Русский символизм: лекция из курса др.Валюлис

1


ЛЕКЦИЯ ( д-р. C. Валюлис.)

РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ

    Философские и эстетические проблемы

    Старшие символисты (Дм. Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Вл. Соловьев, Валерий Брюсов)

Символизм зародился в 1894 году. С 94 по 95 появились три сборника под названием «Русские символисты». Автор в основном Брюсов. Появились первые манифесты символистов.

Сим. объявил войну реализму и политике. Искусство должно быть свободно от общественных проблем. Искусство – самоценная система.

Символизму характерно:

    форма декаденства

    поклонение индивидуализму

    проповедь личности

Лекция Дм. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях русской литературы». Основные принципы таковы:

    мистическое содержание

    символичность образов

    понятие о двоемирии (мир земной, эмпирический – реальность; мир иной – сверхреальность)

Поэт должен стремиться изобразить путь восхождения в иные миры.

Познание реалистов в эти миры не проникает. У них рассудочное, горизонтальное понимание мира. Так называемые причинные связи.

У символистов происходит постижение мира иными, нерассудочными познаниями. (По Блоку)

Реалисты – наблюдатели.

Символисты – мыслители. (По Бальмонту)

Символисты отрешаются от действительности, уходят в сферу идеального, только там можно постичь очевидную красоту. Философы так определяли эту «красоту»:

    «мировая воля» у Шопенгауэра

    «душа мира» у Вл. Соловьева

Само искусство запечатлевает моменты вдохновения. (По Бальмонту)

Мережковский определил новое искусство как искусство художественного идеализма и вывел три принципа:

    мистическое содержание

    расширенное худ. впечатление

    русский реализм

Понятие грезы. Греза не существует в действительности, но навеяна ею. Это субъективное восприятие мира и собственного «я», отвлеченная красота, особый стиль, создающийся целой системой символических образов. Греза – музыка стиха.

Символисты извлекают символы из действительности: огонь, свет, роза, храм и т.д.

Символисты относятся иронически к действительности. Мережковский считал, что мир земной ничего не отражает.

Символисты сталкиваются с проблемой личности в этом земном мире. Они углубляют внутренний мир человека. Есть два плана существования личности, которые постоянно пересекаются:

    микрокосм личности

    макрокосм бытия

Важным является путь восхождения от макрокосма к микрокосму.

Влияние Ницше на старших символистов:

В человеке два начала: дионистическое (природное) и аполлоническое (гармоническое).

Младшие символисты (А. Блок, А. Белый) испытывали влияние Вл. Соловьева.

По Соловьеву, земная жизнь – лишь отсвет, искаженное представление бытия. Постичь высший мир можно верой, через религию. Соловьев высказывает это в работе «Идеи и смысл богочеловечества». Он считал, что наступит время разрешения проблем, восторжествует справедливость. Так возникает его понятие соборности – объединение всех вер и религий. Соборность – это еще и соединение веры и культуры.

«Мировая душа», сама женственность, мудрость – все это заключается у Соловьева в образе Софии. Именно София спасет мир.

В самом человеке заключается и божеское, и дьявольское. Чем больше человек будет проникать в высшие миры, тем меньше в нем будет дьявольского.

Соловьев говорит, что именно в мировом процессе строительства космоса обнаруживается сила основной идеи. Божественный логос (или разум) рождает Софию. «Мировая душа» воспринимает божественное начало, она дает толчок к развитию. Задача человека – воплощать духовную полноту в действительность. Искусство играет большую роль в создании великого. Искусство – высшая сфера культуры, которая может изменить земную жизнь. Искусство – религия, способная создать новый мир. Сам поэт приравнивается к богу. Например, Веч. Иванов определяет поэта теургом (творцом).

Символисты отказывались от понятийного мышления. Они по-новому определяли слово.

Из статьи Иванова «Кормчие звезды»: «...слово стало только указанием, только намеком, только символом, ибо только такое слово не было ложью». Ложью было слово у реалистов.

Особенности «магии» слов:

    Алогизм ассоциаций («Тень несозданных созданий» Брюсов)

    Туманно-мистические видения

    Звуковая игра

    Музыкальность стиха (музыка служит основанием мировой воли по Шопенгауэру)

Основным образом является символ. Это может быть одно слово, метафора, образ в рамках всего стихотворения.

Мережковский: Идею символистов никакими словами передать нельзя. Символы выражают безграничную сторону мысли.

Символ – это намёк на то, что неназвано. Символ может передать тёмное в нашей чувствительности. Символ – это определённый приём, он рассчитан на возникновение ассоциаций, ощущений (страх).

Символизм – это элитарное искусство. Читатель должен принимать систему намёков. Символисты сталкивают слова. По Мережковскому, символ исполняет роль сверхчувственной интуиции. Это нечто идеальное, что дано поэту. Он посредник между миром трансценденции и миром реальным. Символ является тогда символом, когда он неисчерпаем, когда он передаёт что-то неадекватное внешнему миру (Вяч. Иванов). У Сологуба «я» художника – исходный момент творчества: «Я бог таинственного мира». Подтекст таков: я бог (поэт равен богу), потому что есть мир в его мечтах. Появляются такие силы, как пустынная душа, душа как единственное отечество.

Не все символисты соглашаются с тем, что символ должен быть неисчерпаем до бесконечности. У Брюсова в символе нет ничего мистического. Блок и Брюсов тяготеют к школе французского символизма, где символ рассматривается как художественное средство, расширяющее наше представление о мире.

Для Бальмонта символ является основным образом. Главное в образе – картина души. Скрытая духовная идеальность может быть передана с помощью символа. Нужно найти миг и описать этот миг с помощью символа. Тогда нужна музыкальность.

Предтечи символистов: Фет, Тютчев, ближе к ним Случевский, Минский.

Несколько этапов:

    Начало в 90-х годах. Особое выражение. Старшие символисты – индивидуалисты и мистики. Они все разные. Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Сологуб, отчасти Брюсов.

    1900-е годы. Поколение молодых символистов: Белый, Вяч. Иванов, Блок, Балтрушайтис, Анненский, отчасти Боюсов. Издательства: «Скорпион», «Сириус»; журналы: "Весы», «Новый путь», «Золотое руно», «Аполлон». Символизм в живописи: Врубель, Борисов-Мусатов, группа художников «Мир искусства» (Сомов, Бенуа). В музыке – Скрябин, он соединял разные виды искусства в одно. Вообще характерен синкретизм. Белый писал литературные симфонии. Появление циклов и книг стихов. У Фета уже было стремление выразить поэтическую мысль в цикле. У символистов цикличность – это форма мышления. Так как мир многомерен, то и человек тоже. Им недостаточно выразить всё в одном стихотворении. У Блока – «Стихи о прекрасной даме». Эти циклы объединяются потом в книги.

    В 1910 –кризис. Первый кризис – в 1905 году. Революция расколола символистов. Блок и Белый приняли революцию как неизбежное. Мережковский и Гиппиус эмигрировали. Во время второго кризиса 1910 г. символизм распадается как единое течение. Раньше все издавались в одном журнале. Но создан уже новый цех поэтов.

Дм. Мережковский был не только теоретиком, но и поэтом и писателем (трилогия Христа и Антихриста). Некоторое время Мережковский исполнял роль центра. Человек высокой культуры. Разработал новую религию третьего завета. Традиционно религия уповает на Троицу. Но никто из них не спас человечество. Но придёт новый Спаситель – Богородица. Она воплощает суть мира, дионисийство. Эта религия была популярна среди писателей-символистов.

Символисты собирались у Мережковского. Читали стихи у Иванова на башне. Башня – это 9 этаж в петербургской квартире. В Москве – у Юргиса Балтрушайтиса.

Поэзия у Мережковского – это церковь. Она мост к мистике. Всё определялось отражением бога. Сам мир – отсвет высшего. Воспевание земного одиночества. Поэт провозглашает новое и неведомое. Сама жизнь – это символ. «Дети ночи» - программное стихотворение. Присутствует символ кольца, то есть жизненного круга. Живая сущность для Мережковского – бог, но не человек. Стихи воплощают его теоретические познания. Стихи далеки от совершенства.

Зинаида Гиппиус, в отличие от супруга, более многосоставна как личность. Её называли декадентской мадонной, петербургской Сапфо, считали, что она немножко того. Гиппиус не желала быть поэтессой, она писала от мужского имени, раскрывала проблемы мужского характера. Она высокомерна, заносчива. Поэтический мир Гиппиус подвижен, своеобразен. Она сталкивает разные полюса: дерзость и смирение, религиозность и легкомыслие. Прославляет смерть и стремится к жизни, осознаёт греховность телесной любви, одновременно желает её. Интересуется метафизикой. Символические образы: душа живёт во власти страха, раненая душа, образ лестницы, ступеней.

Òåìà: Ðóññêèé ñèìâîëèçì: ëåêöèÿ èç êóðñà äð.Âàëþëèñ. Ðàçäåë: 9. Ëèòåðàòóðà, ÿçûêîâåäåíèå. Íàçíà÷åíèå: êîíñïåêò Ôîðìàò: WinWord. Àâòîð: Èñïîëüçîâàíèå: Ïðèìå÷àíèÿ: