для поддержания конкуренции на внутреннем рынке и защиты интересов потребителей.
Правительством РФ проводятся мероприятия, направленные на обеспечение координации процесса присоединения к ВТО с программами отраслевого развития. Так, распоряжением Правительства от 16 июля 2002 г. одобрена "Концепция развития автомобильной промышленности России на период до 2010 г. ".
Кроме того, осуществляется комплекс мер, направленных на минимизацию возможных негативных последствий либерализации импортного тарифа. В их числе: селективные меры защиты, защитные меры в случае резкого роста импорта, антидемпинговые меры в случае импорта по демпинговым ценам, компенсационные меры в случае использования запрещенных ВТО субсидий или субсидий, причиняющих существенный ущерб или угрозу ущерба национальной экономике. Приведенные выше меры защиты рынка Россией уже используются. В частности, действуют специальные защитные пошлины на картофельный и кукурузный крахмалы, мясо птицы, говядины и свинины, стальных прутков и оцинкованного проката и других товаров.
В конце 2003 г. принят ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Данный Закон устанавливает более эффективный порядок расследования, а также введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Поводится реорганизация соответствующих служб Минэкономразвития России с целью повышения эффективности и сокращения сроков расследований случаев нанесения ущерба от импорта.
Административные меры защиты. Проходит реформа системы таможенного администрирования. Принят новый Таможенный кодекс РФ. Его действие сопровождается реализацией комплекса мер по совершенствованию деятельности таможенных органов.
Начата реализация программы поддержки экспорта. В соответствии с "Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции", поддержка экспорта в России будет направлена на стимулирование производства и реализацию экспортных товаров путем защиты экспортеров от политических и долгосрочных коммерческих рисков и включит в себя предоставление различных форм государственных гарантий, предоставление экспортных кредитов, выравнивание уровня процентных ставок по кредитам экспортерам и импортерам (их банкам).
Для проведения государственной политики по поддержке и стимулированию российского экспорта, а также контроля для обеспечения безопасности России была создана Федеральная служба по техническому и экспортному контролю10.
К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок в основном завершены со всеми членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО: ЕС, США, Китай, Корея, Новая Зеландия, Венесуэла, Мексика, Норвегия, Аргентина, Бразилия, Япония, Индия, Канада и др.
В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей начальный уровень “связывания” таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем. Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты11.
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство традиционно воспринимается как один из наиболее чувствительных секторов для присоединяющихся к ВТО стран. До сих пор внутри ВТО нет единой точки зрения в отношении того, какие правила и в каком объеме должны распространяться на торговлю продовольствием и на государственную поддержку сельского хозяйства.
Действующее Соглашение ВТО по сельскому хозяйству является результатом сложного компромисса между двумя группами государств: стран так называемой Кернской группы (в нее входят 15 стран), которые выступают за максимальную либерализацию торговли сельхозтоварами и сокращение государственной поддержки сельского хозяйства, и стран, придерживающихся многофункциональной концепции развития сельского хозяйства (прежде всего страны ЕС, Швейцария, Япония), которые, признавая необходимость либерализации в сельском хозяйстве, полагают, что она должна идти постепенно и "малыми шагами".
Соглашение ВТО по сельскому хозяйству предусматривает принятие обязательств по трем основным направлениям: доступу на рынок, экспортному субсидированию и государственной поддержке.
Переговоры по доступу на рынок сельскохозяйственных товаров предполагают установление максимально допустимых ставок ввозных таможенных пошлин с даты присоединения к ВТО (уровней первоначального связывания) и последующее сокращение средней величины таможенного тарифа в течение имплементационного периода до согласованных уровней конечного связывания. Для защиты наиболее чувствительных секторов предусмотрена возможность введения тарифных квот и специальных защитных мер.
В ходе переговоров российская сторона отстаивает право установить первоначальные уровни связывания по агропродовольственным товарам, производимым в России, выше действующих на данный момент ставок тарифа с постепенным их снижением в течение имплементационного периода до уровня, обеспечивающего эффективную защиту отечественных сельхозпроизводителей, но не ниже применяемых в настоящее время.
В соответствии с Соглашением ВТО по сельскому хозяйству связыванию и поэтапному сокращению подлежат и экспортные субсидии. В текущей российской переговорной позиции экспортные субсидии зафиксированы на уровне 300 млн. долларов США. Эти субсидии планируется использовать для компенсации части стоимости железнодорожных тарифов при экспорте продовольствия из регионов, расположенных вдали от инфраструктуры экспорта, прежде всего портов.
Следует иметь в виду, что экспортное субсидирование рассматривается в ВТО как мера, в наибольшей степени искажающая торговлю. Это объясняется следующим образом: необходимость в экспортных субсидиях возникает исключительно из-за несовершенства аграрной политики, стимулирующей перепроизводство неконкурентоспособной продукции.
Одновременно Россия сохранит за собой право осуществлять без ограничений меры поддержки, классифицируемые в ВТО как меры "зеленой корзины". Указанные меры финансируются из государственного бюджета (а не за счет потребителей) и не имеют целью поддержание цен производителей (научные исследования, подготовка кадров, информационно-консультационное обслуживание, маркетинговые услуги общего характера, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, развитие инфраструктуры (исключая эксплуатационные расходы), продовольственные резервы, страхование, экологические и региональные программы, поддержка доходов производителей, не связанная с объемом производства). Эти меры оказывают минимальное искажающее воздействие на производство и торговлю, и вместе с тем они достаточно эффективны для модернизации отечественного сельского хозяйства и инфраструктуры села.
Присоединение к ВТО устанавливает определенные параметры аграрной политики, но именно это и отвечает российским стратегическим интересам. В сельском хозяйстве есть только два фактора, которые объективно сдерживают развитие конкурентоспособности - суровые природно-климатические условия и структурные проблемы землепользования (преобладание мелких хозяйств и фрагментация участков).
Необходимо сформировать нормативную базу, обеспечивающую реализацию получаемых Россией возможностей как на уровне Федерации, так и ее субъектов. В отличие от обязательств по доступу на рынок и экспортному субсидированию, относящихся к ведению Российской Федерации, обязательства по государственной поддержке затрагивают полномочия субъектов Российской Федерации и соответственно требуют некоторой корректировки отношений в данной сфере. В связи с этим представляется целесообразным установить для каждого субъекта Российской Федерации максимально допустимый уровень государственной поддержки, исходя из исторически сложившегося уровня поддержки с учетом перспектив развития сельскохозяйственного производства и прогноза возможностей региональных бюджетов.
Предусматривается существенное улучшение доступа на рынок посредством снижения тарифной защиты и увеличения объема тарифных квот; сокращение, с перспективой поэтапной отмены всех форм экспортных субсидий, а также существенное снижение "искажающей торговлю" государственной поддержки.
Реализация принципа транспарентности ВТО накладывает на регионы дополнительные обязательства - уведомления обо всех мерах государственной поддержки сельского хозяйства в соответствии с принятой в ВТО классификацией мер на основе главного критерия - искажающего влияния на производство и торговлю. При этом уведомлению подлежат и программы, оказывающие минимальное искажающее влияние на производство и торговлю и соответственно освобожденные от обязательств по связыванию и сокращению (меры так называемой зеленой корзины).
Выполнение вышеуказанных требований ВТО потребует изменения функциональной бюджетной классификации Российской Федерации, которая послужит основой для действенной системы мониторинга и контроля за государственной поддержкой сельского хозяйства на федеральном и региональном уровне.
В соответствии с актуализированными Основными направлениями агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы целью агропродовольственной политики государства является создание условий для устойчивого развития конкурентоспособного агропромышленного производства.
Одной из важнейших мер по подготовке к членству в ВТО на уровне субъектов Российской Федерации является изменение правовых и экономических основ федеративных отношений и установление для каждого региона максимально допустимого уровня в области государственной поддержки сельского хозяйства. Необходимо также сформировать соответствующую систему мониторинга и действенного контроля. Принятая в ВТО классификация мер государственной поддержки сельского хозяйства на основе главного критерия - искажающего влияния на производство и торговлю - требует внесения соответствующих изменений и в функциональную бюджетную классификацию Российской Федерации, в том числе на региональном и местном уровнях12.
Переговоры по сельскохозяйственной проблематике носят крайне сложный характер. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, включающий новые предложения по AMS. В июне 2005 г. российская сторона в ответ на многочисленные запросы стран-членов РГ предоставила данные по объемам внутренней поддержки в 2001-2003 гг. в требуемом ВТО формате. При этом позиция России по разрешенным объемам господдержки осталась неизменной: репрезентативный период – 1993-1995 гг. с объемом поддержки в 9,5 млрд. дол. год.
Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству состоялся 1 марта 2007 г. в Женеве. Для обсуждения были представлены обновленные таблицы по поддержке сельского хозяйства за 2001-2003 гг., ответы на вопросы стран-членов ВТО по итогам предыдущих консультаций в марте 2006 г., новая редакция проекта раздела Доклада РГ по сельскому хозяйству, информация по финансированию сельского хозяйства в 2004-2006 гг. и прогноз на период до 2008 г. с учетом реализации национального проекта «Развитие АПК».
В ходе переговоров Российская сторона вновь представила аргументацию в пользу фиксирования обязательств по объему поддержки сельского хозяйства на основании базового периода 1993-1995 гг., охарактеризовала ситуацию в агропромышленном комплексе России на сегодняшний момент и изложила перспективы развития сельского хозяйства. В ответ на заявления Российской стороны страны-члены ВТО выразили неготовность согласовать в качестве базового периода 1993-1995 гг. В целом дискуссия была сосредоточена на технических вопросах13.
Доступ на рынок услуг
К специфическим обязательствам по доступу на рынок услуг России относятся обязательства, определяющие конкретные условия доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок, а также объем предоставляемого иностранным услугам и поставщикам услуг национального режима.
Таким образом, в обязательствах формулируется максимальный уровень ограничений доступа услуг и иностранных поставщиков услуг на рынок, которые страна получает право использовать после присоединения.
При присоединении к ВТО Россия получает право доступа на рынки услуг стран - членов ВТО на условиях, которые оговорены их специфическими обязательствами. Российские экспортеры услуг получат гарантированный и четко определенный уровень доступа на внешние рынки.
После присоединения Россия оставляет за собой право определять и применять необходимые меры внутреннего регулирования рынка услуг (лицензирование, аккредитацию, сертификацию, квалификационные требования) при условии, что такие меры основываются на объективных и гласных критериях, не являются более обременительными, чем это необходимо для обеспечения качества услуги, и не используются для ограничения поставки услуги.
Ключевыми вопросами на переговорах по услугам являются вопросы доступа иностранных поставщиков на российский рынок телекоммуникационных, финансовых (банковских, страховых, услуг на рынке ценных бумаг) и транспортных услуг. Россия гарантирует определенный уровень доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок в 105 секторах услуг. В 50 секторах Россия не гарантирует какой-либо уровень доступа иностранных поставщиков на российский рынок. Это означает, что Россия оставляет за собой право после присоединения к ВТО вводить любые ограничения доступа на свой рынок.
Из всех секторов, в которых Россия принимает обязательства, только в шести секторах действующим российским законодательством предусмотрены и реально применяются ограничения доступа иностранных поставщиков на российский рынок. К ним относятся: архитектурные услуги, услуги в банковской сфере, страхование, услуги СМИ, аудиторские услуги, услуги в сфере воздушного транспорта.
Учитывая, что система регулирования экономических отношений в значительной части российских секторов услуг пока не сформирована, Россия намерена сохранить возможность в будущем вводить в случае необходимости ограничения доступа иностранных поставщиков в других стратегически важных секторах, таких, как транспортные услуги, услуги на рынке ценных бумаг, медицинские услуги, банковские, страховые услуги, услуги в области высшего образования и другие14.
Последняя серия переговоров с 14 членами РГ состоялась в апреле. К настоящему времени подписаны протоколы по доступу на рынок услуг со всеми (27) членами РГ, с которыми проводились двусторонние переговоры: ЕС, США, Китаем, Р. Корея , Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой, Норвегией, Эквадором, Болгарией, Египтом, Канадой, Японией, Индией, Парагваем, Уругваем, Швейцарией, Бразилией, Австралией, Панамой, Доминиканской республикой и Гондурасом.
Системные вопросы присоединения
Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три группы:
несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих “стандартных” положений с момента присоединения России к ВТО;
использование Россией после присоединения некоторых элементов регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности (в принципе разрешенных ВТО), что должно быть обусловлено определенными обязательствами, зафиксированными в докладе РГ (“переговорные” требования);
запросы отдельных стран-членов РГ, выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования “ВТО+”): присоединение к “необязательным” соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, отмена экспортных пошлин и т.д15.
«На данной стадии переговоров можно констатировать, что:
вектор осуществляемых в России реформ экономического законодательства совпадает с идеологией и принципами соглашений ВТО, направленных на четкое определение прав и обязательств государств и экономических операторов, в том числе участников внешнеэкономической деятельности, снижение и облегчение административных барьеров и процедур на основе недискриминации и транспарентности;
подавляющее число системных требований ВТО уже включено в законодательство и эффективно применяется.
Начало законодательному обеспечению выполнения требований ВТО было положено принятием Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, основной целью которой являлось структурное реформирование российской экономики и развитие частного сектора.
В 1995 г. был принят Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", который на период до 2003 г. стал правовой основой осуществления внешнеторговой деятельности как для государственных, так и частных компаний.
Налоговое законодательство. Целью налоговой реформы является снижение налогового бремени, а также создание ясной и четкой системы налогообложения предприятий. В рамках этой реформы был принят Налоговый кодекс Российской Федерации.
Земельные отношения. Был принят Земельный кодекс (подписан Президентом РФ 26 октября 2001 г.), а также Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которые предоставляют возможность гражданам и юридическим лицам иметь в собственности земельные участки, что также должно оказать положительное влияние на инвестиционный климат и ускорить темпы реформирования экономики.
Судебная реформа. Осуществление глубоких преобразований в российской экономике вызвали необходимость создания эффективной независимой судебной системы, целью которой было создание более эффективной системы по защите прав и интересов всех участников экономической деятельности. В том числе были приняты ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" и др.
Меры, направленные на повышение уровня управления в корпорациях и защиты прав инвесторов. В 2002 г. принят новый Закон "О несостоятельности (банкротстве)", который совершенствует государственное регулирование процедуры банкротства, устанавливает необходимые особенности банкротства для отдельных категорий должников, и Закон "Об инвестиционных фондах".
Внесены поправки в Закон "Об акционерных обществах", которые направлены на усиление защиты акционеров. Установлено, что акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества.
Были внесены поправки в Закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за преступления на рынке ценных бумаг), в Закон "О рынке ценных бумаг", которые создают эффективную систему защиты прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг.
Меры по развитию банковской системы. На данный момент перед Россией стоит задача осуществить интеграцию банковской системы в международное банковское сообщество, обеспечить устойчивость банковской системы и укрепить доверие к российским банкам со стороны иностранных инвесторов. Для этого были внесены изменения в Законы "О банках и банковской деятельности", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Целью данных поправок является повышение транспарентности и надежности банковской системы.
В настоящее время в целях укрепления капитальной базы Банк России предоставляет кредитным организациям право производить оплату увеличения уставного капитала иностранной валютой, банковскими зданиями, разработан порядок оплаты уставного капитала кредитных организаций государственными ценными бумагами.
Решающее влияние на повышение прозрачности кредитных организаций и более адекватную оценку их финансового состояния должно оказать внедрение международных стандартов финансовой отчетности, а также соответствие российских правил бухгалтерского учета и отчетности требованиям МСФО.
Приняты также другие законодательные акты - ТК РФ, ФЗ "О техническом регулировании". ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" совершенствует законодательство в области защиты экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами. Законопроект устанавливает более четкий порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, включая проведение расследования.
Меры по развитию страхового рынка. В 2002 г. была принята Концепция развития страхования в Российской Федерации. В соответствии с данной Концепцией основными направлениями развития страхования в Российской Федерации являются:
а) формирование рынка обязательного страхования. С этой целью были внесены поправки в Закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и в Закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...", а также принят Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Реализация данных Законов позволит повысить уровень защищенности организаций и граждан от различных групп рисков;
б) повышение капитализации рынка страховых услуг. С этой целью Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" был изменен: страховые организации обязаны увеличить размер уставного капитала;
в) поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком. С этой целью внесены поправки в Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Реализация указанных мер позволит привлечь в российскую экономику значительные инвестиционные ресурсы.
Важным направлением переговоров по системным вопросам являются меры по охране прав интеллектуальной собственности. Одной из главных причин появления Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) в рамках ВТО явилась неудовлетворенность стран с развитыми технологиями тем, что при передаче технологий в другие страны они сталкиваются с неадекватной защитой прав интеллектуальной собственности их экспортеров и значительными экономическими потерями от нарушения этих прав. С присоединением к ВТО российским участникам внешнеторговой деятельности предоставляется возможность обеспечить адекватный режим защиты их интеллектуальной собственности в других странах - членах ВТО.
Правительством разработаны и приняты следующие Законы: Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Патентный закон", Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных"
20 июля 2004 г. принят Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", который вводит положения о ретроактивной охране, чтобы соблюсти соответствующие требования Соглашения ВТО по ТРИПС. Принятие этих и других законодательных актов привело к формированию правовой среды, которая, с одной стороны, практически полностью соответствует нормам ВТО, с другой - целям и принципам реформирования национальной экономики. В случае если бы Россия не присоединялась к ВТО, указанная реформа законодательства в любом случае была бы необходимой для повышения конкурентоспособности экономики страны.
К числу важнейших этапов данной реформы следует отнести принятие в 2003 г. ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", которым устанавливаются важнейшие принципы осуществления международной торговли, включая принцип недискриминации, транспарентности законодательства, условия введения и отмены ограничений.
Разрабатываются изменения к Закону "О таможенном тарифе", включающие положения о таможенной оценке. Законопроект приводит порядок взимания таможенных пошлин и определения стоимости товара для таможенных целей в соответствие с нормами и правилами ВТО, устанавливает предсказуемый и транспарентный режим в данной области. Сокращается количество таможенных сборов. Предусматриваются положения, устанавливающие механизм тарифного квотирования сельскохозяйственных и продовольственных товаров в соответствии с нормами и правилами ВТО16.
Итоги
Очевидно, что Россия, являющаяся важным игроком на многих мировых рынках и достаточно сильно зависящая от мировой конъюнктуры, не может оставаться в стороне от ВТО. Один из важных аргументов за присоединение связан с тем, что участие России в ВТО будет способствовать устранению ее дискриминации в мировой торговле.
Действительно, условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются. В настоящее время против России применяется более 100 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от которых оценивается в 3-4 млрд. долл. Доступ на рынки становится проблемой в контексте экономической безопасности страны.
После присоединения, в отношении России нельзя будет применять, например, антидемпинговые меры иным, худшим способом, чем по отношению к другим странам, а ныне действующие антидемпинговые меры должны быть пересмотрены, отменены или приведены в соответствие с правилами этой организации. ВТО запрещает применение количественных ограничений, которые, в частности, действуют в отношении российского экспорта стали (США, ЕС), некоторых видов текстильных изделий (США), ядерного топлива (ЕС), спортивного оружия (США), пушнины (ЕС) и др.
Среди “плюсов” присоединения России - внедрение в российское законодательство стабильных, предсказуемых “правил игры” для экономических операторов, которые применяются ее членами. Компании, занятые в мировой торговле или осуществляющие капиталовложения, знают, что в любой из 149 стран-членов ВТО они могут рассчитывать на единые подходы к применению тарифов и других инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности, что существенно повышает эффективность соответствующих коммерческих решений. Распространение этих правил на Россию не только повысит ее внешнюю инвестиционную привлекательность, но и сделает более предсказуемым и ясным экономический и правовой климат для собственных предпринимателей.
В настоящее время Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны (например, это касается таких новых для ВТО вопросов, как торговля и окружающая среда (экологический демпинг), торговля и социальные вопросы (социальный демпинг), особые правила торговли энергоносителями.
Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле и, в отдельных случаях, Таможенного союза.
Часто говорится о том, что потери России от присоединения также будут достаточно велики. Например, критики указывают на то, что ВТО существенно ограничит возможности России в осуществлении внешнеэкономической политики и использовании отдельных инструментов регулирования.
Действительно, мы должны считаться с ограничением маневренности в осуществлении торговой политики, однако, такое ограничение не будет существенно большим, чем сейчас: Россия является стороной нескольких сотен международных дву- и многосторонних договоров, которые - в силу норм Конституции - превалируют над внутренним законодательством. Иными словами, мы давно связаны в принятии решений. Большинство стандартных обязательств ВТО (таких, как режим наибольшего благоприятствования при импорте, недискриминация между отечественными и импортируемыми товарами) давно является частью нашей правовой системы.
Другие критики ссылается на то, что Россия после присоединения будет вынуждена отказаться от защиты внутреннего рынка, что приведет в свою очередь к закрытию ключевых отраслей экономики.
Эти предположения далеки от реальности. Член ВТО имеет право на защиту рынка от недобросовестной конкуренции, в том числе на использование селективных, точечных инструментов, таких, как инструмент антидемпинга. Россия также получит возможность их применения после присоединения. С другой стороны, действительно, Россия в процессе присоединения должна будет взять обязательства, которые ограничат возможность увеличения импортных тарифов или барьеров на пути иностранных услуг или из поставщиков. Вопрос о том, каковы будут эти обязательства, и решается в ходе переговоров17.
Заключение
Я считаю, что выбранную мною тему я раскрыла достаточно полно. В своей работе старалась как можно более объективно отобразить современное состояние проблемы. Привела аргументы сторон, борющихся и «за» и «против» вступления России в ВТО. Подробно описала четыре основных направления проведения переговоров между нашей страной и ВТО: их цель, меры, принятые в данном направлении, и современное положение дел.
Изучив тему подробно, сделала для себя выводы.
Как я понимаю, вступление в ВТО неизбежно – в современном мире сопротивляться глобализации невыгодно и бессмысленно. И если раньше стоял вопрос о том, нужно ли нашей стране сотрудничество с ВТО вообщем, то сейчас вопрос формулируется несколько иначе: «Как скоро России необходимо войти в состав ВТО?».
Некоторые тезисы pro и contra вступления довольно противоречивы, потому дать объективную оценку происходящему довольно сложно. К тому же необходимо учитывать, что процесс вступления РФ в ВТО – динамичен: постоянно проводятся переговоры с теми или иными членами РГ, осуществляются преобразования и реформы, проводятся конференции и собрания РГ.
Моё мнение, что вступить в ВТО России не столько необходимо, сколько придётся. Нашей стране необходимо поднять свою экономику, а это сейчас невозможно сделать, не присоединившись к процессу всемирной интеграции. Если России будет оставаться в стороне при принятии важных решений в области экономики на мировом уровне, то, возможно, что в конечном итоге эти решения будут приниматься против нас же.
Список литературы
Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2003
Комитет РСПП по торговой политике и ВТО Всемирная Торговая организация и Россия. Справочный материал. М.:РСПП, 2006
Комендантов С.В. Проблемы законодательного обеспечения вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию // Международное публичное и частное право. М., 2005, № 4
Елагина Л. Ликбез для бизнесменов // КАРЕЛИЯ, 2005, № 112 (1390), с. 13-15
Чулок С. Вступление России в ВТО: аргументов «против» больше, чем «за» // РФ сегодня, 2002, №8, с 30-33
ЦЭФИР, КЛУБ 2015 Россия и ВТО: мифы и реальность // Экономический вестник, 2001, №3, с 358-368
http://www.wto.ru/chto.asp?f=soglash&t=8
http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11
http://www.rgwto.com/wto.asp?id=3667
http://www.rgwto.com/wto.asp?id=3667&doc_id=1795
1 Данные ФОМ на 27.07.2006
2 http://www.rgwto.com/wto.asp?id=3667&doc_id=1795
3 Комитет РСПП по торговой политике и ВТО Всемирная Торговая организация и Россия. Справочный материал. М., 2006, с. 14
4 Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2003
5 http://www.rgwto.com/wto.asp?id=3667
6 Людмила Елагина Ликбез для бизнесменов // КАРЕЛИЯ, 2005, № 112 (1390), с 13-15
7 http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11
8 ЦЭФИР, КЛУБ 2015 Россия и ВТО: мифы и реальность // Экономический вестник, 2001, №3, с 358-368
9 Сергей Чулок Вступление России в ВТО: аргументов «против» больше, чем «за» // РФ сегодня, 2002, №8, с 30-33
10 Комендантов С.В. Проблемы законодательного обеспечения вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию // Международное публичное и частное право. М., 2005, № 4, с. 32
11 http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11
12 Комендантов С.В. Проблемы законодательного обеспечения вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию // Международное публичное и частное право. М., 2005, № 4, с. 33-34
13 http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11
14 Комендантов С.В. Проблемы законодательного обеспечения вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию // Международное публичное и частное право. М., 2005, № 4, с. 34-35
15 http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11
16 Комендантов С.В. Проблемы законодательного обеспечения вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию // Международное публичное и частное право. М., 2005, № 4, с.35-37
17 Комитет РСПП по торговой политике и ВТО Всемирная Торговая организация и Россия. Справочный материал. М., 2006, с. 56-58