Есенин (работа 1)

ЕСЕНИН С.А.

Свищет ветер, серебряный ветер, \-\--\--\-

В шелковом шелесте снежного шума. \--\--\--\-

В первый раз я в себе заметил – \-\--\-\-

Так я еще никогда не думал. \--\--\-\-

Пусть на окошках гнилая сырость, \--\--\-\-

Я не жалею, и я не печален. \--\--\--\-

Мне все равно эта жизнь полюбилась, \--\--\--\-

Так полюбилась, как будто вначале. \--\--\--\-

Взглянет ли женщина с тихой улыбкой – \--\--\--\-

Я уж взволнован. Какие плечи! \--\- | -\-\-

Тройка ль проскачет дорогой зыбкой – \--\--\-\-

Я уже в ней и скачу далече. \--\--\-\-

О, мое счастье и все удачи! \--\--\-\-

Счастье людское землей любимо. \--\--\-\-

Тот, кто хоть раз на земле заплачет, - \--\--\-\-

Значит, удача промчалась мимо. \--\--\-\-

Жить нужно легче, жить нужно проще, \--\- | \--\-

Все принимая, что есть на свете, \--\--\-\-

Вот почему, обалдев, над рощей \--\--\-\-

Свищет ветер, серебряный ветер. \-\--\--\-

14. X. 1925

Фонетические средства: аллитерация – [с] [ш] [щ] [ж] (особенно 1, 5 строфы)

ассонанс – [и] [е]

******************************************************************************

Морфемные средства: нет

******************************************************************************

Лексические: Устаревшие – далече, тройка

Разговорные – вначале, обалдев, полюбилась

******************************************************************************

Сравнения: развернутое – нет

Прямое – нет

Отрицательное – нет

Существительное в тв. п. –нет

******************************************************************************

Олицетворения: обалдев, свищет ветер; земля (счастье землей любимо); удача промчалась мимо

******************************************************************************

Метафоры: шелест шума.

******************************************************************************

Гипербола: нет

******************************************************************************

Литота: нет

******************************************************************************

Оксюморон: нет

******************************************************************************

Перифраз: нет

******************************************************************************

Эпитет А) метафорический: серебряный ветер; шелковый шелест; снежный шум; гнилая сырость.

Б) изобразительный: зыбкая дорога.

В) лирический: тихая улыбка; людское счастье; счастье любимо

******************************************************************************

Метонимия: тройка проскачет

******************************************************************************

Синекдоха: взглянет ли женщина с тихой улыбкой; тройка ль проскачет.

******************************************************************************

Поэтический синтаксис: А) градация:

Б) повторы: кольцевая композиция (первая и последняя строки)

В) эллипсис: в первый раз я в себе заметил –

так я еще никогда не думал;

тот, кто хоть раз на земле заплачет, -

значит, удача промчалась мимо.

Г) инверсия: Свищет ветер; взглянет ли женщина; счастье людское землей любимо и др.

******************************************************************************

Рит. приемы: А) восклицание: Какие плечи! О, мое счастье и все удачи!

Б) вопрос: нет

В) умолчание нет:

Размер: дольник

Рифма: авав, женская

Край любимый! Сердцу снятся \-\-\-\-

Скирды света в водах лонных. \-\-\-\-

Я хотел бы затеряться \-\-\-\-

В зеленях твоих стозвонных. --\-\-\-

По меже, на переметке, --\---\-

Резеда и риза кашки. --\-\-\-

И вызванивают в четки --\---\-

Ивы – кроткие монашки. \-\---\-

Курит облаком болото, \-\---\-

Гарь в небесном коромысле, \-\---\-

С тихой тайной для кого-то \-\-\-\-

Затаил я в сердце мысли. --\-\-\-

Все встречаю, все приемлю, \-\-\-\-

Рад и счастлив душу вынуть. \-\-\-\-

Я пришел на эту землю, \-\-\-\-

Чтоб скорей ее покинуть. --\-\-\-

<1914>

размер: 4х-стопный хорей

отклонения: пиррихий: В зеленях твоих стозвонных. --\-\-\- пиррихий

придает

По меже, на переметке, --\---\- стихотворению

Резеда и риза кашки. --\-\-\- легкость и

И вызванивают в четки --\---\- напевность +

Ивы – кроткие монашки. \-\---\- на интонац. уровне

отражает переход

Курит облаком болото, \-\---\- от восторж.

Гарь в небесном коромысле, \-\---\- возгласов к

размышлению и

Затаил я в сердце мысли. --\-\-\- обратно

Чтоб скорей ее покинуть. --\-\-\-

спондей: нет ( т. к. в стихотворении не утверждение, но описание + размышление)

РИФМА: полная, женская ( как народный стих), перекрестная

*********************************************************************************

Фонетические средства: аллитерация – [р][с][л][з] – 1ая строфа основной звуковой фон –

[р][ш][ч=тш] – 2ая строфа сонорные + шип. (свист.)

[б][р][л][т] – 3я строфа (переднеязычные кроме

[р][л][ш] – 4ая строфа [б] => легко произносить)

ассонанс – [о] - 1ая, 2ая, 3я строфы (ударение) => простор

[у] – 4я строфа => размышление («древнерусская тоска», ха)

******************************************************************************************

Морфемные средства: префиксные: сто-звонные

постфикс: курит (не «курится», хотя возвратный по смыслу) облаком болото

*******************************************************************************************Лексические: специальные – риза, четки (+ монашки => вера)

Окказионализмы – лонные воды

Диалектные – зеленя – озимь

*****************************************************************************************

Сравнения: развернутое: И вызванивают в четки

Ивы – кроткие монашки.

Прямое: ивы – кроткие монашки

Отрицательное – нет

Существительное в тв. п.: Курит облаком болото

*****************************************************************************************

Олицетворения: сердцу снятся, ивы вызванивают

******************************************************************************************

Метафоры: скирды солнца, гарь в небесном коромысле

******************************************************************************************

Гипербола:

******************************************************************************************

Литота:

****************************** нет ******************************************************

Оксюморон:

******************************************************************************************

Перифраз:

******************************************************************************************

Эпитет А) метафорический: зелени стозвонные, >> лирических =>

Б) изобразительный: небесное коромысло => искренность

В) лирический: край любимый, воды лонные, кроткие монашки, тихая тайна

******************************************************************************************

Метонимия:

************************* НЕТ ***********************************************************

Синекдоха:

******************************************************************************************

Поэтический синтаксис: А) градация:

Б) повторы: нет

В) эллипсис: нет

Г) инверсия: и вызванивают в четки ивы (и др.)

******************************************************************************

Рит. приемы: А)восклицание: край любимый!

Б) вопрос: нет

В) умолчание: нет

Хороша была Танюша, краше не было в селе,

Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.

У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.

Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.

Вышел парень, поклонился кучерявой головой:

«Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой».

Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.

Душегубкою-змеёю развилась ее коса.

«Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,

Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу».

Не заутренние звоны, а венчальный переклик,

Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик.

Не кукушки загрустили – плачет Танина родня,

На виске у Тани рана от лихого кистеня.

Алым венчиком кровинки запеклися на челе, -

Хороша была Танюша, краше не было в селе.

<1911>

Фонетические средства: аллитерация – [р], [ш] – 1строфа + посл. строка 4ой строфы

[с] - Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.

ассонанс – нетууууу [у]

******************************************************************************

Морфемные средства: cуффиксы: кров-ин-к-и народные

постфиксы: женю-ся, запекли-ся, сказать-ся песенные

префиксы: в-вечеру, с-холодела традиции

корневые: скажу – сказаться (3я строфа)

******************************************************************************

Лексические: просторечные – на подоле (вместо “подОле”); кучерявая голова,

лихой (=злой), схолодела

Устаревшие – краше, душегубка, венчальный переклик, лик

Синонимы –

Антонимы –

Омонимы –

******************************************************************************

Сравнения: развернутое –

Прямое побледнела, словно саван, схолодела, как роса.

ОтрицательноеНе заутренние звоны, а венчальный переклик, традиционные

Не кукушки загрустили – плачет Танина родня сравнения

Существительное в тв. п.Душегубкою-змеёю развилась ее коса. (унт)

Алым венчиком кровинки запеклися на челе

******************************************************************************

Олицетворения: Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.

******************************************************************************

Метафоры: нет

******************************************************************************

Гипербола: побледнела, словно саван, схолодела, как роса

******************************************************************************

Литота: нет

******************************************************************************

Оксюморон: нет

******************************************************************************

Перифраз: нет

******************************************************************************

Эпитет А) метафорический: нет

Б) изобразительный: красной рюшкою, в облачном тумане, кучерявой головой,

парень синеглазый, венчальный переклик, алым венчиком.

В) лирический: от лихого кистеня

******************************************************************************

Метонимия: скачет свадьба

******************************************************************************

Синекдоха: нет

******************************************************************************

Поэтический синтаксис: А) градация:

Б) повторы: кольцо – 1я и последняя строки совпадают

В) эллипсис: Алым венчиком кровинки запеклися на челе, -

Хороша была Танюша, краше не было в селе.

Г) инверсия: Хороша была Танюша;скачет свадьба и др.

******************************************************************************

Рит. приемы: А) восклицание:

Б) вопрос: нет

В) умолчание:

Размер: силлабика, по-моему. Там фигня какая-то с ударениями.

Рифма: смежная аавв, полная, мужская

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ С. ЕСЕНИНА

«ПРОПЛЯСАЛ, ПРОПЛАКАЛ ДОЖДЬ ВЕСЕННИЙ».

Проплясал, проплакал дождь весенний, --\-\-\-\- 5

Замерла гроза. --\-\ 3

Скучно мне с тобой, Сергей Есенин, \-\-\-\-\- 5

Подымать глаза… --\-\ 3

Скучно слушать под небесным древом \-\---\-\- 5

Взмах незримых крыл: \-\-\ 3

Не разбудишь ты своим напевом --\-\-\-\- 5

Дедовских могил! \---\ 3

Привязало, осадило слово --\---\-\-

Даль твоих времен. \-\-\

Не в ветрах, а, знать, в томах тяжелых --\-\-\-\-

Прозвенит твой сон --\-\

Кто-то сядет, выгнет плечи, \-\-\-\-

Вытянет персты. \---\

Близок твой кому-то красный вечер, \-\-\-\-\-

Да не нужен ты. --\-\

Всколыхнет он Брюсова и Блока, --\-\---\-

Встормошит других. --\-\

Но все так же день взойдет с востока, --\-\-\-\-

Так же вспыхнет миг. \-\-\

Не изменят лик земли напевы, --\-\-\-\-

Не стряхнут листа… --\-\

Навсегда твои пригвождены ко древу --\-\-\---\-

Красные уста. \---\

Навсегда простер глухие длани --\-\-\-\-

Звездный твой Пилат. \-\-\

Или, Или, лама савахфани, \-\-\---\-

Отпусти в закат. --\-\

<1917>

РАЗМЕР: хорей (5/3) с пиррихиями (см. выше ----)

РИФМА: жен\муж\жен\муж; перекрестная авав; полная

Фонетические средства: аллитерация – [пр][р][л]

[вс][вз] - Vстрофа

ассонанс – [о][ы][а]

******************************************************************************

Морфемные средства: Префиксы: про-конечность

При- связанность, невозможность движения

Вз-(вс-) – движение по кругу, замкнутость

******************************************************************************

Лексические: специальные – или,или, лама савахфани (др. евр) (библ. легенда курс на

->обращение к вечному, повторимость судеб: Поэт=Иисус) вечность

Просторечные – подымать, знать (близость к читателю)

Старославянизмы – крыл, персты, лик, древо, уста, длани

Синонимы –привязало, осадило – акцент остановки

Всколыхнет, встормошит - псевдооживление

Омонимы\антонимы – проплясал, проплакал (но сливаются за счет [прапл] (созд-е однообразности жизни, в которой и печаль, и веселье суть одно)

******************************************************************************

Сравнения:– нет

******************************************************************************

Олицетворения: дождь, могилы, слово, напевы =>жизнь-смерть-песня

******************************************************************************

Метафоры: даль времен, прозвенит сон, вспыхнет миг, пригвождены ко древу уста

******************************************************************************

Гипербола:

******************************************************************************

Литота:

********************** НЕТ ********************************************************

Оксюморон:

******************************************************************************

Перифраз:

******************************************************************************

Эпитет А) метафорический: небесное древо, незримые крыла, глухие длани

Б) изобразительный: весенний дождь, тяжелые тома, красный вечер, красные уста

В) лирический: дедовские могилы (т.к. обобщение)

******************************************************************************

Метонимия:

*************************** НЕТ ***************************************************

Синекдоха:

******************************************************************************

Поэтический синтаксис: А) градация: нет

Б) повторы: анафора: скучно

В) эллипсис: нет (не мысли, но факт)

Г) инверсия: см. текст

******************************************************************************

Рит. приемы: А)восклицание: Не разбудишь ты своим напевом

Дедовских могил!

Б) вопрос: нет

В) умолчание: Скучно мне с тобой, Сергей Есенин,

Подымать глаза…

Не изменят лик земли напевы,

Не стряхнут листа…

Русская литература начала XX века – явление странное, ни на что не похожее. Стихи или прозу любого автора этого периода – будь он эмигрант или художник советский – не сможет читатель понять так легко, как понимает Пушкина или Гоголя. Нет, разумеется, мы говорим не об общедоступности произведений гениев века XIX, а лишь о том, что в многоплановых их творениях всегда есть та внешняя часть, которая удовлетворит читателя поверхностного и явится дорогой к глубинам, к истинному содержанию произведения для читателя «настоящего». В творениях же века XX серебряного внешний план обыкновенно отсутствует. Произведение литературы первой четверти столетия – загадка. Более того, автор начала века – загадка не меньшая: что ни судьба, то легенда, рай для биографа, дающий возможность сочинить жизнеописание художника, отличное от многих подобных, но – так и не приблизиться к разгадке пути Мастера. Думается, эту разгадку следует искать в творчестве, а не теряться в глупейших предположениях относительно прототипов и событий, толкнувших творца на создание произведения искусства. Ведь именно в творчестве, как правило, и отражается весь путь поэта, писателя… В творчестве художник размышляет о судьбах искусства, обращается к себе самому как к части искусства. Ярко и оригинально выражены такие обращения в лирике С. Есенина, который не просто просматривается сквозь образ лирического героя, но называет своего собеседника: Сергей Есенин.

Скучно мне с тобой, Сергей Есенин,

Подымать глаза.

«Скучно» - это слово рефреном пройдет через шесть строф стихотворения. Ему, автору этих строф, надоело бессмысленно звучать вместе с поэтом Есениным. Что «ему» с того, что крылья взлетят и опустятся под высоким небом, и весенняя гроза с ее ритмом, звоном, запахами окажется заключена в результате волшебного взмаха в двух строках:

Проплясал, проплакал дождь весенний,

Замерла гроза.

Гроза поймана со всем ее глухим стуком капель по крышам – четкий рисунок повторяющейся группы [прапл] и одного [л] в конце первых двух слов – и особенностью последней капли, стекающей по стеклу – [рл] с переходом на [р] и [з] во второй из приведенных строк, - но что это дает? Этим «напевом» не разбудить «дедовских могил», не сотворить чуда…

Слово изменяет мир Поэта, не доносит его до читателя, упивающегося «красным вечером» стихотворения, но не видящего в нем Художника. Читателю нужен не поэт-человек с его переживаниями, а только поэт-творец «вечеров». Человек же способен «всколыхнуть» немногих других поэтов небольшого круга – автор не зря называет здесь две фамилии, еще более конкретизируя, сужая этот круг. А «других», не посвященных в творчество, «сон» поэта лишь «встормошит» отголоском той волны, что живет в стихах его. Но это безразлично уже Художнику, он видит бессмысленность искусства: ведь «все так же день взойдет с востока, так же вспыхнет миг»… Автору ясно, почему волшебные зеркальные «напевы» Сергея Есенина «не изменят лик земли»: уста поэта навсегда «пригвождены ко древу», к тому древу, которое во второй строфе предстает «небесным» - к вечности. Наряжая «сон» в слово, стихотворец обрекает его (сон) на жизнь «в томах тяжелых», а не в ветре. Книга «не стряхнет листа» с ветки, а ветер умрет в тяжелой словесной оправе…

Но автор не обвиняет поэта. Поэт не выбирает: путь предопределен.

Навсегда простер глухие длани

Звездный твой Пилат, -

и участь Художника – сочетание несовместимого всегда противоречие: ветер его снов неясен, а слова, понятные людям, способны нарисовать момент «сна», но не передать его движение – движение ветра…

И – пик стихотворения: автор его и Сергей Есенин сливаются в единое. Теперь строка звучит молитвой, а не рассуждением:

Или, Или, лама савахфани,

Отпусти в закат.

«Боже! Зачем ты меня оставил?» - эти слова кричал Иисус на кресте, эти же слова повторяет Поэт. Он молит о вечном закате, неизменяемом ничем земным, том самом закате, что у Булгакова назван «покоем» - просит о возвращении в истинный дом Мастера, Художника, Творца…

Путь художника перед нами – от юношеского восторга перед собственным могуществом до зрелого крика о бессилии. Остается лишь добавить, что стихотворение написано двадцатидвухлетним поэтом, который не только знал о предначертанности Пути, но и угадывал его – наверное, поэтому творчество Есенина, несмотря на раннюю его смерть не «раннее», а полное, и стихи двадцатых годов мы называем «зрелыми». Он знал и хотел успеть совершить все задуманное... Он успел все. И отправился «в закат», не прощаясь, но говоря: «До свиданья».