Логистический подход к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения

Содержание

Введение

1. Определение затрат в логистической цепочке «Снабжение – Производство – Сбыт»

1.1 Определение затрат в логистическом звене «Снабжение»

1.2 Оценка затрат в логистическом звене «Производство»

1.3 Определение затрат в логистическом звене «Сбыт»

1.4 Определение оптимального варианта выпуска продукции

2. Оптимизация материального потока

2.1 Оценка возможного увеличения объемов производства

2.2 Выбор поставщиков

2.3 Оценка использования различных материалов

Заключение

Список использованных источников

Введение

Объектом изучения дисциплины «Логистика» являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой годового продукта потребителям, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое.

Потенциальная новизна логистического подхода – ограниченная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему.

Целью логистического подхода является сквозное управление материальными потоками.

Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина – переход от рынка продавца к рынку покупателей, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителей.

В условиях перехода к рыночным отношениям единая система нормативов совершенствования материально-технической базы теряет свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Введение этой категории позволило увязать разрозненные процессы, протекающие у различных собственников, единой функцией управления, упорядочить эти процессы, получив тем самым существенный экономический выигрыш. В общем случае под материальным потоком понимают грузы, детали товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций.

Экономический эффект от применения логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения рассматриваются в разрезе следующих слагаемых:

Снижение запасов на всем пути движения материального потока;

Сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи;

Снижение транспортных расходов;

Сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

В качестве объекта исследования в данной курсовой работе рассматривается АО “GANVI”, специализирующееся на выпуске бытовых холодильников «Ока – 8А».

1. Определение затрат в логистической цепочке «Снабжение – Производство – Сбыт»

1.1 Определение затрат в логистическом звене «Снабжение»

Используя исходные данные проведем соответствующие расчеты, результаты которых отобразим в виде таблице №1.

Таблица 1 – Затраты в звене “Снабжение”

Месяц

Объем вы-пуска холо-дильников,шт/мес

Трансп.-заготов-е расходы, руб/мес

Расходы на сод-е запасов, руб/мес

Потери от "омертвления" капитала, руб/мес

Общие затраты на снабжение, руб/мес

Затраты на ед. продукции, руб/шт.

январь

материалы

1500

2857,5

81450

10181,25

262024,38

174,68

изделия

5795

141800

19940,63

февраль

материалы

1000

1905

81450

6787,5

249099,58

249,09

изделия

3863,33

141800

13293,75

март

материалы

1400

2667

81450

9502,2

259439,12

185,31

изделия

5408,67

141800

18611,25

апрель

материалы

2000

3810

83260

13575

305079,17

152,54

изделия

7726,67

170120

26587,5

май

материалы

1300

2476,5

81450

8823,75

256854,46

197,58

изделия

5022,33

141800

17281,88

июнь

материалы

1200

2286

81450

8145

254269,5

211,89

изделия

4636

141800

15952,5

июль

материалы

900

1714,5

81450

6108,75

246514,63

273,91

изделия

3477

141800

11964,38

август

материалы

1100

2095,5

81450

7466,25

251684,55

228,8

изделия

4249,67

141800

14623,13

сентябрь

материалы

1600

3048

81450

10860

264609,33

165,38

изделия

6181,33

141800

21270

октябрь

материалы

1800

3429

81450

12217,5

277657,03

154,25

изделия

6954

149677,78

23928,75

ноябрь

материалы

1400

2667

81450

9502,5

259439,42

185,31

изделия

5408,67

141800

18611,25

декабрь

материалы

1200

2286

81450

8145

254269,5

211,89

изделия

4636

141800

15952,5

Итого

16400

94600,67

2717007,78

329332,22

3140940,67

191,52

Таким образом, затраты на снабжение составили:

    Общие за год – 3140940,67 рублей;

    Средние за год на единицу продукции – 191,52 рублей;

    Минимальные при объеме выпуска 2000 штук (152,54 руб.), максимальные при объеме выпуска 900 (273,91 руб.).

1.2 Оценка затрат в логистическом звене “Производство”

Используя исходные данные определим затраты в сфере производства и результаты расчетов отобразим в виде таблице №2.

Таблица 2 – Затраты в звене «Производство»

Месяц

Зар. плата производственных рабочих, руб/мес

Цеховые расходы, руб/мес

Общезавод-ские расх., руб/мес

Суммарные затраты, руб/мес

Объем выпуска продукции, шт./мес

Затраты на единицу продукции, руб/шт

Январь

471000

487000

382000

1340000

1500

893,33

Февраль

314000

487000

382000

1183000

1000

1183

Март

439600

487000

382000

1308600

1400

934,71

Апрель

628000

487000

382000

1497000

2000

748,5

Май

408200

487000

382000

1277200

1300

982,46

Июнь

376800

487000

382000

1245800

1200

1038,17

Июль

282600

487000

382000

1151600

900

1279,56

Август

345400

487000

382000

1214400

1100

1104

Сентябрь

502400

487000

382000

1371400

1600

857,13

Октябрь

565200

487000

382000

1434200

1800

796,78

Ноябрь

439600

478000

382000

1308600

1400

934,71

Декабрь

376800

487000

382000

1245800

1200

1038,17

Итого:

5149600

5835000

4584000

15577600

16400

949,85

Таким образом, фонд заработной платы производственных рабочих составил 5149600 рублей. Суммарные затраты на производство за год – 15577600 рублей. Средние на единицу продукции 949,85 рублей, максимальные при объеме выпуска 900 штук (1279,56 руб.), минимальные при объеме выпуска 2000 штук (748,5 руб.)

1.3 Определение затрат в логистическом звене «Сбыт»

Используя исходные данные, определим затраты в сфере сбыта и результаты расчетов отобразим в таблице №3.

Таблица 3 – Затраты в звене «Сбыт»

Месяц

Объем выпуска продукции, шт./мес

Расходы на сод-е запасов, руб/мес

Трансп.-заготов-е расходы, руб/мес

Потери от "омертв-ления" капитала, руб/мес

Суммарные затраты, руб/мес

Затраты на единицу продукции, руб/шт

Январь

1500

2580,6

12054

17077,5

293895,6

195,93

Февраль

1000

2580,6

8036

11385

196790,6

196,79

Март

1400

2580,6

11250,4

15939

274474,6

196,05

Апрель

2000

3263,7

26072

22770

491683,7

245,84

Май

1300

2580,6

10446,8

14800,5

255053,8

196,2

Июнь

1200

2580,6

9643,2

13662

235632,6

196,36

Июль

900

2580,6

7232,4

10246,5

177369,6

197,08

Август

1100

2580,6

8839,6

12523,5

216211,6

196,56

Сентябрь

1600

2580,6

12857,6

18216

313316,6

195,82

Октябрь

1800

2580,6

23464,8

20493

419472,93

233,04

Ноябрь

1400

2664,93

11250,4

15939

274474,6

196,05

Декабрь

1200

2580,6

9643,2

13662

235632,6

196,36

Итого:

16400

31734,63

150790,4

186714

3384008,83

206,34

Таким образом, затраты на сбыт составили:

    Общие за год – 3384008,83 рублей;

    Средние за год на единицу продукции – 206,34 рублей;

    Минимальные при объеме выпуска 1600 штук (195,82 руб.), максимальные при объеме выпуска 2000 (245,84 руб.).

1.4 Определение оптимального варианта выпуска продукции

Используя результаты расчетов, сведенных в таблицы №1, №2, №3, построим графики зависимости затрат на единицу продукции по звеньям – «Снабжение (закупки) », «Производство », «Сбыт » от объема выпускаемой продукции.

На основании этих графиков построим график полных (суммарных) затрат в звеньях – «Снабжение – Производство - Сбыт» ( = + + ). На итоговом графике определим точку А, которая соответствует оптимальному значению полных затрат на единицу продукции. Это значение позволит определить оптимальную месячную партию выпуска продукции (V>опт>), прибыль на единицу продукции, при оптимальной партии изготовления (П>V>>опт>) и экономический эффект на всю программу выпуска Э>опт>. Все расчеты сведем в таблицу №4.

Таким образом, оптимальный объем выпуска в месяц составил 1300 штук.

Таблица 4 – Структура себестоимости продукции

Статьи затрат

Значение, руб

приVфакт

приVопт

Сырье и материалы

на единицу

181

181

на выпуск

2968400

2823600

Покупные изделия и полуфабрикаты

на единицу

709

709

на выпуск

11627600

11060400

Затраты на снабжение

на единицу

191,52

174,68

на выпуск

3140928

2725008

Затраты на производство

на единицу

949,85

893,33

на выпуск

15577540

13935948

Затраты на сбыт

на единицу

206,34

196,2

на выпуск

3384008,83

3060720

Полная себестоимость

на единицу

2237,71

2154,21

на выпуск

36698476,83

33605676

Оптовая цена

3036

3036

Выручка на весь объем

49790400

47361600

Прибыль

на единицу

798,29

881,79

на выпуск

13091923,17

13755924

Рентабельность

26,29

29,04

На основе расчетных данных можно сделать вывод, что предприятию наиболее выгодно выпускать холодильники в объеме 1300 штук в месяц. При таком объеме выпуска данная продукция производится с наименьшими затратами. Предприятие получит большую выручку от реализации продукции соответственно большую прибыль. Рентабельность продукции увеличится на 2,75%. Прибыль с единицы продукции увеличится на 83,5 рубля, а со всего объема выпуска на 664000,83 рубля.

2. Оптимизация материального потока

2.1 Оценка возможного увеличения объемов производства

Анализ производственных возможностей показал, что предприятие может производить в среднем в месяц холодильников до 3000 штук или 36000 шт. в год.

Прогнозируемый спрос на выпускаемую продукцию в следующем году представлен следующими рынками: рынок А, рынок Б, рынок С. Пессимистический прогноз спроса составит 27200 штук в год, оптимистический прогноз спроса составит -

Нам необходимо определить при сложившейся на предприятии логистической системе «Снабжение – Производство – Сбыт» целесообразность увеличения объема выпуска продукции сверху оптимальной величины.

Необходимо ответить на вопрос: Как это отразится на величине прибыли и рентабельности?

Изменения в структуре себестоимости продукции при оптимальном годовом выпуске продукции и годовых объемах, превышающих оптимальный выпуск продукции, отразим в таблице №5.

Таблица 5 – Изменение в структуре себестоимости продукции

Статьи затрат

Значение, руб.

Vоптим.15600

Vоптим.< V <36000

пессимист.27200

оптимист.36000

1. Сырье и материалы

на единицу

181

181

181

на выпуск

2823600

4923200

6516000

2. Покупные изделия и полуфабрикаты

на единицу

709

709

709

на выпуск

11060400

19284800

25524000

3. Затраты на снабжение

на единицу

174,68

152,54

185,16

на выпуск

2725008

4149088

6665760

4. Затраты на производство

на единицу

893,33

748,5

830,8

на выпуск

13935948

20359200

29908800

5. Затраты на сбыт

на единицу

196,2

245,84

213

на выпуск

3060720

6686848

7668000

6. Полная себестоимость

на единицу

2154,21

2036,88

2118,96

на выпуск

33605676

55403136

76282560

7. Оптовая цена

 

3036

3036

3036

8. Выручка на весь объем

 

47361600

82579200

109296000

9. Прибыль

на единицу

881,79

999,12

917,04

на выпуск

13755924

27176064

33013440

10. Рентабельность

 

29,04

32,91

30,21

На основе расчетных данных полной себестоимости, выручки от реализации продукции, прибыли и рентабельности можно сделать вывод, что целесообразно будет увеличение объема выпуска до 27200 штук в год, так как при таком объеме выпуска значительно сокращается себестоимость единицы продукции (на 117,33 рубля), увеличивается прибыль (с объема выпуска на 13420140 рублей), и при таком объеме выпуска наибольшая рентабельность 32,91%.

Оптимистический вариант (объем выпуска 36000 штук) приносит больше прибыли с объема выпуска продукции, чем пессимистический (объем выпуска продукции 27200 штук), но он сложнее осуществим.

Таким образом, целесообразно и экономически выгодно увеличить объем выпуска до 27200 штук.

2.2 Выбор поставщиков

Исследования показали, что на предприятии имеются потери из-за недовыпуска продукции, которой в основном объясняется неритмичностью поставок компрессоров для холодильников «Ока – 8А».

При определенной ранее оптимальной партии выпуска продукции оценим экономические потери из-за нарушения ритма поставок, результаты расчетов занесем в таблицу №6.

Анализ рынков компрессоров для холодильников показал, что в будущем году есть возможность заключить договора с новыми поставщиками.

Сделаем оценку экономических потерь из-за нарушения ритма поставок и проанализируем вариант закупок компрессоров у различных поставщиков: г.Тула, г.Ярославль, АО «МКЗ», Финляндия.

По результатам расчетов, отраженных в таблице №6 выберем наиболее оптимальный вариант закупки компрессоров.

Таблица 6 – Экономическая оценка возможных вариантов закупки компрессоров у различных поставщиков

Показатели

Поставщики

Старый вариант

Новый вариант

Идеальный вариант

Тула, Ярославль

АО "МКЗ"

АО "МКЗ", Тула

АО "МКЗ", Тула, Финляндия

АО "МКЗ", Финляндия

1. Число отработанных дней в году

264

253

240

246

251

252

2. Объем выпущенной продукции за этот период, штук

15600

14950

14182

14536

14832

14891

3. Число дней простоя, дней/год

0

11

24

18

13

12

4. Объем недовыпуска продукции за дни простоя, шт.

0

650

1418

1064

768

709

5. Себестоимость на единицу продукции, руб./шт.

2154,21

2154,21

2209,21

2181,71

2257,53

2511,06

6. Себестоимость на выпуск, руб./год

33605676

32205440

31330615

31714130

33483275

37391966

7. Выручка на выпуск, руб./год

47361600

45388200

43056000

44132400

45029400

45208800

8. Прибыль на выпуск, руб./год

13755924

13182761

11725385

12418270

11546126

7816834

9. Недополученная прибыль, руб./год

0

573163,5

2030539

1337654

2209799

5939090

Вариант г. Тула, г.Ярославль.

В данном случае поставка характеризуется невысокой ритмичностью поставок. По экспертным оценкам возможна недопоставка компрессоров в том же количестве, что и в прошлом году. Простои составляют 11 дней в год, что привело к сокращению рабочих дней в году до 253 дней. Соответственно объем выпущенной продукции за этот период составил 14950 штук в год. Объем недовыпуска за дни простоя 650 штук в год. Так как сократился объем выпущенной продукции, снизилась и выручка от реализации (на 1973400 рублей) и соответственно снизилась прибыль (на 573163,5 рубля) по сравнению с оптимальным вариантом.

Вариант АО «МКЗ».

Данный вариант характеризуется невысокой ритмичностью поставок. По экспертным оценкам возможна недопоставка компрессоров в количестве, необходимом для работы в течении 24 дней в год.

Данный факт говорит о снижении числа рабочих дней до 240 дней. Соответственно объем выпущенной продукции за этот период снизится на 1418 штук в год и составит 14182 штуки в год. Компрессоры поставляются по цене 415 рублей, тем самым увеличивая себестоимость единицы продукции на 55 рублей. Тем самым уменьшается выручка от реализации и прибыль.

Сумма недополученной прибыли возрастает и составляет 2030539 рублей.

Вариант АО «МКЗ», г. Тула.

Данный вариант характеризуется невысокой ритмичностью поставок. По экспертным оценкам возможна недопоставка компрессоров, предусмотренная в вариантах г.Тула, г.Ярославль, АО «МКЗ». Дни простоя составят 18 дней, объем недовыпуска – 1064 штуки в год.

Поставка компрессоров в данном варианте соответствует следующим объемам:

    50% от объема поставки по цене 360 рублей;

    50% от объема поставки по цене 415 рублей.

Таким образом, цена компрессора составит 387,5 рублей. Тем самым, увеличивая себестоимость единицы продукции на 27,5 рубля.

Таким, образом, происходит снижение выручки от реализации продукции и прибыли (на 1337654 рубля).

Вариант АО «МКЗ», г. Тула, Финляндия.

Данный вариант характеризуется сочетанием характеристик предыдущего варианта и характеристик, связанных с новым поставщиком (Финляндией): объем поставок до 70%, простои исключаются, но затраты в звене снабжение увеличиваются в 2,5 раза, высокая ритмичность поставок.

Число рабочих дней составляют 251 день. Объем выпущенной продукции уменьшится на 768 штук и составит 14832 штуки.

Поставка компрессоров в данном варианте рассматриваются в следующих объемах:

    40% от объема поставки компрессора по 415 рублей;

    30% от объема поставки компрессора по 360 рублей;

    30% от объема поставки компрессора по 582 рубля.

Таким образом, стоимость компрессора составляет 448,6 рублей и увеличивает себестоимость на 88,6 рублей. Недополученная прибыль составила 2209799 рубля.

Вариант АО «МКЗ», Финляндия.

Данный вариант характеризуется характеристиками второго варианта (АО «МКЗ») и характеристиками Финляндии.

Число рабочих дней составит 252 дня, объем недовыпуска из-за простоев – 709 штук.

Поставка компрессоров в данном случае соответствует следующим объемам:

    50% от объема поставки компрессора по цене 415 рублей;

    50% от объема поставки компрессора по цене 582 рубля.

Таким образом, цена компрессора составит 498,5 рубля. Что приведет к увеличению себестоимости единицы продукции на 138,5 рубля, при этом еще и увеличиваются затраты в звене снабжение в 2,5 раза.

В результате всего этого выручка от реализации уменьшается, снижается и прибыль. Объем недополученной прибыли составляет 5939090 рублей.

На основе полученных данных по всем вариантам делаем вывод, что данному предприятию экономически целесообразно закупать компрессоры у старых поставщиков г. Тула, г.Ярославль, так как в этом случае предприятие получит наибольшую прибыль с наименьшими затратами.

2.3 Оценка использования различных материалов

Для производства передней дверцы холодильника «Ока – 8А» в настоящее время используются стальные листы. Такие же дверцы можно изготавливать из стальной ленты. При этом:

    из отходов, получаемых при использовании стального листа, у предприятия имеется возможность изготавливать детали А;

    из отходов, получаемых при использовании стальной ленты, - изготавливать детали В.

На основании расчетных данных, оформленных в виде таблице №7, определим целесообразность такого перехода.

Таблица 7 – Результаты использования отходов

Показатели

Ед. измер.

Значение показателя

Стальной лист

Стальная лента

1. Количество деталей, изгот. из отходов металла идуших на одну заготовку дверцы холодильника

шт.

15

16

2. Масса одной детали

кг.

03

0,2

3. Покупная стоимость металла, идущего на производство деталей

руб./кг

3,8

3,8

4. Себестоимость одной детали

руб./шт.

2,2

1,6

5. Продажная цена одной детали

руб./шт.

2,8

2,0

6. Прибыль от одной детали

руб./шт.

0,6

0,4

7. Прибыль от деталей, изготовленных из отходов металла, идущего на одну заготовку дверцы

руб.

9

6,4

8. Масса отходов в металолом, при изготовлении деталей(на одну заготовку дверцы)

кг.

0,2

0,15

9. Ст-ть отходов, реализованных в металлолом (на одну заготовку дверцы)

руб.

0,38

0,38

10. Прибыль от реализации деталей и отходов в металлолом (из металла на одну заготовку дверцы)

руб.

9,38

6,78

В результате оценки использования различных материалов следует, что использование стальных листов для производства передней дверцы холодильника выгоднее использования стальной ленты. Прибыль от реализации деталей и отходов в металлолом из металла, идущего на одну заготовку дверцы, при использовании стального листа больше на 2,6 рубля. Поэтому предлагаемый переход на использование стальной ленты нецелесообразен.

Заключение

В данной курсовой работе мы рассчитали затраты в логистическом звене “Снабжение – Производство – Сбыт” и определили себестоимость холодильника “Ока – 8А” 2206,07 рубля при оптимальном объеме выпуска 1400 штук в месяц. При этом прибыль на единицу продукции составит 829,93 рубля. Рентабельность производства составит 27,34%.

Определили с экономической точки зрения наиболее надежных поставщиков копрессоров для холодильников “Ока – 8А” – это г.Тула и г.Ярославль.

Оценили результаты использования различных материалов для изготовления деталей из отходов металла, идущих на одну заготовку дверцы холодильника и определили, что переход на использование стальной ленты неэффективен.

Список использованных источников

    Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших учебных заведений. – 8-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация ''Дашков и К'', 2003. – 408 с.

    Ганьшин В.И., Шамшин С.А. Оптимизация материального потока на предприятии. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 0608, 2000 г.

    Залманова М.Е. Логистика. – Саратов, СГТУ, 1995. – 166с.

    Логистика. Учеб. Пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА – М., 1997. – 327 с.

    Сидоров И.И., Турков О.А. Логистика. Метод. указ. к курс. проекту для студентов спец.060801. – СПб., СПбИЭА, 1995. – 31с.

    Сидоров И.И. Логическая концепция управления промышленным предприятием: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГИЭА, 1999. – 180 с.