Врачебный контроль в спорте
Особенности развития и функционирования сердца у детей и подростков
Оценка функционального состояния сердечнососудистой системы у детей и подростков представляет одно из важнейших направлений в биологии и медицине, поскольку его критерии являются базовыми в плане определения и прогнозирования соматического здоровья, физического статуса, а также возможных ограничений тех или иных видов двигательной активности.
С возрастом происходит увеличение массы сердца за счет, главным образом, миокарда желудочков. За период детства масса миокарда правого желудочка увеличивается приблизительно B 10 раз, левого - B 17 раз. Нарастание массы миокарда идет с максимальной скоростью B первые два года жизни и B возрасте от 12 до 14 лет. В периоде относительно медленного темпа роста сердца (от 3 до 7-8 лет) происходит его окончательная тканевая дифференцировка.
Параллельно с ростом сердца увеличиваются и размеры магистральных сосудов, однако, темп их увеличения более медленный. Так, если объем сердца к 15 годам увеличивается B 7 раз, то окружность аорты - только B 3 раза. С возрастом меняется соотношение просветов отверстий аорты и легочной артерии. В раннем возрасте на 20-25% преобладает диаметр отверстия легочной артерии, к 10-12 годам их диаметры сравниваются, а у взрослых просвет аорты превышает просвет легочной артерии. Окружность легочного ствола у детей, как правило, преобладает над окружностью восходящей аорты. Стенки кровеносных сосудов новорожденных тонкие, с недостаточным количеством мышечных и эластических волокон. Соотношение просвета артерий и вен приблизительно составляет 1:1. С ростом ребенка происходит развитие мышечного слоя, соединительнотканных элементов и интимы сосудов, осуществляется дифференцировка артериальной и венозной систем. К 16 годам просвет вен B 2 раза превышает просвет артерий. В отличие от сосудов большого круга кровообращения, сосуды малого круга кровообращения у новорожденных имеют гипертрофированный мышечный слой и гиперплазированную интиму. В первые месяцы жизни происходит их инволюция с истончением стенок и увеличением просвета сосудов. Верхушечный толчок у детей располагается, как правило, B IV межреберье (иногда у астеничных детей старшего возраста - B V межреберье) и занимает площадь не более 1 см2.
Адаптация сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке у детей снижена (по сравнению со взрослыми) и происходит B основном за счет повышения частоты сердечных сокращений (ЧСС). По мере роста и развития ребенка, реакция ЧСС на нагрузку остается выраженной, но увеличивается сердечный выброс за счет увеличения сердечных объемов и минутного объема сердца. При равной величине поверхности тела показатели сердечного выброса у мальчиков выше, чем у девочек. При аускультации, которая у детей проводится над всей областью сердца, выслушиваются тоны сердца, отличающиеся большой звучностью и ясностью. У новорожденных на верхушке и B точке Боткина II тон может преобладать над I. В грудном периоде на основании сердца громкость I и II тонов может быть одинаковой. До 12 лет может определяться акцент II тона над легочной артерией: Нередко II тон бывает расщепленным. В положении лежа у детей над верхушкой сердца довольно часто выслушивается глуховатый, короткий III тон. В первые месяцы жизни мелодическая картина сердечных тонов может напоминать эмбриокардию (ритм метронома). У большинства детей пpи тщательной аускультации можно выслушать шумы B сердце. Чаще всего эти шумы являются функциональными («невинными» по терминологии американских авторов) и вызываются анатомическими и функциональными особенностями развивающегося сердца. Их отличие от органических шумов состоит B том, что они обычно бывают систолическими, мягкими по тембру, изменяющимися B зависимости от положения тела, не проводящимися за пределы области сердца и выслушиваются непостоянно. Однако перечисленные признаки далеко не всегда дают возможность с уверенностью утверждать 0 «невинности» шума в сердце.
2. Особенности врачебного контроля над детьми, подростками, юношами, девушками
Занятия физической культурой и спортом в детском возрасте, т. е. до окончания физического развития человека (до 20-21 года) cтавят перед собой очень ответственную задачу - укрепление здоровья детей и обеспечение их гармонического развития.
Эти задачи могут быть успешно решены только при строгом соблюдении двух основных условий. Во-первых, они должны осуществляться с учетом особенностей возрастного физического развития и, во-вторых, под тщательным врачебным наблюдением, которое имеет свою специфику и во многом не повторяет врачебные наблюдения за взрослыми физкультурниками и спортсменами.
На основании динамики возрастного развития в спортивной медицине принято делить детей на 5 групп. Две первые - это дошкольный возраст - первая от 1 до 3 лет - называется предшкольной, вторая - от 4 до 6 лет - дошкольной. Детей школьного возраста делят на 3 группы: младший школьный (от 7 до 11 лет), средний школьный (от 12 до 14 лет) и старший школьный возраст (от 15 до 18-19 лет).
Детей среднего школьного возраста называют подростками, не разделяя по полу, а старший, до окончания развития, делят и называют юношами и девушками. Это связано с тем, что занятия физической культурой и спортом с 15 лет, т. е. с периода полового созревания, следует проводить раздельно. Отличия между этими возрастными периодами иногда существенны, так как развитие человека в детском возрасте идет неравномерно, гетерохронно.
Основные принципы врачебного контроля за взрослыми людьми нельзя механически переносить на детей.
У детей свои особенности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной систем и т. п. Реакция детей на внешние воздействия, в частности на физическую нагрузку, также своеобразна. И, наконец, у детей своя патология.
Врачебные наблюдения за детьми должны проводиться с учетом особенностей возраста, причем необходимо систематически проводить врачебно-педагогические наблюдения.
В первую очередь к ним относятся наблюдающиеся еще нарушения опорно-двигательного аппарата, осанки (кифозы, сколиозы), снижение остроты зрения (близорукость), изменения со стороны сердечно-сосудистой системы (в частности гипертония), системы дыхания (бронхиальная астма и т. д.) и нервной системы (функциональные заболевания) и т. д.
Как и в отношении взрослых людей, к спортивным тренировкам могут допускаться только абсолютно здоровые дети. Особое внимание надо обращать на выявление ОХИ и их санацию. Необходимо также активно выявлять нарушения ритма сердца, нередко наблюдающиеся у подростков, юношей и девушек. Иногда эти нарушения ритма (чаще всего экстрасистолия) могут быть функционального происхождения, однако нередко они являются следствием наличия ОХИ или органического поражения сердечной мышцы (миокардитический, кардиосклероз, дистрофия миокарда вследствие физического перенапряжения - ДМФП и т. д.).
Иногда у юношей и девушек определяется повышение АД. Одно время существовал термин «юношеская гипертония», причем считал ось, что она свойственна возрасту и со временем сама по себе проходит. Сегодня такая точка зрения принята быть не может. Всякое повышение АД свидетельствует о наклонности к прессорным реакциям, и это не «юношеская гипертония», а «гипертония у юношей», наблюдающаяся, к сожалению, достаточно часто - 15-17%, у мальчиков и 13,3%, у девочек в возрасте 10-15 лет. Такие повышения АД требуют к себе серьезного внимания врача, ибо при правильном применении физических упражнений можно предотвратить развитие гипертонической болезни. Чрезмерные нагрузки, наоборот, способствуют ее развитию.
Наконец, при оценке состояния здоровья подростков следует иметь в виду возможное отставание роста величины сердца от роста опорно-двигательного аппарата, особенно учитывая акселерацию. Речь идет о так называемом малом сердце, синдроме, по поводу которого имеется большая клиническая литература. Малое сердце функционально менее полноценно и поэтому адаптация его к физической нагрузке осуществляется с большим напряжением, вследствие чего работоспособность обладателя, такого сердца снижается. Обычно отставание размеров сердца с возрастом проходит и создается Соответствие всех систем организма. Однако дети с малым сердцем требуют особого внимания врачей и повышение физических нагрузок у них должно проводиться осторожно под тщательным врачебным наблюдением.
3. Особенности питания школьников
Одним из необходимых условий, обеспечивающих правильную жизнедеятельность человеческого организма, является полноценное питание.
В период получения образования организм учащегося испытывает повышенные нагрузки, как умственные, так и физические, что связано с большим расходом энергии и высоким потреблением пищевых веществ. Нарушение питания в этот период может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, в том числе к возникновению и прогрессированию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения, изменениям со стороны эндокринной, костно-мышечной и центральной нервной систем. На сегодняшний день продолжает расти число алиментарно зависимых заболеваний у учащихся, напрямую связанных с нарушением рационального питания.
Для правильного развития организма, сохранения высокой работоспособности детям и подросткам необходимо соблюдение режима питания. Изменение интервалов между едой часто приводит к нарушению аппетита у детей и подростков. Прием пищи без аппетита вызывает расстройство работы органов пищеварения, способствует развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. При регулярном питании вырабатывается рефлекс на выделение в установленное время наиболее активного желудочного сока, богатого ферментами. Поступающая пища встречает подготовленную почву для активного переваривания.
Длительные перерывы между едой отрицательно сказываются на работоспособности учащихся, поэтому на своевременность приема пищи необходимо обращать должное внимание. Оптимальным для детей школьного возраста является 4-5-разовое питание.
Наиболее целесообразно следующее распределение пищи в течение дня: первый завтрак - 25% суточного рациона, второй завтрак в школе - 15-20%, обед - 35%, ужин - 20-25%. Желательно, чтобы завтрак был горячим.
Во время напряженной умственной работы усиливаются процессы обмена, а следовательно, и потребность в питательных веществах.
В первую половину дня следует использовать продукты, богатые животным белком, а на ужин - молочно-растительные продукты.
Особенно большое значение для растущего организма имеет достаточное содержание в пище белка. В рационе детей и подростков белки животного происхождения должны составлять не менее 50% от общего количества белка в рационе, а при повышенной нагрузке его количество необходимо повышать до 60%.
Для деятельности высших отделов центральной нервной системы небезразлично и содержание в пище полноценных жиров ( в особенности сливочные и растительные масла) и углеводов. Во время напряженной работы возникает высокая интенсивность обменных процессов в головном мозге, причем в качестве энергетического ресурса преимущественно используется глюкоза. Деятельность головного мозга зависит от снабжения его глюкозой почти в такой же степени, как и от снабжения кислородом.
Полноценное питание невозможно и без витаминов, которые как катализаторы участвуют в обменных процессах организма. Потребность ребенка в витаминах относительно высока, так как количество их на 1 кг веса должно быть значительно больше, чем у взрослых. Нельзя забывать, что зимой и весной потребление витаминов с пищей заметно уменьшается, а это может вызвать гиповитаминозные состояния: ухудшение самочувствия, более быструю утомляемость во время занятий. Для предотвращения этих нежелательных явлений следует употреблять продукты, содержащие витамины (зелень, фрукты, овощные и фруктовые соки, варенье) или поливитаминные препараты, выпускаемые промышленностью в виде драже и сиропов.
Энергозатраты организма ребенка увеличиваются при интенсивной умственной деятельности, усиленных занятиях физкультурой и спортом, совмещении учебы с работой. Энергетический баланс зависит от пола и возраста учащегося: в подростковом периоде потребность в энергии увеличивается в связи с усилением деятельности желез внутренней секреции, интенсивными процессами роста и развития организма.
В семьях, где присутствует культура питания, в рационе не должны преобладать следующие пищевые продукты:
- жареные во фритюре пирожки, пончики, картофель фри, чипсы;
- кондитерские изделия, сладости, жевательные резинки;
- газированные безалкогольные напитки, особенно содержащие тонизирующие компоненты («Пепси-кола», «Кока-кола» и др.);
- копченые продукты;
- острые блюда и приправы, соусы (уксус, перец, горчица, аджика, кетчуп и др.);
- фаст-фуд (гамбургеры, чизбургеры, хот-доги).
4. Медицинские вопросы спортивной ориентации и отбора.
Спортивная и ориентация и отбор включает в себя следующие медико-биологические критерии:
а) состояние здоровья;
б) биологический возраст;
в) морфофункциональные признаки;
г) состояние функциональных и сенсорных систем организма;
д) индивидуальные особенности высшей нервной деятельности.
Учёт данных о состоянии здоровья и функциональном состоянии различных органов и систем организма детей позволяет своевременно выявить наличие отклонений, которые (без врачебного вмешательства) могут усугубиться при больших физических нагрузках в ходе тренировки.
На первом этапе определения спортивной пригодности проводится медицинская экспертиза состояния здоровья детей. Существует рад заболеваний и паталогических состояний являющихся основанием для отказа в приёме в ДЮСШ. К числу абсолютных противопоказаний следует отнести врождённые и приобретённые пороки сердца, гипертоническую болезнь, многие формы ЛОР-патологии и другие заболевания.
Оценку биологической зрелости следует проводить комплексно, т.е. с учётом многих признаков, характеризующих биологический возраст юных спортсменов. Биологический возраст более тесно, чем паспортный, связан с морфологическими и функциональными показателями. Появление признаков полового созревания (волосы на лобке, в подмышечной впадине, увеличение молочных желёз) в более молодом возрасте свидетельствует о более высоких темпах биологического созревания.
Поэтому акцент при спортивном отборе на детей-акселератов не всегда целесообразен. Нередко подростки с замедленными темпами индивидуального развития потенциально более способны, но их одарённость проявится позднее, их зона наилучшего роста (сенситивный период) наступает позже.
Для диагностики биологического возраста у детей и подростков чаще всего используют такие показатели, как развитие зубов, первичные и вторичные половые признаки, сроки оссификации костей, строение капилляров ногтевого ложа и другие.
Важным компонентом модели сильнейшего спортсмена являются морфологические признаки. Поэтому в качестве критериев при отборе используются такие показатели, как длина и масса тела, длина ноги, руки, обхват бедра, голени, размеры грудной клетки и других характеристики строения тела. Для более полной оценки пригодности к занятиям спортом рекомендуют также учитывать такие функциональные показатели, как сила отдельных групп мышц, подвижность в суставах. Чтобы полнее учитывать особенности телосложения, связанные с влиянием генетических факторов, рекомендуют определять так называемые соматические типы. Считают, что детей, относящихся к микросоматическому типу, следует ориентировать на занятия гимнастикой, лыжным спортом, боксом, борьбой (лёгкие весовые категории). Детей макросоматических типов целесообразно отбирать для занятий баскетболом, волейболом, греблей, лёгкой атлетикой (метания, прыжки в высоту).
Физиологические показатели для спортивной ориентации и отбора заработаны пока ещё плохо. Можно отметить достижения лишь в разработке критериев для видов деятельности, связанных с проявлением выносливости.
При отборе и спортивной ориентации следует учитывать соотношение белых (быстрых) и красных (медленных) мышечных волокон. Так при отборе бегунов на длинные дистанции следует отдавать предпочтение подросткам, имеющим 60-70 % красных мышечных волокон в мышцах, на которые падает основная нагрузка. У выдающихся спринтеров, наоборот, большую часть мышечной массы (60-70 %) составляют белые волокна.
При определении спортивной пригодности необходимо учитывать особенности развития детского организма. У детей младшего школьного возраста прогрессивно совершенствуется нервная система, которая к 11 годам достигает высокой степени развития. Однако, чем моложе ребёнок, тем более выражено в коре головного мозга преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Этим объясняется повышенная эмоциональность детей, меньшая устойчивость внимания, повышенная психическая возбужденность. Для младшего школьного возраста характерны замедление роста тела в длину и некоторая прибавка веса тела, происходит временная «остановка» перед началом этапа полового созревания. У детей младшего школьного возраста размеры сердца увеличиваются медленно. Кровеносные сосуды у них относительно шире, чем у взрослых; этим определяется более низкая величина артериального давления. Верхние дыхательные пути у детей уже, чем у взрослых. Дыхание поверхностное, частота его несколько больше (22-25 уд/мин), чем у взрослых (16-18 уд/мин).
После 11-12 лет у детей отмечается сравнительно быстрое развитие различных органов и систем организма. В этот возрастной период высшая нервная деятельность достигает достаточной степени развития. При этом отмечается повышенная реактивность, возбудимость нервной системы, что является предпосылкой к лучшему и быстрому усвоению двигательных навыков и техники движений со сложной координацией. В этом возрастном периоде в связи с прогрессивным функциональным развитием коры головного мозга функции зрительного, вестибулярного и других анализаторов достигает высокого уровня развития.
Учёт типологических особенностей нервной деятельности при отборе приобретает особое значение, ибо, как правило, они с большим трудом поддаются изменениям и (особенно) переделке. Типологические свойства нервной системы в значительной степени предопределяют потенциальные спортивные успехи. Для спортсменов с возбудимой, сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой (сангвиник) характерно быстрое овладение техникой движений, успешное решение двигательных задач. Однако быстрое достижение спортивных успехов может вызвать у представителей этого типа потерю интереса к повторению освоенного. Формирование устойчивых навыков у них затруднено.
Дети и подростки с сильной, уравновешенной, малоподвижной нервной системой сравнительно медленно овладевают сложными по координации движениями. Неоднократное повторение движений не снижает у них интереса, что способствует формированию устойчивых навыков.
Для детей сильного, возбудимого, безудержного типа овладение сложными формами движений не представляет труда. Однако из-за повышенной возбудимости такие дети нетерпеливы, суетливы. Не овладев одним движением, они переходят к новому.
У спортсменов, для которых характерны пониженная возбудимость, слабость нервной системы, даже высокоэмоциональные формы занятий физическими упражнениями (игры, единоборства) не вызывают интереса. Для них предпочтительны виды спортивной деятельности со сравнительно небогатым техническим арсеналом, требующие неторопливого принятия решения.
Как для начального отбора, так и для оценки динамики спортивного роста важен учёт биологических ритмов изменения физической работоспособности подростков. Наиболее значительные изменения в физическом развитии происходят с трёхлетней периодичностью. Так прирост выносливости более выражен в возрасте 10, 13 и 16 лет. Соматические признаки (рост, вес, ширина шеи, окружность плеча, окружность бедра и др.) имеют двухлетнюю периодичность изменения. Тестирование, проведённое без учёта ритмов биологического развития, может обусловить неправильную оценку спортивной пригодности по темпам прироста спортивных результатов.
5. Сроки допуска к занятиям различными видами спорта
• Плавание, спортивная гимнастика - 7-8 лет.
• Прыжки в воду, лыжный спорт (прыжки с трамплина и горные виды).
• Художественная гимнастика, бадминтон - 10-11 лет.
• Футбол, легкая атлетика - 10-12 лет.
• Акробатика, спортивные игры, водное поло, хоккей с мячом и шайбой, стрельба из лука - 11-12 лет.
• Борьба классическая и вольная, самбо, гребля академическая, стрельба, фехтование - 12-13 лет.
• Бокс - 12-14 лет.
• Велосипедный спорт - 13-14 лет.
• Тяжелая атлетика - 14-15 лет.
Допустимый масштаб спортивных соревнований в определенных возрастных группах:
9-10 лет - внутришкольные; 11-12 лет - районные и городские, 13-14 лет - областного масштаба; 15-16лет – республиканского масштаба, 16 лет - международного уровня. Процедура медицинского допуска к занятиям спортом должна не только оценивать состояние здоровья ребенка на день обследования, но и прогнозировать его на будущее с учетом выявленных факторов риска. Наличие в семье случаев внезапной смерти определяет необходимость обязательного первичного и последующих эхокардиографических обследований ребенка. При наличии в семье случаев инфарктов и инсультов в возрасте до 50 лет необходим постоянный контроль за уровнем АД, изменениями ЭКГ и липидным спектром сыворотки крови. К группе наиболее высокого риска относятся дети, чьи отцы в возрасте до 50 лет перенесли повторный инфаркт миокарда или умерли от него. Нельзя заставлять ребенка продолжать физическую нагрузку, если он жалуется на боль в области сердца. Детям, имеющим наследственную предрасположенность к ранним атеросклерозу и гипертонической болезни, не показаны виды спорта, направленные на преимущественное развитие силовых качеств и требующие увеличения индекса массы тела. Наследственная предрасположенность к язвенной болезни двенадцатиперстной кишки у лиц мужского пола выявляется в 40,6% случаев, причем на фоне семейной отягощенности осложнения язвенной болезни наблюдаются в 2 раза чаще, чем при ее отсутствии. У всех детей, матери которых имели во время беременности заболевания почек, при допуске к занятиям спортом должно проводиться углубленное обследование системы мочевыделения, а в процессе тренировки систематически контролироваться состав мочи. Недоношенные и дети, родившиеся от многоплодной беременности, представляют группу риска по возможности возникновения у них железодефицитной анемии. О дефиците железа в организме могут свидетельствовать следующие признаки: извращение вкуса (желание есть мел, землю, нюхать лаки, краски, бензин), нарушения пищеварения, ночное недержание мочи, неспособность (у девочек) удерживать мочу при смехе, кашле и чиханье. Дети с аллергическими реакциями на домашнюю пыль и вещества бытовой химии не могут быть допущены к занятиям в малых, плохо проветриваемых и редко подвергающихся влажной уборке спортивных залах (обычно это залы бокса, борьбы, тяжелой атлетики), к гимнастике, акробатике, тяжелой атлетике в связи с использованием здесь талька, плаванию в бассейнах с хлорированной водой и т.д. У детей с аллергически измененной реактивностью организма очень вероятна возможность возникновения бронхиальной астмы физического усилия. Особое место при допуске детей и подростков к занятиям спортом должно занимать выявление среди них лиц с малыми аномалиями развития. Прежде всего речь идет о синдроме короткой шеи. Косвенным указанием на наличие нарушения анатомических взаимоотношений в этой области могут служить низкий уровень роста волос и шейный гиперлороз. При допуске к занятиям спортом мальчиков следует исключить у них крипторхизм. При наличии у детей и подростков остеохондропатий (заболевания опорно-двигательного аппарата, типичные для детского и юношеского возраста) занятия спортом категорически противопоказаны.)
Выводы
Таким образом, врачебный контроль за детьми, подростками, юношами, девушками и юными спортсменами осуществляет наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и работоспособностью детей и подростков, занимающихся физическими упражнениями и спортом; наблюдение за правильным использованием средств и методов физического воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся, предупреждение и устранение отрицательных явлений в процессе тренировки (перетренированности, переутомления и др.); надзор за санитарно-гигиеническими условиями мест занятий, предупреждение спортивных травм, также их лечение, и тем самым содействует эффективному использованию средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья, повышению физического развития и физической подготовленности детей, подростков, юношей и девушек и юных спортсменов.
Список использованной литературы:
1. В. А. Епифанов, Г. Л. Апанасенко и другие. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник. Издательство: Медицина,1990.
2. Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура, из-во "Медицина". Москва, 1970
3. Дубровский В.И. Лечебная физкультура и врачебный контроль, 2006.
4. Хрущев С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников, М., 1988.
5. Интернет.