Антропогенез (работа 2)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 4

2. ЧТО ОЧЕЛОВЕЧИЛО ОБЕЗЬЯНУ? 4

3. СХЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 5

4. ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЛАМАРКА 7

5. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР ЧАРЛЬЗА ДАРВИНА 8

6. ГДЕ НАХОДИТСЯ РОДИНА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА? 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

БИБЛИОГРАФИЯ 13

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы «Антропогенез1 – древние люди» интересна и актуальна, не смотря на то, что, казалось бы, на эту тему все уже сказано.

Как давно возникли пер­вые люди? Иными словами, велик ли возраст человечества? Современная наука ответила на эти вопросы. На осно­вании данных палеонтологии2, антропологии3, геологии4, и археологии5 было установлено, что отдаленными пред­ками человека являются человекообразные обезьяны, про­изошедшие в свою очередь от обезьян, живших во второй половине третичного периода кайнозойской эры6 и на­зываемых дриопитеками.

В конце третичного периода ис­тории Земли, на протяжении пяти-шести миллионов лет, предки человека прошли в своем развитии стадию так называемых австралопитеков, плезиантропов — ископаемая африканская человекообразная обезьяна, в анатомическом отношении очень сходная с человеком) и парантропов — ископаемая человекообразная обезьяна, жившая в Африке, близкая по строению тела к человеку). Эти прямоходящие человекообразные обезья­ны все более и более приближались в своем физическом развитии к обезьяне-человеку, превратившись в самом конце третичного периода в обезьяно-людей—питекант­ропов (от греч. «питекос»— обезьяна и «антропос» — человек).

Это знаменательное событие в истории жизни нашей планеты произошло около одного миллиона лет назад. Отсюда начинается древнейшая история человечества, отсчитывается его возраст и новейший период в истории Земли, называемый многими учеными в честь «рожде­ния» человека антропогеновым (от греч. «антропос» — человек и «генус» — рождение, род).

1. ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Итак, человечество имеет возраст один миллион лет! Чтобы нагляднее представить как много прожили люди, следует оценить результат действия какого-либо медлительнейшего процесса природы, полученный за время, про­житое человечеством.

Одним из медленнейших процессов природы является стирание, стачивание поверхности камня движущимся воз­духом. Подобно текучей воде, превращающей осколки камня в гладко отполированную гальку, текущий воздух — ветер также полирует поверхность тел, но несравненно медленнее, чем делает это вода, движущаяся с той же ско­ростью. Так, например, с поверхности мрамора, наиболее часто употребляемого отделочного камня, в течение столетия воздух стирает слой, равный толщине... человеческого волоса. Так медленен процесс полировки камня текучим воздухом. И что же! За время существования человечества мраморная колонна диаметром в один метр бесследно ис­чезла бы, унесенная по молекулам течением воздуха.

2. ЧТО ОЧЕЛОВЕЧИЛО ОБЕЗЬЯНУ?

Ближайшим от обезьяны предком человека является питекантроп. Остатки этого существа, стоявшего в своем развитии как бы на полпути между обезьяной и человеком, были найдены врачом Дюбуа на острове Ява в 1891— 92 гг. Остатки питекантропа состояли из куска черепа, двух зубов мудрости и бедренной кости.

Однако и этих немногих остатков оказалось достаточно для того, чтобы составить представление об общей структуре скелета и вели­чине черепа, который по объему, занимаемому мозгом, был у питекантропа значительно больше, чем у современ-ной человекоподобной обезьяны — гориллы.

В 1922 году в Китае в Чу-Ку-Тине в юго-западном направлении от Пекина были найдены зубы, обломки че­репов и куски нижней челю­сти существ, еще более со­вершенных, чем питекант­ропы. Эти еще более близ­кие предки человека получи­ли название синантропов, что означает «китайские люди», (от лат. «Сина» — Китай и греч. «антропос»— человек).

3

Австралопитек - от лат. «аустралис» — южный и греч. «питекос» — обезьяна — ископаемая человекообразная обезьяна, близкая к предковой форме человека. Остатки австралопитека най­дены в Южной Африке

Плезиантроп (от греч. «плезиос» — близкий и «антро­пос» — человек)

Парантроп (от греч. «пара» — возле и «антропос» — че­ловек)

. СХЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА



По объему черепа и ряду других признаков синантро­пы значительно дальше уш­ли в своем развитии от пите­кантропа. Объем их мозга достигал 1100—1200 кубиче­ских сантиметров, в то вре­мя как у питекантропа он не превышал 850 (объем мозга у человека около 1500 кубических сантиметров)1.

Синантропы значительно отличались от современных людей, но тем не менее это были уже настоящие люди. Об этом красноречиво свидетельствуют слои золы от ко­стров, обломки костей животных и осколки разбитых камней, обнаруженные при раскопках останков синан­тропов, производившихся под Пекином в 1927—36 гг. Та­ким образом, синантропы пользовались огнем, умели из­готовлять из костей животных и камней грубые орудия — ножи, скребки. Полагают, что синантропы пользовались. для охоты и- защиты от диких зверей деревянными дуби­нами, но они не сохранились до наших дней. Иными сло­вами, синантропы умели трудиться, а это главное, что отличает человека от его ближайших предков — прямоходящих человекообразных обезьян.

Но что же послужило причиной превращения обезьян в обезьяно-людей, а обезьяно-людей в настоящего человека?

В первую очередь своеобразный образ жизни отдален­ных предков человека — высокоразвитой породы человекоподобных обезьян, дриопитеков. Эти обезьяны жили стада­ми на деревьях. Необходимость карабкаться, лазать, хва­таться за сучья возлагала на их передние конечности функции, совершенно отличные от задних. В результате эти обезьяны, вернее их потомки, перестали пользоваться передними конечностями при передвижении по земле, стали усваивать и, наконец, усвоили прямую походку. «Этим был сделан решительный шаг для перехода от обезьяны к человеку» (Ф. Энгельс).

Дальнейшее развитие и совершенствование верхних конечностей в процессе исполнения ряда простейших функций вроде срывания плодов, собирания и держания пищи, постройки навесов между ветвями, употребления камней при разбивании орехов, раковин и т. д. привело к окончательному различию функций между верхними и нижними конечностями, между ногой и рукой. Однако прошло много тысячелетий, прежде чем отдаленные пред­ки человека перешли от употребления простых орудий к их изготовлению, прежде чем первый камень был пре­вращен человеческой рукой в примитивный скребок или нож. Но с первого каменного скребка, ножа или топора начался труд, повелся человек. «Рука таким образом является не только органом труда, она также его про­дукт» (Ф. Энгельс).

Но рука только часть целого необычайно сложного ор­ганизма. «И то, что шло на пользу руке, шло также на пользу всему телу, которому она служила...» (Ф. Энгельс). Развитие руки в труде развивало и самого человека, рас­ширяло его кругозор, сталкивало с другими людьми. Раз­витие труда, в процессе которого все чаще и чаще возни­кали случаи взаимной помощи, в свою очередь способство­вало сближению между отдельными членами доисториче­ского общества и, выявляя пользу совместной деятельно­сти, рождало потребность передачи мыслей друг другу, по­требность что-то сказать друг другу. Потребность создавала орган. Неразвитая гортань через длинный период времени в результате непрерывно нараставшей в процессе развития труда потребности научилась издавать членораз­дельные звуки, с помощью которых происходило сплочение членов общества и дальнейшее совершенствование труда.

Так, «сначала труд, а затем и рядом с ним членораз­дельная речь явились самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьян мог постепенно превратиться в человеческий мозг...» (Ф. Энгельс).

В свою оче­редь развитие мозга и подчиненных ему органов чувств оказало огромное влияние на дальнейшее развитие орга­низма, все дальше и дальше отодвигая его от обезьяны и приближая к человеку в современном понимании этого слова.

Введение в пищу все большего числа съедобных частей различных растений, наступившего как следствие развития смышленности и приспособляемости к условиям существо­вания, создавало «химические предпосылки очеловечения». Под химическим очеловечением следует понимать по­степенное изменение химического состава, физико-химиче­ских и других свойств соков, жидкостей и тканей организ­ма в связи с разнообразием и расширением пищевого ра­циона.

В дальнейшем в потребление вошла и мясная пища. Введение мясной пищи, сократив процесс пищеварения, а также и продолжительность других процессов, соответ­ствовавших преимущественному употреблению раститель­ной пищи, способствовало дальнейшему развитию мозга. Конечным результатом употребления мясной пищи яви­лось приручение животных и применение огня. Сознательное получение огня и «всеядность» человека сделали его независимым от местности и климата, обеспечив тем са­мым расселение людей на большей земной поверхности. Однако приручение животных и добывание огня потребо­вало колоссального количества труда. Он и является на­стоящим творцом человека! Только и только благодаря труду человек выдвинулся из животных и, поднявшись над ними, сделался настоящим хозяином Земли.

4. ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЛАМАРКА

Учение о постепенном превращении обезьян в человекообезьян, а человекообезьян в человека является вели­чайшим достижением научной мысли, блестящим раскры­тием тайны о природе человека. Однако это достижение прогрессивной человеческой мысли было осуществлено не сразу.

Первая материалистическая теория эволюции, теория об историческом развитии органического мира, была соз­дана выдающимся французским естествоиспытателем и ученым Ламарком (1744—1829).

Жан-Баптист-Пьер-Антуан де Монэ, шевалье де Ла Марк, как полностью именовался он в свое время, — одна из трагических фигур научного естествознания. Вся жизнь Ламарка — яркий пример неудач, преследовавших его да­же и после смерти.

Решительно выступив против господствовавшей теории постоянства видов, противопоставив идее: «Никаких изме­нений! Так было, так будет!» теорию постоянной изменчи­вости видов растений и животных под воздействием меня­ющихся условий жизни, Ламарк не нашел поддержки сво­их взглядов при жизни. Эволюционное учение Ламарка было осмеяно современниками. Всеми забытый, ослепший, больной, он умер в глубокой нищете, диктуя «основные по­ложения» итогов своей жизни дочери Корнелии — един­ственному человеку, верившему в справедливость соз­данного учения. «Потомство будет восхищаться вами, оно отомстит за вас, отец» — эти слова Корнелии, утешавшей ослепшего ученого, в известной мере оправдались. Впоследствии - учение Ламарка сыграло прогрессивную роль в развитии биологии и нашли свое дальнейшее творческое развитие.

5. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР ЧАРЛЬЗА ДАРВИНА

Осмеянное современниками Ламарка и разгромленное Жоржем Кювье, в противоположность Ламарку являвшему пример сплошных удач и блистатель­ной карьеры, эволюционное учение было вновь создано и широко развито величайшим английским натуралистом, основоположником научной биологии Чарльзом Робертом Дарвином (1809—1882).

В капитальной работе «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859), Дарвин показал, что в основе развития растений и животных лежит так называе­мый естественный отбор. Сущность естественного отбора заключается в том, что организмы, оказавшиеся в данной внешней среде более приспособленными к условиям суще­ствования, выживают, а менее приспособленные погибают. А так как условия внешней среды не являются постоянными, неизменными, раз и навсегда существующими, то не является постоянным и неизменным мир растений и жи­вотных. Они изменяются, они являются результатом исто­рического развития. Если же учесть, что процессы измене­ний длятся сотни, тысячи, миллионы лет, то становится понятным, что целесообразность всего живого, в которой одни исследователи усматривали проявление «высшего», «мирового разума», а другие лучшее доказательство «пре­мудрости творца вселенной», есть результат этих измене­ний, отбора более приспособленных к условиям жизни. Кактус и лилия, тля и медуза, аист и бабочка, многообра­зие размеров, окраски, форм — все это только «отбор». Даже «обладатель бессмертной души и божественного ра­зума» — человек и тот не представляет исключения из об­щего закона развития живых существ.

Оценивая учение Дарвина, Ф. Энгельс указывал, что он «нанес сильнейший удар метафизическому взгляду на при­роду, доказав, что весь современный органический мир, растения и животные, а, следовательно, также и человек, есть продукт процесса развития, длившегося миллионы лет»1.

Книга Дарвина поистине явилась солнечным лучом в темном царстве систем, классификаций и учений об орга­ническом мире, которые существовали до нее. В книге бы­ли приведены многочисленные доказательства, основанные на большом количестве фактов, столь хорошо известных и знакомых каждому, что сомневаться в справедливости из­лагаемого учения было просто невозможно. И неудивительно, что первое издание книги Дарвина разошлось в те­чение одного дня после выхода ее в свет.

Учение Дарвина о закономерностях исторического раз­вития живой природы, получившее впоследствии название дарвинизма, было встречено враждебно приверженцами идеализма. Антидарвинисты всячески стремились умалить, осмеять, опошлить учение Дарвина. С этой целью, например, в Германии противниками эволюционной теории была выбита свинцовая медаль, на ко­торой основоположник этой теории был изображен в ос­корбительной, карикатурной форме.

Учение, в котором происхождение человека рассматривалось как историческое превращение человекоподобных обезьян, представителями религиозных культов было объ­явлено чудовищной ересью. В Соединенных Штатах Аме­рики изложение основ учения, Дарвина было запрещено за­коном в ряде штатов. США оказались и родиной специаль­ных судебных процессов, полу­чивших под именем обезьянь­их широкую известность во всем мире.

Впервые такой про­цесс состоялся в июле 1925 го­да в городе Дейтоне (штат Теннесси). Он был учинен над учителем колледжа Д. Скопсом за изложение воспитанникам основных положений учения Дарвина о происхож­дении человека от обезьянопо­добных предков. В качестве обвинителя выступал бывший государственный секретарь США юрист У. Дж. Брайн. Просьба защиты о приглашении авторитетных ученых для подтверждения пра­вильности излагавшихся учителем колледжа взглядов была отклонена, и Скопс... был осужден.

6. ГДЕ НАХОДИТСЯ РОДИНА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?

Вопрос о родине человечества может показаться не­сколько странным. В самом деле, можно ли говорить о ро­дине человечества, каковой для него, очевидно, является земной шар? Ведь человечество только еще подошло к осуществлению давней своей мечты о космических путе­шествиях, открывающих пути к возможному заселению других планет, в связи с чем вопрос о родине человечества приобретает действительно космическое, реальное значение. И тем не менее - говорить о родине человечества можно!

Очевидно, под родиной человечества следует понимать ту часть, ту территорию земного шара, где впервые произо­шел процесс очеловечивания обезьяны.

Наука нашла эту область земного шара и тем опреде­лила родину человечества. В своих исканиях она руковод­ствовалась следующими соображениями. Было установлено, что отдаленные предки человека происходят от узконосых обезьян. Поэтому вполне оче­видно, что страны света, где существование этих обезь­ян не было обнаружено, не могли являться и родиной че­ловечества.

Австралия в первую очередь исключается из таких стран. Геология, археология и ряд других наук достоверно установили, что Австралия со времен глубочайшей истории Земли не имела никаких сухопутных связей с другими ма­териками. Поэтому среди животных, населяющих Австра­лию, отсутствуют не только человекообразные обезьяны, но даже и высшие млекопитающие, не считая, конечно, завезенной человеком и одичавшей собаки динго. Таким образом, Австралия не только не может быть пра-пра-пра-родиной человека, но и вообще высших млекопитающих.

Не является местом возникновения человека и Амери­ка, родина широконосых обезьян. Тщательные поиски ка­ких-либо остатков человекообразных обезьян или перво­бытных орудий древнейшего человека, проведенные раз­личными учеными на материке Америки, до сих пор оста­лись безрезультатными. Древнейшие следы первобытного человека в Америке относятся к послеледниковому периоду, удаленному от наших дней полутора десятками тысяч лет. 15 тысяч лет на­зад, как полагают современные исследователи, вероятнее всего через пролив Беринга, отделяющего Азию от Амери­ки, Америка стала впервые заселяться человеком.

Таким образом, родиной человечества могли быть толь­ко территории Старого Света. Из них нужно исключить всю северную часть Азии и Европы, где остатки человеко­образных обезьян не найдены до настоящего времени.

Ученые полагают, что процесс очеловечивания обезьян в первую очередь связан с территориями Южной Азии и Африки. Не исключаются также территории Средней Азии, а равно и юг Европы, в частности и область Закавказья, где вблизи Баку были найдены ос­татки человекообразных обезьян.

Вероятнее всего, что родиной человечества является Южная Азия. В Азии находилась колыбель человечества, выйдя из которой, оно заселило и обжило огромный ма­терик Земли. И не случайно из недр Азии на протяжении тысячелетий выплескивались волны людских потоков Не­удержимо разливаясь по территории Европы, отодвигая и тесня друг друга, они достигали и берегов Атлантическо­го океана — естественной преграды для их дальнейшего движения. Человечество постепенно расселялось по земно­му шару, осваивало его природу, обживало землю и созда­вало необходимые условия для возникновения, развития и совершенствования народов, государств, цивилизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С незапамятных времен происхожде­ние жизни было загадкой для человече­ства. С мо­мента своего появления благо­даря труду человек начинает выделяться среди осталь­ных жи­вых су­ществ. Но спо­собность задать себе вопрос «откуда мы?» человек получает сравни­тельно не­давно - 7-8 тыс. лет назад, в начале но­вого каменного века (неолита).

Весьма при­мечательно, что именно в начале нео­лита люди выходят из пещер и начинают строить по­стоянные жи­лища на откры­тых местах. Перед взором человека рас­крывается мир, который до того был ему известен лишь частично по охотничьим вылазкам. Кар­тина окружающего мира непре­рывно обогащается, так как челове­ческий разум откры­вает все новые гори­зонты. Этому способствует зарождение земледелия и ремесел. До этого времени человек с трудом отделял себя от других животных (человек был и охот­ником, и своеобразной дичью), но по­степенно он стал отграничивать себя от природы и своим внутренним духовным миром. Вместе с этим появляется вера в то, что окружаю­щая природа - животные и рас­тения, реки и моря, горы и равнины то же одушевлена.

Человек понимает, что он смертен, что одни рож­даются, а другие умирают, что он создает орудия труда, обрабатывает земли и полу­чает ее плоды.

Прогрессивная эволюция приматов оказалась уникальным явлением в истории жизни, в итоге она привела к возникно­вению человека.

Так что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажет­ся до смешного простым: в самом деле, кто ж не знает, что та­кое человек. Но в том-то все и дело, что то, что нам ближе всего и лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как толь­ко мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. И тут ока­зывается, что загадочность этого явления становится тем боль­ше, чем больше мы пытаемся проникнуть в нее. Однако бездон­ность этой проблемы не отпугивает от нее, а притягивает как магнит.

БИБЛИОГРАФИЯ

    Бернал Д. Возникновение жизни. М. 1969.

    Борисяк А. А. Из истории палеонтологии (идея эволюции). М.—Л., 1966.

    Георгиевский А.Б. Дарвинизм. М., 1985

    Голенкин М. И. Победители в борьбе за существование, М., 1959.

    Иорданский Н. Н. Развитие жизни на Земле. М., 1979.

    Ливанов Н. А. Пути эволюции животного мира. М. 1955.

    Николов Т.А. Долгий путь жизни. М., 1986

1 Антропогенез (от антропо ... и генез), процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Учение об антропогенезе - раздел антропологии.

2 Палеонтология (от греч «палаиос» — древний, «онтос» — существующее и «логос» — учение) — наука о вымерших животных и растениях.

3 Антропология (от антропо ... и ...логия), наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

4 Геология (от греч. «гэ» — земля и «логос» — учение) — наука о строении, минеральном составе, истории Земли и земной ко­ры.

5 Археология (от греч. «архаиологиа» — рассказ о стари­не) — наука, изучающая по памятникам материальной культуры прошлое человеческого общества.

6 Кайнозойская эра (от греч. «кайнос» — новый и «зоэ» — жизнь) — четвертая, новая, наиболее молодая Эра в геоло­гической истории земли.

1 Бернал Д. Возникновение жизни. М. 1969

1 Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. К. Маркс, Ф Энгельс. Соч., т. XIV, 1931 г., стр. 23.