Муниципальный этап 10 класс 2016-2017

Олимпиада по обществознанию муниципальныйэтап 10 класс 2016-2017

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1. Найдите в приведённом ниже списке признаки искусства как формы духовной культуры

а) объективность отражения реального мира

б) значимость художественного вымысла

в) образность и наглядность

г) получение достоверной картины мира

д) познание мира с помощью слова, цвета и звука

б,в,д

1.2. Социальная ответственность включает в себя

а) систему ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами

б) сознательное отношение субъекта социальной деятельности к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей,

в) процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды

г) понимание последствий осуществляемой деятельности для определенных социальных групп и личностей, прогресса общества.

б,г

1.3. Альтернативные издержки

а) упущенная выгода в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов

б) издержки, которые может понести собственник ресурса, выбирая конкретный вариант его использования и отвергая все имеющиеся иные варианты

в) совокупность всех переменных и постоянных издержек

г) сумма явных и неявных издержек

д) вычисляются как наилучшая стоимость из упущенных в результате выбора конкретного альтернативного варианта

а,б,д

1.4. По способам властвования демократия бывает                                                                                      

а) прямая (плебисцитарная)

б) представительная (репрезентативная)

в) народная (публичная)

г) партиципаторная (демократия участия)

д) элитарная (олигархическая)

а,б,г

1.5. К важнейшим признакам правового государства относятся

а) значительное возрастание роли органов государственной власти

б) развитый институт гражданства

в) реализация принципа разделения властей

г) стирание границ имущественного и социального неравенства

д) признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека

в,д

1.6. Какие из перечисленных суждений являются истинными при ложности следующего: Ни одно частное предприятие не является рентабельным

а) все частные предприятия убыточные

б) некоторые частные предприятия являются рентабельными

в) некоторые частные предприятия не являются рентабельными

г) все частные предприятия являются рентабельными

б,в

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). 

  1. Чувственное познание присуще только человеку.
  2. Человек действует под влиянием тех или иных мотивов для удовлетворения определенных потребностей
  3. Десоциа­лизация представляет собой усвое­ние одних правил вместо других.
  4. Пауперизация, люмпенизация и пролетаризация относятся к нисходящей индивидуальной мобильности
  5. Смешанная экономика — это экономика, которая включает как частную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства.
  6. Абсолютной ликвидностью обладают выпущенные государством наличные деньги.
  7. Идеалом клерикализма является теократическое государство.
  8. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось шестнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
  1. нет.
  2. да.
  3. нет.
  4. нет.
  5. да.
  6. да.
  7. да.
  8. нет.

3. Задания с кратким ответом, нацеленные на объяснение логического ряда событий, имен, понятий и т.п.

3.1. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ. 

  1. установки и образцы поведения; культурные символы; утилитарные культурные черты; устные и письменные кодексы
  1. предупреждение; штраф; лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

дисквалификация

3. наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ, синтез

  1. признаки социальных институтов
  2. виды административного наказания. Также возможно – административное правонарушение, правоотношение
  3. методы научного познания

3.2. Заполнение пропуска в ряду. 

  1. Мотив -основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность; ________________________ -представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение; убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах; установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества.
  2. Владение – возможность физического обладания вещью; пользование – право извлекать полезные свойства вещи путем ее эксплуатации, применения; _________________________ – передача вещей в собственность другого лица; распоряжение – определение юридической судьбы вещи.
  3. _______________________ – высший представительный орган власти; правительство – высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления; прокуратура — система органов, осуществляющих надзор за соблюдением законодательства, прав, свобод человека и гражданина.
  1. традиции
  2. отчуждение
  3. парламент

3.3. Что является лишним в ряду (подчеркните)? КРАТКО поясните почему?

  1. кредит, чистая прибыль, амортизационные отчисления, реализация или сдача в аренду неиспользуемых активов.
  1. познавательная, воспитательная, мировоззренческая, социальная.
  1. перемещение населения в города; эксплуатация природных ресурсов, зачастую во вред экологии;

главный интенсивный фактором развития – человеческий капитал; важнейшими ценностями признаны предприимчивость, трудолюбие.

  1. кредит – внешний источник финансирования бизнеса, остальные – внутренние
  2. воспитательная – функция образования, остальные – функции науки
  3. главный интенсивный фактором развития – человеческий капитал – это признак постиндустриального общества, остальное – индустриального общества

4. В приведенном ниже тексте допущены ошибки. Найдите и исправьте их.

Современные общества различаются по многим признакам, но есть в них и одинаковые параметры, по которым их можно типологизировать.

Одним из основных направлений в типологии общества служит выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, у Платона и Макиавелли общества различаются по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия (полития) и охлократия. В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и монархических (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ.

В основу марксисткой типологизации положено различие обществ по типу производственных отношений в различных цивилизациях: первобытнообщинном государстве; обществе с азиатским способом производства; рабовладельческом,  феодальном, коммунистическом или социалистическом государствах.

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

  1. вместо Макиавелли – Аристотель
  2. вместо монархических – авторитарных
  3. вместо цивилизациях – общественно-экономических формациях.
  4. в первобытном обществе – не было государства
  5. в коммунистическом обществе – не будет государства

5. Установите соответствие между авторами и выдвинутыми ими теориями.

  1. г
  2. в
  3. б
  4. а

6. Решите правовую задачу.

Объявление о приеме на работу: «Требуется секретарь женского пола приятной наружности в возрасте не старше 25 лет, не имеющая вредных привычек, владеющая навыками работы на компьютере и двумя иностранными языками (желательно английским и французским). Обязательно наличие российского гражданства, высшего образования и прописки (регистрации) в данной местности. Необходимо представить рекомендацию от работодателя с последнего места работы и справку о доходах».

Соответствуют ли требования, изложенные в объявлении законодательству РФ? Свой ответ поясните, оперируя данными задания.

В данном объявлении обоснованными являются требования о наличии у кандидата высшего образования, знания языков, навыков работы на компьютере. Все остальные требования (возраст, пол и внешность, вредные привычки, наличие гражданства и прописки, рекомендации) не могут являться основаниями для отказа в заключении трудового договора и приеме на работу.

Примечание: 

В соответствии со ст.3 Трудового кодекса РФ, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. (никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника).

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

7. Прочтите ниже представленный отрывок и ответьте на предложенные вопросы.  

Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяю­щий Атлантический и Тихий океа­ны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, составленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля.

7.1. О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке?

7.2. Укажите формы знания в каждом из них.

7.3. Перечислите три метода научного познания, используе­мые Магелланом.

1) уровни научного познания — эмпирический, теоретический;

2) формы научного познания: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, описание объекта;

3) Методы научного познания, используе­мые Магелланом:  анализ; практическое исследование; наблюдение;

8. Решите кроссворд.

По горизонтали:

2. социально-демографическая группа;

3. относительный показатель экономическая эффективность; отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости;

6. специализированная деятельность по созданию системы знания о природе, обществе и человеке;

7. равенство перед законом, социальное равенство;

8. истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным мотивам;

9. выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов;

10. признак государства.

По вертикали:

1. основной объект изучения естественных наук;

4. совокупность поступков – сознательных действий, направленных на достижение определенных целей;

5. форма правления, при которой глава государства является одновременно его религиозным главой;

8. раздел философии, изучающий взаимоотношения объекта, субъекта и знания в процессах познавательной деятельности.

По горизонтали: 

2. Молодежь,

3. Рентабельность,

6. Наука,

7. Равноправие,

8. Геноцид,

9. Издержки,

10. Территория

По вертикали:

1. Природа,

4. Поведение,

5. Теократия,

8. Гносеология

 

II тур

Перед вами – высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными.

Ваша работа будет оцениваться жюри по следующим критериям:

 

  1. Умение обозначить проблему, представить различные ее аспекты.
  2. Логичность, связность раскрытия темы, внутренне смысловое единство (прослеживается план исследования от определения темы, постановки проблемы, указания задач и аргументации к соответствующему выводу).
  3. Аргументированность и обоснованность суждений и выводов.
  4. Представление собственной позиции.
  5. Грамотность использования обществоведческих фактов и понятий.

Темы эссе:

  1. «Человек по своей природе зол, его добродетельность порождается практической деятельностью»
    Сюнь-цзы
  2. ««Молодость – это время для усвоения мудрости». Ж.-Ж. Руссо
  3. «Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм – это неравное распределение блаженства» У.Черчилль
  4. «Бедность – это рабство, но чрезмерное богатство – тоже рабство» Ж. Жорес
  5. «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать ее, создавая благоприятные для ее применения условия – вот истинная задача государства в народном хозяйстве» С.Ю. Витте
  6. «Нет человеческой души, которая выдержит искушения властью» Платон
  7. «Государственным благом является справедливость». Аристотель
  8. «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство». Вольтер
  9. «Всякая власть предполагает минимум права, всякое право предполагает минимум власти». Б.П. Вышеславцев
  10. «Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, чем совершеннее право». И.А. Ильин