Международный Банк Реконструкции и Развития и его роль в МЭО
Российский Университет Дружбы Народов
______________________________________________
Экономический факультет
Кафедра
Международных экономических отношений
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Всемирный банк и его роль в международных
экономических отношениях.
третий курс
группа ээ-302
Выполнила: Рогоза Ю.А.
Научный руководитель: Стренина М.А.
Москва 1998
Содержание:
Введение 3
1. Группа всемирного банка 4
2. Международный банк реконструкции и развития 5
2.1 Структура МБРР 6
2.2 Деятельность Банка 7
3. Международная ассоциация развития 11
3.1 Цели и структура МАР 12
3.2 Деятельность МАР 12
4. Международная финансовая корпорация 13
4.1 Структура МФК 14
4.2 Деятельность МФК 15
5. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям 17
5.1 Структура МАИГ 18
5.2 Деятельность МАИГ 19
Заключение 21
Приложения 22
Список используемой литературы 30
Введение
После кризисов 30-х годов, потрясших буквально весь мир и в результате потерь от Второй мировой войны, мировое хозяйство оказалось разбалансированным. Страны ввязывались в торговые конфликты друг с другом, финансовая, валютная и кредитная система пришла в упадок. Но к середине ХХ века постепенно возникало понимание того, что мировое хозяйство не в состоянии стабильно функционировать без каких -то общих для всех стран механизмов координации и управления. На макроуровне в течении десятилетия возникла целая система межгосударственных экономических и финансовых организаций, наблюдающих за мировым экономическим развитием, предупреждающих о возникших дисбалансах и оказывающих странам в случае необходимости всестороннюю поддержку. В их числе - МВФ, Всемирный банк, Мировая торговая организация и т.д.
Всемирные организации, действующие в области экономики и валютно-финансовых отношений, естественно, попадают в сферу влияния ООН. Деятельность самой ООН в этих областях ограничена. На практике ее вполне заменяет ЮНКТАД. Но среди специализированных организаций, зависящих от ООН, очень важную роль играют органы, созданные по Бреттон-Вудским соглашениям, и ГАТТ, заменяющие специальные учреждения ООН. Дж. Кейнс, заложивший основу регулирования современной макроэкономики, в том числе и международной экономики, поставил в числе прочих актуальный и по сей день вопрос о степени государственного вмешательства в экономическое развитие. Он стал одним из идеологов и авторов статей соглашения (устава) Бреттон-Вудских институтов (МВФ и Всемирного банка), созданных для межгосударственного регулирования и по сей день являющихся ключевыми международными экономическими организациями. В июле 1944 года Бреттон-Вудская конференция объединила представителей 44 стран-членов тогда еще только создавшейся ООН. Конечным результатом конференции было учреждение в декабре 1945 года двух специализированных организаций ООН: МВФ и МБРР. Я свою работу посвящу деятельности одной из этих организаций - МБРР.
1. Группа Всемирного Банка
Всемирный банк, многостороннее кредитное учреждение, состоящее их пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Его цель - предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.
Международная ассоциация развития (МАР) основана в 1960 году. Ее цель- предоставление особо льготных кредитов беднейшим развивающимся странам, которые не в состоянии брать кредиты у Всемирного банка.
Международная финансовая корпорация (МФК), основанная в 1956 году, целью которой является содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.
Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). Основано в 1988 году. Цель агентства - поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) основан в 1966 году. Он содействует увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами. Его целями является - консультирование, научные исследования, предоставление информации об инвестиционном законодательстве.
Следует сказать еще о том, Что существует нечеткое представление о Всемирном банке, с одной стороны и МВФ - с другой, что зачастую становится причиной недоразумений из-за ряда внешних сходств этих организаций. Всемирный банк и МВФ - это юридически самостоятельные организации с различными целями. Прежде чем какая-либо страна может обратиться с просьбой о приеме в члены Всемирного банка, она должна быть членом МФВ. Главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития. А МВФ главным образом следит за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и политикой валютных курсов его стран-членов. В то время как Всемирный банк предоставляет займы только бедным странам, МВФ может делать это по отношению к любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств кредиторам в других странах.
2. Международный банк реконструкции и развития
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в 1946 г. в соответствии с договоренностью участников Бреттон-Вудской конференции. 28 стран подписали "Статус соглашения о Международном банке реконструкции и развития", который был разработан на конференции Организации Объединенных наций по валютно-финансовым вопросам. Устав МБРР неоднократно изменялся. Банк как специализированное учреждение ООН входит в систему Объединенных Наций.
Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне. Банк имеет около 70 региональных и страновых бюро и представительств, в том числе и в России. По данным на 1996 год1 180 государств являются членами МБРР2. Членство открыто только для членов МВФ в то время и на тех условиях, которые определяются банком. Каждая страна - член МБРР должна стать подписчиком его капитала, причем минимальная доля вносимого капитала определяется банком. Россия вступила в МБРР в 1992 году.
МБРР сравним с международным кооперативом, который принадлежит государствам-членам. Размер пая страны определяется соотношением экономики страны относительно всемирной экономики. На долю индустриально развитых стран приходится около 45 процентов. Это объясняется их значительной ролью в международных экономических связях. Как следствие, богатейшие страны имеют определяющее влияние на политику Банка. На долю Соединенных Штатов Америки приходится 17 процентов от общего пая что дает США, возможность наложить вето на любые изменения в Уставе Банка т.к. для этого требуется 85 процентов. Однако, фактически все другие вопросы, включая утверждение займов, решаются всеми членами Банка большинством голосов.
2.1 Структура МБРР
Высшим органом МБРР является Совет Управляющих. Исполнительный орган МБРР - Совет Директоров. Он непосредственно отчитывается перед Советом Управляющих, в который входят Министры Финансов или главы Центральных Банков государств-членов (по одному Управляющему от страны плюс один заместитель управляющего). Управляющий назначается каждой страной-членом сроком на 5 лет. Управляющие встречаются один раз в год на совместных сессиях в рамках Ежегодного совещания. Решения принимаются большинством поданных голосов, если заранее не предусмотрены иные правила процедуры; вес голоса каждого государства-члена находится в пропорциональной зависимости от его доли в капитале Банка.
Совет Директоров (в настоящее время он состоит из 24 человек) принимает решения о политике Банка, на основе которой строится его работа и утверждает предоставление всех займов. Пять из 24 директоров-исполнителей назначаются пятью государствами-членами, являющимися крупнейшими держателями акция Банка (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания); другие страны объединены в 19 групп, каждая из которых представлена одним директором-исполнителем, избираемым страной или группой стран. В своей работе совет директоров-исполнителей опирается на помощь различных комитетов: совместный аудиторский комитет, комитет по вопросам кадровой политики, комитет по выработке регламента, комитет по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике, комитет по административным вопросам, касающимся директоров, а также временные комитеты.
Основным оперативным подразделением является Комитет развития (Совместный министерский комитет Директоратов Всемирного банка и Международного валютного фонда по переводу реальных ресурсов в развивающиеся страны), созданный в 1974 году. Состоит Комитет из 24 членов. Важным элементом структуры Банка является независимый Департамент по оценке деятельности, в задачи которого входит мониторинг финансируемых банком проектов и отчет о результатах непосредственно перед Советом Директоров.
Президент МБРР, кандидатура которого, согласно давней традиции, выдвигается директором исполнителем, представляющим США, избирается директорами-исполнителями сроком на пять лет. Директор отвечает за управление повседневной деятельности Банка. Президент является председателем Совета директоров-исполнителей. Его помощниками являются три директора-распорядителя.
2.2 Деятельность Банка
На сегодняшний день основные цели Банка это:
содействие реконструкции и развитее территорий государств-членов, путем поощрения капиталовложений для производственных целей;
Поощрение частных иностранных капиталовложений и в дополнение к частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление финансовых средств на цели производства;
Стимулирование долгосрочного сбалансированного роста и содействие поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных инвестиций для развития производственных ресурсов государств-членов Банка.
Основными направления деятельности МБРР в настоящее время являются:
среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;
подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;
финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и пост социалистических странах.
Банк выступает в качестве партнера для стран с развивающейся экономикой и расширяющимися рынками, с целью улучшить качество жизни людей. В отличие от многих программ гуманитарной и технической помощи, Банк не предоставляет гарантов. Все займы, выдаваемые Банком, носят возвратный характер.
Развивающиеся страны заимствуют у Банка, так как нуждаются в привлечении финансовых ресурсов, технической и организационной помощи.
Займы банка можно разделить на две категории:
1. Займы для развивающихся стран, которые в состоянии без ущерба для экономики оплатить проценты по ссудам. Деньги для этих займов привлекаются от инвесторов со всего мира. Эти инвесторы покупают бонды, выпускаемые Всемирным Банком.
2. Займы для беднейших стран, которые являются обычно не кредитоспособны на международных финансовых рынках и неспособны оплатить проценты по займам, и для которых Всемирный банк, соответственно, не может привлекать для государств этой группы средств на международных финансовых рынках.
В этих случаях займы предоставляются Международной Ассоциацией Развития - членом Группы Всемирного банка. Более 30 государств-членов МАР периодически предоставляют деньги для финансирования подобных кредитов (об этом еще будет сказано подробнее в следующей главе).
Основными партнерами Банка являются правительства государств-членов. Дело в том, что в соответствии с Уставом, Банка предоставляет займы только правительствам государств-членов или под их гарантии. Кроме того, именно правительства обладают большей частью информации, необходимой для нормальной работы Банка и все проекты реализуются в соответствии с национальными законодательствами и под национальной юрисдикцией. Банк поощряет правительства работать в тесном контакте с неправительственными организациями (в настоящее время они сотрудничают в приблизительно половине поддержанных банком проектов). Многие из Миссий Банка даже имеют в штате специалистов по связи с неправительственными организациями, чтобы облегчить это сотрудничество.
Одним из приоритетов Банка - содействие стимулированию частного сектора. Причиной подобного внимания является то обстоятельство, что частный сектор - основной источник экономического роста и высоких доходов. Устав запрещает МБРР предоставление займов непосредственно частному сектору. Этим занимается другой член Группы Всемирного Банка - Международная Финансовая Корпорация. Она создана специально для вложения капитала в предприятия частного сектора. Так, в 1997 финансовом году, МФК вложила больше чем $8 миллиардов. Подобная деятельность, в частности, помогает правительствам приватизировать принадлежащие государству предприятия и укрепляет финансы предприятий.
Предоставление займов - значительная составляющая деятельности Всемирного Банка. Однако работа Банка выходит за эти рамки. Проекты МБРР обычно включают в себя и оказание технической помощи. Подобное содействие может касаться как консультационной помощи в вопросах распределения финансов в бюджете страны, так и проблемы создания деревенских клиник или рекомендации по использованию дорогого строительного оборудования. Ежегодно Банк финансирует несколько проектов посвященных исключительно обучению специалистов. Помимо этого, Институт экономического развития МБРР обучает людей из государств-заемщиков как создавать и выполнить программы развития.
Критерии Банка, по котором оценивается успешность реализация его проектов исключительно строги. Например, прежде, чем проект может квалифицироваться как успешный, он должен обеспечивать не менее чем 10-ти процентную экономическую отдачу. Этот тариф намного выше чем минимум, который требуется в соответствии со многими двусторонними двустороннего заимствования, по которым обычно экономическая отдача должна соответствовать 5-6 процентам.
Экономическое развитие и риск - часто две стороны одной и той же медали. Если бы проекты, необходимые для подъема жизненного уровня в развивающихся странах были бы всегда свободны от проблем, потребность бы в организациях типа Всемирного Банка была бы минимальной. В действительности, наиболее необходимые проекты, часто обуславливаются высокими рисками. Другой неизбежный источник неопределенности - система долгосрочных займов, согласно которой Банк ссуды предоставляются на срок до 40 лет.
Оценка результатов выполнения проектов осуществляется в два этапа. На первом, каждая операция по завершению оценивается персоналом, ответственным за реализацию проекта. Далее , Департамент по оценке деятельности проводит независимую оценку результатов завершенного проекта, его успешность и уровень эффективности.
Существует только две оценки эффективности - удовлетворительная и неудовлетворительная. Удовлетворительная эффективность означает, что проект достиг большинства поставленных целей, без принципиальных замечаний.
Источники финансирования: МБРР, подписчиками капитала которого являются все государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из этого капитала, заемных средств с финансовых рынков, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.
Проектный цикл у МБРР состоит из шести этапов: определение объекта, подготовительная работа, предварительная оценка стоимости, переговоры и предоставление проекта руководству Банка, практическое осуществление и контроль за ним, оценка результатов.
Инспекционная группа, состоящая из лиц, отбираемых на основе их знаний и опыта в области развития, может при соответствующей просьбе рассматривать жалобы о случаях несоблюдения Банком своих политики и процедур.
Институт экономического развития занимается организацией и провидением учебных курсов и семинаров для служащих из развивающихся стран. Он оказывает помощь учебным и исследовательским институтам управления, подготавливает, издает и распространяет учебные материалы.
Банк осуществляет большую программу исследований для поддержки своей оперативной деятельности и принятия надлежащих мер в ответ на острые проблемы, с которыми сталкиваются его члены. С 1995 года МБРР является членом консультативного органа, созданного Канадой, Францией, Нидерландами, США, АзБР, МФСР и Фондом развития капитала ООН для координации деятельности стран-кредиторов по систематическому финансированию программ и для обеспечения стран-кредиторов и стран-заемщиков необходимым инструментарием. Фонд институционального развития представляет собой своего рода инструмент быстрого реагирования для финансирования небольших, ориентированных на динамичные действия планов, определяемых в ходе общеэкономической и отраслевой работы Банка и его политического диалога, в странах с низким и средним уровнем доходов населения. Глобальный фонд окружающей среды является механизмом финансирования, с помощью которого развивающимся странам предоставляются средства на проекты и деятельность по охране окружающей среды.
Всемирный банк является одним из спонсоров Консультативной группы по международным сельскохозяйственным исследованиям (КГМСИ), созданной в целях использования современной науки в интересах развития устойчивого сельского хозяйства в бедных странах.
Региональные миссии Банка функционируют в Африке, Азии, Европе и Латинской Америке.
3. Международная Ассоциация развития
Международная ассоциация развития была создана в 1960 году как филиал МБРР. В качестве специализированного учреждения она принадлежит к системе Объединенных Наций. МАР во многих отношениях не отличается от МБРР. Обе организации финансируют проекты развития, имеют один и тот же штат, а президент Банка является одновременно президентом МАР. Главное различие между этими двумя организациями заключается в том, как они приобретают финансовые средства для кредитования, и в условиях, на которых они предоставляют займы развивающимся странам. МБРР большую часть своих финансовых средств получает на мировых финансовых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и на более длительные сроки погашения, чем это делают коммерческие банки. В отличие от МБРР, МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты. Ее источниками финансирования являются взносы стран-доноров.
3.1 Цели и структура МАР
Целями МАР является:
Содействие экономическому развитию.
Повышение производительности труда.
Повышение уровня жизни в развивающихся странах (членах МАР)
Членами МАР являются 159 государств3. Членство открыто для всех стран - членов МБРР в сроки и на условиях, которые могут устанавливаться МАР.
Структура МАР:
Совет управляющих.
Исполнительный директорат.
Президент.
Члены Совета управляющих, Исполнительного директората и президент в силу занимаемой должности, а также должностные лица и штатные служащие МБРР по совместительству выполняют аналогичные обязанности в Международной ассоциации развития. Штат сотрудников МАР разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика, планирование и исследования.
3.2 Деятельность МАР
Кредиты МАР предназначаются для беднейших и наименее кредитоспособных стран и выделяются с учетом размеров территории страны, годового дохода на душу населения и степени эффективности экономической политики. Только страны с годовым доходом на душу населения, составляющим менее чем 1305 долл. США, могут пользоваться займами МАР. Большинство кредитов МАР предоставляются странам с годовым доходом на душу населения в размере 800$ США или меньше. Погашение займов начинается по истечении 10-летнего льготного периода; они предоставляются на 35 или 40 лет и без процентов.
Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи. Кредиты предоставляются в национальной валюте государства или его территории.
В рамках программы специальной помощи осуществляется поддержка стран южнее Сахары с низкими доходами и высокими долгами. Директора-исполнители публикуют нормы и условия предоставления кредитов МАР.
Основная часть финансовых ресурсов МАР поступает из трех источников: переводов из прибыли МБРР; капитала, подписчиками которого являются госсударства8члены; взносов в основном более богатых членов МАР, включая ряд стран со средним уровнем доходов (пополнение средств происходит, как правило, каждые три года). 34 государства-члена согласились предоставить 18 млрд. $ США в ходе Десятого привлечения средств МАР (МАР-10), проходившего в 1993-1996 годах, в целях наращивания усилий по борьбе с нищетой, проведения экономических реформ, улучшения менеджмента и обеспечения экологически устойчивого развития.
4. Международная финансовая корпорация
МФК была создана в качестве филиала МБРР в 1956 году путем ратификации устава МФК. Эта учреждение является самостоятельным юридическим лицом и финансовой организацией, входящей в Группу Всемирного банка и принадлежащей к системе Объединенных наций в качестве специализированного учреждения. 170 государств являются членами МФК4
Цель МФК - содействие экономическому росту стран-членов путем поощрения предпринимательства в производственной сфере, дополняя таким образом деятельность МБРР.
4.1 Структура МФК
Совет управляющих.
Директорат.
Президент, исполнительный вице-президент.
Банковская консультативная комиссия.
Деловой консультативный комитет.
Высшим органом МФК является Совет управляющих. Каждый управляющий и заместитель управляющего МБРР, назначаемые членом Банка, являющимся одновременно членом МФК, являются в силу занимаемой должности управляющим и заместителем управляющего в составе ее совета управляющих. За исключением отдельных полномочий, сохраняемых согласно уставу МФК только за членами Совета, управляющие делегировали свои полномочия Директорату. Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с ежегодным собранием МБРР.
Директорат, состоящий из 24 директоров, которыми по должности являются все директора-исполнители Банка (и их заместители), назначаемые и избираемые членом или группой членов Корпорации, отвечает за проведение текущей деятельности МФК.
Президентом Корпорации является президент Всемирного Банка. Исполнительный вице-президент отвечает за общее управление и текущие операции. В процессе планирования и принятия решений он опирается на группу менеджеров, включающую семь вице-президентов. Три вице-президента по операциям осуществляют надзор за работой региональных и отраслевых департаментов. Кроме того, каждый вице-президент курирует отдельную сферу деятельности. Вся работа ведется через пять региональных (Африки южнее Сахары; Азии; Средней Азии; Ближнего Востока и Северной Африки; Европы; Латинской Америки и Карибского бассейна) и четыре отраслевых (агробизнеса, химии, нефтехимии и удобрений; инфраструктуры; нефти, газа и горнодобывающей промышленности) департамента.
Банковская консультативная комиссия, состоящая из 10 руководящих работников ведущих международных финансовых институтов, проводит регулярные встречи с управленческим составом МФК для обмена мнениями о политике и деятельности Корпорации.
Деловой консультативный комитет состоит из известных промышленников, банкиров и государственных деятелей всех частей мира, которые делятся своими знаниями, опытом и взглядами по вопросам бизнеса с руководством МФК.
4.2 Деятельность МФК
Ресурсы МФК состоят главным образом из взносов государств-членов, кредитов МБР, процентов с предоставленных займов, финансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях, доходов от продажи акций, платы за услуги, депозитов и операций с ценными бумагами, а также из средств, извлеченных на международных рынках капитала.
Три принципа определяют региональные и отраслевые задачи МФК:
Принцип катализатора, привлечение к участию в проекте частных инвесторов;
принцип рентабельности для обоснования сотрудничества с частным сектором;
принцип участия МФК как меры, дополняющей естественный рыночный прогресс.
МФК содействует развитию частного сектора путем:
финансирования (займы, собственный капитал, совместные средства);
мобилизации ресурсов ( объединение предоставляемых займов, страхование, предоставление гарантий, капиталовложения в частные компании);
управления рисками (своп-операции, связанные с валютными курсами и процентными ставками, механизмы хеджирования);
технической помощи и консультирования (изменения на рынке капитала, иностранные прямые инвестиции, приватизация, корпоративная реструктуризация, подготовка и оценка проектов);
разработки стратегии сотрудничества с МБРР по вопросам оценки частного сектора (в целях налогообложения для отдельных стран, разработки национальных стратегий, реформы финансового сектора).
Международная финансовая корпорация является инвестиционным банком Группы Всемирного банка для развивающихся стран. Она предоставляет займы непосредственно частным компаниям и инвестирует в них собственные средства, не располагая гарантиями правительств, а также привлекает другие источники финансирования для проектов частного сектора, таких как содействие предпринимательской деятельности, включая малый бизнес, мобилизация финансовых средств, инвестиции в проекты по развитию инфраструктуры, инициативы по охране окружающей среды, консультационные услуги и техническая помощь.
МФК предлагает различные финансовые сделки и услуги компаниям в развивающихся странах членах: долгосрочные займы предоставляемые в основных валютах по фиксированным или меняющимся ставкам; вложения собственного капитала, другие механизмы кредитования (субординационные займы, ценные бумаги с доходом); предоставления гарантий и вспомогательное финансирование; менеджмент рисков.
Корпорация консультирует деловые круги и правительства развивающихся стран по различным вопросам, включая физическую и финансовую реструктуризацию, разработку планов предпринимательской деятельности, идентификацию рынков, продукции, технологий, финансовых и технических партнеров, а также мобилизацию ресурсов для финансирования проектов.
Созданная в 1986 году консультативная служба по иностранным инвестициям (КСИИ), контроль за деятельностью которой осуществляет комитет во главе с исполнительным вице-президентом МФК, оказывает правительствам помощь в удовлетворении долгосрочных потребностей развития путем извлечения максимальной выгоды из иностранных инвестиций. КСИИ предоставляет правительствам консультации по вопросам законодательства, стратегий, правил и процедур, знание которых необходимо для создания привлекательного инвестиционного климата.
Консультативное бюро по разработке проектов для Африки, созданное в 1986 году, предоставляет консультации африканским предпринимателям, стремящимся расширить или модернизировать существующие предприятия или создать новые.
Консультативное бюро по разработке проектов для южной части тихого океана оказывает помощь предпринимателям девяти островных государств - членов МФК в разработке приемлемых для банков проектов либо создание новых предприятий, либо расширении и диверсификации деятельности существующих.
В последние годы МФК обращает особое внимание на оказание технической помощи частным фирмам, финансирование которой осуществляется с помощью Фонда технической помощи.
Представители МФК работают в Африке (Абиджан, Аккра, Каир, Касабланка, Дуала, Хараре, Лагос, Найроби), Азии (Бангкок, Исламабад, Стамбул, Джакарта, Манила, Дели, Пекин, Токио), Европе (Будапешт, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Москва, Париж, Прага, Вена, Варшава) и в Латинской Америке (Буэнос-Айрес, Мехико, Сан-Пауло).
5. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям
Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям было создано в 1988 году как филиал Всемирного банка, но в финансовом отношении оно является независимым. Как специализированное учреждение Агентство входит в систему ООН.
Цель МАИГ - поощрение инвестиций на производственные цели в государствах-членах5, в особенности в развивающихся странах, путем:
предоставления гарантий, включая совместное перестрахование от некоммерческих рисков в форме размещения капитала в одних странах-членах, который привлекается в других странах-членах;
осуществления надлежащих вспомогательных мероприятий для содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними.
Функциями МАИГ является:
Увеличение возможностей других страховщиков путем совместного страхования или перестрахования.
Страхование инвестиций в странах, не подлежащих такому страхованию другими страховщиками в силу политики последних.
Обслуживание инвесторов, не имеющих доступа к другим официально признанным страховщикам.
Предоставление гарантий инвесторам различных национальностей, входящим в какой-либо многонациональный синдикат, что создает благоприятные условия для заключения страховых контрактов и урегулирования претензий.
5.1 Структура МАИГ
Совет управляющих.
Директорат, Председатель Директората.
Исполнительный вице-президент.
Высшим органом агентства является Совет управляющих. Он может делегировать свои полномочия Директорату, за исключением специально закрепленных за Советом (прием новых членов, приостановка членства, увеличение или сокращение капитала). Совет состоит из управляющих и их заместителей (по одному от каждой страны-члена). Председатель совета избирается из числа управляющих.
Директорат состоит из 20 директоров (у каждого по одному заместителю) и отвечает за общую оперативную деятельность Агентства. Председателем Директората является президент МБРР.
Исполнительный вице-президент МАИГ назначается директоратом по представлению председателя и выполняет свои функции под общим контролем Директората. Он отвечает за организацию работы, назначения и увольнения персонала. Должностные лица и другие штатные сотрудники МБРР работают в Агентстве по совместительству.
5.2 Деятельность МАИГ
МАИГ дополняет деятельность существующих страховщиков инвестиций посредством сострахования и перестрахования.
МАИГ предлагает четыре основных типа гарантий:
Неконвертируемость валюты (защита от потерь, возникающих в связи с невозможностью конвертировать местную валюту в иностранную для ее перевода за пределы страны пребывания).
Экспроприация (защита от потерь, вызванных действиями правительства страны пребывания по ограничению или ликвидации права собственности или контроля над нею, а также права на застрахование инвестиции).
Война и гражданские волнения (защита от убытков, вызванных военными действиями или гражданскими волнениями, ведущими к разрушению или нанесению ущерба материальным активам предприятия или созданию препятствий для его деятельности).
Нарушение контракта (защита от убытков, связанных с тем, что инвестор не может добиться принятия решения суда или арбитражного суда и его выполнения по иску против страны пребывания, аннулировавшей или нарушавшей инвестиционный контракт).
МАИГ изучает проекты в ходе процесса подачи заявок в целях обеспечения их финансовой, экономической и экологической обоснованности и их полезного вклада в удовлетворение потребностей развития страны пребывания.
МАИГ предоставляет разнообразные услуги по оказанию технической помощи в целях содействия усилиям стран-членов по стимулированию прямых иностранных капиталовложений. В 1994 году МАИГ оказывало целый ряд услуг, начиная от консультационных услуг по политики улучшения инвестиционных режимов до помощи в увеличении притока иностранных инвестиций и консультаций по правовым вопросам, касающимся иностранных инвестиций.
В 1994 году в центре внимания МАИГ стали находится вопросы создания потенциала поощрения инвестиций; началась разработка электронных средств (глобальная электронная сеть, предназначенная для конкретных секторов "CD-ROM") в целях ускорения распространения информации о инвестиционных возможностях в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Отказ от консультационных услуг по разработке политики с целью сбережения ресурсов, необходимых для содействия расширению деятельности по предоставлению гарантий, привел к прекращению финансовой поддержки, которую МАИГ оказывало Консультативной службе по иностранным инвестициям. Функции МАИГ по консультативной деятельности, касающейся разработке стратегической политики, за исключением поощрения капиталовложений и распространение информации, были переданы КСИИ. Структурное подразделение МАИГ по разработке политики и консультационным услугам было переименовано в Службу инвестиционного маркетинга.
Содействие инвестициям включает проведение встреч, конференций, учебных программ и семинаров, а также ознакомительные поездки отраслевого и межгосударственного характера. Информационная политика Агентства предусматривает использование новейших средств коммуникации с целью установления и поддержания контактов с потенциальными инвесторами.
В 1994 году МАИГ провело ряд практикумов в целях оказания помощи странам-членам в создании потенциала маркетинга для улучшения услуг, предоставляемых инвесторам, и укрепления связей с ними, а также осуществления миссий по привлечению инвестиций.
Важнейшим источником финансирования МАИГ является основной капитал. Конвенция МАИГ предусматривает, что промышленно развитые страны должны вносить 10% своей доли в конвертируемой валюте. Еще 10% каждая страна вносит в форме не обращающихся на открытом рынке беспроцентных долговых обязательств. Остаток представляет собой резервный капитал. До 25% взносов развивающихся стран может вносится в их собственной валюте.
Заключение
Итак, подводя итог моей работе, можно сказать о том, что МБРР был создан с целью оказания помощи в восстановлении и развитии экономики входящих в него стран. По окончании периода восстановления опустошенных войной промышленно развитых стран группа Всемирного банка поставила себе цель содействовать экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран, повышению эффективности их хозяйствования, чтобы их население имело более богатую и удовлетворительную жизнь. Для этого Всемирный банк оказывает финансовую помощь этим странам и выступает в роли советника, а также стимулирует инвестиции из других источников. Всемирный банк предоставляет ссуды исключительно платежеспособным заемщикам и в основном для того, чтобы финансировать потенциально высокорентабельные проекты. Он заимствует свои ресурсы на финансовых рынках развитых стран, и поэтому его кредиты также предоставляются на рыночных условиях. Все это доказывает, что Всемирный банк играет огромную роль в Международных отношениях.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список использованной литературы:
1.Интернет:http://moarcc.aris.kuin/win_r/info/mbrr.html
2.Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч.1. Учебное пособие для вузов. -М.: Международные отношения, 1998.
3.Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. -М.: Прогресс, Универс, 1994.
4.Шреплер Х.А. Международные экономические организации: Справочник. - М.: Международные отношения, 1997.
1 Шреплер Х.-А. Международные финансовые организации: Справочник. -М., 1997
2 См. Приложение 1
3 См. Приложение 2
4 См. Приложение 3
5 См. Приложение 4
Overview
Лист3Лист4
Лист5
Лист7
Sheet 1: Лист3
Австралия | Дания | Маврикий |
Австрия | Джибути | Мавритания |
Азербайджан | Доминика | Мадагаскар |
Албания | Доминиканская республика | Македония |
Алжир | Египет | Малави |
Ангола | Заир | Малайзия |
Антигуа и Барбуда | Замбия | Мали |
Аргентина | Зимбабве | Мальдивы |
Армения | Израиль | Мальта |
Афганистан | Индия | Марокко |
Багамы | Индонезия | Маршалловы Острова |
Бангладеш | Иордания | Мексика |
Барбадос | Ирак | Микронезия |
Бахрейн | Иран | Мозамбик |
Беларусь | Ирландия | Молдова |
Белиз | Исландия | Монголия |
Бельгия | Испания | Мьянма |
Бенин | Италия | Намибия |
Болгария | Йемен | Непал |
Боливия | Кабо-Верде | Нигер |
Босния и Герцеговина | Казахстан | Нигерия |
Боствана | Камбоджа | Нидерланды |
Бразилия | Камерун | Никарагуа |
Буркина Фасо | Канада | Новая Зеландия |
Бурунди | Катар | Норвегия |
Бутан | Кения | ОАЭ |
Вануату | Кипр | Оман |
Великобритания | Кирибати | Пакистан |
Венгрия | Китай | Панама |
Венесуэла | Колумбия | Папуа-Новая Гвинея |
Въетнам | Коморские острова | Парагвай |
Габон | Конго | Перу |
Гаити | Коста-Рика | Польша |
Гайана | Кот-д'Ивуар | Португалия |
Гамбия | Кувейт | Республика Корея |
Гана | Кыргистан | Россия |
Гватемала | Лаос | Руанда |
Гвинея | Латвия | Румыния |
Гвинея-Бисау | Лесото | Сальвадор |
Германия | Либерия | Самоа (США) |
Гондурас | Ливан | Сан-Томе и Принсипи |
Гренада | Ливия | Саудовская Аравия |
Греция | Литва | Свазиленд |
Грузия | Люксембург | Сейшельские острова |
Сенегал | Танзания | ЦАР |
Сент-Винсент и Гренадины | Того | Чад |
Сент-Китс и Невис | Тонга | Чехия |
Сент-Люсия | Тринидат и Тобаго | Чили |
Сингапур | Тунис | Швеция |
Сирия | Туркменистан | Шри Ланка |
Словакия | Турция | Эквадор |
Словения | Уганда | Экваториальная Гвинея |
Соломоновы Острова | Узбекистан | Эритрея |
Сомали | Украина | Эстония |
Судан | Уругвай | Эфиопия |
Суринам | Фиджи | ЮАР |
США | Филиппины | Ямайка |
Сьерра Леоне | Финляндия | Япония |
Таджикистан | Франция | |
Тайланд | Хорватия |
Sheet 2: Лист4
Австралия | Джибути | Малави |
Австрия | Доминика | Малайзия |
Азербайджан | Доминиканская республика | Мали |
Албания | Египет | Мальдивы |
Алжир | Заир | Марокко |
Ангола | Замбия | Маршалловы Острова |
Антигуа и Барбуда | Зимбабве | Мексика |
Аргентина | Израиль | Микронезия |
Армения | Индия | Мозамбик |
Афганистан | Индонезия | Молдова |
Багамы | Иордания | Монголия |
Бангладеш | Ирак | Мьянма |
Барбадос | Иран | Намибия |
Бахрейн | Ирландия | Непал |
Беларусь | Исландия | Нигер |
Белиз | Испания | Нигерия |
Бельгия | Италия | Никарагуа |
Бенин | Йемен | Новая Зеландия |
Болгария | Кабо-Верде | Норвегия |
Боливия | Казахстан | ОАЭ |
Босния и Герцеговина | Камерун | Оман |
Боствана | Канада | Пакистан |
Бразилия | Кения | Панама |
Буркина Фасо | Кипр | Папуа-Новая Гвинея |
Бурунди | Кирибати | Парагвай |
Вануату | Китай | Перу |
Великобритания | Колумбия | Польша |
Венгрия | Коморские острова | Португалия |
Венесуэла | Конго | Республика Корея |
Въетнам | Коста-Рика | Россия |
Габон | Кот-д'Ивуар | Руанда |
Гаити | Кыргистан | Румыния |
Гайана | Лаос | Сальвадор |
Гамбия | Латвия | Самоа (США) |
Гана | Лесото | Саудовская Аравия |
Гватемала | Либерия | Свазиленд |
Гвинея | Ливан | Сейшельские острова |
Гвинея-Бисау | Ливия | Сенегал |
Германия | Литва | Сент-Китс и Невис |
Гондурас | Люксембург | Сент-Люсия |
Гренада | Маврикий | Сингапур |
Греция | Мавритания | Сирия |
Грузия | Мадагаскар | Словакия |
Дания | Македония | Словения |
Соломоновы Острова | Турция | Чили |
Сомали | Уганда | Швейцария |
Судан | Узбекистан | Швеция |
США | Украина | Шри Ланка |
Сьерра Леоне | Уругвай | Эквадор |
Таджикистан | Фиджи | Экваториальная Гвинея |
Тайланд | Филиппины | Эритрея |
Танзания | Финляндия | Эстония |
Того | Франция | Эфиопия |
Тонга | Хорватия | ЮАР |
Тринидат и Тобаго | ЦАР | Ямайка |
Тунис | Чехия | Япония |
Членство открыто для государств - членов МБРР |
Sheet 3: Лист5
Азербайджан | Италия | Польша |
Албания | Йемен | Португалия |
Алжир | Кабо-Верде | Республика Корея |
Ангола | Казахстан | Россия |
Аргентина | Камерун | Румыния |
Армения | Канада | Сальвадор |
Багамы | Кения | Саудовская Аравия |
Бангладеш | Кипр | Свазиленд |
Барбадос | Китай | Сейшельские острова |
Бахрейн | Колумбия | Сенегал |
Беларусь | Конго | Сент-Винсент и Гренадины |
Белиз | Коста-Рика | Сент-Люсия |
Бельгия | Кот-д'Ивуар | Словакия |
Бенин | Кувейт | Словения |
Болгария | Кыргистан | Судан |
Боливия | Лесото | США |
Боствана | Ливан | Сьерра Леоне |
Бразилия | Ливия | Танзания |
Буркина Фасо | Литва | Того |
Вануату | Люксембург | Тринидат и Тобаго |
Великобритания | Маврикий | Тунис |
Венгрия | Мавритания | Туркмения |
Венесуэла | Мадагаскар | Турция |
Въетнам | Македония | Уганда |
Гайана | Малави | Узбекистан |
Гамбия | Малайзия | Украина |
Гана | Мали | Уругвай |
Гвинея | Мальта | Фиджи |
Германия | Марокко | Филиппины |
Гондурас | Микронезия | Финляндия |
Гренада | Мозамбик | Франция |
Греция | Молдова | Хорватия |
Грузия | Намибия | Чехия |
Дания | Непал | Чили |
Доминика | Нигерия | Швейцария |
Египет | Нидерланды | Швеция |
Заир | Никарагуа | Шри Ланка |
Замбия | Норвегия | Эквадор |
Зимбабве | ОАЭ | Экваториальная Гвинея |
Израиль | Оман | Эстония |
Индия | Пакистан | Эфиопия |
Индонезия | Панама | ЮАР |
Иордания | Папуа-Новая Гвинея | Ямайка |
Ирландия | Парагвай | Япония |
Испания | Перу | |
Членство открыто для всех членов МБРР и для Швейцарии |
Sheet 4: Лист7
Группа 1 (экономически более развитые страны - 26) | ||
Австралия | Италия | Россия |
Австрия | Канада | США |
Бельгия | Кувейт | Финляндия |
Великобритания | Люксембург | Франция |
Германия | Нидерланды | Швейцария |
Дания | Новая Зеландия | Швеция |
Ирландия | Норвегия | ЮАР |
Исландия | ОАЭ | Япония |
Испания | Португалия | |
Группа 2 (менее развитые страны - 134) | ||
Азербайджан | Джибути | Ливан |
Албания | Доминика | Ливия |
Алжир | Доминиканская республика | Маврикий |
Ангола | Египет | Мавритания |
Аргентина | Заир | Мадагаскар |
Армения | Замбия | Македония |
Афганистан | Зимбабве | Малави |
Бангладеш | Израиль | Малайзия |
Белиз | Индия | Мали |
Бенин | Индонезия | Мальдивы |
Боливия | Иордания | Марокко |
Босния и Герцеговина | Ирак | Маршалловы Острова |
Боствана | Иран | Мексика |
Бразилия | Йемен | Микронезия |
Буркина Фасо | Кабо-Верде | Мозамбик |
Бурунди | Казахстан | Молдова |
Бутан | Камбоджа | Монголия |
Вануату | Камерун | Мьянма |
Венгрия | Кения | Непал |
Въетнам | Кипр | Нигер |
Габон | Кирибати | Нигерия |
Гаити | Китай | Никарагуа |
Гайана | Колумбия | Оман |
Гамбия | Коморские острова | Пакистан |
Гана | Конго | Панама |
Гватемала | Коста-Рика | Папуа-Новая Гвинея |
Гвинея | Кот-д'Ивуар | Парагвай |
Гвинея-Бисау | Кыргистан | Перу |
Гондурас | Лаос | Польша |
Гренада | Латвия | Республика Корея |
Греция | Лесото | Руанда |
Грузия | Либерия | Сальвадор |
Самоа (США) | Судан | Фиджи |
Сан-Томе и Принсипи | Сьерра Леоне | Филиппины |
Саудовская Аравия | Таджикистан | Хорватия |
Свазиленд | Тайланд | ЦАР |
Сенегал | Танзания | Чад |
Сент-Винсент и Гренадины | Того | Чехия |
Сент-Китс и Невис | Тонга | Чили |
Сент-Люсия | Тринидат и Тобаго | Шри Ланка |
Сирия | Тунис | Эквадор |
Словакия | Турция | Экваториальная Гвинея |
Соломоновы Острова | Уганда | Эритрея |
Сомали | Узбекистан | Эфиопия |
Кандидаты на вступление (по данным на 1997 год): Бруней, Украина, Югославия |