Региональный этап 10 класс 2016-2017

Олимпиада по обществознанию Региональный этап 10 класс 2016-2017

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет».

1.1. Человек пришел к фермеру и договорился, что он будет за плату ухаживать за коровами и обрабатывать поле. Этот человек теперь относится к классу рабочих.

1.2. Согласно Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в ка- кой это необходимо в целях защиты здоровья.

1.3. Древнее понятие «микрокосм» обозначало «маленький космос», заключенный внутри Большого Космоса.

1.4. Политическая власть опирается только на силовые ресурсы.

1.5. Общество, с точки зрения Аристотеля, создано искусственно.

1.6. Если в условиях совершенной конкуренции растёт рыночная цена, то общая выручка одной фирмы сокращается.

1.7. Конфедерации, как правило, являются неустойчивыми типами государственного устройства.

1.8. Организатор разбойного нападения несет уголовную ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, даже если он его не планировал, а исполнитель причинил вред по своей инициативе.

1.9. Решение правительства о сокращении финансирования ряда государственных программ в связи с ростом дефицита государственного бюджета в краткосрочном периоде, скорее всего, усилит инфляционные ожидания у населения.

1.10. Если форма правления в государстве определена как республика, то это означает, что источником власти является народ.

1.1. да.

1.2. да.

1.3. нет.

1.4. нет.

1.5. нет.

1.6. нет.

1.7. да.

1.8. нет.

1.9. нет.

1.10. да.

2. Задания на ряды.

2.1.1. Предложите минимальное по объему обобщающее понятие, вбирающее в себя все нижеперечисленные:

Необходимая оборона, крайняя необходимость, обоснованный риск, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

2.1.2. Что объединяет все перечисленные государства, если в основе объединения — общий принцип территориально-политического устройства? Продолжите ряд, добавив не более двух названий.

Индия, ФРГ, Бельгия, Канада …

Все эти государства — федерации. Добавить можно Аргентина, Бразилия, Россия и т.д.

2.2. Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.

2.2.1. Натурализация, филиация, конфирмация, оптация.

Конфирмация — религиозный, а не юридический термин. Остальные термины связаны с юридическим институтом гражданства.

2.2.2. Членство в политической партии, гражданство РФ, возраст не менее 35 лет, не менее 10 лет постоянного проживания на территории РФ.

Членство в партии, т.к. оно не является обязательным требованием к кандидату в президенты РФ.

3. Решите задачи:

3.1. Юридическая задача «Два пальто».

Фёкла приобрела в интернет-магазине зеленое пальто. Через три дня после доставки товара подруги подарили Фёкле такое же пальто бордового цвета, которое понравилось Фёкле больше. Фёкла решила вернуть зеленое пальто, воспользовавшись положениями п. 4 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей». Администрация интернет-магазина отказалась принять пальто и вернуть покупательнице деньги, мотивируя свой отказ тем, что в Условиях продажи товаров, размещенных на сайте магазина, прямо указывается, что возврат товара невозможен. Оформляя заказ, Фёкла поставила галочку в поле «Ознакомлен и согласен с Условиями продажи товаров», а значит, по мнению администрации интернет-магазина, добровольно отказалась от возможности возврата покупки. Поскольку, согласно ч. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, Фёкла не может ссылаться на законодательство о защите прав потребителей.

Кто из них прав? Ответ обоснуйте.

Права Фёкла, поскольку условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ч. 4 ст. 421 ГК РФ), а положения ст. 26.1. императивны, потому что ст. 26.1. Закона «О защите прав потребителей» не содержит диспозитивной оговорки, стороны не вправе менять их соглашением сторон.

3.2. Экономические задачи.

3.2.1. «Инженер и маляр».

Квалифицированный инженер может за каждый час работы по своей специальности заработать 1 500 руб. Ему необходимо побелить стены и потолки в собственной двухкомнатной квартире. Если он возьмётся за это сам, то это отнимет у него 20 часов, и при этом он не испытает большого удовольствия от работы. Инженер может нанять маляра, заплатив за каждый час его работы Х руб. Маляр сделает всю работу за 40 часов.

При какой минимальной часовой заработной плате маляра инженеру будет безразлично делать ремонт самому или нанять маляра? Приведите решение.

Решение:

20*1500=40Х

Х=750

Ответ:

750 рублей в час.

3.2.2. «Фиксированная цена».

Функция спроса на товар Х имеет вид Qd=100–Р, где Qd — величина спроса на товар Х, а Р — цена товара Х. Предложение товара Х задано функцией Qs=4P, где Qs — величина предложения товара Х. Правительство вводит на рынке товара Х фиксированную цену, равную 40.

Сколько будет куплено товара Х после установления цены на уровне 40? Приведите решение.

Решение:

100–Р=4Р

Р=20

При введении фиксированной цены на рынке возникнет избыток товара. Куплено будет:

100–40 = 60

Ответ: 60.

3.3. Логические задачи.

3.3.1. «Этикет и театр».

В приведенном ниже силлогизме на позициях, обозначенных квадратными скобками, расставьте ровно два «не» так, чтобы его заключение логически следовало из посылок.

  • Каждый, кто знает нормы этикета, [ __ ] соблюдает [ __ ] их.
  • Некоторые из тех, кто ходит в театр, соблюдают нормы этикета.
  • Следовательно, некоторые из тех, кто [ __ ] ходит в театр, [ __ ] знает нормы этикета.
  • Каждый, кто знает нормы этикета, [ НЕ ] соблюдает [ __ ] их.
  • Некоторые из тех, кто ходит в театр, соблюдают нормы этикета.
  • Следовательно, некоторые из тех, кто [ __ ] ходит в театр, [ НЕ ] знает нормы этикета.

 

3.3.2. «Ученики».

В одном классе учатся Вася, Петя и Миша. Их фамилии — Васильев, Петров и Михайлов. Ни у кого из них имя не совпадает с фамилией. Миша носит фамилию, совпадающую с именем Петрова.

Установите, кто из них кто. Обоснуйте свой ответ.

  • Миша — Васильев
  • Вася — Петров
  • Петя — Михайлов

РЕШЕНИЕ (ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ):

  1. Поскольку ни у кого из них имя не совпадает с фамилией, Миша не Михайлов.
  2. Допустим, что Миша Петров. Мы знаем, что Миша носит фамилию, совпадающую с именем Петрова. Тогда фамилия Миши совпадает с именем Петрова, то есть с его собственным именем, то есть он Михайлов. Противоречие. Следовательно, Миша не Петров.
  3. Из (1) и (2) следует, что Миша Васильев.
  4. Методом исключения, Вася Петров, а Петя Михайлов.

4. Выполните задания

4.1. Используя приведенные ниже данные, заполните таблицу.

Страны: Франция, Оман, Марокко, Индия, Италия.

Формы правления: абсолютная монархия, дуалистическая монархия, парламентская монархия, президентская республика, парламентская республика, смешанная республика.

Формы государственного устройства: унитарное государство, федерация.

4.2. Прочтите текст, приведенный ниже, и выполните задания.

С именем этого мыслителя связывают начало эпохи Просвещения в туманном Альбионе. Будучи государственным деятелем и зная политику изнутри, он стал одним из тех, кто обосновывал ценности либерализма, разрабатывал теорию естественного права. Его концепция либеральной демократии была основана на теории общественного договора. Многие положения его теории, в частности, теория разделения властей, были восприняты и развиты французом, который стал известен благодаря размышлениям о духе законов.

4.3. Соотнесите персону и понятие.

  1. В.
  2. Б.
  3. А.

5. Ниже приведены высказывания известных писателей и мыслителей прошлого, касающиеся одного и того же понятия (в тексте оно обозначено как […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова).

  • «Человек чувствует свой […] лишь в том случае, если он свободен» (А. Бергсон)
  • «Наш […] — это право, которое другие имеют на нас» (Ф. Ницше)
  • «Нарушая свой […], тем самым нарушают свои права» (Ж.–Ж. Руссо)
  • «Быть верным […] в несчастье — великое дело» (Демокрит)
  • «Эгоисты капризны и трусливы перед […]: в них вечное трусливое отвраще- ние связать себя каким-нибудь […]» (Ф. М. Достоевский)

5.1. Что это за понятие?

5.2. Высказывание какого из указанных мыслителей вам кажется наиболее важным и интересным? Обоснуйте свой ответ (2–3 предложения).

Долг.

6. Притча «Ученик»

Китайская притча гласит, что однажды молодой человек пришел в буддийский монастырь и спросил у мастера:

– Сколько времени у меня уйдет на то, чтобы достичь просветления?

– Десять лет, — ответил мастер.

– Ну а если я буду очень стараться? Если удвою свои усилия?

– …

6.1. Как вы думаете, что ответил мастер юноше?

6.2. Что он хотел показать своим ответом? Сколько надо приложить усилий, чтобы достичь просветления? Обоснуйте свои ответы.

Ответ: ТОГДА ДВАДЦАТЬ

Обоснование (пример): Возможно, он хотел показать, что никакими усилиями нельзя достичь того, что приходит само изнутри. Что слишком сильное желание достичь цели в этом случае лишь отдаляет нас от нее.

7. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные задания.

Ниже даны изображения предметов. Дайте обобщенное название изображенных предметов. Распределите их по парам в соответствии либо с их функцией, либо с их символическим значением, дайте название каждой группе. Укажите функцию/символическое значение выделенных вами групп.

Ответ:

Обобщенное название ____________________________________________

Группа 1. ________________________________________________________

Группа 2. _________________________________________________________

Группа 3. __________________________________________________________

Обобщенное название: Куклы.

Группа 1. Манекены: Г. Д; функция — имитация человеческого тела.

Группа 2. Детские игрушки: Б. Е; функция — предмет, предназначенный для игры.

Группа 3. Народные промыслы/куклы/сувениры: А. В; функция перформативная (т.е. демонстрирующая традиционные «народные» стили и ремесла); допустимо — народный символ, народное искусство.

8. Проанализируйте фрагмент текста и таблицы и ответьте на вопросы.

«Потребление в современных обществах становится все более важной областью: на основе предметов и практик потребления визуализируются социальные различия и границы, организовываются социальные отношения. Потребление сегодня рассматривается не как простое удовлетворение потребностей, а как значимая и означающая деятельность, как средство осуществления социальной коммуникации и значимых сравнений. Оно также является ключевой характеристикой образа жизни существующих в обществе социальных слоев, групп и классов. При этом на фоне возрастающей роли потребления в формировании социальных различий значимость труда в качестве главного основания социальной дифференциации, напротив, снижается. Так, например, 1) наличие постоянной занятости уже не является гарантией от бедности, и существенную часть новых … бедных составляют именно работающие, а сходство в условиях и характере труда отнюдь не гарантирует сходных образов жизни. На фоне отмеченных тенденций изучение различий в потреблении и образах жизни социальных групп приобретает особую актуальность для понимания происходящих в современных обществах изменений.

Традиционно в экономических и социальных теориях различия в структурах потребления рассматриваются с двух точек зрения. 2) В исследованиях преимущественно экономической направленности различия в потреблении трактуются как функция от свойств предметов потребления и/или потребностей. 3) В социологии потребительские различия концептуализируются не как связанные со свойствами товаров, а как последствия социальной стратификации, как «функции» от социального статуса потребителя…

Понятие «символы социального статуса» широко используется как в социальных теориях, так и в повседневной жизни для обозначения некоторых внешних атрибутов, сигнализирующих другим о значимых статусных характеристиках человека, использующего эти атрибуты. Первоначально понятие символов статуса, введенное ХХХХХХХХ, отсылало к дорогим вещам и практикам «расточительного потребления», призванным продемонстрировать и тем самым «утвердить» финансовое могущество прежде всего представителей праздного класса. В дальнейшем понятие распространяется на социальное пространство в целом: символизация статуса перестает быть делом исключительно «высших слоев» и становится практически универсальным средством категоризации социального мира, «работающим» на производство солидарностей и враждебностей, а также визуализирующим значимые различия на всех уровнях социальной иерархии…

Исследование … проводилось в 2007 г. в г. Бердске Новосибирской области… Бердск является городом-спутником мегаполиса… Отбор информантов осуществлялся так, чтобы охватить разные группы населения, в том числе группы с разным уровнем достатка — от самых бедных до состоятельных.

Информационную базу исследования составили 91 полуформализованных интервью с жителями города. Совокупность опрошенных включает мужчин и женщин с разными уровнями дохода и образования, проживающих в разных районах города и представляющих различные социальные и профессиональные категории…

Анализ текстов интервью показал, что представления большинства информантов о бедности и богатстве в основном «завязаны» на потреблении. 4) При этом список предметов потребления, говорящих о бедности и богатстве из обладателей, достаточно короток и «универсален»: представители всех доходных и образовательных групп, как правило, говорят об одном и том же наборе…

[Пример интервью]

«[Как определить], семья богатая или нет? Ну, даже по месту жительства можно. Ну, например, город Изумрудный*. Кто там живет? Ну естественно не мы… Там все, чего нам не хватает, — и комнаты «темные», и есть чего куда поставить, и не проблема куда-то съездить, и отдыхают люди, например…

А бедные… Это вот зайдешь в квартиру когда — старая мебель, как у нас. Никуда мы не ходим, никуда поехать не можем. Даже в Новосибирск — и то по необходимости. Ну конечно, машины нет, я уже не говорю — максимум какой-то: трактор, велосипед, я не знаю. И взгляд такой уже у человека, равнодушный, уже не до Парижа»

(Лидия, 52 года, высшее образование, официально зарегистрированная безработная)

* Примечание: Изумрудный — элитный микрорайон, расположенный в черте города, но огороженный кирпичным забором и имеющий охрану на въезде».

Исследование Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) «Кризис: на чем экономят россияне?»

Еженедельный опрос «ФОМнибус» 1–2 октября 2016 г. ФОМнибус — репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов — жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Данные в % от групп. Жирным шрифтом и подчеркиванием выделены данные по группам опрошенных с отклонением от данных по выборке в целом свыше 5 п.п. в большую или меньшую сторону соответственно.

8.1. Автор текста указывает, что в экономических и социальных теориях при рассмотрении социальных различий используются различные понятия и объяснения (фрагменты текста 2 и 3). Сформулируйте проблему социальных различий с этих позиций.

8.1.1. С точки зрения экономической теории.

С точки зрения экономической теории: возможны формулировки:

– бедные и богатые формируют спрос на различные категории товаров, по-разному реагируют на изменение цен предложения, их спрос на различные типы товаров (нормальные, низшие, высшие) в разной мере эластичен (может быть упомянут или сформулирован закон Энгеля – при росте доходов потребителей, снижается доля расходов на продукты питания в суммарных расходах домохозяйства) ИЛИ

– значительная доля бедных и падение доходов среднего класса снижают потребительских спрос и тем самым негативно влияют на производство, бизнес/

8.1.2. С точки зрения социологической теории.

С точки зрения социологической теории: возможны формулировки:

– значительный разрыв между богатыми и бедными (особенно при высокой доле бедных) дестабилизирует социальную структуру, общество в целом, является источником напряженности, конфликтов ИЛИ

– бедность как социальный статус стигматизирует представителей бедных слоев (ИЛИ: бедность как социальный статус демонстрирует отчуждение человека от продуктов своего труда и социальных благ; ИЛИ бедность как социальный статус является проявлением аномии в обществе), следствием чего может быть девиантное поведение

– бедность следует рассматривать двояко: абсолютная бедность характеризует низшие слои в социальной структуре (обычно занятые неквалифицированным трудом и постоянной занятости), а относительная бедность может характеризовать и средние слои, вынужденные, например, в условиях кризиса, существенно сокращать потребление, в том числе расходы на образование, культурное развитие

8.2. Автор текста ссылается на социального ученого, который первым ввел понятие символов статуса. Его имя зашифровано в тексте как ХХХХХХХХ (количество знаков «Х» никак не связано с количеством букв в фамилии ученого). Ознакомьтесь с описанием его теории в тексте и назовите имя ученого.

Ученый: Т. Веблен.

Речь идет именно о нем, как первоначально использовавшем понятие «символы статуса» при исследовании демонстративного потребления, наверное можно принимать ответ Э. Гоффман, если участник знает о его (существенно более поздних по сравнению с Вебленом) работах о символах классового статуса

8.3. Ознакомьтесь с ситуацией исчезновения связи между занятостью и избежанием бедности (выделена в тексте и обозначена 1). Назовите социальные слои, для которых характерен данный тип бедности? Укажите, какие социологические понятия характеризуют данный тип бедности. Приведите пример конкретных представителей таких слоев (опираясь на научную или художественную литературу).

Фрагмент в тексте: «наличие постоянной занятости уже не является гарантией от бедности, и существенную часть новых … бедных составляют именно работающие, а сходство в условиях и характере труда отнюдь не гарантирует сходных образов жизни»

Социальные слои: городские низы, работающие по найму (корректны формулировки – низший средний класс, «синие воротнички», возможна формулировка: квалифицированные рабочие, мелкие служащие и другие корректные указания на эти социальные слои)

характеристики этого типа бедности: относительная бедность («сравнительная бедность»). Пример: в зависимости от подготовки могут быть приведены примеры из работ социологов и философов (наиболее вероятно – Мертона, ритуализм и инноваторы в его описании, Дюркгейма (из «Самоубийства»), из Аристотеля (рассуждения о среднем классе в Политике), других авторов), либо пример из художественной литературы (засчитываются примеры, которые относятся не к сегодняшнему дню, но тоже показывающие относительную бедность работающих: работники в разных произведениях Горького, «бедные люди» в разных произведениях Достоевского, Чехова, мелкие чиновники у Гоголя…)

8.4. Заполните нижеследующую таблицу (заполните столько строк, сколько вы считаете необходимым для полного ответа). Опираясь на описание, приведенное во фрагменте 4, текст интервью и данные Таблицы 1.

Фрагмент в тексте: «При этом список предметов потребления, говорящих о бедности и богатстве из обладателей, достаточно короток и «универсален»: представители всех доходных и образовательных групп, как правило, говорят об одном и том же наборе»

 

8.5. Какие данные, приведенные в Таблице 1, подтверждают, что исследование является репрезентативным? Что еще нужно знать (к каким источникам обратиться), чтобы на основании этих данных утверждать, что исследование репрезентативно?

Почему репрезентативно: указание на доли групп (по образованию, доходу) в структуре населения – то есть в выборке.

Что нужно знать: объективные данные переписей населения и статистических источников, учитывающие все население, а не только выборочную совокупность, и долю этих же групп в структуре населения страны по этим статистическим источникам.

8.6. Является ли опрос 1500 человек, проведенный ФОМ, более репрезентативным, чем исследование на основании 91 интервью, проведенное автором статьи? Обоснуйте свой вывод, используя описания исследования в тексте статьи и описание опроса, приведенное перед таблицей.

Опрос более репрезентативен. Почему?

  1. Опрос проводился 53 субъектах РФ, городских и сельских населенных пунктах, а исследование автора – только в г. Бердске, имеющем специфику города-спутника мегаполиса – Новосибирска.
  2. При этом и в опросе, и в исследовании автора представлены группы с разными уровнями образования, дохода – с этой точки зрения и исследование, и опрос одинаково репрезентативны.