Медицина в символах и эмблемах
Государственное образовательное учреждение
Реферат
Тема: Медицина в символах и эмблемах
2010
Содержание:
Происхождение медицинских символов
История Красного Креста и Красного Полумесяца
О происхождении символа «Снежинка»
О старых медицинских символах
Заключение
Список литературы
Происхождение медицинских символов
История развития медицины, гуманнейшей из наук, – это летопись героической борьбы за жизнь и здоровье, неиссякаемого самопожертвования в поисках истины, столкновений с невежеством, суевериями и предрассудками, упорства и героизма перед лицом неудач и разочарований.
Первый лекарь был современником первого человека. Как говорил великий русский ученый Иван Петрович Павлов: "В лаборатории врача – все больное человечество... их деятельность – ровесница первого человека." Трудной была многовековая борьба человека против болезней и страданий.
На протяжении своего развития медицина имела много символических изображений, прежде всего потому, что она ближе всего ассоциировалась с радостью, благом или горем людей. Одни из этих символов ушли в далекое прошлое и забыты навсегда, другие существуют и поныне.
Медицинская символика постоянно привлекала и привлекает внимание людей самых разных профессий: врачей, историков, археологов, языковедов, искусствоведов и многих других.
Изучение возникновения и внутреннего содержания символа – весьма сложное, но увлекательное занятие. Любой символ, имея свою собственную историю, в разное время приобретает различные смысловые оттенки.
Символ в обычном понимании (от греч. simbolon) – условный знак, широко известный и используемый для чисто практических целей. Но он может оказаться и тайным знаком, смысл которого известен только посвященным. Например, как указывается в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, у древних греков символ означал вещественный знак, известный определенной общественной группе людей, тайному обществу и т. п. Со временем символ приобрел природу эмблемы, он стал видимым отображением какого-то явления, идеи или предмета.
Эмблема – условное изображение какого-либо понятия, идеи в рисунке и пластике. От символа эмблема отличается тем, что смысл ее иносказания установлен и не подлежит толкованиям. Эмблемы должны быть ясны и просты, зритель должен видеть в них то, что ему хотели сказать.
В настоящее время принято, что эмблема (от греч. emblema) является условным изображением какого-либо понятия, идеи.
Символика некогда была известна каждому и играла важную роль в жизни человека, в его общении с другими людьми.
Авторы изданий, изучающие символы и эмблемы медицины, предлагают классификацию эмблем врачевания. Согласно этой классификации, медицинские эмблемы делятся на общие и частные.
К общим медицинским эмблемам относятся:
1. просто змея;
2. змея, обвивающая посох (посох Асклепия-Эскулапа);
3. змея, обвивающая чашу, треножник Апполона, зеркало;
4. змея (или две змеи), обвивающая свечу (или светильник);
5. горящий факел или горящая свеча;
6. сердце на ладони и др.
К частным медицинским эмблемам относятся:
1. изображение ландыша;
2. флорентийского младенца;
3. уринария;
4. клистира;
5. рука, ощупывающая пульс-эмблема терапевтического профиля;
6. пентаграммы, некоторых хирургических инструментов (скальпеля)
7. капля крови - эмблема хирургического профиля;
8. ступки, ступки с пестиком – эмблемы фармации, эмблемы медицинских обществ;
9. военно-медицинские эмблемы и др.
Таким образом, общие медицинские эмблемы символизируют врачевание вообще, а частные являются символами отдельных разделов и направлений врачебной деятельности.
История Красного Креста и Красного Полумесяца
В 1859 году Анри Дюнан стал свидетелем битвы при Сольферино, после которой тысячи раненых солдат были оставлены без всякой помощи на поле боя. Тела погибших оказались во власти хищников и мародёров. Армейские санитарные службы не сумели справиться со своими обязанностями, и одной из причин этого было отсутствие у них какой-либо единой отличительной эмблемы, которую каждая из сторон конфликта могла бы легко опознать. В Женеве в 1863 году состоялась Международная конференция, которая пыталась найти решение проблемы малой эффективности работы армейских санитарных служб на поле боя. Участники конференции утвердили эмблему: красный крест на белом фоне, в качестве отличительного знака обществ оказания помощи раненым военнослужащим - будущих национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
В 1864 году принята первая из Женевских конвенций, и красный крест признан Дипломатической конференцией в качестве отличительного знака медицинских служб вооружённых сил.
'Из уважения к Швейцарии геральдический знак красного креста на белом поле, образуемый путём обратного расположения федеральных цветов…'. Это объяснение, приведённое в статье 38 Женевской конвенции I 1949 года, появилось гораздо позже, и нет никакой уверенности в том, по какой именно причине в качестве эмблемы был выбран красный крест на белом фоне.
Красный крест и красный полумесяц одни из самых узнаваемых знаков во всем мире. Изначально созданные для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, они со временем превратились в символы беспристрастной помощи, предоставляемой всем, кто страдает. Использование этих эмблем и наименования 'Красный Крест' регулируются Женевскими конвенциями 1949 года и Дополнительными протоколами к ним 1977 года, а также национальным законодательством каждого государства. Эмблема Красного Креста является ключом к осуществлению всей гуманитарной деятельности - эмблема призвана защищать как пострадавших, так и людей, пришедших им на помощь.
В странах с преимущественно мусульманским населением, традиционно, вместо эмблемы красного креста используется красный полумесяц. Во время Восточного Кризиса (1875–1878) и Русско-турецкой войны (1877–1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц. С тех пор в большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране — красный лев и солнце (отменен в 1980 г). В последующем, статья 38 Женевской конвенции I 1949 года признала эмблемы красного креста и красного полумесяца на белом фоне в качестве защитных знаков военно-медицинских служб. Тем самым исключалась возможность использования каких-либо иных знаков, кроме указанных эмблем.
В Израиле распространена красная звезда Давида, хотя она не получила признания со стороны международного гуманитарного права. На международном уровне эта символика вызывала протесты арабских стран. В связи с этим 8 декабря 2005 года Международный комитет Красного Креста (МККК) одобрил дополнение к официальной эмблеме этой организации. Теперь наравне с красным крестом и полумесяцем в ней будет использоваться красный кристалл - ромб на белом фоне, стоящий на одном из углов.
О происхождении символа "Снежинка"
Эту медицинская эмблема сопровождает службу Экстренной медицинской помощи (Emergency Medical Services), которую совместно контролируют Американская медицинская ассоциация (American Medical Association) и Департамент здравоохранения, образования и социальной помощи США (Department of Health, Education and Welfare). Эмблема Star of Life разработана Лео Шварцем
Каждый из 6 лучей синей (голубой) Звезды жизни означают одну из функций службы экстренной медицинской помощи: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи.
(Немного из версий: в христианстве шестиконечный крест рассматривается как монограмма Христа: знак составлен из букв "I" и греческой "X", пересекающихся в центре. Таким образом, можно предположить, что имя Спасителя является символом службы, несущей спасение в болезни или при несчастном случае. Голубой (синий) цвет креста - символизирует бесплатность, благотворительность (в США широко известны благотворительные медицинские организации Голубой крест и Голубой щит)).
В центре эмблемы расположены змея и посох Асклепия. Этот посох стал одним из наиболее узнаваемых символов медицины. На кадуцее, используемом врачами в качестве символа, посох окрылен, и его обвивают две переплетенные змеи. Из-за этого он воспринимается скорее не как медицинская эмблема, а как волшебная палочка посланца богов Меркурия.
О старых древних медицинских символах
Посох Асклепия – суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх – является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с VIII в. до н. э.
Греческие мифы повествуют, что Асклепий (у римлян – Эскулап, восх. к финикийскому Эшмуну) – сын бога света, правды и пророчеств Аполлона – обучился своему мастерству исцеления у кентавра Хирона и был известен как искуснейший врач, умевший воскрешать мертвых. Однако Зевс, испугавшись того, что люди станут бессмертными, убил его ударом молнии. Асклепий стал почитаться как бог врачевания.
В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и воскресил ею сына царя Миноса.
В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций. Эта эмблема были принята на I Всемирной ассамблее здравоохранения в 1948 г. и состоит, в сущности, из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы (змея).
Чаша со змеей
Это наиболее распространенная в нашей стране медицинская эмблема.
Первые изображения чаши со змеей относятся к 800—600 гг. до н. э. При этом вначале змея и чаша фигурировали раздельно и были атрибутами дочери Эскулапа, богини здоровья Гигеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой. Точного и узаконенного символа медицины в виде изображения змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. По данным академика Е.Н. Павловского, такое появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея. В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в 18 веке, хотя никаких официальных государственных документов, подтверждающих это, не обнаружено. Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, что она олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала. Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф.Р. Бородулин. Он высказался так: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы". То есть, в наше время чаша в медицинской эмблеме представлена как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.
Заключение
Интерес к медицине, и в частности к её истории, непрерывно растёт. А символы и эмблемы медицины издревле играли обобщающую и направляющую роль. Выражая смысл того или иного вида врачебной деятельности, они играли роль замен, под которыми собирались единомышленники, т.е. роль объединяющую, мобилизующую, привлекающую в свои ряды и одновременно определяющую известные нормы поведения медицинских работников. Общеисторическое значение символов и эмблем велико и потому, что они показывают тесную связь медицины с общей историей и культурой народов.
Народ без прошлого не имеет будущего. Чем лучше мы представляем себе содержание той культурной эстафеты, которую приняли от прошлых поколений, тем ценнее, значимее становится для нас наша собственная жизнь, тем полнее мы понимаем свою ответственность за то, что передадим будущим поколениям. Без этого наша жизнь не имела бы ни цели, ни смысла. История культуры человечества течёт подобно реке, то, разливаясь на отдельные рукава, то, вновь сливаясь воедино, непрерывно питаясь водами бесчисленных притоков.
Список литературы
Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эмблемах. – М., Медицина, 1990г.
Грибанов Э.Д. Медицина в нумизматике. – М.: Медицина, 1962.
Грибанов Э.Д. История международных медицинских эмблем. – М., Центральный институт усовершенствования врачей, 1976.
Петров Б.Д. Медицинская эмблема. – Мед. сестра, 1964, № 3.
Тарасонов В.М., Фокина Е.Н. Чаша как символ медицины. – Терапевтич. архив. 1973, № 8.
Тарасонов В.М. Символы медицины как отражение врачевания древних народов. – М.: Медицина, 1985.