Символика романа Тургенева "Отцы и дети"

СИМВОЛИКА РОМАНА “ОТЦЫ И ДЕТИ”

В романе Тургенева “Отцы и дети” имеется сложная система символов. Она необходима для более точного раскрытия смысла произведения и характеров персонажей. В романе есть символы как отдельных людей, так и всего произведения. Тургенев дает боль­шую часть символов через слова Базарова, но есть варианты введе­ния символов через сны и обстановку. Но Тургенев далеко не первым стал использовать символику. До него ее использовали многие писатели. В частности, Гоголь использовал этот прием во многих своих произведениях, но особенно широко это проявилось в “Мерт­вых душах”, где все насквозь проникнуто духом христианства и го­меровского эпоса. Лермонтов также часто использовал символику в своих произведениях. Так, например, корабль из стихотворения “Парус” по сути и есть сам автор.

Главным символом романа является лягушка. В восточных ре­лигиях лягушка — это волшебное существо, поскольку ее квака­нье — это разговор с Богом, своим Отцом. Базаров говорит: “Мы с тобой те же лягушки”. Таким образом, в этой фразе заключен ос­новной мотив произведения — спор отцов и детей.

У многих персонажей есть собственные символы, которые рас­крывают их характер.

У Базарова это осина. Базаров рассказывает, что он любил в детстве сидеть над ямой около осины. Это дерево считалось дья­вольским, так как даже в безветренную погоду его листья дрожат.

Базаров сравнивает себя с червем. Это вполне к нему подходит, поскольку червь сначала ползает, вызывая отвращение к своему виду, пока не придет время превратиться в бабочку, тогда он окук­ливается, а затем вылезает из старой оболочки в виде бабочки и уле­тает. Так и Базаров ходит по земле, и многим он не нравится. Он считает, что он нужен обществу, но перед смертью говорит, что “нет, видно, не нужен”, а значит, пора умирать, поскольку человек живет только тогда, когда он кому-то нужен. И вот Базаров умира­ет, то есть переходит в стадию окукливания, а затем, когда его хо­ронят, его душа, словно бабочка, отлетает от тела.

Николая Петровича Базаров сравнивает с божьей коровкой. У Николая Петровича, правда, много общего с этим насекомым: они оба спокойные и добродушные существа. Но высоко не летают.

Символом внутреннего мира Николая Петровича является его сад. В нем не прижилось ни одного полезного растения. Только си­рень и акация, которые просто приятны для взора, но бесполезны для жизни. У Шекспира есть знаменитые слова из “Отелло”:

“Душа — это сад, а садовник в нем воля”.

Во сне Базарова Павел Петрович превращается в лес — символ природы. Для Базарова Павел Петрович является преградой. Через весь роман проходит мотив их спора. Поэтому этот символ вполне обоснован.

Аркадий в корне отличается от Базарова. Катя говорит Арка­дию, что Базаров и Одинцова хищники, а они ручные. Поэтому его символом не может быть какое-то опасное животное. Его символ — это зяблик, так во время его разговора с Катей над ним в унисон ему поет зяблик. В имени Аркадия также сокрыт смысл его харак­тера, поскольку в Греции существовала область, называемая “Ар­кадия”. В мифах считалось, что люди там находятся в беззаботном блаженстве и горе никогда их не посещает. Аркадий подобен воску, любая сильная рука может вылепить из него то, что захочет. После свадьбы он обретает свою “Аркадию”.

Имя Екатерина означает “чистая”. Это имя также влияет на Катю. Она святая и возвышенная по характеру. Поэтому ее симво­лом является ясень — дерево “светлое” и “чистое”. Под ним проис­ходит беседа Аркадия и Кати. И Катя чиста от всяких загадок, во­просов.

Таким образом, зяблик, поющий на ясене, — это беседа Кати и Аркадия.

Павел Петрович сравнивает княгиню Р. со сфинксом. И это верно, ведь у нее есть загадка, которую Павел Петрович не может отгадать и поэтому умирает духовно. Потому что если человек не отгадывал загадку сфинкса, то сфинкс его съедал. Но загадка не ос­тается неразрешенной. Ее отгадывает сама княгиня Р. Она пишет Павлу Петровичу: “Крест — вот разгадка”. А поскольку загадка была разгадана, она не может не умереть. Ведь если загадку сфинк­са разгадать, то он умирает.

Одинцову также можно сравнить со сфинксом, так как вокруг нее витает ореол таинственности. И она тоже побеждает Базарова. Как будто лягушка съедает червяка (мы все лягушки, по мнению Базарова).

Из сна Базарова мы видим, что символ Фенечки — это кошеч­ка.

В произведении важным символом является крест. Мотив крес­та появляется во многих сценах. Это и кресты на церкви, и крест на могиле Базарова, но самым важным моментом, в котором появ­ляется крест, является крест на кольце со сфинксом. Крест — это вообще очень сложный символ, имеющий очень много значений. Это символ человека, так как на кресте распинали людей, и чело­век с распростертыми руками напоминает по форме крест. В этом, возможно, была разгадка княгини Р., так как разгадкой сфинкса и мифа о царе Эдипе был человек. Крест также означает стремление к Богу, уход от земной жизни. Это и символизирует крест на моги­ле Базарова. Ведь к концу жизни он “сжег все, чему поклонялся, поклонился всему, что сжигал”, как говорит герой другого романа Тургенева — Лаврецкий.