8. Поиск информации в источнике

Основнóй госудáрственный экзáмен ОГЭ История задание №8 Демонстрационный вариант 2018-2017 Прочтите отрывок из рапорта русского полководца императору и определите автора.
«Осмелюсь всеподданнейше донести вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведёт меня в состояние защищать город Тулу <…> и Брянск <…> и прикрывает мне все ресурсы, в обильнейших наших губерниях заготовленные».
1) А.В. Суворов
2) М.И. Кутузов
3) П.И. Багратион
4) М.Д. Скобелев

ответ: 2.
Отрывок из доклада М. И. Кутузова императору Александру I после оставления нашими войсками Москвы в сентябре 1812 г.

8. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите автора реформы, о которой идёт речь.

«1. Каждый домохозяин, владевший надельной землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли. < …> 12. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли, имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответственный участок, по возможности к одному месту».

1) М. М. Сперанский
2) А. А. Аракчеев
3) П. А. Столыпин
4) С. Ю. Витте

ответ: 3.
Возможность выхода крестьян из общины была предоставлена в ходе аграрной реформы Столыпина (1906−1911 гг.).

8. Прочтите отрывок из мирного договора и укажите российского государственного деятеля, подписавшего его.

«Статья II. Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее. Статья V. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий…»

1) М. М. Сперанский
2) А. М. Горчаков
3) С. Ю. Витте
4) П. А. Столыпин

ответ: 3.
Портсмутский мирный договор подписал от России Витте.

8. Прочтите отрывок из указа Петра I и укажите, где произошло сражение, о котором идёт речь.

«Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была и людей, конечно, ободрила, и «матерью Полтавской баталии» названа как одобрением людей, так и временем».

1) при Гросс-Егерсдорфе
2) у д. Лесной
3) при Цорндорфе
4) у о. Гренгам

ответ: 2.
Матерью Полтавской баталии Петр называл победу у д. Лесной.

8. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите государственного деятеля — инициатора закона, о котором идёт речь.

«Закон не ломает общины в тех местах, где хлебопашество имеет второстепенное значение, где существуют другие условия, которые делают общину лучшим способом использования земли. Личный собственник, по смыслу закона, властен распоряжаться своей землёй, властен закрепить за собой свою землю, властен требовать отвода отдельных участков её к одному месту; он может прикупить себе земли, может заложить её в Крестьянском банке, может, наконец, продать её».

1) С.Ю. Витте
2) П.А. Столыпин
3) В.К. Плеве
4) М.Т. Лорис-Меликов

ответ: 2.
Ликвидация общины и создание из крестьян класса мелких собственников — главная задача аграрной реформы (1906−1911 гг.) проводимой Столыпиным.

8. Прочтите отрывок из исторического документа и определите время его создания.

«35) Взыскания, налагаемые за неисправную работу, за прогул и за нарушение порядка, в общей их сложности не должны превышать одной трети заработка, действительно причитающегося рабочему к установленному сроку расплаты.
39) Взыскания с рабочих обращаются на составление особого при каждой фабрике капитала, состоящего в заведывании фабричного управления. Капитал этот может быть употребляем с разрешения инспекции только на удовлетворение нужд самих рабочих согласно правилам, издаваемым министром финансов по соглашению с министром внутренних дел».

1) 1820-е гг.
2) 1840-е гг.
3) 1860-е гг.
4) 1880-е гг.

ответ: 4.
Это закон 3 июня 1886 г. Он состоял из двух частей: общие правила найма, распространяющиеся на всю Российскую империю, и «особые правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих», представляющие частью развитие сказанных правил, частью же новые постановления, непосредственно связанные с вновь образованными органами надзора — губернскими и столичными присутствиями по делам фабричного законодательства.

8. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите фамилию, пропущенную в тексте.

«В тот же вечер у Рылеева, который уже знал о заготовлении манифеста, было собрание многих членов, которые беспрестанно приходили и уходили, чтоб узнать, на что решились директоры. Всем объявлено, что сборное место — площадь перед Сенатом и что явится диктатор в лице князя <…> для распоряжения. На другой день повторилось почти то же. Беспрестанно приходили из полков с известиями и уверениями о готовности восстать за свободу, но тут же узнали, что на Финляндский полк и артиллерию надежда сомнительна…»

1) П. И. Пестель
2) И. И. Пущин
3) С. П. Трубецкой
4) С. И. Муравьёв-Апостол

ответ: 3.
В документе говорится о подготовке к выступлению декабристов. Пропущена фамилия князя Трубецкого, который был назначен диктатором восстания.

8. Прочтите фрагмент речи, произнесённой на заседании Государственной думы в 1906 г., и укажите фамилию оратора.

«Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками — бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие… создание мелкой личной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшения землепользования — вот задачи, осуществление которых правительство считает вопросами существования русской державы».

1) А. Ф. Керенский
2) П. А. Столыпин
3) В. И. Ленин
4) Л. Г. Корнилов

ответ: 2.
Разрушение общины и создание класса мелких собственников из крестьян — основные задачи аграрной реформы Столыпина (1906−1911 гг.).

8. Прочтите отрывок из указа императора и укажите этого императора.

«1. Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной. <…>
3. В Лицее преподаются предметы учения, важным частям Государственной службы приличные и для благовоспитанного юноши необходимо нужные. <…>
14. Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами».

1) Пётр III
2) Екатерина II
3) Павел I
4) Александр I

ответ: 4.
Лицей был основан по указу императора Александра I, подписанному 24 (12) августа 1810 года.ф

8. Прочтите отрывок из доклада и укажите фамилию его автора.

«Вот главные начала (православие, самодержавие, народность), которые надлежало включить в систему общественного образования, чтобы она соединила выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и с надеждами будущего, чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей и было не чуждо европейского духа».

1) М. М. Сперанский
2) П. А. Столыпин
3) С. С. Уваров
4) С. Ю. Витте

ответ: 3.
Граф (с 1846 г.) Сергей Семёнович Уваров (25 августа (5 сентября) 1786 г., Москва — 4 (16) сентября 1855 г., там же) — русский антиковед и государственный деятель, министр народного просвещения в 1833−1849 гг. Член Российской академии (1831 г.), почётный член (1811 г.) и президент (1818−1855 гг.) Петербургской академии наук. Наиболее известен как разработчик идеологии официальной народности, включавшей в себя: православие, самодержавие и народность.