Оказание медицинской помощи без согласия пациентов

ГОУ ВПО Тверская Государственная Медицинская Академия

Кафедра общей патологии с курсами судебной медицины и основ прав

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Оказание медицинской помощи без согласия пациентов»

Тверь, 2007

Содержание

Введение

Глава 1. Законодательство по вопросу оказания медицинской помощи без согласия пациентов

1. Конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

2. Права граждан при оказании медико-социальной помощи.

Глава 2. Принудительные меры медицинского характера.

Глава 3. Закон РФ о психиатрической помощи и о гарантиях прав граждан при ее оказании.

Глава 4. Закон РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Заключение

Введение

Сегодняшнее состояние правового регулирования медицинской деятельности в России представляет собой большой массив нормативных правовых актов, в котором достаточно нелегко сориентироваться. В связи с этим сегодня все больше говорят о самостоятельной отрасли права – «медицинском праве».

Безусловно, весь объем правовой информации в области медицинской деятельности практикующему врачу знать не нужно, однако ему, а особенно руководителю медицинского учреждения, необходимо обладать основными знаниями в области юридической ответственности и умением их практической реализации.

Среди этих медико-правовых знаний базовое значение имеет глубокое понимание и осмысление собственных действий или бездействий практикующим врачом в процессе его профессиональной деятельности.

В соответствии с Основами законодательства РФ от 22 июля 1993г. «Об охране здоровья граждан» на медицинское учреждение возлагается обязанность, используя данные медицинской науки и практики, соответствующую медицинскую технику, специальные знания, опыт медицинских работников, произвести необходимые действия по обследованию пациента, установлению правильного диагноза, проведению надлежащего качественного лечения.

Важнейшим аспектом деятельности медицинского работника является необходимость четкого понимания тех юридических критериев, которые позволяют квалифицировать то или иное действие или бездействие врача как виновное, поскольку именно на этих юридических критериях строится вся судебная практика. Безусловно, медицинскому работнику в процессе своей профессиональной деятельности также необходимо знать вид и меру юридической ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

Правонарушение может совершаться как активными действиями, так и противоправным бездействием человека, которое связано с невыполнением обязанностей, возложенных на него непосредственно тем или иным нормативным документом. При этом, как показывает практика, именно противоправное бездействие медицинских работников является причиной большей части неблагоприятных исходов, а соответственно исковых заявлений.

Ответственность, как известно, по общему правилу наступает за виновное причинение вреда одним человеком другому. Вина бывает в двух формах: умысел и неосторожность. При этом умысел, в свою очередь, бывает прямой и косвенный, а неосторожность существует в виде самонадеянности (легкомыслие) и небрежности.

Все эти понятия медицинскому работнику необходимо четко различать и глубоко понимать, поскольку юридическая квалификация случившегося медицинского правонарушения именно с точки зрения этих понятий чаще всего отвергает версию о добросовестном заблуждении врача, что может свидетельствовать об отсутствии в его действиях вины.

Безусловно, во всех этих случаях необходимо установление причинно-следственной связи.

В ходе гражданского или уголовного процесса квалифицируется конкретное деяние медицинского работника, устанавливается размер причиненного вреда, а также полноценно и всесторонне исследуется вся медицинская документация, которая ведется каждым медицинским работником.

Безусловно, как известно, руководство медицинских учреждений и сами медицинские работники заинтересованы в доказательстве отсутствия своей вины и выдвижении различных версий о невиновности конкретного медицинского работника, поскольку зачастую однозначного решения того или иного медицинского дела выработать очень сложно ввиду многогранности и обширности этой проблемы.

Поэтому для большей уверенности и покоя в своей дальнейшей жизни врачу, прежде всего, нужно:

1. добросовестно документировать все проведенные исследования и их результаты – для доказательства того, что он провел полноценную диагностику;

2. документировать все манипуляции, назначения, промежуточные осмотры и неукоснительно соблюдать разработанные стандарты медицинской помощи - для доказательства того, что он правильно и своевременно выполнил все этапы лечения и необходимые процедуры;

3. документировать информирование пациента – доказательство проведения необходимых разъяснений и обсуждения лечения с момента его обращения к врачу и до рекомендаций после проведенного лечения.

Что касается получения информированного согласия пациента на медицинское вмешательство, необходимо сказать о том, что это требование специально закреплено в норме закона, а именно в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

В статье 31 Основ установлено, что каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Согласно статье 32 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» медицинское вмешательство любого характера: диагностические мероприятия (рентген, УЗИ и т.п.), анализы, оперативное вмешательство, применение сложных методов лечения и диагностики – ни при каких условиях не могут быть выполнены без получения информированного согласия от пациента, достигшего 15 лет. Что касается пациентов в возрасте до 15 лет либо недееспособных граждан, такое согласие должно быть получено от родителей, законных представителей.

В экстремальных ситуациях решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум врачей либо лечащий или дежурный врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей (родителей).

Согласно статье 33 Основ законодательства РФ гражданин вправе отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. В этом случае гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Важно иметь в виду, что отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.

В статье 34 говорится, в каких случаях медицинская помощь оказывается без согласия пациентов. Кроме того, состояние сознания пациента может не позволить получить его согласия на выполнение экстренного медицинского вмешательства. Действия врача в подобных случаях мы и рассмотрим ниже.

Глава 1. Законодательство по вопросу оказания медицинской помощи без согласия пациентов

1. Конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В статье 41 Конституции РФ говорится о том, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

2. Права граждан при оказании медико-социальной помощи

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, настоящие Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан.

В разделе 6 «Права граждан при оказании медико-социальной помощи» в статье 31 установлено: каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Согласно статье 32 медицинское вмешательство любого характера ни при каких условиях не могут быть выполнены без получения информированного согласия от пациента, достигшего 15 лет. Что касается пациентов в возрасте до 15 лет либо недееспособных граждан, такое согласие должно быть получено от родителей, законных представителей.

Как уже упоминалось, в экстремальных ситуациях решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум врачей либо лечащий или дежурный врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей (родителей).

Согласно статье 33 Основ законодательства РФ гражданин вправе отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. В этом случае гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.

В статье 34 указано, что оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимается врачом либо консилиумом врачей, а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей – судом.

Медицинская помощь зачастую оказывается без согласия пациента, когда тяжелое общее состояние и нарушенное состояние сознания не позволяют получить это согласие, однако требуют экстренного вмешательства по жизненным показаниям.

Приведем пример. В приемное отделение МУ «Конаковская ЦРБ» больной А. поступил в коме, с клиническими признаками сдавления головного мозга внутричерепной гематомой. Дежурным травматологом по жизненным показаниям выполнена трепанация черепа, удалена субдуральная гематома.

В данном случае применены: статья 41 Конституции, статья 34 Основ законодательств РФ об охране здоровья граждан.

Этот конкретный пример дополняет следующая статистика.

В МУ «Конаковская ЦРБ» Тверской области за 2006 год проведено 12 операций больным, находящимся с различными степенями нарушения сознания по жизненным показаниям по заключению консилиума, или решение принималось дежурным травматологом, хирургом, с последующим докладом начмеду.

Из них:7 - травматическая кома (резекционные краниотомии),

5 - травматический шок, различные степени нарушения сознания при сочетанных травмах (ПХО ран, лапаротомии, остановка кровотечения, скелетное вытяжение, наложение стержневых аппаратов).

Это составляет 0,75% от всех выполненных операций в хирургическом и травматологическом отделениях за 2006 год.

Оказание медицинской помощи без согласия граждан или согласия их законных представителей, связанное с проведением противоэпидемических мероприятий, регламентируется санитарным законодательством.

Освидетельствование и госпитализация лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, проводятся без их согласия в порядке, устанавливаемом Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

В отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, могут быть применены принудительные меры медицинского характера на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия, или по решению суда.

Итак, делая выводы из выше сказанного, основным законодательством, на основании которого осуществляется оказание медицинской помощи без согласия пациентов, является: в первую очередь, Конституция РФ, а также Уголовный Кодекс РФ (точнее, глава 15 УК РФ о принудительных мерах медицинского характера) и Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан».

Глава 2. Принудительные меры медицинского характера

Оказание медицинской помощи без согласия пациентов может быть осуществлено в случаях, которые рассматриваются в ряде статей Уголовного кодекса РФ в главе 15 под названием «Принудительные меры медицинского характера».

Основания применения принудительных мер медицинского характера (статья 97). Подобные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:

- совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости;

- у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

- совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Лицам, указанным в части первой настоящей статьи, принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами.

В отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Целями применения принудительных мер медицинского характера, о которых говорится в статье 98, являются излечение лиц, указанных в части первой статьи 97 настоящего Кодекса, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Согласно статье 99 суд может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера:

- амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

- принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

- принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;

- принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар (статья 100 УК РФ).

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре (статья 101). Оно может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения.

Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, на основании заключения комиссии врачей-психиатров (статья 102).

Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. Освидетельствование такого лица проводится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращения ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника.

Ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.

Изменение или прекращение принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера.

В случае прекращения применения принудительного лечения в психиатрическом стационаре суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, органам здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Зачет времени применения принудительных мер медицинского характера (статья 103).

В случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, при назначении наказания или возобновлении его исполнения время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы.

Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания (статья 104). В случаях, предусмотренных частью второй статьи 99 настоящего Кодекса, принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении приговоренных к иным видам наказаний – в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь.

При изменении психического состояния осужденного, требующем стационарного лечения, помещение осужденного в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Время пребывания в указанных учреждениях засчитывается в срок отбывания наказания. При отпадении необходимости дальнейшего лечения осужденного в указанных учреждениях выписка производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Кроме всего выше перечисленного необходимо также учитывать, что неоказание помощи больному (согласно статье 124 УК РФ) без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработанной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Таким образом, Уголовным Кодексом РФ совершенно четко определены ситуации, в которых медицинская помощь обязательно должна быть оказана, не принимая во внимание согласие пациента, в принудительном порядке. В случае неоказания этой принудительной медицинской помощи наступает уголовная ответственность.

здоровье медицинская помощь право

Глава 3. Закон РФ о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании

Существует добровольность обращения за психиатрической помощью, о которой говорится в статье 4 настоящего Закона. Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, а также лицу, признанному в установленном порядке недееспособным, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей в порядке, предусмотренным настоящим Законом.

О согласии на лечение говорит статья 11. Лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям. Предусмотренным Уголовным кодексом РФ, а также при недобровольной госпитализации по основаниям, предусмотренным статьей 29 настоящего Закона. В этих случаях, кроме неотложных, лечение применяется по решению комиссии врачей психиатров.

При оказании психиатрической помощи чаще всего, естественно, применяются принудительные меры, о чем говорит как Уголовный Кодекс РФ, так и рассматриваемый настоящий Закон РФ о психиатрической помощи, статья 13 «Принудительные меры медицинского характера».

Принудительные меры медицинского характера применяются по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, по основаниям и в порядке, установленным Уголовным кодексом РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Принудительные меры медицинского характера осуществляются в психиатрических учреждениях органов здравоохранения. Лица, помещенные в психиатрический стационар по решению суда о применении принудительных мер медицинского характера, пользуются правами, предусмотренными статьей 37 настоящего Закона. Они признаются нетрудоспособными на весь период пребывания в психиатрическом стационаре и имеют право на пособие по государственному социальному страхованию или на пенсию на общих основаниях.

Существуют определенные основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке (статья 29).

Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

- его непосредственную опасность для себя и окружающих, или

- его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

- существенный вред здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

В статье 32 говорится об освидетельствование лиц, помещенных в психиатрический стационар в недобровольном порядке.

Лицо, помещенное в психиатрический стационар по основаниям, предусмотренным статьей 29 настоящего Закона, подлежит обязательному освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения, которая принимает решение об обосновании госпитализации. В случаях, когда госпитализация признается необоснованной и госпитализированный не выражает желания остаться в психиатрическом стационаре, он подлежит немедленной выписке.

Если госпитализация признается обоснованной, то заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 часов направляется в суд по месту нахождения психиатрического учреждения для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в нем.

Порядок обращения в суд по вопросу о недобровольной госпитализации определяется в статье 33.

Вопрос о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке по основаниям, предусмотренным статьей 29 настоящего Закона, решается в суде по месту нахождения психиатрического учреждения.

Заявление о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке подается в суд представителем психиатрического учреждения, в котором находится лицо.

К заявлению, в котором должны быть указаны предусмотренные законом основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке, прилагается мотивированное заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости дальнейшего пребывания лица в психиатрическом стационаре.

Принимая заявление, судья одновременно дает санкцию на пребывание лица в психиатрическом стационаре на срок, необходимый для рассмотрения заявления в суде.

Заявление о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке судья рассматривает в течение пяти дней с момента его принятия в помещение суда либо в психиатрическом учреждении (статья 34).

Лицу должно быть предоставлено право лично участвовать в судебном рассмотрении вопроса о его госпитализации. Если по сведениям, полученным от представителя психиатрического учреждения, психическое состояние лица не позволяет ему лично участвовать в рассмотрении вопроса о его госпитализации в помещении суда, то заявление о госпитализации рассматривается судьей в психиатрическом учреждении.

Участие в рассмотрении заявлении прокурора, представителя психиатрического учреждения, ходатайствующего о госпитализации, и представителя лица, в отношении которого решается вопрос о госпитализации, обязательно.

Рассмотрев заявление по существу, судья удовлетворяет либо отклоняет его (статья 35).

Постановление судьи об удовлетворении заявления является основанием для госпитализации и дальнейшего содержания лица в психиатрическом стационаре.

Постановление судьи в десятидневный срок со дня вынесения может быть обжаловано лицом, помещенным в психиатрический стационар, его представителем, руководителем психиатрического учреждения, а также организацией, в которой законом либо ее уставом (положением) предоставлено право защищать права граждан, или прокурором в порядке, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом.

Пребывание лица в психиатрическом стационаре в недобровольном порядке продолжается только в течение времени сохранения оснований, по которым была продлена госпитализация (статья 36).

Лицо, помещенное в психиатрический стационар в недобровольном порядке, в течение первых шести месяцев не реже одного раза в месяц подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения для решения вопроса о продлении госпитализации. При продлении госпитализации свыше шести месяцев, освидетельствования комиссией врачей-психиатров проводятся не реже одного раза в шесть месяцев.

По истечении шести месяцев с момента помещения лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости продления такой госпитализации направляется администрацией психиатрического стационара в суд по месту нахождения психиатрического учреждения. Судья в порядке, предусмотренном статьями 33-35 настоящего Закона, постановлением может продлить госпитализацию. В дальнейшем решение о продлении госпитализации лица, помещенного в психиатрический стационар в недобровольном порядке, принимается судьей ежегодно.

В качестве иллюстрации приведем примеры.

1. Больной Л. 32 года бегал по проезжей части, бросаясь под автомобили. Доставлен скорой помощью в сопровождении сотрудников милиции в психиатрическое отделение. Осмотрен врачом-психиатром. С диагнозом синдром алкогольной зависимости, 2 стадия, фаза активного употребления, синдром отмены с галлюцинациями (делирием), согласно статье 29 Закона РФ о психиатрической помощи госпитализирован в психиатрическое отделение МУ « Конаковская ЦРБ».

2. Больной Ю. 38 лет, поступил в травматологическое отделение с диагнозом: закрытый перелом голени. Находился на скелетном вытяжении, на 3-и сутки, несмотря на превентивные меры (седативные препараты), появился бред, отвязал вытяжение, разбил гирей оконное стекло, пытался ходить на сломанной ноге. Больному наложен гипс в смещенном положении, в сопровождении милиционеров и врача скорой помощи отправлен в психиатрическое отделение, где выставлен диагноз синдром алкогольной зависимости, алкогольный делирий. После лечения в течение 4-х суток возвращен в травматологию, где на 12-й день после травмы проведен остеосинтез перелома, в удовлетворительном состоянии выписан.

3. Больной П. 19 лет, стал настойчиво угрожать близким физической расправой, согласился пойти на прием к психиатру. Во время беседы с врачом-психиатром П. нанес ему удар ножом в грудную клетку, рана неопасная. Пациент с диагнозом шизофрения, параноидная форма, непрерывно проградиентное течение, галлюцинозно-параноидный синдром госпитализирован в психиатрическое отделение, по решению суда признан невменяемым и направлен на лечение в специализированное отделение усиленного наблюдения.

Приведенные примеры показывают применение статьи 29 (у больных бред с угрозой для окружающих).

Статистика. В психоневрологическом отделении МУ «Конаковская ЦРБ» Тверской области в 2006 году в принудительном порядке по статье 29 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» пролечено 66 больных, что составляет 4,5% .

Из этой категории больных:

под пункта(опасность для себя и окружающих) попало 19 пациентов,

под пунктб(беспомощность) – 32 пациента,

под пункт в(существенный вред здоровью вследствие психического ухудшения состояния) – 15 больных.

Глава 4. Закон РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется на основании статьи 2 настоящего Закона.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

- профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

- контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами,

индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных

правил как составной части осуществляемой ими деятельности;

- создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;

- государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

- сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;

- лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

- государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;

- проведения социально-гигиенического мониторинга;

- научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- мер по своевременному информированию населения о возникновении

инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

- мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;

- мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Оказание медицинской помощи без согласия пациентов может кроме всего прочего осуществляться при организации и проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (статья 29 рассматриваемого настоящего Закона).

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального Закона.

Ограничительные мероприятия (карантин) проводятся на основании статьи 31.

Ограничительные мероприятия вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями рассматривает статья 33.

Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию.

Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации организациями здравоохранения по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Порядок ведения государственного учета указанных случаев заболеваний (отравлений), а также порядок ведения отчетности по ним устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Обязательные медицинские осмотры (статья 34).

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.

В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.

Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Профилактические прививки (статья 35) проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 55).

Заключение

Оказание помощи пациентам без их согласия является необходимым. Это может быть вследствие опасности больного человека для окружающих, или из-за тяжелого состояния пациента, когда его психика, либо его сознание не позволяют ему высказать свое согласие или несогласие. Все это отражено и хорошо разграничено в существующих законах это отражено и хорошо.

Оказание помощи в рассмотренных случаях, как само собой разумеющееся, всегда являлось врачебным долгом. Современное же состояние общества вынуждает медиков выполнять не только это, но и знать законы (фиксировать свои действия на бумаге) для своей защиты в возможных судебных исках.

Список используемой литературы

1. Конституция РФ

2. Уголовный кодекс РФ

3. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан

4. А.Г. Кибальник, Я.В. Старостина. Актуальные проблемы уголовной ответственности медицинских работников Москва: Илекса, 2006.

5. Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю., Григорьев И.Ю. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан. М.: МЦФЭР,2005

6. Макаров А.В.. Защита прав граждан в сфере медицинских услуг. М.: Эксмо, 2005.

7. С.В. Ерофеев, И.С. Ерофеева. Принцип информированного согласия пациента: обзор зарубежной и юридической практики. «Медицинское право», 2006, №3.

8. Акопов В.И., Бова А.А. Юридические основы деятельности врача. М.: Экспертное бюро, 1997.