Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия

Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия

Ум и дела твои бессмертны в памяти русской

Н. Чавчавадзе

Малый театр. Гаснет свет. На сцене Виталий Соломин в роли Чацкого. Зал полон. В антракте горячо обсуждаются проблемы, поднятые А. С. Гри­боедовым в комедии “Горе от ума”. Девятнадцатый век, а сейчас кончается двадцатый. Но и сегодня “Молчалины блаженствуют на свете”, а у Чац­ких “горе от ума”. Почему же бессмертна комедия? Почему пороки не изжи­ты? Почему и сейчас лучшие умы России готовы воскликнуть: “Карету мне” карету!”? Спектакль окончен, но в памяти еще долго звучат обличительные речи Чацкого” блистательные афоризмы и вспоминаются уроки литературы, на которых мы решали проблемы: “Сломлен ли Чацкий?”, “Чем опасны Молчалины?”, “В чем загадка Софьи?”. Вспоминаются слова Пушкина: “О сти­хах я не говорю: половина из них войдет в пословицы”.

В небольшой по объему пьесе, где изображен всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затрагивает важнейшие во­просы современности: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении перед всем ино­странным. Автор освещает самые важные явления своего времени: борьбу двух жизненных укладов, столкновение “века нынешнего” с “веком ми­нувшим”. Грибоедов живо нарисовал в своей комедии фамусовскую Мос­кву, негодующе описал пороки общества, столпами которого являются Скалозубы, Хлестовы, Тугоуховские и Марьи Алексеевны. В доме Фаму­сова отношения построены на лжи и лицемерии. Софья искусно прячет от отца свой роман с Молчалиным. Фамусов скрыто ухаживает за Лизой. Ос­новные, их занятия — “обеды, ужины и танцы”. В дом, где все пороки завуалированы показной добродетелью, Чацкий врывается вихрем:

Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,

Верст больше седьмисот пронесся, -

ветер.буря;

И растерялся весь, и падал сколько раз —

И вот за подвиги награда!

Личное и общественное слиты в истории героев, в развитии сюжета “Горе от ума”. Смешные, уродливые явления жизни вызывают у автора осуждение, ошибки любимого героя — сожаление, незримое присутствие автора помога­ет нам правильно понять и осмыслить суть столкновения героев.

Комедия интересна именно тем, что судьба героев — это часть большой жизни. Конфликт между Чацким и его противниками — это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Эта борьба упорна, длительна.

Близкий автору герой любит, негодует, сомневается, спорит, терпит поражение, но остается непобежденным. Наоборот, отрицательные герой как будто одерживают верх: они остались, Чацкий уехал “вон из Мос­квы”. Но разве не чувствуется за этой внешней победой страх перед не­минуемым поражением в схватке с десятками Чацких:

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам.

Фигура Чацкого—центральная в пьесе, к его речам зритель прислу­шивается с особенным вниманием. Ведь он говорит то, что автор пьесы хочет сказать своим слушателям. Не случайно Чацкий так наблюдателен и хорошо понимает людей. Возвратившись из дальних странствий, наш герой видит, что в дворянской Москве мало что изменилось:

Дома новы, да предрассудки стары...

Чацкий возвратился на родину полный мыслей о свободе личности, ра­венстве, братстве. “По сей день везде, где требуется обновление, — по сло­вам Гончарова, — возникает тень Чацкого”. А я думаю о сегодняшней Москве, о сегодняшней России… Как никогда нам нужно это обновление, нам нужны люди, способные трезво и независимо мыслить, люди, которые видят пороки и противоречия современного общества и хотят бороться с ними. Это современные Чацкие.

А Чацкий Грибоедова — небогатый дворянин, отказавшийся от служ­бы. Почему же он “не служит и в том пользы не находит?”. Он так отвечает на этот вопрос: “Служить бы рад — прислуживаться тошно”. По его мне­нию, надо служить “делу, а не лицам”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”. Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком:

Но есть ли в нем та страсть, то чувство?

пылкость та?

Чтоб, кроме вас, ему мир целый

Казался прах и суета?

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

Чтоб мыслям были воем,

И всем его делам

Душою — вы, вам угожденье?..

Сам это чувствую...

Личная драма героя, страстность заставляют его с негодованием высту­пать против московских “тузов”, которые живут “на старших глядя”, ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. Тем и привле­кает нас Чацкий, что он не вздыхает, подобно Горичу, не болтает, как Репетилов, а смело бросается в бой за новое с отжившим, старым. И хотя ему приходится идти “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уго­лок”, не жалость, а восхищение вызывает у меня герой Грибоедова. Ведь как прав был И. А. Гончаров, когда писал в статье “Мильон терзаний”, что фигура Чацкого никогда не состарится, ибо “при резких переходах из одного века в другой —чацкие живут, и не переводятся в обществе, повто­ряясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым”...

При каждой схватке нового со старым вспоминаются бессмертные герои комедии Грибоедова. Она заставляет размышлять нас о том, как пра­вильно жить: вмешиваться ли в решение общественных вопросов, терзать­ся ли общим горем и несправедливостью — или “не сметь свое суждение иметь”. Развиваться, расти — или “твердить одну и ту же песнь”? Как относиться к своему народу, к России? Для меня современный Чацкий воплощен в личности Дмитрия Холодова, борца за правду в наше сложное время. Его решительность, бескомпромиссность заставили многих высо­копоставленных чиновников усомниться в своей безнаказанности. Такие люди, как герой Грибоедова, появляются там, где необходимо нравствен­ное очищение общества, где идет борьба с бюрократами и подлецами, рав­нодушными к судьбе отечества.

Образ Чацкого останется актуальным до тех пор, пока не переведутся вокруг нас Фамусовы, Молчалины, Скалозубы... Изменилась эпоха, ушли в прошлое герои комедии, а фигура Чацкого никогда не состарится, потому-что понимать жизнь, как Чацкий, — это счастье, трудное и красивое счастье человека, который не может жить спокойно, не может мириться с тем дурным, что осталось в наши дни. Современные Чацкие не мирятся с несправедливостью, с бесчестием, с безразличием, зовут к милосердию, предупреждают об опасности временщиков в любом деле, стараются сохранить национальную культуру. Они тревожат память, волнуют душу.