Школьный этап 10-11 класс 2016-2017 – ЭССЕ

Олимпиада по истории школьный этап 10-11 класс 2016-2017 – ЭССЕ

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.

При выборе темы исходите из того, что Вы:
1. ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);
2. можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);
3. располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;
4. владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что жюри, оцениваяВаше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:
1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
2. Творческий характер восприятия темы, её осмысления.
3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
4. Чёткость и доказательность основных положений работы.
5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

До 5 баллов по каждому критерию.
Максимум за задание 25 баллов.

ТЕМЫ ЭССЕ:

1. «Балканская политика Святослава стала качественно новым этапом внешнеполитических действий Руси в сравнении с походами на Константинополь Олега и Игоря, что отразило процесс внутреннего развития государства».
(М.Б. Свердлов)
2. «Победа на Куликовом поле сгубила Мамая, но не создала какого-либо перелома в русско-татарских отношениях. Облегчение участи Великороссии придёт лишь в конце XV века. Но это не умаляет, однако, крупного исторического значения битвы». (А.Е. Пресняков)
3. «В результате Ливонской войны в районе Балтийского моря сложилась новая политическая обстановка. Она была тяжёлой для России и препятствовала её экономическому развитию. Только через полтораста лет при Петре после тяжёлой борьбы в XVII веке балтийский вопрос был решён».
(В.Д. Королюк)
4. «Россия заявила о себе ещё в Петровскую эпоху, но наследники Петра не смогли продолжить его поступательное вмешательство в общеконтинентальные дела, и лишь при Елизавете Петровне Россия окончательно «вошла» в Европу как одна из великих держав, определяющих её будущее». (М.Ю. Анисимов)
5. «Император Павел I был первый царь, в актах которого как будто проглянуло новое направление, новые идеи. Но благодаря отношению Павла к предшествующему царствованию его преобразовательная деятельность лишена была последовательности и твёрдости». (В.О. Ключевский)
6. «Двенадцатый год (1812) был великою эпохою в жизни России. Он –величайшее событие в истории России после Петра Великого и до наших дней. Напряжённая борьба насмерть с Наполеоном заставила Россию увидеть в себе силы и средства, которых она сама в себе не подозревала». (В.Г. Белинский)
7. «Практические результаты николаевских секретных комитетов были ничтожны. До тех пор, пока обстоятельства не вынудили самодержавие встать на иной путь поисков решения крестьянского вопроса, дело не могло сдвинуться с мёртвой точки». (С.В. Мироненко)
8. «Военные поражения лета 1915 г. стали своего рода рубежом во внутренней и внешней политике России в годы войны, они повлекли за собой поляризацию политических сил в стране, вызвав революционный кризис осенью того же года и усиление реакционных тенденций во внутренней политике царизма».(В.А. Емец)
9. «Историческое значение Смоленского сражения состоит прежде всего в том, что в ходе него была остановлена хвалёная немецко-фашистская армия, которая, понеся большие потери, была вынуждена перейти к обороне…Смоленское сражение завершилось первым в истории Второй мировой войны
стратегическим поражением вермахта». (А.И. Ерёменко)