Голоса в царстве безмолвия

Голоса в царстве безмолвия.

Когда ученые и военные моряки впервые опустили в море гидрофоны, их немало удивили интенсивность и разнообразие шумов. Бытовавшее представление о мире безмолвия под водой отошло в прошлое. Изучением живых звуков моря занялась биологическая гидроакустика.

Теперь уже не новость, что многие гидробионты могут издавать звуки. Они служат обитателям морей и пресных вод средством для ближней ориентации и коммуникации в период, предшествующий размножению. Как известно, этот период в жизни рыб характеризуется территориальными подвижками, сопровождается интересными формами демонстративного, а подчас и акустического поведения.

Среди морских рыб особенно интересную группу, с "вокальной" точки зрения, составляют Горбылевые (Sciaenidae). У представителей этого семейства плавательный пузырь, помимо гидростатической функции, выполняет также роль резонатора и звукоиздающего органа. Он поделен на камеры, в которых воздух перегоняется и выталкивается под воздействием упругих мышц. Благодаря такому устройству рыбы могут издавать особенно причудливые звуки.

Хоры черноморских горбылей, записанные, кстати, на пластинку, напоминают стук вагонных колес. А польский путешественник А. Фидлер в книге "Рыбы поют в Укаяли", описывая звучание амазонских горбылей, сравнивал его с колокольчиками разной тональности.

В подводную какофонию биологического происхождения местами включаются морские беспозвоночные, особенно в прибрежных мелководьях. У беспозвоночных гидробионтов нет плавательного пузыря и они издают "инструментальные" звуки, потирая выросты и отростки на конечностях. Пользуются они и другими способами. Нередко подобное извлечение звуков встречается и у рыб.

Интересно отметить, что в нашей стране запись звуков рыб в природе началась на десятилетие раньше, чем наземных животных. Это объясняется рядом причин и главным образом тем, что для записи звуков рыб применялись стационарные магнитофоны с питанием от судовых энергоустановок. В начале пятидесятых годов магнитофоны на переменном токе были куда доступнее для ученых, чем "экзотические" в то время портативные. Следует также подчеркнуть, что полевая запись в биоакустике считается предпочтительнее вольерной, клеточной или аквариумной - это выход в необъятный мир звуков природы.

Первые записи биошумов подводных организмов в Черном море были сделаны летом 1950 года экспедицией Всесоюзного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии. Гидроакустическую экспедицию возглавил А.С.Шеин, под его началом работали научные сотрудники А.К.Токарев и Е.В.Шишкова. В последующие годы Шишкова очень много сделала для изучения биоакустических полей Черного, Азовского и Каспийского морей. Ею были получены записи звуков рыб и дельфинов, разработаны основы гидроакустических методов промысловой разведки.

При записи звуков рыб в море не всегда представляется возможность определить конкретный источник звукоизлучения и установить биологическое значение издаваемых звуков. Поэтому исследование функции и способов звукоизлучения у рыб осуществлялось также и в аквариумных условиях. Аквариумистам будет приятно узнать, что среди первых объектов изучения были декоративные рыбки - обычные питомцы домашних аквариумов: петушки, барбусы, гурами и, конечно же, цихлиды. Последние оказались очень способными "вокалистами" с интересным семейно-территориальным поведением. Многие любители, наблюдая брачное и оборонительное поведение рыб в преддверии нереста, и не подозревают, что их аквариум полон звуков. Эта новая сторона аквариумистики пока еще не освоена.

Зачем дело стало? Скрытые от слуха подводные "разговоры" при современной звукозаписывающей бытовой технике нетрудно было бы вывести на динамик. Но у любителей нет гидрофона, так как массовый выпуск этих технически несложных устройств не налажен. Мы намеренно не даем самоделок - время приборов из консервных банок прошло. Надеемся, найдется со временем фирма, которая займется выпуском любительских гидрофонов.

А пока звуки гидробионтов (включая аквариумных) и террариумных животных, можно послушать в записи, они не раз перелагались на пластинки.

Для тех, кого заинтересует история подводной звукозаписи у нас в стране, биологическая роль звуков подводных обитателей и их практическое применение, сообщаем краткий перечень книг и пластинок.

Книги

Тарасов Н.П. Живые звуки моря. М.: изд-во АН СССР, 1960.

Протасов В.Р. Язык рыб. М.: "Знание", 1968.

Протасов В.P.,Никольский И. Д. Голоса в мире безмолвия. М.: Пищевая промышленность", 1969.

Морозов В.П. Занимательная биоакустика. М.: "Знание", 1987.

Пластинки

Поговорим с рыбами. Автор Е.Шишкова. "Кругозор", ѕ 3,1966.

Звуки пресноводных и морских рыб. Миньон. "Мелодия", 1968 (этот и некоторые другие диски выпускались и в последующие годы).

Звуковые и биоэлектрические сигналы рыб. Гранд. "Мелодия", 1979.

Голоса земноводных. Гранд. "Мелодия", 1979.

Голоса природы (звуки лягушек и жаб). Миньон. "Мелодия", 1986.

Голоса животных московских лесопарков. Миньон. "Мелодия", 1987 (включает записи звуков зеленой жабы, остромордой и травяной лягушек).

Список литературы

И.Никольский. Голоса в царстве безмолвия.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа