Петербург Ф.М.Достоевского

Сочинение на тему:

«Петербург Ф.М.Достоевского»

Выполнил: ученик 10В класса

Ибрагимов Ильнур

Проверила: Шашкова О.В.

Тюмень, 2003

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых сводов

Прозрачный сумрак, блеск бездонный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла...”

А.С.Пушкин

Достоевский, один из немногих писателей, описавший великий город не со стороны дворцов и великолепных зданий, а со стороны дворов Петербурга, населенных нищими, отрекшимися от жизни людьми. Он представляет нам отвратительную картину города.

Первое описание гадкой натуры Петербурга – это комнатка Раскольникова, более похожая на шкаф или, по словам Дуни, на «гроб»: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Сразу ясно, что такое жилище влияет на душевное здоровье героя, постоянно давя на него маленьким пространством и своим видом. И такой элемент описания Петербурга, как комната главного героя, несомненно, играет роль в создании его образа и атмосферы постоянного давления. Но «шкаф» Раскольникова – не исключение, та же картина предстает перед ним и в конторе квартального: «лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота, …духота была чрезвычайная и, кроме того, до тошноты било в нос свежею, еще не выстоявшеюся краской на тухлой олифе вновь покрашенных комнат». Эта действительность еще более усиливает эффект атмосферности Петербурга, т.е. его влияние на окружающих людей, их поведение и поступки.

Атмосфера этого «проклятого» города наполнена духотой, потом, нестерпимой вонью, смрадом от нищих и пьяных, болью и безысходностью. Где бы ни прогуливался Раскольников – везде его встречал душный и зловонный Петербург. В питейной, где Родион Романович встретил Мармеладова «было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным». Можно сказать, что эти питейные заведения, являются сетями города, которые заманивают и привлекают обнищавших людей, думающих, что зеленый змий поможет избавиться от проблем. Но вместе с тем город обвивает человека своими сетями и никогда больше не выпускает его, принося людям одну смерть.… Надо отметить, что в повествовании романа очень часты нелепые и легкомысленные смерти: сначала старуха-процентщица, затем Лизавета, Мармеладов, Катерина Ивановна. Причем происходят без особых душевных терзаний Раскольникова. Ведь он даже и не думал, что, убив процентщицу, он поступил неправильно, напротив, он был уверен, что сделал доброе дело… И по поводу этих смертей напрашивается мысль о том, что Раскольников попав в сети Петербурга, стал в его руках «орудием убийства». Чувство отвращения возникает у Раскольникова и на улице: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу… Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины», а также и «около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». Вся картина Петербурга удручающа и создает впечатление чего-то отвратительного, гадкого и противного.

Казалось бы, должен же быть в этой «обители зла» островок чего-то приятного и чистого, но даже Великолепная панорама Исаакиевского собора и Зимнего дворца была превращена городом для Раскольникова в источник плохого настроения и не приносила радости: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...». Это была граница изоляции мира нищеты от мира величественных дворцов, и создавала еще более гнетущую атмосферу.

Все эти обстоятельства не могут не создать образ Петербурга, как отдельного героя романа, он играет едва ли не главнейшую роль в развитии сюжета и душевных переживаний Раскольникова. И именно этот факт образности города ставит Достоевского на пьедестал выдающегося писателя, создавшего уникальный в русской литературе образ города и развившего его почти до совершенства….