Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ по истории Основная волна. 31.05.2013. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1315.

Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ по истории Основная волна. 31.05.2013. Сибирь, Дальний Восток. Вариант 1315.

1.В каком веке произошло монгольское нашествие на Русь?

1) ХI в.

2) XII в.

3) XIII в.

4) XIV в.

Ответ: 3

2.Что из названного относится к итогам Смуты конца XVI — начала XVII в.?

1) воцарение династии Романовых

2) проведение реформ Избранной рады

3) создание стрелецкого войска

4) начало созыва Земских соборов

Ответ: 1 

3.Что из названного было одним из следствий политической раздробленности Руси?

1) ослабление обороноспособности Руси

2) усиление власти киевского князя

3) упадок древнерусской культуры

4) прекращение торговли с другими государствами

Ответ: 1

4.Прочтите отрывок из летописи и укажите древнерусского князя, к которому были обращены следующие слова. «И послали со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Неужели не жаль тебе своей отчизны, старой матери, детей своих?»»

1) Олег Вещий

2) Игорь Старый

3) Святослав Игоревич

4) Владимир Святой

Ответ: 3 

5.В каком году декабристы организовали выступление на Сенатской площади?

1) 1820 г.

2) 1825 г.

3) 1841 г.

4) 1855 г.

Ответ: 2 

6.Какая из названных войн XIX в. завершилась подписанием Парижского мира?

1) Отечественная 1812 г.

2) русско-иранская 1826—1828 гг.

3) русско-турецкая 1806—1812 гг.

4) Крымская (Восточная)

Ответ: 4

7.Что из названного было следствием присоединения к России Крымского ханства в XVIII в.?

1) распад Османской империи

2) обострение отношений между Россией и Османской империей

3) второй и третий разделы Речи Посполитой

4) установление дипломатических отношений России и Болгарии

Ответ: 2

8.Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите главнокомандующего русской армией, о котором идёт речь.

«Назначение его главнокомандующим произвело общий восторг и в войске, и в народе. <…> Петербург, Москва, Россия ожидали от него новой славы, новых побед. <…> На все приветствия опытный полководец отвечал: “Не победить, а дай бог обмануть Наполеона!”».

1) М. Б. Барклай де Толли

2) М. И. Кутузов

3) П. И. Багратион

4) П. Х. Витгенштейн

Ответ: 2

9.Что из перечисленного относится к деятельности князя Владимира Мономаха?

1) принятие Русью христианства

2) введение уроков и погостов

3) разгром Хазарского каганата

4) съезд князей в Любече

Ответ: 4

10.К XVI в. относится возведение

1) Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире

2) церкви Покрова на Нерли и княжеского дворца в Боголюбово

3) церкви Вознесения в Коломенском и храма Василия Блаженного в Москве

4) дворца Алексея Михайловича в Коломенском и церкви Покрова в Филях

Ответ: 3

11.В каком году Россия была провозглашена республикой?

1) 1907 г.

2) 1914 г.

3) 1917 г.

4) 1924 г.

Ответ: 3

12.Какое из перечисленных событий произошло в ходе Гражданской войны?

1) разгром войск П. Н. Врангеля

2) военные столкновения у реки Халхин-Гол

3) оборона Порт-Артура

4) Брусиловский прорыв

Ответ: 1

13.Что из перечисленного было результатом внутренней политики советского руководства в 1930-е гг.?

1) расширение политических свобод

2) массовые реабилитации политических заключённых

3) расширение культурных связей с другими странами

4) достижение социальной однородности сельского населения

Ответ: 4

14.Укажите род войск, в котором в период Великой Отечественной войны служили трижды герои Советского Союза И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин.

1) бронетанковые войска

2) авиация

3) пехота

4) инженерные войска

Ответ: 2

15.Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите битву, о подготовке противника к которой идёт речь.

«Замысел предстоящего наступления немецко-фашистских войск достаточно подробно излагается в приказе № 6, подписанном Гитлером 15 апреля 1943 г. Согласно этому приказу задачей наступления было уничтожение советских войск путём «концентрического наступления» в целях окружения советских фронтов. Один удар намечалось нанести из района южнее Орла основными силами группы армий «Центр» и другой — из района севернее Харькова главными силами группы армий «Юг»».

1) Сталинградская битва

2) Курская битва

3) битва за Днепр

4) битва за Кавказ

Ответ: 2 

16.В каком году состоялись выборы Президента РСФСР?

1) 1978 г.

2) 1985 г.

3) 1991 г.

4) 1996 г.

Ответ: 3

17.Проведение в России в начале 1990-х гг. передачи или продажи в частную собственность ряда государственных предприятий называлось

1) аренда

2) приватизация

3) монополизация

4) экспроприация

Ответ: 2

18.Прочтите отрывок из документа и укажите год, когда этот документ был обнародован.

«В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны. <…> постановляю:

1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации до начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации – Федерального Собрания…

2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить проект Конституции Российской Федерации…»

1) 1985 г.

2) 1991 г.

3) 1993 г.

4) 2001 г.

Ответ: 3

19.Одним из основателей белого движения в годы Гражданской войны был

1) Л. Г. Корнилов

2) А. А. Брусилов

3) Н. И. Махно

4) А. Ф. Керенский

Ответ: 1

20.Признанными мастерами политических карикатур и плакатов были

1) И. Г. Эренбург и Г. А. Товстоногов

2) И. А. Ильф и Е. П. Петров

3) М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов (Кукрыниксы)

4) С. М. Эйзенштейн и Г. В. Александров

Ответ: 3

21.Рассмотрите схему

На схеме обозначены действия восставших и район народного восстания под предводительством

1) Е. И. Пугачёва

2) С. Т. Разина

3) К. А. Булавина

4) И. И. Болотникова

Ответ: 4

22.Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

Какому сражению посвящена данная медаль?

1) Гангутскому

2) Синопскому

3) Чесменскому

4) Цусимскому

Ответ: 3

23.Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) Полтавская битва;

2) Великое посольство;

3) поражение русской армии под Нарвой;

4) заключение Ништадтского мира.

Ответ: 2314

24.Установите соответствие между событиями (процессами) XVII в. и историческими лицами, чья деятельность была связана с этими событиями (процессами): к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ) XVII в. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА

А) Крымские походы

Б) освоение Дальнего Востока

В) церковная реформа

1) Филарет

2) Никон

3) Е. Хабаров

4) В. В. Голицын

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами

A Б В

Ответ: 432

25.Какие мероприятия содержала реформа органов государственной власти и управления императора Александра I? Найдите в приведённом ниже списке два мероприятия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) созыв Государственной думы;

2) образование министерств;

3) учреждение Государственного совета;

4) создание III Отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии;

5) упразднение Сената.

Ответ: 23

26.Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Занятые на предприятиях России (в % от общего числа)

Год  Государственные  Кооперативные    Частные Концессионные
1927 95,5 2,7 1,2 0,6
1929 96,1 3,1 0,2 0,6
1930 95,4 4,1 0,1 0,4

 

              НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ

СУЖДЕНИЯ

A) В 1927—1930-х гг. доля работавших на частных предприятиях 1) кооперативных предприятиях
Б) Наиболее интенсивно в 1927—1930 гг. росла доля работавших на 2) государственных предприятиях
В) В 1927—1930 гг. наибольшей была доля работавших на 3) увеличивалась
4) сокращалась
5) концессионных предприятиях

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

A Б В
Ответ: 412

27.Запишите термин, о котором идёт речь.«Центральные органы государственного управления в России в XVI — начале XVIII в.».

Ответ: приказы 

28.Сравните международное положение СССР в период 1945—1953 гг. и в период 1953—1964 гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) состояние «холодной войны»;

2) существование Организации Варшавского договора;

3) существование Совета экономической взаимопомощи;

4) оказание помощи СССР социалистической Кубе.

Черты сходства Черты различия

Ответ: 1324

29.Запишите на­зва­ние страны, про­пу­щен­ное в схеме.

 Ответ: Японии 

30.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям периода Великой Отечественной войны.

1) план «Барбаросса»; 2) план «Ост»; 3) ленд-лиз; 4) «план Маршалла»; 5) блицкриг.

Найдите и укажите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда

Ответ: 4

31.Укажите время (с точностью до половины века), когда произошли описанные события. Назовите царя, ко времени правления которого относятся описанные в тексте события.

Из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка

«В Мос­ков­ском го­су­дар­стве не было соб­ствен­ных зо­ло­тых и се­реб­ря­ных руд­ни­ков, и дра­го­цен­ные ме­тал­лы вво­зи­лись из-за гра­ни­цы. На Де­неж­ном дворе из ино­стран­ных монет че­ка­ни­ли рус­скую мо­не­ту: ко­пей­ки, день­ги и по­луш­ки… За­тяж­ная война с Речью Поспо­ли­той из-за Укра­и­ны по­тре­бо­ва­ла огром­ных рас­хо­дов. Уси­ле­ние на­ло­го­во­го гнёта при­во­ди­ло к сни­же­нию и без того не­вы­со­ко­го уров­ня бла­го­со­сто­я­ния на­се­ле­ния. Чтобы найти день­ги на про­дол­же­ние войны, было ре­ше­но вы­пус­кать мед­ные день­ги по цене се­реб­ря­ных. На­ло­ги со­би­ра­лись се­реб­ром, а жа­ло­ва­нье раз­да­ва­лось медью.

Мел­кая мед­ная мо­не­та по­на­ча­лу дей­стви­тель­но имела хож­де­ние на­рав­не с се­реб­ря­ны­ми ко­пей­ка­ми. Од­на­ко вско­ре вы­пуск ничем не обес­пе­чен­ных мед­ных денег, ко­то­рые че­ка­ни­лись в Москве, Нов­го­ро­де и Пско­ве, стал чрез­мер­ным. Рост цен вслед­ствие зло­упо­треб­ле­ний вла­стей пе­ре­пол­нил чашу тер­пе­ния на­се­ле­ния. Летом в Москве на­чал­ся Мед­ный бунт, в ко­то­ром при­ня­ли уча­стие по­сад­ские люди и стрель­цы».

32.В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о причинах которой сказано в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились причинами указанной ситуации.

33.К солдатам воинской части, находившейся на линии фронта, прибыл агитатор, который рассказал, что в стране произошла революция, царь свергнут и сформировано новое правительство. Агитатор, ссылаясь на приказ Петроградского Совета, предложил избрать солдатский орган самоуправления. Офицеры, сопротивлявшиеся избранию этого органа, были разоружены.

1) Укажите год, когда произошли данные события.

2) Укажите название правительства, сформированного в период, когда произошли данные события.

3) Укажите название приказа, упомянутого в задании, под которым он вошёл в историю.

34.Существует точка зрения, что, несмотря на значительные различия, внутренняя политика императоров и императриц эпохи дворцовых переворотов имела общие черты. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту общность.

35.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Распад СССР». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с распадом СССР.